Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 V. Армянская Церковь 1. Страна и народ Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Они знали, какое дело предстояло им — страшное нападение стада буйволов, нападение, которому ни один тигр не может надеяться противостоять. Шер Хан услышал грохот копыт, поднялся и, хромая, тяжело побежал, глядя по сторонам и отыскивая средство спасения; но с обеих сторон рва поднимались отвесные скалы. Отяжелевший от еды и питья тигр был готов на всё, только бы избежать борьбы. Стадо пробежало, расплёскивая лужу, от которой Шер Хан только что отошёл. От рёва буйволов камни звенели. Маугли услышал с нижнего конца рва ответное мычание и увидел, что Шер Хан повернулся. Тигр знал, что раз уже случилось самое худшее, ему лучше встретить буйволов, чем коров с телятами. Рама несколько раз ударил в землю копытами, споткнулся и двинулся дальше, ступая по чему-то мягкому. За ним неслись остальные буйволы, и все врезались во встречное стадо; от силы столкновения более слабые буйволы были подняты над землёй. Вот все они и буйволицы с телятами выбежали изо рва на равнину; животные мычали, топали ногами, фыркали. Маугли подождал немного, наконец соскользнул с шеи Рамы и принялся палкой колотить вправо и влево. — Скорее, Акела! Разбей их! Разбей, не то они будут драться между собой. Гони их, Акела! Хаи, Рама! Хаи, хаи, хаи, детки! Тише! Тише! Всё прошло! Акела и Серый Брат бегали взад и вперёд, слегка покусывая передними зубами ноги буйволов и, хотя стадо было готово снова кинуться вдоль рва, Маугли удалось повернуть Раму, и все остальные пошли за своим вожаком к илистым лужам. Больше бить Шер Хана копытами не пришлось. Он умер, и коршуны уже спускались к нему. — Братья, это была собачья смерть, — сказал Маугли, ощупью отыскивая нож в ножнах, который он всегда носил на шее с тех пор, как жил с людьми. — Но он не стал бы драться, и на Скале Совета его кожа будет иметь хороший вид. Нам нужно быстро приняться за работу. Мальчик, воспитанный среди людей, даже не попытался бы один снять шкуру с десятифутового тигра, но Маугли лучше всех знал, как прикрепляется к телу животного его шкура и как её можно содрать.

http://azbyka.ru/fiction/maugli-redjard-...

Рога оленя звякнули, когда он вошёл в святилище, звякнули, задев за усмехавшуюся статую Кали. Он наклонил их по направлению к Пурун Бхагату и стал тревожно бить о пол копытами, с шумом пропуская воздух через свои наполовину закрытые ноздри. — Хаи! Хаи! Хаи! — сказал Бхагат, пощёлкивая пальцами. — Так-то ты благодаришь меня за ночной приют? Но олень теснил его к двери; вдруг Пурун Бхагат услышал какой-то звук, похожий на вздох. Он взглянул по направлению звука; две плиты пола раздвинулись, а липкая земля под ними чмокнула. — Понимаю, — сказал Пурун Бхагат, — и не порицаю моих братьев за то, что они сегодня не пришли к моему очагу. Гора рушится. А между тем, зачем мне уходить? — Глаза Бхагата заметили пустую нищенскую чашу, и выражение его лица изменилось. — Они приносили мне пищу каждый день с тех пор… с тех пор, как я пришёл сюда, и если я не потороплюсь, завтра в долине не останется ни души. Поистине, я должен спуститься и предупредить их. Отодвинься, брат! Пусти меня к очагу. Пурун Бхагат опустил в пламя факел, вращая его, пока он не загорелся. Баразинг неохотно отступил. — Ага, вы пришли, чтобы предупредить меня, — выпрямляясь сказал Пурун Бхагат, — но мы сделаем ещё больше, ещё больше! Идём; дай мне твою шею, брат, потому что у меня только две ноги. Правой рукой Пурун обнял шершавую шею баразинга, вытянул левую, взял факел и вышел из маленького храма навстречу ужасной ночи. Не чувствовалось ни малейшего дуновения ветерка, но дождь чуть не залил пылающего факела, когда большой олень стал поспешно спускаться с откоса, скользя на задних ногах. Вот они вышли из леса; теперь и другие друзья Бхагата присоединились к ним. Он не мог видеть лангуров, но слышал, что они теснились вокруг; позади же раздавались «ух-ух» медведя Соны. Длинные белые волосы Бхагата слиплись от дождя и висели, точно верёвки; вода брызгала из-под его босых ног, а жёлтая одежда пристала к хрупкому старому телу отшельника, но он, не останавливаясь, спускался с горы. Теперь это не был больше святой, отшельник; в нём ожил сэр Пурун Дасс, первый министр немаловажного государства, человек, привыкший повелевать; и он шёл спасать жизни. По крутой скользкой тропинке они двигались все вместе, Бхагат и его братья; они шли всё ниже и ниже; наконец, копыта оленя споткнулись о стенку молотильной площадки, и он фыркнул, почуяв человека. Они остановились в начале кривой деревенской улицы, и Бхагат постучал своим посохом в забранные решёткой окна дома кузнеца; его факел осветил крышу.

