При этом св. Иоанн выражал уверенность, что те духовные дарования («помазание»), которыми обладают христиане, помогут им устоять в истине и отличить правду от лжи. Вот почему апостол и убеждает христиан не увлекаться проповедью лжеучителей («вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас»), а следовать тому истинному учению, в каком они при содействии Благодати Божией пребывали раньше. Если же вышеозначенные слова апостола Иоанна понимать по сектантски, т. е. в смысле отрицания для христиан всякого учительства вообще, тогда непонятно, зачем, в таком случае, Сам Господь поставил в Церкви « пастырей и учителей » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); для какой цели существовали в Церкви, по словам апостола Павла, « тысячи наставников во Христе »; для чего Сам апостол Павел « не пропустил ничего полезного, о чем не проповедывал бы и чему не учил бы всенародно и по домам » ( Деян.20:20 ) и т. д.? Вообще сектантам, отвергающим необходимость учителей и думающим, будто они знают все, полезно вспомнить слова св. апостола Павла: « Кто думает, что он знает что-нибудь тот ничего не знает так, как должно знать » ( 1Кор.8:2 ). И еще: « Кто думают, что он стоит, берегись, что бы не упасть » ( 1Кор.10:12 ). 3) Ин.6:45 . « У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший Отца и научившийся приходит ко Мне ». Эти слова Спасителя составляют прямое продолжение предыдущих слов: « Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день » ( Ин.6:44 ). Отсюда попятно, что под «научением» от Бога Отца разумеется то духовное дарование, которое приводит людей к сознанию своей греховности и к вере в Искупителя Христа. Однако последнее совсем не исключает для христиан необходимости в особом учительстве и учителях, которые бы наставляли христиан в истинах веры и просвещали светом учения Христова. Вот почему Сам Господь, как видели мы, и поставил в Церкви, по словам апостола, и «евангелистов, и пастырей и учителей» ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ). 4) Евр.8:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

37 «Господь заповедал ( Мф.18:19 ) сперва единодушие», – пишет святой Киприан Карфагенский , – «указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви , что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом ( 1Ин.4:16 ) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией». 38 Господь Иисус Христос основал единую Церковь , а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный – «Божие строение» ( 1Кор.3:9 ; ср. Еф.2:21–22 ). Сектанты не строят, а «разоряют храм Божий» ( 1Кор.3:17 ), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). Таких «строителей» (расточителей) апостол осудил ( Гал.1:8–9 ), и «покарает Бог» их ( 1Кор.3:17 ; ср. Мф.21:44 ), и «делу» их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В 1Кор.3:10–23 апостол Павел внушает своим преемникам – пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви («строения Божия»), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? 5) Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители Таин Божьих» ( 1Кор. 4:1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви через преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф. 4:11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делают вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви». Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело, и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Кесарий, писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие. Ориген, говоря о таинствах Покаяния и Елеосвящения, пишет: «есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства... причем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Св. Иоанн Златоуст говорит о священнослужителях Церкви: «они имеют власть отпускать грехи не только тогда, когда возрождают нас (в крещении), но и после, как сказано: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Папа Иннокентий I, современник Златоуста решая вопрос, кто может совершать таинство Елеосвящения и над кем, пишет: «нет сомнения, что те слова (ап. Иакова) надо разуметь в отношении к одним верующим больным, которые могут быть помазуемы святым елеем помазания; не подлежит также сомнению, что для епископа возможно совершать то, что несомненно может совершать пресвитер. О пресвитерах у Апостола сказано потому, что епископы, будучи удерживаемы занятиями, не ко всем больным могут ходить... Проходящим же (церковное) покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть таинство».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11—16).    Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении — в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.    Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ». Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся — разделением, не принятым в Православии.    Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А.С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество», представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

   Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или — для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4:1—8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?   Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Исполнил ли Господь Свое обещание?   Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, — что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» (Деян. 20:28). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?   Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви» (Еф. 1:22). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?   Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф. 1:9—10) Как устроилась Церковь Христова на земле?   Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16:18), но устроил ее не сразу.    Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.    Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостольское служение не продолжается в епископском служении, а вселенский собор не соответствует собранию всех Апостолов и ему не перешли от Апостолов все их права и преимущества. Апостольское служение не передано в различных степенях их преемникам, почему будто бы и образовалось три степени священства. Преемники Апостолов нужны были только для установления порядка, управления, представительства, учительство же не было их особым преимуществом, и каждый, способный к учительству, мог выступать в качестве учителя, ибо всеми признавалось общее священство. Самое слово « церковь » (εκκλησα) употребляется Иисусом Христом только дважды, один раз, когда Иисус Христос говорит об отдельной общине: «скажи церкви, а если и церкви не послушает» ( Мф.18:17 ), а другой раз, когда говорит о всей христианской Церкви: «на семь камне Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ). В других местах Слова Божия – в Деяниях Св. Апостолов, в откровении Инна Богослова, в посланиях Апостолов слово « церковь » употребляется или для обозначения отдельных общин христианских или для обозначения всего христианства, но нигде не употребляется для обозначения правильно устроенной христианской Церкви с определенным видимым порядком и устройством. Против изложенного протестантского учения о церкви, кроме всего выше уже сказанного о христианской Церкви, из чего мы ясно и определенно можем видеть всю неправильность протестантского учения, должно сказать еще следующее. Сам Иисус Христос выделил лиц, которым дал власть и полномочия. Это видно из Его ясных и торжественных слов: «и Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного, и что ты свяжешь на земле, то будет связано на небесах: и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). Нельзя не видеть в этих словах особых полномочий и власти. Апостол называется скалой, которая должна быть основанием христианской Церкви и сообщать последней непреодолимую силу и прочность. Чем служит для здания фундамент, на котором лежит вся тяжесть здания, тем в христианском обществе должна быть власть апостольская, объединяющая всех членов общества в одно неразрывное целое. Передача же ключей царствия небесного с правом вязать и решить указывает на апостольские полномочия в христианской Церкви, на власть их законодательную и судейскую. Власть вязать и решить передана Иисусом Христом всем Апостолам, как видно из слов Иисуса Христа: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

