В каком состоянии Иисус Христос обитал на земле? В каких словах символа веры мы говорим о состоянии уничижения Спасителя? Чем началось это состояние? Что повествует Евангелие о рождении Спасителя? Как и кто узнал прежде всего об этом рождении? Как Иисус Христос исполнил ветхозаветный закон? 10. Пророческое служение Иисуса Христа Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. 2Пет.1:21 . Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Ин.3:2 . И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Лк.7:16 . Мф.11:3 –5. Ин.15:24 . 2Пет.1:21 . Мф.16:22 –23. Евр.1:12 . Ис.6:5 . Ин.3:34 . Деян.10:43 . Во втором члене символа веры Спаситель называется Иисусом и Христом, то есть Помазанником. Выше мы уже упоминали, что помазанниками в Ветхом Завете назывались лица, которые проходили или пророческое, или первосвященническое, или царское служение. Все эти служения совершал и наш Спаситель, ибо Он есть и пророк, и первосвященник, и царь, и притом в высочайшей степени. Сейчас мы будем говорить и о пророческом служении Спасителя, ибо этим служением Он начал общественную деятельность Свою на земле. Вскоре после крещения Иисус Христос отправился в Иерусалим, чтобы проповедовать евангелие Царствия. Там же Он проявил Свою чудодейственную силу. Его учение и чудеса произвели на одного из начальников иудейских, которыми были фарисеи, сильное впечатление. Поэтому он пришел к Иисусу ночью, чтобы услышать от Него слово жизни. Это был Никодим. Он говорил Спасителю: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Таким образом, Никодим назвал Спасителя не обыкновенным учителем, какими были иудейские книжники, а учителем, пришедшим от Бога, посланным Богом, какими были ветхозаветные пророки. Значит, Никодим в этих словах признал Иисуса Христа пророком. По его простому объяснению пророк есть учитель, пришедший от Бога, посланный Богом. Рассмотрим, однако, точнее звание пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Затем однажды, в первый год моего пребывания в старших классах школы, я встретил мужа моей бывшей учительницы, тоже учителя. Я не знал, что они оба стали членами Восточно-яванской протестантской церкви. Он пришел ко мне. Зная, что ребенком я был очень религиозен, он хотел поделиться со мной своей новой верой и начал рассказывать об Иисусе Христе. Я стал спорить с ним, а он сказал, что Бог только в образе Человека мог с нами общаться, иначе у Него не было бы никакой точки соприкосновения с человечеством. Я ответил ему так: веришь ли ты, что Бог един? Я — верю, и если Бог един, а становится человеком, то небеса пусты. Кто же правил миром эти тридцать с лишком лет? Нет, это не так! — Бог един, но Он имеет в Себе три лица, — Отец, Сын и Святой Дух. — Это что такое? — спросил я его. — Это уже трое! — Позволь объяснить тебе, — сказал он. — Я учитель, но я и отец и муж. — Да, но передо мной сейчас только учитель, — возразил я. — Вы не можете быть тремя… Конечно, он использовал не подлинно православное объяснение, а прибег к аргументу савеллиан[ 2 ]. Я сказал ему, что относительно меня он не может быть мужем, отцом и учителем, так что этот аргумент не подходит, и Иисус Христос не мог быть в одно время Отцом и Сыном; Ему надо было быть либо Тем, либо Другим. И вот на это учитель, г-н Котамси, ответить не мог, а я сказал ему: г-н Котамси, вот почему явился пророк, — потому что вы, христиане, исказили религию пророка Исы (то есть Иисуса). Вы из одного Бога сделали двух богов, и человеческое существо стало у вас Богом. Раньше, чем за вами закроется дверь, вернитесь к исламу, а если не так, то на это в Коране сказано: “ваша религия для вас, а моя — для меня”. Я не хочу верить в то, во что верите вы. — И с этим я его выпроводил. Я был горд тем, что смог победить христианина на его же территории; это укрепило мою веру в ислам. И больше я о христианстве не вспоминал. Этот случай подтвердил, что все, что говорил мой дедушка и что рассказывал мне улем, было верно, а христиане заблуждаются.

http://pravmir.ru/obzor-zhurnala-sourozh...

