Павла, когда он своих противников (лжеучителей) шутливо называет «высшими апостолами» ( 2Кор. 11:5 ). Это оружие допустимо в тех случаях, когда посредством его неразумие отражаемого нападения на нашу честь может быть отчетливее выставлено на вид 891 . Только бы пользование этим средством защищения чести не выходило из границ любви к ближнему, в каком отношении применение этого средства имеет свои большие опасности. Если любящий ближнего всячески старается блюсти доброе имя его, то в подобного рода остротах нередко обнаруживается недостаток этой любви, или даже скрывается ненависть к брату, делающая человека «человекоубийцею» ( 1Ин. 3:15 ), «чадом диавола» ( 1Ин. 3:10 ), который был «человекоубийцею от начала» и есть «лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Зверским и решительно не имеющим для себя оправдания средством защиты оскорбленной чести является поединок, или дуэль. Дуэлью (француз. duellum-duorum bellum) называется обыкновенный бой двух лиц на смертоносном оружии по установленным на данный случай или же вошедшим в обычай правилам с целью восстановления оскорбленной чести 892 . История происхождения этого средневекового «бесчиния» 893 , доселе постоянно практикующегося не только заграницей, но и у нас на Руси 894 , указывает на тесную связь между воззрениями общества на дуэль и исторически сложившимися фальшивыми представлениями о чести. Связь эта выражается в том требовании, и доселе многими относимом к безусловным требованиям чести, чтобы не только платить за обиду обидой, но даже смывать кровью своею или своего противника нанесенную обиду, иногда даже незначительную. Часто неосторожное слово, сказанное в горячности или просто по неразумию, считается, по смыслу этих требований, достаточным предлогом к тому, чтобы ставить на карту жизнь свою и жизнь другого. Человек, которого публично назвали в глаза бесчестным, думает, что честь его восстановится, когда он убьет своего оскорбителя или будет убит этим последним. Нанесенная обида перестает быть обидой, когда два человека показали друг перед другом готовность убить друг друга 895 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Alii aestimant dissensionem animorum seditionem vocari, quam Graeci διστασιν vocant. Quo autem differat utrumque Cicero docet ( Phil. 8,3 ): «Potest enim,» inquit, «esse bellum ut tumultus non sit. Tumultus autem esse sine bello non potest. Quid est enim aliud tumultus nisi perturbatio tanta ut maior timor oriatur?» Unde etiam dictus tumultus, quasi timor multus. «Gravius autem esse tumultum quam bellum; nam in bello vacationes valent, in tumultu non valent.» Differt autem bellum, pugna et proelium. Nam bellum universum dicitur, ut Punicum. Huius partes sunt pugnae, ut Cannensis, Thermensis. Rursus in una pugna multa sunt proelia. Aliud enim in cornibus, aliud in media, aliud in extrema acie geritur. Bellum igitur est totum, pugna unius diei, proelium pars pugnae est. Bellum antea duellum vocatum eo quod duae sint partes dimicantium, vel quod alterum faciat victorem, alterum victum. Postea mutata et detracta littera dictum [est] bellum. Alii per antiphrasin putant dictum (eo quod sit horridum; unde illud (Virg. Aen. 6,86): Omne regnum saeculi huius bellis quaeritur, victoriis propagatur. Victoria dicta quod vi, id est virtute, adipiscatur. Hoc est enim ius gentium, vim vi expellere. Nam turpis est dolo quaesita victoria. Certa autem victoria est vel occisio hostis, vel [ex]spoliatio, vel utrumque. Non est autem iucunda victoria quae per inmensa detrimenta contingit: et hoc est, quod laudat Sallustius (Hist. 3,29) duces victoriam incruento exercitu deportasse. Pompa dicta est Graeca significatione, π το πομπεειν, hoc est publice ostentari. Praecedit autem victoria pompam, ideo quod ituris ad hoc certamen primum est victoriae votum. Tropeum dictum π τς τροπς, id est a conversione hostis et fuga. Nam ab eo quod hostem quis fugasset merebatur tropeum; qui occidisset, triumphum, qui dictus est π τς θριμβης, id est ab exultatione. Plenae enim victoriae triumphus debetur; semiplenae tropeum, quia nondum plenam est victoriam consecutus: non enim optinuit, sed fugavit exercitum.