Закрыть itemscope itemtype="" > Учитель, оторванный от Бога, – волк в овчарне Всем учителям России в эти дни посещения Божия желаю вновь стать учениками и вернуться к Матери-Церкви 05.10.2022 1618 Фото: из свободных источников Интернета Сегодня в России и во всем мире отмечают известный всем с детства профессиональный праздник — День учителя. Об истинном призвании Учителя размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов: Вы меня застали в момент написания новой редакции моей книги «Исцеление языковой личности», изданной в 2008 году в Ярославле. Ныне по просьбе читателей я делаю второе дополненное издание. В книге я цитирую Евангелие, ибо слово Божие исцеляет личность. Но скажу то, что не принято говорить в этот всемирный праздник, в Евангелии сказано: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья» (Мф. 23:8). Что пожелать учителям в этот день? Не гордиться и не превозноситься, ибо вам будет сказано много комплиментов и даже скажут, что всё в мире зависит от вас – от того, как вы учите детей. Но если учитель оторван от Бога, то он превращается в волка в овчарне, который похищает овец – губит детские души, принадлежащие не ему, а Богу. Апостолы обучаются у Господа и только тогда идут исцелять, вразумлять и проповедовать Истину по всей Земле. Я желаю всем учителям России в эти дни посещения Божия вновь стать учениками, вернуться к Матери-Церкви и к своему Небесному Отечеству, вразумляться перед каждым уроком, в каждом слове, обращённом к ученикам вразумляться Словом нашего единого Учителя – словом Божиим. Будет так – тогда победим. Победим крестом и словом Божиим. Не будет – детей своих развратим и сами за это ответим пред Богом. И лучше тогда, как сказано в Евангелии: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:5). Тот, кто соблазнит, более виноват того, кого он соблазнил. Такова ответственность тех, кого мы сегодня величаем и превозносим.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/uc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Добреньков: «Патриарх Кирилл - Учитель с большой буквы» Известный социолог о деятельности Предстоятеля Русской Церкви и о взаимоотношениях Церкви и государства 22.02.2011 558 Время на чтение 3 минуты Во-первых, я хочу сказать, что Патриарх действительно является необыкновенным человеком, он обладает харизматическими, ярко выраженными свойствами личности. Уже при жизни имя Патриарха Кирилла вошло в историю. Таких людей, как он, редко рождает Земля. Это просто уникальный человек. Это настоящий Патриарх, это человек, обладающий видением будущего России, Церкви. И народ это чувствует . Его проповеди, когда он еще не был Патриархом, и когда уже стал Патриархом, производят на каждого человека огромное впечатление. Патриарх находит слова буквально для каждого человека - и образованного, и необразованного. И это очень важно. Это личность, которая поддерживает дух каждого человека. Он относится к разряду людей с просветительским мышлением. Патриарх Кирилл - Учитель с большой буквы, харизматическая личность, которая может оказать влияние на огромную массу людей. Очень хорошо, что Патриарх Кирилл возглавляет Русскую Православную Церковь, перед которой сейчас стоит множество задач и проблем. Этот человек - поистине православный лидер, перед авторитетом которого склоняются практически все. Его авторитет, харизма обеспечивают устойчивость восприятия Русской Православной Церкви практически всем российским обществом. Я всегда просто восхищаюсь деятельностью нашего Патриарха! Я постоянно читаю его речи и обращения, регулярно слушаю его проповеди. Какая импровизация, какая ясная чистота речи, слога, какая изумительная отточенность речи! Все это просто поражает любого человека, образованного или необразованного, верующего или неверующего. И, конечно, многие верующие связывают с именем Патриарха Кирилла возрождение Церкви. Церковь пока что еще несет печать того общества, которое принимают не все люди. Много надо еще делать в этом плане. Патриарх может мобилизовать энергию людей и, как харизматик, направить ее в нужное русло, вселить в людей веру, уверенность, надежду. Это не просто искусство, а дар Божий. И, действительно, авторитет Патриарха - неоспоримый.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/22/vl...