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» ( Иак.3:1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский , – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог. Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение он ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисус Христос – Божественный Просветитель (свет) мира. – Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они, по вдохновению свыше, возвещали людям волю Божию и наставляли их, вразумляли и укрепляли в истинной вере и благочестии. Служение Господа Иисуса Христа, как величайшего из пророков, выразилось в том, что Он возвестил людям во всей возможной полноте и ясности волю Божию о спасении мира ( Ин. 1:8–9 ), преподал нам новый, совершеннейший закон веры н благочестия, спасительный для всего человеческого рода, и собственным примером показал путь святой праведной жизни ( Лк. 4:18–21 ). Совершил Он Свое пророческое служение сначала непосредственно, когда, по достижении тридцатилетнего возраста ( Лк. 3:23 ), Он в течение трех с половиною лет ходил по всем городам и селениям земли Иудейской, проповедуя словом и жизнью евангелие царствия Божия ( Мф. 9:35 ), а затем – посредством Своих учеников и Апостолов, которых Сам-же предварительно избрал ( Лк. 6:13 ) и приготовил к делу учительства и которым, при вознесении Своем на небо, заповедал идти по всему миру и проповедать евангелие всем народам ( Мк. 16:15 ). Послушные этой заповеди, апостолы, действительно, пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народам ( Рим. 10:18 ) и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2:15 ). – Как пророк и учитель, Христос неизмеримо превосходит всех учителей человечества. Даже ветхозаветные пророки, облеченные силою свыше, светили не своим светом, а заимствованным от Бога и в такой мере, в какой получали его от Бога; о величайшем из пророков, Иоанне Крестителе, св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин. 1:8 ). Тем более не могут быть названы светом представители естественной мудрости, значение которых собственно заключается в неутомимом искании истины. Христос не искал истины; Он обладает полнотой истины; истина не вне Его, но в Нем Самом. Поэтому Он есть Учитель и Пророк – единственный, всемирный, ни с кем не сравнимый. Он – «Свет, истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Даже апостолы – только ученики, а не учители: «не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» ( Мф. 23:8 ). Современники Иисуса Христа, внимавшие Его слову, живо испытывали на себе неотразимое обаяние Его учительства. «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?» – невольно спрашивали они друг друга ( Мк. 6:2 ). Они чувствовали, что Иисус учил их как власть имеющий» ( Мф. 7:28–29 ), что «слово Его было со властию» ( Лк. 4:32 ). Даже слуги, посланные фарисеями и первосвященниками взять Иисуса Христа, так были обезоружены и увлечены Его словом, что невольно должны были признаться: «никогда человек не говорил так, как этот Человек!» ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Итак, слушатели, бойтесь ненавидеть духовных. От ненависти к духовным безверие и разврат в обществе, от неверия и разврата – бедствия общественные. И частные дома падают, беднеют от того же. Растет, цветет дом, богатеет, изобилует всем, но вот члены его начинают хладеть к Церкви, вот они тайно и явно начинают ненавидеть пастырей ее, делом и словом оскорбляют, притесняют их, и вот потом они начинают хладеть и к своим занятиям, и друг к другу. Тогда дому беда неминуемая; и если он не падет тотчас, то не падет тоже разве только ради какой святыни в доме, ради какого-нибудь благочестивого члена дома, ради одного избранного в доме остановится на время падение его неминуемое. И всякого царства и всякого дома стояние зависит от святого в них семени. Семя свято стояние мира. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, утверждает Сам Бог (Мф. 24:35). Аминь. 152. В Великий Четверток Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13:14). Не только Бог, но и мы любим смиренных людей; таково свойство смирения – оно невольно располагает к себе всякого. Смиренных людей любим, слушатели благочестивые, а сами смиряться пред другими не любим; мы думаем, боимся, чтобы смирением не унизить себя, боимся, чтобы не почли нас людьми слабыми, малодушными, когда будем смиряться пред другими. Так большей частью думаем о смирении мы, так, видно, сначала думали о смирении и апостолы, ибо как же иначе объяснить спор их о первенстве? Иисус Христос знал мысли Своих учеников о смирении, часто и словом, и делом поучал их смирению, наконец, Он благоволил торжественно показать им высоту смирения. Это было на той вечери, на которой установлено Таинство Святой Евхаристии. Иисус Христос со Своими учениками возлежал, вечеря только что началась, ноги у учеников еще не были умыты, как этого требовало обыкновение. И вот Иисус Христос встает со своего места, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и препоясывается им, потом вливает воду в умывальницу и таким образом всем по порядку умывает ноги, отирая полотенцем. Когда же умыл им ноги и надел на Себя одежду Свою, то возлег опять и сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно, Господь и Учитель. