Кроме того, отец приобрел для нас фотокамеру " Смена-8 " , показал, как фотографировать, и мы добровольно и с большим увлечением фотографировали все вокруг, а затем добровольно запирались в темную комнату, чтобы проявлять пленку и печатать снимки, а не бежали на улицу. Потом эти фотографии обсуждались с точки зрения композиции, освещения, выбранного ракурса, найденного художественного взгляда, ощущения пространства. Шла настоящая школа обучения. А что более всего достойно художественного кадра? Конечно, храм. И природа, которая никогда не бывает застывшей и одинаковой. Снимки не делались просто так, мимоходом, а всегда создавались в поисках воплощения некоего композиционного целого. Это и было воспитание вкуса, знакомство с эстетикой, пробуждение чувства прекрасного - без какого бы то ни было принуждения. Каждый из нас учился видеть. Все, что окружало нас, все, с чем мы каждодневно соприкасались, - и природа, и храм с его внутренним убранством - все это вырабатывало навык, искусство восприятия красоты. С самого начала ребенок учился видеть не только внешнее, но и внутреннее. Восхищение, любование, восторг связаны с любовью. Важнейшее из того, что можно воспитать, - это умение видеть и чувствовать внутреннее содержание, небесную красоту, божественное наполнение. Обычный, не выдающийся никакими архитектурными изысками храм внутренне преображался во время богослужения, и созерцание этой красоты, если ты ее научился видеть, - начало любой эстетики. Отец Сергий, Вы выросли в патриархальной священнической семье, в особых условиях, Вас окружали одаренные и глубокие любящие люди. А как воспитать ребенка в современной среде - большого города, нынешних нравов, в условиях современной массовой культуры? Как воспитать вкус и эстетическое чувство? Сейчас, особенно в крупных городах, это очень трудная задача. Потому что сама среда по своей природе агрессивна. Это становится заметно в любом проявлении современной жизни мегаполиса, которая целиком подчинена законам всеобщей враждебности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Список младшего курса и ведомости о поведении обоих курсов прежде скреплялись владыкою таким образом: на списках он писал: «утверждается», на ведомостях: «смотрено». Посылаю при сем доставленные мне два экземпляра фотографического портрета вашего и дюжину карточек. Остальное фотограф обещался вскоре дополнить и счета еще не представлял. Святитель в праздник совершал литургию в Троицком соборе и преподал по обычаю тысячам благословение, но за трапезу не ходил и теперь, по причине сыроватости —147— 1864 г. погоды, не пользуется еще лесным воздухом, живя в Лавре». 8-го ч. инспектор академии архим. Михаил представил мне отзыв о нравственном состоянии воспитанников в следующих выражениях: «По требованию вашему, имею честь представить краткий отчет о состоянии академии по части нравственной в течение минувшего учебного курса. По этой части академия была вообще в хорошем состоянии. Направление в жизни и убеждениях воспитанников вообще доброе. Порядки как в отношении к классическим, так и домашним занятиям, соблюдались, некоторые же уклонения от них не оставались без замечания и взыскания. К богослужению ходили студенты усердно и исправно, некоторые же неисправности и в этом отношении не оставались без строгого взыскания. Грубых пороков и проступков, требовавших строгих наказаний, почти вовсе не было. Особенно замечались в студентах добрые качества: любовь к труду, порядку в жизни и законности, послушливость, честность и вежливость; многие из них отличались искренним и глубоким благочестием. Долгом считаю присовокупить, что эта характеристика в общих чертах правдивая». 7-го ч. писал я ректору академии А.В. Горскому: «Возвращаю вам присланные мне для утверждения списки и ведомости о поведении студентов. С списком студентов младшего курса и ведомостями о поведении студентов обоих курсов я поступил согласно вашему наставлению. Что касается до списка студентов ΧΧΙV курса, то я недоумеваю в чем и как я должен выразить свое свидетельство о согласии или несогласии моем с этим списком: на самом ли списке, подобно списку студентов XXV курса, или от меня требуется выражение согласия только в частном письме, к вам. Если первое, то прошу возвратить мне список, и я напишу на нем свое согласие».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Кафедра региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, которой вы руководите, добилась каких-то успехов в подготовке церковных историков? – Об этих успехах трудно говорить, поскольку надо говорить о конкретных людях. Сергей Иванович Добренький читает спецкурс о церквях Северного края; он часто приезжает в эти места со своими исследовательскими целями. Сам я занимался историей храмов, уничтоженных в советский период. По архивным материалам написал около 40 статей в «Московский журнал» о мотивах и обстоятельствах уничтожения храмов, монастырей, некрополей с 1917 по 1941 год. На основании этой исследовательской работы в 1990-е годы мной было сделано описание нескольких сотен храмов для многотомника «Москва православная». И вот с какой парадоксальной ситуацией я столкнулся. В годы советской власти, начиная с 1917-го, 1918-го, вплоть до закрытия храма, у нас сохранилась масса источников. Административный отдел Моссовета, юридический отдел Моссовета, земотдел Моссовета – все они требовали бумаги, отписывали, протоколы посылали. Я не говорю уже об НКВД, который собирал сведения о людях – я говорю просто о зданиях. Сохранились подчас очень пухлые дела, посвященные храмам. А когда я приходил в храмы, которые открылись в 1991–1992 годах, когда началось массовое восстановление храмов… Кто подарил эту икону? Не знаем. Кто был первый староста? Кто посещал храм? Фотографии, хотя бы черно-белые, – большая редкость. А ведь тогда были и люди, которые могли рассказать об истории храмов до их закрытия в 1930-х годах! Сейчас этих людей уже нет в живых. В конце 1980–1990-х годов почти не собирали устные воспоминания. Это сказался недостаток кадров в Русской Православной Церкви. Главным тогда, конечно, было минимально обустроить храм для того, чтобы начать в нем богослужения. Но параллельно надо было сделать и это. И сейчас мы призываем: создавайте историко-краеведческие приходские общества. Если есть еще возможность собрать исторические сведения о жизни храма в 1940-е, 1950-е годы, как закрытого, так и действовавшего, собирайте все, что связано с храмом, приходом, сделайте маленький музейчик. Не забеливайте остатки старой росписи, не сбивайте ее. Сохраните после ремонта хоть малую подлинную часть страдальца храма, который закрывали, убивали, разоряли!

