Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

По словам иером. Авеля (Ванюкова), «смиренный, подвиголюбивый старец возлюбил совершенное безмолвие. Любимое его занятие было: уединенный труд в келье, безмолвная молитва и чтение духовных книг. Лобызая пустынную жизнь, он всегда поучал и братию быть ревностными любителями пустынного безмолвия» ( Авель. С. 58). Е. скончался в день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов, в год прибытия в Саров Прохора Мошнина, буд. прп. Серафима Саровского . Е. похоронен рядом с Успенским собором, на зап. стороне, слева от входа. После освящения собора 15 авг. 1778 г. еп. Владимирский Иероним посвятил подвижнической жизни скончавшегося строителя особую проповедь. До закрытия пустыни в 20-х гг. XX в. по Е. служились соборные панихиды. К 1951 г. собор был взорван, захоронение подвижника утрачено. Арх.: ГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1145. Л. 46-107. Соч.: Келейные записки Саровской пуст. отца строителя Ефрема//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 215-226. Лит.: Иероним [Фармаковский], еп. Слово, говоренное... в Саровской пуст. при освящении... построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 1778; Маркеллин, игум. Краткое ист. описание Саровской пуст. М., 1819; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996р; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р; Записки Афанасия Илларионовича//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 112; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90-97. Д. Б. Кочетов Иконография В Саровской Успенской пуст. хранился портрет Е., предположительно посл. трети XVIII в., с виршами: «Не Сирин ты, но Русский ты Ефрем; Саровской пустыни броня еси и шлем!» ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2002. С. 33). По-видимому, этот ранний портрет воспроизведен на гравюре И. Шелковникова с цензорским разрешением 1849 г., выполненной в качестве отдельного листа (ГИМ) и для кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся (М., 1853). Е. представлен вполоборота вправо, по пояс, опирающимся на посох, в мантии и клобуке, с четками в левой руке, с длинными волосами и окладистой, слегка раздвоенной седой бородой. Во 2-й пол. XIX в. гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, помещенных в саровских изданиях (напр., 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова; ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182129.html

Всего, по подсчетам И., его миссией было крещено 4719 чел., общее число крещеных составило 11 574 чел. В это число помимо др. народов входили почти все камчадалы, так что, как указывал И., «более приводить из язычества в веру Христову уже некого» ( Нестор (Анисимов). 2000. С. 487). В последнем из своих многочисленных донесений в Синод (от 29 марта 1749) он писал о необходимости учредить Камчатскую епархию, создать семинарию на 50 учащихся и основать Троицкий мон-рь при Нижнекамчатском остроге, к-рый бы с приписанными к нему 30 пашенными семействами снабжал полуостров хлебом. Нек-рые из проектов И. были осуществлены в XIX в. Благодаря его самоотверженным трудам христианство значительно укрепилось в среде ительменов. Память об И. на Камчатке сохраняется, в частности, в рус. фамилиях крещеных, к-рые давались по фамилиям членов его миссии. 10 дек. 1749 г. на Камчатку прибыл нарочный с высочайшим указом от 5 апр. 1748 г. о наречении И. епископом Иркутским на вдовствовавшую с 1747 г. кафедру. Он передал миссию иером. Пахомию (указом Синода от 22 июня 1758 миссия была закрыта) и выехал с Камчатки. В июне 1750 г. пребывал в Охотске, а с нач. сент. по 22 нояб. того же года - в Иркутске, где занимался неотложными делами епархиального управления. Перед отъездом в С.-Петербург для хиротонии И. велел сделать копии с рукописей 3 своих сочинений - «Рассуждения нравоучительные на Аввакума пророка», «Семя учения Слова Божия» и «Сок семени учения Слова Божия», которые планировал издать с разрешения Синода (к сер. XIX в. все тексты были утрачены). Последнее сочинение было переписано во мн. экземплярах и разослано по всем мон-рям, церквам и даже острожкам епархии для чтения пастве после литургии. Прибыв в С.-Петербург 25 янв. 1751 г., И. просил об увольнении его на покой, сославшись на слабое здоровье. Синод удовлетворил его просьбу и 18 февр. 1754 г. уволил от управления епархией и назначил ректором и преподавателем богословия Славяно-латинской академии в Москве, настоятелем Заиконоспасского мон-ря. В сент. 1755 г. И. был освобожден от преподавания «за немаловременные труды на Камчатке» и оставлен только в должности ректора. 12 мая 1757 г. И. перемещен на место настоятеля Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря .

http://pravenc.ru/text/578110.html

В 1832 г. К. переехал в Казань и вступил в должность архитектора Казанского имп. ун-та, работал в тесном сотрудничестве с ректором, председателем строительного комитета Н. И. Лобачевским. При размещении на университетской территории новых зданий К. взял за основу генеральный план, разработанный архит. П. Г. Пятницким. Помимо нового генерального плана К. составил проекты корпусов. Комплекс Казанского ун-та К. решил в едином стиле. Все постройки расположены архитектором в симметричной композиции, где визуальной доминантой является главный корпус здания анатомического театра с плоским куполом и полукруглым выступом в колоннах и пилястрах, вытянутый по оси, а б-ка и химическая лаборатория с физическим кабинетом, соответственно с вост. и зап. сторон, задуманы практически одинаковыми. Полуциркульная ограда с колоннами соединяла ранее 3 главных здания ансамбля, параллельно ей были расположены дугообразные служебные корпуса. Центром университетского двора, по замыслу К., была площадь с памятником Г. Р. Державину (1847, скульптор С. И. Гальберг, архит. К. А. Тон). Несмотря на то что многие части комплекса сегодня перестроены, а нек-рые утрачены (напр., ограждение с колоннадой и памятник Державину), созданный К. университетский ансамбль можно отнести к числу лучших образцов русского зодчества. Он является уникальным памятником истории и архитектуры 1-й пол. XIX в., охраняется как объект культурного наследия федерального значения. В казанский период К. работал над проектами церковных зданий. В 1835 г. он разработал 3 версии проекта реконструкции Казанского кафедрального собора, все они предполагали незначительное расширение старого собора и постройку рядом нового храма. Ни один из вариантов не был реализован. По проекту К. в 1842 г. был построен собор в честь Грузинской иконы Божией Матери в Раифском муж. монастыре. Здесь К. повторил свой излюбленный композиционный прием, при к-ром купол опирается на кубический массив с портиками. Плоский купол был спроектирован настолько большого размера, что при производстве работ его сделали деревянным, а от портиков вовсе отказались - в таком искаженном виде церковь существует в наст. время. После закрытия мон-ря в 1930 г. здание частично перепланировали. Ныне собор восстановлен и является местом нахождения чудотворного списка Грузинской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

По всей видимости, К. так и не смог восстановиться после этого трагического события. Угасание мон-ря совпало с общим социально-демографическим кризисом ближневост. христианства в позднее средневековье. Аль-Макризи упоминал, что в его время в К. оставался только 1 служитель. В 1559 г. рус. паломник и дипломат Василий Позняков описал этот мон-рь (называя его монастырем св. Арсения), находившийся, по его словам, в 7 верстах от Ст. Каира, как полностью заброшенный. Руины К. посещал ряд путешественников нач. XVIII в. В наст. время развалины мон-ря находятся в закрытой военной зоне, и их изучение затруднено. Согласно единственному описанию топографии К. (1963), комплекс монастырских зданий, по форме близкий к квадрату, располагался по обе стороны скального гребня, частично разрушенного, поскольку в древности на этом месте была каменоломня. Гребень был пробит туннелем, соединявшим 2 части обители. Главный вход размещался с сев. стороны, здесь же находились цистерны для воды. В юж. части обнаружены остатки жилых строений и церковь с квадратным наосом и опорами утраченного свода. Это совпадает с описанием конструкции ц. св. Саввы у Абу-ль-Макарима. К востоку от огороженного пространства была открыта пещерная церковь с большой апсидой. Южнее мон-ря более чем на 1 км протянулись древние каменоломни, вырубленные в скалах полости, бывшие жилищем монахов-отшельников в раннехрист. эпоху. Ист.: Eutych. Annales. Pt. 1. P. 52; Pt. 2. P. 197, 228-229, 233 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2/1. С. 369-370, 383-385. (ППС; Т. 17. Вып. 2/2)); Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries Attributed to Abû Sâlih, the Armenian/Ed., transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 145-153; al-Mak r z , Ah mad ibn ‘Al . Kita  b al-h  ita  t al-makrziyya. Bayru  t, 1959. Т. 3. P. 421, 425-432; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. C. 16. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)).

