Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в. Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в. Икона вмч. Георгия (80 ´ 55 см, золото), датированная нач. XI в., была особо почитаема в Д. Она изготовлена по заказу гурийского эриставт-эристави Вардана Варданисдзе, на что указывает надпись на асомтаврули, помещенная на левой стороне узкой вертикальной полосы фона. Икона исполнена высоким рельефом. Вмч. Георгий изображен в рост, прямолично, в воинских одеждах, с копьем в правой руке и овальным щитом в левой. Боковые вертикальные обрамления иконы украшали 10 чеканных медальонов с изображениями апостолов и святых. Ктиторская надпись на нижнем поле иконы, упоминающая кн. Бешкена Гуриели и его сына Микаела, а также чеканный орнамент верхнего горизонтального борта были исполнены при обновлении иконы (предположительно в XIV в.). 2 большие иконы архангелов Михаила и Гавриила, описанные Бакрадзе в 1873 г., к 1885 г. были уже утеряны - по его мнению, «разобраны или вовсе перелиты» ( Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 102). Медальоны груз. перегородчатой эмали, обрамлявшие их, датируются нач. XII в. Арх. Михаил изображен в рост, в воинских доспехах и в плаще, с обнаженным, поднятым острием вверх мечом в правой руке, левой придерживает ножны. На эмалевых квадрифолиях, симметрично расположенных над крыльями архангела, были помещены надписи на асомтаврули: «Святой Михаил» и «Иисус Навин». На полях иконы в чеканное орнаментальное обрамление в виде виноградной лозы были вставлены 10 медальонов перегородчатой эмали с изображениями Деисуса, апостолов, евангелистов, воинов. Арх. Гавриил представлен в лоратных одеждах, с жезлом и сферой в руках. Боковые эмалевые пластины содержали исполненные на асомтаврули надписи: «Святой Гавриил» и «Архистратиг сил». Чеканную раму иконы украшали 10 медальонов перегородчатой эмали, повторяющих изображения на иконе арх. Михаила. Многострочные надписи обеих икон упоминали как предков князей Гуриели, эриставт-эристави Сванети, так и самих Гуриели, что доказывает разновременность надписей и факт неоднократных поновлений икон в позднее средневековье. Мацулевичем в частных коллекциях были найдены отдельные чеканные фрагменты, идентифицированные как части икон и датированные XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Не боясь преувеличения, скажу смело - подобного издания в России еще не было. Несмотря на растущий интерес к творчеству поэта (во многом связанный с популяризацией его стихотворного наследия певицей Жанной Бичевской и другими исполнителями), начиная с 1990-х годов вышло всего лишь четыре стихотворных сборника Бехтеева, самый объемный из которых увидел свет стараниями Успенского подворья Оптиной Пустыни (Санкт-Петербург) в 2002 году (Бехтеев С.С. Грядущее. Стихотворения/сост. Г.С. Счастная). Но, к сожалению, вступительная статья в нем грешила неизбежными для начального этапа изучения биографии поэта неточностями и лакунами. Нынешняя же книга - настоящий прорыв в исследовании биографии Бехтеева. Основанная на архивных документах, редчайших эмигрантских изданиях, уникальных документах из частных коллекций и беседах с людьми, лично знавшими поэта (!) книга В.К. Невяровича по праву может называться первым глубоким исследованием жизни и творчества Сергея Бехтеева. Ознакомившись с книгой, усердный читатель, безусловно будет вознагражден, приобщившись к целому ряду авторских открытий, находок, гипотез и предположений. Он узнает много нового о древнем дворянском роде поэта, о дружбе семьи Бехтеевых со святителем Тихоном Задонским, сможет проследить вехи ярко и красочно изложенной биографии поэта, ознакомиться с его взглядами, а также событиями, повлиявшими на появление в свет тех или иных стихотворений поэта. Уверен, для многих будет открытием, что Сергей Бехтеев, после появления в 1927 году известной декларации митрополита Сергия (Страгородского) остался чадом Московского Патриархата, являясь старостой находящегося в Ницце домового храма в честь Державной иконы Божией Матери; немногим известна и история непростых взаимоотношений поэта с Великим князем Кириллом Владимировичем, объявившим себя в 1924 году Императором (в книге Невяровича она изложена честно и беспристрастно); очень познавательны сведения об активной монархической работе поэта в сербский период его жизни. Кроме того, не обойдены автором и " острые углы " и " неудобные " для многих места в биографии поэта, как то: скандал, связанный с вовлечением братьев Бехтеевых в организованную чекистами провокационную авантюру по подготовке монархической экспедиции в Сибирь для встречи с " чудом спасшимся " Великим князем Михаилом Александровичем; борьба поэта с окружением Великого князя Кирилла Владимировича; его обличения Великого князя Николая Николаевича; возмущение поэта иерархами Церкви, принимающими от советских властей " ордена убийц " (т.е. советские награды). Но все это изложено настолько честно, трезво, деликатно и с любовью - без осуждения поэта и объектов его критики, что фрагменты книги, повествующие об этом, способствуют только одному - адекватному пониманию личности поэта, его переживаний, поисков, чаяний. И если Бехтеев в чем-то и заблуждался (ибо, кто из нас без греха?), то, будучи человеком честным и чистым, делал это искренне.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/11/...

