—639— Неся ответственность за действия своих членов, Совет училища будет относиться к их выбору со всей осторожностью и внимательностью. Компетенций Совета не подлежат выборы членов от духовенства и представителей от родителей учащихся. Те и другое избираются теми, представителями которых они являются в Совет. По всем этим соображениям собрание единогласно высказалось за широкое применение выборного начала в замещении педагогических должностей, оставляя за Центральным Управлением утверждение избранных Училищным Советом лиц. Долго и оживленно дебатировался, по-видимому, вполне ясный вопрос об образовательном цензе педагогического персонала духовных училищ. Были высказаны следующая три мнения. Одни, исходя из мысли, что дело воспитания и обучения детей есть очень сложное дело, требующее не только усердия и добросовестности, но и серьезных специальных знаний, настаивали на обязательности для каждого педагога духовной школы высшего образования и широкой специально педагогической подготовки. Другим казалось, что для педагога низшей духовной школы достаточно того одного образования, которое дает духовная академия. Наконец, не мало было лиц, готовых допустить к соисканию педагогических должностей в училище как кандидатов духовной академии, так одинаково и студентов семинарии. Более низкой оценки образовательного ценза духовных педагогов никем не было предложено. Долго боролись между собой указанные три мнения, и каждое, если угодно, добилось некоторого успеха. Большинство членов собрания склонилось к такому решению данного вопроса, в котором нашли себе место все три приведенные мнения. Формула его приблизительно такова: желательно, чтобы должности преподавателей и воспитателей занимались лицами с высшим образованием и педагогической подготовкой, но к соисканию этих мест могут быть допускаемы по усмотрению Совета и лица среднего образования, заявившие себя педагогическими познаниями и опытностью. Председатель же совета обязательно должен владеть высшим образованием. Эта формула, на наш взгляд, весьма неудачна. Принимая ее, собрание делало шаг скорее назад,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было то же самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковноприходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокой христианской ревностью, о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства». Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 6 . Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Воспитанники решили привести в силу свое давнее намерение, объявив преподавателю гомилетики бойкот. Один из них потом уверял, что это было общее единодушное решение: «Все семинаристы сознали, что о. Илиодор с своим тенденциозным преподаванием выслушан ими быть не может. Они это сознали и все вместе решили бороться» . Однако, по сведениям А. И. Кругликова, некоторые ученики примкнули к бойкоту «только под принуждением, из страха» . На следующий день после побоища дежурные трех старших классов заявили о. ректору, что не будут заниматься у о. Илиодора. Его уроки прекратились за отсутствием учеников. Затем (4.III) депутация старшеклассников явилась к архиерею, поставив ему ультиматум: или удаление неугодного преподавателя, или закрытие семинарии. Были названы две причины - личные оскорбления о. Илиодором учеников и его политическая деятельность. Преосвященный оказался на стороне педагога и ответил посетителям отказом, пригрозив закрытием трех старших классов. Ученики ответили, что в таком случае и младшие классы откажутся учиться. Наконец, воспитанники послали телеграмму в Училищный совет при Св. Синоде, прося удалить о. Илиодора и прислать ревизора для расследования. Ответа не последовало. В свою очередь, политические друзья о. Илиодора - совет ярославского отдела «Союза русского народа» - телеграфировали в Синод о поведении семинаристов. Правление семинарии передало дело на усмотрение высшей власти. В свою очередь, архиеп. Иаков отправил рапорт в Св. Синод (12.III) и затем устроил нечто вроде плебисцита среди духовенства Ярославской епархии, прося обсудить положение семинарии на предстоящих 27-28.III благочиннических собраниях. «Главный недуг ее в переполнении юношами, совершенно несочувствующими задачам семинарского образования и тяготящимися тем, чему семинария должна учить и действительно учит. Ради Бога, не посылайте таких юношей в семинарию». Одновременно преосвященный повторил свое старое предложение - удержать дома до экзаменов тех учеников, «которые наиболее нервны, впечатлительны и неспокойны или наиболее испорчены» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/22/...

