Также в новгородских соборах в XVII веке была практика выноса Плащаницы до вечерни Великой Пятницы. В XVIII веке в Греции и Болгарии появляется практика торжественного выноса Святой Плащаницы на великой вечерне; в конце XVIII – начале XIX века эту традицию воспринимает и Русская Церковь с тем лишь отличием, что у греков принято выносить плащаницу при пении стихир на стиховне, тогда как в России – чуть позже при пении тропарей по «Ныне отпущаеши…». Далее в XIX веке появляется традиция совершать крестный ход с Плащаницей в конце утрени Великой Субботы. Современное использование Плащаницы в богослужении В настоящее время Святая Плащаница – главный атрибут богослужений последних дней Страстной седмицы. Перед вечерней Великой Пятницы духовенство вынимает Плащаницу из ризницы (или иного места хранения) и полагают ее на престоле поверх антиминса. В конце вечерни при пении тропарей по «Ныне отпущаешми…» Плащаницу торжественно выносят в центр храма и полагают на специально устроенной гробнице. При этом есть разные практики внешнего образа действий при выносе Плащаницы в зависимости от размеров самой Плащаницы и алтаря. Если служит один священник, то он поднимает плащаницу на главу, выносит через северную дверь из алтаря (ему предшествует диакон с кадилом) и полагает в центре храма на уготовленное место так, чтобы Глава Спасителя располагалась в северной части (слева, если смотреть с позиции стоящих в храме). В центре Плащаницы полагают малое («требное») Евангелие. Если служба совершается собором духовенства, то Плащаницу поднимают и несут младшие священники, а настоятель идет под Плащаницей с Евангелием в руках. Если Плащаница велика или северные двери слишком узкие (а может быть и то, и другое вместе), разрешается выносить Плащаницу через царские врата. Если плащаница слишком велика, а священник в храме один, то допускается нести Плащаницу мирянам (мужчинам) через северную дверь. После великой вечерни бывает целование Святой Плащаницы. На утрене и литургии Великой Субботы все действия (ектении, чтение канона и часов, чтение священником утренних молитв и пр.) совершаются перед Плащаницей.

http://azbyka.ru/plaschanitsa

127 Памятники стр. 56. Тоже: «мы не творцы слова, мы следуем словам Пророков и апостолов, которым написать так повелел Дух Св.». стр. 67. 129 Слово 6-е: «темже молю вы пришедших еде, да поучас исприходящих и увещаете и приходити» стр. 53. 55. Тоже стр. 9. 73. 87. 130 Слово 3-е: «любы ради сущих со мною братия мало нетто скажем»: стр. 18. В 8 слове 8. «Буди покров граду нашему… подавая Князю на противные победу». Стр. 42. 132 Древнее свидетельство (пр. 108) показывает, что Калайдович напрасно сомневался в подлинности молитв св. Кирилла Туров. В Волокол. Ркп. читается до 30 молитв его, расположенные по дням (на каждый день по 4 – после утрени, часов, вечерни и повечерия), а после утренних молитв читаются тропари греческих служб. Удивительного в том нет, что молившийся по сим молитвам в Вильне (по Синод. Списку призывал в помощь виленских мучеников; а молившийся в Киеве и Москве говорил (по Вол. ркп.): «Леонтие Ростовский, Петре Чудотворче Московский и пр.». Это показывает только то, что молитвами св. Кирилла молились во всех концах России. Анахронизмы в подобных сочинениях не уничтожают подлинности сочинений, а только показывают нужду в легких поправках. Калайдович указывает на издания молитв: а) Собрание на всю седмицу, творение св. Отца нашего Кирилла инока». Вильно 1595. 1635. Б) Правило истинного живота христианского. Острог 1598. 133 Сей канон помещен в пергам. Обиход Новгор. Соф. Библ. XIII. Или XIV в. под Где на л. 219. «Канон Кирила грешнаго». 