Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя...», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии...». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются . Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...». На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да исполнится Отчее благоволение...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Израиля столпом...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец : «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-17/

В том и другом случае, на часах нет псалмов, кроме обычных. Если не настаивать, чтобы Псалтырь вся читалась в одну неделю, можно провести другую комбинацию. Вместо целой кафизмы, указанной в уставе, читать одну неделю первую славу, во вторую седмицу вторую славу, в третью – третью, и опять сначала. Это очень практическая комбинация, которая на , сокращает чтение кафизм. Если при этом следовать тому же правилу, пропуска литургийных псалмов, то время чтения кафизм сократится почти вдвое. Наконец, можно, не делая пропуск, разделить чтение кафизм на четыре, или даже на восемь (по числу гласов) недель, и тогда на вечерни кафизмы не будет, а только одна на утрени, равная одной славе. Это минимум, далее которого идти нельзя. При такой комбинации на вечерни, тотчас же по предначинательном, идут псалмы на Господи воззвах: 103, 140, 141, 124, 116. Затем, в конце вечерни, 122-й и 33-й. На утрени, после шестопсалмия, указанная на день и глас слава, равная приблизительно в среднем трем псалмам. После неё 50 псалмов канона и три псалма хвалитных. Итого только за всенощной, при этой минимальной раскладке, все же будет стихословиться целых 20 псалмов. Кроме того, 12 псалмов на часах, 1 на повечерии и 5 на полунощнице (считая по греческому начало утрени за часто полунощницы) и 2 изобразительных, на литургии еще 20. Итого в день сорок псалмов. Кажется, что этого количества вполне достаточно даже для клириков? Если найдутся желающие уменьшить и это количество, то мы можем указать им следующий способ. Во-первых, как и в прошлых комбинациях, выпускать из «славы» повторные псалмы, а во-вторых, прочитывая раз в неделю, в воскресенье, все псалмы полностью, в остальные дни недели чередовать псалмы шестопсалмия, хвалитен и Господи воззвах, по одному, и по одному псалму (последнему), вместо трех, читать на часах. Тогда в буднях окажется не более 20 псалмов, вдвое меньше. Предлагая эти рассуждения собору, прибавлю, что я бы не затруднился принять именно этот предел за норму, но лишь для домашнего богослужения, и для домовых церквей, где служба ежедневная. В приходах же всего важнее эта же комбинация в первоначальном виде при полном ежедневном исполнении обычных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

С Колумбаном сходен Донат, только он делит для будней год на две равные части по равноденствия, а для суббот и воскресений с 1 февр. Постепенно уменьшает число псалмов с 60 до 36; с мая до октября 36 псалмов; это число к ноябрю возрастает до 75 и таким остается до февраля. Фруктуоз впервые делит ночную службу на три части, как они делится ныне в Римо-католической Церкви: «вставши пред полуночью, пусть исполнят (recitent) по хорам по 12 (duodenos) псалмов; отдохнули немного, в полночь пусть совершают службу, на которой поется 3 респонсория (следовательно, вероятно и чтения) на 3 отдела псалмов так, что за произнесение 3-х псалмов следует один респонсорий, и таким образом с 3 респонсориями поется 12 псалмов; после же полуночи, если время зимнее, все садятся, и один, сидя в середине, читает, а аббат или начальник в речи своей объясняет читаемое непонимающим и в заключение опять пропевши 12 псалмов, идут немного поспать до утрени (Laudes)» (гл. 3). О воскресных бдениях Фруктуоз не говорит. По Магистру «на ноктурнах аббат произносит стих отверзения (apertinonis, т. е. Господи устне мои отверзеши), респонсорий молитвы (судя по Венедиктову уставу пс. 94), затем зимою 12 антифонов без аллилуиа и респонсорий (следовательно, должно быть и чтение) без аллилуиа, как и всегда по исполнении Псалтири (currente dumtaxat psalterio); затем другой респонсорий уже с аллилуиа, так чтобы было 16 начал (impositiones: 2 в начале + 12 пс. + 2 респ.; по Мартену — интонации), чтение апостола, чтение Евангелия, которое всегда творит аббат, в отсутствие же его препозиты по очереди; затем стих и Rogus Dei (молитва); к конце каждого псалма молитва (гл. 44, 33); по все же воскресенья все антифоны и респонсории говорятся с аллилуиа до ноктурны понедельника и не преклоняют колен» (гл. 45). Утреня (Laudes) в западных монастырях С ночною службою стояла в тесной связи, хотя являлась самостоятельно службой, утреня (matutinum), называвшаяся по ее псалмам «Хвалите Господа с небес» и следующими Laudes или ad Laudes (=Хвалитные).