В 20-х гг. власти закрыли монастырские: собор Ново-Троицкого Сумарокова монастыря (1921), 2 собора Ипатиевского мон-ря (1923), Никольский собор Никольского Староторжского мон-ря в Галиче и Богоявленско-Анастасиин собор одноименного мон-ря (оба в 1925). В 1923 г. была окончательно упразднена Николо-Надеевская пуст., в нач. 20-х гг.- Боголюбский мон-рь. В 1924 г. в центре Костромы была разрушена Александровская часовня, возведенная в 1881-1882 гг. в память об убитом имп. Александре II. В 1924 г. в городе был закрыт первый приходский храм - ц. Воскресения на Площадке на бывш. Воскресенской пл. (с 1918 Советская пл.), состоявшая из 2 храмов - Воскресенского и Георгиевского. В 1927 г. в Георгиевской ц. разместился т. н. Дом обороны (Дом Осоавиахима), а в Воскресенской ц. была устроена учебная газовая камера. 7 нояб. 1927 г., к 10-й годовщине революции, в Костроме был открыт Антирелигиозный музей, разместившийся в Богородице-Рождественском соборе Ипатиевского мон-ря (в 1929 из-за малой посещаемости его перевели в ц. Спаса в Рядах, находившуюся в центре города). Летом 1928 г. в Солигаличе в Крестовоздвиженской (Борисоглебской) ц. открылся Дом культуры. Все 5 глав храма были снесены, и до основания разрушена отдельно стоявшая шатровая колокольня XVII в. В 1928 г. были закрыты Николо-Бабаевский и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-ри. Согласно постановлению ВЦИК от 14 янв. 1929 г., Костромская губ. вместе с Владимирской, Иваново-Вознесенской и Ярославской губерниями вошла в состав Ивановской промышленной обл. (ИПО). Из-за сложности управления в марте 1936 г. ИПО была поделена на Ивановскую и Ярославскую области. В 30-х гг. К. и Г. е. оставалась в прежних границах. В 1929 г. закрыли 2 последних мон-ря епархии - Макариево-Унженский Троицкий и Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский. 16 июня 1929 г. выездная сессия Буйского районного суда приговорила 5 насельников Иаково-Железноборовского мон-ря во главе с настоятелем иером. Серафимом (Гусевым) к лишению свободы от года до 2 лет. В тот же день в мон-ре состоялось вскрытие находившихся под спудом мощей прп. Иакова Железноборовского. В ходе раскопок в ц. Рождества Пресв. Богородицы мощи преподобного не были обнаружены. 12 дек. 1929 г. при закрытии Макариево-Унженского мон-ря состоялось публичное вскрытие мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся под спудом в Макариевской ц. (впосл. мощи передали в музей г. Юрьевца).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Крупнейшими б-ками на территории епархии в XVII в. ( Кукушкина. 1977. С. 22-38) стали собрания Кириллова Белозерского мон-ря (1916 книг в 1664), Соловецкого мон-ря (1697 томов в кон. XVII в., из них 1154 рукописных и 543 печатных), Антониева Сийского мон-ря (168 рукописей и 13 печатных книг в кон. XVI в., 359 рукописей и 333 (387 в 1701) печатные книги в 1692), Никольского Корельского мон-ря (289 книг в кон. XVII в.), Красногорского мон-ря (267 книг, из них 141 рукописная по описи 1689 г.), Александрова Свирского мон-ря (114 рукописей в кон. XVII в.). Во время ссылки в Ферапонтов мон-рь патриарх Никон создал келейную б-ку, в к-рой по описи 1676 г. насчитывалось 43 печатных тома и 13 рукописных книг. Важными центрами иконописания в XVII в. выступали Новгородский архиерейский дом, тихвинский Большой Успенский, Александров Свирский, Антониев Сийский монастыри, а также Каргополье. В Новгороде иконописная школа размещалась на митрополичьем подворье на берегу р. Волхов ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 54). Крупная иконописная мастерская действовала в тихвинском Большом Успенском мон-ре, в 40-90-х гг. XVII в. ее возглавлял Родион Сергиев. И. А. Устинова Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравюра С началом Северной войны 1700-1721 гг. епархия долго оставалась прифронтовой. В 1704 г. вслед за основанием С.-Петербурга царь Петр I Алексеевич указал построить г. Нов. Ладога в устье р. Волхов, при этом находившийся там Николаевский Медведский мон-рь был закрыт, а его храмы стали соборами (летним и зимним) нового города. Митр. Иов , получая «достоверные ведомости» о победах над «зловерными шведскими немцами», рассылал их по епархии для прочтения в храмах «во градех и в монастырех», перед совершением молебнов. Созданные митрополитом благотворительные учреждения и госпитали для солдат и работных людей, «нищепиталища», «странноприятелище», приют для «зазорнорожденных младенцев» отвечали насущным потребностям военного времени. Их содержание обеспечивал сбор с венечных памятей, к-рый в др. епархиях поступал в казну. Более 20 лет (до 1727) финансами епархии заведовал назначенный митр. Иовом казначей Софийского дома иером. Феодосий (в 1727 определен архимандритом тихвинского Большого Успенского мон-ря, с 1743 на покое).