139 Первый вид Патерика – Патерик Арсения Еп. Тверского (1409 г.), по ркп. Берсенева и М. Иоасафа (в Б-ке Моск. Дух. Акад.), без всякой перестановке статей, но с пропуском почти всех обращений Симона к Поликарпу. Второй вид – с перемещением статьи Симона об основании печерской церкви наперед послания Симонова и с обращением Симона ко всем христианам. Здесь же после Несторова повествования о пр. Феодосии помещена статья о рак пр. Феодосия. Третий вид – Патерик наместинка Акакия 1460 г. и уставщика Кассиана – с удержанием обращений к Поликарпу, но с помещением сказания об основании церкви пред Несторовым житием пр. Феодосия, потом с особенным сказанием о начале Перечерского монастыря и с ответом Феодосия о Латинах (у Толстого). См. Кубарева о Патерике в Ж. М. Нар. Просв. 1838. 1840. Список Румянцева 1462 г. 305) сходен со списком 1460 г. Только не полон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Апостолы, по заповеди Спасителя учреждая в христианском богослужении все основное и существенно необходимое, предоставили последующему времени развитие богослужебного чина. Дух Святой, имеющий по обетованию Спасителя пребывать в Церкви до скончания века, помогал предстоятелям Церквей свободно изливать одушевлявшие их религиозные чувства и излагать их в молитвах и песнопениях, без письменного предписания по определенному чиноположению. Чем дальше жила Церковь , тем более свобода в деле развития богослужения содействовала увеличению состава служб молитвами и песнопениями собственного составления. Величие христианской веры, потребность выразить все благодеяния Божии и собственные нужды, свежесть и полнота религиозного чувства, особенное воодушевление содействовали увеличению состава служб, в особенности Литургии, собственными молитвословиями и песнопениями. Составителями церковных молитв были святые и богоносные мужи, находившиеся под озарением Св. Духа, а потому и молитвы их суть дар Св. Духа, Его глаголы Его воздыхания. Если же молитвы святых мужей не суть только их собственные произведения, но и дар Св. Духа, то и молитвы их суть образцы совершеннейших молитв: они возвышены, всеобъемлющи по богатству и разнообразию содержания, они кратки, но сильны и выразительны по изложению. Определенные молитвы, употребляемые Церковью, как дар Божий, составляют наилучшее средство к общению молящегося с Богом, содействуют единению с отшедшими братиями нашими, со всей древней Церковью и со всеми православными христианами, живущими на земле. Молитвы этих великих подвижников, возносившихся духом к престолу Всевышнего, были столь святы, сильны и чисты, что проникали небеса и имели чудодейственную, все препобеждающую силу. А потому и св. Церковь , по примеру Спасителя, научившего апостолов молиться, предлагает в образец и руководство верующим эти возвышенные, святые и благотворные молитвы. Из составителей молитв особенно известны следующие святые и великие молитвенники: Св. Василий Великий († 379 г.) написал чин Литургии, сократив для сего Литургию апостола Иакова и внес некоторые свои молитвы; ему приписываются также утренние молитвы, читаемые священником тайно во время чтения шестопсалмия, а одна из них, «Воссияй в сердцах», несомненно принадлежат ему, Вечерние молитвы, читаемые ныне священником, принадлежат также св. Василию, как ему принадлежат молитвы, читаемые на вечерни в день Пятидесятницы. Кроме того, ему принадлежат две молитвы из числа утренних, читаемых в зимний период времени (от 22-го сентября до недели Ваий) на Полунощнице: «Господи, Вседержителю, Боже сил», а другая – «Тя благословим, Вышний Боже»; две молитвы междочасия первого часа, молитвы в конце 6-го и 9-го часов. С именем Василия Великого известны еще молитвы на разные случаи: 2 – перед Причащением, 1 – по Причащении, одна при Елеосвящении и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

