Кириллу, задерживая вместе с тем в Риме и специальное посольство александрийского архиепископа с дьяконом Посидонием во главе, ведь папа, как увидим, ответил св. Кириллу только в августе и через того же Посидония. 1188 Поэтому мы полагаем, что послание св. Кирилла к папе было написано во второй половине лета, в июле месяце, когда, как мы уже сказали, он узнал о недоброжелательстве к нему императора. В этом послании св. Кирилл говорит, что он обращается к папе согласно древнему обычаю Церкви в виду того, что „зло (происходящее от лжеучения Нестория) достигло уже крайней степени“. Потом он излагает историю возникновения и развития новой ереси; говорит о своих мероприятиях против нового лжеучения, об отношении к нему Нестория, о бедственном состоянии Константинопольской церкви, о волнениях по всему востоку, о недовольстве на лжеучение Нестория всех епископов востока, а особенно Македонии. Наконец, он просит папу письменно изложить свое мнение о Нестории для сообщения его епископам Востока и Македонии, чтобы таким образом „всем стоять единодушно и единомысленно и подвизаться за правую веру, против которой открылась брань“. К своему посланию Кирилл для фактического, так сказать, подтверждения всего, сказанного им о ереси Нестория, присоединил свою предшествующую переписку с Несторием 1189 и „книги, содержащие основные статьи учения Нестория“. 1190 Так как папа Целестин не отличался ученостью, да и вообще в то время на западе мало было знатоков греческого языка, то св. Кирилл приказал все эти документы перевести на латинский язык. 1191 Все это св. Кирилл вручил особому посольству, во главе которого поставлен был дьякон Посидоний. Последнему св. Кирилл, как видно из его показаний на Эфесском соборе, приказал передать папе все полученные документы только в том случае, если узнает, что папа уже от самого Нестория получил „книги изъяснений несториевых и письма“; если же окажется, что Несторий не прислал означенных документов, то Посидоний должен был и полученное от св. Кирилла возвратить обратно, не вручая папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Есть, таким образом, много флексий, источник которых нам неизвестен. 1217 Итак, флексивные языки суть те, которые достигли самого высокого периода в своем развитии. Известные языки могли остаться неподвижными и остановиться на моносиллабизме, как китайский, или не идти далее агглутинации, как турецкий; но ни один не мог достигнуть флексий, не пройдя прежде двумя ступенями. Восстановивши эти законы лингвистики, легко видеть, что еврейский язык в своей библейской форме не мог быть первоначальным языком, на котором говорили в земном раю, хотя мог быть таковым в своей сущности, ибо он язык флексивный; он подвергся, следовательно, двойному изменению и мог достигнуть своего современного состояния лишь после многочисленных перемен, после того как перешел из состояния моносиллабического в состояние агглутинации, чтобы остановиться, наконец, на состоянии флексивном; сравнительная филология подтверждает, таким образом, справедливость слов св. Григория Нисского , писавшего, в своем опровержении Евномия, что „Моисей, рожденный несколько веков спустя после сооружения башни, говорил на одном из новых языков“. 1218 III. Смешение языков было ли внезапным и моментальным или скорее медленным и прогрессивным? 1 . Св. Григорий Нисский поддерживает это последнее мнение, и можно согласиться с ним. 1219 2 . Однако, большинство отцов и толкователей не думает, чтобы смешение языков в Вавилоне состояло лишь в простом раздоре, случившемся, по воле Божией, между трудившимися над строением башни; они полагают, что особым чудесным действием, которое легко было, конечно, произвести Богу, язык строителей внезапно изменился так, что они не могли понять друг друга. 1220 1189 На русском языке см. об этом в трудах: проф. C. С. Глаголева, „О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого“, Москва, 1894, и у проф. Я. A. Богородского, „Вавилонское столпотворение и смешение языков, хамиты, семиты и иафетиды в рассеянии“, Прав. Собес. 1906, июнь и июль и отдельное издание труда: „Начало истории мира и человека по первым страницам Библии“, Казань, 1906. 1191 „См. об этом ученые замечания Schoebel’a, L’authenticité de la Gense defendue contre les attaques du rationalisme allemand , y Bonnetty, Annales de Philosophie ckretienne; февраль 1879, стр. 104 и сл.“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1189 World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in the Modem World/Ed. D.B. Barrett, T.M. Johnson, G.T. Kurian. 