Кроме того, мы поняли, что, организовывая различные тематические праздники, мы должны показать отношение Церкви к материнству и отцовству, понятиям «брак», «семья», «воспитание ребенка». Эти праздники можно делать в стиле ток-шоу, когда люди с удовольствием участвуют в различных дискуссиях и отвечают на вопросы ведущего. А можно – в форме семейного концерта. У нас была одна семья, где было 11 детей! Так вот на нашем концерте папа играл на одном музыкальном инструменте, мама – на другом, а дети пели и плясали целый час, да так увлеченно, что мы их остановить не могли.  Зато сразу стало понятно, как и чем живет эта многодетная семья. Александр Боженов: В 90е и в начале 2000х годов батюшки на приходах часто не понимали, зачем надо создавать среду общения внутри воскресной школы. А это, действительно, важно, потому что и тогда, и сейчас верующий человек даже в своей семье нередко оказывается в одиночестве. А ему нужен свой социум, где не ругаются матом, не пьют, где все стараются относиться друг к другу с пониманием и христианской любовью. «Прихожанин»: В отношении характера современной воскресной школы понятно. А если еще раз вернуться к учебным занятиям: какие предметы стоит включать в программу воскресной школы? Александр Боженов: Выбор дисциплин во многом зависит от педагогического ресурса. К сожалению, нам никогда не удавалось нанять одного преподавателя, чтобы он каждый воскресный день учебного года неукоснительно ходил во все учебные группы. Поэтому за каждой группой закреплялись несколько педагогов, которые сами определяли, когда они будут читать свои лекции и проводить занятия. А работа нашего завуча заключалась в искусстве совместить возможности полутора десятка педагогов в едином непрерывном расписании занятий. Систематические религиозные знания мы давали лишь в старшей группе. Это, прежде всего, православный катехизис, введение в библеистику, литургика… А детям помладше мы предлагали самые разные занятия – по желанию педагога. Скажем, приходила студентка 4 курса из Свято-Тихоновского университета, которая хотела обучать детей церковнославянскому языку. Потому что ей это было интересно. И такие занятия проходили на ура. Потом другая выпускница ПСТГУ говорила, что у нее есть методика создания Театра теней, и она готова с дошколятами или младшей группой поставить спектакль на библейскую тему. Еще один выпускник семинарии пожелал рассказывать детям историю Древней Церкви. Пожалуйста! Как видите, в выборе дисциплины мы шли от преподавателя. И я считаю, что это правильный путь. Ведь главное – создать в воскресной школе определенную атмосферу, тот самый особенный социум. А предмет – дело вторичное. Вот пришел к нам однажды молодой человек и сказал, что хочет рассказывать детям о святых русских полководцах. Прекрасно! Пусть рассказывает. Дети его слушали с большим интересом.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-postro...

школы.– Попечительства.– Миссионерские курсы.– Псаломщические курсы.– Помощь сельских матушек. Сельскохозяйственные занятия священников. Проект архиеп. Герасима. В журнале «Странник» (1899, 1) передается интересная беседа Кефаллинийского архиеп. Герасима с сотрудником афинской газеты «Αχροπολις». Архиепископ одну из причин упадка религиозно-общественной жизни в Греции видит в недостатке образования как низшего, так и высшего духовенства. Для поднятия образовательного ценза в последнем архиепископ предлагает с своей стороны такой проект. Необходимо установить конкурс между лицами, окончившими курс на богословском факультете афинского университета и около 5 лет прослужившими в звании иерокиринсов или учителей. Оказавшихся из них наилучшими следует назначать клириками в различные греческие православные общины, находящиеся в Англии, Австрии, Франции, Германии, России и Италии с непременным обязательством посещать местные университеты и приобретать здесь ученые степени. После не менее чем семилетнего пребывания в клире и по получении ученых степеней эти лица могут быть избираемы и на иерархические степени. ные от родины в продолжение семи лет, и подвергающиеся всегда опасности поддаться тому или другому влиянию, чуждому их национальности, могли в качестве руководителей церковной жизни принести ту пользу, какую ждет от них архиеп. Герасим. Но что бесспорно заслуживает одобрения, это – мысль о необходимости отправлять в высшие учебные заведения иностранные наиболее даровитых и подготовленных лиц. Эта мысль безусловно хороша и одинаково целесообразна как для греков, так и для других православных наций: сербов, болгар, черногорцев и др. Она заслуживает полного внимания со стороны духовных и гражданских властей, рекомендующих своих соотечественников в высшие иностр. учебные заведения. Мы имеем основание утверждать, что эта рекомендация не всегда стояла в зависимости от степени даровитости и подготовленности