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Богородицы (Лихотнин в Арамазке) (в с. Яромаска Сарапульского у., муж., основан в сер. XVII в., упразднен в 1764); усть-сарапульский Спасский (в дер. Усть-Сарапулка Сарапульского у., муж., основан ок. сер. XVII в., упразднен в 1764); Мусерская в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (в Яранском у., муж., основана ранее 1661, в 1727 приписана к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, затем в том же году к Казанскому архиерейскому дому); Кайгородский (Верхокуринский) в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на правом берегу р. Моломы в Кайгородской вол., муж., основан в 1676, в 1724 приписан к хлыновскому Иоанно-Богословскому мон-рю, упразднен в 1764), Новодевичий в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (в Котельниче, жен., основан в 1676, упразднен не ранее 1745); Кобрский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (на левом берегу р. Кобры, муж., основан ранее 1678, упразднен в 1764), в честь Рождества Христова мон-рь (в Слободском, первоначально муж., основан ранее 1681, упразднен в 1764, в 1777 восстановлен как жен., закрыт в 1920); в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь (в Орлове, муж., основан в 1693, закрыт в 1918), Раифская в честь Богоявления пуст. (при р. Пышак, муж., основана в кон. XVII в., в 1724 приписана к хлыновскому Иоанно-Богословскому мон-рю, в 1764 упразднена); Новодевичий владычный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-рь (в Яранске, жен., упоминался в 1702); во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова мон-рь (близ Хлынова, муж., основан в 1723, упразднен в 1764); кукарский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в слободе Кукарке Яранского у., жен., дата основания неизвестна, упразднен в 1764); во имя Св. Троицы (в Царёвосанчурске, жен., существовал в XVIII в.); в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь (в Сарапуле, жен., открыт в 1853 как «община сестер трудолюбия», в 1881 преобразованная в мон-рь, закрыт в 1918); в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (в Елабуге, жен., открыт в 1856, закрыт в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Упраздненные: казанский Троице-Сергиевский мон-рь (муж., в Казани, основан в 1553, упразднен в 1764), свияжский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Свияжске, основан ок. 1553-1554, был приписан к казанскому Троице-Сергиевскому монастырю, упразднен в 1764), казанский Преображенский монастырь (муж., в Казани, основан в 1555, закрыт в 1918), тетюшский во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в 1589, сожжен в нач. XVII в.), тетюшский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в кон. XVI в., в 1646 приписан к Новоспасскому московскому муж. мон-рю ), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский мон-рь (в Казани, открыт как мужской в кон. XVI - нач. XVII в., ранее 1607, с 1900 женский, закрыт, вероятно, в 1929), Боровецкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (муж., на месте с. Боровецкого, ныне в черте Набережных Челнов, основан в нач. XVII в., разорен в 60-х гг. XVII в.), Ураевский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в с. Урай (ныне Троицкий Урай) Рыбно-Слободского р-на, основан в нач. XVII в., упразднен в 1764), елабужский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., при устье р. Тойма, близ Елабуги, основан между 1616 и 1638, упразднен в 1764), Болгарский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на Эдемском о-ве близ г. Болгар, основан ок. 1620, упразднен в 1700), казанский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Казани, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на берегу оз. Ср. Кабан (ныне в черте Казани), основан в 1655, с 1764 заштатный, в 1789-1918 являлся загородным архиерейским домом, закрыт в 1919), казанский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря. Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей - оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы , буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем - игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский) . Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

