Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК II [Марк Катафлор(он)], патриарх Иерусалимский (не ранее 1189 - после сент. 1191). Происходил из знатного визант. семейства Катафлор(он)ов (о вариантах написания фамилии см.: Loukaki. 2013) и принадлежал к ветви патриархов Иерусалимской Православной Церкви в изгнании, оформившейся в К-поле после завоевания Св. земли крестоносцами. Вслед за отвоеванием айюбидским султаном Салах-ад-Дином Иерусалима у франков в 1187 г. имп. Исаак II Ангел вступил c ним в переговоры о восстановлении позиций Православной Церкви в Палестине и, в частности, о праве византийского императора на назначение Иерусалимского патриарха. Бóльшая часть притязаний Исаака Ангела была отвергнута; православные смогли лишь вернуть свои позиции в храме Гроба Господня, хотя и его им приходилось делить с представителями других христианских исповеданий. Возможно, в связи с неопределенностью своего положения на Св. земле Иерусалимские патриархи продолжали оставаться в К-поле до кон. XII в. Предшественник М. Досифей I (см. Досифей Иерусалимит), пользовавшийся покровительством имп. Исаака Ангела, был по его настоянию переведен в нач. 1189 г. на К-польскую кафедру, вскоре низложен, в том же году восстановлен и повторно низложен в сент. 1191 г. После обсуждения ситуации К-польским Синодом был издан имп. указ, согласно которому Досифей мог вернуться на Иерусалимскую кафедру, а занимавший ее на тот момент М. должен был ее оставить ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 362-368). Однако Досифей отрекся от обоих престолов, и М., по всей видимости, продолжал оставаться Иерусалимским первоиерархом. Дата окончания его Патриаршества неизвестна. В. Грюмель первоначально указывал (без ссылки на источник) в качестве terminus post quem 24 февр. 1195 г. ( Grumel V. La chronologie. P., 1958. P. 452), однако впосл. не приводил эту датировку ( Idem. La chronologie des patriarches grecs de Jérusalem au XIIIe siècle//REB. 1962. T. 20. P. 197). В стихотворных диптихах Иерусалимской Церкви XIII в., где не говорится о Досифее, М. упоминается как преемник Леонтия II . Ист.: Nicet. Chon. Hist. P. 405-407; Niceph. Callist. Hist. eccl. Col. 507; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 125, 133, 140, 142; Τ. 2. Σ. 362-368. Лит.: Rose R. The Native Christians of Jerusalem, 1187-1260//The Horns of Hattin. L., 1992. P. 239-249; Loukaki M. Kataphlôros ou Kataphlôron: Notes sur un patronyme byzantin//ЗРВИ. 2013. Vol. 50. P. 357-365; Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии. М., 2015. Т. 2. С. 188-189. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562240.html

И. способствовал теоретическому развитию и реализации учения о папском примате, о папе - «викарии Христа» (лат. vicarius Christi), обладающем полнотой духовной и светской власти (plenitudo potestatis), и о Римской Церкви как о «Матери всех Церквей» (Mater omnium ecclesiarum). Верховенство папы в области законотворчества и судопроизводства способствовало оформлению церковной иерархии католич. Церкви, уменьшению самостоятельности еп-ств, а также укреплению власти и авторитета папы Римского в отношениях со светскими государями. И. провел реформу куриального судо- и делопроизводства, способствовал развитию декретального права: при нем резко возросло количество апелляций, поданных в папский суд, и количество папских декреталий. Начало понтификата И. пришлось на сложный период: Иерусалим с 1187 г. находился под властью мусульман, 3-й крестовый поход (1189-1192) закончился неудачей; в Испании мусульмане одержали победу при Аларкосе (1195); в Италии германский кор. Генрих VI смог утвердить права своего наследника на Сицилийское королевство, установил власть своих наместников в центральной части полуострова и оккупировал Папскую область. Не лучшим образом складывались отношения предшественника И. Целестина III с коммуной Рима. Одним из первых достижений И. стало упрочение папской власти в Риме и в Папской области. После смерти имп. Генриха VI (28 сент. 1197) в итал. городах росло недовольство епископами и должностными лицами, назначенными императором. И. возглавил эту борьбу, расширив свое влияние в Риме и Центр. Италии. В отношениях с Римом И. продолжил линию папы Климента III, заключившего 31 мая 1188 г. с рим. коммуной договор, в соответствии с к-рым папа считался верховным сюзереном Рима, ему было возвращено право чеканить монету, а ежегодно избираемый сенат приносил ему клятву верности. В первые месяцы пребывания на Римской кафедре И. удалось восстановить контроль над рим. коммуной, подчинив важнейших магистратов: в февр. 1198 г. клятву верности И. принес Петр из Вико, префект г. Рима (со времен Генриха VI префект выполнял функции представителя Римско-Германской империи в городе) (Regestum Innocentii III papae (далее в ст.: Regest.). 