Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 V. Армянская Церковь 1. Страна и народ Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Како же Святителя великого града Рима сопрестолники и единомысленники Святых Апостол хулет, зане две естестве и две действе, и две хотении о Христе проповедаше, и благочестие их нечестие именуют, а исповедание их отвржение, а правоверие их зловерие глаголют, и проклинать их нечестивно не ужесаются; аще бо Соборная Церкви и Апостольская и Святители ея в ересь впадоша, яко же Христоборци Армени глаголют, хулеще, явно глаголют, яко Христос ложь есть; аще же Христос ложь несть, яко Бог истинен и Церковь его Соборная и Апостольская правоверную веру држит и проповедает со всеми своими Святители, проевленно, яко Евтихия, и Диоскор, и Тимофей, Елурь, и Петр Пелилкин (Бе....?) Иулиян, и единомысленники их, Армен ученици и нечестие их и отвржение, еретици суть, и хулници, и Христоборци, и зловерники, и яко же Иуду Апостола, суща от двоюнадесете, предателя Христова диявол сотворив пожерл, так же и сия нечестивыя Армены, от 12 езыков верующих во Христа отдрав и предателе и отметникы от Право- славныя веры сотворив, яко ж лев пожре я той же диявол лукавый, иже толикия ереси и отвержение хулы всея в них и своему отступлению их научи, вси бо их старыя книги две естестве и две действе о Христе проповедают и страстна плотию и бестрастна Божеством его являют, и новые их ереси обличающе, являются отметникы Христова воплощения, кривописатели святого Евангелие и сопротивныя враги и сопостаты всим Свидетелем древним, Греческим же и Арменским, тем же велми по правде и зело по истинне ото всех езык, верующих во Христа, всегда наследуют анафему. Ужеснися небо и земля вся вострепещи о дерзости Богоборцев и Христу врогов, нечестивых Армен; услышите сия все, иже со Армены любовь творяще, исправитесь и отбегайте от Армен, яко от Жидов и яко от Манихей, яко от антихрист, да не погибните с ними, с нечестивыми; услышите сия, иже сия со Армены едущеи и пиющеи, лютого ответа ото всех Святых, яко Христови есте врязи, акы их подобает проклинать: Армены, яко нетленномнители, да будут прокляты; яко едино действо и естество о Христе хулеще, да будут проклети; яко едино действо о Христе проповедающе, да будут проклети; яко едино хотение и едину волю о Христе проповедающе, да будут проклети!–Того же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Русского Хронографа редакции 1601 г. в «Просветитель литовский» перешли основополагающие для средневек. рус. мысли антикатолич. сочинения: «Сказание об отпадении латин» и «О латинских ересях» («Прение Панагиота с Азимитом»), «Повесть Симеона иерея, суждальца, како Римский папа Евгений составлял осмый собор со своими единомысленники». Из Хронографа заимствована антипротестант. ст. «О Мартине Люторе и о его ереси». Заметное место в «Просветителе литовском» заняли взятые из Хронографа произведения, критикующие вероучение и практику Армянской Церкви (негативное освещение разных ветвей христианства усиливало мысль об исключительности рус. Православия). Антиарм. часть сборника была представлена статьями «Прение св. Илариона Меглинского со армены» и «О арменской ереси», восходящими к 189-й гл. Хронографа, но имевшими и самостоятельное хождение в рукописной традиции. В «Прении... со армены» критикуется монофизитство Армянской Церкви. Разд. «О арменской ереси» в «Просветителе литовском» состоит из неск. сочинений: «О Лине, учителе арменском», «О арменском дыбании», «О посту арменском арцыурцове». В «Просветитель литовский» также вошло «Прение св. Илариона Меглинского с манихеи», сопутствующее в Хронографе «Прению... со армены». Кроме того, из Хронографа было заимствовано «Родословие Святыя Богородицы», продолжившее тематику последней главы «Книги о Троице», посвященной Богоматери. «Просветитель литовский» открывается хронографической по происхождению ст. «Изложение о вере». В результате соединения всех названных полемических текстов сложился первоначальный вариант «Просветителя литовского», состоявший из 31 главы. На 2-м этапе текстологической переработки в «Просветитель литовский» были включены 2 хронографические статьи: «О еллинских мудрецех, иже отчасти пророчествоваша о Христе» и «О пророцех, иже пророчествоваша о Божестве и о Христове Рожестве». В такой редакции сборник продолжал расширяться за счет различных сочинений. Тот вариант сборника, который лег в основу «К. к.», включил следующие дополнения: краткие святоотеческие учительные и катехизические тексты, индексы ложных и истинных книг, соч. «Ереси римские» и перевод с «простой мовы» «Казанья об антихристе» Стефана Зизания (Вильно, 1596) (см. в ст. Зизании ). Сочинение Стефана Зизания являлось толкованием 15-го огласительного поучения свт. Кирилла , еп. Иерусалимского; при переводе с «простой мовы» на церковнослав. язык имя Стефана Зизания было снято и в заголовке осталось лишь имя свт. Кирилла Иерусалимского.

