«Стела царя Меши» или, как по-другому именуется этот уникальный памятник, «Моавитский камень», была обнаружена немецким священником-миссионером из Эльзаса Фридрихом Кляйном во время его путешествий по земле библейского Моава в августе 1868 года в Дибане (древний Дивон). Надо заметить, что только отважный путешественник мог решиться на посещение восточного побережья Мертвого моря, которое в тот период было небезопасно для европейцев из-за разбоя бедуинов. Пастор Ф. Кляйн принял решение выкупить черный базальтовый камень, который наполовину находился в земле. Но местные жители запросили высокую цену. Миссионер смог только срисовать несколько строк, на неизвестном ему языке. В Иерусалиме пастор Ф. Кляйн знакомится с 20-летним драгоманом французского консульства Шарлем Клермон-Ганно. Недавний выпускник факультета восточных языков Коллеж де Франс (вводный курс древнееврейской эпиграфики и библейской критики ему преподавал Эрнест Ренан) узнал в срисованных пастором буквах финикийский алфавит. Год спустя, в октябре 1869 г. араб-христианин Салим-аль-Карим передает Ш. Клермон-Ганно небольшой фрагмент (8 строк), списанный с оригинала стелы. В декабре 1869 г., предварительно обучив араба Якуба Каравака технике эстампажа, Ш. Клермон-Ганно отправляет его в Дибон для снятия слепка со всей стелы. Якубу Караваку действительно удалось выполнить задание, но во время возвращения в Иерусалим на него и его спутников напали разгневанные бедуины с целью отнять эстампаж стелы. Отбившись, раненый Якуб всё же привез в Иерусалим сделанный им слепок, правда, расколотый на 7 частей и значительно деформированный. Заручившись поддержкой французского консульства Ш. Клермон-Ганно начинает переговоры с бедуинами по поводу покупки всего памятника. Но бедуинов насторожило пристальное внимание, какое европейцы проявляли к их камню. Прошел слух, что внутри камня находятся сокровища. Недолго думая бедуины развели вокруг стелы костер, а затем облили раскаленный камень холодной водой. Базальтовый камень раскололся на множество мелких частей. Вскоре Ш. Клермон-Ганно всё же выкупит у бедуинов для Лувра два больших фрагмента и около двадцати осколков. Некоторые части приобретут британское научное общество Palestine Exploration Fund и немецкий исследователь профессор Шлотман (Deutsche Morgenländische Geselleschaft). Позднее эти фрагменты будут также переданы в Лувр (Париж, Франция). 6 Можно предположить, что остальные части разрушенной стелы осели в частных коллекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «К СВЕТУ» [Къ Свету], церковно-исторический альманах. Начал издаваться в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 г. как газета, зарегистрирован как альманах в 1998 г. Главный редактор - игум. Петр (Пиголь), зам. главного редактора - А. Г. Парменов. Учредители - Международный фонд единства православных народов, Православное братство Св. Живоносного Гроба Господня. Представляет собой продолжающееся иллюстрированное издание значительного объема. Книжки выходят без строго регламентированной периодичности, по мере накопления и обработки материала. К наст. времени издан 16 вып. (5 сдвоенных): в 1993 г.- выпуски 1-8; в 1994 г.- выпуски 9-14; в 1995 г.- вып. 17; в 1996 г.- вып. 15; в 1997 г.- вып. 16; в 2000 г.- вып. 18; в 2002 г.- выпуски 19-20; в 2003 г.- вып. 21. Начиная с 13-го каждый выпуск имеет тематический заголовок. Публикуются как малодоступные источники (документы из архивов и частных коллекций, фрагменты из редких книг, малоизученного духовного наследия св. отцов, подвижников благочестия, правосл. иерархов, их жизнеописаний, писем и т. д.), так и совр. материалы, интервью с правосл. деятелями и др. Изобразительный ряд формируется в основном из редких фотографий и архивных документов. Выпуски альманаха посвящены: Иосифову Волоколамскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю и прп. Иосифу (Санину) Волоцкому (1993. Вып. 1); духовной брани в совр. мире (1993. Вып. 2); жизни и творчеству С. А. Нилуса (1993. Вып. 3/4); наследию сщмч. Сергия Мечёва (1993. Вып. 5/6); Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю и его подвижникам (1993. Вып. 7/8); православным идеалам Святой Руси (1994. Вып. 9/10); жизни и учению свт. Игнатия (Брянчанинова) (1994. Вып. 11/12); Патриархам Русской Православной Церкви XX в. (от свт. Тихона до Алексия II) (1994. Вып. 13); прп. старцу Алексию (Соловьёву) Зосимовскому и Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни (1994. Вып. 14); прп. Кириллу Белозерскому и монастырям «Северной Фиваиды» (1996. Вып. 15); истории и духовной жизни Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря (1997. Вып. 16); вопросам христ. символики (1995. Вып. 17); Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и его подвижникам (2000. Вып. 18); «Русской Палестине» (2002. Вып. 19); Алтайской духовной миссии и Православию на Алтае (2002. Вып. 20); прп. Серафиму Саровскому и Серафимову-Дивеевскому во имя Св. Троицы жен. монастырю (2003. Вып. 21).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Документы: Врубель М.А. Письмо С.В. Малютину. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л.-М.: Искусство, 1963; Тенишева М.К. Впечатления моей жизни (фрагменты, посвящённые храму Святого Духа), Талашкино. Сборник документов. Составитель, автор вступительной статьи, примечаний Л.С. Журавлёва. - Смоленск.: Посох, 1995; Тенишева М.К. Воспоминания. Рерих в России. - М.: Международный Центр Рерихов, 1998; Тенишева М.К. Храм Святого Духа в Талашкине. - Париж: Русское историко-генеалогическое общество во Франции, 1938. Научная и научно-популярная литература: Абрамова А.В. Архитектурные работы в Талашкине и Смоленске. Жизнь художника Сергея Малютина. - М: Изобразительное искусство, 1978; Алёхин А.Д. Николай Константинович Рерих. - М: Знание, 1974; - (Новое в науке, жизни, технике); Белогорцев И.Д. Архитектурные сооружения Талашкино. Талашкино. - Смоленск: Смоленское областное государственное издательство, 1950; Голынец Г.В. Сергей Васильевич Малютин. - Л: Художник РСФСР, 1974; Журавлёва Л.С. Талашкино. Очерк-путеводитель. - М: Изобразительное искуссто, 1989; Журавлёва Л.С. Церковь во Флёнове. Талашкино. Сборник документов (Составитель, автор вступительной статьи, примечаний искусствовед Л.С. Журавлева). Смоленск: Посол, 1995; Забочень М.С., Бабинцев С. Произведения Н. К. Рериха на открытках, Советский коллекционер : Журнал. - 1982. - 20; Кочанова В.И. Храм Св. Духа во Флёнове. Страницы истории (по материалам графической коллекции Смоленского музея-заповедника). Музейный вестник : Журнал. - 2012, 6; Крылов П.И. Семья Рерихов: взгляд филателиста (По материалам из собрания Музея-института семьи Рерихов и частных коллекций). Рериховское наследие : Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2008. - 6. 150 лет школе выдающегося петербургского педагога-просветителя К.И. Мая. Проблемы сохранения культурного наследия в чрезвычайных ситуациях. Комментарии и обсуждение Внутренние росписи стен, препятствующие освящению храма, не сохранились, церковь может стать действующей, как и желала Тенешева. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03165

священник Максим Никулин Превосходство Нового Завета над Ветхим и веры над законом в «Толковании на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского Источник Содержание Источники и литература Сокращения     «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагмен тах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют: епископ Александр Иерапольский (432 г.), Деяния Вселенского собора в Эфесе (431 г.), блж. Феодорит Киррский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий Бар Салиби. Большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений Отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов Отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф.Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 . В отношении датировки произведения П.М. Парвис заключил в своем исследовании, что «Толкование» было написано между 428 и 432 гг.. 8 Ж.-М. де Дюран 9 и Х. Чедвик 10 также согласны, что труд был написан во время несторианского спора. Ф.