http://pravenc.ru/text/2462329.html

Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г. Почитание К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых» (С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.), Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова» (ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682). Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича . Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).

http://pravenc.ru/text/187852.html

Дальнейшая история мон-ря не поддается детальной реконструкции. В предисловии к «Списку настоятелей монастыря», составленному в 1840 г. временно управляющим П.-З. Н. м. казначеем Данилова мон-ря (см.: Переславль-Залесский Данилов во имя Святой Троицы мужской монастырь ) Мефодием, утверждается, что после прп. Димитрия до XVII в. обитель пребывала в запустении (ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 530. Л. 1 об.). Делекторский полагал, что мон-рь был сожжен ханом Тохтамышем в 1382 г., но позже восстановлен. В монастырском архиве он обнаружил копии данной грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича 1506 г. и вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Крячка Чемоданова, сына Воропанова, 1560 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г. ( Делекторский. 1904. С. 7, 9). В Смутное время нач. XVII в. мон-рь вновь подвергся опустошению. Восстановление П.-З. Н. м. после Смуты связывается с деятельностью строителя, а затем игумена (1613-1645) старца Дионисия († 1645), армянина, родом из купеческого сословия, впосл. схимонаха и затворника. В Синодике мон-ря он именован Дионисием Карловым (ПЗИХМЗ. Инв. 1272. Л. 18). По монастырскому преданию, еще в мирской жизни Дионисий после усердной молитвы перед сном сподобился видения свт. Николая Чудотворца, повелевшего возобновить переславскую обитель его имени. Старец отстроил мон-рь, в т. ч. деревянные Никольский храм и ограду, ввел в нем общежительный устав ( Делекторский. 1904. С. 9-10). После кончины схим. Дионисия похоронили в П.-З. Н. м., однако место его погребения было утрачено. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) (Владимир, 1876. Т. 2) он включен в сонм неканонизированных святых Владимиро-Суздальской епархии. В 1665 г. в обители жил известный деятель раскола инок Феоктист. Временем расцвета П.-З. Н. м. стал кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. В этот период мон-рем управляли архимандриты Варлаам, Питирим (Ведерницын?). При них и при игуменах Романе, Павле, Пахомии (1719-1727) и при Иакове (Певницком) (1733-1749) в обители развернулось каменное строительство на средства переславских и московских купеческих семей. В 1759-1761 гг. настоятелем был архим. Филарет. Во 2-й пол. XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г., начался постепенный упадок П.-З. Н. м., к-рый был отнесен к заштатным мон-рям. К кон. XIX в. его братия состояла из 2 иеромонахов, иеродиакона, 2-3 послушников. От частой перемены настоятелей страдало монастырское благочестие ( Делекторский. 1904. С. 15). Благотворитель мон-ря переславский купец А. А. Варенцов предложил для сохранения и благоустройства древней обители обратить ее в женскую. Последним настоятелем муж. мон-ря был архим. Пимен (Малиновский) (1896-1898). Указом Синода от 10 июня 1898 г. заштатный мон-рь был обращен в общежительный женский, в 1898-1913 гг. его возглавляла игум. Антония, а до закрытия в 1923 г.- казначея Аглаида (?). В нач. XX в. в мон-ре проживало ок. 100 сестер.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

