«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16). Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении - своими молитвами, и в церковном управлении - в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом. Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ.» Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся - разделением, не принятым в Православии. Помимо клира и мирян - состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние - монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А. С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество,» представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432380/

Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или – для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары ( Еф. 4:1–8 ), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь ? Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ). Исполнил ли Господь Свое обещание? Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, – что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых? Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог , говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви " ( Еф. 1:22 ). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви? Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» ( Еф. 1:9–10 ) Как устроилась Церковь Христова на земле? Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия ( Мф. 4:23 ), Он дал обетование устроить Церковь Свою ( Мф. 16, 18 ), но устроил ее не сразу. Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей. Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Протестанты же, введя у себя двухчинное священство, отступили от древнего, апостольского устройства церковной иерархии, что является весьма существенным отступлением, ибо по учению древних учителей Церкви, где нет епископа, там нет Церкви. Этому учил в своих посланиях всё тот же св. Игнатий Богоносец , говоря, например: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете и вы сами» , а также: «Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом " ; «Где будет епископ, там должен быть и народ; так же как где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь » . Вспомним и вышеприводимый вывод Эрла Е. Кернса: «Игнатий верил, что без этой тройственной иерархии не может быть церкви». Тертуллиан прямо утверждал: «без епископа нет Церкви». Св. Киприан († 258 г.) писая: « Церковь составляет народ, соединённый со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви, и Церковь во епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом , тот и не в Церкви " . Впрочем, данная истина – что без епископа нет Церкви – понятна и сама по себе. Ведь если нет епископа, то нет и законных благодатных священников и диаконов, ибо только епископ может их родить, то есть рукоположить; а если нет епископа и законного священства, то нет Таинств; а если нет Крещения, Миропомазания и Причастия, то нет прощения грехов, нет возрождения, нет дара Духа Святого, нет единения со Христом; одним словом – нет Церкви. Таким образом, протестанты, у большинства из которых нет даже самозваных епископов, т.е. самого епископского чина и третьей хиротонии, никоим образом только по одной этой причине не могут быть Церковью Христовой. III. О преемственности священства. Христос в Евангелии часто говорит о том, что Он совершает Свою миссию не по Своей воле, но по воле Отца, Который Его послал (см. напр. Ин.6:38 ). Затем, в свою очередь, Христос послал в мир Своих учеников: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Святого Духа. Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело — созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц. 4.6.1. Господь Иисус Христос — Глава Церкви Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (Мф. 28, 20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него, как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (Ин. 15, 1-6). Он есть «путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него» (Ин. 14, 6). Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (Евр. 10, 20). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь — Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. В силу этого на верующих лежит обязанность, чтобы они, говоря словами ап. Павла, «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4, 15-16). Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Свщ. Писании отмечается, что различные существующие в Церкви служения возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служению, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11-13). Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блж. Феодорита Киррского сказанс «Владыка Христос, яко глава, разделяет духовные дарования и через то сочетывает члены Тела в единое стройное Тело». .«а же мысль встречается и у св. Иоанна Дамаскина: «Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя и через то сочетавает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное сгармонирование». 4.6.2. Святой Дух в жизни Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Священство Церкви образует иерархию и потому имеет экклезиологическое значение. Оно составляет своего рода костяк тела Церкви, одновременно обеспечивая ее сакраментальную жизнь, которая проникает весь церковный организм. Ап. Павел в Послании к Ефесянам пишет, что в Церкви каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. И далее он говорит о том, что Христос поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова... дабы мы… истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви 510 . Епископы являются предстоятелями местных Церквей и в этом качестве – преемниками апостолов, основателей и возглавителей первых церковных общИн.