http://pravoslavie.ru/35658.html

Что же мог сделать я с моим не более, как только тягучим характером, при одной только доброй моей воле, без опытности и без знакомства с тем всегда антипатичным для меня миром, в котором царствует могущественно и безраздельно одна лишь правда формальная, чернильная, канцелярская, с Квятковскими 391 —386— 1881 г. и Юркевичами 392 во главе? Сознавая себя бессильным для борьбы, я решился, если не уловить, то, по меньшей мере, ослабить враждебные мне силы мягкостью, простотой, снисходительностью, уступчивостью и прочими вещами в этом роде. – Увы! опыт вышел самый неудачный. Все шло более или менее удовлетворительно только до тех пор, пока не убедились, что я действую совершенно искренно, т.е. что у меня нет за пазухой камня, что ко мне не приложима поговорка: мягко стелет, да жёстко спать. Как только сделано было это открытие, сейчас же я мог читать на физиономиях и в действиях окружающих меня лиц следующее, принятое ими решение: а! добряк! мягкий, деликатный, неспособный сделать серьёзное зло другому, – значит можно и не стесняться... и пошли, и пошли... Сперва я только плакал; потом начал жаловаться тем, которых считал почувствительнее; наконец, стал браниться и угрожать. Всё было напрасно, – поздно спохватился, – вперёд наука!.. Не раз, в это время, вспоминались мне первые годы пребывания Вашего Высокопреосвященства в Витебске: Юркевич, Квятковский и другие неприглядные личности; бесчинное богослужение, неприличные нравы и поведение духовенства. Все это у меня есть, да ещё с прибавкой местных прелестей. Меня посылали сюда, главным образом, как миссионера, но один в поле – не воин... С своей стороны, я сделал что мог: разъезжая по моей обширнейшей епархии, я познакомился со многими почтенными личностями из инородцев; они меня навещают довольно часто, внимательно и с большим любопытством рассматривают мои картины и фотографии, выпрашивают на память книжки на русском языке, с которым многие из них уже несколько знакомы. Сближение началось, взаимные предубеждения разрушены, но до полной доверчивости, до задушевности ещё далеко, так как для этого необходимо чаще сталкиваться, и не в одной только моей гостиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

