День, когда мне благословили надеть подрясник, стал очень важным для меня. Это был очень торжественный момент. Многие его ждали, волновались, порой даже слегка завидовали старшекурсникам, которые уже носили подрясники. Ведь подрясник – это символ ответственности, знак того, что Церковь тебе доверяет быть ее представителем. Подрясник – это одежда, которая носится вне богослужения; он свидетельствует, что человек, который его носит, не послужит соблазном для других людей, пришедших или еще не пришедших к вере. Подрясник означает и надежды, которые возлагает Церковь, что человек будет преданно служить Богу. Учиться, конечно, нелегко, но очень интересно. Все наши преподаватели являются специалистами в своем деле и просто добрыми наставниками, к которым всегда можно обратиться за помощью. А.И. Сидоров, А.К. Светозарский, Г.Г. Майоров, протоиерей Максим Козлов… У таких преподавателей учишь не только предмет, который они преподают, но и учишься, глядя на самого человека, – учишься правильному поведению, разговору, образу мыслей. Из предметов мне больше всего нравились патрология, литургика, а также древнегреческий язык, который нам преподает замечательный педагог Н.К. Малинаускене. Времени поначалу просто не хватало: постоянно надо было куда-то торопиться, что-то успевать сделать… Привыкал я и к более интенсивной духовной жизни и частой исповеди. Конечно, пришлось привыкать и к семинарским порядкам: каждодневный ранний подъем, обязательное посещение трапез, отбой в строго определенное время, выход в город по благословению, самоподготовка, самые различные послушания – словом, жизнь по распорядку. Нельзя сказать, что подобные порядки были слишком уж обременительны, а игумен Амвросий, вызвав нас, новопоступивших, на беседу на первой неделе обучения, доходчиво и понятно рассказал о семинарской жизни и о том, для чего администрацией введены те или иные правила. Будни семинарии обычно протекают так. Подъем в 6.30 или в 7.00; вставать тяжело – из-за постоянного недосыпания, но вставать приходится. Затем утренние молитвы или братский молебен, завтрак и утренние послушания. Потом начинаются лекции – до 15.00 или 16.00. Послушания. Два раза в неделю – спевка семинарского хора. Время с 6 часов вечера до ужина обычно отводится для самоподготовки, но очень часто нужно петь службу, пономарить или присутствовать на всенощной или полиелее. После богослужения – ужин и обязательные вечерние молитвы. После молитв – свободное время, время дружеского общения, отдыха или чтения. В 11 часов вечера – отбой. В принципе большинство дней в семинарии очень похожи один на другой, поэтому неделя пролетает совершенно незаметно, так что порой даже забываешь, какое сегодня число или какой день недели.

http://pravoslavie.ru/29628.html

Домашние молитвы христианина состоят из обязательных утренних и вечерних молитв, так называемого молитвенного правила, молитвы перед едой и по окончании трапезы, а также призывания помощи Божией на всякое дело. Кроме того, многие личные обстоятельства, как то: болезнь близких, предстоящая дорога, притеснение или нужда, страх за родных, — могут стать поводом для особой молитвы. Христианин не забывает и поблагодарить Бога за Его благодеяния. Ведь, согласно словам святых отцов, благодарение за благодеяние — это рука, протянутая за новым благодеянием. Господь не оставит её пустой. В воскресные и праздничные дни христиане посещают храм, участвуют в общественной молитве. Такова ещё одна обязанность верующего человека. Приходилось не единожды слышать скептическое возражение: «Если так молиться, то и работать некогда». Царь Алексей Михайлович ежедневно, кроме утренних и вечерних молитв, выстаивал двух-трёхчасовую службу. А Великим постом и по пять-шесть