3) окончательные рассуждения о новых регламентах или изменении и усовершенствовании существующих, об организации митрополии и отдельных епархий со всеми их составными частями в видах достижения лучшего положения административных дел церквей, училищ и учреждений, а также об учреждении новой епархии 19 ; 4) учреждение при митрополичьей кафедре епитропии для fundus insmrucmus u npoчux вкладов; начертание для нее потребных правил в руководство и поверка имущества и отчетов; 5) учреждение при митрополичьей кафедре училищного совета, как высшего управления для православных школ митрополии, и начертание для него потребных правил; этот училищный совет простирает свою деятельность и на епархию, которой епископом считается митрополит, равно и на дела епархиальных училищных советов, которые восходят на утверждение административно-митрополичьего училищного совета. В. Административно-догматический митрополичий синод § 408. Понятие об этом синоде, и его состав Административно-догматический митрополичий синод есть собрание епископов митрополии для ведения, управления и решения административно-догматических дел митрополии 20 . Он составляется из местного митрополита и епархиальных епископов митрополии и избирает себе секретаря из церковных сановных лиц, как-то: архимандритов, протосинкеллов, игуменов, протоиереев и даже митрополичьего архидиакона. Этот синод собирается каждый год в промежуток времени от Пасхи до конца октября 21 ; но он не может быть созван в то время, когда митрополичья кафедра состоит праздною. § 409. Занятия этого синода К занятиям административно-догматического митрополичьего синода относятся: 1) каноническое испытание избранного на епархиальном синоде в епископы; 2) рассуждение о каждом догматическом, таинственном и обрядовом вопросе и разрешение его по смыслу положительных канонов 22 ; 3) совещание о нравственности и благочестии клира и верного народа митрополии и издание определений; 4) совещание о богословских и педагогических институтах в согласии с их целями и преподаваемых в них науках;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

При таком порядке испрошения помянутых наград ежегодное распределение оных по епархиям производится неравномерно, что объясняется не только численностью церковных школ в епархиях и большим или меньшим числом усердных деятелей и благотворителей сих школ, но и отсутствием каких-либо руководственных указаний относительно предельных норм, в коих могли бы Епархиальные начальства представлять к награждению «Библией» за особые заслуги тех или других лиц по благоустройству церковных школ. Вследствие сего, признавая благовременным установить в деле награждения Библией выдающихся деятелей и благотворителей церковных школ определённый порядок, как в видах большей равномерности распределения сей награды по епархиям, так и для приведения в известность тех денежных средств, какие ежегодно потребуются на заготовление и рассылку по епархиям наградных экземпляров «Библии», для внесения сего расхода в смету Училищного Совета при Святейшем Синоде на будущее время, Святейший Синод согласно заключению Училищного Совета, определяет: 1) установить сроком для представления епархиальными начальствами к награждению деятелей особо усердных и полезных и благотворителей церковных школ книгою «Библия», от Святейшего Синода выдаваемою 1-е число Декабря каждого года, к каковому сроку и должны быть доставляемы в Училищный Совет при Святейшем Синоде из епархий общие списки представляемых в помянутой награде лиц, с указанием их заслуг на пользу местных церковно-приходских школ; 2) объявление об удостоении помянутой награды приурочить к 11 Мая-дню памяти Св. Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, и 3) определить число лиц, представляемых ежегодно епархиальными начальствами к награждению книгою «Библия», по каждой епархии не свыше 5% общего числа церковных школ в каждой епархии; о чём, для исполнения по духовному ведомству, послать епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Июля 3 дня 1900 года. 10. -предложенные Г. Исполняющим обязанности Синодального Обер-Прокурора, 31 Мая 1900 г. за 3906, и 15 Июля 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все это свидетельствует о том, что и преподавание в тех и других школах ведется в одном и том же духе и направлении. С точки зрения учебно-воспитательной не представляется никаких