215 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 12/1–58». 216 Имеются в виду юбилейные торжества по случаю 800-летия со времени основания Успенского собора во Владимире, которые состоялись 21 сентября 1958 г. при участии в богослужении святителя Афанасия. 217 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись на бланке митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 19/IV-58». 219 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и автограф на бланке митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 4 авг[уста] 58 г.». 220 К 40-годовщине избрания на Патриарший престол святителя Тихона митрополит Нестор подготовил альбом «Патриархи Московские и всея Руси. В ознаменование сорокалетия восстановления Патриаршества на Руси. 1917–1957». Сам альбом и шкатулка к нему были сделаны в одной из новосибирских артелей инвалидов, а портреты Патриархов и отдельные статьи о них были выполнены фотографическим методом в одном из новосибирских фотоателье. Альбом был изготовлен в ограниченном количестве (первоначально тиражом в 50 экз., а затем Патриарх попросил изготовить еще 50 экз.), и вручался Святейшим Патриархом Алексием I только Предстоятелям Православных Церквей, руководителям делегаций и почетным гостям, прибывших в Москву на празднование юбилея в 1957 г. Об этом узнало местное начальство. Директора артели и фотоателье были сняты с работы и исключены из партии. Владыку обвинили в незаконной издательской деятельности (сообщение А. К. Караулова). 221 По требованию властей Владыку не пригласили на празднование 40-летия восстановления Патриаршества, хотя в то время он был в числе нескольких членов Поместного Собора 1917–1918 гг., доживших до этой даты. Потом в Патриархии негласно объяснили, что власти боялись контактов Владыки с иностранными участников торжеств (сообщение А. К. Караулова). 223 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. В 2 ч. М., 1993. Репринт, воспр. изд. 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Жаров выступал с хором более пятидесяти лет — с 1921 по 1979 годы. Это было уникальное время, уникальный хор, уникальный дирижер. Вас можно без оговорок назвать биографом хора Жарова. Вы собрали крупнейшую коллекцию записей «Хора Донских казаков», документы, фотографии, афиши. Можете похвастаться личным знакомством с певцами хора Иваном Ассуром и Иваном Хлибка. Как и почему у вас возник интерес к хору, который существовал в эмиграции? К 1960 году хор Жарова, который был для СССР идеологическим врагом, не только дал девять тысяч концертов по всему миру, он уже успел напеть и записать весь церковный круг богослужений. Пластинки в Европе, Америке и Японии издавались миллионными тиражами. Некоторые записи доходили до церковной среды. Те из преподавателей, кто ездил за границу, привозили кое-какие пластинки, потом они ходили по рукам. Семинаристам иногда удавалось их достать. В 1980 году, учась в семинарии, и я смог послушать записи пения хора. И был потрясен. Жаровский подход к музыке, к певцам, его аранжировки — это было что-то невообразимое. Мужской однородный хор, который поет в тесной гармонии, звучал в диапазоне смешанного хора. Добиться разнообразия звучания в мужском хоре вообще довольно трудно. Он берет максимум две с половиной октавы. А Жаров ставил своим тенорам задачу петь фальцетом. Так он расширил диапазон его звучания до трех с половиной октав. Часть вторая, в которой певцы  укладывают шпалы Как появился хор? Почему он называется казачьим? По происхождению Жаров казаком не был. Купеческий сын, он родился в Костромской губернии в городе Макарьеве в 1896 году. Когда в 1905 году умерла его мать, отец отправил девятилетнего Сергея учиться в Московское синодальное училище, которое в то время давало, наверное, лучшее музыкальное образование в Европе. Там преподавали Гречанинов, Кастальский, Чесноков — лучшие музыканты и композиторы конца XIX — начала XX века. Окончив его в 1917 году, Сергей поступил в Александровское военное училище, которое готовило младших офицеров пехоты. Оттуда почти сразу попал на фронты Первой мировой войны, а в Гражданскую войну поступил в 3-ю Донскую дивизию генерала Федора Абрамова. Служил инструктором пулеметного полка, получил воинское офицерское звание — хорунжий, причем это чисто казачье офицерское звание. И тогда же руководил полковым церковным хором. Когда полк останавливался в каком-нибудь селе, то хор пел в храме литургию, если храма не было — то пели в походной полковой церкви, а то и под открытым небом под звуки разрывающихся снарядов. Вместе с казачьими частями Жаров покинул юг России, Керчь. Когда в 1920 году окончилась Гражданская война, в составе дивизии он эвакуировался в Турцию.

http://foma.ru/russkiy-hor-kotorogo-ne-s...