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Вот видите: для Меня не унизительно, что Я смирил Себя пред вами; и вы не унизите себя, когда будете смиряться друг пред другом (см.: Ин.13:4–5, 12–15).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Нет! Не только не должно нас за употребление крестного знамения порицать, напротив, должно хвалить всякого, кто часто употребляет крестное знамение, например, при входе в дом, где есть святая икона, перед вкушением пищи и после; при встрече с покойником, впереди которого несут святую икону, или при виде святого храма и тому подобное. Ведь крестное знамение – то же, что и произнесение имени Иисуса Христа, и одно с другим нераздельно. А неужели вы будете порицать того, кто очень часто будет произносить имя Спасителя и благоговейно вспоминать о Нём? Мельник. Зачем порицать за это? Пусть совершает крестное знамение с воспоминанием о Распятом Господе; должно порицать частое употребление крестного знамения, – очевидно без благоговения. Но если оно делается с сознанием и с мыслью о Распятом Иисусе Христе, то против этого я не возражаю. У вас, православных, много другого, за что должно порицать вас, и почему нам, духовным христианам, не следует составлять с вами одного общества, одной Церкви. Учитель. Что же это такое? Мельник. Например, ваши посты. Пост должен состоять в совершенном неядении, как это видно из Евангелия о сорокадневном посте Господа ( Лк.4:2 ). А вы мяса не ядите, а грибами, свеклой, картофелем пресыщаетесь. Святой апостол пишет, что пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). А Спаситель прямо сказал: плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Должен быть духовный пост, пост души, то есть воздержание от всех дурных поступков, и даже мыслей. Пост же тела может состоять не только в умеренном вкушении пищи, но и в совершенном неядении; так мы и постимся в день распятия Господа по слову Самого Господа ( Мф.9:15 ). Учитель. Так вы на основании этих рассуждений ядите колбасу и яйца в скоромные и постные дни? Мельник. Да. Учитель. А знаете ли вы слова апостола Павла: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 )? Конечно, знаете. Вот вы и соблазняете нас, православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Помимо принесения крестной Жертвы, Воскресения и Вознесения Христова, необходимо было также научить людей, чтобы они понимали, какое значение имеют эти события для их спасения. Иначе говоря, нужно было научить людей тому, как воспользоваться плодами искупительного подвига Христа Спасителя. Для спасения человека необходимо было указать падшему человечеству путь спасения, научить истинному боговедению и богопочитанию. Христос возвестил всем людям во всей полноте и доступной для них форме волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для этой цели новый совершенный закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода. Передал его как Сам непосредственно, так и через учеников. Господь называл Себя «Наставником» и «Учителем» и даже более того – говорил о Себе, как о Наставнике и Учителе в единственном собственном смысле этого слова. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы братья; ...И не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос» ( Мф.23:8–10 ). Конечно, эти слова Спасителя не следует понимать в смысле формального запрета употреблять наименования «учитель» и «наставник». Из Книги Деяний и апостольских посланий явствует, что уже в апостольский период в Церкви Христовой было особое харизматическое служение, которое так и называлось – учительство. Ап. Павел в Послании к Коринфянам говорит, что у коринфян «тысячи наставников во Христе» ( 1Кор.4:15 ). Значит, эти слова (учитель, наставник) не были формально запрещены. Уникальность учительства и наставничества Христа обусловлена тем, что Он не просто свидетельствует об Истине, но есть Первоисточник и Законоположник истины. Учение Христа, Его слово, обращенное к народу, оказывало на слушателей особое воздействие: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф.7:28–29 ), т. е. утверждал Свое учение Своим собственным авторитетом, а не ссылался на посторонние авторитеты, как это делали обычно фарисеи. Служители, которые были посланы, чтобы арестовать Христа, вернувшись, сказали первосвященникам: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 ). Иоанн Предтеча в своем свидетельстве о Христе говорит, что Христос, в отличие от него, «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Раввуни», воскликнула Она в восторге. Раввуни значит Учитель и не просто учитель, а учитель мой, то есть такой, которого я так люблю. Который так дорог мне, что, ничто не может меня разлучить с Ним. Он мой, неразрывно соединен со мною. Вместе с сим она поверглась к ногам Его и ухватилась за них с такою силою, что как бы не хотела, чтобы Он ушел от ней. Но Христос сказал ей: «Не прикасайся ко Мне. Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему». Смысл этих слов может быть так изложен: «Напрасно ты удерживаешь Меня и крепко прильнула к ногам Моим, Я не последний раз вижусь с тобою. Правда, Я вскоре должен оставить эту землю и вознестись с своим воскресшим телом на небеса к Отцу Моему; но это не сейчас последует; Я еще несколько дней пробуду здесь среди братии Моей, среди учеников Моих, так что ты успеешь не раз видеть, Меня, насладиться лицезрением Меня, а теперь нет нужды задерживать. Умерь свой, восторг, не. желай продлить свидание со Мной. И Меня не держи, и сама поспеши к братии Моей и скажи им, что Я недолго пробуду среди них, ибо все, что Мне нужно было сделать на земле, Я сделал и мне остается вознестись к Отцу. Ступай и возвести им это для того, чтобы они приготовились воспользоваться временем моего пребывания здесь для выстушания моих наставлений об устройстве Церкви Божия на земле». Мария исполнила это приказание Христово, возвестила : Апостолам, что сподобилась счастья видеть воскресшего Господа и передала им все, что слышала от Него. Но она не ограничилась этим: поделившись своей радостью о воскресении Христа с учениками Его, она с апостольскою ревностию повсюду благовествовала о Христе и многих обратила к вере в Него. Со своею проповедию она доходила до Рима, с дерзновением предстала пред лице императора Тиверия ж, возвещая ему о воскресшем Христе, поднесла ему в дар яйцо, которое в сем случае послужило знамением воскресения, ибо как из мертвой скорлупы яйца является на свет живой птенец, так из гроба восстал живым Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Тесное единение делает бедствие и благополучие общими. Так, как мы сказали, при занозе пяты все страдает. Наоборот, когда глава увенчивается, тогда и прочим членам — слава и радость, глаза бывают светлее, и все тело кажется прекрасным. И вы тело Христово, а порознь — члены. И вы тело Христово, а порознь — члены. Дабы не сказали: «как относится к нам пример тела и членов?», говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь — члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором — пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф. 11:13), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом во-первых, во-вторых для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им: В-третьих, учителями. В-третьих, учителями. Пророк все возвещает от Духа, а учитель и от себя: посему он — третий. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

    А ВЫ НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ, не восхищайте этого звания, сами себе не ищите, не домогайтесь, чтобы вас звали учителями, и не вызывайтесь учить, когда вы не призваны к сему; а если и будете к этому призваны, если Бог поставит, если священный закон наречет вас учителями, принадлежит, ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу: первоначально и по праву, ИБО ОДИН У ВАС УЧИТЕЛЬ — ХРИСТОС, ВСЕ ЖЕ ВЫ — БРАТЬЯ, и «один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего», — говорит блаженный Феофилакт, а потому и почитайте себя не более, как братиями тех, которые называют вас учителями. Объясняя эти слова Господа, святитель Филарет говорит: «как же, может быть, скажут, и в Христианской Церкви некоторые называются учителями? Как и апостол Павел называет себя учителем язычников? Как еще говорит он, что «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями»? (1 Кор. 12:28). Как все это согласить? Нетрудно согласить все это. Божественный апостол, без сомнения, не погрешает, когда свидетельствует, что Бог положил в Церкви учителей, а потому не погрешаем и мы, почитая учителей Церкви, которых в это звание Бог поставил; и опять апостол свидетельствует об истине, когда говорит: «я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине» (1 Тим. 2:7). Господь же не служение учительское уничтожает, не говорит, — да не будет учителей. Это невозможно, так как когда есть ученики, — а все христиане суть ученики, и в начале не иначе назывались, как учениками, — то по необходимости должны быть и учители, особенно после того, как единый Учитель вознесся на небо; и не о имени ревнует Тот, Кто превыше всякого имени; но наше мудрование смиряет, превозношение низлагает, дерзость обуздывает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает, так сказать, самозванство в учительстве. Истинно духовные люди и достойные учители скрываются, насколько можно, в числе учеников и никогда по своей воле не умножают собой числа учителей. В апостолах видим готовность проповедовать Царство Небесное; но ни в одном из них не видим того, чтобы он сам себя представил к званию апостола, не говорю, — поставил себя к этому. Таким образом, если не искать и даже убегать учительства есть отличительная черта достойных его, то искать и домогаться его есть признак недостойных». И ОТЦОМ СЕБЕ НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО НА ЗЕМЛЕ, — говорит Господь, - ИБО ОДИН У ВАС ОТЕЦ, КОТОРЫЙ НА НЕБЕСАХ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010