" Ректор (Филарет) был человек, – не скажу, – высокого ума, но глубокий знаток своего дела, и умел внушить нам разумную веру. Философское вольноумие хоть я учился и не бойко, мне очень нравилось; но оно разбилось наконец о богословский догматизм. Догматический такт сначала был мне тяжёл: не смей думать иначе, нежели как учат, а учат по канве Св. Писания, – надобно верить, а не рассуждать. Только Ректор, – как сказано, – глубокий знаток своего дела, доказав Богодухновенность Библейских книг с математической точностью, легко уже передавал нам богословские истины, утверждая их на текстах Писания»... «Помня однако, свою прежнюю привязанность к Философии, я принялся за неё прилежно. Профессор философских наук (Кутневич) был человек умный и близко знакомый с новейшей в то время Философией, и как профессор был эклектик, по крайней мере, наружно; – поэтому История Философии читалась им и по Бруккеру, и по Теннеманну, и по Буле. Входили иногда в дело Тидеманн и де-Жерандо. Возбуждённый умными лекциями профессора философских наук, уважавшего преимущественно Платона, Плотина и всех новейших философов, я ревностно следил за ходом развития мыслящей силы в роде человеческом. Правда, много раз я сбивался с пути, но ненадолго. С трудом выучившись понимать критику Канта, я остановился на этом великом философе. Но его X, – как я ни старался разрешить его по системам Фихте, Рейнгольда, и Якоби, – стал как неподвижная точка перед моими глазами, как таможенный столб, за которым всякое умствование представлялось мне контрабандой... Этот X долго томил меня: Якобиева вера или непосредственное ведение абсолютной истины несколько облегчало мой дух; но лишь вспомню Кантов X, всё опять пропадало; он опять являлся как призрак, от которого ничем не отвяжешься. Наконец я прибегнул к откровению, и оно меня успокоило 217 . Здесь особенно характеристичны и беспристрастно верны слова, что Ректор Архимандрит Филарет был человек если не высокого ума, то глубокий знаток своего дела. Последнее достоинство его заключалось в значительной учёности и вообще начитанности, а, что главнее всего, в основательном и глубоко-благоговейном убеждении в истинах веры и благочестия, с проведением их в живое деятельное сознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Судя по этому одному, хождение Ректора Филарета, а также и прочих старцев-иноков, и взаимные их личные отношения, так или иначе, не могли укрыться от взора и наблюдения воспитанников. У воспитанников, в подобных случаях, бывает особенная чуткость к поступкам начальников и наставников. Горе и зло, если эта чуткость встретится с какими-либо впечатлениями или даже догадками не в пользу поставленных над ними, – и зато наоборот, когда такая чуткость и наблюдения откроют потаённые стороны внутреннего духовно-назидательного свойства, то действия и последствия от этого бывают такие, каких не могут возбудить и внедрить самые образцовые педагогические наставления и руководства, или даже открытая добродетельная жизнь. И вот, не здесь ли верный ключ к уразумению того, что Ректор Филарет, неведомо даже для него самого, мог являться проводником духовно-нравственного влияния на своих воспитанников в деле призвания их к монашеству?! Не отсюда ли становятся понятными и те отзывы воспитанников, что они считали его не за человека, а за ангела, и вообще видели в нём что-то особенное, даже необыкновенное и к самым лекциям его чувствовали невольное благоговение?! То же самое должно сказать и касательно близких духовно-дружественных отношений Ректора Филарета сподвижниками-старцами. Последнее так же не могло быть скрыто от воспитанников. Если вспоминатель своей юности Граф М. Толстой, бывши в числе вольнослушателей в Академии и бывши лицом светским, мог знать вышепоименованных благочестивых старцев, то и студенты, особливо из чувствовавших в себе призвание к монашеству, могли ли не быть в таких же точно отношениях к этим старцам. Пример в лице старца Игнатия, дарившего своими рукописными хартиями профессора Голубинского, вполне подтверждает истинность подобных отношений. И удивительно ли, что эти самые старцы, приходивших к них, юным питомцам высших наук, коль скоро замечали в них желание посвятить себя иноческому служению, указывали как на первый живой пример им – на их начальника-воспитателя, и этим давали им разуметь, что и высшее образование и высота служебного звания удобно совмещаются с иноческими обетами и подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа. Икос 10 Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса: Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие; Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу. Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним; Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати. Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери; Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы. Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы; Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы. Кондак 11 Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем: Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Конечно, под номером первым на такой карте пошла бы дорога, о которой уже сказано в начале главки,- та самая, Ярославская. Именно на ее крутых подъемах и спусках начинал когда-то младший сын ростовского боярина Кирилла свое знакомство с Русью Залесской и Русью Московской... Когда не житье стало престарелому и обедневшему Кириллу в Ростовском княжестве, подался он со всем семейством в городок Радонеж, что на полпути от Переславля до Москвы. Скарб у боярина был хоть и невелик, но уж, наверное, несколько телег понадобилось для рухляди и хлебных припасов. От Ростова до Переславля за день поспевали только княжьи гонцы да конная дружина, обоз же плелся не менее двух суток. Еще медленней шли от Переславля - тут-то и показывали себя по-настоящему горы да овраги, вихлястые мосты и мосточки, скользкие глинистые спуски, загаченные болотины, броды кремнистые в ручьях и речонках, надрывно крутые для уработавшихся лошадей подъемы. Люди обоего пола, кроме немощных, шли пешком, безо всякого ропота. Хмарный лес теснил дорогу, норовя надежней упрятать ее от чужого глаза. Редко-редко попадались деревеньки односемейные - в один, два, от силы в три двора. Глухая была пора на Руси: в Орде царствовал жестоковыйный хан Узбек, и тому царствию не предвиделось конца-края. А когда добрели новоселы до Радонежа и обосновались здесь, началась для мальчика Варфоломея пастушеская страда, ежедневные хождения с утра до вечера по окрестным луговинам и лесным тропам. Уж тех-то путей ни один картограф не в состоянии будет собрать - слишком выйдет петлястый и прихотливый узор. Работу картографу радонежский подросток даст позже - уходом своим на гору Маковец (через нынешнее Хотьково). Оттуда по знакомой ему дороге монах Сергий отправится однажды в Переславль - на поставление в игумены. Путь его от Маковца на Махрищу, на Киржач - это география местная. Но потом будет ходить он и в Москву (неоднократно), а из Москвы - в Коломну и Голутвин, в Серпухов, в Рязань, в подмосковные Симоново, Угреши и Стромынь, в далекий Нижний Новгород.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Сотрудников подмосковного интерната подозревают в побоях и насилии над воспитанниками 6 апреля, 2018. Новостная служба С пострадавшими детьми работают психологи 6 апреля. ПРАВМИР. Следственный комитет просит помочь собрать дополнительные сведения о нарушении прав сотрудников и подопечных подмосковной школы-интерната. Проверки в ГБУ ГБОУ «Хотьковская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» начались после обращений детского омбудсмена, сотрудников учреждения и ряда общественных организаций, сообщает пресс-служба СК. Они сообщили о множественных нарушениях прав воспитанников и педагогов. «Следователи проверяют информацию о невыплате заработной платы работникам интерната, побоях, а также насильственных действиях сексуального характера, которые в том числе привели к наступлению беременности несовершеннолетних воспитанниц», – сообщает ведомство. Директор, педагоги и воспитанники интерната уже опрошены, личные дела пострадавших воспитанников изъяты. С пострадавшими детьми работают психологи. Следствие получило ответы от органов полиции, прокуратуры и суда о результатах проведенных проверок. Сейчас правоохранители собирают дополнительные сведения о нарушениях. Главное следственное управление СК России по Московской области обращается ко всем, кому что-либо известно о каких-либо противоправных действиях, с просьбой сообщить о них по круглосуточной телефонной линии ГСУ СК по Московской области «Ребенок в опасности»: 8-800-707-79-78 В декабре 2017 года следователи проверяли Хотьковскую школу-интернат, так как получили информацию о сожительстве школьного психолога с одним из выпускников. Однако так как на момент проведения проверки выпускнику исполнилось 18 лет, уголовное дело возбудить не смогли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/sotrudnikov-podmoskovn...