1. 23; 2. 275). Тогда же папе удалось добиться отказа коммуны от избрания сената и назначения, как того требовали рим. статуты 1191 г., городского «верховного сенатора» (summus senator), утверждаемого папским представителем (medianus) (Gesta Innocentii. 8). Впосл. отношения между понтификом и коммуной вновь обострились из-за споров о землях общины, которые И. хотел передать в лен своему брату Райнерию, и о принципах избрания сената, в т. ч. о количестве сенаторов. В 1203 г. И. даже пришлось покинуть Рим, однако вскоре (март 1204) по просьбе горожан он вернулся. В 1205 г. после продолжительных столкновений в городе между папой и коммуной был заключен новый договор, подтвердивший соглашения 1198 г. (Gesta Innocentii. 142)

http://pravenc.ru/text/468777.html

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1188. Пс. 106. 30. 1189. Быт. 3. 1190. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1191. Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 1192. Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их. 1193. Слово 4, гл. 32 и 39. 1194. Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 1195. Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля. 1196. Алфавитный патерик. 1197. Житие преподобной Марии. 1198. Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X. 1199. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1200. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1201. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1202. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26. 27, 81. 1203.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6. 3). 1204. Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 1205. Слово 15, гл. 54, 55. 1206. Слово 15, гл. 54, 55. 1207. Добротолюбие. Ч. 4. 1208. Алфавитный патерик. 1209. Лк. 12. 35–38. 1210. В житии преподобного Антония повествуется следующее. Во время сильнейшей бесовской брани Преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» И услышал голос: «Я был здесь; но желал видеть мужество твое» и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 1211.  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21. 7). 1212. Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как о главнейшем оружии против греха. 1213. Ответ 177. 1214. Мф. 4. 3, 4, б, 7. 1215.  …бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 39, 41). 1216.  …у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. …Нет, …но если кто из мертвых придет к ним, покаются. …Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16. 29–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой». Чрез год, действительно, Навуходоносора постигло тяжкое наказание, указанное ему во сне. Гордый царь, упоенный блеском своего царствования, вероятно, и забыл данное ему пророком Даниилом предостережение или не обратил на него внимания 1180 и продолжал украшать свою столицу, любуясь по временам плодами рук своих. Действительно, Вавилон и другие города вавилонского царства были многим обязаны Навуходоносору, если основание их было положено задолго до него, то украшение, отстройка и т. п. – все это было делом главным образом Навуходоносора; ему одному обязан Вавилон тем, что сделался прекраснейшим городом во всем мире, как отзывались о нем иностранцы 1181 . Древние историки Бероз 1182 и Абиден 1183 достаточно говорят об украшении Навуходоносором Вавилона и других городов своего обширного государства. Еще красноречивее свидетельствуют о том же дошедшие до нас клинообразные надписи этого государя: все несметные богатства, полученные при завоевании покоренных городов и областей, шли, большею частью, на украшение или постройку стен, дворцов, мостов и преимущественно храмов в благодарность богам за одержанные царем победы. «Золото, серебро, дорогие каменья, разного рода драгоценности» 1184 – все это выставлялось на вид и способствовало блеску всемирной столицы. Великолепие, обширность, богатства и роскошь Вавилона не даром приводили в удивление и восторг всех видевших его. Замечательные во всех отношениях громадные стены города 1185 , роскошные и богато украшенные ворота Вавилона 1186 , масса великолепно разукрашенных храмов в честь Вила, Меродаха, Нево, Сина, Самаса, Раммана, Гулы, Нинлиланны, Тури, Царпанит, Нана, Нинкаррак и других вавилонских богов и богинь 1187 , блестящие дворцы, построенные или только достроенные и украшенные Навуходоносором 1188 , массивные башни 1189 , разного рода искусственные каналы 1190 , рвы 1191 , плотины 1192 , мосты 1193 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Глава XXXVI 1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахерим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. 