И отнелже приидох в Патриархию, лету уже тогда текущу владычествия моего потому, по течению же обхождения летняго 6958 (1450). Сего ради и пишет смирение ми в сведение всем: приходили к нашему смирению от Св. Горы Игумен Хиландарский, Иеромонах Кир Роман, и Проигумен Кур Варнава, и старцы Феодор и Сава, и вспоминали смирению ми о приложку, що е устав за Святи Сава, да се дава от великии церкви Сербские Патриархие, млчалнице Св. Сави, жителем пирга Карейскаго. И смирение ми, свете сотворив с собором церковним Дому Спасова, с калогири и властели, и найдосмо соборне, ере од смерти Господина Цара Стефана не давано тази диякония от Патриархие Хиландару, н обдрекосмо (обязались), ако се почме држати Типик и правиле церковна у пиргу Карейском по уставу Св. Савы, да онузи диякония исправлямо пиргу Карейскому, докле смо ми живи, по прешствии же нашем от здешних, его же изволит Владыка Христос предржати престол Св. Савы, того, яко Господина и брата моего, молим сие утвержденное в златопечатном хрисовуле господином и учителем Сербским, Кур Савом, и нашим смирением, не потворено, не паче утвержденно, и сему николи же не потворит, не паче больше и крепчае подтверждать. А коли почме синзи пирг продавати и не почме се држати Типик и правила церковна по Уставу Св. Савы, да се онази диакония от Патриархии не дава жителем пирга Карейскаго. И еще вспомину нашему смирению Игумен Иеромонах Кур Роман и Проигумен Кур Варнава и старцы за кукя и за стлп земле и за виноградаа, що имаа святи монастирь Хиландарь у Пеку, да им синози освободимо. И сие смирение ми с всем собором церковним тем освобождает, да им е синози свободно од унче и од теласа и от всех плат и работ, що доходи на место на Пек. Писан в лето 6958 (1450), месяца Иуниа (18) дня у Пеку. Писа и подписа и печати Логофет Тодр. Никодим Патриарх Сербский.» У грамоты печать восковая с изображением внутри паралелограма Пр. Саввы, Архиепископа Сербскаго, и надписыо: «Сава Преподобный Архиепископ Сербских и Поморских земель.» Д. Член Архимандрит Леонид.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В потребниках Московские печати в лета 7132, 7143 и 7160 напечатанных в чиноприятии обращаемых еретик Яковитские ереси 58 к святей церкви, так установлено: „Иже не крестит двема перстама, яко же Христос, да будет проклят“. Во псалтырех со восследованием в десть Московские печати в лета 7108, 7151, 7154, 7156, 7157, 7159, 7160 напечатанных, утверждается о двуперстном сложении, каковое место приведено в предыдущем показании. Так же в книге Кириловой именуемой, печатанной в лето 7152 в Москве, о перстосложении, тоже, что и во псалтырях утверждается. – В книге о вере Московские печати, напечатанной в лето 7156 на листу 74. В Катихизисе малом Московские же печати в лето 7156 напечатанном на листах 16 и 17. Тоже показуется в грамматике в Вильне в лето от создания 7103 напечатанной. В Катихизисе же великом Московские печати, печатанном в лето 7135 о обоих перстосложениях содержится учение, то есть о двоеперстном и троеперстном, а именно 59 : „Вопрос: Како на себе достоит нам честный крест полагати и знаменатися им? Ответ: сице знаменаемся им; сложивше убо три персты десные руки и возлагаем на чело, таже на живот и на десное и на левое рамо глаголюще молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, сыне божии! помилуй мя грешного. Вопрос: чего ради таковым образом бывает знамение честного креста? Ответ: того ради, понеже сим образуем велию тайну веры Христианские. Вопрос: Како сие бывает, скажи ми? Ответ: три персты равно имети, великий со двема малыми вкупе слагаеми, сим образуем святую троицу, Бог отец, Бог сын, Бог святый дух. Не три бози, но един Бог в троице имены разделяется и лицы, а божество едино, отец нерожден, а сын рожден, а несоздан, дух же святый, ни рожден, ни создан, но исходен, Три во едином божестве едина честь, едина сила, едино поклонение от всея твари, от Ангел и человек. Тако