Во 2-й пол. XII в. в Средиземноморском регионе работал талантливый скульптор, которого в 50-х гг. XX в. назвали мастером из Кабестани. Большинство его произведений сконцентрированы в Каталонии и Лангедоке. Самая многочисленная группа памятников находится в деп. Од (Франция), где в XII в. существовало 3 епархии: Нарбона (ц. Асомпсьон в Рьё-Минервуа, капелла Сент-Этьен-де-Весьер около Азиля; в Археологическом музее Нарбона хранятся 2 капители, происхождение к-рых точно не установлено), Каркасона (аббатства Сент-Мари в Лаграсе и Сент-Илер), Тулузы (аббатство Сен-Папуль). Вторая группа произведений компактно расположена в Руссильоне в епархии Эльна (церкви Нотр-Дам (каталон. Санта-Мария) в Кабестани (каталон. Кабестань) и в Ле-Булу (каталон. Эл-Воло) и монастыре Монастир-дель-Кан (каталон. Санта-Мария-дел-Кам) близ Пасы). Третья группа находится на территории И. в епархии Жироны. Так, из церкви мон-ря Сан-Пере-де-Родес происходит большое количество памятников, хранящихся в различных музеях и частных коллекциях (неск. рельефов осталось в храме). К кругу мастера из Кабестани стилистически близки капители из ц. Сант-Эстеве-д " эн-Бас. В музее Сан-Жоан-де-лез-Абадесес хранятся фрагменты капители и модульона неизвестного происхождения. Произведения мастера были обнаружены еще в 2 регионах. Из Наварры происходит тимпан и архитравная балка церкви из заброшенного сел. Эррондо (или Раондо) близ Унсити (ныне в Метрополитен-музее, «Клойстерс», Нью-Йорк). Апсида ц. Пурификасьон в Вильявете украшена скульптурными модульонами, входящими в корпус произведений мастера из Кабестани. В 60-х гг. XX в. в Тоскане была найдена капитель в апсиде церкви аббатства Сант-Антимо, 3 капители из клуатра собора Санто-Стефано в Прато и украшенная рельефом колонна из ц. Сан-Джованни-ин-Сугана (Музей религиозного искусства в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза). Обилие памятников в регионе Каталонии и Лангедока позволяет предположить, что мастер из Кабестани был родом из этих мест, а в Наварру и Тоскану выезжал работать по приглашению.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Пряжев) иконе, являясь, пожалуй, наиболее полным описанием из всех вышеперечисленных. Согласно этим публикациям время явления Пряжевской иконы относится к концу XVII - нач. XVIII в. 4, 5, 8]. Изображение Пряжевской (из с. Пряжев) иконы, представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богородицы, прильнув к Ней щекой. Правой рукой благословляет, левую руку вложил в правую руку Богородицы 5, 9]. Если Пряжевская (Горнальская) икона относится к иконографическому типу Одигитрия, то Пряжевская икона (в с. Пряжев) относится к иконографическому типу Елеуса. Соответственно Горнальская икона по своей иконографии не восходит к чтимой Пряжевской иконе из с. Пряжева Житомирской области. Затем внимание было обращено на списки Пряжевской (Горнальской) иконы и на близкие к ней изображения. Был обнаружен только один точный список середины XIX ст. в Троицком соборе г. Суджа (Курская обл. РФ). Из близких по иконографии икон, была выявлена группа изображений Богородицы Лоретская конца XVIII в. Это две иконы из частных коллекций г. Харькова, две иконы из Пархомовского историко-художественного музея (ПИХМ Ж-120), икона из Чугуевского художественно-мемориального музея (ЧХММ) им. И. Е. Репина. На иконе из ПИХМ в нижней части иконы картуш, в котором помещена надпись: " Изображение чудотворныя Богоматерныя иконы Лоретския " , а на одном из списков, находящихся в частном собрании г. Харькова сохранились фрагменты текста такого содержания: " Изображение чудотворныя иконы Лоретския … лета 1799 … " . Под картушем, в отдельном клейме помещен образ " Спаса недреманное око " . Выявленные Слобожанские Лоретские иконы, в отличие от Пряжевской иконы, не имеют изображения правой руки Богородицы и державы у Младенца. Характер вотивных украшений, изображенных на Лоретских иконах так же отличен. На Пряжевской иконе изображено три ряда медальонов, а на Лоретской два. Причем вотивы на Пряжевской позолочены, а на списках выписаны цветом. Это эмалевые медальоны, с изображением в средней части на зеленых фонах вензелей, зубчатых корон, лествицы, геральдических брусов, портретов коронованных особ, двуглавого орла, равноконечных крестов разных форм.