2. И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего. Заметим, что слова: „в четырнадцатый год царя Езекии“ нет вовсе в 32-й главе 2Пар. По мнению же комментаторов Исаии профессоров Спб. дух. Акад. 1188 дата о „четырнадцатом годе“ стояла в начале 38-й главы (о болезни Езекии); когда же свитки двух отдельных событий были перестановлены, то это указание с болезни перенесено было на поход Сеннахерима; таким образом произошло хронологическое недоразумение. Если же признать это предположение правильным, то библейские указания совпадают с Ассирийскими памятниками. Напомним, что 14-й год Езекии, по исчислению Ассириологов, совпадает с концем царствования Саргона, и что именно в это время горячий Вавилонский патриот Меродах-Баладан поднял успешно знамя восстания и временно утвердился на престоле Вавилона. Ассирия была ослаблена, и прошло несколько лет, пока Сеннахерим после отца своего успел подавить восстание и заставил бежать Меродаха-Баладана сначала в Бет-Иакин, его родовое наследие, а потом в Сузиану 1189 . В который же год произошло нашествие на Иудею Сеннахерима, шедшего в Египет, определить точно нельзя: но большая часть Ассириологов относит его к концу царствования Езекии, около 700 года до Р. Хр. 1190 . После уже взятия всех укрепленных городов Иудеи, царь Ассирии идет на Лахис и Ливну по пути в Египет повидимому взяв с Езекии ту дань, о которой упомянуто в 4Цар. 18:14–16 и в Ассирийских памятниках. Но осадив Лахис и потом Ливну, он находит опасным оставлять в тылу своей армии сильную крепость Иерусалим, и вопреки договору, посылает к этому городу Рабсака. Мы говорили уже в общем вступлении (гл. III), что отряд Рабсака, хотя и значительный (только относительно), не имел целью осаду города; притом и указано, что отряд останавливается в одном месте: „около пруда белильничьего“. Он служил только охраною лицу, посланному не для военных действий, а для переговоров и угроз в будущем 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И было бы так. И ночь уже не сменялась бы днем, и зло не рассеивалось добром. Была бы ночь за ночью и зло было бы после зла. Но возопил Распятый: – Отче! прости им, ибо не знают, что делают! И любовь удерживает поражавшую вечным мраком руку правосудия Божия. – Правосудие, простой человеческий расчет справедливости, ты говоришь Мне: Отпусти, брось Своих распинателей. А Я не отпущу. Не отпущу, пока не отпустит Отец их грех, пока прощение Небесного Отца не будет на всех них, ибо не ведают, что творят! Правдолюб­цы, вы хотели наказания грешников, а Я хочу их прощения! ... и поражено было бедро Иакова. Люди прощены, а Он распят. Трижды боролся Иисус в саду Гефсиманском. Дважды на Голгофе. Три­кирий и дикирий Великого Архиерея. Не сразу после того, как вымолил Иисус людям прощение, кончилась тьма на Голгофе, не сразу солнце засветило. Мрак еще только сгущался. Взывал Иешуа к Отцу Своему о прощении распинателей, взял грех их на Себя, чтобы в пыль не возвратились 1185 . Тогда от их лица Сам ос­тался Один на кресте. В Сыне всегда было благоволение Отца 1186 , а теперь проклятие людское Он взял на Себя 1187 . Люди, правдолюб­цы, богоборцы – вы хотели правды Божией и вот она перед вами – на Гол­гофе распят Христос. И сбылись тогда слова пророка: И к злодеям причтен 1188 . За нас, к нам, к злодеям Он причтен, не сотворив греха. И отделил Бог свет от тьмы 1189 . Вся вселенская тьма и ночь сгус­тились на Голгофе, воплотились в Распятом. И испытал Он муку богооставленности. Испытал за нас за оставлявших Бога. О, адская мука! И борьба сверх сил. Страдая, Распятый вопиет: – Боже Мой! Боже Мой! Внемли мне. Но молчит Отец. – Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? 