часов. Клал по тысяче и более поклонов в день. А между тем служение царя в России было всегда личным трудом. Любое государственное дело, будь то политический шаг, закон или новшество в экономике, обдумывал и наблюдал за исполнением сам государь. А потому личный труд царя превышал труд любого подданного. У Алексея Михайловича же находилось время и для семьи, и для занятий музыкой, и для охоты. Александр Данилович Меншиков, губернатор Санкт-Петербурга и ближайший соратник Петра I, каждый день начинал с того, что отстаивал церковную службу. Каждый день… До конца жизни не оставлял он этого правила. А дел у всемогущего министра было столько, что хватило бы на современный парламент. Время он ценить умел. Михаил Васильевич Ломоносов был человеком очень религиозным, читал наизусть не только обычные молитвословия, но и всю Псалтирь. А его недаром назвали «Российской академией». Александр Васильевич Суворов почитал церковную службу и сам пел на клиросе, а для воинов при любых обстоятельствах не сокращал молитвенного правила. Русский поэт и министр Гаврила Романович Державин, также человек действия, немало потрудившийся на благо Отечества, оставил нам много духовных стихов и поэтических переводов псалмов, из которых видно, что молитва часто была предметом его размышлений, а имя Божие не редко было на устах.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Подпишитесь на наш Телеграм Опыт использования часослова в личной молитве мирянина. Братья Лимбурги. XV век. Иллюстрация к “Великолепному часослову герцога Беррийского”. Весенние месяцы Статья Владимира Берхина “Молитвослов и его мальчик” поставила под сомнение доброкачественность того опыта, который мы можем получить при использовании молитвослова. Возможно, это личные особенности восприятия, но Владимир в них не одинок. Есть ли альтернативы молитве по молитвослову в рамках православного предания, уже существующего опыта Церкви? Первая приходящая в голову альтернатива – это использование в личной молитве вместо молитвослова богослужений суточного круга – Утрени, вечерни, часов, полунощницы, повечерия… Александр Королев рассказывает о своем опыте использования этих богослужений. Почему вы читаете не молитвослов, а используете часослов? Если вы когда-то использовали молитвослов, есть ли разница во впечатлениях от часослова и молитвослова? Начал использовать часослов, когда познакомился с Преображенским братством. Меня всегда очень интересовало богослужение, но оно было  – в том виде, в котором оно существует в храме, – таким вот ларцом, в котором хранятся драгоценности, но он закрыт, и ключика ни у кого нет. До знакомства с братством и прохождения в нем оглашения был уже около 8 лет в церкви, активным прихожанином своего прихода. Утреннее и вечернее правило знал наизусть и мог молиться без молитвослова. Когда же начал использовать часослов в виде сборника богослужений в переводе на русский свящ. Георгия Кочеткова, то для меня открылось все богатство богослужебной православной традиции. Обыкновенное утреннее и вечернее правило – это просто набор молитв, довольно новый, собранный не в самую творческую церковную эпоху, кажется, конец XVII-XVIII-XIX век, а все-таки богослужения часослова – это целостные чины, где есть какие-то свои смысловые точки, последовательность, поэтому это гораздо глубже способствует молитвенному настроению. И ты понимаешь, что ты не просто некий обряд отправляешь, а СЛУЖИШЬ Богу. Пусть один, келейно, но ты совершаешь богослужение, традиционное, церковное, духовно, мистически приобщаясь к церкви, к её многовековому опыту. Эклектичное собрание молитв в утреннем и вечернем правиле, конечно, ничего и близко подобного не дает.

http://blog.predanie.ru/article/alternat...