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Никодим Святогорец   Никодим Святогорец       Св. Никодим Святогорец              Среди истинных делателей добродетели и выразителей ее в слове и деле был боговдохновенный Никодим, великий и мудрый учитель Церкви, чудо афонских монахов, сияющая утренняя звезда небесной мудрости и жизни во Христе. Этот самый мудрый, добродетельный светильник и учитель Церкви, уста святых учителей прошлого, божественный Никодим, родился на осрове Наксос, одном из Кикладских островов в году 1749 от Рождества нашего Спасителя. Его благочестивые и добродетельные родители, Антоний и Анастасия Калливурцис, назвали его в святом крещении Николаем. Они были первыми, кто с детства поил св. Никодима богоносными водами веры. В детстве Николай отличался проницательным умом, точным восприятием и блестящей памятью. Эти качества удивляли не только его ровесников, но также и всех тех взрослых людей, кто видел столь исключительные способности и таланты в таком молодом человеке. Св. Никодим получил начальное образование на родном острове Наксосе. Его учителем был приходской священник, который также учил его любви к Богу и Святой Церкви, и всему доброму и полезному. С великой преданностью Николай служил этому священнику, помогая ему во время совершения Божественной литургии и в других богослужениях. Когда Николаю исполнилось 15 лет, отец отвез его на Смирну, в великолепную греческую школу, которая позже была названа школой Евангелики и стала знаменитой. В этой школе у Николая был также великий учитель, Иерофей Вулисмос с Итаки, знаменитый в то время своей ученостью и почитаемый за свои нравственные заслуги. Николай обучался в школе в течение пяти лет. В 1770 году, из-за гонений на христиан и истребления их турками, Николай покинул Смирну и вернулся на родной остров, где митрополит Пароса и Наксоса Анфимий Вардис дал ему место своего секретаря и келейника, с намерением подготовить его «для более совершенных дел благодати» и познакомить его со священническим служением Господу. Николай оставался у митрополита Анфимия на протяжении пяти лет. Здесь, на Наксосе, юноша получил возможность познакомиться со святыми афонскими иеромонахами Григорием и Нифоном, и монахом Арсением, воистину превзошедшими многих своим благочестием. Они рассказывали Николаю о монашеском, ангельском образе жизни подвижников Святой Горы Афон. Они научили его духовной молитве, усмотрев в нем готовность постигать тайны этого блаженного делания. В общении и в беседах с этими святыми людьми сердце Николая исполнилось божественного рвения, и в нем возникло стремление к ангельской жизни афонских монахов.

http://isihazm.ru/?id=575

     В дни светлого ликования о приходе в мир Спасителя Церковь не чужда и некоторой скорби, о которой говорит святитель Филарет (Дроздов): «среди торжества о Его рождении, Церковь страждет болезнью рождения, дабы Он “вообразился” (Гал. 4, 19) в нас» . Что это за болезнь? У преподобного Симеона Нового Богослова есть замечательные слова, проясняющие образ «воображения» в нас Христа: «В будущей жизни христианин…будет тщательно испытуем, имел ли он какое подобие Христу, как сын отцу» . Вся забота Церкви по отношению к Ее чадам в том состоит, чтобы они обрели сходство со Христом – сходство духовное, состоящее в уподоблении Ему добродетелью. Пока этого не произошло, Церковь пребывает в «муках рождения»: непрестанно и неустанно очерчивает черты Христовы в душе всякого Своего верного сына. И здесь большая разница между тем, в ком этот процесс совершается, но еще не завершен, и тем, в ком он еще и не начинался. Представьте, что пришел в некий город известный всем врач или учитель. Всякий житель того города еще не получил от этого посещения никакой пользы, но получит ее, если тот врач или учитель дойдет до его дома и войдет к нему. Если же хозяин дома не захочет принять сего гостя, то и пользы никакой не обрящет, хотя гость и готов бы был ее доставить. Так мы должны рассуждать и о приходе в мир Спасителя: лишь тот получит от Него существенную пользу, кто примет Его в свой дом (душу) и станет учеником, похожим на Учителя. А в ком этот процесс еще не совершается, тот, как ни кричит о своем христианстве, знает о приходе Учителя пока разве что «из новостей»… Думаю, нам стоит об этом сейчас поразмыслить, чтобы наша радость о рождении Христа не приобрела окрас веселья протестантского толка, когда достаточно одного осознания и принятия истины вочеловечения Христова ради спасения всякого человека, и спасение это становится «явью». Христианству «без макияжа» свойственны иные установки и более приличны такие мысли: «Учитель пришел. Слава Богу! Теперь нужно “засучить рукава” и в поте лица учиться». Или: «Наконец-то пришел врач! Теперь только бы не нарушить его предписаний и не опустить своевременного приема лекарств». Из этих двух постепенного выздоровления и кропотливого научения и состоит процесс «воображения» в нас Христа.