http://pravenc.ru/text/1840465.html

И.В. Полянский 1.3. В деревне Митицыне и соседних Проводив Ивана Яковлева, мы пошли в Митицыно; пришли к старшине. Старшина ходил приглашать народ на беседу. Иные отказывались работой, иные малограмотностью; но все же пришло до десятка мужиков и несколько женщин. Из старообрядцев пришел Никита Тихонов, по Спасову согласию, – «Митицынский поп», как его мне называли. Никита – небольшой мужичок, такой тихоня... Слова у него мягкие, слащавые, вкрадчивые; голос – нежный; в разговоре он все оговаривается, что не надо горячиться, а надо беседовать тихо, по-Божьи. И мы, действительно, беседовали с ним мирно о разных предметах; другие внимательно слушали нас. Вдруг прибежал Кирьяк, мой старый знакомец (по великопостной поездке в Домшино). Он прибежал прямо с пашни, только что успел дома отпрячь лошадь. Поздоровались. Кирьяк Платонович сейчас принял участие в беседе, и она получила другой характер. Кирьяк говорил с жаром и увлек даже тихоню Никиту Тихонова. В чем, казалось, и смягчился прежде Никита, как будто сдался совсем, Кирьяк вновь подогрел в нем прежнее, и он запел свое. Часа два пробыл Кирьяк, и вот что интересного было в беседе с ним. Его особенно занимает вопрос: зачем великороссийская церковь не перекрещивает католиков? Ему кажется, что их непременно надо бы перекрещивать. Я, на основании Деяний Московского собора 1867 г., ответил ему, что решение Филаретовского собора о крещении латинян не справедливо. Кроме того, я старался втолковать ему, что крестим ли мы католиков, или нет, это нисколько не может служить оправданием его отделения от церкви. Если он не хочет соединиться с великороссийскою церковью из-за того, что мы не перекрещиваем католиков, то что же мешает ему соединиться с церковью греческою? Она поступает в отношении к католикам так, как Кирьяку желательно, т. е. снова их перекрещивает. Но, присоединившись к греческой церкви, он присоединился бы и к нашей: ибо у нас с греками вера одна, церкви наши, великороссийская и греческая, составляют одну греко-российскую, православную церковь . А что есть разница в чиноприеме католиков между нами и греками, так это не должно бы смущать старообрядцев: ибо они должны знать, что, например, при св. Киприане, епископе Карфагенском, в Африканской церкви многих еретиков перекрещивали, а в Римской не перекрещивали, – но и Африка и Рим были тогда вполне православны, и вера была одна и там, и здесь, несмотря на различное решение вопроса о принятии еретиков. И даже в одной и той же церкви разные иерархические лица по-разному решали этот практический вопрос о принятии еретиков. В Кормчей, в ответах Тимофея пресвитера, вот что говорится: «Зрим же ныне в великих и соборных церквах, рекше патриархиях и в митрополиях и прочих, яко армены и яковиты, и несторианы и прочие безглавные и подобные им, обращающиеся в православную веру, божественным миром помазуют, а не крещают, творят же их проклинати начальники их, и се вообразися ныне вин ради благословных и нужных; неции же совершенно крещают армены».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При жизни апостолов и были такие еретики, каковы: симониане, менандриане, николаиты, павликиане, савеллиане, манихеи, фриги (последователи учения Монтана) и другие, которые содержали веру не по Христову и апостольскому учению, а по своему разуму, а потому и крестили не по Господню повелению в три погружения с произношением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а различно. Симон волхв «тайну св. Троицы о себ изложи» (Феатрон, лист 126). Менандр утверждал подобно сему, что он спаситель и что крещение в него делает людей бессмертными. Евномиане, савеллиане, павликиане и фриги крестились в одно погружение (Феатрон, лист 161), причём последние крестились во имя Монтана (толкование на 1-е правило Василия Великого , Кормчая, лист 224). Таких-то вот еретиков, согласно 46 и 47 правил святых апостолов, отцы I Вселенского Собора правилом 19-м, II-ro правилом 7-м и VI-ro правилом 95-м положили перекрещивать. В половине третьего века появились новые еретики наватиане, или «чистые», которые хотя крестили и по Господню повелению, но вносили излишнюю строгость в церковную