В Восточной церкви не только воскресенье, но также иудейская суббота отличалась отсутствием поста и молитвой стоя. Западная же церковь , напротив, особенно Римская, в противовес иудаизму, считала седьмой день недели, субботу, днем поста, как и пятницу. Эта разница между двумя церквями была закреплена пятьдесят пятым каноном Трулльского собора 692 г.: «В Риме пост практикуется во все субботы Quadragesima [сорокадневного поста перед Пасхой]. Это противоречит шестьдесят шестому апостольскому канону, и больше не должно происходить. Тот, кто делает так, если он священник, должен быть низложен; если мирянин, отлучен». Среда и пятница во многих странах продолжали отмечаться полупостом, в воспоминание о страданиях Христовых (dies stationum). Но в Латинской церкви среда как день поста была постепенно заменена субботой. Наконец, что касается ежедневных молитв, то количество канонических часов было увеличено с трех до семи (согласно Пс. 118:164 : «Семикратно в день прославлю Тебя»). Но строго это правило соблюдалось только в монастырях; молитвы эти назывались matina (около 3 часов ночи), prima (около шести), tertia (в девять), sexta (в полдень), попа (в три часа дня), vesper (в шесть часов вечера), completorium (в девять) и mesonyctium или vigilia (в полночь). Обычно две ночные молитвы объединялись. Богослужение состояло из молитвы, пения, чтения Писания, особенно Псалтири, чтения историй мучеников или проповедей отцов церкви. В церквях обычно проводилось только утреннее и вечернее богослужение. Перед важными праздниками проводились ночные бдения, всенощные. §76. Церковный год R. Hospinian: Festa Christian. (Tiguri, 1593), Genev., 1675. M. A. Nickel (католик): Die heil. Zeiten и. Feste nach ihrer Entstehung u. Feier in der Kath. Kirche, Mainz, 1825 sqq. 6 vols. Pillwitz : Geschichte der heil. Zeiten. Dresden, 1842. E. Ranke : Das kirchliche Pericopensystem aus den aeltesten Urkunden dargelegt. Berlin, 1847. Fr. Strauss (придворный проповедник и профессор из Берлина): Das evangelische Kirchenjahr. Berl., 1850. Lisco: Das christliche Kirchenjahr. Berl. (1840) 4 th ed. 1850. Bobertag : Das evangelische Kirchenjahr, &c. Breslau, 1857. См. также Augusti : Handbuch der Christlichen Archaeologie, vol. i (1836), pp. 457–595.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Богослужение в обители отправляется со всей точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни – в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 110 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов; потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчивается около восьми часов; в половине девятого ударяют к проскомидии в соборе; в девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа; в праздники более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородице и преподобным отцам Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трех часов. Вечерня идет около двух часов. В будни и на праздники богородичные и святых на повечерии читается акафист Пресвятой Богородице, а на праздники господские и на воскресные дни – акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу–хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущим оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или так называемый «столповой» – старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны; они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого. Эти тоны на Валааме находятся в гармонии с дикой строгой природой, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают как эхо среди скал и ущелий, то загремят внезапно. Знаток, может быть, найдет в пении Валаамском какой-либо недостаток в исполнении, но он же признает глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу. Особенно торжественно бывает служение в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со освященным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господи, помоги нам приложить старание хранить нашу совесть чистой и незазорной и в словах, и в делах, чтобы верно и полезно было сказанное или сделанное. И еще помоги, Господи, во всем соблюдать опасство, чтобы ни в чем не повредить своей совести и не подать людям право сомневаться в нас. Желающие идти по пути спасения должны употреблять все силы и не оставлять церкви Божией, но всегда приходить на молитву и славословие Божие. Утреннее славословие является благодарением Господу за прошедшую ночь, в начатие будущего дня и провождение его в Боге. Вечернее же славословие в церкви Божией является воздаянием Господу богу за прошедший день, в начатие же будущей ночи, дабы Господь даровал нам ее прожить мирно и безмятежно и избавил нас от всех коварств вражиих. Если же оставим утреннее церковное богослужение, не принеся благодарения Господу Богу за прошедшую ночь, то лишимся испрошения Благодати Божией на настоящий день. Также и вечерние молитвы, в заключение прошедшего дня, и потому должно неотложно исполнять всякий день утренние и вечерние молитвы. Господи, мы часто оставляем