Обращает на себя внимание отсутствие упоминания Флорентийской унии. Это вызвало недоумение О. Халецкого. Он считает, однако, что упоминание о прежнем стремлении к единству церквей («хотяж уставичне пана Бога о соединении веры в молитвах наших просим») имеет в виду именно Флорентийскую унию 692 . Нам же молчание источника представляется очень характерным: оно указывает, что первоначально новая уния не ставилась в связь с флорентийской традицией. В Торчинском документе есть и еще одна необыкновенно важная особенность. После основного текста, заключительной фразы («А Бог всемогущий, давца всего добра и повод до згоды, нехай будет вожем и опекуном тое святое справы, которому яко серца наши, так и тую волю нашу ему осветчаючи, на нее подписуемся») и, что особенно показательно, после даты («писан месяца декабря 2 дня, лета Божого нароженья 1594») следует приписка 693 . К. Ходыницкий обратил на это внимание, но не стал комментировать 694 . А между тем приписка помещена между датой и пространством для подписей и печатей и написана, как видно из факсимиле, той же рукой, что и основной текст (т.е. рукой Терлецкого, если верить Б. Мацеевскому), но другим пером. Совершенно очевидно, что приписка появилась уже после того, как была составлена Торчинская декларация. Самое наличие и содержание этой приписки позволяет лучше понять, что происходило в Торчине. Дело в том, что главная мысль появившегося уже после 2 декабря текста – забота о неприкосновенности «обрядов и церемоней» восточной церкви после унии: «А ведь же заховавши въцале вси церемонеи и обряды хвалы Божое и сакраменты святые водлуг звычаю стародавного церкви Восточное, только поправивши некоторых певных артыкулов, которые соединению перескажали, абы, по старому было, яко за единоцтва бывало» 695 . По большому счету содержание этой фразы требует специального анализа, который увел бы нас далеко в сторону (как комментировать слова «яко за единоцтва бывало», какие «артикулы» считались мешающими объединению, как понималось соотношение «обрядов», «церемоней» и «сакраментов» и соотношение всех трех с догматическим вероучением), тем более что эта фраза появилась, судя по всему, в результате некоего компромисса между Мацеевским и двумя православными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

3. Зилотствующие. Разбору интерпретации Гаванской встречи «зилотами» на РНЛ были посвящены мои статьи, тексты священников Александра Шумского и Сергия Карамышева, Константина Душенова и других авторов. Многое сказано, повторяться нет нужды. Со всеми материалами РНЛ, посвященными встрече двух религиозных лидеров в аэропорту кубинской столицы, можно познакомиться на странице актуальной темы « Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска ». Хочу добавить только несколько штрихов. Когда слушаешь или читаешь тексты зилотствующих, в глаза бросается одна характерная черта - откровенно схоластическое мышление. В их интерпретации полемика идет между двумя силами - ревнителями, т.е. ими собственно, и филокатоликами, оттенков нет. Психологически это понятно, - таким образом зилотствующие подогревают в своих рядах чувство избранничества, представление себя «последним остатком верных». Но как это не парадоксально, схоластическое мышление - чисто западное явление. Именно схоластика во многом привела к отпадению Западной церкви от полноты Православия. Именно схоластическая стройность и «правильность» мышления привела католиков к необходимости «уточнить» догматы, добавив пресловутую формулировку filioque. В результате ярые борцы с католическим Западом вольно или невольно перенимают западную форму мышления. Как говорится, «дурной пример заразителен». И тут снова мы видим, что крайности сходятся: зилотствующие и филокатолики, несмотря на видимое противоречие, мыслят одинаково. Еще один момент. Зилотствующие часто предлагают аналогию Гаванской декларации с Флорентийской унией. И на этом строят пафос своего осуждения Гаваны. Я сам, грешным делом, люблю аналогии, они порой позволяют понять смысл происходящих событий, последствия которых пока еще не видны. Однако, мне как профессиональному историку понятно, что метод аналогии - сложнейший инструмент познания исторической действительности. Аналогия внешне вещь довольно простая, - ну чего проще: нашел какие-то общие свойства у двух событий и уже можно их сравнивать. Но аналогиями нужно пользоваться очень осторожно и аккуратно. Важно, чтобы у двух исторических событий были общими не случайные, а именно фундаментальные свойства. А вот тут как раз не всё сходится. Византия накануне подписания Флорентийской унии была крайне ослаблена, турки-османы практически стояли под стенами столицы христианской ойкумены Константинополя. Напротив, Ватикан (и Запад в целом) были на вершине могущества. Поэтому уния была способом спасения для одних (как выяснилось призрачным) и средством духовного порабощения для других. Россия же сегодня мало того, что поднимается и возвращается в большую политику, но и становится фактически нравственным центром мира. А Ватикан явно теряет свои позиции не только на Ближнем Востоке, но и в самой Европе. Так что, как говорится, эта «аналогия хромает».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/21/v_...

