Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какую фразу из Нового Завета Вы чаще всего вспоминаете и почему? 4 мин., 01.01.2008 " Фома " открывает новую рубрику. Мы будем задавать самые разные, но непременно серьезные и актуальные, вопросы. А отвечать будут наши авторы и читатели, мнение которых нам кажется интересным и важным. Александр Леонидович ДВОРКИН, профессор богословия, заведующий Информационно-консультационным центром священномученика Иринея, епископа Лионского Я не могу сказать, что у меня есть любимая или наиболее часто употребляемая цитата из Евангелия. Я могу назвать любимую цитату, скажем, из Козьмы Пруткова или из Достоевского, из Пушкина или Блока... Мне кажется, что говорить даже о нескольких наиболее важных цитатах было бы в некоторой степени претенциозно и нечестно с моей стороны. Потому что это значит, что я бы задумался: какую глубокомысленную цитату можно было бы привести, чтобы она соответствовала моему образу профессора, с одной стороны, а с другой - чтобы все видели, что я настоящий христианин... Но Евангелие - это же не просто литература, и здесь не может быть просто цитат. Евангелие - это Слово Божие, Которое звучит в нас. Деяния и послания апостолов - это свидетельства жизни по Слову. Когда я открываю его, то, в каком бы состоянии я ни находился, мне попадется именно то место, где говорят со мной сейчас и об этом. И в разные моменты нашей жизни разные фрагменты могут быть для нас наиболее значимыми и важными. Андрей Константинович ИСАЕВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания России Первое, что приходит на ум " По плодам их узнаете их. " (Мф. 7:16) и " Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые " (Мф. 7:18). Не знаю, почему именно эти слова так важны для меня. Может, потому, что у меня такая сфера деятельности - политика. Это такая сфера, где хороших слов говорится очень много, а подлинно хорошего делается мало. Владимир Николаевич КРУПИН, писатель, редактор журнала " Благодатный огонь "

http://foma.ru/kakuyu-frazu-iz-novogo-za...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лейтон Фредерик, " Давид " , фрагмент Кто такой Давид в Библии? 2 мин., 15.08.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид. Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») - второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов. О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей. Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе. Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом - амаликитянами - и мужи из колена Иудина в Хевроне  «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4). Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5). При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

http://foma.ru/kto-takoy-david-v-biblii....

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На заставке:  Тайная вечеря. Живаго Семен Афанасьевич. 1846 (фрагмент). Источник:  vsdn.ru Какую Пасху отмечал Христос? 13 мин., 24.04.2019 Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев. Что такое ветхозаветная Пасха? Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?  (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня  (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю. А что это за история про евреев и Египет? Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх 1:13–14), а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти. Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную.

http://foma.ru/kakuyu-pashu-otmechal-hri...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Нет больше той любви 4 мин., 13.06.2023 Содержание «Нет больше той любви»: значение выражения Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Фраза «Нет больше той любви…» употребляется, когда нужно подчеркнуть, что самопожертвование — это наивысшая добродетель. П. А. Вяземский писал о греческом патриоте графе Каподистрия, убитом его политическими противниками: «А что он любил родину свою, он это доказал и жизнью, и смертью своею: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”». Это изречение глубоко проникло в культуру христианских стран — и западных, и восточных. Где бы ни произносились похвальные слова в адрес людей, погибших при исполнении долга по защите ближних — спасателей, полицейских, военных, — в их честь вспоминали это изречение, которое взято из Евангелия и принадлежит Иисусу Христу. Прощальная беседа Иисуса с учениками (фрагмент «Маэсты» — алтарного образа, созданного в 1308-1311 годах по заказу города Сиена ). Дуччо ди Буонисенья. Происхождение выражения Иисус Христос произнес эти слова на Тайной Вечере, последнем Его ужине с апостолами прежде Распятия. Фраза «Нет больше той любви…» в Писании встречается один раз, а именно в 15-й главе Евангелия от Иоанна. Приведем ее отрывки на русском и церковнославянском языке. Ин 15:12–15 Русский: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Церковнославянский: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам.