http://pravoslavie.ru/109770.html

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Святитель Феофан глазами детей Итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося богослова и учителя Русской Православной Церкви святителя Феофана, Затворника Вышенского , который является небесным покровителем Успенского Вышенского монастыря. В преддверии этого значимого не только для Вышенского монастыря, но и для всей Православной России юбилея, прошли разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы как можно больше людей узнали о жизни и духовном наследии святителя Феофана. В рамках этих мероприятий 1 октября 2014 г. стартовал Всероссийский детский творческий конкурс «Учитель благочестия». Основными целями конкурса было познакомить юных россиян с жизнью и духовным подвигом святителя Феофана, чтобы молодое поколение знало лучших людей России, училось у них благочестию, правильному пониманию смысла нашей земной жизни, любви к Отечеству, чтобы пример жизни Вышенского подвижника способствовал формированию правильных понятий о человеческих и христианских ценностях. Как было отмечено в Положении о конкурсе, основными его задачами были: прославление подвига святителя Феофана, Затворника Вышенского , ознакомление широких кругов с его духовным наследием; привлечение внимания подрастающего поколения к духовным подвигам отечественных подвижников благочестия и изучение их роли в формировании личности, общества, а также влияния на укрепление и развитие основ российской государственности. Отрадно отметить, что организаторами конкурса вы ступили не только церковные, но и светские структуры – Министерство образования Рязанской области, Рязанская митрополия, Успенский Вышенский монастырь. Председателем оргкомитета стал митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, а сопредседателем – министр образования Рязанской области Елена Ивановна Буняшина. Название конкурса «Учитель благочестия» было выбрано не случайно. Это фраза из тропаря святителя Феофана, так его прославляет Святая Православная Церковь : «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернуть образованию духовную основу О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей 31.10.2023 489 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 24 октября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. В частности, Первосвятитель сказал: «Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство — это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некие компетенции, и твое образование будет прямо пропорционально тому, что ты усвоил от учителя. Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом является не учитель, а вы сами. Потому что стать педагогом — это не только набрать сумму знаний. Можно быть очень эрудированным человеком — и плохим учителем, мне приходилось с таким сталкиваться. Можно быть человеком интеллигентным, но совершенно безразличным к судьбе своих учеников. Но учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником». Также Предстоятель Русской Церкви отметил, что «ведь педагог — это отец и мать, а если происходит конфликт на равных, значит, в подходе педагога есть что-то неправильное». О трудностях, которые особенно мешают педагогам реализовывать себя на поприще преподавательского служения, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов): Высота и точность слов Святейшего Патриарха Кирилла вселяет радость. И если общество их услышит, то многое изменится к лучшему. Сам по себе номинальный Год педагога и наставника, хоть и заключает в себе потенциал всеобщего обращения к служению педагога как к главнейшему служению в обществе, вряд ли единолетним усилием поможет достичь существенных результатов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/31/ve...

