Ambigua ad lohannem – Maximi Confessoris Ambigua ad lohannem iuxta Iohannis Scotti Eriugenae latinam interpretationem. Ed. Eduardus JEAUNEAU, CCGS 18 (Turnhout, Leuven: Brepols, University Press, 1988) (латинский перевод Трудностей к Иоанну, выполненный Эриугеной). Русский перевод этого латинского перевода Трудности XLI см.: ИОАНН СКОТТ, Перифюсеон II, 529D – 541С, пер. В.В .ПЕТРОВА, ИФЕ, с. 97–110. Ер. – Maximi Confessoris Epistulae XLV. Ed. F.COMBEFIS (PG 91, 364–649). Франц. пер. см.: Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Introd. par Jean-Claude LARCHET. Trad, et notes par Emmanuel PONSOYE (Les Editions du Cerf, 1998). Opuscula – Maximi Confessoris Opuscula theologica et polemica. Ed. F .COMBEFIS (PG 91, 9–280). Франц. пер. см.: Saint Maxime le Confesseur. Opuscules theologiques et polemiques. Introd. par Jean-Claude LARCHET. Trad, et notes par Emmanuel PONSOYE (Les Editions du Cerf, 1998). Переводы Трудности XLI 862–864 гг., латинский: пер. Иоанна Скотта (Эриугены), см. Ambigua ad lohannem, p. 179–187. 1992, новогреческий: Μαξμου του μολογητο Пер1 δια φρων αποριν των γιων Διονυσου και Γρηγορου προς Θωμαν γνασμνον ( Α – Ε και Α – ΡI Γ . Εισαγωγ, μετφραση, σχλια πο τον Ιγντιο Σακαλ. Φιλοκαλα των νηπτικν και σκητικν 14 Δ. ( Θεσσαλονκη, 1992), 424 – 439. 1994, французский: см. Ambigua, пер. и примеч. Е. PONSOYË р. 292– 299; комм. D.STANILOAË р. 487–493. 1996, английский, в кн.: Andrew LOUTH, Maximus the Confessor (L- N. Y.: Routledge, 1996), p. 155–162; и комментарий: p. 212–213; 74–77. 2003, итальянский: Massimo il Confessore, Ambiguä problemi metafisici e teologici su testi di Gregorio di Nazianzo e Dionigi Areopagita. Introduzione, traduzione, note e apparati di Claudio moreschini (Milanö Bompiani, 2003), p. 454–464; комментарии: p. 157–161; 697–700. Русские переводы: 2003, пер. А.Р.ФОКИНА, Преп. Максим Исповедник . О различных трудных местах (апориях). 103-апория, ВС XI (2003), с. 128–136 (фрагмент 1304D-1313B). 2004, пер. С.В.МЕСЯЦ, Преп. Максим Исповедник , К Иоанну о различных трудных местах (апориях) у сев. Дионисия и Григория. Апория XXXVII (фрагмент 1304D – 1312В), ИФЕ (2004), с. 122–127;

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В.В. Петров. «Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в.»; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2007 В.В. Петров. «Трансформация античной онтологии у пс-Дионисия и Максима Исповедника». XIX ежегодная богословская конференция. ПСТГУ. Материалы. Том I. Стр.16-25. Мы благодарны Григорию Беневичу и Аркадию Шуфрину за обсуждение терминологии прп. Максима Исповедника в Трудности 41. Здесь и далее ссылки на «О трудности 41» даются в переводе С.В.Месяц. «О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия. Затруднение XLI» (фрагмент 1304D-1313B), в сб. Космос и Душа, с. 280-286. Другие собрания глав «О трудностях к Иоанну» (PG91, 1061-1418) даются в переводе архимандрита Нектария. – «О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)». Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 1.48 в переводе А.И.Сидорова./Творения прп. Максима Исповедника. Книга 1./М.: «Мартис», 1993. Перевод Фокина: «ипостась всего сотворенного имеет пять разделений. По их словам, первое из них – то, которое отделяет от Нетварной природы тварную природу в целом, получившую бытие через творение [буквально «через возникновение»] »./Преподобный. Максим Исповедник. «О РАЗЛИЧНЫХ ТРУДНЫХ МЕСТАХ (АПОРИЯХ)». 103-я апория./«Богословский сборник Свято-Тихоновского института» (М., 2003. С. 128-136). по изданию: MAXIMOU TOU OMOLOGHTOU PERI DIAFORWN APORIWN/FILOKALIA TWN NHPTIKWN KAI ASKHTIKWN, 14D. QESSALONIKH, 1992. S. 424-437. Перевод арх. Нектария: «говорят, что бытие (πστασις) всего сотворенного объемлется пя­тью различиями, из которых первым называют то, которое разделяет нетварное естество от вообще [всякого] тварного и приявшего бытие от сотворения».//Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

