Житие протопопа Аввакума ; Житие инока Епифания ; Житие боярыни Морозовой. – СПб. : Глаголъ, 1994. - С. 123 Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго пустынножителя, создавшего прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех.  [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа:  http://starover.boom.ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 25.11.2007). Кортава Т.В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени. [Электронный ресурс]/  Т. В. Кортава. – Электрон. ст. – [Самара]. – Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. (Т. В. Кортава Текст. Структура и семантика. Т.1. – М., 2001. – с. 240-248). – (Дата обращения: 31.03.2009). Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. – Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1992. – С. 54 Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. - Изд.2-е, знач.доп.авт. - СПб.: Изд.ред.журн. " Знание " , 1877. – С. 314 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни: Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выгов.муж.и жен.общежительных монастырей. - СПб.: Изд.Д.Е.Кожанчикова, 1862. – С. 38 Поморцев Ф.Ф Палеостров. Крест, поставленный старообрядцами, хотели снести … но передумали. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа:  http://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 12.12.2009). Макарий (еп. Винницкий). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – [Электронный ресурс]. – Электрон. кн. – [М.]. – Режим доступа: http: , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб.: в типографии Королева и комп., 1855). – (Дата обращения: 03.03.2010). – С. 252

http://bogoslov.ru/article/4647105

Говоря о внутреннем убранстве храма Святой Софии, Прокопий Кесарийский не скрывает своего восхищения перед его богатством и разнообразием: Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней... Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному; одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый; а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником. И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело. Храм Святой Софии был задуман как христианская версия трех ветхозаветных культовых сооружений – скинии, Иерусалимского храма и храма, описанного в гл. 40–47 книги пророка Иезекииля. Связь между храмом Святой Софии и скинией, как она описана в Септуагинте, достаточно очевидна. В частности, в храме Святой Софии было по двадцать колонн с северной и южной сторон, что в точности соответствовало количеству столпов двора скинии. В западной стене храма (она же восточная стена нартекса) располагалось девять входов, что соответствовало количеству проемов между десятью столбами восточной стены скинии (искусствоведы сравнивают эту стену с завесой, отделявшей двор скинии от внешнего мира). Центральное пространство храма Святой Софии – четыре гигантских столпа с покоящимся на них куполом – могло восприниматься как увеличенная копия Святого святых с завесой на четырех столпах. Киворий, возвышавшийся над престолом и стоявший на четырех столбах, тоже символизировал Святое святых. Не менее очевидна связь между храмом Святой Софии и Иерусалимским храмом. Согласно легенде, войдя в новопостроенный храм, Юстиниан произнес: «Я превзошел тебя, Соломон». В глазах византийцев этот храм получил то же значение, какое храм Соломонов до его разрушения имел в глазах иудеев. Связь с Иерусалимским храмом подчеркивалась и общим архитектурным планом храма Святой Софии. Перед входом в него располагался просторный двор с фонтаном (аналог внешнего двора Иерусалимского храма). Внутреннее пространство храма было разделено на алтарь (аналог «Святого святых»), собственно храм (аналог святилища) и нартекс (аналог двора священников).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В конце концов, Августин признает, что именно в этой «психологической троице» (память – мышление – воля) находится наилучший образ Божественной Троицы, поскольку в нем присутствует наибольшее количество сходных черт между образом и Первообразом: «Ум не есть нечто привходящее в самого себя (neque enim adventitia sibi ipsa est), как если бы в себя самого как уже бывшего откуда-то вошел то же самый ум как еще не бывший... Ибо, разумеется, начиная с того момента, как ум начал существовать, он никогда не переставал помнить себя, мыслить себя и любить себя... А потому, когда он обращается к самому себе в размышлении, возникает троица (trinitas), в которой уже можно мыслить слово (verbum). Ибо оно образуется самим размышлением (ex ipsa cogitatione), а воля соединяет их обоих (voluntate utrumque jungente). Следовательно, здесь более, [чем где бы то ни было еще], надлежит признать тот образ [Троицы], который мы ищем» 2515 . Каковы же эти основные черты сходства между троицей в человеке и Троицей Божественной, которые еще не встречались в предыдущих «психологических тринитарных моделях» Августина? Прежде всего, это более четкое разграничение внутренних процессов в уме, который, во-первых, всегда помнит себя, т.