жизнь. Относительно чиноприёма их возникли споры ещё до Первого Вселенского Собора. Некоторые частные восточные церкви, во главе о Карфагенским епископом святым Киприаном, настаивали на перекрещивании их, но Римский епископ Стефан и другие отцы утверждали, что крещение, совершенное в три погружения во Святую Троицу, не должно быть повторяемо. Первый Вселенский Собор правилом 8-м постановил принимать наватиан без перекрещивания. Таким образом, Первый Вселенский Собор решил вопрос не в пользу святого Киприана. Стоит приметить, что неправильное с точки зрения вселенской церкви требование святого Киприана не считалось ересью. Такой же способ принятия наватиан установлен правилами последующих соборов (Лаодикийского 7, Вселенских II – 7; VI – 95), Несториан, евтихиан, севириан и других, подобных им, в правиле 95-м VI-ro Вселенского Собора повелевалось помазывать святым миром, а толковник того правила (Алексий Аристин, живший спустя 600 лет), следуя обычаю своего времени, велит принимать перечисленных еретиков уже 3-м чином, то есть через одно покаяние и отрицание ереси. Это показывает, что способ принятия одних и тех же еретиков, даже в древней церкви, существовал различный. Что и видим мы из ответов Тимофея пресвитера, помещённых в книге Кормчей: «Зримъ же нын въ великихъ и соборныхъ церквах, рекше и и прочихъ, яко армены и яковиты и и безглавые и подобныя имъ, въ православную вру, божественнымъ мромъ помазуютъ, а не крещаютъ, творятъ же ихъ проклинати начальники ихъ, и се вообразися нын винъ ради благословныхъ и нужныхъ; нкоторые же совершенно крещаютъ армены» (Кормчая, лист 636). Отсюда явствует, что вопрос о принятии в церковь от ереси приходящих не есть догматический, и церковь в этом случае, к пользе церковной, может решать его различно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Наряду с этим на Руси появилась и церковно-полемическая литература, направленная как против еретиков-павликиан, так и против представителей Армянской Церкви: послание игумена Киево-Печерского монастыря прп. Феодосия князю Изяславу Ярославичу (1069 г.), статья Никоновской летописи «Прение святаго Илариона со Армены» (1114 г.), статья «Об арменской ереси» в рукописном сборнике Софийского собрания, заметка в письме митрополита Киевского и всея Руси Киприана к игумену Высоцкого монастыря Афанасию «о некоих потребных вещах» (1390–1405 гг.) и др. Полемика велась против вероучения двух конфессиональных групп армян (например, это ясно отражено в Никоновской летописи в споре св. Илариона «со Армены»): первая группа оппонентов – манихеи павликиане, которые, как известно, отвергали церковное вероучение и обряды, почитание креста (и икон) и т. д. Вторая группа оппонентов, как видно из текста, принимает церковное вероучение (в рамках первых трех Вселенских соборов, до 4-го Халкидонского), таинства и обряды. Относительно же того, что они не почитали крест, если он не «крещен», – как мы определили, такая особенность действительно имела место в средневековой Армянской Церкви. Однако некоторые обрядовые традиции Армянской Церкви по ошибке были смешаны с обычаями армян-павликиан и утверждены в литературе Православной Церкви. Таким примером является проблема «Арцивуриева поста»: в Византии произошло отождествление его с павликианским обычаем, путаница с постом Арачаворк Армянской Церкви, и эта ошибка через представителей Греко-Византийской Церкви передалась в литературную традицию Русской Церкви, отразившуюся в рассмотренных летописных памятниках и богослужебном Уставе (Типиконе) Русской Церкви.   Источники Агатангелос. История Армении/пер. с др.-арм., вступ. ст. и коммент. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван: Наири, 2004. Анания Санахнеци. Об иконопочитателях/пер. с др.-арм., вступ. ст. и примеч. А. С. Рамазяна//Богословский вестник. Сергиев Посад: МДА, 2017. 24–25. С. 592–616.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Киприана, смиренного митрополита Киевского и всея Руси, ответ ко Афанасию, вопросившему о некоих потребных вещах, 1390–1405 гг.//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. С. 250. Чин избрания и поставления в епископы, 1423 г.