2 nd ed. N.Y.; Oxford, 2001. 1190 Barrett D., Johnson T. World Christian Trends, AD 30–AD 2200: Interpreting the Annual Christian Megacensus. Pasadena (CA), 2001. 1191 Barrett D., Johnson T, Crossing P. Missiometrics 2007: Goals, Resources, Doctrines of the 350 Christian World Communions/International Bulletin of Missionary Research. 2007. Jan. P. 25–32; Johnson T, Sun Chung. Tracking Global Christianity’s Statistical Centre of Gravity, AD 33–AD 2100/International Review of Mission. 2004. Vol. 93; Johnson I, Kim S. Describing the Worldwide Christian Phenomenon: Terminology for the 21st Century 1192 См., например, сайт About.com, раздел Christianity, где приводится сводная статистическая информация касательно христианских деноминаций в мире и различных аспектов христианской жизни, а также имеется отсылочная информация к другим интернет–ресурсам следует отметить также ресурс World Christian Database, которым оперирует лейденское издательство Brill Publications (http://ww.worldchristiandatabase.org/wcd/), последнее обновление – по состоянию на 2007 г.; см. также ресурс World Christian Growth Statistics и др. 1193 Так, периодически религиозной составляющей интересуется Бюро переписи ( U.S. Census Bureau), входящее в состав Государственного департамента торговли США (http://ww.census.gov/). К большому сожалению исследователей, начиная с 1950–х гг. Бюро не формулирует вопросы касательно религии в рамках официальных переписей, однако структуры федерального правительства США систематически осуществляли сбор информации по данной проблеме в течение всего предыдущего столетия. Начиная с 1850 г., в процессе десятилетних переписей населения, ставивших перед собой задачи сбора социальной и демографической статистики по всему массиву населения, а также экономической информации в деловых кругах, задавались некоторые вопросы касательно религиозных организаций. В период до окончания Гражданской войны в США от представителей клира была получена информация о количестве молитвенных зданий (в разрезе деноминационной принадлежности), их вместительности и стоимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь воспретил не только осуждать ближних, но и судить их [ 1182 ], когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и общественной пользы. Последнего рода суд есть вящшее закона [ 1183 ], по определению Господа; без такого суда добро не может быть отделенным от зла, наша деятельность не может быть правильною и богоугодною. Этот суд редко встречается между человеками; но судом и осуждением, воспрещенными Господом, они занимаются непрестанно. По какой причине? По причине совершенного невнимания себе, по причине забвения своей греховности, по причине совершенного пренебрежения покаянием, по причине самомнения и гордости. Господь пришел на землю спасти грешников, а потому от всех человеков непременно требуется сознание в греховности; суждение же и осуждение ближних есть отвержение этого сознания и присвоение не принадлежащей себе праведности; из нее-то и производится суждение и осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть имя самое свойственное [ 1184 ]. Господь заповедал постоянную, то есть учащаемую и непрестанную, молитву. Не сказал Он, чтоб мы единовременно попросили, потом престали от прошения, но повелел просить усиленно, неотступно, соединил с повелением просить обетование услышать и исполнить прошение [ 1185 ]. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется [ 1186 ]. Будем просить с терпением и постоянством, отрицаясь своей воли и своего разума, предоставляя всесвятой воле Божией и время, и способ исполнения, и самое исполнение просимого. Мы не постыдимся: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя ли о них [ 1187 ], то есть замедляя исполнением прошения их. Деннонощный вопль к Господу избранных изображает постоянную, неотступную, непрестанную, усиленную их молитву. По последствиям молитвы, которыми она увенчивается от Бога, можно и должно заключить о предметах ее. Евангелист Лука говорит, что Бог сотворит отмщение избранных Своих, то есть освободит их из плена, в котором мы находимся у наших страстей и у бесов. Евангелист Матфей говорит, что Отец Небесный даст блага просящим у Него [ 1188 ]. Блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [ 1189 ]. Опять Евангелист Лука говорит: Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него [ 1190 ]. Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов [ 1191 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Из всех творений его это самое популярное. Признательность читателей оно снискало себе уже в Средние века: «Главы о любви» активно читались и переписывались в самой Византии, став классическим трудом аскетической письменности 1186 , а также на Западе, где они стали известны благодаря переводу на латинский язык монаха Цербана (первая половина XII в.) 1187 . Переведено оно и на все основные современные западные языки. В Древней Руси имя преп. Максима было известно благодаря в первую очередь этому произведению 1188 . Существует и несколько переводов «Глав о любви» на русский язык, один из которых сделан св. Феофаном Затворником в «Добротолюбии». Необходимость в новом переводе объяснялась не только естественным устареванием прошлых, но и тем, что они содержат ряд неточностей, иногда весьма существенных. В частности, грешит этим недостатком и перевод св. Феофана, который, как и прочие его переводы, часто является не собственно переводом, а пересказом (парафразой) содержания оригинала. Своего рода естественным продолжением «Глав о любви» является «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» 1189 . И. Дальме, первый по-настоящему оценивший данное послание, опираясь на него, недаром именует преп. Максима «учителем любви» 1190 . Не преувеличивая, можно сказать, что оно является одним из самых лучших шедевров святоотеческой аскетической письменности, ибо здесь преподобному удалось собрать и заключить в малый объем ценнейший нектар самых изысканных цветов христианской духовности. Наконец, третьим важнейшим аскетическим произведением преп. Максима является «Слово о подвижнической жизни» 1191 (мы сохраняем название, данное самим преподобным; в «Добротолюбии» оно называется «Слово подвижническое») 1192 . Написанное приблизительно в то же время, что и «Главы о любви» (624–625 гг.) 1193 , это сочинение стоит в непосредственной внутренней связи с ними и адресовано одному и тому же лицу; можно даже сказать, что оно служит своего рода предисловием к «Главам о любви» 1194 . Написанное в форме диалога (или беседы умудренного духовным опытом старца и начинающего монаха), оно более просто по содержанию, чем «Главы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Все эти формы имеют смысл отражения и достойны особого внимания мудрых, которые умеют читать в лице человека» 1189 . Неудивительно, если, при таком воззрении, и внешность человеческая превращается в предсуществующую идею тела, служащую принципом индивидуализации людей 1190 . «В тот момент, когда на земле совершается зачатие, Святой (– да будет благословенно Его имя! –) ниспосылает форму человека с божественной на ней печатью... Она небесного происхождения, и – по ее участию – происходит то, что Бог создает человека по образу Своему. В минуту оставления своего небесного жилища каждая (предсуществующая) душа является пред верховным царем, облеченной в возвышенную форму с чертами, под которыми она должна обнаруживаться внизу» 1191 . Вот все существенное, чтó в иудейской кабалистике касается рассматриваемого предмета 1192 . Мы намеренно даем пунктуальные и пространные справки, потому что адепты новозаветной историко-генетической критики ограничиваются слишком общими указаниями, не представляя точных сведений 1193 . Это открываешь им легкую возможность догматически утверждать зависимость св. Павла от иудейского богословия по всей линии, поскольку второе неопределенно и допускает всяческие инородные привнесения. Естественно, что у них все оказывается бесспорным даже там, где de facto господствует абсолютное сомнение. Оно возникает с разных сторон и постепенно получает несокрушимую интенсивность. Прежде всего, каббалистическая теософия более или менее законченного образца относится к позднейшему времени, почему мы не в праве передвигать ее целиком за грань христианской эпохи 1194 . Это – истина, незыблемая и не нуждающаяся в аргументации 1195 . В таком случае критика лишается всякой опоры, выводя ante из post 1196 . Но допустим, что каббалистические миазмы уже носились в религиозной иудейской атмосфере первого века нашей эры и отмеченные элементы в раздробленности существовали в народных созерцаниях 1197 , – и тогда дело ничуть не поправляется 1198 . Скорее наоборот, потому что основная стихия каббалистики не чисто иудейского характера и обязана вторжению дуалистически-эманатических воззрений, которые иудейские мистики хотели согласовать с исконными понятиями еврейской религии 1199 . Естественно, что и в этом виде каббалистические мечтания нельзя приписывать Палестинскому раввинизму, хотя Савл был воспитан именно в его школе. Наконец, каббалистическая система далеко не тожественна с тем, что усвояется