http://pravicon.com/info-3769

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕАЛИЗМ ПРОТИВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕРРОРИЗМА 8 мин., 17.12.2010 В Брянской области есть небольшой городок — Клинцы. В 1707 году старообрядческая община, вынужденная перебраться сюда из центральной России, основала здесь слободку, которая со временем превратилась в небольшой провинциальный городок. При въезде в Клинцы стоит памятник. Нет, не Ленину, не строителям коммунизма и даже не героям Великой Отечественной войны. Стоит здесь шестиметровый колокол-гора, увенчанный восьмиконечным крестом и фигурами мужчины, женщины и ребенка. Памятник местные жители любят и называют между собой не иначе как муравейник. Это неудивительно, ведь вся поверхность колокола щедро испещрена мелкими плоскими изображениями старинных особняков, изб, церквей, садов, мостов и людей. Незамысловатые сюжеты городской жизни: там рыбаки, там мальчишки таскают яблоки из соседского сада, там на скамейке влюбленные, там футболист о чем-то болтает с мотоциклистом... Памятник трехсотлетию города Клинцы. Бронза. 2007 Памятник этот был возведен в 2007 году в честь празднования 300-летия города и принадлежит резцу скульптора Александра Смирнова. Может быть, он остался бы для нас и не примечательным (что ни говори, а памятников сегодня устанавливается немало), если бы не одно обстоятельство. Памятник трехсотлетию города Клинцы. Фрагмент. Бронза. 2007 Александр Смирнов — известный московский скульптор, работы которого хранятся в частных и государственных музеях и собраниях России и Европы, в том числе в Третьяковской галерее. Его каменный памятник святителю Тихону установлен в парке на Крымском Валу, а Андрею Рублеву — в Нижнем Новгороде. Вообще-то член Союза художников России, Международного художественного фонда, Московского объединения скульпторов, лауреат многочисленных премий и наград по образованию — юрист. В 1975 году он окончил юрфак МГУ и продолжительное время работал по специальности. Никола Мокрый. Бронза. 1991

http://foma.ru/religioznyij-realizm-prot...