14 . В помощь по управлению в некоторых, особенно обширных и многолюдных епархиях определяются Викарные Епископы. Они состоять в непосредственном ведении епархиальных епископов, исполняют все их поручения по делам епархии и могут быть увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (ук. Св. Син. 27 окт. 1865 г. 2775). Епископам Викариям предоставляется иметь пребывание в первоклассных монастырях, кои и поручаются их управлению, с получением каждым положенного по званию архимандритов тех монастырей жалованья и всего принадлежащая на их часть (Высоч. утв. докл. Св. Син. 16 окт. 1799 г. 17756). Те Викарные Епископы, кои управляют отдельными епархиями сами непосредственно, подчиняются своим местным Архиереям, от коих по случающимся делам получают предписания, с непременным обязательством чинить по оным исполнение (II. С. З. 26 фев. 1764 г. 12060; ук. Св. Син. 20 авг. 1774 г. Севскому Епископу, Викарию Московской епархии). 15 . Кроме Викарных Епископов (кои не во всех епархиях имеются), Епархиальному Преосвященному помогают в управлении подведомственные ему учреждения и лица, как-то: духовные консистории, епархиальные попечительства, благочинные, советы и правления дух. академий, правления духовн. семинарий и дух. училищ, и совет женских епархиальных училищ, а также обще епархиальные и окружные училищные съезды Уст. дух. сем. § 93, Уст. дух. уч. § 21 и Уст. Епар. ж. уч. § 15 прим. 1 и ук. Св. Син. 19 янв. 1871 г. 3) 7 и депутаты. По управлению и наблюдению за церковно-приходскими школами и школами грамоты служат: Епархиальный Училищный Совет, его уездные отделения, епархиальный и уездные наблюдатели. По наблюдению же за преподаванием Закона Божия и нравственно-религиозным направлением в светских учебных заведениях и начальных народных училищах наблюдатели назначаемые Преосвященным из благонадежных протоиереев и священников. Глава IV. Вспомогательные органы епархиального управления 16 . Духовная Консистория есть Присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством Епархиального Архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном приделе Православной Российской Церкви, именуемой епархией (Уст. Дух. Конс. ст. 1, изд. 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неменьшая роль отведена мирянам и в управления делами Сибинской митрополии в Австро-Угрии. Высшая церковная власть с ней принадлежит Митрополичьему Синоду или Народно-Церковному Конгрессу, который состоит из митрополита председателя и народных представителей в количестве 30 духовных и 60 мирян, сохраняющих свои полномочия на 3 года. Синод собирается не менее одного раза в год. Представители мирян участвуют, конечно, и в самом избрании митрополита, а затем в митрополичьей консистории, совмещающей в себе власть административную и судебную. Они же введены и в органы епархиального управления в епархиальные собрания и в епархиальные консистории. Епархиальное Собрание состоит из епископа, 20 духовных и 40 представителей народа и между прочим на нем лежит избрание епископа, о котором он сообщает Архиерейскому Синоду, ведающему дела лишь строго духовные. В епархиальной Консистории в отделениях училищном и епитропском 2/3 членов светские. 170 Подобно этому, вполне активное участие мирян обнаруживается и в Болгарской Экзархийской Церкви. После издания султанского фирмана 27 февраля 1870 года, положившего начало самостоятельному болгарскому экзархату, разработка устава для его управления, принятого представителями болгарского народа на Константинопольском собрании 1871 года, происходила во временном совете из духовных и светских лиц. По этому уставу для церковно-правительственных дел учрежден Экзархийский Совет под председательством экзарха и 6 членов, мирян, избираемых клиром и народом всех епархии. Подобно этому и в каждой митрополии под председательством митрополита или его наместника должен быть с епархиальный смешанный совет из 3 духовных лиц и 5 – 7 мирян. В 1883 году был издан экзархийский устав, приспобленный к княжеству, принятый государственным советом и народным собранием и утвержденным княжеским указом. По этому уставу экзарх, епархиальные архиереи и члены епархиальных духовных советов избираются особым избирателями по 6 от каждого наместничества епархии, из которых 3 духовных и 3 мирян. Устав 1883 г. в общем подтверждён и позднейшем узаконением 13 января 1895 года. В избрании экзарха, кроме всех членов Синода, Экзархийского Совета, епархиальных епископов участвуют и светские представители епархий 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