1431–1447 Базельский собор 1433–1499 Итальянский философ–гуманист Марсилио Фичино Установление тирании Медичи во Флоренции Начало династии Габсбургов в Германии 1438–1445 Ферраро–Флорентийский церковный собор Ферраро–Флорентийская уния Византии и Рима 1440–1493 Правление германского императора Фридриха III Изобретение книгопечатания в Западной Европе Иоганном Гутенбергом 1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (+29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах–проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ–гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Вопросы для самоконтроля 1 . Каковы предпосылки Возрождения? Какие их группы можно выделить? 2 . Что такое гуманизм в его ренессансном понимании? 3 . В чем состояли различия между гуманистическими течениями в эпоху Возрождения? 4 . Что такое «паганизация мировоззрения»? 5 . Что такое «Александров дар»? 6 . Что такое «ренессансное папство»? Каковы особенности развития католической церкви в эпоху Возрождения? 7 . Какова была политика ренессансных пап? 8 . В чем смысл выступления Савонаролы во Флоренции? Было ли оно антицерковным или только антипапским? 9 . Какова была позиция ренессансного папства в византийском вопросе? 10 . Какова политика Константинопольского Патриархата в период Возрождения? Что такое «византийский папизм»? 11 . Почему мы говорим о том, что после падения Константинополя Константинопольский Патриархат становится агентом идеи имперского христианского универсализма? 12 . Каковы литургические особенности Византии? 13 . В чем сущность католического унионизма? 14 . Что такое «восточный унионизм»? 15 . Что такое Лионская уния? 16 . Каковы унионистские решения Ферраро-Флорентийского собора и их последствия на Востоке и на Западе? 17 . Какие восточные церкви приняли унию с Римом? 155 Современный гуманизм акцентирует свой секулярный характер, утверждая «способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога». Так, согласно дефиниции, предлагаемой «Американской ассоциацией гуманистов» (American Humanist Association), «гуманизм – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству». В Уставе «Международного гуманистического и этического союза» (International Humanist and Ethical Union) сказано: «Гуманизм – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает “сверхъестественное” видение реального мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двойственность гуманизма выступает как новый вызов Церкви. В общем русле возвращения к античности особая значимость начинает придаваться истории Ранней церкви, которая подвергается идеализации. Все подчиняется новому призыву: Ad forties! («К истокам!»). Ближе и понятнее становится для Запада греческая древность: после Флорентийского собора, на котором была подписана уния, многие из византийских гуманистов остались на Западе (например, знаменитый Виссарион Никейский), положив начало притоку изгнанников, а позже и беженцев-греков. После 1453 г., когда Константинополь был взят турками, многие греки зарабатывали себе на жизнь тем, что обучали латинян своему языку и прививали им вкус к чтению в оригинале текстов античных философов, Септуагинты (Библии в греческом переводе 70 толковников), Нового завета, творений отцов Церкви. Новое открытие Архимеда и Оригена означало трансформацию как научного, так и богословского знания на Западе. Владение греческим языком стало отличительной чертой подлинного гуманиста. Возникает новое ощущение истории – менее провиденциальное и более озабоченное проблемами расстояния и контекста. О трансформации восприятия истории, произошедшей в XV в., можно судить даже по произведениям искусства. В работах Джотто (1266/7–1337), основоположника новой концепции пространства, живопись из иконной становится портретной, что позволяет придать персонажам те или иные индивидуальные черты, учитывается точка зрения художника, а вместе с ним и зрителя, их положение во времени и в пространстве. В некотором смысле это – отказ от древней установки на созерцательность, объемлющую все мироздание, в пользу внешнего, а вскоре – и намеренно посюстороннего взгляда. Родоначальник «античного гуманизма» Лоренцо Валла (1407–1457) порывает с иллюзией человека Средневековья, который если и не считал себя непосредственным современником всего, с чем он сталкивался в текстах, то, по крайней мере, был «на короткой ноге» со всеми персонажами и событиями прошлого. Валла представляет познание как процесс поэтапного преодоления некоего расстояния, в Collatio Novi Testamento и в Novum Testamentum ex diversorum utkiusque linguae codicum collatione adnotationes сравнивает небезупречную латынь Вульгаты с греческим оригиналом Нового завета, а в 1440 г. с помощью историко-лингвистического анализа опровергает подлинность «Константинова дара», которым обосновывались притязания папства на светскую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако с течением десятилетий религиозное положение на острове начало меняться. Первый удар создавшемуся на Родосе положению нанесла Флорентийская уния 1439 года. Византийская верхушка из страха перед турками признала главенство Римского папы над Православной Церковью и приняла католические догматы при условии сохранения православной обрядности и военной помощи, которая, как известно, оказана не была. Православное народонаселение отнеслось к унии как к ереси. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи на Иерусалимском Соборе 1443 года отлучили униатов. Однако прецедент был создан, и общество раскололось. Многие поддерживали позицию флотоводца Луки Нотары, который провозгласил, что «лучше быть под мусульманской чалмой, чем под папской тиарой». Говоря это, он не знал, что завоеватель Константинополя султан Мехмед II казнит и самого византийского адмирала, и его сына. Как же все происходящее отразилось на Родосе? Первоначально там не приняли унию, воспользовавшись для ослушания своим фактическим отделением от Константинополя. Но затем Византия пала. Взятие Константинополя вполне предсказуемо породило всеобщий европейско-азиатский шок. Многие видели в этом событии оставление Богом православного народа по грехам его. Однако надо было как-то жить дальше; турецкая угроза все острее чувствовалась на Родосе. Прошло еще немного времени, и в 1474 году местное Православие принимает унию, решив дилемму о чалме и тиаре в пользу последней. Тогда-то и настала в отношениях греков с рыцарями та идиллия, о которой столь много теперь пишут на Родосе. Большинство существующих в городе Родосе византийских церквей датируется XIV-XV веками, то есть эпохой правления крестоносцев. Греки служили у них переводчиками и хронистами, помогая тянувшимся к просвещению европейцам переводить труды античных авторов. Такому соработничеству на стыке православного и католического миров, пожалуй, можно было бы благодушно удивляться, кабы не уния. При крестоносцах Родос являлся последним оплотом христианского мира в восточном Средиземноморье. Достаточно сказать, что после падения Константинополя Родос держался еще шестьдесят девять лет. Иоанниты находились на Родосе до 1522 года. За это время они покрыли остров сетью неприступных замков, дважды перестроили крепость города Родос: сначала по образцу стен Константинополя, а затем – по подобию итальянских бастионных крепостей, более приспособленных к противодействию разрушительной силе артиллерии, отбили два больших нашествия мамлюков и перенесли две осады турок; активно участвовали с 1344 года в почти шестидесятилетней смирнской эпопее, военных походах кипрских королей-Лузиньянов (в частности, Петра I на Анталию и Александрию) и не раз спасали Кипр от атак мусульман. Впрочем, были у Кипра враги и другого рода – к примеру, только дипломатия великого магистра Филибера де Найяка спасла Кипр от планировавшегося нашествия союзных генуэзцам французов (рубеж XIV-XV веков).