Очень большое впечатление произвело на меня посещение Троице-Сергиевой лавры. Я впервые увидел, как идет церковная жизнь. В 1992 году я познакомился с отцом Иаковом, насельником Троице-Сергиевой лавры, и с ныне покойным отцом Иосифом Шапошниковым, который был настоятелем храмов на Варварке. Они оба интересовались фотографией, и мы подружились. Они сыграли большую роль в моей церковной жизни. С тех пор я стал ходить на богослужения Патриарха в соборы Кремля, где меня совершенно поразила служба и особая духовная атмосфера. Я до сих пор помню свои первые впечатления: народу — море, и все ждут Патриарха, а потом подходят под благословение с каким-то особым чувством. Я фотографировал службу, Святейшего, верующих... — В чем особенность Вашей нынешней работы? — В 1996 году я поступил в Издательский Совет и стал уже официальным фотографом Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх заинтересованно относится к фотографии. На что-то я спрашиваю его благословения, о чем-то могу с ним посоветоваться. Но чаще всего Святейший говорит: «Хорошо, делайте, вы специалист». Фотографировать церковные мероприятия — это непростая работа. Человеку, не знающему службу, снимать во время богослужений очень сложно. Обычно он начинает снимать все подряд. Но если ответственно подходить к этой работе, то надо знать те моменты, которые действительно можно снимать и которые снимать нельзя. Я думаю, что ни один даже самый лучший кадр не стоит того, чтобы мешать ходу богослужения. Сегодня на наших глазах происходит возрождение церковной жизни, и для меня большая радость и особая ответственность — запечатлевать историю, зная, что эти материалы могут быть востребованы и через 10 лет, и через 50. — Как Святейший Патриарх относится к Вашим работам? — Я показываю Святейшему свои фотографии, и он с интересом их просматривает, отмечая удачи. Своим лучшим снимком я считаю тот, где Святейший с голубем. Патриарх тоже его отметил. Но это снимок особенный. Наверное, тут была помощь Божия. Это было на Благовещение. Мы тогда принесли стремянку на площадь перед Благовещенским собором, забрались на нее и стали снимать. Когда Святейший вышел из собора на паперть, ему дали двух голубей. Я телеобъективом ловлю кадр и чувствую, что пленка заканчивается. Святейший подбросил голубя и отпустил, но голубок не улетел, а стал порхать возле его руки. Я поймал момент и сделал снимок, потом еще раз нажал на кнопку — а пленка уже закончилась. Такой вот получился уникальный кадр.