И, тем не менее, когда в феврале месяце настоящего года некоторыми лицами, сочувствующими делу народного образования, высказано было пожелание открыть в указанном районе начальную школу, со стороны скептиков неоднократно приходилось слышать возражение: не лишнее ли это дело, и найдутся ли охотники учиться... Между тем, среди сектантского населения местности, в последний год, под влиянием просветительной деятельности Тифлисского миссионерского братства и бесед преподавателя семинарии И. А. Кленова, стало заметно движение в пользу православия; наблюдались уже не единичные случаи обращения к православной Церкви, а присоединения целыми семьями, и притом не в среде рядовых сектантов, но и из числа их руководителей. В доме одного из таких обращенных в православие кружком духовных лиц, во главе с о. ректором семинарии архимандритом Гермогеном, открыты были богослужения и простые, семейного характера собеседования, на религиозно-нравственные темы с миссионерскими целями. Живо помним эти молитвенные собрания в семье, которая еще дышала первыми религиозными восторгами после присоединения к Церкви и была осчастливлена личным посещением владыки-экзарха. На этих-то вечерних собраниях и из наблюдений, и из отзывов присутствующих лиц замечено было особенно наглядно, как много детей в этой местности лишено первоначального образования и воспитания. По инициативе о. ректора семинарии, грузинский епархиальный училищный совет, сознавая всю важность и необходимость просветительной и миссионерской деятельности в этом заброшенном уголке города, решил открыть здесь церковно-приходскую школу. Совет имел в виду идти навстречу возникшему среди сектантов движению в пользу православия, сблизить их с Церковью, помочь им в деле образования детей. Когда объявлено было об открытии школы, то детей, желающих учиться, оказалось такое множество, что пришлось открыть вторую и третью школы, да и этого было мало, потому что число учащихся быстро возросло до 300 детей. Найдено было подходящее помещение для школы в доме г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Однако данное явление не бесследно и для народных нравов вообще. Одновременно с ним возрастает грубость нравов, хулиганство в разных видах, жестокость в отношениях к людям, к животным и ко всему в жизни. Очевидно, и семья и школа не воспитывают противоположных навыков, расположений и свойств характера. Даже больше: одновременно с увеличением грамотных возрастает и понижение нравов, и народная грубость, и хулиганство. Много тому найдется причин. Но самое важное то, что, очевидно, школа не ставит своею целью облагородить учащихся, привить к ним добрые чувства и навыки. В книжках же они часто читают все, что прививает к ним все отрицательное и грубое. Все это очевидно и несомненно. Посему долг школы – позаботиться о серьезном воспитании учащихся во всех добрых навыках и чувствах. В данный раз нахожу нужным призвать все церковные школы Омской епархии только к одному делу: наступающею весною, а затем и осенью непременно устроить по всем школам древонасаждение при помощи самих школьников. В нашем степном крае это дело не легкое. Ибо прежде всего не везде найдутся деревья для посадки, не везде удобна будет и непременная поливка деревьев. Вот это и нужно все заблаговременно сообразить и принять соответствующие меры к тому, чтобы все было вовремя и в достаточном виде сделано и приготовлено. Епархиальный Училищный Совет посему войдет в сношение с действующими в пределах епархии обществами садоводства и древонасаждения, с фермами садоводства и с прочими соприкосновенными властями на предмет исходатайствования бесплатного отпуска или по крайней мере дешевого отпуска древесных и фруктовых черенков для посадки их. По сношении Совет выработает порядок и условия получения древонасаждений по местам. Если где окажутся благоприятствующие местные к тому условия, то, конечно, сношения о сем и не потребуются. По выяснении сего заведующие и учащие школ примут меры к тому, чтобы и население приняло участие в данном деле древонасаждения, а вместе с тем посодействовало бы и правильному способу орошения насаждений. Когда это будет выяснено и подготовлено, то следует назначить и определенный день для самой посадки деревьев, чтобы это было произведено дружно, радостно, воодушевленно и оставило бы у всех светлое впечатление детского праздника среди красавицы природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Все ходатайства об отпуске леса для сих школ должны возбуждаться чрез Епархиальное начальство, которое направляет сии ходатайства в местные управления Государственными имуществами, для доставления последними Министерству необходимых сведений и заключения о возможности просимого отпуска 447 . Высочайше разрешенный в 1888 г. октября 31-го отпуск, на льготных условиях, из лесовых