тем трем перстом указ, а два перста имети наклонены а не простерты, и тем указ сице то образует две естестве Христове, божество и человечество. Бог по божеству, а человек по человечению, а в обоем совершен. Вышним убо перстом образует божество, а нижним человечество, понеже сошед от вышних и спасе нижняя. Согбение же персту толкует, преклонь бо небеса и сниде на землю нашего ради спасения. Вопрос: без такового же сложения триех перстов не возможно ли знаменатися всеми персты, или единым? Ответ: не едино, тако бо знаменующийся, яко же ты рекл еси, первое; не прообразует треми персты святые троицы, второе; не исповедуют двема персты двою естеству в Христе сыне божием, божества и человечества“.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

В Житие преподобного старца Кассиана Босого сказано: « И егда получи желаемое, Великий Князь и Государь Василий Иванович, посылает старца Тихона Зворыкина во Иосифов монастырь с великим смирением к старцу Касияну, дабы принял от святыя купели сына его, Великого Князя Ивана. Сиа же старцу Касияну слышавшу от старца Тихона, яко родися Великому Князю сын, бяше убо уже старец в велицей немощи и въ старости; и скоро воста от посте ля своея, и став предо образом Божиим, и воздаде благодарение и славу Богу, и возрадовася духовною радостию, яко Государь желаемое получи, земля Руская не опусте, и род Православных Царей рускых не оскуде. И паки возлеже, и нача радоватися, и глаголаше: «Еще Богъ Рускиа земля не забыл». Тихан же сказа ему приказ Державнаго, яко: «Велел тобе принять от святыя купели сына своего, Великаго Князя Ивана. Он же усумнеся и рече: «Кто есмь аз и откуду, яко деръзнути ми на толикое дело великое, не мощно ми и помыслити, кто есмь аз, грешный?» Видя же его старец Тихон ни мало уклонна, возвещает игумену Нифонту и всем преимущим старцем, сказа же им и прещение Державнаго. И слышав сиа игумен и старцы таков приказ от Боголюбиваго Государя и милостиваго Царя, и с великим трепетом потекоша, и начата молити старца Касияна, еже не ослушатися Боголюбиваго Государя. Он же послуша их и рече: «Буди Божиа воля!» И егда приеде старец Касиан во град Москву, и увидел Государь его приезд, и того часа скоро сам Державный Государь всея Руси приеде на подворие монастырьское. И егда узре старца Касьана, и снем царскый венець со главы своея и поклонися, глаголя: «Честный старче Касияне, кланяюся тобе на твоих великих трудех, еже в толицей старости и немощи не ослушася нашего слова и бысть ми сопричастникъ радости моей, и ныне тобе челом бию: приими от святыя купели во святым кресщении на руки своя Богом дарованнаго ми сына Ивана ваших ради молитов». Старец же Касиян слыша сиа и рече: «Буди, Царю Державный, Божия воля и твоя, Государя всея Русии». И посла его Князь Велики с великою честию и брежением с сыном своим, Великим Князем Иваном, в честную святую обитель Живоначалныя Троица великаго чюдотворца Сергия. Игумен же быст тогда во святый той обители стареь Иасаф, еже и бысть митрополит после.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Аверс. Крестообразная инвокативная монограмма (тип V no В. Лорану). В углах тетраграмма: [T]W – [CW] ΔΔ- [AW]. Θεοτκε βσθει [τ] [σ] δο[λ]. Реверс. Четырехстрочная надпись: [В/К]МЕР [KIAPIJWXE. [CWNJOC [...β(ασιλικ) κ]ουμ(μ)ερ[κιαρ] Χε[ρςν]ος. 3. Коллекция Ю. Самойленко (С–22–95). D–23 mm. Толщина пластинки около 1,5 mm. Аналогии: Смычков К.Д. Несколько неизданных печатей Херсона//ВВ. – 1989. – Т. 50. – 4, та же пара матриц. Аверс. Крестообразная инвокативная монограмма (тип V no В. Лорану). В углах тетраграмма: [TW] – CW [ΔΔ]–AW. Θεοτκε βοθ(ε)ι [τ] σ [δ]ολ. Реверс. Четырехстрочная надпись: Λ] EIWR/[K .] [Μ]ΕΡΚΙ[ΑΡ] [X]EPC[ON] Βασ[ιλ]ε β(ασιλικ) [κουμ(μ)]ερκι[αρ() Χ]ερσ[ν(ος)]. Как видим, печати этой группы в качестве сфрагистического типа имеют изображение крестообразной инвокативной монограммы призыва божественной помощи (тип V по В. Лорану) 1951 . Учитывая классификацию А. Мордтмана 1952 , наблюдения Н.