Согласно древнему речению, «епископ в Церкви, а Церковь в епископе» 511 . Как и апостолы, епископы рукополагают новых епископов и священников, обеспечивая преемство священнослужения в Церкви. Поставление нового епископа совершается при непосредственном участии других епископов, и каждый епископ поставляется в качестве предстоятеля определенной местной Церкви, что традиционно выражается через присвоение ему определенной титулатуры. Таким образом, апостольское преемство в Церкви осуществляется через преемство поставления епископов, а епископское служение обеспечивает единство Церкви во времени и пространстве. Епископ в пределах своей юрисдикции совершает рукоположение священников и диаконов, а также поставления в различные должности церковнослужителей. Священники, или пресвитеры, которые в древней Церкви сослужили епископу и составляли пресвитериум (совет пресвитеров), с умножением числа церковных общин и возникновением приходов стали совершителями Евхаристии, а также других таинств (кроме таинства Священства) и священнодействий в приходских общинах. Диаконы являются помощниками епископов и священников. Многоаспектность священнического служения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена пространством, временем и народом. Но Церковь Христова ничем не ограничена. Апосто­лам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ), «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ), в ней «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни нео­брезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3, 11 ). «Соборность» – качество Церкви, означающее, что каждая поместная община обладает той же полнотой благо­датных даров, что и вся Церковь в целом, и каждый человек в любом месте и во всякое время, может получить в Церкви все необходимое для спасе­ния. Апостольство Церкви Будучи Сам посланным в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь называется апостольской Символ веры, называя Церковь апостольской, учит твердо держаться Апос­тольских преданий и не принимать иных учений. В этом же смысле Церковь называется Православной, т. е верующей правильно. В Церкви сохраняются благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через Таинство Священства (рукоположение), поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это не­прерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, кото­рая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «(Христос) поставил одних Апос­толами, иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения» ( Еф. 4, 11–12 ). Непосредственными преемниками и продолжателями служения апо­столов являются епископы. О спасении души Свщ. Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «ибо нет другого имени под небом, данного чело­векам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Так как Иисус Христос Глава Церкви, и Спаситель тела, то чтобы спастись, не­обходимо быть членом Церкви, исполнять требования Священного Писания, правил Церкви и уставов.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Соборность Церкви есть свойство, указывающее на то, что единство ее жизни не исключает законного многообразия, а, напротив, в таком естественном и плодотворном многообразии выражается. «Тело не из одного члена, но из многих... Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно, … дабы ... все члены заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 14–27 ). Целесообразная и согласованная деятельность всех членов Церкви, подчиненная известному богоустановленному порядку, позволяет Церкви успешно выполнять ее миссию – непогрешимое свидетельство о Христе и содействие спасению уверовавших. Органами непогрешимого свидетельства служат, по преимуществу, святые Вселенские соборы, определения которых, разъясняя Священное Писание в духе непрерывного Священного Предания Церкви, составляют существенную основу церковного учительства. Соборность Церкви, выражая все многообразие единой жизни тела Христова, подразумевает неразрывное общение всех членов Церкви, где бы и когда бы они не жили: особенно важное значение имеет при этом опыт духовно-благодатной жизни и деятельности прославленных Богом святых, согласие которых и является соборным сознанием Церкви, по преимуществу. Наконец, апостольство, или апостоличность Церкви, указывает на посланничество ее «в мир весь» (см. Мк. 16, 15 ), подобно святым апостолам, на ее верность апостольскому учению и на апостольское происхождение ее иерархического священства. Особенно важным признаком истинности священства Православная Церковь всегда признавала непрерывность апостольского преемства в епископских рукоположениях. Митрополит Филарет (Дроздов) так характеризует хиротонию во епископа: «Это, в сущности, есть… ток иерархической благодати, излиявшийся на апостолов сошествием Святого Духа, простирающейся от рода в род, из века в век, чрез преемственные рукоположения, сообщающий рукополагаемым епископам дарование Божие, оттоле живущее в них и тайнодействующее в Церкви… С пресечением рукоположения пресекается ток иерархической благодати, и рука, не орошенная благодатью свыше, не может передать другим того, чего сама не приняла» 14 . Союз между Церковью Земной и Небесной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Чему научил Христос Спаситель, Его святые апостолы, учители Церкви и чему учат тебя современные православные святители и пастыри, того и придерживайся, отметай же всякое уклонение от истины. Твердо верь Церкви Православной, она — столп и утверждение истины Христовой (1 Тим. 3:15). «Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).» Церковь Христову составляют ангельский собор и человеческий род под главою Христом Богочеловеком. Но не все ангелы и не все люди — Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в борьбе и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. 