В Третьяковской галерее проходит выставка«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков» 17.08.2022 16:37:58 МОСКВА В Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 18 сентября проходит выставка «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков», посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, сообщает Седмица.ru со ссылкой на The Art Newspaper Russia. В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному свт. Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. На выставке демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха. Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием свт. Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Представлены на выставке и групповые изображения — свт. Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/08/17/v-tretyako...

Раздел постоянной экспозиции, посвященный Древней Руси, открылся в Эрмитаже декабря 2016 В день памяти великомученика Георгия Победоносца, 9 декабря, в Георгиевском зале Зимнего дворца состоялась традиционная церемония. Приветствуя гостей, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что этот праздник становится днем славы Отечества, и каждый раз музей показывает дары, связанные с воинской славой. Дары, переданные меценатом Сергеем Алексеевым, - французский гусарский доломан второй половина XIX века, армейская каска производства Германии начала ХХ века, жетон добровольного флота. В церемонии выноса исторических знамен традиционно приняли участие Адмиралтейский оркестр ЛенВМБ под управлением Валентина Лященко (он исполнил марш лейб-гвардии Преображенского полка и " Гимн великому городу " Рейнгольда Глиэра), рота почетного караула ЗВО. Состоялось открытие экспозиции " Культура Древней Руси и Московского царства IX-XVII веков " в залах 147-150 Зимнего дворца. Представленные экспонаты происходят из материалов археологических раскопок древнерусских городов, сельских поселений и погребений, а также из частных коллекций, поступивших в Эрмитаж.   Экспозиция первого зала характеризует материальную и духовную культуру сельского населения Древней Руси X-XIV веков, основу быта которого составляли примитивное земледелие и скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Во втором зале показано вооружение представителей древнерусской знати из раскопок погребений и поселений X-XIII веков. Следующий раздел экспозиции посвящен культуре древнерусского города: в витринах представлены памятники из Новгорода, Пскова, Киева, Изяславля, Москвы, Углича, Новогрудки на Немане.  Отдельную группу находок в древнерусских городах образуют предметы, имеющие отношение к православию: металлические, каменные, янтарные крестики-тельники разных типов, литые кресты-энколпионы с вложенными реликвиями, каменные и бронзовые иконки с изображениями наиболее чтимых святых. В XV веке широкое распространение получают иконки из дерева и кости, в том числе и мамонтовой, сохранились и деревянные кресты этого периода. Есть в экспозиции и фрагменты храмовых фресок, найденные в Киеве и Смоленске, относящиеся к разным временам, от Х до XIII века, и прекрасно сохранившийся антиминс из одного из новгородских храмов XII века.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Выставка шедевров болгарской иконописи открылась в Москве 3 сентября 2009 г. 17:21 Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открылась 2 сентября в Государственном историческом музее. Мероприятие проходит в рамках Года культуры Болгарии в России. Предыдущая выставка болгарского церковного искусства проводилась в ГИМе в 2003 году. В нынешнюю экспозицию вошли 56 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря. Многие произведения выставляются впервые. Они отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. Ключевое место в экспозиции принадлежит пяти двусторонним иконам, каждая из которых более метра высотой. В их числе руководитель проекта доктор Ралица Русева особо отметила икону св. Георгия (XIII, XVI-XVII вв.), на оборотной стороне которой изображены его родители святые Геронтий и Полихрония. Скорее всего, икону выполнили константинопольские мастера, а происходит она, по всей вероятности, из Георгиевской церкви древнего города Несебр одного из самостоятельных художественных центров средневековой Болгарии. Изображения родителей св. Георгия редко встречаются в византийской живописи, а изображение всех троих на одной иконе и вовсе уникально. Другой впечатляющий образец византийского искусства монументальный поясной образ «Христос Пантократор» XIII века также происходит из Несебра. Этот памятник, как и образ св. Георгия с родителями, выставляется впервые после реставрации. Размещенная рядом с Пантократором древняя икона Богоматери Одигитрии (XIV в., Пловдив), напротив, пострадала от времени лик Девы Марии стерт, зато черты лица благословляющего Младенца все так же выразительны, как семь веков назад. В процессе реставрации плащаницы из Бачковского монастыря (XV в.) с обратной стороны были обнаружены пришитые фрагменты страниц трех разных рукописей XIII-XV веков. Они послужили в качестве подкладки для шитья, благодаря чему реставраторы смогли прочесть тропарь XV века, что и определило окончательную датировку памятника. Реставрация этого выдающегося произведения лицевого шитья еще не окончена.

http://patriarchia.ru/db/text/732727.htm...