Таким образом, в конце XVIII – начале XIX в. женские монастыри, не имея специальных благотворительных и просветительских учреждений, тем не менее содержали престарелых и больных, а также занимались воспитанием и обучением сирот. Благотворительная деятельность в конце XVIII – нач. XIX в. также была свойственна так называемым женским общинам, возникавшим стихийно в результате реформы 1764 г. и первоначально не имевшим никакого правового статуса. Многие из этих общин учреждались на основе богаделен, странноприимных домов, «домов сестер милосердия», «сестер трудолюбия» и т. д. 398  Что представляли собой подобные богадельни? Так, в Зеленогорской богадельне Нижегородской епархии было 45 чел., из них только восемь вдов. Богадельня содержалась за счет собственных трудов, рукоделия и подаяния за чтение псалтири 399 . Собственно благотворительные учреждения (больницы, богадельни, приюты, школы и училища) начинают появляться в женских монастырях в нач. XIX в. По штатам 1764 г. больницы были устроены и содержались за счет казны только в первоклассных мужских монастырях и архиерейских домах. В женских монастырях больницы и богадельни стали появляться в начале XIX в. и содержались на пожертвования частных лиц, проценты с капиталов, за счет собственных трудов, подаяния, перечисляемого процента от кружечного сбора. В 1802 г. в Покровском Хотьковском монастыре на средства княгини Ф. Л. Черкасской была выстроена деревянная богадельня на шесть престарелых монахинь. Затем в 1826 г. на средства Н. М. Нероновой была построена больница на 12 чел., «из живущих в монастыре и из других престарелых больных, не имеющих других способов к прожитию». Больница содержалась на проценты с 12 000 руб., пожертвованных Н. М. Нероновой и хранящихся в билетах Опекунского совета, и 8000 руб., переданных игуменье 400 . С 1808 г. существовала больница для монашествующих в Зачатьевском монастыре, устроенная на средства «неизвестной особы». С 1831 г. – больница в Горицком монастыре на 16 келей в одно окно 401 . В 1836 г. помещица Покорская пожертвовала деньги на устройство больницы в Каменском Успенском монастыре Черниговской епархии 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И — шум! Льёт, каплет, шумит, шелестит. С углов кабыть из леек льёт на голову. Уклониться никак — тут снег, тут вода. От «труб водосточных» давно одни воспоминания остались, то в виде одиноко и чудом висящего полена высоко над головами, то нечто в виде ржавого сапога у подошвы дома. Но и из этих останков неким чудом превесело брызжет, булькает, пылит и в шапку, и за воротник. При дожде шум однообразный, а тут целый симфонический оркестр, но странный, так непривычно покрывающий уличные шумы. Вкруг меня с низенького крыльца с остатков балкона матерни слёзы капают тихо кротко. С развороченных дурой-Эльзой соседних крыш будто тысяча мальчишек дует. Здесь же по углам кабыть сидят ихние матери и неисходно льют с высот воду из вёдер. Узенькая лазея опостен нашего дома с надворья — это клавиатура пианино. Капель булькает и ухает в ледяные лунки и дробно бьёт о камень. Где-то рядом в завалившееся меж домами железо капели бьют, как в барабан. В этом оркестре немаловажны звонкие ритмические удары железных лопаток о лёд: несколько бабушек, старичишек да ребятишек — дворники — бьются над водами, снегами, льдинками. И шум над городом, кабыть дожди. Солнце перекрывает светлыми облаками, проглядывает бледная ещё голубизна. Так нежно по-весеннему видятся тонкие веточки дерев на поле блакитном. А штукатурка с домовых углов сверху донизу, вижу, смыта, должно, не первый год. Стоки-те водные так и моют, так и полощут, так и окатывают. Любо или нет сизым-те кирпичам. Этим, видно, и вымыло у нас угол с подошвы крылечной. Кирпичи валяются в локоть — древние. С утра печь-дымокурку растопляючи, в плакучее окошечко на улицу взираючи, вздыхал я: то-то в Хотькове теперь с гор потоки. Ещё-де «в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»… И вот, стоя у ворот, на перекресток-от переулочка глядя, ах! Гул — то ли не весна пришла, то ли не радость! Небесная голубель меж облак Снега у обтаявших заборов блестят на остатках. Дороги слило наличными водами, что острова в море, снеговые гряды по дорогам. И этот шум, шум многих вод, что струят, каплют с многих крыш, высоких, низеньких, сплошь расстановкой, откуда переливы, переборы этого весёлого шума, подобного многим дождям.