П. Лихачева 1953 , В. Лорана 1954 , Г. Закоса и А. Веглери 1955 , В. Зайбта 1956 , B.C. Шандровской 1957 и И. В. Соколовой , время бытования данного типа следует ограничивать в пределах второй половины VIII – рубежа IX/X вв. Вместе с тем, факт отсутствия таких монограмм на моливдовулах фем возникших не ранее последней четверти IX в. 1958 , как представляется, позволяет еще более сузить эти хронологические рамки. Кроме того, особенности использованного шрифта и знаков сокращения на херсонских печатях позволяют отнести их ко времени между 40–70-ми гг. IX в., когда в круг сфрагистических типов были введены изображения креста на ступенях, а затем погрудного изображения Богоматери Никопеи. Повсеместное единообразие византийских печатей этого периода дает все основания согласиться с мнением И. В. Соколовой , что «печати чиновников изготовлялись либо в одном центре, либо по единому образцу, поступавшему из единого центра» 1959 . Впрочем, предположение о едином центре маловероятно. Присутствие мастеров-граверов не только в столичных городах фем, но и, вне всякого сомнения, во многих крупных торговых и ремесленных центрах, очевидно, обеспечивало возможность заказа необходимых для печати матриц прямо на местах. А вот определенная эталлонность изображений вполне очевидна. И главную роль в этом, надо полагать, играла Церковь , определявшая каноны византийского искусства. Своеобразные «веянья моды», скорее всего, в достаточно короткий срок находило свои отражения и в эпиграфике, и в сфрагистике. Прекрасной иллюстрацией этому положению являются печати Константинопольских патриархов, что для нас особенно важно, датирующиеся с достаточной точностью. В нашем случае следует отметить, что уже с конца 40-х годов IX в. на патриарших моливдовулах исчезает интересующая нас монограмма, и появляются изображения Богоматери и Иисуса Христа 1960 . Вслед за церковной элитой изображения на своих печатях меняют и представители царствующего дома, и чиновники, и клирики 1961 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день еще празднуется память мученика Василиска. Я был в Сочи — в каких-нибудь ста верстах от Команн — места мученического подвига святого и читал на литургии Апостол в храме святителя Иоанна Златоустого. Этот святой тоже закончил свой земной путь по пути в Команны. Я думал об этих сопряжениях и чуть не пропустил еще одного праздника — Собора всех преподобных отцов Киево-печерских. Какой явный знак Божьего благоволения! Неужто киевские святые оставят без помощи свой народ! Неужто истинные виновники нынешней смуты — организаторы церковного раскола на Украине не содрогнутся, видя плоды этого раскола — всеобщее разделение и вражду. Страшно было смотреть на перекошенные злобой лица униатских священников, призывавших убивать «москалей». И тем отраднее было видеть умиротворенные лица людей, выступавших на российском телевидении, слышать исполненную истинно христианской мудрости и доброты речь Натальи Нарочницкой. И как было не возрадоваться православному сердцу, услыхав, как писатель Проханов на реплику Соловьева о том, что он мечтает о России, в которой сталинские сапоги, готовы растоптать все и вся ответил: «Нет, я мечтаю о России, которая в виде храма с сияющими куполами и крестами возносится в небеса!» Этой замечательной фразой закончились дебаты, напомнив нам о Горнем Иерусалиме», словно приказав покончить с разговорами и приступипить к великопостным молитвам. Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи-Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь! Ей, гряди, Господи!   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 18.03.2014 - 15:51 А еще накануне крымского : А еще накануне крымского референдума праздновали Державную икону Божией матери... Тоже символично! 18.03.2014 - 17:52 Да уж, США и Европа совсем :

http://radonezh.ru/analytics/chto-s-nikh...