http://pravenc.ru/text/168165.html

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 749; Мельников П. Городецкие церкви//Нижегородские ГВ. 1845. 8-9; Ист. сведение о Городецком мон-ре Пресв. Богородицы Феодоровской Нижегородской губ., Балахнинского у. М., 1849; Ист. описание Городецкого Феодоровского мон-ря и его настоящее состояние. СПб., 1870; Ист. сведения о Городецком мон-ре//Нижегородские ГВ. 1853. 8; [Певцов В. Г. ] Из описания Феодоровского Городецкого мон-ря. СПб., 1872; Можаровский А. Архим. Петр (Каменский), начальник Российско-императорской X Миссии в Пекине//Нижегородские ЕВ. 1886. 18-20; 1887. 9; Соколовский А. Летопись с. Городца//Нижегородские ЕВ. 1886. 3-4; Феодоровский мон-рь//Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память 900-летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 243-248; Феодосий, архим. Ист. описание Феодоровского мон-ря, в связи с минувшим полит. значением с. Городца Нижегородской губ. Н. Новг., 1890, 19002; О чудотворной Феодоровской иконе Богоматери, находящейся в Феодоровском Городецком мон-ре Нижегородской губ. Н. Новг., 1892; Ист. данные о Феодоровском Городецком мон-ре: К построению при подворье мон-ря в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1910; История Феодоровского Городецкого мон-ря (Нижегородской губ.) и построение в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1913; Днепровский Д. Древний вал и крестовые сосны в Городце//Действие Нижегородской губ. ученой комиссии. Н. Новг., 1914. Т. 17. Вып. 4. С. 1-5; Мельников А. П. Нижегородская старина. Н. Новг., 1923. С. 56; Галай Ю. А. Федоровский мон-рь. Городец, 1994; Сироткин С. В. Материалы к истории Федоровского Городецкого мон-ря//Городецкие чт. Городец, 2000. Вып. 3. С. 64-68; Егорькова И. А. Александр Невский и Городецкий Федоровский мон-рь: Легенда и история//Там же. 2003. Вып. 4. С. 56-62; Бахарева Н. Н. Древняя городецкая икона Богородицы: Вопр. истории и иконографии//Там же. С. 111-125; она же. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Федоровская»//Там же. 2004. Вып. 5. С. 52-66.

http://pravenc.ru/text/166241.html

72; Книги описныя Рязанского Богословского мон-ря//Там же. 73; Выписка из расходной книги Богословскаго мон-ря//Там же. 74. Лит.: Богословский 3-го кл. муж. мон-рь (Рязанской губ.)//Рязанские ГВ. Рязань, 1838. 11. С. 27-28; 12. С. 29-30; 13. С. 31; 14. С. 33-34; 1847. 2. С. 7; Тихомиров Д. Записки об археол. исследованиях в Рязанской губ. М., 1844. С. 8-10; Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858. С. 77, 117; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1862. С. 139; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 228, 239-259; Ист. сведения о Богословском мон-ре//Рязанские ГВ. 1868. 35. С. 4; 36. С. 4; Прежнее и нынешнее положение Рязанского Богословского мон-ря//Рязанские ЕВ. 1869/70. 5. С. 123-130; Смирнов С. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 632. XVI; Покровский Н. Стенная живопись в Богословском мон-ре//Тр. Рязанской УАК. Рязань, 1888. Т. 3. Вып. 2. С. 23-27; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 32-33; Смирнов И. П., свящ. Описание Богословского общежит. мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 18942; Духовные деятели Рязанского края//Рязанские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. 7/8. С. 283-284; Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902. С. 105-106; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 98-99; Сметанина С. И. Землевладение Рязанского края и опричная земельная политика: АКД. М., 1982. С. 177-193; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М., 1989. С. 155-159; Бобровский Т. А. К вопросу о типологии и датировке древнерус. пещерных мон-рей//Рос. Арх. 1993. 5. С. 128; Искусство Рязанских земель/Авт.-сост. Н. В. Дмитриева и др. М., 1993; Рязань Православная/Сост.: Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 48-53; Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1994. Т. 2. С. 599-600, 622; Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 71-79, 385; Акимов В. И. Тайна монастырского подземелья// Он же. Возвращение к истокам. Рязань, 1997; Антонов А. В. Из истории нагодчины в Рязанской земле//РД. 1998. Вып. 4. С. 152-158; Описание Св.-Иоанно-Богословского мон-ря, находящегося в Рязанской епархии. М., 1998; Рязанская энциклопедия. Рязань, 1999. Т. 1. С. 430; Комаров В. А. Спелеологическая изученность Рязанской обл.