рекомендуемых. Мы не знаем, каковые воспитанники из греков, сербов и болгар поступают в различные университеты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жизнь церковных учебных заведений определялась уставами, утвержденными еще в 1814 г. и с небольшими изменениями действовавшими вплоть до церковных реформ. Весь цикл обучения от уездного училища до академии состоял из 16 лет: три двухгодичных класса в училище (низшее, среднее, высшее) и три двухгодичных отделения (риторическое, философское и богословское) в семинарии. В академии – еще 4 года (два отделения по два года). Учебные заведения состояли под руководством ректоров. Обязательными условиями для занятия должности бы- ли ученая степень по богословским наукам и сан архимандрита. Ректором мог именоваться даже глава уездного училища, если имел степень магистра; прочие назывались смотрителями. Важную роль играл инспектор. В его обязанность входил надзор за ходом учебного процесса, воспитанием студентов. В семинариях выбирали инспекторов. В академиях – ректоров, инспекторов, почетных членов академий и кандидатов в члены конференций. Хотя устав оговаривал, что во главе учебного заведения может стоять и протоиерей, но на практике ректоров всех учебных заведений назначали только из черного духовенства, что порождало зависть и недовольство у части приходских служителей Церкви. Уставы 1814 г. сузили права архиереев по отношению к учебным заведениям, и в этом можно усматривать определенное отступление от канонического права. Хотя владыкам отводилась роль попечителей и надзирателей, они лишились возможности прямо вмешиваться в жизнь учебных заведений епархии, а могли только вносить предложения в совещательные органы академий и семинарий. Те имели право обсудить их и, в случае несогласия, обратиться: семинарии – к окружным академическим правлениям, академии – в Комиссию духовных училищ. Ограничение прав в собственных епархиях породило и поддерживало недовольство архиереев 348 . Все дисциплины делились на общеобразовательные и специальные, причем в семинариях специальные курсы изучали только на последнем, богословском отделении. Учебные планы академий не дублировали семинарских, делая акцент на изучение широкого круга богословских предметов и на самостоятельную научную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии, в виду ходатайства воспитанников шестого класса одной из Семинарий Святейшим Синодом разрешено было для воспитанников шестого класса окончить экзамены, где учебные занятия шли нормально, несколько раньше, так чтобы была возможность им поступить в Военные Училища, где прием происходил с 1 июня 244 . Воспитанникам пятого, четвертого и других низших классов Семинарии, отправлявшимся на войну добровольцами, досрочные экзамены не были разрешены 245 . По ходатайству одного студента 3-го курса петроградской Духовной Академии, зачисленного в 36-й передовой отряд Красного Креста добровольцем, Святейшим Синодом разрешен ему в декабре 1915 года отпуск до весенних экзаменов с сохранением за ним частной стипендии 246 . Один из исправляющих должность доцента московской Духовной Академии ходатайствовал о разрешении ему поступить в Инженерное Училище с тем, чтобы по окончании его прослужить остальное время войны в действующей армии. Ходатайство было уважено Святейшим Синодом, и доценту был разрешен отпуск на весь учебный год с сохранением содержания и прав службы 247 . Согласно постановлению Совета Министров, Святейший Синод объявил для сведения и руководства по духовному Ведомству о прекращении приема германских и австро-венгерских подданных в учебные заведения, казенные и частные, пользующиеся правами или получающие пособие из казны, и об освобождении их от посещения казенных учебных заведений 248 . Но, впрочем, скоро было сделано исключение для тех германских, австрийских и венгерских подданных славянского, французского или итальянского происхождения, а равно турецких подданных Христианских исповеданий, которым подлежащим военным или гражданским начальством разрешено пребывание в местах их постоянного жительства 249 . Идея общественной помощи раненым и больным воинам и их семьям и вообще всяческого содействия доброму успеху войны, захватывая все большие и большие круги, нашла для себя видное место и в школе. Весь народ воодушевлен был стремлением придти с посильною помощью Христолюбивому воинству и облегчить страдания раненых в боях.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Инструкциями 30-х годов в основание этой нравственности кладётся религия; главнейшею обязанностью университетского начальства признаётся попечение о религиозном направлении мысли учащихся, но, в сущности, это попечение сводится к наблюдению за внешними признаками набожности, а именно, чтобы все студенты ходили бы к обедне и т. д. (Влад.