http://bogoslov.ru/article/5558591

2005,  пер. С.В.МЕСЯЦ, Максим Исповедник . О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия. Затруднение XLI (фрагмент 1304D-1313B), в сб. Космос и Душа, с. 280–286; 2005,  пер. С.В.МЕСЯЦ, Преп. Максим Исповедник . О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия. Затруднение XLI (1304D-1316A). –2> Г 40, сс. 5–11. 2006,  пер. архимандрита нектария (р.в.яшунского), Преп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у Григория Богослова к Иоанну, архиепископу Кизическому, гл. CI-CII (XXXVI-XXXVI, 1304D- 1316А), РНГД, с. 277–286. Прочие Трудности в русских переводах О трудностях I-V (­ О трудностях к Фоме, PG 91, 1032A-1060D), см.: Преп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Дионисия и Григория к освященному Фоме, пер. архимандрита нектария (Р.В .яшунского), РНГД, с. 14–37, прим. с. 384–393. О трудностях VI-LXXI (­ О трудностях к Иоанну I-LXVI (I-LXVII по Эриугене), PG 91, 1061А-1256С), см.: Преп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у Григория Богослова к Иоанну, архиепископу Кизическому, пер. архимандрита нектария (Р.В .яшунского), РНГД, с. 52–383, прим.с.396–459. О трудностях X (фрагменты PG 91, 1124D-1125C; 1149С-1153С; 1176В-1181 А), пер. И.В.ПРОЛЫГИНОЙ, АО 2/40 (2004), с. 86–93. О трудностях X (фрагменты PG 91, 1133А-1137С; 1168AD); XXIII (1256С-1257С); LXV (1389C-1392D), пер. А.Р.Фокина, БС XIII (2005), с. 151–162. О трудностях XXXIII-XXXVII, XXXIX (PG91, 1285–1297В, 1301ВС), пер. И.В.ПРОЛЫГИНОЙ, АО 4/38 (2003), с. 38–46. Прочие сочинения Максима Исповедника в русских переводах Вопросоответы к Фалассию. Вопррсы I- LV, пер. и коммент. С.Л.епифановича , А.И.Сидорова , в кн.: Творения преподобного Максима Исповедника . Книга IÏ Вопросоответы к Фалассию (М.: Мартис, 1993). Вопросоответы к Фалассию. Вопросы LVI – LVIII, пер. и примеч. А.И.Сидорова, АО 3/14 (1997), с. 30–62. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX, пер. и примеч. А.И.Сидорова , АО 1/19 (1999), с. 48–71. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX, пер. и примеч. А.И.Сидорова , АО 1/23 (2000), с. 40–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