посещение храма Божия и не приходим туда на молитву и славословие Божие. И поэтому остаемся неблагодарными Господу Богу за прошедшую ночь или же за прошедший день. Мы не испрашиваем у Господа благодатных сил провести ночь и предлежащий день мирно и безмятежно, и избавить нас от всех коварств вражиих. И еще мы довольно часто оставляем исполнение утренних и вечерних молитв. Прости нас, Господи, за невнимательное и пренебрежительное отношение к посещению богослужений и за оставление или сокращение утренних и вечерних молитв. Когда мы не стремимся к душевному спасению, тогда пребываем в мирном устроении, ибо враг много не наветует на нас. Когда же человек начинает внимать себе, тогда враг все силы обращает на него и не дает ему мирно жить не только дня, но даже и часа. Однако же после скорбных беспокойств Бог посылает ему Свою помощь, в утешение его, на несколько часов, и от этой душевной радости забывает человек свои скорбные обстоятельства и желает терпеть их и далее ради будущего утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В 1949 г. Сумской еп. Иларион назначил о. Андроника Благочинным и ризничным монастыря. Он взялся за все дела по послушанию с радостью и духовным подъемом. Все делал о. Андроник аккуратно, чисто, красиво, с любовью. Не легко жили в недавно возрожденной обители. Не просто скудость во всем, а крайняя нищета. При том архимандрит Нектарий сразу же после открытия Глинской пустыни ввел строгий афонский устав. Богослужение начиналось в 4 утра. Сначала – утренние молитвы, потом полунощница и утреня. После 3-й и 6-й песни канона и после кафизм читались святоотечиские поучения и пролог. После утрени – 1-й час. К 7 или 7: 30 она кончалась и все, кроме служащих, шли на послушание. После утрени в субботу – акафист Спасителю или Божией Матери. В 9 часов совершалась Божественная литургия, всегда одна, так как в обители тогда был один храм и один престол в нем. С 12 до 13-обед, после которого все шли на послушание. В16 часов вечерня до 17 часов, потом небольшой перерыв. В 18 часов – повечерие, 3 канона и молитвы на сон грядущим. Для отдыха оставалось мало времени. В обитель собрались, в большинстве, измученные суровой жизнью иноки, уже в преклонных годах, отягченные многими болезнями. Казалось бы, только и думать об отдыхе и лечении, но все, кто жил в эти годы в Глинской пустыни радовались возможности молиться, забывая о себе, старались делать все, что можно и нужно для братии. О. Андроник в этом для многих был примером. После лагерей и ссылок ему, как и многим другим, жизнь в родной обители казалась раем. Кроме обычных монастырских трудов, о. Андроник вместе с отцом настоятелем и духовником обители поддерживал традицию старческого окормления насельников. Каждый вечер после трудов и молитв шли к нему все, кто хотел облегчить душу раскрытием того, что в ней накопилось за день. Даже просто рассказать не всегда сознавая свою ошибку, заглянуть в душу и позволить другому увидеть в ней не только хорошее, выплеснуть накопившуюся муть, зная, то встретишь не осуждение, не возмущение допущенным, а сочувствие и совет, если надо разве все это не стоит терпения всех неминуемых огорчений и трудов? Это такая редкость, ради которой в обитель стремились и монашествующие и миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

С 14-го сентября до Пасхи вечерня бывает в 4 часа, а повечерие в 7 часов вечера. Глава XI. О повседневной утрени В 12-ть часов ночи церковный сторож возбуждает пономаря и будильщика, как сказано об этом выше, в статье воскресной утрени. Пономарь по порядку приемлет благословение от настоятеля. а звонарь благовестит в приличный дню колокол и по обычаю бьет в деревянное било, вокруг церкви. Чередной иеромонах начинает: Благословен Бог наш!.. чтец читает утренние молитвы и полунощницу; по прочтении молитв, приходят звонарь и будильщик пред царские врата, творят два малых поклона, а третий великий, приемлют от настоятеля благословение и идут – один трезвонить, а другой смотреть кто из братии же обретается в церкви, чтобы вторично возбудить их. По окончании полунощницы, следует обычное начало утрени, как указано в уставе. После первой кафизмы бывает чтение из отеческих книг; по прочтении поучения, братия, которым предстоит послушание, приходят к образу, лежащему на аналое, творят три поклона, целуют образ, принимают от настоятеля благословение и идут на послушание. Утреня продолжается по уставу; по шестой песне канона читается пролог; на девятой песни звонарь ударяет в железное висящее било одну статью, прочее по уставу. По окончании утрени, бывает лития по усопшим по чину, как показано выше, по окончании повседневной вечерни. По окончании литии, читается канон и молитвы готовящихся ко св. причащению. Ранняя литургия в простые дни ежедневно бывает в пять часов утра. Глава XII. Об акафистах, совершаемых пред литургиею, в понедельник, вторник и пятницу. В сии дни в семь часов утра бывают акафисты за благотворителей святыя обители: в понедельник Покрову Божией