Вид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

http://pravenc.ru/text/149407.html

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

К янв. 2012 г. в М. Б. м. проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г.- ок. 10 насельников. Арх.: Арх. Благовещенского монастыря [ВСЭНРПМ. 1976 г. Ист. справка и мат-лы технического исследования настенной живописи Благовещенской ц. города Мурома]; Там же [Выписка БТИ г. Мурома от 9.06.1992 г.]; Там же [ Епанчин А. А. Благовещенский муж. мон-рь, 1992 г.]; Арх. ВСЭНРПМ. М-10/2. 13711 [Муром. Благовещенская ц. Материалы предварительного обследования. 1963 г.]; Арх. Муромского межрайонного БТИ. Дело 1823; ВСЭНРПМ. 17024. Кн. 1: Опись культурных ценностей. Благовещенский собор г. Муром (1984 г.); ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1-50 [Летопись муромского Благовещенского муж., ныне 2-го класса мон-ря, Владимирской епархии и губернии]; РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1996 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1765 г.]; Д. 369 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1762-1763 гг.]; Оп. 8. Д. 446 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1772 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 61 [Книга прихода и расхода штатных сумм (1841-1849 гг.)]; Д. 39 [Краткий список лиц, монашествующих в муромском Благовещенском мон-ре, за 1879 г.]; Д. 40 [Опись (1880 г.)]; Д. 57 [Клировые ведомости муромского Благовещенского мон-ря 1907 г.]; МИХМ. М-2233 [Синодик Благовещенского мон-ря 1713 г.]; 207 [Охрана памятников]; ММ-28260 [Сказание о граде Муроме, ркп. XIX в.]. Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 7; Повесть о водворении христианства в Муроме// Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; Грамота царя Михаила Федоровича в муромский Благовещенский муж. мон-рь 1623 г. о рыбных ловлях, лугах и о жалованье//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1878. Т. 2. С. 196-201; О бытии муромскому Благовещенскому мон-рю в присоединении к муромскому же Борисоглебскому мон-рю, с переводом всей братьи в этот последний, и об оставлении при церкви Благовещенского мон-ря священника и причетников (23 июня 1725 г.)//Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 47-48; Царская жалованная грамота Муромскому Благовещенскому мон-рю на вотчинное безоброчное владение озерками в Муромском у. в Клинском лугу (10 апр. 1619 г.)//Там же. 1904. Вып. 3. С. 194-197; ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1185; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Владимир, 2010; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Список со строельной книги г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010; Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. Владимир, 2011.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Лит.: Ундольский В. М. Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Отд. 4: Смесь. С. I-IV, 1-44; Снегирёв И. М. Богоявленский мон-рь в Москве на Никольской ул. М., 1864; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Архим. Митрофан, настоятель моск. Богоявленского мон-ря//ДЧ. 1868. Ч. 3. Кн. 10. С. 126-147; Кн. 11. С. 165-182; Иосиф (Левицкий), архим. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы. М., 1876; Никодим (Белокуров), еп. Из истории Богоявленского мон-ря в Москве. М., 1877; он же. Описание моск. Богоявленского мон-ря. М., 1877; Зверинский. 1890. Ч. 1; Дмитриев Д. С. Ист. очерк моск. Богоявленского первокл. мон-ря. М., 1902; По Москве: Прогулки по Москве и ее художеств. и просветительным учреждениям. М., 1917; Сорок сороков: Кр. иллюстр. история всех моск. храмов. М., 1992. Т. 1; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994; он же. Русское средневек. надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Сев.-Вост. Руси XIII-XVII вв. М., 1996; он же. Собор Богоявленского мон-ря за Торгом и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры: (Ист.-худож. параллели)//ДРИ: Сергей Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 400-409; Кириков Б. А., Даниленко Н. И. Богоявленский мон-рь в Москве, что за Ветошным рядом. М., 1995; Богоявленский мон-рь/Подгот. текста: Т. Н. Алексинская, В. Д. Назаров; коммент. и предисл.: В. Д. Назаров//АРГ: АММС. 1998. С. 89-220; Алексеев А. И. Роспись главам древнейшего Синодика Моск. Богоявленского мон-ря//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 7-33; Правосл. Москва: Справ. монастырей и храмов. М., 2001; Топычканов А. В. Храм Богоявления Господня бывш. Богоявленского мон-ря. М., 2009; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 29, 145, 147, 271, 296, 369; Рыков Ю. Д. Вклады государева дьяка П. М. Митрофанова в рус. мон-ри в эпоху царя Ивана Грозного//Рус. средневековье: Сб. ст. в честь проф. Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 471-526.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