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Из сочинений Иосифа Флавия мы узнаем, что словом ερν называлась и наружная площадь храма или внешний двор: τ πρτον ερν («Bellum Judaicum», V, 5, 1, 2:8) τ ξω ερν («Bellum Judaicum», VI, 5, 1; VI, 2:7). Между тем во внутреннем дворе храма нет места для той глубокой пропасти, которая, по смыслу евангельского рассказа, простиралась под тем крылом, на котором стояли Богочеловек и диавол. То же самое восточное крыло внешней ограды храма нужно видеть и в повествовании Егезиппа о низвержении Иакова, брата Господня, с крыши святилища в самый день Пасхи за его нежелание отречься от исповедания Иисуса Христа Мессиею (Евсевий, «Церковная история», II, 23). Очевидно, это низвержение не могло произойти во внутреннем дворе и упоминаемая здесь крыша храма есть крыша дворовых построек, а не самого храма. Предание прибавляет, что, по низвержении Иакова, случившийся тут сукновал ударил праведника в голову валиком, употреблявшимся при его работах. И эта подробность может найти объяснение только в наружной стороне храма. На месте смерти Иакова, у подошвы горы храма, Егезипп в свое время видел памятник, στλη, посвященный имени праведника. По всей вероятности, крылом, πτεργιον, названы в евангельском рассказе балконы или выступы, πλξεις, построенные в верхних частях башен, особенно по углам, с военными целями («Bellum Judaicum», IV, 9,12; V, 1:4). Но и независимо от этих балконов или крыльев, верхняя часть наружной стены храма была на столько широка, что по ней можно было ходить свободно, как свободно ходят и по нынешним стенам Иерусалима, и представляла достаточно места для целых военных отрядов при нападении неприятелей, когда храм обращался в крепость («Bellum Judaicum», II, 12,1; IV, 9,12; VI, 3, 1–2; VI, 5, 1–2. «Antiquitates Iudaicæ», XX, 8:2). На западной стороне внешнего перибола храма, обращенной к городу, было еще особенное священническое крыло храма, имевшее значение нынешних минаретов в мечетях или колоколен при христианских храмах. Отсюда исходили трубные звуки, возвещавшие жителей Иерусалима о времени наступления праздничных дней и прекращения работ («Bellum Judaicum», IV, 9:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Самая крепость Антония при Ироде потеряла первоначальное назначение охраны храмового хозяйства и стала местом военного наблюдения за порядком в храме во время больших народных собраний («Bellum Judaicum», V, 5:8). Вместе с тем она поставлена была в более близкую связь с галереями большого двора храма, так что этот последний стал даже именоваться ее именем, а от места храмовых складов, сосредоточившихся в северо-восточной части харама, была отделена стеною, в виду нередких посягательств на храмовую собственность со стороны языческого гарнизона, занимавшего крепость. Поэтому совершенно правильно на модели Иродова храма К. Шика северная отлученная часть храма подразделяется на два отделения, меньшее северо-западное и большее северо-восточное, хотя К. Шик неправильно оба эти отделения замещает военным гарнизоном крепости (в таком случае зачем было бы разделять это место на два отделения?) и происхождение всей северной «отлученной части» храма относит только ко времени реставрации храма Иродом. Во время внутренних смятений в Иерусалиме, пред наступлением на город войск Тита, по описанию Иосифа Флавия («Bellum Judaicum», V, 1, 2–4), площадь храма находилась в руках двух партий: Иоанн с своими сообщниками занимают внешний двор храма, а Елеазар с Зилотами – внутренний двор и священные начатки. Так как, таким образом, о месте, занятом Елеазаром, и его задаче делается двойное определение (охранение внутреннего двора, где совершались священнодействия, «Bellum Judaicum», V, 1, 2, и охранение начатков, «Bellum Judaicum», V, 1:4), то очевидно здесь имеются в виду два различные пункта храма. И из подробного описания храма Иродова в мишне не видно, чтобы во внутреннем дворе святилища могли храниться какие либо другие припасы, кроме необходимых для жертвоприношения дров, воды, небольшого количества соли, вина и елея. Да и немыслимо, чтобы, при высокой отделке внутреннего двора, он мог загромождаться сырыми продуктами так называемых начатков. Поэтому Елеазар, занимавший внутренний двор, должен был занимать также и склады начатков или северную «отлученную» часть храма царя Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