Бойтесь греха! Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас. Напечатлеем же на скрижалях сердца и ума духовную основу нашего единения с Богом: «Сыне, даждь Ми твое сердце». Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу! Обмануть человека легко и другому человеку, обмануть нас врагу с его многовековым опытом во лжи ничего не стоит. При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию. О ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его. Смущение, смятение и неразбериху сеет всё тот же враг, и они многих уведут от Церкви… Святитель Ипполит Римский: «Та печать будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Преподобный Нил Мироточивый: «На печати же написано будет следующее: Я твой есмь” – Да, ты мой еси”». То есть «я твой» – это сознательное признание, сознательная присяга на верность антихристу… Запомни и уясни для себя волю Божию: «Сыне, даждь Ми твое сердце» – ни паспорт, ни пенсионное удостоверение, ни налоговую карточку, но сердце. Вот за чем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием – кому мы в жизни служим, чем живем. Любовь, радость, мир, милосердие – при любых государственных системах Богом посрамлены не будут Любовь, радость, мир, милосердие – при любых государственных системах Богом посрамлены не будут. А если человек забыл Бога и живет наживой неправедной, молитву и Церковь из жизни даже и у священнослужителей вытеснил телевизор и всякие безобразные видики, то печать уже стоит у многих... Ведь через то безобразие, чем напичкивает себя современный человек, причем сам, добровольно, с любовью и желанием, уже ничто Божественное пройти и войти в человека не может.

http://pravoslavie.ru/144608.html

Е. В Евьи (по приметам.) 1. Учительное Евангелие или Воскресные поучения Каллиста, Патриарха Цареградского (без выходного листа, 1516 года (?). в лист, с посвящением: «Пану Самойловичу Корецкому.» Ж. Острожской печати. 1. Маргарит, 1596 года, в ¼ д. листа, с гербом Константина Константиновича Князя Острожского, во Св. крещении Василия. З. Черниговской печати. 1. Руно ророшенное. 1683 года, в ¼ д. листа. И. Кутеинского монастыря. 1. Псалтырь, в ¼ листа, 1642 года, с подписью патриарха Никона 1661 года. 2. Новый Завет , 4 экземпляра, в ¼ листа, 1652 года. 3. Лексикон Славяно-Русский, соч. Памвы Берынды, в ¼ д. листа, 1653 года. I. Иверской печати. 1. Рай мысленный, в ¼ д. листа, 1658 года. К. Венецианские издания Серба (Подгоричанина) Божидара Вуковича. 1. Служебник, в ¼ д. листа, 1519 года. 2. Псалтырь, в ¼ д. листа, 1520 года. На обороте 40 листа следующая надпись: «В лето 7158 (1650) да се зна, когда приходих аз, архиепископ Кир Гавриил, в Царьногорску Богородицу, и дадоше ми сию Литургию на благословь, и тогда дадох Владыка Кир Филипу в Скопскую Епархию, иже бысть месяца Июня 14 дня.» 3. Избранная Минея, то есть Службы праздникам Господским и Богородичным и нарочитым Святым, «с обличием образа их» (с литографическим изображением некоторых), в лист 1538 года. На внутренне стороне задней доски переплетена надпись: «Сию книгу, глаголемую сборник мне грешному Митрополиту Михаилу и Диакону Дамаскину в лето 7158 (1650) месяца Августа 16 дня, в Святей Горе (дана).» Из Сербских Святых здесь Службы: 1. Ноября 11 Память Св. Великомуч. В Царех Стефана Сербского (Дечанского); 2. Генваря 14 Св. отца нашего Саввы, Архиепископа Сербского; 3. Февраля 13 Св. Семеона, Сербского учителя. В конце помещена: «Пасхалия Кирилла Философа солнечным и луновним кругом». Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Приведенные мысли о почитании креста высказывались и в других посланиях. Так, в параллель к мысли, что отрицание крестного знамения есть действие антихриста, можно привести из послания к князю следующее место для сравнения: К князю, ст. 1335,1–8: антихристова безакониа тайники, враги креста Христова не токмо деянием теснаго пути его, имже причастници бываем страстем Христовым, и смерти его съобразованию съпротивостоятеле, якоже и вси по плоти мудрствующеи, но и самого образа крестнаго, яко и бесове ненавидят. К Симону Будному, ст. 1295, 22–27: и паки другое знамение в вас оного противника вызнаваем, еже незнаменовати вам лица Христовым знамением крестным, якоже изначала приат от святых апостол съборная церковь . Отрицание крестного знамения есть печать антихриста: Там же, ст. 1336,37–1337,6: ничтоже бо ино таковии творят, разве знаменаша себе и запечатлешася печатию антихристовою, еяже дает на челе и на десней руце, якоже пишет в откровении Иоан апостол богословеснейший. Тако бо сказа великий таиник пришествиа Спасова преподобный Ефрем Сирин знаменание печати противника оного быти сие, еже незнаменатися кому образом животворящаго креста, имже знаменахуся вси святии. Там же, ст. 1295,27–34: и ест действо в вас прелестника печати, къторую дает на челе и на десней руце, якоже сказует великий таиник Спасова пришествиа, Ефрем Сирин , и ини мнози богоноснии отци, иже все вернии предпочитаху всюду и знаменаются, и хвалятся крестом Христовым. Крестное знамение – отличительный признак христиан: Там же, ст. 1335,18–21: сим знаменающеся, христиане разнъствуют от неверных, да не всегубитель коснется пръвородным их помыслом. Там же, ст. 1298,35–36: сим знаменанующеся, христиане разнствуют от неверных. Постыдиться крестного знамения – постыдиться самого Христа, и равносильно отречению от Христа: Там же, ст. 1336,19–37: по плоти мудрствующеи срам вменяют си, еже исповедати Христа распята, темже и знамениа его отбегают. Истинною же веровавши ми не безчестие, но слава Христовы силы крест. Иже бо, рече, постыдится мене, сиречь еже по человечеству житиа и страданиа, и сын человеческий постыдится его, когда приидет в славе Отца своего. Тожде пострадати, имут, рече, словес его преобидници, еже ест евангельскаго учениа. Аще бо сам Господь знаменание смирениа своего и еже в немощи силу непобедиму крест нарече, иже ест верен в всех словесех своих, явленно отпадение веры ест и гордости сатанскиа оглаголание отметающих Христово знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обаче первие, о, всех Царю, въ мн паки восияй, обитай и просвти смиренную ми душу, покажи Божество свое яв лицу моему и невидимо весь ми явися, о, Боже мой! Ей, сие даждь ми, Владыко! Ей, сие даруй ми! Аще бо и нын просвщаеши, и тайно учиши, и покрываеши, и храниши мя державною си рукою, и бсы отгоняеши и без вести твориши, и вся покаряеши ми, и вся даруеши ми, и исполняеши благых всх, о, Боже мой, но никая ми полза от сих, аще ми не даси непостыдно преити смертнаа врата, 1092 да не князь тмы, пришед, обрящет нчто на мя, но да видв славу твою, сущу со мною, и посрамится въ всх, помраченный, опаленъ быв неприступным ; в том твоим, и вся силы сопротивныа с ним постыдятся, видвше знамение твоеа печати. Азъ же пройду, на благодать твою божественую надяся. Вм благоутробие твое, Человколюбче, того ради припадаю и молюся твоей благости: «Да приидет на мя милость твоа, Владыко, яко смущена есть душа моа и болзнена о исхождении своем от окааннаго ми тла: еда како лукаваго совт сопостата срящет ю и препнет ю въ тм за невдомыа и вдомаа, в житии сем бывшаа ми грхы? Милостив ми