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Так что в Богослужебном уставе все оправдано. 4 . Читаются кафизмы по особому уставу, отличному от того, о котором рассказано раньше. Служба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. Однако седальны на утрени по кафизмах бывают всегда: после 1-й кафизмы – седальны Октоиха (зри Приложение к Триоди); после 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди данного дня. То есть чтобы отыскать седальны после 1-й кафизмы, необходимо заглянуть в конец Постной Триоди и найти в Приложении нужный седален в соответствии, во-впервых, с гласом Октоиха, а во-вторых, в соответствии с днем седмицы. А вот седальны второго и третьего стихословия находятся в основном тексте Триоди, а не в Приложении. После псалма 50, который всегда читается по окончании кафизмы утрени, читается первая литийная молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» (диакон читает ее перед иконой Спасителя, а если диакона нет, то иерей). Затем хор поет «Господи помилуй» 12 раз. Возглас «Милостию и щедротами». Мы привыкли к тому, что подобный участок Богослужения свойствен праздникам – по будням этого нет в дни Великого Поста. А вот если утреня полиелейная или воскресная, это появляется. Здесь происходит как бы опрокидывание наших обычных понятий: служба отнюдь не праздничная, скорее наоборот, и тем не менее – «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Милостию и щедротами». Дело в том, что эта молитва восходит к литии, которая совершается на всенощном бдении (или иногда на великой вечерне), а мы уже говорили, что лития – это отнюдь не праздничная часть службы, не второй полиелей, а наоборот – моление покаянное, а оно особенно уместно в будничные дни Великого Поста. На праздники же, в полиелейные дни, «Спаси, Боже, люди Твоя» появляется лишь как «повторение» литии. Ведь если на бдении полагается елеопомазание, то оно совершается после отпуста утрени, согласно уставу. После елеопомазания произносится заключительная молитвалитии: «Владыко Многомилостивый», то есть получается, что весь канон утрени, хвалитные стихиры, славословие и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее переходим к стихирам, к хвалитным псалмам и стихирам на Хвалитех 182 . А если день посвящен какому-либо святому, то как они хороши! Они должны занимать особое место в нашей душе, и стоит следить внимательно за их пением. А еще лучше, если мы накануне или заранее, еще до службы в храме, прочтем полунощницу, кафизмы Псалтири – все, о чем я только что сказал, и уже будем знать, что происходит в храме. Мы достигли конца, сугубой и просительной ектений, которые есть бурное проявление движения сердца и выражение чувства нашей священнической ответственности перед полнотой Церкви. Мы должны на самом деле молиться в это время и предстоять перед Богом как посредники, которые возмещают этими молениями разрыв между землей и Небом, между падшим человеком и человеком, принявшим Бога. Мы должны с особым жаром произносить молитву главопреклонения утрени, равно как и вечерни 183 , потому что они чудесные, и никогда нельзя их опускать, даже если по каким-либо причинам мы не смогли прийти в храм. Их чтение возьмем себе за ежедневное правило – не важно, были мы в храме, или нет. Далее – первый час, который теряется в приготовлении к литургии, и кажется элементом, который можно бы и не совершать. Если нам удастся достичь умиротворения и сосредоточенности при входе в храм, то мы прекрасно можем и готовиться, и выстоять первый час, и пребывать в устремленности горе, в искании Божественного света: «Христе, свете истинный» 184 , «просвети мои мрак», «возсияй в сердцах наших» 185 . Эти слова реально должна произносить наша душа. Да отверзутся наши уста для славословия Бога и беседы с Ним на литургии. И на самом деле необходимо, чтобы Господь просветил глубины нашего сознания Своим светом. Этот свет есть не просто некое мистическое понятие, не наше нравственное бодрствование и не улучшение нашего характера, не благочестие и не слезы, но реальное посещение Бога, которое мы сознаем подобно ожиданию, аскезе и трудам, которые претерпели за Бога. И таким вот образом мы готовимся к тому, чтобы предстать пред лицом Бога, чтобы переступить порог Его Царствия и отворить дверь, дабы увидеть в Троице воспеваемого и действуемого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Необычность положения [ У10 ] в ГИМ. Воскр. 