благовестию Апостола языков. Ближайшее соотношение человека небесного и земного в ней весьма неотчетливо и не связано тесно с библейским повествованием о творении. Ученые здесь совершают едва ли простительный подлог, выпуская резкий филонизм под раввинистическим штемпелем 1200 . Мы должны выделить прочное и формулировать собственное каббалистическое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1187 Нечего и говорить, что подвиги обороны при таком главнокомандующем в лучшем случае не могли идти далее пассивного подчинения «необходимости» – отсиживаться в крепости, природные и искусственные укрепления которой, так счастливо восполнявшие друг друга 1188 , делали бы эту крепость в руках более опытного и отважного предводителя «могилой» Римлян, а не Иудеев, по милости Иосифа!... Так как прочность и неприступность Иотапатских укреплений, даже и при не столь счастливой благоприятности (см. ранее) других условий, исключала возможность взятия этой крепости с первых же приступов, то Веспасиан решил повести правильную осаду, причем искусству и опытности осаждавших не без успеха противостояло «необходимостью» внушенное мужество осажденных и – если не положительные военные таланты 1189 , то, по крайней мере, чудовищная хитрость и жидовски изворотливая (до смешного) изобретательность их предводителя. 1190 Но все это но могло надолго отсрочить судьбу города, тем более, когда тот самый, кому эта судьба была вверена, «первый» стал помышлять о «бегстве» 1191 , едва уступая «трогательнейшим» 1192 мольбам горожан. У нас не хватает смелости объявить за решительное, что, показан этой (после стольких «ломаний» – положительно насильной) уступкой свою готовность биться до конца за город, Иосиф (– нисколько не удивительно) предприняла втихомолку обеспечить целость своей шкуры в виду неизбежности его падения, и что тот «переметчик», благодаря которому Веспасиан был извещен о лучшем моменте для решительного приступа 1193 , исполнил свою позорную роль не без поощрения Иосифа; но, по крайней мере, не будет излишней смелостью объявить это за " возможное» уже во внимание к тому, что Иосиф ни единым упреком не спохватился оклеймить эту позорную испортившую все его дело роль, говоря об этом так хладнокровно, как о самом заурядном явлении. Как бы то ни было, воспользовавшись указаниями переметчика, Римляне в глухое раннее утро прокрались в беспечно спавший (?) город и бесшумно перевели в него свои легионы, долго не замечаемые, благодаря нависшей «темной туче», пока, наконец, не засверкал их убийственный меч, не щадивший никого в этот злополучный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Положение в Сицилийском королевстве обострилось после кончины кор. Вильгельма II (1189), не оставившего прямых наследников. Власть перешла к его родственнику Танкреду, но знать поддержала имп. Констанцию, дочь Рожера II, и ее супруга имп. Генриха VI, к-рые вступили в борьбу с Танкредом. В войне за сицилийский престол принял активное участие аббат Роффред из Изола-дель-Лири (1188-1210). Он пользовался благоволением папы Римского Климента III , к-рый назначил его кардиналом и подтвердил привилегии мон-ря (Italia Pontificia. 1935. P. 190-191). Аббат договорился с соседними графами и баронами поддержать Танкреда и поклялся ему в верности. Однако в 1191 г. к М.-К. подошел с войском имп. Генрих VI. Монахи открыли перед ним ворота. Согласно монастырским анналам, это сделали декан и старшие монахи (MGH. SS. T. 19. P. 314-315), но в Хронике Рикарда инициатива приписывается жителям Сан-Джермано, пытавшимся избежать столкновения ( Ryccardi... Chronica. 1937. P. 12). Император принял у монахов клятву верности, взял заложников и подтвердил привилегии, полученные мон-рем от имп. Лотаря II и от норманнских королей Сицилии ( B ö hmer. Reg. Imp. Bd. 4. Abt. 3. S. 64-66. N 152-153). Возвращаясь в Германию, имп. Генрих VI забрал с собой аббата Роффреда, в верности к-рого он сомневался, и поручил управление мон-рем своему стороннику, декану Атенульфу из Казерты. После ухода имп. войска Ришар, гр. Ачерры, занял Сан-Джермано и потребовал, чтобы декан и монахи перешли на сторону кор. Танкреда. Получив отказ, он оставил в Сан-Джермано гарнизон и отступил от аббатства. За это папа Целестин III , оказывавший поддержку Танкреду, отлучил Атенульфа от Церкви и наложил на аббатство М.-К. интердикт , к-рый, однако, вскоре был отменен (Italia Pontificia. 1935. P. 192). При помощи Дипольда, наместника замка Рокка-д " Арче, декан изгнал сторонников кор. Танкреда из Сан-Джермано и захватил замки Пьюмарола и Пиньятаро. Во владения М.-К. вторглись бароны, воевавшие на стороне Танкреда; декан, осажденный в укреплении Сант-Анджело-ин-Теодиче, «проявил в сражении поистине воинский дух» и отразил нападение. Враги, «преисполнившись ярости, захватили и разорили горные укрепления св. Бенедикта» (MGH. SS. T. 19. P. 316).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