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Едучи назад в Москву, он, бывало, говорил кондуктору: «Скажи, любезный, машинисту, чтобы скоре ехал, а то я опоздаю в сенат». Кондуктора знали старика, брали на чай и говорили: «Слушаюсь, ваше сиятельство». Особенно неприятно было то, что не всегда можно было иметь отдельное купе I класса, и со стариком заговаривали незнакомые пассажиры. – «Где изволите служить, ваше превосходительство?» «Вы спрашиваете, где я служу, – вы спросите, где мне служат! В правительствующем сенате, милостивый государь». По пути со станции Хотьково дедушку раздражало другое, также новое удобство, – шоссе, по которому приходилось ехать почти до самой Ахтырки вместо прежней отвратительной допотопной дороги. Не самое шоссе как таковое его раздражало, а тот факт, что оно было построено богатым коммерсантом, А.Н. Голяшкиным – сыном разбогатевшего откупщика: он купил в версте от Ахтырки бывшую дворянскую усадьбу «Жучки» и провел туда шоссе, которое оказалось нам по дороге. «Как, – говорил дедушка, – я должен ехать в свое имение по шоссе, построенному каким-то Голяшкой?» – и все-таки ехал. В архитектуре дедушкина жизненного уклада жизнь пробила бреши и более серьезные. Правильность линии этой архитектуры была нарушена тем самым спором «отцов и детей», о котором писал в шестидесятых годах Тургенев. Его младший сын – мой дядя Павел Петрович (Кн. Павел Петрович скончался в 1889 г.) – был в молодости своей «вольнодумцем» как в религиозном, так и в политическом значении слова, и на этой почве происходили частые столкновения между ним и дедушкой, который не переваривал «длинноволосых». Дедушка, бывало, начнет ругать мировых судей, мировых посредников и «всех прочих нигилистов» за непочтительное отношение к начальству; дядя Паша заступается, указывая, что «теперь формы отношений с начальством вообще упростились и изменились к лучшему». А дедушка как крикнет в ответ: – «Пашка, беглый дьякон, Гарибальди!» – Смущали его и манеры «дяди Паши», также слишком простые для стиля, а потому не мирившиеся со старыми понятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

– «А что такое букенброд?», – раздаются детские голоса. «Се тре журавли, мусью», – слышится ответ при дружном детском хохот. Еще типичнее Максима был карлик Игнаша, шестидесяти лет, неизменно приезжавший с дедушкой в Ахтырку и стрелявший щук из крошечного ружья, специально для него заказанного. Этого Игнашу я отлично помню, но из рассказов знаю, что еще раньше, в крепостную эпоху, у дедушки была и карлица, специально подобранная к Игнаше пара. Старшие рассказывали, что однажды за пасхальным столом дедушка приготовил бабушке сюрприз: на столе красовались два огромных кулича, из которых затем, при звук музыки, вышли спрятанные там Игнаша и карлица. К этим типам следует присоединить еще многочисленных наших обожающих кормилиц, настоящих и бывших, да седого как лунь, полуслепого кучера Родионыча, человека еще екатерининской эпохи, который по старости и дряхлости мог управлять дрожащими руками только парой «рыженьких», столь же ветхих, как и он, коней, и выезжал на каком-то невообразимом старинном фаэтоне, больше для декорума или в те дни наших приездов в Ахтырку, когда для встречи на станции мобилизовались все наши перевозочные средства. В шестидесятых и семидесятых годах этот стиль уже не гармонировал с окружающим. Вся жизнь перестраивалась заново, вследствие чего симметрия дедушкина стиля подвергалась постоянным вынужденным нарушениям со стороны, и это оскорбляло старика. Он пылил, покрикивал, но, покричав, тут же добродушно успокаивался, мирился на том, что хоть в Ахтырке не было «нового». Но на пути к Ахтырке все было ново; и к ужасу дедушки без нового нельзя было обойтись, потому что оно было удобно. Прежде всего новое олицетворялось Московско-Ярославской железной дорогой, которая прошла через станцию «Хотьково» в пяти верстах от его имения. Дедушка с места рассердился. – «Как это, – бывало еду, когда хочу в Ахтырку, а теперь и в свое имение должен ехать непременно в два часа дня, когда прикажут, по какой-то чугунке». Но возможностью ехать на лошадях он все-таки не пользовался; однако при этом он не мирился с необходимостью прибыть на место к определенному сроку.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Владика сердечно подякував Синайському духовенства народу за даровану губернатора гостей голова району С. М. Кошман. перед мощами звершувалися з читанням Незважаючи на мороз, вклонитися прийшла велика видновчан 2 грудня яку звершив Видновський Тихон у духовенства Видновського церковного округу, святиню було перенесено до Храму Христа Спасителя, де вона перебуватиме до 4 грудня. Московська за темою Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в групи з до святкування перенесення мощей князя Олександра Невського до Санкт-Петербурга В знайдено преподобного Алтайського (Глухарьова) У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського У день пам " преподобних Кирила та голова Синодального з чернецтва звершив в Покровському Хотьковому з ключовими словами – святих   новини з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1333520...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010