//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. Стб. 454–455. Чин поставления епископа//ААЭ. 1836. Т. I. С. 467–473; Чин избрания и поставления во епископы//РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 438–464. Корогодина М . В . Чин избрания и поставления епископов и канонические книги//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 2 (44). С. 117. Корогодина М . В . Кормчие книги XIV — первой половины XVII в. как исторический источник: диссертация ... доктора исторических наук 07.00.09. Санкт-Петербург, 2015. С. 97. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 102–103; Он же . Культ Григория Арменского, «Арменская вера» и «Арменская ересь» в Новгороде (XIII–XVI вв.)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 320. См. также: Блохин В . С . Отношение к вероучению Армянской Апостольской Церкви в русской церковной литературе до середины XIX в. С. 115. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 82–85. Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–146. Там же. С. 146–148. Там же. С. 146. Следует сказать, что Евтихия Армянская Церковь все же отвергает, а вот Диоскор в некоторых армянских текстах действительно принимается. См., например: . , 1901. 91. [Книга Посланий. Тбилиси, 1901. С. 91]; . , 1888. 421. [Шаракан. Вагаршапат, 1888. С. 421]. В ответ св. Иларион раскрывает оппонентам православное (халкидонское) учение о двух естествах Христа: по Божеству единосущного Отцу, по человечеству же принявшего единосущную людям тленную плоть, «и ясть, и пить и спа, к сим же и на кресте пригвоздися, и во гроб положися». См.: Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 146–147.

http://bogoslov.ru/article/6192778

р.б. Валентина 2014/08/10, 18:52:10 Преподобный Сергий Радонежский! Моли Бога о рабах Божьих Наталии и Иулии, помоги благополучно поступить в НОУ ВПО " Миссионерский институт " . По воле Божьей! Молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, в прославление Отца и Сына и Святаго Духа! 2014/08/09, 17:05:27 Преподобный Сергий Радонежский, благодарю тебя за то, что ты вновь услышал наши молитвы и был благосклонен ко мне и моей дочке Леночке. Благодарю!!!!!!! Душа поет!!! Пусть имя святится твое во веки веков!!! Благодарю, благодарю, благодарю!!!!!!! Господи спасибо!!!!!!! Александра 2014/08/09, 06:32:35 Преподобный Сергий Радонежский! Молю тебя, помоги! Помоги моему сыну Олегу поступить в ХАИ (бюджет) на выбранный факультет. Умоляю всей душой и сердцем, очень надеемся на твою помощь. Да пусть имя твое святится во веки веков! Помоги, пусть Господь Бог смилуется над нами. Благодарю тебя за все в чем ты помогаешь и помог нам!!!!! р.б.Елена 2014/08/08, 22:28:15 Милостивый Святой Сергий Радонежский! Благодарю Тебя за Твою великую помощь для меня и сына моего Никиты! Прости, милостивый Святой Сергий Радонежский, меня и сына моего Никиту за все наши прегрешения вольные и невольные! Услыши, милостивый Святой Сергий Радонежский, мою материнскую молитву: помоги сыну моему Никите сдать 09.08.14 экзамен по автовождению в городе и получить права во благо ему. Милостивый Святой Сергий Радонежский, огради сына моего Никиту от врагов видимых и невидимых, огради его от всяческого зла, помоги различать истину от неправды, укрепи дух его, просвети разум его,помоги сыну моему принимать верные решения во время автовождения, сотвори благое отношение экзаменатора и представителя ГАИ по отношению к сыну моему Никите! Помоги, милостивый Святой Сергий Радонежский! Моли Господа Бога о нас! Слава Богу за все! р.б.Наталья 2014/08/08, 18:44:43 О,Преподобный Сергий Радонежский!Благодарю за помощь и умоляю верни мне силы,здоровье и работоспособность!Прости мне мои прегрешения.Моли Бога о нас.Помоги мне сделать сегодня все дела,а завтра хорошо отработать.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Спасибо тебе за помощь. Аминь! раба божия Татьяна Р.б.Татьяна Р.б.Татьяна 2013/06/13, 17:04:13 Преподобный Сергий Радонежский. Благодарю тебя за то, что услышал мою молитву. Я успешно сдала первый экзамен.Умоляю помоги мне 14.06.13 успешно сдать госэкзамен. Не оставь меня в трудный час. Умоляю помоги мне! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Олеся. 