1189.  Наука наук — побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти; напр.: великая мудрость — ни на кого и ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его; мудрость — презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашнею уменостью; мудрость — никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость — не прельщаться красотою лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одинакового у всех; мудрость — любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслию, ни делом; мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, да стяжем себе сокровище неоскудеемо на небесех [Лк. 12, 33]. Увы! мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики истинного Учителя — Христа, а мы все, так называемые ученые, — невежды, и чем ученейшие, тем горшие невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а работаем самолюбию, славолюбию, сластолюбию и корысти. 1190.  Сколь беспристрастен должен быть священник к земным вещам, чтобы, совершая такие службы и столь высокие пренебесные таинства, быть неуловимым от врага и гореть всегда чистою любовью к Богу и к сочеловекам, погибающим от грехов и спасаемым благодатью Христовою во Святом Духе! Но сколь велик навык наш ко греху! Сколь сильны наши пристрастия земные! И совершая таинства, мы иногда не отлагаем совершенно житейских попечений и пристрастий по навыкновению к ним, и потому враг смущает, омрачает и превращает наш ум, связует сердце и берет нас в свой тяжкий плен. И поделом! Не мечтай. Священник должен быть Ангелом по возвышенности мыслей, по чистоте душевной и телесной, по горячности к Богу — Всетворцу и Спасителю и к людям, своим братиям. 1191.  Любить Бога всем сердцем — значит любить всей душой кротость, смирение, чистоту и целомудрие, мудрость, правду, милосердие, послушание ради Бога и никогда не делать противного этим добродетелям, т. е. не гордиться, не раздражаться, не сердиться ни на кого, не прелюбодействовать ни даже в сердце, ни взглядом, ни словом, ни мыслию, ни телодвижением не нарушать целомудрия, удаляться всякого безрассудного излишнего слова и дела, избегать всякой неправды, ненавидеть скупость и корыстолюбие, бегать своенравия и непокорности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Закрыть Сергей Строев Читательский рейтинг: 1176 Русский, православный. Родился в Ленинграде в 1977 году. В 2000 г. с отличием окончил биолого-почвенный факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета по программе «нейрохимия». Кандидат биологических наук. Старший научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, специалист в области внутриклеточной регуляции и адаптации нейронов, автор 49 научных публикаций в области молекулярной нейробиологии (включая монографию и ряд статей в отечественных и международных реферируемых журналах). Лауреат премии Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского Научного центра Российской Академии Наук для молодых учёных за лучшую научно-исследовательскую работу 2006 года. Параллельно с основным биологическим образованием в качестве вольнослушателя прослушал три полных курса исторического факультета по специализации «новая и новейшая история», самостоятельно изучал историю, философию и основы православной догматики. Политическую деятельность начал в 1994 году. Тесно сотрудничал с рядом национально-патриотических организаций, активно участвовал в сопротивлении ельцинскому  режиму. Регулярно выступал на протестных акциях, публиковался на страницах патриотических газет и журналов, участвовал в работе нескольких антиглобалистских конференций. С июня 2001 года член КПРФ (Петербургское отделение, Центральный район), с декабря 2006 года - член Центрального райкома КПРФ С.-Петербурга, с апреля 2008 года - заместитель администратора официального центрального Интернет-форума КПРФ. Все статьи автора 18.08.2023 3722 29.01.2022 1052 17.01.2022 962 27.05.2021 1257 12.03.2021 1191 27.02.2021 1728 24.02.2021 6820 28.01.2021 1015 21.01.2021 1956 15.10.2020 2034 12.09.2019 1189 09.09.2019 1871 04.09.2019 1317 02.09.2019 2088 06.11.2017 2571 20.09.2017 2885 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/s/stroev_serge...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010