оснований для того, чтобы противополагать эти два разряда школ один другому, чтобы проводить между ними резкую грань, как между школой церковной и школой светскою. Иное дело в отношении административном. Тут, действительно, существует резкое различие между теми и другими школами, и типические, отличительные черты церковно-приходской школы в нынешнем ее виде выступают совершенно определенно. Но это различие между об ими школами состоит совсем не в том, в чем его обыкновенно усматривают, и особенность нынешней церковно-приходской школы заключается совсем не в той мнимой тесной связи ее с приходом, которая предполагается самим названием этой школы, и на которую нередко указывают, как на ее преимущество. «Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством» – таково основное определение закона (Правила 13-го июня 1884 г., § 1). Эти именно школы выделены теперь из числа всех прочих начальных народных училищ, изъяты из ведения Министерства Народного Просвещения и подчинены духовному ведомству. «Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежит Святейшему Синоду» (§ 23-й). В пределах же каждой епархии общее заведывание церковно-приходскими школами и попечение об их устройстве принадлежит местному епархиальному архиерею (§ при котором для обсуждения возникающих по заведыванию церковно-приходскими школами вопросов состоит Епархиальный Училищный Совет. За сим непосредственное и ответственное заведывание церковно-приходскими школами возложено на приходских священников, под ближайшим руководством особых наблюдателей, назначаемых епархиальным архиереем из числа тех же священников 16 . Позднейшим узаконением (Правила об уездных отделениях епархиального Училищного Совета, Высочайше утвержденные 28 мая 1888 года) представлено епархиальным преосвященным открывать в уездных городах или других административных пунктах отделения епархиального Училищного совета для ближайшего заведывания церковно-приходскими школами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

По истине можно только удивляться, как при таком положении дел может придти в голову утверждать, «слабая сторона училищных советов по Положению 1864 г. заключалась в том, что ближайшее руководство над школами предоставлялось ими сельским священникам». Про уездные училищные советы нужно сказать, что они страдали, прямо-таки невероятными, недостатками. По словам отчета Министра Народного Просвещения за 1869 г., были такие уездные училищные советы, которые ни разу не собирались со времени своего учреждения и даже не выбирали себе председателей. Не мало было и таких советов, члены которых ни разу не осматривали начальных училищ уезда 13 . В виду такой неудовлетворительной деятельности, а по местам и полнейшей бездеятельности училищных советов, граф Толстой и испросил Высочайше разрешение внести в Государственный Совет представление об изменении устройства училищных советов в смысле усиления правительственного надзора за начальными народными школами. Прежде всего имелось в виду усилить штат инспекции чрез назначение каждому инспектору особых помощников (от 4 до 6 на каждую губернию) и, затем, этих чиновников министерства сделать председателями в училищных советах – инспекторов в губернских, а помощников их в уездных. Но прежде чем в Государственном Совете состоялось решение по предмету министерского представления, последовал, 25 декабря 1873 г., Высочайший рескрипт на имя Министерства Народного Просвещения. Считая главною и существенною целью учреждения народных училищ распространение в населении, вместе с грамотностию, «ясного разумения божественных истин учения Христова с живым и деятельным чувством нравственного и гражданского долга» и высказываясь, что «при недостатке попечительного наблюдения, народные школы, вместо служения истинному просвещению молодых поколений могут быть обращаемы в орудие растления народа, к чему уже обнаружены некоторые попытки», Государь в своем рескрипте повелевал Министру усугубить свои заботы о том, чтобы положенные в основу общественного блага начала веры, нравственности и гражданского воспитания долга были ограждены и обеспечены от всякого колебания. По мысли рескрипта, образование народа в духе религии и нравственности есть дело настолько великое, что поддержанию и упрочению его в этом истинно благом направлении должно служить не одно только духовное ведомство, но и все просвещеннейшие люди страны, преимущественно же попечение о народном образовании Государь возлагал на дворянское сословие, которое и призывал стать на страже народной школы, чтобы бдительным наблюдением на месте помогать правительству в ограждении школы от тлетворных и пагубных влияний 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