2013/06/13, 15:01:28 О, преподобный Сергий Радонежский! Услышь мою материнскую молитву! Уповаю на милость твою, не оставь мою дочь, рабу божью Анастасию без твоего попечения! Помоги ей,пожалуйста, сдать успешно летнюю сессию! Дай ей ясность ума, пусть найдет она верные ответы на все вопросы. Будь с ней рядом .Помолись,пожалуйста, за дочь мою и благослови ее на успешную сдачу экзаменов. Пусть преподаватели будут к ней благосклонны. Дай Бог им всем здравия и милосердия! Благодарю тебя Преподобный Сергий Радонежский за помощь твою! Молюсь и надеюсь! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Раба Божья Марина 2013/06/13, 12:45:15 О, Преподобный Сергий Радонежский! Благодарю, что не оставляешь сыночка моего Давида и помогаешь в сдаче экзаменов.Услышь мою материнскую молитву и помоги ему и сегодня на ЗНО по математике, дай ему сил поверить в себя, собраться и получить высокий результат, который для него очень важен. Преподобный Сергий Радонежский! Помоги моему сыну. Очень тебя прошу! БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ! Светлана 2013/06/13, 11:54:05 Преподобний Сергий Радонежский, услишь мою материнскую молитву, помоги моему сину, Андрею, сдать сегодня экзамен в ХАИ. Дай ему уверенность в себе, взаруми память, помоги, чтоб билет, который ему достанеться был не тяжелым. Преподобний Отче,молю тебя, смягчи сердца преподавателей, принимающих экзамен у моего сына. Молю Бога о сыне, о Тебе Преподобный Отче, не оставь нас в наших молитвах. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. 2013/06/13, 11:48:48 Преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и вольные! Услышь мою молитву о сдаче зачета сегодня рабы божей Елены! Помоги ей ответить хорошо! Благодарю Тебя! Во имя Отца и сына и Святого духа!! АМИНЬ!!!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Однако, повторим еще раз, эти отношения недостаточно определенны. В то недалекое уже тогда время, когда обнаружились силы, стремившиеся оторваться от центра, пришлось пожалеть, что организация вселенской церкви не получила такого же полного развития, как организация поместных церквей. Единство церкви от этого пострадало. 682 Civitas, административная и земская единица в римской империи, обнимала округ иногда с несколькими городами (oppidum), но с одним главным центром, представлявшим собою нечто в роде нашего уездного города. Прим. перев. 688 Аколуфы – 1-я из 4-х низших степеней клира в Западной церкви. Их обязанность состояла преимущественно в возжении свеч в храме. Прим. перев 689 Те же должности, кроме привратника, около того же времени существовали и в Карфагене, как это видно из переписки св. Киприана. 690 В других церквах тоже встречается седмеричное число диаконов, без сомнения в память семи „диаконов“ в Иерусалиме (Неокесар. собор, кан. 15). 691 Это вытекает из документов об отобрании церквей в 303 г. Впрочем точно разобраться в этом вопросе – невозможно. Предание относило некоторые пресвитерские церкви IV в. к весьма отдаленным временам. В общем правдоподобные, предания эти не представляют никакого ручательства за их достоверность в частностях. 693 Похоронные агапы, или трапезы, представляют совсем другое; их надо считать похоронным обычаем дохристианских времен, которого церковь не трогала, пока он не выродился в бесчинство. Но тогда уже не так-то легко было его искоренить. 700 Отсюда возникали такие неприятности, как спор о празднований Пасхи и распри из-за крещения еретиков. 702 Дидаскалия сперва была найдена лишь в сирийском переводе, изданном в 1855 г. Лагардом (altas P. Bötticher). Отрывки латинского перевода недавно были открыты в Вероне Hauler’oм, который начал издавать их под заглавием: Didascaliae apostolorum fragmenta Veronensia latina, Leipzig, 1900. Французский перевод сирийского текста издан F. Хаи – Le Canoniste contemporain, 1901–1902. Немецкий перевод с примечаниями Acheilis’a и Flemming’a в Texte und Unters, t. XXV (1904). Апостольская Дидаскалия послужила впоследствии ядром для подобного же сборника: Апостольские Постановления (Constitutiones), шесть первых книг которого представляют лишь очень расширенную переработку Дидаскалии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009