8 и РНБ. Соф. 526 говорит, на наш взгляд, скорее о недавней интерполяции этой молитвы в уже существующий комплекс, чем о ее сознательном перемещении в рамках последования. Таким образом, среди выделенных выше шести Служебников с нерегулярностями в чине утрени первые четыре содержат раннюю или промежуточные редакции чина. Остальные рукописи, исключая списки с лакунами, судить о которых затруднительно, уже содержат чин утрени в дополненной и стабильной редакции из двенадцати молитв. Сказанное относится и к РНБ. Q. п. I. 67 и РГБ. Рогож. 566 несмотря на то, что в них [ У10 ] также перемещена – но не на позицию после [ У11 ], а на позицию после [ У4 ]. Положение [ У10 ] между [ У4 ] и [ У5 ], в отличие от положения после [ У11 ], полностью соответствует последованию студийской (и, шире, византийской монастырской) утрени, где между пятидесятым и хвалитными псалмами расположен пространный гимнографический канон, с которым и можно пытаться соотнести молитвы [ У5 ]–[ У8 ]. Таким образом, чин утрени в РНБ. Q. п. I. 67 и РГБ. Рогож. 566 отражает не интерполяции при переходе от краткой редакции к дополненной, а попытку сознательного усовершенствования уже сложившейся редакции из двенадцати молитв, предпринятую уже после формирования последней. Наш вывод о сознательном перемещении [ У10 ] в РНБ. Q. п. I. 67 и РГБ. Рогож. 566 подтверждается тем, что в РГБ. Q. п. I. 67 перед [ У11 ] сохранилось заглавие [ У10 ], хотя сама молитва выписана перед [ У5 ]. Таким образом, древнейшая русская редакция чина утрени предполагала наличие сравнительно небольшого числа молитв (в РНБ. Соф. 518 – семь молитв и главопреклонная), но не позднее рубежа XIII–XIV вв. она начала пополняться другими молитвами, пока не приобрела следующую стабильную форму: [ У1 ]–[ У8 ], [ У10 ]–[ У12 ], [ ГУ ]. Стабилизация комплекса священнических молитв утрени имела место одновременно с формированием чина вечерни категорий II и III. Уже в рамках стабильного комплекса молитв утрени могли происходить небольшие изменения в форме дополнения чина рубриками (см. ниже) и перемещения [ У10 ] на позицию, более соответствующую ей в чине студийской утрени. Среди тех рукописей, которые содержат варианты чина утрени, предшествовашие формированию поздней стабильной редакции, – Служебники РНБ. Соф. 518 и ГИМ. Воскр. 8. Эти же рукописи, как было показано выше, отражают и наиболее раннюю древнерусскую версию чина вечерни, и архаичный состав комплекса суточных служб в целом. Таким образом, результаты нашего анализа разных частей этого комплекса подтверждают друг друга. V. Рубрики вечерни и утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

По третьей, шестой и девятой песне канона произносятся малые ектеньи для возбуждения молитвенного духа в предстоящих. Стихиры на хвалитных. После канона поются три предпоследних псалма, возбуждающие все творения Божии к прославлению Господа. «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, содержащие в себе также восхваление Господа, и потому называющиеся стихирами на хвалитных или стихирами хвалитными. § 40. Великое славословие . После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. По отверстии царских врат священник полагает ему начало возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности настоятель произносил сии слова к собранию верных, когда, по всенощном бдении, видел, что заря занималась на востоке. И христиане, прежде нежели разойтись им, исповедовали еще однажды в едином великом славословии Божественную славу Искупителя. Оно начинается словами Ангелов, прославлявших вифлеемского Богомладенца: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» 9 состоит, преимущественно, из молитвенных воззваний ко Господу Иисусу Христу и оканчивается трисвятой песнью: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Славословие это употребляется Церковью с древних времен: о нем упоминается уже в Постановлениях апостольских и в письме Плиния Младшего к Императору Траяну. После великого славословия произносятся ектеньи: сугубая, просительная и утреня во всенощном бдении заканчивается отпустом 10 . § 41. Час первый . За утреней во всенощном бдении следует чтение первого часа, так как в первые времена христианства всенощное бдение, начинаясь ночью, кончалось к рассвету