е. всегда наличен для самого себя (аналог нерожденности и безначальности Отца), во-вторых, всегда мыслит самого себя, порождая в этом процессе знание о себе в форме «внутреннего слова» (аналог рождения Сына от Отца как Его Премудрости и Слова), и, в-третьих, всегда желает познавать самого себя благодаря любви к себе и к порожденному собой слову (аналог исхождения Св. Духа). Согласно Августину, эти процессы в человеческом уме, как и в Троице, суть внутренние, одновременные и постоянные, они не зависят от каких-либо внешних факторов или обстоятельств. В самом деле, согласно Августину, нет никаких временных промежутков или последовательности между процессами внутри памяти, мышления и воли: «Мы обнаружили, что в своей собственной памяти, мышлении и воле ум сам таков, что поскольку он постигался как всегда себя знающий и всегда желающий самого себя, постольку он постигался и как всегда себя помнящий, всегда себя мыслящий и любящий, хотя и как не всегда мыслящий о себе как об отличном от того, что не есть то, что он есть. По каковой причине в нем трудно распознаются его память о самом себе и его мышление о самом себе. Ибо в этих предметах, каковые столь тесно соединены (valde ista conjuncta sunt) и не предшествуют друг другу во времени (aliud alio nullo praeceditur tempore), кажется так, как если бы они были не двумя, а одним, называемом двумя именами. Ведь и сама любовь не так уж чувствуется как присутствующая, когда ее не выявляет необходимость, поскольку то, что любится, всегда имеется в наличии» 2516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Эти ёмкие пункты охватывают все претензии современного мира к Церкви. Смотрим первый пункт. Он говорит о том, что Церковь якобы монополизировала отношения человек – Бог, потому что, чтобы верить в Бога, не нужны посредники в лице священников, а сама Церковь не имеет никого отношения к Богу. Разве это не некий аналог того, как в древности обвиняли христиан в безбожии? Второй пункт представляет образ агрессии, злости, которую несут «бабки» – вредные тётки, которые набрасываются на впервые вошедшего в храм, шикают: мол, то юбки короткие, то без платка, то не так свечку передают… В древности язычники думали, что в Церковь приносится живой младенец, обваливается мукой и ему членами Церкви наносятся удары ножом, после чего младенец съедается. Своеобразный аналог такого представления в наше время – образ этакой «Бабы Яги», образ злобы и человеконенавистничества (надо сказать, что Баба Яга=это совершенно реальный исторический персонаж, языческая жрица, которая в реальности приносила человеческие жертвы, а потом уже она «перекочевала» в наши сказки). Третий пункт – «попы на мерседесах» – это тоже ёмкий образ, сюда можно добавлять всё, что угодно: от золотых часов до частных самолётов. Этот мем представляет собой образ разгульной, сытой, даже пресыщенной, развратной жизни. Этот образ – современный аналог древнему представлению о том, что христиане занимаются развратом, устраивают оргии, «вечери любви», под которой понималась любовь плотская в самых извращённых её формах. Итак, как мы видим, ничто не ново в представлениях о Церкви того мира, который ей чужд. Все перечисленные представления есть лишь некие образы, далёкие от действительности, точно так же, как и те ярлыки в древности. Но это и не просто результаты незнания людей мира о жизни Церкви. Тут и нечто большее. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек, или даже весь внецерковный мир, проецирует свои собственные духовные проблемы на другого, на другую сторону. В действительности все эти духовные проблемы – безбожие, стремление к вольготной жизни, и внутренняя агрессивность – всё это присутствует в самом мире. Причём есть такая духовная закономерность: насколько человек, читающий это в СМИ, болезненно реагирует, принимает близко к сердцу, считает за правду, настолько это показывает меру его внутренних и духовных проблем, и даже конкретно этих самых проблем, в которых он обвиняет Церковь, настолько он сам в них укоренился. И, наоборот: насколько от человека эта информация отскакивает, не прилипает к нему, настолько он оказывается внутренне свободен от этого.

http://azbyka.ru/way/ierej-mihail-legeev...