http://azbyka.ru/fiction/maugli-redjard-...

Дети рождались «ростом с локоть в виде царских статуй с царскими повязками на головах». Исида каждый раз произносила формулы с аллитерациями, применительно к именам будущих царей V династии. Богини сотворили и чудо в честь новорождённых. Служанка их матери, недовольная за что-то своей госпожой, побежала к Хеопсу донести о рождении трёх царей, но по дороге её съели крокодилы. Конец папируса не сохранился; вероятно, в нём было рассказано о том, как дети бога Ра и жрицы достигли престола. Это уже исторический роман, являющийся как бы популяризацией известного нам и восходящего к древности догмата о божественном происхождении царей, изложенного в придворном официальном литературно-художественном произведении, помещавшемся время от времени в слове и изображении на стенах храмов. Историческая действительность, как мы знаем, комментирует папирус, указывая на ту роль, какую сыграла V династия в культе бога Ра, и на то значение, какое и по Библии , и по классикам, и по преданиям, и по памятникам христианской и поздней иудейской литературы имели египетские волхвы. Сказка о пастухе Из отрывков аналогичных произведений этой эпохи следует упомянуть находящийся в Берлинском музее в том же папирусе, что и «Разговор разочарованного со своей душой». Это 25 прекрасно написанных строк о пастухе, увидавшем в болоте «женщину, не похожую на людей», т.е. нимфу. Масперо полагает, что это начало легенды, подобной рассказанной у араба Гибире об основании Александрии, где также идёт речь о пастухе и морской красавице. Гардинер же думает, что это буколическое произведение с песнями и повествовательными партиями. Другой отрывок, так называемая «История Хаи», найден в Кахуне. Он незначителен и бессвязен. Приводится какая-то речь, говорится о каком-то убийстве, упоминается пирамида Пиопи II. Может быть, как полагает Масперо, это остатки одного из продуктов народной фантазии, питавшейся пирамидами. Поэзия эпохи Среднего царства До нас дошли от этой эпохи и образцы египетской поэзии в форме стихов. Мы уже упоминали о «Песни арфиста» и стихотворениях, входящих в состав «Разговор разочарованного со своей душой».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Лечащий врач Баев признал вспышку туберкулеза, перешедшего из латентной формы в активную и распространившегося гематогенным путем по всему организму. Милиарная форма. Признал инженера Сорокина безнадежным. Никакого лечения, кроме кодеина внутрь и морфия подкожно. Через десять дней больной скончался. Диагноз: «милиарный tbc». На вскрытие пришел доктор Денцель. Баев сказал: — Мне неинтересно. Тут нет никакого сомнения. Помочь было невозможно… При вскрытии никакого туберкулеза, тем более милиарного, я не обнаружила. Признала: крупозная пневмония в стадии серого опеченения, с неразрешившимся очагом, перешедшим в нагноение в левой нижней доле. Миокардиодистрофия. В печени — застойные явления. Денцель сконфужен. — Не пишите этого! Пусть будет милиарный tbc. — Как это так — «не пишите»?! — Ведь помочь ему все равно нельзя… — Теперь нельзя. Но десять дней тому назад можно было. И нужно! Сульфидин, по Ивенс — Гайсфорду, давали? Не давали! Даже камфоры с кофеином для поддержания сердца не дали, а ведь крупозная пневмония — это, по словам Лаэннека, «одно из самых грозных заболеваний сердца». А чем вы сердцу помогали? Когда Павел Евдокимович узнал от Денцеля о моей непреклонности, то он за голову схватился: — Фросинька, что ты наделала?! Ведь это Баев! Он научные труды пишет… — Тем более недопустима подобная грубая ошибка! Куда там! Павел Евдокимович вырвал протокол из книги и переписал все заново, подтвердив в угоду вольному врачу Баеву диагноз «милиарный tbc». Сомневаюсь, чтобы Смерть «радовалась», а вот в том, что доктор Баев негодовал, я ничуть не сомневаюсь. Художества Хаи Яковлевны Допускаю: врач может ошибаться. Но никакой врач не имеет права экспериментировать на живых людях, особенно если этот «врач» — Хая Яковлевна Кузнецова, теперь уже вольная, а «подопытные кролики» — заключенные. Неужели можно было смолчать, если у человека, который умер на восемнадцатый день после операции, я обнаружила между печенью и диафрагмой… салфетку — чуть не полметра марли?! А можно ли обойти молчанием то, что после тотальной резекции желудка пищевод свободно свисает в брюшную полость?