прим. к ст. 40) и вечной смерти в отчуждении от Бога. Глава 3 После общих замечаний о первом обществе христианском в Иерусалиме, дееписатель обращается снова к описанию частных событий в этом обществе, имевших для него особенно важное значение. Таковым было чудесное исцеление ап. Петром хромого от рождения при вратах храма. Выше ( Деян.2:43 ) дееписатель заметил, что через апостолов много чудес совершалось в Иерусалиме; одно из них, особенно разительное и имевшее особенно важное значение для Церкви Христовой, он теперь и описывает. «Другие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех поразило, говорит» (Злат., ср. Феофил.). Когда это чудо совершилось, дееписатель не указывает, но кажется, надобно полагать, что довольно долго спустя после дня Пятидесятницы, потому что после сего он делает снова общие замечания о жизни первохристианского общества в Иерусалиме ( Деян.3:32 и д.), чего не нужно было бы, если бы событие случилось вскоре после Пятидесятницы, так как о жизни христиан в это время он уже сделал общие замечания. – Петр и Иоанн шли вместе в храм и пр.: выше дееписатель заметил, что верующие каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 и прим.); частный случай, здесь описываемый, разъясняет это замечание: верующие сходились, не все вместе, массой, но порознь, в храм ко времени установленных ежедневных молитв и молились там вместе с народом, расходясь по домам после этих часов молитв. И время и место общественных народных молитв были для учеников Христовых святы и священны, и они держались их до времени при ежедневных религиозных упражнениях своих (см. прим. к Деян.2:46 ). – В час молитвы девятый: троекратные в день молитвы при храме, не установленные в законе, во времена Христа и апостолов были твердо установившимся обычаем. Молились в часы третий, шестой и девятый дня (по-нашему – в 9-й и 12-й часы утра и в 3-й пополудни); первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются, впрочем, в еврейской истории еще давно: пророк Даниил во время плена Вавилонского ежедневно три раза молился на коленях ( Дан.6:10 ); в одном из псалмов Давида указывается на молитву вечером и утром и в полдень ( Пс. 54:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После того, как Николаевская Арзамасская девичья обитель стала в 1764 году штатным (необщежительным) монастырем третьего класса, святой повелел своим ученицам перебраться в упраздненный Алексеевский Арзамасский монастырь, взял их на свое иждивение, поставил над ними настоятельницей Авдотью Ивановну 303 и также установил для собранной здесь общины белиц собственный устав, строго требовавший от всех сестер, чтобы все «у()них было общее, послушание имели()б к матери Настоятельнице, и чистую совесть; и()всегда ей в сумнител(ь)ствах открывались бы. Настоятельница же, яко мать сущая их, матер(ин)ски бы содержала их, не более бы любя одну, а другую умаляя, но()во()всем равную бы оказывала любовь и привет. А в чьем нраве аще и()являлся бы каковой либо недостаток, тот исправляла()б, как сущая мать(.) В недоумениях же, что сама не()может настоятельница решить, тое относила()б к отеческому разсуждению; и всякая бы сестра, в приличном по свойству своему находилась послушании и труде, от чего бы могли каковой либо стяжать себе хлеб насущный. Рукоделие()ж их различно. (И)ные шьют приносимое от граждан платье, другие прядут, третьи золотом шьют, иные нижут жемчугом, ткут холсты, чулки вяжут, и трудятся весь день, и вечером сидят в трудах даже до полунощи: одна при()них грамотная читает в слух книгу: в вечеру()ж к трапезованию собираются в общую большую трапезу по()звону колокольничному; и()по подкреплении себя телесною, какова может случится от своего труда пищею, начинают вообще вси в келлии той вечерню, повечерие и три канона: Сладчайшему Иисусу и (П)ресвятей (Б)огородице с Акафистом, и Ангелу хранителю, и сто молитв Иисусовых, с положением пятидесяти