//Свет. К., 2005. 1(27). С. 40; Плужников В. И. Собор Пощуповского мон-ря перед перестройкой 1860-х гг.//ПРАМИ. М., 2005. Вып. 7. С. 343-349; Св.-Иоанно-Богословский мон-рь Рязанской епархии/Подгот.: архим. Авель (Македонов). М., 2007.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Антонин (Державин), еп. Рака свт. Филиппа, митр. Московского, в Тверском Успенском Отроче мон-ре//Тверские ЕВ. 1886. 14. Отд. неофиц. С. 393-400; Гавриил (Голосов), еп. Отрочь мон-рь в г. Твери. Тверь, 1894; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Кучкин В. А. Источники «Написания» мон. Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; Макарова Т. И., Николаева Т. В. Из истории культуры Тверского Отроча мон-ря//Сов. Арх. 1976. 4. С. 100-110; Булкин В. А., Иоаннисян О. М., Салимов А. М. Успенский собор тверского Отроча мон-ря по археол. данным//Памятники железного века и средневековья на В. Волге и В. Подвинье. Калинин, 1989. С. 97-107; Семячко С. А. Повесть о тверском Отроче мон-ре. СПб., 1994; она же. Повесть о Тверском Отроче мон-ре//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 194-201; Булкин В. А., Салимов А. М. Успенский собор тверского Отроча мон-ря на рубеже XV-XVI ст.//Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1996. Вып. 1. С. 79-84; Хворостова Е. Л. Успенский собор Отроча мон-ря в Твери: (проблемы реконструкции)//Тверской археол. сб. Тверь, 2001. Вып. 4. Т. 2. С. 343-351; Успенский Отроч мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2002. Ч. 1. С. 624-626; Салимов А. М., Булкин В. А. Успенский собор тверского Отроча мон-ря//Арх. наследство. М., 2007. Вып. 47. С. 34-49; Иванов П. С. Описи Тверских монастырских библиотек XVII-XVIII вв. как ист. источник//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 243-256; Шестакова (Антонова) А. А. Средневековая монументальная живопись Успенского собора тверского Отроча мон-ря//Вопросы отеч. и заруб. искусствознания: Сб. ст. Тверь, 2010. 3. С. 32-48; Салимов А. М. Каменное строительство в тверском Отроче мон-ре во 2-й пол. XV-XVI вв.//Вестн. слав. культур. 2010. Т. 8. 4. С. 74-83; он же. Средневек. зодчество Твери и прилегающих земель. XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 1. С. 52-73, 456-469; Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 248-331; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

XVI в., закрыт в 1927, возрожден в 1994), Крестовоздвиженский (женский, в Н. Новгороде; основан не позднее кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. как мон-рь в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, в 1716 переименован в Крестовоздвиженский, в 1723 к нему был присоединен упраздненный нижегородский Воскресенский мон-рь, в 1764 - упраздненный нижегородский Зачатиевский мон-рь, в 1815 переведен на новое место, в 1919 закрыт, насельницы организовали трудовую артель, жен. община существовала при Крестовоздвиженском соборе до нач. 1928, при Казанской кладбищенской ц.- до 1935, мон-рь возрожден в 2004), Оранская в честь Владимирской иконы Божией Матери (муж. пустынь, в с. Оранки Богородского р-на; основана в 1634, закрыта в 1920, возрождена в 1993), Успенская Флорищева (муж. пустынь, в пос. Фролищи Володарского р-на; основана в сер. XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 2005), саровская Успенская (муж. пустынь, в Сарове; основана в кон. XVII в., закрыта в 1927, возрождена в 2006), в честь Феодоровской иконы Божией Матери (мужской, в Городце; основан в 1700, закрыт в 1923, возрожден в 2009), высоковский Успенский (мужской, в 2 км от дер. Высоково Ковернинского р-на; основан в 1784 как старообрядческий скит, впосл. насельники присоединились к единоверию, с 1820 пустынь, с 1829 монастырь, закрыт в 1929, возрожден в 2000), Серафимов Дивеевский (женский, в с. Дивееве Дивеевского р-на; основан как Казанская жен. община в 1788, к-рая была преобразована в мон-рь в 1861, закрыт в 1927, возрожден в 1991), Абабковский во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женский монастырь (в с. Абабкове Павловского р-на; основан как богадельня ок. 1818, в 1849 преобразована в жен. общину, в 1859 получила статус мон-ря, закрыт в 1928, возрожден в 1995), Дальнедавыдовский в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (женский, в с. Давыдове (ранее - Дальнее Давыдово) Вачского р-на; открыт в 1858 как жен. община, в 1886 преобразована в мон-рь, закрыт во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010