Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к-рых проводятся в основном по воскресным дням. В Великобритании Основателем первой В. ш. совр. типа считается англиканин-мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г. В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей, без внимания Церкви и гос-ва. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство к-рых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали характерными явлениями их жизни. Рейкс, решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религ. и нравственному воспитанию детей. С помощью прп. Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял г-жу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать В. ш. чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и ок. 5 ч. вечера расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при к-рой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалованье (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность т. н. директора школы, к-рый занимался организацией учебного процесса и подбором учителей.

http://pravenc.ru/text/155346.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Первые гонения на Петроградскую Церковь Восстановление патриаршего престола в Москве сделало Первопрестольную, как это было и в допетровскую эпоху, центром церковного управления. В то же время правительство страны по-прежнему оставалось в Петрограде, и сложилась необычная ситуация, когда Предстоятеля Русской Православной Церкви и правящего архиерея столицы разделяло расстояние в 600 верст. Эксперимент по «отмене религии», затеянный в Смольном новыми правителями Российской республики, начался в городе на Неве, и Петроградскому митрополиту пришлось испытать и успешно отразить первый натиск «беснующегося безбожия». Как справедливо указывает историк А.Н. Кашеваров, «активная позиция владыки Вениамина в событиях начала 1918 года во многом предопределила трагический исход петроградского процесса 1922 года, приговорившего митрополита к расстрелу» 649 . Сразу по своем возвращении из Ревеля митрополит Вениамин узнал из газет о положениях декрета об отделении Церкви от государства, проект которого был уже вынесен на рассмотрение Совета Народных Комиссаров. В этом проекте шла речь о полном лишении всех церковных организаций и любых коллективов верующих как юридических прав, так и прав на владение собственностью. В годы земной жизни Христа в подобной беспросветной бесправности находились рабы, в более близкое к нам время сходное отношение познали православные народы, покоренные турецкими султанами (греки, болгары)... Не дожидаясь формального принятия декрета, правительство В.И. Ленина приступило к проведению в жизнь его положений явочным порядком, совершенно не считаясь с интересами верующих и даже с самим их существованием. «Знакомство» коммунистического режима с Петроградским митрополитом, свободно избранным клиром и мирянами, началось с того, что к нему был направлен «какой-то член реквизиционной комиссии», чтобы сообщить о намерении «захватить помещения духовных академии, семинарии и училища» 650 . И царскому, и Временному правительствам приходилось реквизировать учебные заведения, в том числе и духовные, в связи с нуждами Мировой войны. В Петрограде, например, в 1915 году один из госпиталей занял корпуса Александро-Невского духовного училища, которым, между прочим, заведовал епископ Гдовский Вениамин. Но при этом никто не покушался на занятия воспитанников училища – они были организованы в классах женского епархиального училища в утреннюю смену 651 . Властей же из Смольного интересовало одно: здания, движимое имущество и капиталы школ...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в проект нового закону «Про 10 2011 р. 09:30 Статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук И. Метлика, опубликованная в первом номере Журнала Московской Патриархии за 2011 год. На протяжении 2010 года продолжалась работа над новым Федеральным законом «Об образовании», который должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект закона обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких Синодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций, в том числе автора настоящей статьи. Среди поправок можно условно выделить несколько групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных или, согласно терминологии проекта, частных образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан, семей, обучающихся. В системе профессионального образования, в высшей школе это, прежде всего, православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1375462...