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, как протестанты, через сплочение своих разрозненных сил, подготовлялись к дружественному союзу с православными, в судьбе последних произошли события, расположившие их идти навстречу предлагаемому союзу. Энергия латинского фанатизма, вызванная протестантством, изощрилась, окрепла и снова потребовала себе в жертву, на истязание православных. Яростный латинский фанатизм тем чаще и не разборчивее стал бросаться теперь на православных, что протестанты мало- помалу падали, и память о том, что они свежие враги латинян с течением времени более и более ослабевала. Особенно опасен был для них орден иезуитов. После первых же побед над протестантством, громоносный этот легион обратил оружие на православие. В проповедях, на диспутах иезуитов посыпались стрелы обличения на православных. Самый враждебный для русских лагерь, иезуитские коллегии, академии, стал уловлять к себе русское юношество, и немногие возвращались оттуда православными. Многие из православных вельмож еще задолго до унии совращены были в латинство. Между тем, явилась уния или, лучше, воскресла мысль о восстановлении прежней флорентийской унии, введённой в Литве митрополитом Исидором и его преемниками: Григорием II-м, Солтаном и потом совершенно почти исчезнувшей, а по некоторым исследованиям той унии, начало которой положил еще Ягелло (в 1386 г. в смысле подчинения литовских православных римскому престолу и лишения непокорных гражданских должностей) и которую поддерживали после Ягелло Казимир и Александр с целью упрочения политического соединения Литвы с Польшей, (но о которой последующие правители Литвы Сигизмунд старый и Сигизмунд- Август, занятые постоянной почти войной с турками и Москвой и испугавшиеся быстрого распространения протестантизма, совершенно забыли, отшатнулись, отчаялись) 652 . Но откуда бы ни вела свое начало уния, для нас важен вопрос не о происхождении ее, но об отношении к ней первых побед протестантизма. Едва ли где так широко развил протестантизм идею личного произвола и произвел столько волнений и смут, как в литовско-польской республике: вражду партий политических он превратил во вражду религиозную, союз Литвы с Польшей он ослабил, разорвал в самых главных узлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

II. Я узнал, что был рукоположен латинствующими в митрополита Афинского некий монах из Монемвасии, который там служит вместе с латинянами и незаконно рукополагает кого бы только ни нашел. Поэтому прошу твою Святыню, чтобы, восприяв ревность о Бозе, как человек Божий и друг Истины и святого Исидора подлинный ученик, ты советовал священникам Божиим – всеми способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать его не архиереем, но волком и наемником, и вообще не служить в латинских церквах, дабы не пришел и на нас гнев Божий, пришедший на Константинополь, по причине совершающихся там беззаконий. III. Знай же, что псевдо-Уния, благодатию и силою Божией, вот-вот уже рассыпется и догмат латинян вместо того, чтобы укрепиться благодаря лже-Собору, чего они всегда пытались достигнуть, еще больше опровержен и совершенно отвергнут и везде объявляется как кощунство и нечестие; и те, которые его санкционировали, не смеют о сем и уст открыть. Инока же вашего, наемника, а не пастыря, Монемвасийского безумца, получившего от Императора настоятельство Продромом, его монахи и не поминают (на богослужениях) вообще, и при каждении не кадят на него, как кадят на христиан, но имеют его только для дел, как некоего консула, и Император, зная об этом, ни одного слова не говорит, но и открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию. Итак, бегите и вы, братие, от общения с теми, с кем не должно его иметь, и поминовения тех, кого не достоит (литургически) поминать. Вот – я, грешный Марк, говорю вам, что тот, кто поминает папу как православного архиерея обязан также и исполнять все латинское, вплоть до бритья бороды, и латинствующий будет осужден вместе с латинянами, и будет считаться нарушителем Веры. Да будут твои святые молитвы с нами! † Благословенному князю Кир Константину Контопетре и всем властям, оказавшим нам гостеприимство – поклон и благословение от Бога. † Ефесский Марк. Июня 16-го. 7 . Послание св. Марка Ефесского к иеромонаху Феофану на Имврийском острове.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Отдельных аспектов предыстории Брестской унии и первых лет существования греко-католической церкви касались другие авторы: A.A. Савич, В.Н. Площанский 56 , И.