Более того, учение Викторина о Духе как субстанциальной связи между Отцом и Сыном создало все необходимые теоретические предпосылки для возникновения западного учения о Filioque. Многие из этих новаторских идей Викторина органично влились в тринитарную доктрину Аврелия Августина , который придал «латинской тринитарной парадигме» окончательную форму. В самом деле, подобно Марию Викторину, Августин в своем осмыслении христианского учения о Троице, к которому он также подходит с чисто рационалистических позиций, максимально использовал различные философские ресурсы, такие как неоплатоническая метафизика и психология, аристотелевская логика и теория познания, наконец, латинская риторико-философская традиция. Для ранней формы тринитарной доктрины Августина, испытавшей на себе сильное влияние неоплатонической метафизики с ее миром умопостигаемых сущностей и категорий, вниманием к внутреннему миру души и познанию бестелесных идей, были характерны две разновидности. Во-первых, это «философская анагогия», предполагающая постепенное восхождение души из чувственного мира в мир умопостигаемый, происходящее благодаря просвещающему воздействию всеобщего Разума (у Августина – аналог Св. Духа), ведущего душу к познанию добродетелей, наук и самой бестелесной Истины и Премудрости (аналог Сына), а через Нее – к соединению с Высшим Началом и Высочайшей Мерой (аналог Отца). Во-вторых, это «тринитарная онтология», подразумевающая, что в каждой вещи сотворенного мира можно наблюдать три базовых характеристики или параметра (единство – форма – порядок, бытие – форма – порядок, мера – форма – порядок, мера – число – порядок, мера – число – вес и т. п.), которые предполагают, что их Первопричина также должна быть тройственной (causa trina), а значит, посредством обнаружения в мире подобной тринитарной онтологической структуры человеческий разум может прийти к познанию ее тройственной Первопричины – самой Божественной Троицы (Отец – причина бытия, Сын – причина формы и красоты, Дух – причина порядка и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Во внутреннем человеке (imago Trinitatis) быть (esse) мыслить (sapere, intelligere) жить (vivere) знать (scire) быть (esse) знать (nosse) быть (esse) знать (nosse) любящий (amans) то, что любимо (quod amatur) ум (mens) знание (notitia) память (memoria) мышление (intelligentia) талант (ingenium) учение (doctrina) талант (ingenium) добродетель (virtus) природа (natura) обучение (disciplina) память о Боге (memoria Dei) познание Бога (intelligentia Dei) 2.7. Выводы Подведем краткие итоги нашего исследования тринитарной доктрины Аврелия Августина . Прежде всего, вслед за Марием Викторином Августин в своем осмыслении христианского учения о Божественной Троичности, к которому он также подходит с чисто рационалистических позиций, максимально использовал различные философские ресурсы, такие как неоплатоническая метафизика и психология, аристотелевская логика и теория познания, наконец, латинская риторико­философская традиция. Для ранней формы тринитарной доктрины Августина, испытавшей на себе сильное влияние неоплатонической метафизики с ее миром умопостигаемых сущностей и категорий, вниманием к внутреннему миру души и познанию бестелесных идей, были характерны две разновидности. Во-первых, это «философская анагогия», предполагающая постепенное восхождение души из чувственного мира в мир умопостигаемый, происходящее благодаря просвещающему воздействию всеобщего Разума (аналог Св. Духа), ведущего душу к познанию добродетелей, наук и самой бестелесной Истины и Премудрости (аналог Сына), а через Нее – к соединению с Высшим Началом и Высочайшей Мерой (аналог Отца). Во-вторых, это «тринитарная онтология», подразумевающая, что в каждой вещи сотворенного мира можно наблюдать три базовых характеристики или параметра (единство – форма – порядок, бытие – форма – порядок, мера – форма – порядок, мера – число – порядок, мера – число – вес и т. п.), которые предполагают, что их Первопричина также должна быть тройственной (causa trina), а значит, посредством обнаружения в мире подобной тринитарной онтологической структуры человеческий разум может прийти к познанию ее тройственной Первопричины – самой Божественной Троицы (Отец – причина бытия, Сын – причина формы и красоты, Дух – причина порядка и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Телефонный звонок: - Почему именно в такой форме евангелисты решили дать изречения Господа, и не только Его? Допустим, Мария Магдалина произносит:  Раввуни, когда видит Его воскресшего. О.Дмитрий Смирнов: - Это я затрудняюсь. Может, тогда -  то как раз запомнили, потому что в Евангелии писали по-гречески на диалекте: ки ни или в другой транскрипции: кай не. Почему именно остались эти? Некоторые слова, например, переведены. По-еврейски -  Машиах, а по-гречески -  Христос, это переведено. О.Александр Березовский: - Может, это для тех, кто слышали те слова? О.Дмитрий Смирнов: - Может быть, с этим связано? Я как-то над этим никогда не задумывался. О.Александр Березовский: - Объясните, кто может считаться духовным человеком? О.Дмитрий Смирнов: - Тот, кто имеет плоды Святаго Духа. О.Александр Березовский: - По плодам узнаете их. О.Дмитрий Смирнов: - Да, я сегодня на проповеди уже называл. Поэтому если хочешь -  можешь перечислить. О.Александр Березовский: - Батюшка, отошлем Послание к евреям апостола Павла, гл.33, 1 зачало. Можно там прочитать вообще всю главу. Она как раз на этот вопрос отвечает. Телефонный звонок: - Добрый вечер! Я хотела бы спросить по  ходу передачи. В литературе есть такое понятие, как «денница». Нам известно, это даже у Пушкина где-то есть, что это сын Зари. Заря - это богиня богатства Аврора. Аврора даже фигурирует в таблице Менделеева под знаком Au, т.е. золото. Получается, что «денница»  - это аналог Люцифера у европейцев. «Денница», т.е. не ночница, не темница, а светлый, как Люцифер светоносный. т.е. это аналог слова дьявол и сатана. Есть ли аналог между литературным словом «денница» и словом «денница», которое употребляется в Евангелии с маленькой буквы? О.Дмитрий Смирнов: - Есть, конечно. Просто «денница» может быть и как имя собственное. Когда мы употребляем «денница» как имя собственное, то имеется в виду как раз тот, кто спал с неба. О.Александр Березовский: - Т.е. как бы подчеркиваем, что некогда был светлым. Вопрос. Что делать православной девушке, если молодой человек, с которым она дружит полтора года, не зовет ее замуж? Самой может намекнуть, нет?