д.). Призыв защищать Церковь оружием лег в основу оправдательной идеологии B. j. во имя защиты христ. мира, отсюда ритуал освящения королевского меча во время коронации, а впосл. мечей графов и рыцарей (см.: Флори Ж. Идеология меча. СПб., 1999). В XII в. появилась новая концепция «священной войны», сложившаяся на основе августиновского понятия B. j. В 975 г. на Соборе в Ле-Пюи (Аквитания) было принято постановление, положившее начало движению «Божий мир» : Церковь под угрозой анафемы запрещала захватывать имущество церквей и слабых, нападать на клириков и на тех, кто не способен защитить себя, включая крестьян. В 1027 г. в постановлениях Собора в Тулузе (Юж. Франция) впервые проводится идея «Божьего перемирия», требовавшего воздерживаться от военных действий от 9-го часа субботы до 1-го часа понедельника. В XII в. подобные ограничения на боевые действия между христианами проводятся в канонах «вселенских» Соборов католич. Церкви. 12-м каноном Латеранского II Собора (1139) сроки «Божьего перемирия» устанавливаются от заката в среду до восхода в понедельник, от Адвента до воскресенья после Богоявления и от начала Великого поста до воскресенья после Пасхи. Делаются попытки ввести и дополнительные запреты (29-м каноном того же Собора запрещалось применение луков и арбалетов против христиан, 14-м каноном II Латеранского Собора и 20-м каноном III Латеранского Собора (1179) запрещались турниры). Вершиной средневек. теории B. j. считаются воззрения св. Фомы Аквинского , к-рый войной называл лишь войну против внешних врагов, поэтому ни гражданские войны, ни социальные конфликты, ни борьба с тиранией не могли иметь статус войны. Он сосредоточил свое внимание на справедливых основаниях войны, а не на способах ее ведения (jus ad bellum в противовес jus in bellum) и выделил 3 необходимых основания: решение законной власти, справедливая причина и справедливые намерения воинов (т. е. справедливая причина не должна прикрывать стремления к захвату) ( Thom. Aquin. Sum. Th. II. 2. q. 40.

http://pravenc.ru/text/77916.html

405 Gem. Sanhedr. I, 2. Hamburger. Real-Encycl. für Bibel u. Talmud. Art. «Kalender» Bd. II. S. 614. 412 «На городскую площадь, – говорит Талмуд, отвечая на вопрос «каков чин постов»,– выносят ковчег (синагогальный, со свитками Торы); его посыпают пеплом, а равным образом голову наси и аб-бет-дина; также и все другие берут и посыпают себе голову пеплом. Старейший из них держит перед ними прочувствованную речь: Братья! О жителях Ниневии не сказано «и увидел Бог их вретище и их пост», но ( Ион. 3:10 ): «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего». А в предании сказано ( Иоил. 2:13 ): «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему». Таан. 2, 1. Талмуд т. 2, стр. 451. 419 Затем существовало «судебное условие» (постановление бет-дина), что если умирал первосвященник, то его хлебное приношение должно приноситься из общественных средств. Далее, что священники могут пользоваться солью и дровами, что невозможна меила с пеплом телицы (рыжей), и что ставшие негодными «гнезда» (пара горлиц) приносятся на общественный счет». Шекалим VII, 6–7. Талмуд в пер. Переферковича т. 2, стр. 294–295. 426 Тосефта Менахот III, 18–22. Зенахим XI, 16. См. Переферкович. Талмуд, его история и содержание. стр. 76. 428 Selden. De Synedrüs. vet. Ebr. III, 13, 2. р. 116. Маймониду известен и обряд освящения дворов храма после их увеличения. Он состоял в принесении благодарственной жертвы, после которой отправлялась торжественная процессия с жертвенным хлебом на вновь присоединенное место; здесь один из хлебов благодарственной жертвы сжигали, другой съедали участники процессии. Selden. Ор. cim. III, 13, 5, р. 122 429 В данном случае мы не имеем в виду перестройку храма при Ироде, на которую, в значительной степени, были употреблены средства самого царя. 434 Например, на монетах Иоанна Гиркана: «Иоанн первосвященник и совет иудейских старейшин» (cheber=γεουσια); на монетах Иуды Аристовула I: «первосвященник Иуда и совет иудейских старейшин». 438 Sanhedr. II, 4. Талмуд различает два рода войн: к первому относятся войны, которые ведутся по повелению Божьему (bellum ex praecepto divino gerendum), какова война Иисуса Навина для завоевания земли Ханаанской (bellum terrae Israelis); ко второму все остальные войны, которые называются произвольными (bellum arbitrii liberi). Это различие между обоими родами войн указано и у Маймонида. «Когда война была ведена по повелению Божьему, царю не нужно было, чтобы ее разрешал Синедрион, но он сам выходил в какое угодно время и приказывал выходить народу. Но на войну произвольную он не выходил без предписания Синедриона». Selden. De Synedrüs. vet. Ebr. III, 12, 2. р. 111. Следовательно, Талмуд, утверждая, что «произвольная война» может быть начата только с разрешения Синедриона, тем самым утверждает, что