земных поклонов, помянник и Молитвы на сон грядущим и()как молитвы и жертвенник во время трапезования, так и прочее чтение исправляют из грамотных по()очереди. А()прочия, внимая чтомому, молятся, и()тако после правила простившись, по своим келлиям с молитвою расходятся и пр(о)шедшей полунощи, не более имея отдохновения часов пяти, собравшись паки в общую для исправления утренняго молитвословия келлию, прочитывают утренния молитвы(,) потом помянник и кафизму, и()потом паки каяждо отходит к своему рукоделию, даже до обеда. В церковь же ходят в простые дни попеременно, и()то(,) кои не столь нужными обязаны послушаниями, и старушки, а()в праздники ходят почти все, и стоят в церкви за()завесой, которая по()отеческому благоразумию устроена от зрения мирских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Спустя два часа по обеде, собирались снова в классы на уроки по языкам. Здесь, до прихода наставников, или ораторствовал кто из студентов, или же пел песни либо светские, либо и церковные. Выше упомянуто было уже мною об одном из таких певцов: П. Я. Вышневском. Вечная ему доброму память! Затем вечерний чай – (кто имел его у себя; тогда казенного чаю невыдавалось), путешествие любителей пения и табаку в боковку – умывальную комнату; хоровые здесь песни. За ними час, два занятия в номере. Затем ужин, вечерние за ним молитвы, и сон. Кто желал, занимался и после молитв долго. Товарищи просили такого любителя науки: затуши свечу! Дай уснуть! Он повиновался... И в номере водворялись покой и тишина до утреннего звонка на молитву. – Накануне воскресных дней и праздничных проза жизни нашей изменялась в поэзию: прослушав всенощную, превосходно исполненную и в церковном и в музыкальном отношениях, возвратившись в номера, мы сами составляли здесь концерты духовные. Иногда приглашали и регента академического хора – незабвенного Александра Яковлевича Песоцкого. Когда ж нельзя было залучить его к себе, пели сами себе. Студентов из обращенных униатов это радовало. И они, возвеселенные, предлагали вниманию товарищей униатские наивные песни вроде следующих: «Иосифе старенький! Плачет Христос маленький... и пр. Или: Анёл пасторжым мовил: Христос се вам народзил»... и пр. Но и в будние дни не скучали мы. После обеденных классов, прогуливались студенты, обыкновенно, по Александровской улице. Благочестивые из них заходили к вечерне в храмы приходские. Любители ничегонеделания заходили в гостиницы, где пили чай. Поклонники красоты следовали совету Ломоносова в известной его песни, «смотря на девицы, на красныя лицы», – что было удобно: ибо, во время прогулок студенческих, барышни, дочери Киевских граждан, выходили из домов и из калиток дворовых, на студентов высматривали. – После прогулки иные занимались усердно до ужина и после ужина. Ужин полагался в 8 часов вечера. В 9 часов вечерние молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Букв. «и об обновлении Его». 376 Имеется в виду Беседа 3–я. 377 Нумерация абзацев в этой и последующей Беседах принадлежит С.Броку, однако основывается на делении текста в рукописи. 378 Букв. «намерение наше в том, чтобы упорядочить беседы о внутренней молитве (беседы внутренней молитвы)». 379 Имеется в виду Беседа 5–я, содержащая молитву, в которой каждый абзац в оригинале обозначен буквой сирийского алфавита от alaph (1) до lamadh (30). 380 Т.е. молящийся. 381 Вар. «удивительный смысл». Термин sukkale мы обычно переводим как «прозрения» (вариант перевода — «мысли», греч. ennoiai). 382 Буквально: «беседуя с ними» (т. е. со словами молитв). 383 Букв. «о цели количества, которое остается». 384 Т.е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). 385 Выражение «лежать на лице» часто встречается в сирийской аскетической литературе: оно указывает на молитву распростершись на полу лицом вниз. Молитва перед Крестом была широко распространена в сирийской традиции. 