-Буд., стр. 156). Студентам была дана форма, устав регламентировал все их нравственные обязанности и заботился даже об устранении недостатков в их наружном образовании – например, о причёсках: стрижка волос должна была происходить по определённой форме, о манерах – сумрачный взгляд исподлобья показывал в студентах вольнодумство и т. д. Студентов начинают обучать фронтовой службе, делят их на батальоны и придают строю университетской жизни характер военно-учебных заведений – для студентов вводятся даже военные лагерные занятия в течение летних вакаций, производят, как тогда выражались, «военные эволюции». (Щег., стр. 93). Существующая для надзора за направлением мыслей и нравственности студентов инспекция назначается из лиц, ничего общего к университетской корпорации не имеющих, – из отставных военных («учёный чиновник» – профессор считался малопригодным для воспитания юношества): бывали случаи, когда в инспектора в высшие учебные заведения попадали уездные городничие и даже урядники. (Рус. Арх. 1875, II, с. 350). В научном отношении от студентов не требовалось ничего, кроме заучивания учебников наизусть – считалось даже за «дурную наклонность к вредному свободомыслию», если студенты на экзаменах или на репетициях отвечали из «учебников своими словами» (Григ., стр. 68). Но эта опека не достигла желаемых результатов: оказалось и невозможным загнать молодёжь в определённые заведения и продержать их там до конца курса, как этого желал Пушкин; нельзя было направить также и всё привилегированное сословие в военно-учебные заведения – далеко не все переходили, прельщаясь блестящими кавалергардскими и гусарскими доспехами, из области научной в область «шагистики и зуботычин – главнейших атрибутов военной службы того времени» (Рус. Стар. 1881, с. 368) – об этом наглядно свидетельствует факт, что в период 1837–1857 г. контингент учащихся во всех университетах возвысился с 2002 до 3551. Теория в данную эпоху слишком разошлась с практикой, и университеты под влиянием русской общественной жизни достигают несомненного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Обсуждения этого вопроса завершились принятием  решения. Согласно постановлению 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению от 24 августа 1918 г. «О духовных учебных заведениях», любые учебные заведения, где преподавались бы религиозные учения для лиц, не достигших 18-летнего возраста, недопустимы и невозможны. Но специальные богословские курсы с целью подготовки священнослужителей могли устраиваться для лиц, достигших 18-летнего возраста. Требовалось соблюсти одно условие: программы курсов должны ограничиваться специально богословскими предметами . Характерно, что указанное постановление было принято в один день с  постановлением (инструкцией) Наркомюста РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Формально признав возможность обучения вероучению совершеннолетних и в целях подготовки священнослужительских кадров, органы советской власти не потрудились составить правила открытия таких курсов. В данном случае речь идёт не о халатной забывчивости, а о вполне осознанном действии, состоящем в искусственном сдерживании процесса организации таких курсов в губернских городах. Кроме того, возможно, кому-то из большевистских руководителей казалось, что новые молодые силы и кадры священнослужителей для Церкви уже не понадобятся накануне её разложения и ликвидации.  Ввиду отсутствия общих правил и нормативов на открытие богословских курсов, а также утверждённого советскими органами образца положения о курсах, установленных форм заявлений и т.д., Тверской епархиальный совет разработал положение о  богословских курсах г. Тверь, не вступающее в противоречащее с советским законодательством. В Положении определялась цель курсов, состоящая в том, чтобы «дать общее богословское образование всякому, желающему получить таковое и подготовить из среды верующих и клириков правоспособных кандидатов для занятий священнических мест в епархии». Слушателями курсов могли быть лица обоего пола, православного вероисповедания – не моложе 18 лет. Управление курсами принадлежало Совету из лекторов и выборных представителей приходов, возглавляемому епархиальным архиереем, причём ответственными лицами являлись Епархиальный архиерей и члены епархиального совета. Курсы объявлялись бесплатными. Занятия в них намеревались проводить в вечернее время в два «семестра» – с 15 сентября по 28 декабря и с 20 января до Пасхи. На курсах предполагалось изучать следующие учебные предметы, включаемые в программу преподавания: «1) Священное писание Ветхого и Нового заветов; 2) догматическое и нравственное Богословие (вероучение и нравоучение  Православной Церкви); 3) Церковная история; 4) Церковное (каноническое) право; 5) История и вероучение, с разбором сектантства; 6) история религии; 7) Литургика (христианское богослужение); 8) проповедничество и 9) Церковное пение» .