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Азиру не задумываясь убил местного египетского уполномоченного и, разрушив город, получил полную возможность двинуться на Библ. Риб-Адди, приведённый в ужас случившимся, написал фараону, сообщая, что египетский резидент в Кумиди, в Северной Палестине, находился в опасности. Но лукавый Азиру вывернулся, опираясь на своих друзей при дворе фараона. Он пишет Туту, одному из придворных чиновников фараона, бывшему на его стороне, и в особенности старается оправдаться перед соседним египетским резидентом Хаи. С макиавеллиевской ловкостью и цинизмом отвечает он в письмах к фараону, что он не может явиться и лично дать объяснения при египетском дворе, как ему приказывали, так как хетты в Нухашши, и он боится, что Тунип недостаточно силён, чтобы им сопротивляться! Что думал сам Тунип относительно его пребывания в Нухашши, мы уже видели. На требование фараона отстроить заново разрушенную им Симиру – как он утверждал, для того чтобы она не попала в руки хеттов, – он отвечает, что он слишком поглощён защитой царских городов в Нухашши против хеттов, но что он это сделает в течение года. Эхнатона успокоили обещания Азиру платить ту же дань, которую вносили захваченные им города. Неизменное признание мятежными царьками египетского владычества, по-видимому, внушало фараону чувство обеспеченности, которое вовсе не оправдывалось реальным положением вещей. Эхнатон написал Азиру, что он даёт ему год отсрочки, о которой он просил, но Азиру принудил египетского гонца Хани, везшего царское письмо, вернуться с дороги назад, и письмо, таким образом, осталось неврученным. Это указывает на поразительную снисходительность Эхнатона и на всё его нерасположение прибегать к крутым мерам его предшественников. Азиру немедленно написал царю, выражая своё сожаление по поводу того, что кампания против хеттов на севере лишила его удовольствия принять посла фараона, несмотря на то, что он стремительно поспешил домой, как только услышал о его приближении! К этому присовокуплялось обычное извинение, что Симира не была ещё восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Немши ктир аджиле. Мы идем слишком медленно. Немши ктир бел-хаду. Как называется это дерево? Шу исм гэль эш- шеджаре? Как называется эта равнина? Шу исм гэль эс- сахель? Эта скала? Гэль эс-сахер? Этот лес? Гэль эль белед? Этот поток.? Гэль эль – вад? Эта долина? Гэль вади? Эти развалины? Гэль хераб? Кто это идет? Мин джаи? Видишь -ли ты? Энтешуфт? Говорите тише! Текки шуайе шуайе. Это хромой. Хаза аредж. Подними этот камень. Ким эш эль-хеджар. Это тяжело. Хаза ткиль. Это легко. Хаза хафиф. Спряжение некоторых глаголов. Я иду Ана райих. Ты идешь. Энте райих. Мы идем. Нахна райихин. – Я пойду. Ана берух. Уйди отсюда. Я хочу. Ана берид. Хочешь ли ты? Терид энте? Мы хотим. Нахна нарид. Хотите ли вы? Энтум териду? Я могу. Ана бикдыр. Можешь ли ты? Бтыкдыр энте? Мы можем. Нахна мныкдыр Можете ли вы? Энтум бдыкдру? Уговор относительно путешествия. Сколько возьмешь за двухнедельное путешествие, включая Мертвое море? Кам эт-темен сафар арбат ашар ём-бима фихи бахар эль -Лут? Я сейчас выезжаю. Ана брид исафер халькеит. Когда мы отправляемся? Вактеш в’ сафер? Куда мы отправимся сегодня? Иль-фен нерух хальйом? Мне нужна хорошая лошадь и неарабское седло. Ана брид хсан таибе, ма брид сардже араби. Хорошо, сударь. Таиб я хаваджа. Сколько вас особ? Кэм нэфэр энтум? Нас четверо. Нахна арбаа. Двадцать шесть франков в день с особы. Сет