http://patriarchia.ru/db/text/24505.html

Польза иллюстрировать самими учениками уроков Закона Божия ясна из того, что здесь для них открывается широкое поле самодеятельности. Слушая самое живое изложение урока законоучителем и рассматривая картины, ученик пассивно воспринимает готовые впечатления когда же он берет карандаш, чтобы перенести их на бумагу, он начинает работать активно, переживает творческий процесс, который играет громадную роль в его развитии. Чтобы нарисовать картину, – как художнику-специалисту, так и ученику начальной школы, – необходимо найти мысль, усвоить ее, иногда переработать, словом, живо представить картину перед своим умственным взором, проникнуться ею, а потом уже зарисовать ее на бумаге. Действительно, нужно видеть, с какой жадностью ловит юный художник каждое слово, каждый жест законоучителя. Как напряженно работает его воображение, создавая обстановку и дополняя сказанное новыми чертами, свидетельствующими иногда о своеобразном отражении наших слов в детском сознании. Изучение этих особенностей могло бы дать ценный материал для понимания детской психологии и указать самому законоучителю, насколько речь его была понятна для детей. Удивительно, с какой тщательностью и точностью наблюдает ученик действительность, чтобы передать ее на рисунке. Напр., в рисунке, изображающем чтение входных молитв, не только можно наблюдать верное изображение виденного учеником иконостаса, точное изображение солеи и клиросов, но можно узнать и священника, которого видел ученик, и по цепочке, висящей сзади, определить, какой у него надет крест. Ясно, что в сознании ученика с фотографической точностью отпечатлелись все особенности зарисованного священного действия, тогда как обычно дети, видя, не видят совершающегося в храме и почти ничего не могут сами припомнить из способа совершения богослужения. О твердости запоминания зарисованного едва ли нужно говорить. Уже то обстоятельство, что для иллюстрирования урока требуется сложная предварительная работа, доказывает, что такой материал составляет прочное приобретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Новости 24 октября, 2011 Епископ Якутский и Ленский Роман благословил строительство православной гимназии 23 октября 2011 года после совершения богослужения в Троицком храме города Мирного Преосвященный Владыка Роман совершил молебен и окропление стен на находящейся рядом стройке Православной гимназии 24 октября, 2011 Протоиерей Всеволод Чаплин призвал давать нравственную оценку литературе и искусству Батюшка отметил, что некоторые его собеседники справедливо считают, что определенная мораль в романах есть: герои, предаваясь извращенной страсти, обычно плохо кончали. Тем не менее, почти всегда подобные сюжеты используются пропагандистами раскрепощенности в своих целях. 24 октября, 2011 Ученые доказали, что показатель IQ изменяется с возрастом Британские ученые из Университетского колледжа Лондона открыли, что пресловутый IQ, статистический показатель умственных способностей человека может изменяться в ходе подросткового развития. 24 октября, 2011 Протоиерей Всеволод Чаплин о Г.Маркесе, В.Набокове и оценке художественной литературы Роман Набокова «Лолита», как мы хорошо знаем, был использован пропагандистами максимальной раскрепощенности правовой жизни в своих целях. Неслучайно этот роман был издан в Парижском порнографическом издательстве «Олимпия» после того, как многие издательства не решались его издавать... 23 октября, 2011 Коптские христиане провели акцию протеста против насилия в Египте перед Белым Домом Неся самодельные деревянные кресты и фотографии тел, раздавленных танками, сотни христиан-коптов сплотились в среду перед Белым домом в знак протеста против насилия в отношении меньшинства христиан в Египте и требовали, чтобы администрация Обамы оказала давление на Каир для защиты их прав. 23 октября, 2011 Представитель Московского Патриархата в Совете Европы встретился с католическим архиепископом Страсбурга В пятницу представитель Московского Патриархата в Совете Европы и настоятель прихода Всех святых в г. Страсбурге игумен Филипп (Рябых) встретился с католическим архиепископом Страсбурга Жан-Пьером Грале.

http://pravmir.ru/category/news/page/527...

Наш университет готовит чиновников для такого крупного мегаполиса, как Москва. И духовно нравственные аспекты воспитания очень важны для нас, для будущих городских управленцев. Владыка Питирим неоднократно бывал в нашем университете и затронул сердца наших студентов. Владыка Питирим обладал самым важным даром: спасать человеческие души! И для нас примером должна являться вся его жизнь: он, невзирая ни на что, не жалея «живота своего», этот дар использовал – спасал многие души. Это сложно, но он знал, как это делать, и делал. Продолжая традиции своих великих предшественников, митрополит Питирим в суровые годы богоборчества просвещал людей, защищал, восстанавливал российскую духовность, нравственность, сердечную чистоту. Татьяна Ужва , ректор Московского городского института управления Правительства Москвы, доктор исторических наук, профессор Прерванный диалог Во время работы над книгой по истории кафедрального Богоявленского (Елоховского) собора нашим авторским коллективом было найдено много неизвестных и неопубликованных фотографий, сделанных в 1940-х годах. Но кто изображен на них? Самостоятельно справиться с этой задачей мы не смогли, и я обратился за советом к настоятелю собора протопресвитеру Матфею Стаднюку, по благословению и под кураторством которого велись наши исследования. Отец Матфей ответил определенно и твердо, что только митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим может помочь в нашем деле. Наш разговор состоялся в конце ноября 2002 года, и вскоре отец Матфей сообщил мне номер телефона, по которому я должен был позвонить Владыке Питириму и договориться о встрече. Не без душевной робости набрал я указанный номер телефона, сознавая, что мне доведется говорить с человеком, яркая личность которого давно вызывала у меня чувство глубокого уважения. Много раз я видел его на экране телевизора, свободно беседующим со знаменитыми деятелями нашего государства и зарубежных стран, выступающим на Съезде народных депутатов и на заседаниях в Советском фонде культуры. Его спокойный, величавый и, смею отметить, красивый, даже аристократичный облик запомнился по фотографиям богослужений в Елоховском соборе, запечатлевшим его рядом со Святейшими Предстоятелями Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010