http://radonezh.ru/text/vozmozhen-li-raz...

Подведем итоги. Как мы выяснили, акт зрительного восприятия является важным инструментом описания происхождения Ума от Единого в метафизической системе Плотина. Это означает, что формирование мирового Ума достигается в процессе умственного созерцания первого принципа, Единого, происходящего по аналогии со зрительным восприятием, имеющим две стадии – потенциальную и актуальную, в результате чего Ум достигает совершенства своего бытия, получая самостоятельное существование в качестве ипостаси Единого и представляя собой единство мыслимого и мыслящего. Это плотиновское учение было по-разному переосмыслено двумя латинскими христианскими платониками – Марием Викторином и Аврелием Августином , и использовано ими для того, чтобы объяснить, каким образом Сын и Святой Дух происходят от Бога Отца. У Викторина Сын рождается от Отца как чистого Бытия (esse) в качестве Его первичного движения, или Жизни (vita), что соответствует акту умственного созерцания, еще не воспринявшего свой объект (т.е. Бытие); в то время как Святой Дух представляет собой возвращение этого созерцания обратно к Отцу в виде Божественного Мышления (intelligentia), или Самосознания (cognoscentia). При этом Викторин рассматривает этот процесс сквозь призму акта зрительного восприятия, в котором он выделяет три составляющих: зрительную способность (visio), акт зрительного восприятия (videre), и осознание душой этого восприятия (discernere). Августин же использует зрительный акт в своем тринитарном богословии по-другому, конструируя свои троицы «внешнего» и «внутреннего зрения», в которых первый элемент – объект зрения (res visa) или нематериальный образ предмета в памяти (imago corporis in memoria, аналог Бога Отца) – соединяется со вторым элементом – зрением (visio) или взором души (acies animi), т.е. внутренним зрением (interna visio), получающим от него свою форму (аналог Сына), – посредством устремления воли (intentio voluntatis), связывающей их воедино и становящейся их взаимной любовью (аналог Св. Духа). При этом, если зависимость мысли Мария Викторина от мысли Плотина и других неоплатоников вполне очевидна, то зависимость от них Августина требует дальнейших уточнений. Источники и литература