Я. Франко, М. Возняк 57 . В польской довоенной историографии Брестской унии главное место занимают труды К. Ходыницкого и К. Левицкого. Оба специально и очень внимательно изучали вопрос о происхождении Брестской унии. К. Ходыницкий в результате анализа всей совокупности данных о состоянии Киевской митрополии в XV – первой половине XVI в. подтвердил мнение, что во второй половине XVI в. кризис церкви и духовенства привел к конфликтам в православной среде, которые стали одним из фактором генезиса Брестской унии. Саму же унию он рассматривал как на данный в этих условиях ответ православного духовенства на католическую пропаганду в пользу воссоединения церквей. «Брестская уния была прежде всего результатом стремлений католической церкви к объединению с православием » 58 . В переговорах 1590–1595 гг. Ходыницкий усматривал реализацию унионных планов 1560-х – 1580-х гг. 59 К. Левицкий 60  представил несколько иную картину и подчеркнул агрессивность польской и римской политики и остроту противоречий между православными и католиками. Генезис Брестской унии в послевоенной историографии Публикация материалов ватиканских архивов существенно обогатила источниковую базу для изучения генезиса Брестской унии 61 . Специальные исследования разных аспектов этой проблемы принадлежат перу О. Халецкого, И. Крайцара, И. Мончака, С.Н. Плохия, С.Г. Яковенко, Б.Н. Флори и Б. Гудзяка. В послевоенной историографии Брестской унии книга О. Халецкого – главное явление. О. Халецкий первым систематически исследовал переписку нунциев с Римом и подробно проанализировал политику курии в отношении православной церкви Украины и Белоруссии. Суть обоснованной автором концепции в том, что Брестская уния была «региональным возобновлением Флорентийской унии среди рутенов Польско-Литовского государства» 62 , плодом долгих и целенаправленных усилий папской дипломатии и католической пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Но папе этого мало. В настоящее время папа приглашает все христианские народы вступить в унию с Латинской церковью и красноречиво описывает великие блага, которые принесет им уния. В 1894 году он издал две энциклики. В первой из них, важнейшей, изданной в июне, он призывает все народы и всех государей присоединиться к его церкви, принять его веру, подчиниться его престолу и за это обещает им величайшие блага, духовные и материальные. Эту энциклику мы и будем обсуждать подробно. Другая энциклика, изданная в конце года, под заглавием: Апостольское послание святейшего отца нашего Льва папы XIII о поддержании и утверждении дисциплины восточных церквей, начинающаяся словами: «Orientatium dignitas ecclesiarum», и известная под названием Апостолической Конституции, преподает правила и указывает практические меры для осуществления начал и планов первой энциклики в деле воссоединения с Латинской церковью только одних восточных церквей; а именно, в целях более успешного привлечения восточных христиан к своей церкви, папа приказывает латинским миссионерам, епископам, священникам и монахам отнюдь не принуждать восточных христиан заменять свои обряды латинскими обрядами и даже исполнение приказа ограждает угрозой взысканий с нарушителей его. Не довольствуясь изданием энциклик, Лeb XIII для более широкого распространения своих излюбленных мыслей о соединении церквей и успешнейшего осуществления их на деле, основал в 1896 г. постоянное издание, журнал «Виссарион», названный так по имени епископа Виссариона, ратовавшего за соединение Православной Церкви с Латинской на Ферраро-Флорентийском соборе. Пока этот журнал издается на итальянском языке, но предположено издавать его еще и на греческом языке. Как и в энцикликах, направление журнала, намеченное в программе его, будет не полемическое, а примирительное, даже заискивающее в отношении православных христиан. Возникает вопрос, можно ли верить посулам папы? Можно ли ожидать, что церковная уния с Римом облагодетельствует те христианские народы, которые примут ее? В частности, можно ли надеяться, что она принесет великие или хотя малые блага православным народам Востока?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010