§ 13. Если учитель или учительница окажут нерадение к своей службе или иначе, своей жизнью или отношением к обучающимся, дадут повод к неудовольствию, то церковный совет прихода имеет сделать виновному надлежащее внушение и предостережение. Когда же это останется без желаемого действия, настоятель письменно доносит об этом Духовному Правлению в Выборге для надлежащего преследования проступка. § 14. Учреждение народных школ в городах и высших народных училищ в уездах, согласно существующим законам и постановлениям, зависит от гражданских общин, а надзор за этими школами принадлежит, в установленном порядке, Главному Управлению училищного ведомства в Финляндии и назначенным для училищ инспекторам и дирекциям. Однако Духовному Правлению в Выборге, и особо – его председателю, надлежит наблюдать в этих учебных заведениях за преподаванием религии ученикам православного вероисповедания, и в этих видах не только удостоверяться при производстве инспекций, как преподается этим ученикам закон Божий, но и следить за обучением этому предмету чрез подлежащих местных настоятелей, а также препровождать свои замечания и предположения о том в Главное Управление училищного ведомства. Приложение к статье 834 Правила порядка издания в Московской единоверческой типографии сходных с старопечатными книг, равно состава содержания и ответственности состоящих при ней лиц Определением Святейшего Синода Января 1820 года положено: на основании Именного ВЫСОЧАЙШЕГО повеления, последовавшего, об учреждении в Москве типографии для издания богослужебных книг, сходных со старопечатными, учинить следующее: Означенную типографию, как имущую все, потребное к печатанию, в готовности, открыть, которой и состоять на иждивении и ответственности прихожан тамошней единоверческой церкви, дозволя им, для внутреннего действия по типографии, избрать из себя двух, или трех человек, в виде попечителей. При типографии этой быть двум надзирателям из духовных особ, которые избираются Епархиальным их Преосвященным, а утверждаются Святейшим Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

—187— природоведением, краткой анатомией и гигиеной, чтением образцов русской литературы и из одноклассной школы выросла в трехклассную. При училище имеется Преображенское Братство в составе 9-ти лиц выборных от прихода. Совет Братства – хозяин школы. Есть педагогический Совет из о. заведующего школой, наличного состава учителей и представителя от Совета Братства. При всех же церковно-приходских школах попечительный Совет должен состоять из о. заведывающего школой, попечителя, трех выборных от учащих и трех выборных на трехлетие от прихода. Ближайшей задачей «попечительного совета» является единение прихода в школьных трудах с приходским духовенством. Таким образом, самым естественным и правильным течением жизни церковно-приходские школы перешли бы не в ведение министерства, а в полное обладание прихода. А при давно ожидаемом и близком возрождении прихода приходские школы, правильно поставленные и в опытных руках, могли бы стать светочами прихода и маяками возрождения и оздоровления приходской жизни. 4 . Просить тот же Синодальный Училищный Совет ввести выборное начало для личного состава Епархиального Училищного Совета: из девяти постоянных членов Епархиального Совета четыре по избранию, а пять по назначению. Если земство ассигнует из своих средств пособие на церковные школы, то от этого земства избрать двух представителей. 