ушрин франкат кулль нэфэр йэми. Вы вооружены? Энте митселлех? Да, сударь, но это не необходимо (опасности нет). Наам, я хаваджа, ва лякен мин гхаир лиозум эль-вакт. Хорошо, какая ваша цена? Таиб, кэм саарак? Надеюсь угодить вам. Ана бефтикер ин ардикум. Я угодил стольким знатным господам. Ана ардеит гхаир умара, эллези хум би ашраф компания. Это немножко дорого. Хаза шуайе гхали. Извините, я не требую ни копейки лишнего. Имашли, я хавадже ана ма талобт ва-ля-сахтут зиаде. Вот мои аттестаты. Ху хаза шихадати. Здесь таможня. Хаза хуа эль -гумрук. Вот ключи. Хаи эль –ма-фатех. Отоприте чемодан и пересчитайте все нужное. Эф тах эс-санадик, ва эдфа маиль зем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй поворот, логически вытекающий из первого, случился во второй половине восьмидесятых годов, когда, с дальнейшей секуляризацией и сломом остатков традиционного общества, ещё явственней обозначился уход от традиционных ценностей в сторону безусловного поклонения золотому тельцу. Долгосрочные инвестиции в сферу научно-технического развития вытесняются теми, которые дают быструю и гарантированную прибыль. Распад Советского Союза только ускорил эти процессы, что, в конечном итоге, ещё больше затормозило или сделало вовсе ненужными разработки прорывных технологий. Германия. Вот, что пишет из Германии инженер по специализированным компьютерным системам летательных аппаратов, выпускник Харьковского Национального Аэрокосмического Университета «ХАИ» Сергей Волковой: «Зная, какие технологические возможности наличествуют в Европе, я надеялся увидеть в области авиастроения нечто уникальное и передовое, но не увидел. Я был готов к тому, что сверхзвуковых лайнеров теперь уже никто проектировать не собирается, хотя и по материалам, и по электронике сегодняшние возможности на порядок выше, чем в 70-е годы, когда полетели Конкорд и Ту-144. Но даже и подобия нашего многострадального АН-70 я не увидел на их «выставке передовых достижений». Т.е. новых типов планеров или двигателей в грузовом секторе не видно. Да, новые модели самолетов и двигателей есть, у них низкий расход топлива, они мало шумят. Но это все вылизывания того, что было придумано уже очень давно. А новые разработки сводятся, в основном, к установке на самолете систем связи и различных систем для развлечения: видеосерверов, мониторов и т.п. Это, конечно, хорошо и полезно, но это, по большому счету, украшательство старого. Конечно, есть и новые разработки, например, последние годы, очень много пишут об Аэробусе А-350 и Боинге B-787, у которых из фундаментальных нововведений - обшивка фюзеляжа и крыльев из углепластика. А что дает это новшество, если разобраться? Некоторое облегчение планера и - как следствие - возможность взять больше груза при той же общей массе. Реальный выигрыш от новой композитной конструкции, выраженный в затратах топлива или денег на единицу груза, вряд ли превысит 20%. Насколько новые самолеты будут эффективнее, покажет практическая эксплуатация. Да, экономия ископаемых ресурсов - это, безусловно, очень хорошо. Однако при новой конструкции, существенно повышаются требования к электромагнитной защите бортовой электроники (алюминиевый фюзеляж хоть как-то экранирует аппаратуру, а углепластиковый уже совершенно ни от чего не помогает). Затраты, связанные с изменением производственного процесса и доведением бортовой электроники, могут сделать данный проект абсолютно убыточным.»

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/11/...