1190 . Меня оставили все, все-все. Но Ты, Отче, почему Ты оставил Меня? Не разделялась Троица, не покидало Божество распятую Плость. То сто­нал Иисус от лица мучившихся в своей богооставленности. Вот вечный мрак, и абсолютная тьма. Вот он ад, вот тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется за богооставленных. – Боже Мой, Я вопию днем – и Ты не внемлешь Мне, ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов одинокую Мою 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 50 :5. Будут спрашивать о пути в Сион, туда обратив лица свои, придут и присоединятся 1182 к Господу заветом вечным, который не будет предан забвению 1183 . Иер. 50 :6. Народ Мой был как погибшия овцы, пастыри их совратили их и заставили блуждать 1184 по горам: с горы на холм ходили, Иер. 50 :7. Забыли ложе свое, все, кто находили их, пожирали 1185 их, и враги их говорили: „не пощадим 1186 ихъ“, ибо они согрешили пред Господом, – жилищем правды 1187 — пред Господом 1188 , собирающим отцов их. Иер. 50 :8. Выходите из среды Вавилона и из земли Халдейской, выходите, и будьте, как козлы 1189 впереди овец 1190 . Иер. 50 :9. Ибо вот Я подниму и приведу на Вавилон сборища народов великих из земли северной, и вооружатся против него, и тогда он будет взят, ибо стрела сильного и искусного воина 1191 не возвращается напрасно 1192 . Иер. 50 :10. И будет земля 1193 Халдейская разграблена, все грабители ея насытятся, говорит Господь. Иер. 50 :11. Ибо вы веселились и хвастались 1194 , расхищая наследие Мое, скакали, как тельцы на траве, и бодали, как волы. Иер. 50 :12. Посрамлена мать ваша, устыдилась родившая вас, вот она (стала) последняя из народов, (земля) пустынная, и непроходимая и сухая. Иер. 50 :13. От гнева Господня не будут (в нем) жить во веки, но весь будет опустошен, и всякий, проходящий чрез Вавилон, удивится и посвищет 1195 о всех язвах его. Иер. 50 :14. Вооружайтесь против Вавилона все соседи, натягивающие лук, стреляйте в него, не щадите стрел ваших, ибо он пред Господом согрешил. Иер. 50 :15. Возьмите его, руки его ослабели, твердыни 1196 его пали, рушились стены 1197 его, ибо это – возмездие от Господа, отмстите ему: как он поступал, так поступайте и с ним. Иер. 50 :16. Истребите сеющого 1198 из Вавилона и держащого серп во время жатвы; от меча Еллинского 1199 возвратится каждый к своему народу и каждый в свою землю убежит 1200 . Иер. 50 :17. Израиль – блуждающая овца, львы разогнали 1201 его: сначала поедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, обглодал его кости.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Можно ли овладеть этим искусством? Несомненно, что для этого необходимо озарение свыше. А Библия на каждой странице призывает нас видеть руку Господню во всем, что происходит. Так, например, история Иосифа являет нам таинственное вмешательство Бога, заставляющее даже зло служить замыслам спасения: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт. 50:20 ). Чтение истории Израиля может стать для нас практическим упражнением для научения в чтении истории нашей собственной жизни. Испытание совести 1189 не следует ограничивать механическим сопоставлением наших действий с принципами неподвижной морали, оно должно стать искусством духовного прочтения каждодневных событий и встреч так, чтобы заканчивать день, осмыслив его, созерцая θεα θελματα, божественные намерения как в наших добродетелях, так и в наших ошибках. Созерцание Суда Суд и Промысел – две стороны одного и того же процесса, рассматриваемого с двух точек зрения или как два особых этапа 1190 . Божественный Промысел становится судом, наказанием по отношению к греху, продолжая оставаться Промыслом для грешника. Вера в суд Божий – одна из фундаментальных основ религии. Управляя событиями, Господь не забывает направлять их так, чтобы злые были наказаны (ср.: Быт. 18:23 и сл.). Существенным элементом христианского покаяния является признание собственных грехов, осуждение самого себя 1191 , постоянная память о страхе Божием и Его суде. Сознавать, что этот суд осуществляется уже сейчас, на земле, – это особая благодать, ведущая к «обращению» сердца. В связи с этим можно, например, привести размышления братьев Иосифа: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего» ( Быт. 42:21 ). Для того, кто способен созерцать жизненные страдания с такой позиции, божественное наказание является новой формой Богоявления, оно соразмерно грешнику, поскольку пробуждает в нем страх Божий и в то же время осуществляет прощение грехов: «освобождает от чувства вины и является причиной оправдания» 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010