Никодим Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Никодим Никодим — муж знающий, учитель, мудрец. Фарисей в хорошем смысле слова, он привержен духу Закона, а не одной его букве; ведь это он позже воспротивится противозаконному аресту Иисуса: “судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?” (Ин 7:51). И этот знающий человек — также человек, задающий себе вопросы. Услышанное им об Иисусе заронило в его душу предчувствие, что “Бог с Ним”. Молодой Учитель-галилеянин очаровал Никодима, потому что в Нем не было и следа неприступности учителя, рабби — объекта почитания в Израиле. Какими бы неприступными мы ни были, мы не избежим, рано или поздно, встречи с Евангелием, а через него со словом, с тишиной, с присутствием, выводящим к другой, нездешней, надмирной действительности: “Ты учитель, пришедший от Бога” (Ин 3:2). Один мусульманский мистик сказал: “Тот, чью болезнь зовут Иисус, не исцелится вовек”. И Никодим идет к Иисусу. Ночью. Ниже святой евангелист Иоанн отмечает особо: “Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью…” (Ин 19:39). Это мера предосторожности: то же  Евангелие замечает, что книжники, которых привлекал Иисус, “не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги” (Ин 12:42). Так и мы не осмеливаемся открыто встать на Его сторону: наши сомнения — это лучший из цензоров, и он — внутри нас самих. Мы кажемся себе ничтожными среди великих глашатаев смерти — смерти Бога и смерти человека, среди великих жрецов наркотиков, эротизма и техники удовольствий. Наше место — ночь, ночь истории и ночь Церкви. Наше имя — Никодим. Как и он, мы идем на встречу с Иисусом в ночи, чтобы задать Ему вопрос: где спасение? Или, говоря библейским языком: как войти в Царство, в животворящий свет Бога Живого? Однако, задавая вопрос, Никодим боится ответа. Он заранее кладет Господу пределы, держит Иисуса “под контролем”. Он, можно сказать, делает из Него книжника, подобного всем книжникам, такого же, как и сам Никодим. Так поступают, к примеру, многие экзегеты; живя книгами, а не великим чудом — существованием, они и Евангелие заведомо отсекают от всяких чудес.  То же делает и множество богословов,  хотящих Иисуса, увязанного и согласованного с Гегелем, Марксом или Ницше. Мы делаем то же более просто, как бы говоря Иисусу: “Говори со мной, но не убивай меня сказанным”.

http://pravmir.ru/nikodim1/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Учитель умной молитвы: Схииеродиакон Сисой (Савченко) День памяти — 30 апреля       Учитель умной молитвы: Схииеродиакон Сисой (Савченко) Правила отца Сисоя были таковы: ничего не должно отвлекать монаха от Господа, руки работают, а сердце творит молитву; устанет сердце, разум размышляет о Господе; устанет разум, глаза читают Священное Писание — и опять все заново. Только так возможно размягчить окаменелое сердце падшего человека. Схииеродиакон Сисой (в миру Николай Евстафьевич Савченко) родился в 1842 году в мещанской семье города Ейска Кубанской области. С детства воспитывался в духе христианского благочестия, с детской простотой полюбил Господа и жаждал посвятить жизнь служению Христовой церкви. Окончив семинарию, но, не желая жениться, 18-летним юношей он поступает в монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Трифилий, а еще через три года был рукоположен в иеродиакона. Прожил он в этом монастыре (к сожалению, не известно в каком) ровно 25 лет, после чего по неизвестным нам причинам решил поехать на Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. В 1885 году отец Трифилий прибыл на Афон и стал просить старца игумена Макария принять его на Новую Фиваиду в качестве отшельника. Отец Макарий немедленно благословил отца Трифилия поступить в скит, где в 1888 году он был пострижен в схиму с именем Сисой. Жил он там в отдаленной каливе пустынником и безмолвником около 35-ти лет. Первые шесть лет отец Трифилий был в полном затворе, совершенно не общаясь с людьми, только раз в месяц приходил в скитскую церковь и причащался Святых Христовых Таин и вновь исчезал, уходя в свою каливу. Чем он питался в это время, одному Богу известно. И не известно, сколько бы длился его полный затвор, если бы не один случай, принудивший его принять послушника. В то время отшельнические келлии были объектом интереса разного рода разбойников. И вот однажды они напали и на каливу отца Сисоя. Этот случай и побудил его принять послушника.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2553