б) О священной иерархии, или пастырях Церкви Христовой Церковь , по обетованию Спасителя, будет существовать на земле вечно, ибо и врата ада не одолеют ея ( Мф.16:18 ); до кончины мира, по словам Его, будет проповедываемо на земле Евангелие Царствия Божия ( Мф.28:18–20 ; Мф.24:14 ), но апостолы не могли жить вечно ( Флп.1:21–23 ), а потому полученные от Бога права и власть еще при жизни своей они передали своим преемникам – пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили в каждой Церкви. Рукоположивши же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго они уверовали ( Деян.14:23 ; 1Тим.4:14 ). Рукополагая пастырей Церкви, апостолы исполняли волю Божественного Учителя своего и действовали по внушению Духа Святого ( Ин.16:7, 13:14 ), поэтому и внушали другим, что Сам Христос поставил не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей, и учителей ( Еф.4:11 ). Свои божественные права апостолы передали только пастырям. Им только они заповедовали учить народ. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ; 1Тим.5:17 ; Тит.1:9 ). Пастырям только дано право священнодействовать: болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне , – и молитва веры исцелит болящаго и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Пастырям только апостолы передали и право управления в Церкви. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь ( 1Тим.5:17 ; читай Деян.15:1–2, 4–6; 16:4 ). Избранным пастырям апостолы заповедали власть учительства, священнодействия и управления в Церкви передавать чрез рукоположение другим избранным и подготовленным лицам. Для того я оставил тебя в Крите, писал апостол Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ; чит. 2Тим.2:2 ; 1Тим.5:22 ). а) О таинстве крещения В таинстве крещения человек получает благодать Святого Духа, очищающую его от греха первородного и от всех грехов, соделанных до крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Благодатная сила невидима и, следовательно, представляет предмет для веры в Церковь . Это одно. А далее, верой принимается и та истина, что Церковь в земной половине своей видима и в небесной невидима. Та и другая половины суть только стороны единой церкви. К первой принадлежат все православные христиане, живущие на земле, а ко второй – все ангелы Божии и скончавшиеся в вере и святости христиане. Святый ап. Павел учит, что земная и небесная нераздельна, едина Церковь. Эту истину он уясняет в послании к евреям. Уверовавшим в Господа Иисуса Христа, он говорит: Вы приступите к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу. «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). А что в Христовой Церкви пребывает благодать Божия, это ясно из того, что глава её есть Господь Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Ин. 1:14–17 ). Так как Церковь есть духовное тело Его, то Он и наполняет её истиной и благодатью. Да Он и обещал Своим ученикам Святаго Духа, Который должен быть с ними вечно. Согласно этого обещания Святый Дух, пребывая всегда в церкви, поставляет для неё учителей, пастырей, совершателей святых таинств. Апостол Павел прямо говорит, что Церковь есть тело Христово: Бог Отец Того (Господа Иисуса Христа) даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22–23 ). Бог Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его». Тот же апостол пастырям ефесской церкви дает такое наставление: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян. 20:28 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Блаженный Феодорит Кирский благовествует: «Спасение подается нам Церковью; а кто вне Церкви, тот не приимет жизни вечной». Церковь Божию постигают искушения от людей и демонов, поэтому [Господь] промышляет о ней. «Сверх того, не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно, и возлюбившие жизнь нерадивую, и возжелавшие служить сластолюбию». А так как Тело Церкви одно, то оно охватывает и тех, и других. Грешники – это больные члены в Теле Церкви; «а таковые члены [мы] обыкновенно стараемся приличным образом уврачевать». «Лицо Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка, потому что Он глава Телу [Церкви]». «На всей земле и на море Церковь одна... Но разделяется она также по городам, селениям и весям... Как всякий город имеет внутрь себя много отдельных домов, однако же именуется одним городом, так и церкви тьмочисленны и даже бесчисленны и на островах, и на твердой земле, но все вместе, соединяемые согласием истинных догматов, составляют одну Церковь». «Уверовавшим же в Бога необходима и жизнь по Богу, потому что таков совершенный устав благочестия». «Церкви по всей земле и на море» именуются «Телом Владыки Христа и от Него» приемлют «источники освящения». В день Пятидесятницы «на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятого Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение». Христиане удостоились именоваться телом Владыки Христа, посему друг для друга они члены и должны один другому сострадать: плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Благодать учительства, дарованная святым Апостолам, не прекратилась на них, но перешла и просветила их преемников, так что и до сего дня в церквах Божиих течет источник Всесвятого Духа, разделяя людям богоданные дарования. «Верующие – единое Тело, и каждый из нас исполняет должность члена». Так как мы составляем одно Тело Владыки Христа, то подобает нам «иметь один образ мыслей». «На отделяемых и отлучаемых от Тела Церкви наступает диавол, находя их лишенными благодати». В Послании к коринфянам ( 1Кор.12:12 ) святой Апостол «Христом назвал...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010