http://foma.ru/net-bolshe-toj-ljubvi.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Никола Пуссен. Битва израильтян с амалекитянами, 1625 Дикости и жестокости Ветхого Завета 7 мин., 09.01.2018 Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле? Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы» . В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь? Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: « А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим » (Втор 20:16-18). Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально. Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа. «Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

http://foma.ru/dikosti-i-zhestokosti-vet...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пантократор, отсекающий грехи. Монастырь Дечаны. ruicon.ru О чем на самом деле слова Христа «не мир пришел Я принести, но меч»? 3 мин., 12.09.2022 Высказывание Спасителя выглядит еще более радикально, если привести его полностью: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его  (Мф 10:34–36). Эту фразу нередко приводят в качестве мнимого доказательства агрессивности, воинственности и фанатичности христианства. Смотрите, говорят такие критики, Иисус Сам провозглашает, что пришел разделить людей, он употребляет милитаристскую риторику, покушается на самое святое — на семью, вбивает клинья между родителями и детьми. На самом же деле посыл, который дает Господь в этой фразе, имеет совсем иной смысл. Нет ничего более чуждого евангельскому благовестию, чем вражда и разделение. В самый страшный по степени эмоционального переживания момент Своей земной жизни, перед предательством Иуды и последующими страданиями и смертью, Иисус молится о единстве в Боге всех верующих в Него: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино  (Ин 17:21). А чуть раньше, во время Тайной Вечери, обращаясь к ученикам, Господь завещает им Свой совершенный мир, противопоставляя его миру человеческому, хрупкому: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам  (Ин 14:27). Что же касается разделений в семье, к которым якобы призывает Христос, то апостол Павел, человек, более других апостолов потрудившийся над разъяснением евангельского учения, ясно пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного  (1 Тим 5:8). Христос во славе, в окружении ангелов (фрагмент); Балканы. Сербия. Печ; XIII в. Источник: ruicon.ru Что же имеет в виду Спаситель, говоря о мече и домашних врагах? На фоне приведенных только что цитат Его слова, на первый взгляд, действительно звучат провокационно. Тем более в современном Иисусу социально-культурном контексте. У слушателей «могло создаться впечатление, что Он покушается на одну из основополагающих ценностей человеческого бытия, имеющих источник в Самом Боге. Семья тоже воспринималась как абсолютная ценность, и вторжение в семейный быт, результатом которого становится конфликт между поколениями, не могло оцениваться положительно», — пишет митрополит Иларион (Алфеев).

http://foma.ru/o-chem-na-samom-dele-slov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ПОЧЕМУ БИБЛИЯ НАЗЫВАЕТ ЖЕНЩИНУ " СОСУДОМ ГРЕХА " ? 1 мин., 01.01.2008 Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится во Втором послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3 :7). Как видите, Апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола. Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3 :26-28). Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко — особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем Ангелы, Херувимы и Серафимы. «Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием — например, в Индии, — статус женщины остался очень низким. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также На участке выросла верба. Можно оставить или надо выкопать? 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-bibliya-nazyivaet...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Предательство Христа (фрагмент). Джузеппе Чезари Что Христос открыл ученикам перед тем, как Его арестовали? 22 мин., 12.04.2023 На Тайной Вечере Господь Иисус Христос впервые причастил учеников Своими Плотью и Кровью под видом хлеба и вина. Тем же вечером Спаситель в последний раз беседовал с апостолами. О чем Он говорил с ними в ту ночь перед Голгофой? Эта прощальная беседа состоялась в так называемой Сионской горнице — на верхнем этаже дома близ Гефсиманского сада, что был разбит у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима, вблизи долины Иосафата, которую называют еще Кедронской долиной. Некоторые толкователи предполагали, что это мог быть дом матери апостола Иоанна, но достоверно это, конечно, неизвестно. Итак, пасхальная трапеза окончена, апостолы причастились Тела и Крови Спасителя, Иуда Искариот уже идет звать стражу… В это время Христос и заводит беседу с оставшимися учениками. Ему необходимо сказать им наедине что-то очень важное. «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь» Христос и прежде уже говорил ученикам, что Ему предстоит много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (см., напр.: Мф 16:21). Но ученики, судя по рассказам евангелистов, вряд ли до конца осознавали неизбежность такого хода событий, вряд ли отдавали себе отчет и в том, какие серьезные испытания ожидают их самих в дни страданий Учителя.. Но теперь нужно, чтобы они наконец уяснили ситуацию, и вот Спаситель говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь (Ин 13:33). А когда Петр, такой горячий и порывистый, пытается возражать: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя , — то слышит от Учителя слова, полные боли и скорби: Душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:37–38).