[XIX] По замечанию Паламы, слияние в Боге сущности и энергий нарушило бы православное учение о соотношении Творца и твари: «Если ничем не отличается от Божественной сущности Божественная энергия, то ничем не будет отличаться творчество, которое свойственно энергии, от рождения и исхождения, которые свойственны сущности... Если же творчество не отличается от рождения и исхождения, то и тварь не будет отличаться от Рожденного [Сына Божия] и Исшедшего [Духа Святого]... И все твари будут порождениями Бога и Отца, и обожествится тварь и Бог сопричислится к тварям». Свт. Григорий Палама показывает, что неразличение Божественной сущности и Божественных энергий приводит к утверждению тварности Сына Божия (вследствие отождествления творения и рождения), т.е. к арианской ереси. [XX] Напомним, что основная цель учения свт. Григория Паламы – защитить реальность богообщения, при котором спасение человека не сводится к одному лишь прощению грехов (как в католицизме), но состоит в обожении человека через его обновление посредством действий (энергий) Бога. Учение же Варлаама вело к отрицанию этого Божественного обновления. Таким образом, их спор – это борьба между двумя кардинально разными путями к спасению – католическим (Варлаам) и православным (свт. Григорий Палама). [XXI] Преп. Максим разъясняет вопрос соотношения логосов общего и логосов частного, подразумевая некоторую иерархию логосов: «Логосы всего отдельного и частного объемлются, как говорят, логосами всеобщего и общего. И общего и всеобщего логосы постигаются премудростью (σοφιας), а логосы частного, разнообразно содержащиеся в общем объемлются мышлением (φρονησεως)» (Ambigua, PG 91 1313B). [XXII] Блаж. Феофилакт Болгарский так выразил эту парадоксальность: «Слово, оставаясь тем, чем Оно было, стало тем, чем Оно не было». [XXIII] Проецирование в бытовом смысле — это получение изображения из проектора на удалённом от него экране. В геометрии термин «проекция» ( < лат. projectio «выбрасывание вперёд») означает изображение трёхмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости.

http://bogoslov.ru/article/4912689

S. Athanasius Alexandrinus. Contra gentes//R. W. Thomson. Athanasius. Contra gentes and de incarnatione. Oxford: Clarendon Press, 1971: 2–132 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi//H. G. Opitz. Athanasius Werke. Vol. 2. 1. Berlin: De Gruyter, 1940: 1–45 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione verbi//C. Kannengiesser. Sur l " incarnation du verbe [Sources chrétiennes 199. Paris: Éditions du Cerf, 1973]: 258–468 (TLG); PG 25: 95–196. S. Athanasius Alexandrinus. De Sancta Trinitate (dialogi 1, 3, 5) [Sp.]//PG 28: 1116 – 1173a, 1201c 1249b, 1265c 1285b (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. De sententia Dionysii//H. G. Opitz. Athanasius Werke. Vol. 2. 1. Berlin: De Gruyter, 1940: 46–67 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria//H. G. Opitz. Athanasius Werke. Vol. 2. 1. Berlin: De Gruyter, 1940: 231–278 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Disputatio contra Arium//PG 28: 440–501 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros episcopos//H. C. Brennecke, U. Heil, A. von Stockhausen. Athanasius: Werke. Zweiter Band. Die «Apologien», 8. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 2006: 322–339 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Amun//P.-P. Joannou. Fonti. Fasciolo ix. Discipline générale antique (ii–ix s.). Les canons des pères grecs. Vol. II. Rome: Tipographia Italo; Orientale «S. Nilo», 1963: 63–71 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum//G. Ludwig. Athanasii epistula ad Epictetum [Diss. Jena (1911)]: 3–18 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Maximum//PG 26: 1085–1090 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Epistulae quattuor ad Serapionem//K. Savvidis. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften. Erster Teil, 4. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 2010: 449–600 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos//PG 27: 60–545, 548–589 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Fragmenta varia//PG 26: 1224, 1233–1249, 1252–1260, 1293b 1296c, 1313b 1313c, 1320–1132 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