дневному, считавшемуся тогда первым часом дня. В псалмах, читаемых на этом часе (15, 89 и 100), слышится, вопервых, молитва Давида к Господу, заутра услышать глас его и исправить путь его пред собою с обетами свято и непорочно провести наступающий день; а, вовторых, молитва Моисея, Божьего человека, о научении пользоваться днями краткой человеческой жизни для приобретения сердца мудрого и споспешествовании нам в деле рук наших. В конце первого часа священник выходит из алтаря и произносит молитву, чтобы Христос, истинный свет, отразил бы и на нас свет Своего лица и соблюл бы стопы наши к деланию заповедей Своих. Клир поет на это победную песнь Богородице, как избранному воеводе, моля Ее избавить нас от всяких бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В субботу мясопустную совершался обряд общего поминовения умерших. Он имел место в конце утрени, после 9-й песни канона, для чего все выходили в покоище братий [на монастырское кладбище: покоище – κοιμητριον – усыпальница, кладбище; по Начертанию – «ες τος τφους τν δελφν»]. Служба здесь начиналась пением хвалитных стихир и затем стиховных заупокойного содержания; далее следовала заупокойная ектенья и отпуск. В этом обряде мы имеем образчик той же заупокойной литии, что и в предшествующее воскресенье, только в субботу мясопустную она происходила несколько ранее и отправлялась более полным и торжественным образом. Тот же обряд полагается справлять и в субботу пентикостии. День этот; считался праздничным, и в Синод. уставе 330–380 его назначается «праздновати всем отинудь». В неделю мясопустную и сыропустную отменяется лития или исхождение в крило церковное после утрени, и кроме того, как в эту, так и сырную неделю, не поются стихиры и канон святым, т.е. отменяется служба по минее. В среду и пяток сырной недели положена литургия постная, которой предшествуют часы. В Типографском уставе записано в этот день следующее: «по отпущении обедняя идут на трапезу и ядят сыр и яйца и рыбы, сице же и в пяток». В неделю сыропустную «изменяются лежащая индития на святей трапезе и полагается постная». Служба в понедельник первой седмицы поста начинается утреней, которая поётся позже «ради вечернего утешения» 131 , именно – в начале 1 часа – и состоит из шестопсалмия и трёх кафизм; по первой – седален в октоихе, по второй – «тропарь дневной иже в пармии тритек.», т.е. тропарь пророчества на паремии 6-го часа. Третий и шестой час соединялись в одну службу, которая называлась тритекти (см. нашу статью о песненном последовании). По третьей паремии седален в триоди св. Отца (т.е. Феодора Студита ), который поётся по разу певцом и людьми. Затем «певец говорит стих, а людие седален». Вместо канона поются два трипеснца Иосифа и Феодора по 10 стихов на каждой песни. На стиховных по хвалите Господа стихира подобна Феодора Студита и затем самогласная, мученичен и богородичен. О великом славословии не упоминается. Первый час поётся «оприснь» (отдельно) заутрени, уже светающего дня, третий – в начале 3-го, шестой – в начале 5-го, девятый – в начале 7-го; на 9-м часе упоминается чтение, вероятно не паремий, а из слова Анастасия мниха Синайской горы от 6-го псалма, или из Ефрема Сирина . Эти чтения положены на первом и девятом часе в первую неделю. Затем следует вечерня и литургия постная, на которой братия приобщались Св. Таин и по окончании её входили на трапезу для обеда, как и в прочие дни первой седмицы. После небольшого промежутка (мало посидеть) – павечерница, к которой клеплют «прежде захода солнца». В следующие дни утреня начинается ранее, – в конце 3-го часа ночи и продолжается до 10-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

«Благодарность»... Нужно ли о ней, о необходимости ее, о естественности, о желании ее говорить? Казалось бы, после такого ожидания и приготовления, после такой милости, какой сподобились причастившиеся, и вообще после такого длинного подготовительного Богослужения в несколько часов, да, именно часов, каковыми являются в сущности все предварительные службы, то есть и вечерня, и утреня, и часы, и затем вся так называемая литургия оглашенных, и даже значительная часть самой литургии верных; после всего этого – может ли не быть и часть последующая? Ответ, по-видимому, предполагается положительный: да, она должна быть! И разумеется. Но вопрос в том, насколько значительна должна быть эта часть? Подготовительная занимала несколько часов. В древнее время богослужение совершалось ночью и беспрерывно шло, заканчиваясь