http://bogoslov.ru/article/1249526

– Хочется обратить ваше внимание на это учебно-методическое пособие, которое вы видите здесь, у нас на столе. Название было выбрано неслучайно – «Дорога жизни»: это учебно-методическое пособие для занятий с детьми разного возраста, начиная с начальной школы и кончая последними классами, название, связанное с нашей историей, с городом, откуда родом авторы этого пособия, которые являются волонтерами Фонда «Православная детская миссия». Более 15 лет существует это волонтерское движение, которое также дополнилось созданием Фонда. Эти волонтеры – жители в основном Санкт-Петербурга, разных социальных групп, разного возраста; началось это движение в рамках общества «Покров», объединяющем высшие духовные и некоторые светские учебные заведения. И основано это пособие на их практическом опыте: волонтеры много лет посещали различные учебные, но чаще сиротские заведения, детей, которые лишены родителей, и предлагали им духовно-нравственные уроки. Безусловно, очень многое зависело от позиции директора детского дома, директора школы, и в то же время мы понимали, что эти дети из разных групп, кто-то получил какое-то воспитание, кто-то не успел получить, кто-то вообще родителей не помнит; в школах тоже разное мировоззрение учителей и родителей, поэтому неслучайно все эти уроки были ориентированы на такой вариант, который был бы удобоприемлем для людей с разным мировоззрением, чтобы основы христианской нравственности представить на максимально доступном языке, даже для людей, далеких от веры, от Церкви, как явление культуры и наследие лучших авторов разных эпох русской истории. И в итоге получилось пособие из двух томов, в первом томе в основном уроки по разным темам, во втором – различные приложения, и надо сказать, что первое издание имело довольно небольшой тираж, а нынешнее – уже очень солидный. Последнее издание – это издательство «Вольный Странник», много они нам помогли в оформлении, в том числе с помощью современных технологий: после каждой главы приводятся ссылки на произведения классиков русской литературы, и родители могут, наведя свой телефон на несколько специальных кодов, входить в приложение (естественно, авторские права все согласованы) и скачивать тексты, смотреть фильмы. Ребенок также будет смотреть фильмы или читать тексты в рамках темы, которую осваивает, в рамках того или иного занятия. Это очень ценно: получается, что книга дополняется вот таким, очень динамическим материалом. Ведь современные подростки привыкли воспринимать яркие картины, анимационные, ну, и главное, что они связаны единой темой, которая позволяет усвоить материал глубоко и серьезно.

http://pravoslavie.ru/142622.html

17. Инструментом такой методики является учебный модуль, который становится основной единицей преподавания. Модуль завершенная с точки зрения результатов обучения часть программы, имеющая четко сформулированные цели и критерии оценки. Каждый модуль ориентирован на получение студентом определенных завершенных результатов обучения, которые включают в себя знания, умения и компетенции. 18. Каждый модуль может состоять из лекций, семинаров, самостоятельного освоения студентом дидактического материала, а также тех или иных форм проверки, включая письменные работы, тесты, зачеты, экзамены. 19. За успешное освоение каждого модуля студент получает определенное количество зачетных единиц. Зачетная единица это: 1) единица измерения трудозатрат студентов, определяющая время, необходимое для достижения конкретных результатов обучения; 2) средство обеспечения прозрачности и сопоставимости образовательных программ и результатов обучения; 3) способ описания образовательных программ, позволяющий переносить достижения студентов при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения; 4) важнейшее средство, обеспечивающее мобильность студентов, то есть возможность обучаться в разных учебных заведениях, признающих предлагаемые здесь принципы организации учебного процесса. 20. Определение значения зачетной единицы базируется на размерах трудозатрат студента по освоению определенного сегмента образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят лекции, практические занятия, семинары, учебные практики, самостоятельная работа студента в библиотеке или дома, подготовка к сдаче экзаменов и т.д. 21. Накопление зачетных единиц означает, что получение искомой степени (бакалавр, магистр) возможно только в том случае, если накоплено определенное количество зачетных единиц, каждая из которых представляет собой результат обучения. 22. Все учебные программы в богословских учебных заведениях должны быть переведены в модульную систему и выражены в зачетных единицах. Трансформация системы проверки качества

http://patriarchia.ru/db/text/1434901.ht...