thunberg 1985 – thunberg, Lars, Man and the Cosmos. The Vision of St Maximus the Confessor, with a Foreword by A.M.Allchin (Crestwood, New York: St Vladimir " " s Seminary Press, 1985). бальтазар, Ханс Урс фон, Вселенская литургия (фрагменты), пер. М .першина и др., АО 3/14 (1997); 2/16 (1998); 1/19 (1999); 1/23 (2000); 3/25 (2000); 2/36 (2003); 4/38 (2003). бриллиантов, Александр Иванович , Влгяние восточного богословгя на западное вь произведениях Иоанна Скота Эригены (СПб., 1898; переизд.: М.: Мартис, 1998), с. 212–234. бронзов, Александр Александрович, «Предисловие переводчика», 1894 г., в кн.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Дионисий (шленов) , иеромонах, «Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника », в кн.: Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д.А.поспелов (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004). Афанасий (Евтич) , епископ, «Пролегомены к исихастской гносеологии», £740 (2005), с. 74–121. ЕПИФАНОВИЧ, Сергей Леонтьевич, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие ([!]Киев, 1915; переизд.: М.: Мартис, 2003). петров В.В., " О трудностях XLI Максима Исповедника : основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа, сс. 147–271. петров В.В., «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D-1316A) Максима Исповедника », ВТ 40 (2005), с. 47–73. петров в.в., «. Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника », Точки/Puncta 3–4/5 (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005), сс. 7–25. поспелов Д.А., «Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов», в кн .».Диспут с Пирром... (см. выше). флоровский, Георгий Васильевич, Восточные отцы V-VIII веков (Париж, 1933, Paris: Ymca-Press, 1990). 265 Прокл, In Platonis Cratylum commentaria (ed. G.Pasquali) III, 2, 5–12; In Platonis Parmenidem p. 982, 24– 30; 1003, 10; In primum Euclidis elementorum, 42, 15; 69, 13. триада ποδεικτικ – ριστικ – διαιρετικ упоминается Ямвлихом в Жизни Пифагора 161, 8: «Общие знания, такие, как учение о доказательстве, определении и делении, он [Пифагор] передал людям» (пер. Ю.А.Полуэктова).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

Ср.: Е. Peterson, Pour une theologie du vetement, 5–9, где даются ссылки на святых Иринея, Амвросия и Августина. 115 Там же, PG 91, 1304D–1308C. Не выполненное Адамом совершено Христом. См. ниже отрывок: Амбигвы, 1308С–1312В, приведенный в части IV данной книги; ср.: к Фалассию 48, PG 90, 436АВ. Об учении преподобного Максима относительно преодоления пяти разделений идет речь у В. Лосского : V Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, 136–138. Аналитически и в сопоставлении с другими концепциями богословской системы преподобного Максима эта тема рассмотрена у L. Thunberg, Microcosm and Mediator, 351–459 [на русском языке см. у С.Л. Епифановича, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие (М. 1996), особ. 74–78. – Пер.]. 117 Не следует упрощенно понимать это соотнесение. Преподобный Максим излагает не философскую систему, а опыт внимательной внутренней жизни, конечно применяя для изложения термины обычные для своего времени. Всякая систематизация неизбежно упрощает его мысли, отдаляя описываемое от непосредственной человеческой реальности. У читателя появляется соблазн отнести к «древности» – то есть к теории, построенной на устаревших взглядах – многие моменты церковной антропологии, в частности, например, видение онтологической связи между силами души и телесными органами. Но дело тут вовсе не в «дани времени»; и указанное соотнесение немаловажно для понимания общего для Отцов Церкви воззрения на природу и функции душевных и телесных сил. В нем – фундамент той самой «золотой середины», отстоящей как от умаления достоинства тела (вплоть до дуалистических воззрений гностиков), так и от наивных претензий материализма. Взаимозависимость душевных и телесных сил разворачивает перед нами всеобъемлющую перспективу отношений человека с миром и Богом: мир – средство восхождения к Богу (поскольку Бог Сам присутствует и «усвояется» душой в идеях сотворенного, которые суть Его нетварные энергии); соединение с Богом через все более глубокое сращение с Его энергиями-идеями ведет к обожению мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