Матери, во вторник Великомученице Варваре, в пятницу Божественным страстям Христовым; кроме праздников и нарочитых дней Рождества Христова, Светлой седмицы и Пятидесятницы, в означенный час бывает благовест по обычаю. Чередный иеромонах начинает: Благословен Бог наш; чтец читает посреди церкви; по окончании псалма иеромонах читает великую ектению, пред царскими вратами, по возгласе: Бог Господь и явися нам..., во время чтения канона иеромонах кадит храм и молящихся; после 6-й песни канона читаются кондаки и икосы акафиста, и затем кончается канон. По тропаре, на ектениях поминается Царская Фамилия, Святейший Синод, весь духовный чин, благотворители обители, и проч. По отпуске служащие тотчас читают входную молитву и, облачась, начинают проскомидию. Глава XIII. О Божественной литургии в простые дни

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священнику, приступающему к совершению Литургии, Церковь преподает следующее наставление: Хотяй священника Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее убо примирен быти со всеми, и не имети что на кого, сердце же, елика сила есть, от лукавых блюсти помыслов, воздержатися с вечера и трезвитися даже до времене священнодейстия. Т. е. церковь повелевает, чтобы священник пред совершением литургии 1) со всеми примирился, 2) хранил бы, по возможности, сердце свое от дурных помыслов, и 3) соблюл бы строгое воздержание во всех отношениях с вечера до самого времени священнодействия. Наставление весьма важное и совершенно необходимо священнику для достойного совершения столь высокого священнодействия. На сем основании по окончании входной молитвы пред заключенными вратами алтаря имеющие священнодействовать архиерей или священник обращаются лицом к народу и первый троекратным осенением, а последний поклоном испрашивают и взаимно дают примирение в лице присутствующих во храме всему человечеству, а предстоящий народ преклонением главы изъявляет на то свое согласие. Дабы не дать входа в свое сердце никаким дурным помыслам они обязываются церковными правилами содержать дух свой почти в непрестанном богомыслии от часов вечерних до окончания литургии. Отсюда возник закон, чтобы священнодействующий пред совершением литургии выслушал или сам совершил с должным вниманием и благоговейным усердием как вечернее, так и утреннее Богослужение, т. е. вечерню, повечерие, полунощницу и утреню, или всенощное бдение и часы, сверх того вечернее и утреннее правило, состоящее из разных канонов, акафистов и молитв, приспособленных и духом и содержанием к достойному принятию святых тайн, и расположенных – в таком именно порядка, какой наиболее способен возвести человека в Богообщительное состояние чрез вкушение им тела и крове Христовой. Поскольку же плотоугодие, усиливая чувственность и тем самым воспящая или затрудняя деятельность духа, не только не способствует к возбуждению и поддержанию богомыслия, но напротив всею тяжестию грубой вещественности своей отвлекает от оного, так как и пророк говорит об Израили: уты, утолсте и забы Бога спасающаго и, как случилось с праведными Ноем и Лотом, которые от излишнего употребления вина впали первый – в забвение благоприличия, а последней – в тяжкий грех кровосмешения: то Церковь имущему священнодействовать предписывает строгое воздержание как в пище, так и питии и других чувственных наслаждениях не только в самый день совершения литургии, но и накануне оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов В Евангелие сказано молиться кратко, зачем жемы читаем так много молитв? Здравствуйте.Вот такой вопрос. Есть утренние и вечерние молитвы, стараюсь читать каждый день с добавлением молитв о детях и больших. Но в Евангелие написано не уподобляться язычников, читай кратко. Ведь Бог знает, что нам нужно. Наставьте на спасительный путь.Спасибо. Виталий. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Виталий! Если буквально понимать слова Иисуса о многословии в молитвах, то тогда и все богослужения в храмах не нужны, и продолжительные молитвы монахов с самых древних времён были впустую, когда они псалтирь читали по многу часов. А вот совет апостола Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17) как тогда воспринимать, как многословие, по этой же логике?.. Очевидно, что под многословием подразумевается не продолжительность молитв, а стиль и качество молитвы. Её направленность. Если молитва идёт непрерывно в разных формах (и богослужение, и личное чтение, и разные размышления с призыванием имени Бога), чтобы быть в единстве с Богом, всегда с Ним на связи, — так это самое лучшее, что может быть. А если молитвы используются с другими целями – достичь чего-то внешнего, земного, или же воспринимаются как некая повинность, которую надо совершить, чтобы «отвязаться», оттарабанить для успокоения совести, то вот здесь и будет многословие с празднословием и призыванием имени Бога всуе. С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/v-evangel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010