(Герасимов Маврикий Львович; 22.02.1856, дер. Елбанская Барнаульского у. Томской губ.- 28.03.1931, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из рода потомственных сельских священников. Первоначальное образование получил дома, затем учился в Томском ДУ и Томской ДС. В 1878 г. поступил в КазДА. В 1882 г., по окончании 3-го курса, оставил по болезни учебу в академии, получив звание действительного студента. 23 дек. 1882 г. поступил в Алтайскую духовную миссию . Был назначен старшим учителем и псаломщиком домовой церкви Улалинского центрального миссионерского уч-ща, которое вскоре было переведено в г. Бийск. Стал одним из ближайших помощников начальника Алтайской миссии Бийского еп. свт. Макария (Невского ; с 1891 епископ Томский и Семипалатинский, впосл. митрополит). 26 сент. 1885 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий, 10 нояб. рукоположен во диакона, 22 дек. во иерея. Был назначен заведующим Бийским миссионерским уч-щем, провел его преобразование в катехизаторское с 3-годичным курсом обучения. После пожара, уничтожившего в 1886 г. в Бийске Архиерейский дом с помещениями уч-ща, М. совместно с еп. Макарием занимался организацией работы уч-ща в здании начальной миссионерской школы и строительством нового здания (построено в 1888). В 1890 г. Бийское миссионерское уч-ще получило права духовного уч-ща. Был учрежден училищный совет во главе с М., на к-рый возлагалась в т. ч. аттестация учителей церковноприходских школ. 30 янв. 1892 г. за поданное в КазДА диссертационное сочинение М. был удостоен степени кандидата богословия. 16 мая 1893 г. возведен в сан архимандрита. В связи с переводом начальника Алтайской миссии Бийского еп. Владимира (Синьковского ; впосл. архиепископ) на Владикавказскую кафедру М. 16 июля 1893 г. был освобожден от должности заведующего Бийским миссионерским уч-щем и назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротонию в Томске возглавил архиеп. Макарий (Невский). Став архиереем, М. продолжал уделять много внимания Бийскому училищу. Весной 1893 г. был заложен новый училищный корпус и уже осенью следующего года в недостроенном здании начались занятия. 14 сент. 1895 г. М. торжественно освятил новый корпус. В нем размещались учебные классы, спальные комнаты, начальная школа грамоты, квартиры для преподавателей, кухня и хлебопекарня. В 1895-1896 гг. М. разработал программу 6-летнего обучения в катехизаторском уч-ще, по окончании к-рого его выпускники могли поступать в духовные семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Документы Декрет архиепископа Павла Пецци «О порядке богослужений и других мероприятий в период пандемии коронавируса» 19.03.2020 15:31 В связи с Указом Мэра Москвы 21-УМ от 16.03.2020, введением на территории города Москвы режима повышенной готовности, и принимая во внимание ухудшающуюся ситуацию в связи с распространением нового коронавируса, учитывая обязанность католиков заботиться не только о благе своих общин, но и социальную ответственность перед обществом и его общее благо (ККЦ 223), предписываю на срок до 9 апреля следующие меры для всех приходов и общин Архиепархии: 1. Богослужения, в том числе воскресные и праздничные, разрешаются при количестве участников не более 50 (пятидесяти). Настоятелям позаботиться о служении достаточного количества Святых Месс для обеспечения участия в них всех желающих 2. Всем, кто по этой причине не сможет участвовать в обязательных воскресных и праздничных богослужениях, даётся диспенсация от этой обязанности (ср. ККП 87, 1247). Прошу посвятить время, которое обычно отводится для участия в богослужении, молитве о больных и тех, кто им помогает. Предлагаю также воспользоваться возможностью присоединиться к молитве Церкви через трансляцию богослужений по интернету 3. Призвать верных к воздержанию (посту) от физического участия в богослужениях как способу укрепления веры, доверия к Богу и проявления солидарности с теми, кто из-за эпидемии или расстояний лишён возможности еженедельного участия в Мессе 4. Верующим следует помнить, что не существует обязанности причащения на каждой Мессе, в то же время существует возможность причащаться вне Святой Мессы. Настоятелям следует разъяснить прихожанам порядок и расписание причащения вне Святой Мессы в своих приходах в будние дни 5. Храмы должны оставаться открытыми для индивидуальной молитвы, поклонения, исповеди и причащения, с учётом указанного выше количества участников 6. Отменяются любые встречи, учебные занятия и культурные мероприятия, кроме богослужений, независимо от количества участников. Там, где это представляется возможным, проведение встреч и учебных занятий следует перевести в дистанционный режим