184 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Колоссянам 12:5, PG 62, 387; Там же, 12:6–7, PG 62, 389–90; Он же, Беседы на Послание к Ефесянам 20, PG 62, 135–50. Ср.: Th. Zissis, Anthropos kai kosmos, 144–5. 187 См.: Правило 51 святых апостол; ср. правила 1, 4, 9, 10 и 14 Гангрского собора. Также см.: G.Kapsanis, I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas (Peiraeus 1976), 275–84; cp.: Ch. Vantsos, О gamos kai i proetoimasia avtou, 35–41. 193 Он же, Беседы на Книгу Бытия 18:4, PG 53, 154; см. и разъяснение этого положения: Там же 17:7, PG 53, 143–4. 200 Он же, к Фалассию 48, PG 90, 436А; ср.: Амбигвы, PG 91, 1309АВ; Толкование на молитву Господню PG 90, 889С–892А (важное место). Об этом тексте си. Dalmais, Une traite de theologie contemplative: Le commentaire du Pater Noster de saint Maxime le Confesseur, Revue d’Ascetique et de Mystique 29 (1953), 132–9 и 159, где приведена остальная библиография. Ср.: Григорий Богослов , Слово 7.23, PG 35, 785С; Евагрий Понтийский , Гностические главы 1.63, PG 40, 1237В; Климент Александрийский , Строматы 3.13. 204 Преподобный Максим добавляет: «… Тем, что явное и усладительное для чувств предпочел благословениям доселе умным и невидимым» (Амбигвы, PG 91, 1345D). 207 См.: PG 90, 253С–256В, 312B–313D, 628А–645С; PG 91, 1195D1195B, 1273D–1276D, 1304D–1305A, 1308D–1309A, 1313CD, 1316A1321D, 1340В-1341С, 1345С–1340А. Наиболее систематическим пособием к текстам святого Максима остается книга Л. Тунберга «Microcosm and Mediator». По поводу указанных здесь мест см. р. 396–405. Однако важно самостоятельно вникать в тексты, а не полагаться целиком лишь на понимание Тунберга. Неплохим богословским введением в систему преподобного Максима и наиболее достоверным ее очерком может послужить предисловие и примечания Д. Станилоаэ к следующим изданиям: Maximos the Confessor, Mystagogia (Epi tas pigas 1, Athens 1973), и Maximos the Confessor, Philosophika kai theologika eroticata [Ambigua] (Epi tas pigas 4, Athens 1978). 208 Связь с апостольским учением очевидна: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

А это благо, говорю я, состоит не в чем ином, как в том, чтобы пребывать лишь с Богом, и этим наслаждаться постоянно и непрестанно, не примешивая к этому наслаждению ничего, влекущего к противному. И если позволено будет сказать дерзновенно, может быть, таким образом кто-либо будет восхищен от сего мира, который во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), в рай, где оказавшись, Павел слышал и видел неизреченное и незримое, о чем «нелеть есть человеку глаголати» ( 2Кор.12:4 ). Прп. Максим исповедник 1. Амбигвы, PG 91, 1304D–1312B 495 Святые, приявшие много Божественных тайн, по преемству переданных им через тех, которые были прежде них, от последователей и «слуг бывших Словесет» ( Лк.1:2 ) и от Него непосредственно посвященных в познание сущих, говорят, что бытие всего сотворенного объемлется пятью различиями, из которых первым называют то, которое разделяет нетварное естество от вообще [всякого] тварного и приявшего бытие от сотворения... Вторым различием [называют они] то, по которому вся от сотворения ее Богом приявшая бытие природа разделяется на умопостигаемое и чувственное. Третьим – то, по которому чувственная природа разделяется на небо и землю. Четвертым же – то, по которому земля разделяется на рай и мир; и пятым – то, по которому человек, который надо всем, словно некая все обобщающая мастерская, и который для [всех] сущих благолепно введен по сотворении в качестве естественно [представляющего] собой посредствующего для всех сообразных всем разделениям противоположностей, [сам] разделяется на мужское и женское. Тот то есть, кто естественно обладает по причине своего нахождения посередине между всякими противоположностями благодаря свойствам своих частей, сообразных всем противоположностям, всякой способностью к соединению, посредством которой совосполняемый по причине сотворения разделенных [между собой сущих] тропос должен был явить собой великое таинство Божественного намерения – гармоничное единство друг с другом [заключающихся] в сущих противоположностей, восходящее по порядку от ближних к дальним и от худших к лучшим и завершающееся в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

  001     002    003    004