Евхаристией. Сколько же времени должен занять теперь конец, заключительная часть? Пожалуй, можно подумать, что конец будет не малый, во всяком случае не будет почти незаметным. И почти все другие службы теперь имеют и свой подъем, и свою вершину, а потом – постепенное уступление. В вечерне конец начинается уже со «Сподоби, Господи», а там далее: «Исполним вечернюю молитву», стихиры на стиховне, тропарь, сугубая ектения и отпуст. Это все ниспадание. Вершина – вход, прокимен и (если есть) паримии, то есть чтение Священного Писания Ветхого Завета. На утрени центр с «Хвалите» – до Славословия, а затем опять заключение, постепенно убывающее: ектении, отпуст и 1-й час. И опытный знаток богослужения знает, что после великого Славословия психологически оборвать утреню невозможно: слишком много радости было в средней, центральной части, закончившейся поднимающими хвалитными стихирами и Славословием... Даже и 1-й час различно на практике читается: где сокращенная всенощная, там 1-й час «дьячки» начинают с молитвы «Святый Боже», а то даже и с «Господи, помилуй» – 40 раз, и далее. А где служба совершается полнее, там читается весь 1-й час, но с выпуском двух первых псалмов, а прямо после «Приидите, поклонимся» – «Милость и суд». Но где богослужение, как в монастырях, например, исполняется по уставу, почти целиком, там явно ощущается необходимость читать и два опускаемых псалма: есть потребность постепенно, не спеша, успокоиться от подъема, чтобы выйти из храма домой умиренным и ровным, но с полученным богатым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 146 Как сей, так и предыдущий (145-й) и все последующие пять псалмов, уже не имеют в надписании слова «псалом», а только Аллилуиа , и есть также один из хвалитных псалмов, как об этом сказано в предисловии к псалму 145. Пс.146:1 Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. Приступая к составлению псалма сего, псалмопевец прежде всего призывает народ свой к похвалению Господа и говорит, что хвалить или прославлять Господа есть дело доброе: яко благ псалом. Слово благ в отношении к слову псалом нужно понимать не как эпитет, поясняющий или указывающий на качество предмета, а как сказуемое, говорящее о существе предмета, свидетельствующее о его достоинстве. Будем, говорит, петь хвалебную песнь Богу так, чтобы это хваление Его было и нам приятно и полезно, и Богу угодно, чтобы оно вполне соответствовало и величию существа Божия, и нам приличествовало, как достойным чтителям своего Бога. Пс.146:2–4 Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их, изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. В этих стихах псалмопевец указывает на великие дела Божии и милости Его, соделанные для народа, чтобы из сего указания видно было, за что особенно, за какие милости люди должны славить и благодарить Господа Бога достойными Его похвалами. Господь Бог основал Иерусалим, как место, предназначенное Им же Самим для прославления святого имени Его (зиждай Иерусалима Господь); Он же и восстановляет его после того, как долгое время город сей пребывал в развалинах. Он же собирает (в славянском переводе будущее время: разсеяния Израилева соберет, – поставлено вместо настоящего) изгнанников Израиля. По разрушении Иерусалима Навуходоносором, иудеи отведены были, как пленники, в Вавилон, но не все, а многие из них были разсеяны по разным областям Мидо-Персидского царства, где они приобрели оседлость, и затем потомки плененных, получив право возвращения в Иерусалим, неохотно и не скоро собирались в свое отечество. Изгнанные из отечества и принужденные жить в чужой земле, иудеи претерпевали многие скорби, но Господь всегда находится «близ сокрушенных сердцем» ( Пс. 33:19 ), каковыми и сделало тогда иудеев тяжкое бедствие изгнания их из своего отечества и пленения в чужую землю. И вот, в утешение возвратившимся из плена потомкам их, псалмопевец говорит: «Господь исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их. Исчисляет количество звезд, всех их называет именами их» (пер. с евр.). Как врач делает перевязку ран тяжко больным, так Сам Господь обязует и исцеляет сокрушенных сердцем. Как премудрый и всемогущий Творец неба и земли, Он знает точное расположение звезд на небе, и какое каждая из них имеет назначение и цель. Если все это Ему известно, то тем более известно положение каждого из невозвратившихся еще из плена иудеев, которых Он соберет и сокрушения которых исцелит, и разрешит их от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010