заведений и сельскохозяйственных ферм Министерства Государственных имуществ растений и семян народным, духовным и другим училищам, в 1889 г. апреля 5-го был распространен и на церковно-приходские школы 448 . Правительственная субсидия духовному ведомству на нужды церковно-приходских школ была ценным подспорьем к существующим в духовном ведомстве местным средствам к содержанию сих школ. По §2-му Высочайше утвержденных июня 18-го 1884 г. правил о церковно-приходских школах к местным средствам содержания церковно-приходских школ относятся средства прихода без пособия или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земств и других общественных и частных учреждений и лиц. Для усиления означенных средств Св. Синод повелел учредить в епархиях по всем церквам особую кружку для сбора пожертвований в пользу церковно-приходских школ и в один, определенный по ближайшему усмотрению местного епархиального начальства, праздничный день производить сбор пожертвований, а собранные деньги передавать в Епарх. Училищ. Совет. Вместе с сим повелено отчислять ежегодно по всем церквам епархии в распоряжение местного Епарх. Учил. Совета часть из остатков от кружечно-кошельковых сумм, но с тем, чтобы таковое отчисление не служило к уменьшению взносов, предназначенных на содержание духовно-учебных заведений, и к ущербу средств на содержание самых церквей (цирк. ук. Син. 1886 г.) 449 . В 1888 г. предложено Епархиальным начальствам призвать и монастыри епархии к ежегодному посильному содействию, материальными их средствами, нуждам церк.-прих. школ (цирк. ук. 1888 г.) 450 . В 1891 г. мая 8-го в Училищный – при Синоде Совет была внесена сумма от частного жертвователя для обращения ее в фонд эмеритальной кассы законоучителей и учителей церковно-приходских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Миссионерскому комитету по отношению к школам даются во всём такие же права, какие даны в настоящее время епархиальным училищным советам к церковным школам. Заведующий учительской школой должен быть лицом отдельным от начальника миссии; лицо это может свободно исполнять и обязанности наблюдателя за всеми школами в миссии. 12) Переводческая комиссия должна быть учреждена при церковно-учительской школе; членами её состоят все преподаватели этой школы. К трудам по переводческому делу членами комиссии могут быть приглашены и другие лица, хорошо знакомые с бытом и языком инородцев. В программу деятельности переводческой комиссии входит не один только труд по переводу книг Священного Писания, но и труд по изданию учебников и учебных пособий и книг для чтения вообще и по продаже этих изданий. Средство на переводческое дело, а также на посильное вознаграждение трудившихся в этом деле переводческая комиссия, кроме вырученных денег от продажи её изданий, получает от Иркутского комитета Православного Миссионерского Общества, но не свыше того, что будет отпускать на это дело совет Православного Миссионерского Общества в Москве. В конце каждого гражданского года переводческая комиссия представляет комитету через преосвященного Начальника миссии подробный отчёт о своей деятельности и о суммах, ею израсходованных, а также и свои соображения о том, что она имеет издать в будущем году. Миссионерские школы изданиями комиссии снабжаются бесплатно. 13) Церковно-приходские попечительства должны быть открыты при всех станах 115 . На членах этих попечительств должно лежать не только выполнение положения об этих попечительствах, но и заботы: а) о лучшем усовершенствовании крещёных инородцев в истинах православной веры, охранении их от некрещённых инородцев, и б) о расположении некрещённых инородцев к принятию православия. 14) Подача медицинской помощи на средства миссионерского комитета давно вошла в обычай постоянной практики иркутских миссионеров. Искусное лечение высоко поднимает авторитет миссионера в глазах крещённых и некрещённых инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было тоже самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священ- —142— ник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковно-приходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокою христианскою ревностью о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства. Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 203 Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд. начальства? – «В 1891 г. присоединено к православной церкви – свидетельствует Отчет – в разных местностях Херсонской епархии более 200 лиц». 204 Число весьма незначительное, если принять во внимание, что в Херсон. Епархии одних штундистов находится более 5000. Но вместе с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010