5 . В целях подготовки и подбора контингента способных учителей, преобразовать одну в епархии второклассную школу в церковно-учительскую семинарию с 4-х летним курсом, с затратою 12-ти тысяч в год на содержание, с составом преподавателей с высшим образованием и, в крайнем случае, не ниже окончивших учительский Институт. Возраст поступления 14 лет. 6 . Преобразовать двухклассные и открыть трехклассные и четырехклассные школы с преподаванием хозяйства, домоводства, рукоделия и ремесел, садоводства, пчеловодства и шелководства, организовав сельскохозяйственные курсы при главном Управлении землеустройства для учителей церковно- —188— приходских школ и открыв соответственные чтения в семинарии и епархиальных женских училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоколы заседаний в кратких извлечениях представляются председателю вен­герского министерства. Кроме митрополита, народно-церковный конгресс изби­рает духовных и светских членов „митрополитско-цер­ковного совета» и „народно-училищного совета». Эти специальные органы высшего церковного управления сосредо­точены при митрополичьей кафедре. В состав митропо­литско-церковного совета входят: митрополит, как пред­седатель, два епископа, избираемые архиерейским синодом, три лица духовного звания (архимандриты или протопре­свитеры) и три лица светского звания (этих 6 членов избирает народно-церковный конгресс), кроме того нота­риус и секретарь-протоколист. Совет служит высшею апелляционною инстанцией во всех судебных делах, ка­сающихся церковной дисциплины и брачных споров; за­тем – в качестве первой судебной инстанции в тяжбах против епархиальных епископов и епархиальных конси­сторий; наконец, в круг ведения совета входят все дела касательно веры, церковного обряда и специально-клириче­ских предписаний. Митрополитско-церковный совет со­ставляет свои собрания обыкновенно два раза в год, а по требованиям обстоятельств и более. Народно-учи­лищный совет состоит из митрополита или его заме­стителя, двух членов духовного чина, из которых один должен быть епископ, из главного инспектора (он же референт) всех православно-сербских школ в пределах митрополии, нотариуса, секретаря и двух почетных членов светского звания. В круг деятельности этого со­вета входит: надзор над всеми школами приходскими, средними и высшими, мужскими и женскими, исключая бо­гословских классов, подчиненных исключительно веде­нию митрополита. Совет имеет свои заседания каждый месяц; он утверждает избрание и увольнение учителей всех школ, разрешает постройку новых зданий для школ; разделяет стипендии воспитанникам гимназий, за­ботится об учебных книгах, сносится с правительствен­ною властью по требованию обстоятельств и каждый год издает печатный отчет о своей деятельности. Архиерейский синод, согласно §§ 18 и 19 „Синодского устройства 1875 г.“ ведает чисто-духовные дела: о догма­тах веры, богослужении и церковной дисциплине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

К утверждению владыки должны посылаться протоколы и журналы по распорядительному и следственному столам; а по хозяйственному и счётному столам журналы и протоколы приводятся в исполнение без утверждения владыки, если все члены и член-секретарь подпишут. Это – для облегчения владыки. Пресвитерский совет Если к какому-либо журналу или протоколу будет мнение, тогда такой журнал и протокол посылается на пересмотр в пресвитерский совет, состоящий из следующих выборных лиц: настоятеля кафедрального собора, ректора семинарии, смотрителя духовного училища, инспектора классов женского епархиального училища, законоучителя гимназии, благочинного градских церквей, духовника, следователя, епархиального и уездного наблюдателей церковноприходских школ, председателей: эмеритуры, свечного завода, попечительства о бедных духовного звания и училищного совета, миссионера, – при участии всех членов консистории и члена-секретаря. Кроме дел, из консистории направляемых, когда не последует единогласного решения, пресвитерский совет занимается решением всех тех дел, кои подлежат ведению каждого лица, входящего в состав самого совета: семинарии, училищ, церковных школ, эмеритуры и проч. Владыка утверждает единогласное решение пресвитерского совета или решение большинства. Если же владыка утвердит мнение меньшинства или своё решение положит на единогласное решение пресвитерского совета, тогда член-секретарь консистории посылает всё дело на решение высшей власти, а до получения её решения исполняется решение владыки. Выбор членов консистории и члена-секретаря её Все члены консистории и член-секретарь её избираются из духовенства города, где находится епархиальный владыка, через каждые три года на епархиальном съезде духовенства закрытой баллотировкой. При этом избираются и 5 кандидатов. Эти 10 избранных подвергаются новой закрытой баллотировке на совете пресвитеров, причём выбирается только 5 человек: 4 члена и член-секретарь. В этой баллотировке не принимают участия те 10, кои выбраны на