Поколику позволят обстоятельства, по-моему мнению, не бесполезно было бы новоначальным ученым монахам предоставлять некоторое время и способы исключительно на то, чтоб испытать и утвердить себя в правилах и опытах монашеской жизни под руководством доброго старца в добром общежитии». С течением времени стремление к монашеству постепенно ослабевало в мире студенческом и ослабело наконец до того, что из целого курса не выходило иногда ни одного монаха. Так было в курсе 1852 года 78 . Это обстоятельство, случившееся в первый раз во все время существования Академии, послужило поводом к нареканию на ближайшее начальство Академии. В последнее время стали повторяться такие явления, что поступавшие в число студентов вдовые священники и диаконы кончали курс, не приняв монашества, чего прежде не допускалось. С недавнего времени видим и такие примеры, что учились в Академии в качестве студентов священники и диаконы, имевшие жен. Учебные занятия студентов главным образом сосредоточивались на слушании лекций, которые преподавались утром с 8 до 12 часов и после обеда с 2 до 4 часов. По росписанию, присланному из комиссии духовных училищ в сентябре 1814 года, учебные часы распределялись таким образом: В богосл.отдел. В философ.отдел. понедел. вторн. четвер. Богословие Философия Толкование св. Писания Церковная история Всеобщая словесность Церковная словесность Всеобщая история, математика и физика Греческий язык Язык еврейский, немецкий и французский Повторение и отчеты в собств. упражнениях студ. по богословию Повторение по всеобщей истории, математике и физике Такой порядок в классических занятиях студентов оставался почти без изменения до 1844 года, когда по случаю введения новых учебных предметов потребовалось умножение классов и изменение учебных часов. Именно в это время слушание лекций по физико-математическим наукам и по гражданской истории сделано обязательным для всех студентов низшего отделения, тогда как прежде одни избирали для себя математику, другие – историю. По этому правление Академии признало нужным вместо двух часов для каждой лекции назначить полтора часа и вместе с тем для однообразия в начале и окончании классов в обоих отделениях, и в высшем и в низшем, ввести преподавание некоторых новых предметов, именно: 1) по обширности науки всеобщей гражданской истории отделено преподавание русской гражданской, истории (один урок в неделю), которое возложено на наставника греческого языка в низшем отделении; 2) в высшем отделении введено преподавание церковной археологии (один урок в неделю), порученное наставнику еврейского языка; 3) от кафедры церковной истории отделена библейская Ветхозаветная история и преподавать ее (один урок в неделю) поручено наставнику греческого языка в высшем отделении; 4) прибавлен один урок по философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вопрос: скажите, пожалуйста, что делать, если начальник охраны подходит и просит покинуть музей, несмотря на то, что это не преподаватели и студенты? Ответ: попросите, пожалуйста, сформулировать сотрудника Галереи претензии. Может быть они касаются комфорта других посетителей или правил посещения (рюкзаки, еда, профессиональная фотосъемка). Также вы можете попросить пригласить администратора Галереи для обсуждения проблемы. Сотрудники службы безопасности могут попросить покинуть музей только в одном случае, если посетитель ведет себя неадекватно, угрожает безопасности экспонатов и других посетителей. Если ситуация касается неправильно оформленной экскурсии или занятия, то сотрудники службы безопасности не препятствуют осмотру музея, но могут попросить завершить работу экскурсовода. Фото: Евгений Птушка/Strana.ru Вопрос: то есть приехала группа детей и учитель, их сопровождающий, не может с ними пройтись по музею в удобное этой группе время и поговорить? Надо брать обязательно только то, что представляет галерея? Ответ: да. У нас разные условия заполняемости залов в разных зданиях. Как правило, групповые учебные занятия планируются заранее, к новому учебному году в Третьяковской галерее будет разработана удобная система подачи заявок. Это обеспечит учебной группе комфортное посещение музея и проведение занятия. Вопрос: я преподаю историю искусств, у меня бывает, что кто-то из учеников настоящих или бывших хочет составить мне компанию на какой-то выставке, это бывает сложно спланировать, просто захотели и пошли. Если мы будем общаться в музее, я естественно веду себя скорее как преподаватель, нежели как мама этого ребенка или его подруга. Со стороны это будет выглядеть как 100% занятие или экскурсия. Ответ: если у вас спланированное учебное занятие для группы любой численности, пожалуйста, оформите заявку. Если вы просто идете компанией в музей, пожалуйста, обсуждайте, обменивайтесь мнениями, не мешая другим посетителям. Вопрос: я не педагог (любитель искусства, блоггер, историк моды, культуролог), но хочу провести настоящую экскурсию для небольшой группы друзей, подписчиков, коллег. Как мне это оформить?

http://pravmir.ru/sotrudnik-tretyakovki-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010