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Уверение Фомы (фрагмент), XVII век, Болгария. Источник: icons.pstgu.ru Евангелие об уверении Фомы 3 мин., 30.04.2022 Согласно Преданию Церкви, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии. Последней страной его проповеди была Индия, где за имя Христово святой апостол принял мученическую смерть. Евангелие от Иоанна, глава 20,  стихи 26-29 26  После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!  27  Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.  28  Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!  29  Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Толкования на евангелие об уверении Фомы Святитель Феофилакт Болгарский. «Толкование Нового Завета» Фома не был с учениками. Вероятно, он ещё не возвратился к ним из бывшего рассеяния... Когда прочие ученики сказали о Господе, Фома не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Почему и обвиняется в неумеренном любопытстве. Ибо, как скоро верить — легкомысленно, так сильно упорствовать — дико и грубо. Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: « если не вложу руки моей »... Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался твёрже верующим на будущее время. Святитель Димитрий Ростовский. «Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении» Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола, было не случайно: Промысл Божий этим даровал «для всех языков» церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности, подтверждение истины воскресения... Среди святого общества избранных апостолов святой Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование (Ин 11,16), отличался особенною пытливостью ума (Ин 14,15), мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте.

http://foma.ru/evangelie-ob-uverenii-fom...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Олег Варов/ foto.patriarchia.ru Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги? 15 мин., 03.06.2022 Мы собираемся в храмах для участия в богослужениях , а людей, которые их совершают — епископов, священников и диаконов, — называем священнослужителями . Получается, они служат Богу. Но в чем смысл этого служения? И разве всемогущему Богу нужны слуги? Многие, может быть, удивятся, но — да, Богу действительно нужны люди, готовые Ему послужить. Всемогущему, всеведущему, ни в чем не нуждающемуся Богу нужны те, кто будет исполнять Его волю и возвещать ее другим людям. И подтверждения тому мы находим в самых разных местах Священного Писания, или Библии. Что же именно говорит об этом Библия? В книге Исход Господь повелевает Моисею: Пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых  (Исх 3:10). Как ни страшится Моисей такой миссии, сколь ни сомневается в своих способностях совершить вверенное ему дело, но ему приходится идти в Египет и исполнять Божие поручение. Пророк Исаия в начале своей книги описывает видение — Господь ищет, кого бы направить к людям возвестить Его волю: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия откликается: вот я, пошли меня (Ис 6:8), — и Господь поручает ему идти проповедовать, говорить и не умолкать, возвещать людям (в том числе вельможам и царям) очень нелицеприятные подчас вещи. Пророка Иеремию Бог призвал к служению еще до его рождения: Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил Освящение в ветхозаветной терминологии связано с обособлением, отделением человека, когда Бог избирает его из многих для служения Себе. — Прим. ред.  тебя: пророком для народов поставил тебя… Ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер 1:5, 7). Книга пророка Ионы повествует о безуспешной попытке ее героя уклониться от Божия поручения проповедовать в Ниневии Ниневия — древняя столица Ассирии, один из самых могущественных городов древнего мира, находился на территории современного Ирака. — Прим. ред. . Жители Ниневии вели порочную жизнь, и им предстояло услышать из уст пророка грозные слова: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!  (Иона 3:4). Иона боялся, что ниневитяне попросту убьют его за такие речи, и пытался бежать… от лица Господня (Иона 1:3), но Тот устроил события так, что пророк оказался в Ниневии и был вынужден проповедовать ее жителям. Которые, кстати, вняли его проповеди, покаялись и оставили свою безобразную жизнь. И наказание было отменено!

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010