Отец Иларион (в миру Иоанн) родом был великорусе 51 , духовного звания. Мальчиком он учился в духовном училище, потом перешёл в семинарию. По рассказу его, не докончив одного класса семинарии, он решил избрать себе иноческий образ жизни. Но обстоятельства заставили пока его поступить учителем, и он потрудился два года в школе из-за некоторых мальчиков. Как он говорил, в учительстве пришлось ему выдержать немало испытаний. Это происходило от того, что мальчики эти происходили от родителей, которые совершенно ни во что не верили, и дети их были с почти непорчеными нравами и поведением. Этот боящийся Бога юный учитель предпринимал самые лучшие меры, чтобы внушить и показать этим своим воспитанникам путь истинный, просвещённый учением Христовым. Но вот однажды самый развязный из мальчиков на глазах учителя напроказничал, и пришлось его наказать. На другой день пришёл отец этого мальчика и начал выговаривать учителю весьма сурово и даже непристойно. Кроткий учитель стал объяснять, что юным не будет в убыток, если их накажут за дерзкий поступок, что они могут увидеть пользу от этого, только придя в совершенный возраст. А пока они в юном возрасте, их можно уподобить молоденькой ветке, которую можно как угодно гнуть и выправлять, но если она состарится, то не так-то удобно бывает согнуть её, скорее поломаешь. Так бывает и с юными детьми, и надо знать, что мы за них дадим Богу ответ. Отец мальчика в ярости вспыхнул и громко закричал во всю глотку: «Какой там Бог , ты Его видел?» – и вдобавок обругался скверными словами. Набожный учитель, слыша богохульные слова, был весьма огорчён. Это столкновение с безбожником произвело тяжёлое впечатление на душу Иоанна, и ему пришли на память слова Спасителя: Какая бо польза человеку, аще приобретает мир весь и отщетит душу свою.? 52 Или по-русски: какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? И он стал всё чаще и чаще размышлять, как бы ему скорее уйти из этого многосуетного мира. Дождавшись мая, он подал прошение об увольнении со службы и вскоре получил положительный ответ. Он немедленно уехал на Старый Афон. Приехав туда, Иларион решил сначала обойти всю Афонскую гору и поклониться афонским святыням. Много он видел здесь монастырей, скитов, келий, калив, много видел пустынников, живших и поблизости и в удалении от обители. Но более всего ему запомнились пустынники, жившие на Каруле 53 . Это был большой крутой утёс, спускающийся к морю и там обрывающийся отвесно в самое море. Над самым отвесом жили отшельники – кто под навесом какого-либо камня, кто сделал себе из камня маленькую каливу. (Каливой на Афоне называют хижину, где живёт один монах, и нет церкви). Так жило их там человек двенадцать. Понравилась такая жизнь Иоанну, и он подумал: «Дай спрошу какого-либо старца, не примет ли он меня жить к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь во 2 неделю по Пасхе Апостола Фомы " loading="" decoding="" title=""/> ( Ин.20:19-31 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется Антипасхой или же Фоминым воскресеньем. Есть нечто очень глубокое в том, что в этот воскресный день, который последует за Светлой седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, просто искали себе отдохновения от великопостных трудов, Церковь вновь грозно напоминает нам, я подчеркиваю, именно грозно напоминает нам о необходимости для нас подвига веры. И мы вспоминаем святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле, на протяжении многих веков сохранявшаяся в Церкви, не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. И очень часто приходится слышать о том, что был такой «Фома неверующий». И когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет нам самим, мы называем его «Фомой неверующим». А между тем, церковное понимание служения этого великого апостола является совсем иным. Да, действительно, святые апостолы «страха ради иудейска» затворились в горнице, да, действительно, многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус Христос обещал им Свое воскресение. Не было бы этих сомнений — не было бы и их отречения от Христа, их оставления Христа, которое произошло во время Его крестных мук. Но сейчас они были все вместе и вновь возносили молитву о том, чтобы их Божественный Учитель подал им хоть какой-то знак Своего воскресении. И Спаситель явился им так, как они не ожидали этого. Он явился в Своем преображенном воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, которые зияли, как раны, и вместе с тем в том самом теле, которое было уже преображено и не помешало Спасителю пройти через стену горницы и явиться апостолам. Страшно было представить, что им явился призрак, искушающий их. И Спаситель, видя их маловерие, и здесь снизошел к ним и разделил их трапезу. И когда они увидели, что это не дух, а, действительно, их божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved_apos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010