все вообще войны начинаются Синедрионом, так как непроизвольная война – это только война Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Modius enim modo dictus. Hinc et modica, id est moderata. Modicis enim modus nomen inposuit: nam modica pro parvis abusive, non proprie dicimus. Satum genus est mensurae iuxta morem provinciae Palestinae, unum et dimidium modium capiens. Cuius nomen ex Hebraeo sermone tractum est; «satum» enim apud eos nominatur sumptio sive levatio, eo quod qui metitur eandem mensuram sumat ac levet. Est et alium satum, mensura sextariorum viginti duorum capax quasi modius. Batus vocatur Hebraica lingua ab olearia mola, quae «beth» apud eos vel «bata» nominatur, capiens quinquaginta sextaria; quae mensura una molae vice proteritur. Amphora vocata quod hinc et inde levetur. Haec Graece a figura sui dicta dicitur, quod eius ansae geminatae videantur aures imitari. Recipit autem vini vel aquae pedem quadratum, frumenti vero modios Italicos tres. Cadus Graeca amphora est continens urnas tres. Urna mensura est quam quidam quartarium dicunt. Proprie autem urna vas est, quae pro condendis defunctorum cineribus adhiberi solet. De quo poeta (Lucan. 7,819): Caelo tegitur qui non habet urnam. Medimna mensura est quinque modiorum. Medimna autem Latina lingua vocatur, id est dimidia, eo quod quinque modiis metiatur, qui est dimidius numerus a perfecto denario. Artaba mensura est apud Aegyptios sextariorum septuaginta duorum, conposita ex numero propter septuaginta et duas gentes vel linguas quae orbem inpleverunt. Gomor quindecim modiorum onus adpendet. Corus triginta modiorum mensura inpletur. Hic ex Hebraico sermone descendit, qui vocatur «cor» a similitudine collis: «corea» enim Hebraice colles appellantur. Coacervati enim modii triginta instar collis videntur, et onus cameli efficiunt. Caput XXVII. DE SIGNIS Ponderis signa plerisque ignota sunt, et inde errorem legentibus faciunt. Quapropter formas eorum et characteres, ut a veteribus signata sunt, subiciamus. Z littera significat dimidium obolum. Virgula aequaliter iacens et porrecta simpliciter significat obolum.=Geminata virgula duo oboli sunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Adice sextum, congium reddit: nam congius sex metitur sextariis, a quo et sextarii nomen dederunt. Congium autem a congiendo, id est per augmentum crescendo, vocatur. Unde [et] postea pecunia beneficii gratia dari coepta congiarium appellatum est: unusquisque enim sui temporis imperator favorem populi captans adiciebat, ut largior videretur in donis. Congiarium autem specialiter mensura est liquidorum, cuius et rem simul et nomen a Romanis inpositum invenimus. Metrum est mensura liquidorum: haec a mensura accepit nomen; μτρον enim mensuram dicunt Graeci. Et inde appellata metreta, licet et urna et amphora et reliqua huiusmodi nomina mensurarum sunt; tamen ista hoc nomen a denarii numeri perfectione accepit. Metrum ad omnem mensuram pertinet; metrum enim Graece, Latine mensura dicitur. Nam et cyatum mensura est, et amphora mensura est, et quidquid plus minusve capit mensura est. Sed ideo hoc nomen specialiter sibi adsumsit, quod sit mensura perfecti numeri, id est denarii. Modius dictus ab eo quod sit suo modo perfectus. Est autem mensura librarum quadraginta quattuor, id est sextariorum viginti duorum. Cuius numeri causa inde tracta est, eo quod in principio Deus viginti duo opera fecerit. Nam prima die septem opera fecit: id est materiam informem, angelos, lucem, caelos superiores, terram, aquam atque aerem. Secunda die firmamentum solum. Tertia die quattuor: maria, semina, sationes atque plantaria. Quarta die tria: solem, lunam et stellas. Quinta die tria: pisces et reptilia aquarum et volatilia. Sexta die quattuor: bestias, pecudes, reptilia terrae et hominem. Et facta sunt omnia viginti duo genera in diebus sex. Et viginti duae generationes sunt ab Adam usque ad Iacob, ex cuius semine nascitur omnis gens Israel; et viginti duo libri Veteris Testamenti usque ad Hester; et viginti duarum litterarum sunt elementa, quibus constat divinae legis doctrina. His igitur exemplis modius viginti duorum sextariorum a Moyse secundum sacrae legis mensuram effectus est: et quamvis diversae gentes huic mensurae pondus vel adiciant ignorantes vel detrahant, apud Hebraeos constitutione divina tali ratione servatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