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юные безбожники против родителей 85 лет назад в нашей стране стартовала антирелигиозная кампания 23.01.2014 2237 Время на чтение 28 минут Ибо Бог заповедовал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрёт. Мф. 15:4 Восемьдесят пять лет назад в советской общеобразовательной школе вводили антирелигиозное воспитание, учебные программы и учебники пропитывались атеистическими сюжетами, верующих учителей увольняли с педагогической работы, в школе организовывали группы юных воинствующих безбожников. В 1929-1932 гг. школа призывалась формировать атеистическое сознание не только путем преподавания естественнонаучных знаний, но и вовлекая школьников в активную борьбу с религией и Церковью. Основным препятствием на пути антирелигиозного наступления оказалась традиционная религиозная семья. С ней, по мнению многих воинствующих атеистов, необходимо было «разобраться» в кратчайшие сроки. Тема ответственности родителей неоднократно затрагивалась в процессе поведения общественной дискуссии 1927-1928 гг. о замене безрелигиозного воспитания в школе антирелигиозным. Школа в понимании некоторых участников дискуссии должна превратиться в убедительную альтернативу религиозной семье вплоть до привлечения религиозных родителей к судебной ответственности. Автор статьи «В защиту детей» (Безбожник. 1928. 40) требовал издать закон об ответственности родителей, «заставляющих насильно детей ходить в церковь» . В ответ на эту статью в редакцию газеты «Безбожник» поступили многочисленные отклики читателей . К.П. Кузьмин из села Яковлевка Владивостокского округа вопрошал: «... Будут ли они [дети] здоровой сменой тогда, когда они находятся под властью калек, инвалидов и нравственно больных родителей, зачастую глубоких фанатиков?». И продолжал: «Вполне согласен... с тем, что нужно ввести соответствующую статью закона, карающего за калечение религиозным дурманом несовершеннолетних. Но этого мало, нужно найти еще статью закона по отношению к родителям, которые, проявляя свою власть, калечат детей тем, что в маломальские праздники не пускают детей в школу...» . Педагог Репнинской школы I ступени Болховского района Орловского округа высказывался от имени школы: «...школа в целом высказывается за то, чтобы был издан закон, защищающий детей от религиозных родителей, которые занятия в школе сменяют на церковную службу» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/24/...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 В Евангелии от Иоанна говорится: Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин 12:35–36). Религия — это свет, который озаряет тьму безбожия. Вера — это пламя науки, пылающее и не гаснущее во тьме”. С такими словами обратился од­нажды к студентам православного отделения Богословского факуль­тета Латвийского университета мой дед, доцент ЛУ протоиерей Православного Рижского кафедрального Собора Иоанн Янсон. Издавна люди сравнивали знания, остроту и глубину мысли, ее полет со светом. Таким светом несомненно является и богословс­кое образование, которое долгие годы томилось в подполье. Наконец пришло время отворить окна и двери, чтобы вошло оно в нашу жизнь и начало исцелять души тех, кто так долго жаждал сло­ва Божия, которое летит и доносится до всех, кто ждет правды Богословское образование всегда было в центре внимания Православной Церкви Лат­вии. Приходские школы, духовные училища, се­минарии и подобные им учебные заведения существовали всегда. 1 декабря 1926 г. благодаря заботе архиепископа Иоанна Поммера была основана Рижская Духовная Семинария, которая существовала с 1926 по 1936 год. Все 10 лет ректором Семинарии был доцент Иоанн Янсон. Заэти годы Духовную Семинарию окончили 80 человек. В 1936 году вместо Семинарии основали Богословский институт, который хранил ее лучшие традиции; обязанности ректора взял на себя митрополит Августин. Преподавателями были приглашены виднейшие латвийские богословы того времени — И. Давис, И. Янсон, П. Балодис, Д. Рудзитис, А. Поммер, И. Берзиньш, И. Зариньш, А. Карклиньш, А. Гуленс, Н. Виксниньш, И. Михельсон. В институт сразу было принято 34 человека — 17 мужчин и 17 женщин. Занятия проходили в зданииТретьей гим­назии (ул. Валдемара 2). Институт был двухгодичный, обучение бесплатное. Заботясь о воспитании моло­дежи, Латвийская Православная Церковь в 1937 году основала по инициативе протоиерея И. Янсона Общество православной молодежи. Это Общество собирало молодежь, целью которой было бороться против безбожия словом Божиим. Общество имело подгруппы — литургическую, историческую, евангельскую и практическую; последняя в основном занималась делами милосердия. Центр находился в кафедральном Соборе, но при каждом приходе были отделения Общества. Лекции и беседы проводили преподаватели Богословского института И. Янсон, П. Балодис и др., а также впоследствии студенты Богословского факультета ЛУ

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

Послесловие Протопресвитер Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в многодетной семье псаломщика сельской церкви. О детских и юношеских годах Георгия Шавельско- го известно совсем немного. Жизненный путь его складывался вполне обычным для выходца из семьи духовного звания – духовное училище и семинария, которые он оканчивает в городе Витебске, епархиальном центре Полоцкой епархии. Благодаря успешному окончанию семинарии – «первым» – способный юноша мог бы без колебаний вступить и на высшую ступень духовного образования – академию, но он временно приостанавливает свою учебу и в 1891 году становится псаломщиком одного из самых бедных приходов родной епархии. Исполняя обязанности псаломщика, Георгии Шавельский одновременно учительствует в сельской школе. Таким образом будущий пастырь проверяет себя на нелегком поприще приходского служения и учительства, желая применить полученные в духовных школах знания на практике. Возможно, к такому шагу подтолкнуло выпускника семинарии и желание помочь семье, часто терпящей нужду в средствах на пропитание. Через некоторое время Георгий Шавельский женится и в 1895 году принимает сан священика с назначением его настоятелем храма в другое село. Спустя два года умирает его жена, оставив овдовевшему пастырю двухлетнюю дочь. Тогда о. Георгий решает продолжить богословское образование и с благословения Витебского епископа направляется учиться в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Там он блестяще выдерживает вступительный экзамен и вскоре становится известным как один из лучших студентов. (Свою малолетнюю дочь о. Георгий отдает на попечение в отчий дом, где ее воспитанием отныне занимаются его родители, братья и сестры.) Учась в столичной Духовной академии, о. Георгий, с Божией помощью, умело сочетает свои учебные занятия с пастырской практикой: в Санкт-Петербурге он становится проповедником на Александровском машиностроительном заводе а также благочинным в имении Великого князя Дмитрия Константиновича в Стрельне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  4 января 2011 г. Религия в школе. Обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации» В программу Рождественских чтений включен круглый стол, посвященный обсуждению проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Работа над этим законопроектом продолжалась на протяжении всего 2010 года. Новый закон должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких синодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций. Среди поправок можно условно выделить ряд групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных (частных) образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан. В системе профессионального образования, в высшей школе это прежде всего православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

http://e-vestnik.ru/church/447_religiya_...

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010