невидимых не только для чувственно-плотяного зрения человеческого, но и по самому существу относящихся к области духовного созерцания, а не плотяного зрения, – человек может духовно умопостигать, сердцежелать и воледостигать свой богочеловеческий идеал, но не видеть его очами тела душевно-плотяного, почему блаженны невидящие и верующие Ин.20:29 ). Это понятие веры раскрывается далее, как и в 4 гл. Рим., примерно, но не на одном Аврааме, а на всей ветхозаветно-библейской истории, начиная с миротворения. В отношении к миробытию Апостол, согласно Библии , особенно LXX (или надо 70), – различает две стороны: невидимую и видимую. Еврейские тогу вавогу – совсем или совершенно пуста. Семьдесять перевели греческими ρατος хаи κατασκεαστος – невидима и неустроена внешне и вещественно, что дает такую мысль: в начале сотворил Бог небо и землю – невидимые для чувственного зрения и вещественно неустроенные, – и если дальнейшие «и Дух Божий носился сверху воды» переводчики, но явно выраженному стремлению избегать антропоморфизации и материализации божества, не могли понимать в чувственном смысле, то и «тьма сверху бездны» они должны были разуметь не в смысле материальной тьмы и пространственной области, но в смысле беспростравственно-вневременной (бездна-безграничность) области обитания божества во свете неприступном, являющемся тьмою для чувственного зрения ( 1Тим.6:16 ср. 1Ин.1:5 и Пс.17:10–12 ср. 2Цар.22:10 , – Втор.4:11 , – 5:22). Потом речь о создании чувственного света творческим да будет и разделении между видимыми светом и тьмою, затем о видимом небе и т. дал. Соответственно этому Апостол говорит: «верою (созерцательною) умопостигаем совершение (устроение) веков (временно-пространственного мира) речением (да будет) Божиим, – (верою) в то. что (ες τ) из (бытия) неявляемого (μ φαινομνων – из области бытия нефеноменального, внечувственного, вневременно-пространственного) произошло (yεyovvαι – бывание, происхождение во времени, тварное) видимое (τ βλεπμενον – чувственно-ощущаемое, временно пространственное, видимое глазами или феменальное, каждый определенно-ограниченный временем и пространством отдельный предмет, отсюда – член τ при отсутствии члена у μ φαινομνων, как идей творческого ума и субъективное μ – именно только для людей и по отношению к ним, а не для Бога и в отношении к Нему).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Это были добрые и порядочные люди, следовавшие традициям не столько своих предков, сколько традициям своего обывательского существования, где вещи какой-нибудь тети Хаи играли больше значения, чем государственные задачи.  Это те самые янкели, готовые кого угодно и как угодно провести в Варшаву. Не могу забыть рассказы моего деда, жившего до революции на Одессщине, с каким-то шуточным видом вспоминавший своих земляков-евреев, жизнь которых ему напоминала веселый анекдот.       Революция для них была проблема, нарушение налаженного быта. И, если и поддержали красных, то только потому, что петлюровцы зверски вели себя по отношению к еврейскому населению. Совсем другое, отщепенцы. Им плевать было на синагогу, они служили интернационалу. Безусловно, в их страстной ненависти к России, было что-то родовое, идущие из глубин хазарской древности. Это была так называемая еврейская интеллигенция, для которой отсутствие веры – норма. Они с неприязнью относились ко всему русскому и православному. И еще: из забитого племени становились хозяевами жизни. Эдуард Багрицкий, вступивший в милицию Одессы после февральских событий  1917 года, писал в поэме «Февраль».                Моя иудейская гордость пела,                Как струна, натянутая до отказа…                Я много дал бы, чтобы мой пращур                В длиннополом халате и лисьей шапке,                Из-под которой седой спиралью                Спадают пейсы и перхоть тучей                Взлетает над бородой квадратной…                Чтоб этот пращур признал потомка                В детине, стоящем подобно башне                Над летящими фарами и штыками                Грузовика, потрясшего полночь…       Трудно судить, чем руководствовался Сергей Нилус, когда публиковал эти протоколы, но их наличие говорит об определенных силах, заинтересованных в том, чтобы русские узнали о наличии определенных планов относительно России. Однако сегодня ни для кого, ни секрет, что относительно России строились грандиозные планы ее разрушения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/27/...

  001     002    003