Э. Пьюзи высказал гипотезу о существовании двух произведений святителя, посвященных экзегезе «Послания к евреям», а именно о «Толковании» и «Гомилиях» 11 , но это мнение не получило поддержки ни О. Барденхевера 12 , ни Ж. Лебона 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Его первоначальное и естественное место в алтарной апсиде: здесь оно, при отсутствии высоких иконостасов, было на виду у всех. Иконостас высокий закрыл его, и перенесение его на новое место стало делом вполне целесообразным, хотя в некоторых церквах, имеющих стенописи, оно удержалось вместе с тем и в алтаре. Мало-помалу оно срослось с царскими вратами как их нераздельная часть и потому очень часто упоминается в старинных церковных описях. Примеры: в церкви препод. Варлаама Хутынского над царскими вратами сень, а по сторонам: «приимите, ядите… пийте от нея вси…». В церкви Григория Великого Армении двери царские и сень…, а по сторонам: «приимите, ядите…» и проч. В церкви прор. Илии (новгор.) над царскими дверьми сень, а над ней София Премудрость Божия, а по сторонам: «приимите, ядите» 1830 . Иногда составители описей употребляют стереотипную формулу «двери царския, сень и столпцы», не обозначая изображений их, но предполагая изображение Евхаристии 1831 : с понятием о сени тесно соединяется понятие о находящейся здесь иконе Евхаристии. Самые древние из этих описей не восходят ранее XVI-XVII вв. Уцелевшие во множестве старинные иконостасы со старинными царскими вратами и сенями заключают в себе и изображение Евхаристии; примеры: в приделе собора Пресв. Богородицы в главе московского Благовещенского собора, в рождественском приделе новгородского Софийского собора и в главном иконостасе того же собора 1832 , в Спасонередицкой церкви, в новгородской Пятницкой церкви, в благовещенском приделе новгородской церкви Михаила Архангела, в старорусских церквах Владимирской Богоматери 1833  и Св. Николая, в ярославской Ильинской церкви (придел Варлаама Хутынского). Экземпляры этого изображения в русских музеях – Киевской Духовной Академии (сборн. коллекц. 1, 2 и 13), О. Л. Д. П. 168 и 187), Академии художеств 12, 24, 46) и С.-Петербургской Духовной Академии (без взяты с царских врат. В домашнем употреблении, а равно и вообще на иконах, помимо икон над царскими вратами, изображение это встречается довольно редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Борис 28 октября 2017, 13:45 Изображения православных британских святых я встретил к электронном поле. В Оксфорде икон нет. Теперь могу распечатать. Освятить. Геннадий 28 октября 2017, 06:12 Маргарита,Вы же не со мной спорите.Мне всё равно,где Вы вешаете святые Образа.Икона в спальне?Ну, если кому-то не грех сверкать телесами перед Святыми,то каждый идёт к Богу или в преисподнюю своим путём.Вы своими хотелками пытаетесь опровергнуть церковные правила,придумывая оправдания.В крестьян ских избах даже если не было спальни, то Красный Угол отгораживался занавесочкой от остального помещения.Я довольно неплохо знаю историю и уж поверьте,не такая бедная и дремучая была Россия,как нам навязывал сов-й агитпроп и нынешний. Как раз отцы Церкви ЗАПРЕЩАЛИ женщинам в эти дни посещать храмы.И с непокрытой головой тоже.Если же на это закрывают глаза отдельные священники,то это профанация. Геннадий 28 октября 2017, 04:27 а в 19м вообще немало икон стали практически картинами.Ну и как относиться к таким иконам?Да не заморачиваться и молиться, поскольку Церковь не возражала и они освящены.Был бы Бог в душе.Я не истина в последней инстанции,но думаю, что мОжно с Богом в душе молиться перед бумажной освящённой иконой.Потому и стали освящать иконы, что с 17го века началось отступление от канонов и стали появ ляться внемонастырские мастера и мастерские, чтобы подтвердить святость изображеня. Господь видит и простит, поскольку ханжество перед ДОРОГОЙ иконой не заменит искренность перед бумажной. В добрый час и с Богом! Геннадий 28 октября 2017, 03:41 До революции были иконописцы и,так назыв.,богомазы, кот. ходили по деревням и буквально за копейки, " на коленке " рисовали Образы.Такие иконы среди коллекц-в и фарцы пренебрежит-но называют " краснуш ками " .Не менее 80ти% старых икон - это " краснушки " из курных изб, выдаваемые за древние шедевры. Практически вся крестьянская Россия молилась на эти полусуррогаты икон и благополучно жила, пока не пришли " комиссары в пыльных шлемах " .Я это написал к тому, что,по-моему, можно молиться перед любой иконой,если Образ каноничен и она освящена.Кстати,о каноничности. В истории иконописи всяко бывало.