Арсения Великого специалисты опознали многочисленные, много столетий считавшиеся безвозвратно утраченными произведения Д. С.: толкования на Книгу прор. Захарии, фрагменты толкований на кн. Бытие, на Книгу Иова, на Книгу Екклесиаста, на псалмы, на Евангелие от Иоанна, догматический «Диалог с неким еретиком», а также нек-рые сочинения Оригена. Однако из-за хищений не все обнаруженные тексты стали доступны читателю. Большая часть найденных рукописей была собрана в Египетском музее Каира, а также в неск. частных коллекциях. Общий объем находки определяется в 150 тетрадей, составляющих 8 кодексов, т. е. ок. 2 тыс. листов рукописного текста. Датировка находки - VI в. ( Guérard. 1946; Puech. 1951; Doutreleau. 1955; Doutreleau, Koenen. 1967). Лит. стиль Д. С. достаточно легок и изящен. Вместе с тем его произведения не лишены украшательских излишеств, автор также часто отклоняется от предмета изложения, пускаясь в пространное цитирование Свящ. Писания ( Godet. 1911. Col. 749). Опираясь на сведения блж. Иеронима, Руфина, Сократа Схоластика, на изучение рукописных катен, а также позднейших находок ( Doutreleau. 1962. P. 17-18), исследователи выявили список сочинений Д. С., из которых в оригинале сохранились лишь нек-рые, и те не всегда полностью, а значительная часть - только в лат. переводах. Сочинения Д. С. делятся на 2 тематические группы - догматические и экзегетические. Догматические 1. «De Spiritu Sancto» (О Святом Духе, до 381), написано по просьбе некоего друга с целью противодействовать ереси духоборчества и отстоять божественность Св. Духа. Греч. текст утрачен, сочинение сохранилось в лат. переводе блж. Иеронима, сделанном по просьбе Римского папы Дамаса I между 385 и 392 гг. В трактате заметно значительное влияние свт. Афанасия Великого ( Athanas. Alex. Ep. ad Serap. 1-4), хотя он не упоминается. В отличие от полемичных и темпераментных свт. Афанасия и Илария , еп. Пиктавийского, Д. С. более дидактичен и спекулятивен. К 375 г. уже был написан трактат свт. Василия Великого «О Святом Духе», с к-рым Д.

http://pravenc.ru/text/172002.html

В Казани выставили 76 литографий " Библейских сюжетов " Марка Шагала Казань, 11 июля 2011 г. В столице Татарстана открылась выставка " Марк Шагал. Библейские сюжеты " , пишет " Российская газета " . Здесь представлено 76 цветных и черно-белых литографий великого художника, собранных из частных коллекций в Германии. Это иллюстрации к Ветхому Завету, выполненные в неподражаемой манере мастера. Библейские цари и пророки лишены здесь привычной патетики и строгости. У Шагала они получились удивительно домашними, уютными. Не случайно искусствоведы замечают, что в этой серии сквозит его знаменитая витебская тема. В некоторых произведениях можно даже узнать самого художника и его любимую Беллу. А вот сходу понять, что за фрагмент изображен на той или иной картине, даже знатоку Библии будет непросто. Хотя, казалось бы, сюжеты на них достаточно известные: Каин убивает Авеля, Моисей получает скрижали с десятью заповедями, Давид побеждает Голиафа. Благо каждую литографию сопровождает соответствующая цитата из Книги книг. Пожалуй, единственные узнаваемые безо всяких подписей герои на выставке - Адам и Ева. 11 июля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/47545.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010