Адрианом Фэджецяну на участке, подаренном А. Лазар, и освящен в 2000 г. еп. Дамаскином. В 2001 г. получил статус скита, в 2003 - мон-ря. Подвизаются 5 насельниц, настоятельница - мон. Арсения (Козма). Мон-рь Хаджиени в 39 км от Слобозии основан в 2001 г. по инициативе еп. Дамаскина при Никольской ц. (1881-1892), к-рая пострадала от многочисленных наводнений при разливе р. Яломица и в 1970-1975 гг. была заброшена, поскольку село Хаджиени было покинуто жителями. В 2007 г. еп. Слобозийский Дамаскин и архиеп. Томисский Феодосий освятили Дмитриевскую часовню мон-ря. В мон-ре 12 монахов, настоятель - протосинкелл Рафаил (Мац). Мон-рь Фрэцилешти-Судици с ц. во имя вмч. Пантелеимона в с. Сэвени был основан в 2007 г. в усадьбе А. Пана, подаренной Церкви его потомками. Одним из главных ктиторов нового мон-ря является директор Национального музея сельского хозяйства из Слобозии Р. Чукэ. В мон-ре 2 насельницы, администратор - иером. Антоний (Чобану). Тулчская епископия Кафоликон мон-ря Плэвичени. 1648 г. Мон-рь Кокош в 6 км от с. Никулицел расположен на месте более древнего скита, упоминающегося в источниках с 1679 г., и был основан в 1833 г. монахами Виссарионом, Геронтием и Исаией, происходившими из Нямецкого мон-ря. Возвращаясь с Афона, они остановились в Исакче, купили участок земли и построили небольшую церковь из обмазанных глиной прутьев (просуществовала до 1910). Виссарион стал настоятелем мон-ря и получил сан архимандрита, в 1853 г. он построил новую каменную церковь во имя Св. Троицы на средства зажиточного трансильванского пастуха, к-рый, приняв постриг, продал все свое имущество. После 1878 г. над церковью были воздвигнуты 3 главы. Следующий настоятель игум. Даниил (1862-1884) выстроил монументальную колокольню высотой 30 м и келейный корпус в вост. стиле, к-рый в 1959 г. был признан историческим памятником. В 1910 г. кельи и обе церкви были разрушены. В том же году настоятель мон-ря архим. Роман (Сореску) построил часовню во имя свт. Николая, кухню и трапезную. 23 апр.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 8, 25, 31; Корб И. Г. Дневники путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 3-39; Тихомиров М. Н. Новый памятник Моск. полит. лит-ры XVI в.// Он же. Рус. летописание. М., 1979. С. 155-166; Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. Моск. Новодевичьего монастыря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985. С. 152-210; Приходная книга Моск. Новодевичьего мон-ря 1603-1604 (7112) г.//Там же. С. 81-151; Синодик 1705 г. Моск. Новодевичьего мон-ря//Там же. С. 211-301; Антонов А. В. Вотчинные архивы моск. мон-рей и соборов 14 - нач. 17 в.: Акты Новодевичьего мон-ря//РД. 1997. Вып. 2. С. 193-201; АРГ: АММС. С. 265-412, 483-520; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2008. Т. 2; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.//Моск. Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания: Антология. М., 2012. С. 509-515. Лит.: Снегирёв И. М. Новодевичий мон-рь в Москве. М., 1857; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876; Историческое описание Моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1885; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 793-807; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст.; он же. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1; Писарев Н. Домашний быт рус. патриархов. Каз., 1904; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. империи. Н. Новг., 1907; Посникова М. А. К истории землевладения Новодевичьего мон-ря в кон. XVI в.//Юбилейный сб. ист.-этногр. кружка при ун-те св. Владимира. К., 1914. С. 229-242; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1955. (Тр. ГИМ; Вып. 14); она же. Путеводитель по музею Новодевичий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Церковь вмч. Георгия мон-ря Нучет. 1840–1848 гг. В 25 км от Тырговиште в с. Мэнэстиря (коммуна Кобия) находится мон-рь Кобия, основанный в 1572 г. стольником Бадей Болосиным. Никольская ц. мон-ря отличается уникальным внешним декором и является единственным памятником, сохранившимся в первоначальном виде. Во время реформ Кузы мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 2001 г. храм был расписан худож. Р. Андроником. В наст. время ведутся переговоры по восстановлению здесь мон-ря. Мон-рь Нучет в 16 км от Тырговиште, возможно, существовал еще с нач. XV в.: по преданию, он был основан прп. Никодимом Тисманским. Однако 1-м известным ктитором стал жупан Гергина, дядя господаря Раду IV Великого (рубеж XV и XVI вв.). Нучет был впервые упомянут в грамоте св. Нягое I Басараба, где говорится о том, что господарь Влад IV Кэлугэрул (Монах) (1482-1495) пожаловал мон-рю «горы Бучеджи». В 1592 г. Нучет был преклонен мон-рю Дусику близ Пили в Фессалии в юрисдикции К-польской Церкви. Мон-рь пострадал во время австро-турецкой войны (1736-1739) и землетрясения 1738 г. Несмотря на проведенные семейством Вэкэреску реставрационные работы, Георгиевская ц. в 1840-1848 гг. была полностью перестроена. Как и мн. др. обители, Нучет прекратил свое существование после секуляризационных реформ Кузы. Решение о возобновлении мон-ря было принято 15 марта 1994 г., в нояб. 2004 г. отреставрированная Георгиевская ц. и весь комплекс были освящены. В мон-ре подвизаются 10 насельниц, настоятельница - мон. Андрея (Давид). В 5 км от Тырговиште расположен мон-рь Вифорыта, основанный в XV в. Впервые упомянут в источниках в 1530 г. в связи с постройкой здесь господарем Владом V Тынэром (Молодым) ц. во имя вмч. Георгия. Обитель пострадала во время похода трансильванского кн. Габора Батори в 1611 г., восстановлена господарем Раду IX Михней (1611-1616). После землетрясения 1940 г. мон-рь был восстановлен при содействии румын. патриарха Юстиниана (Марины). В 1960 г. в мон-ре был организован приют для вдов священников. До 2000 г. монастырь находился в непосредственном ведении Патриархии, затем перешел в юрисдикцию Тырговиштской архиепископии. В монастыре подвизаются 85 насельниц, настоятельница - ставрофора Михаила (Грэждян).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