http://pravoslavie.ru/107149.html

5 . Переменить одежду (старые однорядки) и голову стричь. NB. Что (как) сделать, чтобы не было недостатка в хороших кандидатах во священники. Приходы Возможно лучшим образом устроить приходские попечительства об училищах, о бедных (особенно), о церквах. VI. К вопросу о церковной реформе Подавая свой голос по вопросу о церковной реформе, мы кратко выскажемся: а) относительно управления всех видов или степеней, б) относительно приходского духовенства и приходов, в) относительно богослужения и вообще средств христианского веро-и-нравоучения, г) относительно монашества. А. Управление, по нашему мнению, должно иметь следующий вид: I. Высшим законодательным органом Русской православной церкви, который бы издавал законы для нее и производил перемены и улучшения в ее устройстве, – то и другое, подразумевается, в сообразовании с принятыми вселенскою православною церковью канонами, должен быть поместный собор Русской церкви, составляющийся или в неопределенные сроки, по мере того, как будет назревать и сознаваться нужда в нем, или же в известные определенные сроки чрез назначенные промежутки времени. Не только люди, не сведущие в канонике, а и некоторые присяжные канонисты относят к поместным соборам целых частных церквей те каноны, которые говорят о соборах. Но это есть недоразумение (со стороны настоящих канонистов не особенно извинительное). Каноны говорят вовсе не о поместных соборах целых частных церквей, а о соборах областных в частных церквах, о которых речь будет ниже. Что же касается до соборов целых частных церквей, то каноны вовсе не говорят о них по той причине, что соборам вселенским и поместным греческим и греческим святым отцам не представлялось поводов и побуждений говорить о них 49 . Это молчание канонов о наших соборах вовсе не должно быть однако понимаемо в том смысле, будто они противны канонам в запрещаются последними. Если каноны предписывают, чтобы в отдельных областях частных церквей дела благоустроялись областными соборами, то, конечно, они уже не против того, чтобы законодателями целых частных церквей были их общецерковные соборы. Вообще, соборное начало есть высшее созидающее начало в жизни церкви и как во главе вселенской церкви стоят вселенские соборы, так во главе частных церквей должны стоять их поместные соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

41, 1–28). Но могут быть у них и другие средства к устроению блага народов. Они лучше людей могут знать нужды охраняемых ими царств и народов, могут изыскивать и соответствующие способы и средства к их удовлетворению.   II. Bepobahue в бытие ангелов хранителей частных церквей или обществ верующих также есть верование древнее. Основание его находится в словах Господа ο семи ангелах семи церквей малоазийских: таинство седми звезд, яже видел еси на деснице Моей, и седмь светилник златых (есть сие) : седмь звезд ангели седми церквей суть: и седмь светилников, яже видел еси, седмь церквей суть (Апок 1, 20). Правда, под символом звезд здесь разумеются и епископы или видимые представители церквей (ясно это из 2 и 3 гл.), но вместе с этим дается указание и на невидимых предстоятелей церквей, которые суть ангелы церквей в собственном смысле. Так именно понимали приведенное изречение древние отцы. «Я уверен, — говорит Григорий Богослов, — что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Откровении». Поэтому, прощаясь с паствой константинопольской, он восклицал: «простите ангелы, надзиратели сея церкви, а также моего пребывания здесь и отшествия отсюда» (Сл. 42; сн. Васил. В. Пис. 230). Цель служения ангелов хранителей частных церквей состоит, конечно, в том, чтобы руководить церкви и всех членов их к горнему отечеству, а главными средствами к тому служат молитва и наставления и внушения членам церкви, особенно ее вождям и руководителям в лице пастырей церкви. § 63. Ангелы-хранители частных лиц Ангелы служат орудиями промысла Божия ο частных лицах. Церковь учит, что каждый из верующих имеет своего особенного ангела, который пребывает при нем и хранит его, и потому называется ангелом хранителем.   I. Bepobahue в ангелов хранителей частных лиц существовало еще в Церкви Ветхозаветной. Псалмопевец исповедует: ополчится ангел Господень (с евр. — ополчатся ангелы Господни) окрест боящихся Его (Бога), и избавит их (Пс 83, 8). Живущих под покровом Вышнего он уверяет: не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Станюкович А. К., Осипов И. Н., Соловьев Η. М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики X–XX веков из частных собраний. – Μ.: РОО «Историко-изыскательское общество «Клуб РАРИТЕТ», 2003. – 256 с.: ил. Предметом данной публикации являются кресты-энколпионы, нательные и наперсные кресты, хранящиеся в нескольких частных коллекциях. Все они были найдены за последние 10 лет при помощи селективных металлоискателей в пределах Европейской