386 Т.е. вычитывание определенных молитвенных правил (утренних и вечерних молитв, часов и пр.) становится ненужным, если человек способен в течение целого дня молиться простершись перед Крестом. 387 Преп. Марк Подвижник. О духовном законе, 200. 388 Букв. «Когда случается, что ты лишен этого, тогда хорошо, чтобы человек не пренебрегал правилом». 389 Вар. «вплоть до того, что относится к дыханию». 390 Букв. «к непрерывности». 391 Букв. «всякий сын, который существует». 392 Ср. Гал.4:1–2. 393 Букв. «твоей детской меры». 394 Ср. Еф.4:13. 395 Или «установленной службы». 396 Этой теме посвящена Беседа 14–я. 397 Термин qeryana означает, как правило, чтение Священного Писания, в частности, псалмов. 398 Вар. «выполнить должное». 399 Вар. «в определенное время». 400 Или «освящения». 401 Вар. «примешивает». 402 Отсюда начинается текст, в котором абзацы пронумерованны самим автором. 403 Ср. подобные выражения в Пс.9:2; 34:10; 118:10 и др. 404 Ср. Исх.20:21. 405 Ср. Пс.98:5. 406 Ср. Пс.24:7. 407

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

105 В древнее время у нас на Руси, почти в каждой церкви старались иметь части св мощей. В большом распространении были кресты со св. мощами. Этими крестами освящали воду. (См. ниже «Чин омыти мощи святых«). Иногда прихожане той или иной церкви обращались с слезными молениями к самому царю и просили его прислать им «животворящий крест с мощами». Прот. Никольский. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1865 г, стр. 289. 106 Впрочем, есть рукописные требники, которые говорят и обратное: «и идут около церкви противу солнца«. Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 51 об. 107 Вот перечень этих стихир с (нашим) указанием, откуда они взяты – Начиналось обхождение храма при пении тропаря обновления, «Иже на камени веры». Потом следовали стихиры самогласны из службы обновлению гл. 1 – «Обновляйся, обновляйся» (вторая хвалитная стихира по современному Требнику и первая стиховная вечерняя стихира по требникам старопечатным); гл. 2., – «Обновление празднующе» (славник вечерних стиховных стихир по староп. требн.); гл 3., – «К себе обращайся, человече» (из утренних хвалитн. стихир); гл. 4, – «Обновляется днесь, яже от язык церковь » (из вечерних стиховных стих.); гл. 5. – «Иже в недрех Отеческих» (оттуда же); гл. 6, – «Поновления чтутся». Далее пели мученичны, взятые, как оказывается по проверке, из различных служб октоиха, гл. I, – «Страстотерпцы Христовы приидите, людие, вси почтим» (из стих. стих. утренн. в понедел. 1 гл.); «Прехвальнии мученицы» (стиховн. в среду вечера того же гл.); гл. 2, – «Иже земная сладосте не возлюбльше» (стиховн. вечерн. четверг 2-го гл,), «По Христе пострадавше» (стиховн. утрен. понед. того же гл.); гл. 3, – «Велия Креста твоего, Господи, сила» (стиховн. вечера, четверг.), «Велия мученик Твоих, Христе, сила» (стиховн. веч. понед) гл. 4, – «Кто не ужасается, зря» (стихов. утр. понед.); «Како вашим не удивимся подвигам» (стих. утр. сред.); гл. 5 – «О земных всех небрегше» (стих. вечер. четверг.); «Благословенно воинство Царя небесного» (стихов. понед.); гл. 6, – «Господи, аще не быхом святыя твоя имели молитвенники» (6 гл. стихов. утр. вторн.); «Крест твой, Господи» (того же гл. стиховн. сред. веч.); гл. 7-й – «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало» (стиховн. 7 гл. четв. веч.); «Святии мученицы» (оттуда же); гл. 3, – «Мученицы Господи, всяко место освящаете» (8 гл. стихов. веч. четверг.); «Что вы наречем, святии» (того же гл. стиховн. понед. утр.); «Слава. – «Память обновления совершающе, Господи» (Славник на Господи воззвах, службы освящению); «И ныне. «Владычице, приими молитвы раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010