50 Считаю вполне неправильным освещение свидетельств автора «Чудес св. Димитрия», которое предложил Перниче , о. с. стр. 10. Акад. Успенский , История Византийской Империи, т. I – неточно перевел текст: при Маврикии. Автор монографии «De Phoca imp. Rom.», Spintler , стр. 47, неправильно отнес это свидетельство к Иллирику. 52 Consularia Italica (Ch r . min. I, 338, 12), Isidori Chron . (ib. p. 478, 412 – civile bellum). Paul. Diac . 4, 36. Huius (Phocae) tempore Prasini et Veneti per orientem et Aegyptum bellum faciunt et sese mutua caede prosternunt. 54 Johan. Antioch, frg. 218 e.; Theoph . 296, 25 297, 5. – Феофан заканчивает замечанием, что Фока воспретил прасинам πολιτεεσϑαι. Как понять это запрет, остается неясным в виду того, что вскоре после того прасины действовали, как дим, в последней катастрофе Фоки. 55 Theoph. 297, 12–16. – Скривон Макробий, подозреваемый в соучастии, был привязан к столбу, служившему мишенью для солдат на военном поле и расстрелян. 61 Lib. Pontif.p. 316. Hic (Bonifacius) optinuit apud Focatem principem, ubsedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum. 63 Corp. Insc. Latin.VI 1200. – Курсивом набраны сбитые слова и буквы надписи. Тот же самый Смарагд увековечил память Фоки в Африке постановкой его статуи в Карфагене. Уцелела лишь надпись, см. Corp. Inso Latin. Vili, 10529. – Так как власть Смарагда не простиралась на Африку где пост экзарха занимал Ираклий, отец будущего императора, то самый факт постановки в Карфагене статуи Фоки от имени Смарагда является загадочным и трудно объяснимым. 64 Ираклий был армянского происхождения. Себеос. Гл. 32, стр. 129, – называет Арсакидов родственниками внука имп. Ираклия, Константа. 68 Триполитана входила в диоцез Африки, так как была отвоевана от вандалов – Cod. Just. 1, 27. Но у Георгия Кипрского она отнесена к диоцезу Египта. Вероятно, эта реформа принадлежит Маврикию. Ср. Maspéro, Organisation militaire de l’Egypte Byz., p. 8. 69 Amélineau, La Géographie de l’Egypte, p. 205–206 – подозревает правильность написания этого имени ввиду неегипетского характера звуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Выражение иудеев по этому поводу: «он (Павел) ввел еллинов ες τ ερν» ( Деян.21:28 ) буквально напоминает текст новооткрытой надписи. Из этого же случая видно, что не только переходивший запрещенную черту язычник, но и иудей, проводивший язычника, равно подлежали наказанию смертию, и что эта угроза смертию была нешуточною. Напрасно жестокость этого закона думают смягчить Деранбург (Journal asiatique, 1872) и Гретц (Geschichte der Juden, III, 243), предполагающие здесь только возможность сверхъестественного наказания смертию, а не человеческого суда и казни, на том основании, что подобного закона нет в мишне. Но если такой закон не сохранился в мишне, то он ясно сохранился в книге Деяний, у Иосифа Флавия и на новооткрытом камне. Все эти источники без всякой двусмысленности свидетельствуют о буквальном понимании угрозы смертию язычникам. По учению того же апостола Павла ( Еф.2:14 ), только кровь Христова могла объединить два мира, мир, заключенный во внутреннем дворе храма (иудейский), и мир внешнего двора (языческий) и разрушить стоявшую между ними разделяющую стену 152 . Описанный нами барьер с надписями был только передним прикрытием внутреннего двора. Самая стена внутреннего двора проходила в некотором расстоянии от барьера (точного измерения этого расстояния не показано в источниках) и была устроена по образцу внешней стены первого двора, т. е. это была широкая крепостная стена с башнями для защиты против неприятеля. Из истории взятия Иерусалима римлянами известно, что, когда внешняя стена храма была пробита, иудеи укрылись за стеною внутреннего двора, и эта последняя победоносно выдерживала шестидневные непрерывные удары стенобитных машин римлян («Bellum Judaicum», VI, 4:1). Наружная высота этой стены, по Иосифу («Bellum Judaicum», V, 5:2), была 40 локтей, т. е. в десять раз меньше наружной высоты стены первого двора или первого перибола, имевшего, по крайней мере, по предположению того же Иосифа, 400 локтей высоты. Но, подобно тому как и первый перибол, наблюдаемый с площади двора, казался гораздо ниже, так как значительная часть его стены была сокрыта под насыпною землею двора, и стена внутреннего двора, извнутри рассматриваемая, от высшего грунта земли во внутреннем дворе, казалась почти вдвое меньше, именно, по предположению Иосифа, имела 25 локтей высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010