части России. Большинство находок опубликовано впервые. В книге детально описаны около 200 крестов X–XX веков. Степень редкости публикуемых крестов оценивалась авторами по частоте встречаемости их аналогий в публикациях, музейных коллекциях, частных собраниях и практическом поиске. К сожалению, донный подход является абсолютно субъективным, поскольку до настоящего времени не существует сводных каталогов коллекций ни музеев России, ни частных собирателей. До тех пор, пока большинство памятников страны не будет опубликовано, говорить о степени редкости такого массового материала, как модная мелкая пластика, на мой взгляд, преждевременно. Авторы книги достаточно полно привели списки аналогий по доступным им источником, однако не избежали ошибок в датировке крестов и в иконографических изводах (см., например: с. 42–43. 18 ростовое изображение свт. Николая на оборотной створке энколпиона описано как «Образ Христа Пантократора»). Подобные ошибки иногда можно «списать» на плохое качество отливки, на её затёртость и сохранность. Важным представляется указание места происхождения или находки креста, то есть его локализация. В целом, появление книги «Тысячелетие креста» является вполне обоснованным, поскольку умножаются частные коллекции России, и они нуждаются в атрибуции. С. В. Гнутова Кириков А. Л., Бережков В. II. Антология православного художественного литья. Неизвестная коллекция/Науч. конс. С. В. Гнутова, макет и худож. оформ. С. М. Музалевской, А. В. Бородина. Т. 2. Кресты. – М., 2003. – 286 с. В книге впервые публикуются 395 крестов из двух частных собраний Москвы. В альбоме представлены раритетные образцы русской сакральной пластики от X до начала XX века, приведены каталожные данные и описаны иконографические изводы. Большинство крестов публикуются в натуральную величину.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Несостоятельность открытия автора ещё более уясняется нам анализом 48–58 стр. его брошюры, посвящённых пространному обсуждению будто бы современного учения старокатоликов о церкви и их заблуждений здесь. На последних автор останавливается с особенной любовью и вниманием, думая здесь найти доказательство мнения своего о религиозном упадке современного старокатолицизма. Учение „позднейшего“ старокатолицизма о Церкви проф. Керенский находит ясно и резко выраженным в официальном издании Nochmals zur Verständigung. Bern. 1902, переведённом в упомянутой брошюре о. пр. И.Л. Янышева, и в частных, – в вышеуказанной книжке Ширмера, которую он упорно почему-то называет катехизисом, а также в календаре на 1903 г. Характерную черту здесь представляет, необходимо заметить при этом, полное отождествление неофициальных изданий с официальным Nochmals etc. в качестве источников для ознакомления с вероучением старокатолицизма: передав учение о церкви, содержащееся в книжке Ширмера, г. Керенский далее говорит, что „то же учение о церкви выступает в другом, также весьма важном старокатолическом документе позднейшего времени, в Ответе старокатолического —286— журнала Revue internationale de théologie проф. А.Ф. Гусеву“, т. e. в Nochmals zur Verständigung! Старокатолическое учение „позднейшего“ времени о церкви по указанным документам является перед нами в следующем виде 293 . После разделения вселенской церкви на две половины – западную и восточную ни одна из этих половин уже не может претендовать на титул Церкви вселенской, будучи каждая лишь её частью, а потому не могут собираться вселенские соборы ныне впредь до соединения церквей. Истинная вселенская церковь продолжает существовать ныне в совокупности всех православных, исповедующих без повреждения от Христа происходящий залог, согласно с исповеданием и практикой седьми вселенских соборов, и рассеянных во многих частных церквах Востока и Запада. Собрание представителей всех этих правоверующих, к каким бы церквам наружно ни принадлежали они, и было бы истинно вселенским, или внешним и видимым их объединением, что при настоящем разделении церкви остаётся пока лишь благочестивым желанием. До этого внешнего или видимого объединения в одном церковном обществе, в единой церковной организации, вселенская церковь будет продолжать своё невидимое существование в совокупности истинно верующих и живых членов частных церквей или, точнее, в каждой из частных церквей, неприкосновенно сохраняющих от всякого искажения и содержащих в целости существенные составные части вселенской церкви, всё её священное наследие. Но так-как, прибавлю я с своей стороны в разъяснение старокатолического воззрения, все эти последние частные церкви имеют видимую внешнюю организацию, то вселенская церковь , можно сказать, и ныне продолжает видимое своё существование в частных церквах, ждущих только общего внешнего своего объединения. А к таким церквам принадлежат старокатолические церкви Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010