епархиальном съезде и от коих получено согласие у съезда принять должность, если пресвитерский совет выберет окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) разбирает недоумения и проекты уездных церковных собраний; 9) обсуждает вопрос о разных сборах на нужды края, духовно-просветительные и благотворительные; 10) возбуждает ходатайства перед высшей властью и 11) выражает пожелания при избрании кандидатов на епископскую кафедру своей епархии. Постоянным выразителем голоса епархиального церковного собрания служит епархиальный церковный совет при епископе. Совет объединяет в себе все теперешние учреждения: консисторию, совет и правление училищ, миссионерский комитет, попечительство, правление свечного завода, епархиальный училищный совет и другие, которые уже должны упраздниться. В состав совета входят: а) 6 членов, назначенных по усмотрению епископа: три духовных лица и трое мирян; б) 6 от епархиального церковного собрания, причём ректор семинарии, смотрители духовных училищ, председатель совета женского училища входят непременными членами только по духовно-учебным делам, и один член назначается от монастырей. Желательно, чтобы во главе совета состоял викарный епископ или уже, за отсутствием последнего, лицо по усмотрению епископа. Все члены совета получают определённое содержание, лучше казённое. При совете имеется канцелярия. Правитель дел канцелярии избирается советом, а утверждается епископом. Канцелярия состоит из разных отделов; в каждом отделе – делопроизводитель и писцы. Правитель дел, делопроизводители и писцы состоят на государственной службе, при казённом содержании. Делопроизводители и другие лица канцелярии избираются советом, им же и утверждаются. Председатель совета руководит всеми отделами совета, остальные члены заведуют лишь отделами, кои могут распределяться на: а) административные или церковно-распорядительные, б) церковно-хозяйственные, в) церковно-просветительные, г) церковно-благотворительные и д) миссионеро-проповеднические. Председатель совета состоит и председателем каждого отдела, а заведующий старший член отдела – помощником председателя, по своему отделу. Во главе епархиальной Церкви стоит епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав „Народно-училищного совета» (народно школьски савиет) входят: его председатель-карловацкий митрополит, его заместитель или подпредседатель, избираемый самим же школьными советом из своих членов, два члена действительных и столько же почетных, избираемые народно-церковным конгрессом, главный школьный „референт“ или инспектор всех православно-сербских школ карловацкой митрополии, избираемый народно- церковным конгрессом и утверждаемый императором, и нотариус. Делопроизводством и здесь заведует секретарь народно-церковного конгресса. По уставу 2-го 1юля 1872 года, в числе членов народно-школьного совета должно быть два лица из духовенства; один-непременно-епископ, как естественный заместитель митрополита. Народно – школьный совет должен созываться на заседание обязательно один раз в месяц, а если надобность укажем, то и чаще. На народно-школьный совет возложена обязанность-заведовать управлением сербских народных школ в Австрии-средних (т. е., гимназий) и низших. Он наблюдает за направлением и методами преподавания, определяет и увольняет всех школьных преподавателей, надзирателей, инспекторов и директоров, а в женских школах-начальниц и учительниц; назначает своих членов в состав экзаменских комиссий; выдает дипломы и аттестаты оканчивающим курс; разбирает недоразумения между служащими в училищах; разрешает построение новых школьных помещений и ремонт существующих; выдает служащим в школах жалованье, а учащимся-пособие и стипендии; сносится по учебным делам с министерством народного просвещения и другими правительственными учреждениями, заботится о пополнении школьных библиотек, о приобретении учебных пособий и т. п. Как народно-школьный совет, так и главный школьный инспектор своевременно представляют конгрессу отчеты о состоянии школ и своей деятельности. Члены школьного совета служат от конгресса до конгресса, хотя не всегда заменяются новыми лицами, так как могут быть и переизбираемы. Школьный совет обязан следить даже и за высшими учебными и образовательными заведениями, если эти заведения содержатся на средства народно-церковного фонда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010