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В целом, исследование М. Шмауса при всех его несомненных достоинствах и глубине носит более богословско-догматический, чем историко-философский характер. Вслед за этим в начале 1930-х некоторые аспекты тринитарной доктрины Августина были рассмотрены в статьях французского ученого Фердинанда Каваллера и в двух фундаментальных монографиях В. Тайлера и Л. Леграна. Автор первой монографии , специалист по античной философии и профессор Бернского университета Вилли Тайлер, выделил характерные особенности философии Порфирия и затем попытался показать, что Августин испытал непосредственное влияние именно Порфирия, а не Плотина. В частности, Тайлер полагал, что «психологическая теория» Троицы у Августина является «отпрыском» учения Порфирия о самопознании души, которое известно из фрагментов его трактата «О словах: “Познай самого себя”» и «Подступы к умопостигаемому» ( Sententiae ) . В целом, тезис Тайлера о преобладающем влиянии Порфирия на тринитарную мысль Августина впоследствии имел как своих сторонников , так и критиков . Другая монография, принадлежащая французскому исследователю Луи Леграну , специально посвящена философскому пониманию Св. Троицы у Августина и раскрытию его «тринитарной диалектики». По мнению автора, в философии Августина преобладает «идея Бога, имеющего тринитарную структуру с фундаментальным ритмом Божественной Жизни, которая одновременно есть активность, мышление и эмоциональность» . Автор подробно разбирает философские истоки тринитарного учения Августина, такие как учение Филона Александрийского о Логосе, понятие Первоначала у досократиков, платоновскую теорию идей, учение Плотина о Логосе и учение стоиков о пневме и симпатии . Затем он переходит к тринитарному учению самого Августина, которое рассматривает в такой последовательности: Бог Отец как нерожденное Первоначало и аналог Единого у Плотина; Сын, причастный природе Первоначала как Премудрость и Слово Божие и аналог Ума у Плотина; Св. Дух, связывающий Отца и Сына взаимной любовью как аналог мировой Души у Плотина . В последней главе своей книги Легран анализирует основную тринитарную терминологию Августина: единство сущности, различие Лиц и личных отношений, тварные аналогии Троицы . В заключении автор приходит к выводу, что хотя Августин в своем тринитарном учении примирил Платона, Аристотеля и Плотина, он превзошел их «в бесконечной личности Бога, ставшего Человеком» . Однако, как представляется, автор был плохо знаком с традицией постплотиновского неоплатонизма и игнорирует эволюцию тринитарного учения Августина. Этих недостатков вполне лишена книга немецкого исследователя И. Риттера , посвященная влиянию на Августина неоплатонической онтологии, в частности учения об «умопостигаемом мире». Однако тринитарная проблема в книге немецкого ученого не получила специального рассмотрения.

http://bogoslov.ru/article/2591456

Викторина Раскройте тайны Валаама! Собор — в монастыре, монастырь — на скале, скала — среди озера, озеро — на далеком севере… Как в сказке: место сокрытое, труднодоступное и таинственное. Много неочевидного и невероятного. Попробуем разгадать некоторые секреты святого острова… Начать викторину Сколько на Валааме действующих скитов? Фото Елены Гайдуковой/valaam.ru Ни одного Всего на сегодня в обители 16 скитов, из них 14 действующих. Всего на сегодня в обители 16 скитов, из них 14 действующих. Всего на сегодня в обители 16 скитов, из них 14 действующих. Всего на сегодня в обители 16 скитов, из них 14 действующих. Из чего состоит скала, на которой расположен Валаамский монастырь? Известняк Диабаз Гранит Кремень Острова слагают коренные породы, называемые диабазами — аналог базальта, вулканическая горная порода. Севернее Валаама, на скалистом сортавальском побережье и на островах вдоль него, обнажены граниты. По аналогии и острова Валаамского архипелага часто называют гранитными, но это не так. В начале строительства Валаамской обители первые каменные кельи сделали из местного диабаза. В итоге, впитывая воду, камень стал отдавать ее внутрь помещений. В первую же зиму стало понятно, что жить в таких домах невозможно. Это похоже на то, как если бы в квартире постоянно протекал потолок. Острова слагают коренные породы, называемые диабазами — аналог базальта, вулканическая горная порода. Севернее Валаама, на скалистом сортавальском побережье и на островах вдоль него, обнажены граниты. По аналогии и острова Валаамского архипелага часто называют гранитными, но это не так. В начале строительства Валаамской обители первые каменные кельи сделали из местного диабаза. В итоге, впитывая воду, камень стал отдавать ее внутрь помещений. В первую же зиму стало понятно, что жить в таких домах невозможно. Это похоже на то, как если бы в квартире постоянно протекал потолок. Острова слагают коренные породы, называемые диабазами — аналог базальта, вулканическая горная порода. Севернее Валаама, на скалистом сортавальском побережье и на островах вдоль него, обнажены граниты. По аналогии и острова Валаамского архипелага часто называют гранитными, но это не так. В начале строительства Валаамской обители первые каменные кельи сделали из местного диабаза. В итоге, впитывая воду, камень стал отдавать ее внутрь помещений. В первую же зиму стало понятно, что жить в таких домах невозможно. Это похоже на то, как если бы в квартире постоянно протекал потолок.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010