буди, о, Владыко, да не узритъ душа моа темнаго взора лукавых бесов, но да примут ю аггели твои свтлии. Имяй власть оставляти грхы, остави ми, да почию, и да не обрящется пред тобою грх мой, еже согрших немощи ради естества моего словом, и длом, и помышлением, волею и неволею, в разум и неразумии, да обрящуся предтобою в совлечении тла моего, не имущи скверны никояже на образ душа моеа, да не приимет мене, гршника; темнаа рука князя мира сего, еже восторгнути мя в глубину адову, но предстани ми и буди ми спасъ и заступник! Помилуй, Господи, осквернившуюся страстми житиа сего душу мою, и чисту еа приими покаанием и исповданиемъ, и своею силою возведи мя на божественый твой суд. Егда начнеши творити испытание нашимъ согршенимъ, еже согршихом словом, и длом, и помышлениемъ, тогда, преблагый Владыко, не обличи моя тайнаа и не посрами мене пред аггелы и человъкы, но пощади мя, Боже, и помилуй мя! Понеже Страшнаго твоего Судища помышляю, преблагый Царю, и трепещу Дне Суднаго, и боюся, от совсти моеа обличаем, и скорблю злоодании моих лукавых, и недоумюся, како отвщаю теб, безсмертному Царю, тако тебе горц прогнвах, коимъ ли дръзновением въззрю на тя, страшнаго Судию и грознаго, азъ, скверный и блудный, нечистый?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече! Почто ми поклоняешися много? Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Еже государь сия словеса глаголет о мне – превыше моего достоинства. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Другое же паки, еже наднести ми на триперстное сложение, – не точию се, но сохрани мя Сыне Божий, еже бы ми ни в мысли когда помыслити сего о печати антихристове. Но се убо ведомо вам буди, яко никогдаже сего, помощию Христовою сохраняема, не имам сотворити! Но убо аще и аз сего не сотворю, он же повелит мя с честию вести в дом мой, то аз, на главах несома боляры, воскричю, яко аз крещуся по древнему преданию святых отец! А еже каптаною мя своею почитает и аргамаками – поистине, несть ми сие велико. Быша бо вся сия имимо идоша 2400 : ежживала в каптанах и в коретах, на аргамаках и бахматах 2401 . Сие же вменяю в велико, да, поистинне, дивно и есть, еже аще сподобит мя Бог о имени его огнем сожжешь быти во уготованнем ми от вас струбе на Болоте. Сие ми преславно, понеже сее чести не насладихся никогдаже и желаю таковаго дара от Христа получити». Сие святей рекши, умолче голова. Питирима же патриарха вскоре постиже суд Божий, и лютою смертию живота разлучися 2402 . Феодору же с Печерскаго подворья повеле царь перевести в Новодевичь монастырь, того ради, чтобы ей туды никто никаковой потребы 2403 не приносил. И повеле ю держати под крепким началом 2404 и влачити к пению 2405 . Она же велие мужество показа и всего их повеления во всем до конца отвратися. И прославляше Бог угодницу свою: елицы убо от велможных жен толико множество притецаху 2406 , яко монастырю всему заставлену быти рыдванами и корытами. Вси же не молбы ради прихождаху, но да узрят святое и ангелолепное лице ея и крепкое терпение ея видят. И любезнии ея и кто ей потребен не точию на Печерском подворьи, но и ту, Богом покрываеми, прихождаху к ней и утешаху страдалческое сердце ея. Царь же, не терпя сего зрети, еже приходити ту многим велможным на удивление 2407 страдания ея, и повеле ю привести паки в Москву, в Хамовники 2408 . И приведена бысть к старости на двор, той же обрадовася радостию великою. Иприхождаше ту к ней наставница Мелания на посещение и Елена, служителница юзам ея. И ликоваху обще 2409 со многими слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010