1:6), входят в царство сатаны (Мф. 25:41). Так же и из людей в Царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию здесь на земле, по словам Самого Господа: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь, на земле, она постоянно терпит удары от врагов и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе эта же Церковь Христова есть Царство славы, торжествующая. Слово Божие говорит о Церкви: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12:22—24). На небе в славе и неизреченном блаженстве радуются ангелы Божии и все чада Церкви Христовой, в вере и благочестии скончавшиеся. А мы еще в страданиях и искушениях. Путь же у нас, верных, к Церкви торжествующей через Церковь воинствующую. Нам недостаточно только состоять в Церкви Православной, нужно устоять верным до самой смерти, как говорит апостол в другом месте: дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3:6). Держись же, христианин, Церкви Православной, никак не отступай от нее, борись при помощи Божией против всех искушений, и тебе предстоит вечное блаженство на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Ирина Дорофеева, г. Астрахань В самом деле, обличая книжников и фарисеев, которые любят, чтобы к ним обращались: «Учитель, учитель», Господь говорит Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, — говорит апостол Иаков, — кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1—2). «А человек совершенный, — добавляет преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя». Значит, есть и подлинные учителя. Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех — Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь — по дару Его — приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. Так называем мы, например, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. А какой смысл в заповеди: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Разумеется, Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены — разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Ст. 13. Сверх того потрясу небо, и земля сдвинется с места своего. LXX: ибо небо разъярится и земля сдвинется с оснований своих. Когда муж будет дороже золота и человек (дороже) самого чистого золота и когда исполнится написанное: «думаешь ли, что Сын человеческий пришедши найдет веру на земле?» тогда потрясутся и небо и земля. Ибо небо и земля прейдут не по своей воле и не по собственному произволу, как многие думают, считая их одушевленными, но «по причине гнева Господа воинств и по причине дня ярости Его», который взирает на землю и приводит ее в сотрясение. Поэтому то, что говорится у LXX: ибо небо разъярится, должно быть понимаемо метонимически (μετωνυμικς) вместо живущих на небе, как если бы мы сказали, что весь город закричал или весь город вышел на встречу судье. Об основаниях же земли и в Притчах читаем: Бог премудростию основа землю ( Притч. 3:19 ), и к Иову Господь говорит: где был еси, егда основах землю ( Иов. 38:4 ), – не в том смысле, что земля имеет фундамент заложенный в глубине на твердой массе, но основаниями ее должны признаваться воля и сила Божия, которою все содержится. Ибо Он Сам основал ее на морях и поместил ее на реках и Сам повесил ее ни на чем ( Пс. 23:2 ; Иов. 26:7 ). Ст. 14–16. И будет как серна убегающая и как стадо овец, и некому будет собрать: каждый обратится к народу своему и все побегут в землю свою. Всякий, кого найдут, будет убиваем, и всякий, кто выступит, падет от меча. Младенцы их будут разбиваемы пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обезчещены. Когда потрясутся небо и земля, то убежит диавол, змей извивающийся или всякая секта, противная истине, разделяющаяся на учителей и учеников, из которых первые по причине ξυδρκειαν (остроты зрения) называются на греческом языке доркадами, то есть сернами, а последователи их суть как бы бессловесные животные, которые, блуждая там и сям, не имеют руководителя, ибо они потеряли Того, о Ком написано: от Господа исправляются стопы мужу ( Притч. 20:24 ). Эти последние, освободившись от лукавых учителей, обратятся к народу своему и все побегут в землю свою, из которой произошли; а кого из них найдут, тот будет убит или поражен мечем. Это не только будет при кончине мира, но и теперь бывает в церкви, когда по поражении учителей прельщенное стадо обращается к народу и к земле своей, и что в нем обретается, то бывает убиваемо, чтобы он перестал быть еретиком, а кто останется еретиком, тот падет от меча духовного. Тогда младенцев их и малых детей, еще не достигших в заблуждении до совершенного возраста, будут разбивать пред глазами учителей и разграбят домы их и обезчестят их жен, – ложную мудрость и превратное учение. Поэтому за таких отцов, дети которых должны быть умерщвлены, мы должны молиться и говорить: даждь им Господи. Что даси им? Утробу неплодящую, и сосцы сухи ( Ос. 9:4 ). Ибо они мучились родами беззакония, зачали болезнь и родили неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010