XVII в., закрыта в 1724), тарусский Троицкий (Петровский) (муж., в Тарусе, основан в XVII в., закрыт в 1764), мещовский Афанасьевский Петропавловский (жен., в Мещовске, основан в 1707, закрыт в 1764), Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (жен., в сельце Петропавловское, между современными дер. Новодяглево и с. Жерелево Куйбышевского р-на, основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, в 1892 преобразована в монастырь, закрыт в 1918), Сретенский скит (муж., существовал в совр. пос. Зелёном в черте Калуги, основан не позже 1871, закрыт в 1918), калужский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Калуге, основан в 70-х гг. XIX в., закрыт в 1924), Тарусский Свято-Троицкий (жен., в сельце Костомарово-Татарское Тарусского у., ныне дер. Татарское Жуковского р-на, основан в 1892 как община, с 1917 мон-рь, закрыт в 1918-1919), Николо-Печерская община (жен., в с. Муковнине, между совр. поселками Полотняный Завод и Товарково Дзержинского р-на, основана в 1898, закрыта в 1918), дугнинский в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (жен., в совр. пос. Дугна Ферзиковского р-на, основан в кон. XIX в., с 1911 жен. община, в 1917 преобразован в самостоятельный мон-рь, закрыт в 1918-1919), Скорбященская община (жен., на хуторе Булгаково, между совр. деревнями Крыцыно и Якшуново Дзержинского р-на, основана в 1902, закрыта в 1918-1919), Мстихинский Сергиевский скит (муж., близ дер. Мстихино, ныне в черте Калуги, основан в 1905, закрыт в июле 1918), Мелхиседекова Одигитриевская пуст. (муж., близ с. Анновка, ныне деревня Кировского р-на, основана в 1916, в 1918 закрыта). Монастыри, ранее входившие в К. и Б. е.: Покровский Добрый (муж., ныне с. Доброе Суворовского р-на Тульской обл., основан в 1385-1406, закрыт в 1918-1919), Анастасов в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., близ совр. пос. Одоев Тульской обл., основан между 1525 и 1534 г., закрыт в 1764), лихвинский во имя прп. Михаила Малеина монастырь (муж., в г. Лихвине (ныне Чекалин Тульской обл.), основан в 1615, закрыт в 1684), лихвинский Афанасиев монастырь (жен., в Лихвине, основан в кон.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010