В 1920 г. решением Каменского уездного исполкома К. м. был закрыт, некоторые монахини остались в Каменске и окрестных деревнях. В трапезной части монастырской Преображенской ц. были размещены сельскохозяйственные курсы, но богослужения продолжались еще неск. месяцев. 27 окт. 1921 г. храм был закрыт, в том же году прекратились богослужения и в Казанской ц. В 1921-1925 гг. насельницы (30 чел.) боролись за сохранение обители, безрезультатно обращались к властям с просьбой сдать им в аренду помещения мон-ря для образования сельскохозяйственной артели. Впосл. в монастырских помещениях располагались хозяйственные службы: в 2-этажном келейном корпусе и трапезной домовой церкви - администрация Синарского р-на, в Преображенском храме - склады. В шлакоблочном здании, пристроенном к храму, работал хлебозавод. В 80-90-х гг. XX в. территорию мон-ря со всеми постройками занимали склады Мин-ва по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ. К нач. 1999 г. все имущество МЧС было вывезено. Основные постройки сосредоточены в юж. половине мон-ря. Корпус келий и трапезной имеет в плане форму прямоугольника, вытянутого по оси «запад-восток», фасады выдержаны в стиле позднего классицизма. К юго-западу от корпуса находятся 5-главая Преображенская ц. и колокольня, к-рые определили архитектурный ансамбль мон-ря. Далее, почти у самой стены, стояла часовня. Обитель окружала невысокая глухая каменная ограда, на юж. участке с уступами. После закрытия К. м. были постепенно разобраны ограда, часовня, деревянные службы. Утрачены главы храма, разрушены колокольня, апсида Преображенского храма; сделан ряд пристроек. В 1940 г. корпус келий и трапезной был отремонтирован, проведены частичная внутренняя перепланировка, пристройка портиков и балконов. Несмотря на разрушения и утраты, в ансамбле монастыря сохранился редкий для Урала декор, стилизованный в духе допетровского барокко. Монастырский комплекс сохранил градостроительное значение, доминируя в панораме сев. части исторического центра Каменска-Уральского. К 2012 г. комплекс зданий, входящих в состав обители, включен в гос. список памятников истории и культуры Свердловской обл. как образец архитектуры местного значения.

http://pravenc.ru/text/1470101.html

Д. издал неск. книг по истории Лужецкой обители. В 1892 г. Обществом любителей древней письменности был опубликован сб. документов, подготовленный Д.- «Можайские акты: 1506-1775 гг.». В сборник вошли копии док-тов и грамот о Лужецком и др. можайских мон-рях с 1506 по 1775 г., хранящихся в Московском архиве Мин-ва юстиции. Самой ранней является жалованная грамота 1506 г., данная Лужецкому мон-рю вел. кн. Василием III Иоанновичем . В Актах были также изданы 3 грамоты, данные в 1675 г. в Лужецкую обитель Патриархом Иоакимом , происходившим из рода можайских дворян Савёловых (усыпальница рода находилась в монастырской колокольне). Позднее Д. предоставил мировому судье г. Можайска М. П. Савёлову собранные в монастырском архиве материалы о роде дворян Савёловых, которые были изданы в кн. «Материалы для истории рода дворян Савеловых» (Острогожск, 1894-1896. 2 т.) и в ст. «Савеловы по документам Можайского Лужецкого монастыря» (Моск. ЦВед. 1899. 3. С. 38). Исследования Д. внесли существенный вклад в изучение деятельности митр. Московского св. Макария, бывшего в XVI в. настоятелем Лужецкого мон-ря. В трудах по истории обители Д. предложил датировать его настоятельство (1506), поставления на Новгородскую (1526) и первосвятительскую (1542) кафедры. Также Д. высказал предположение, что идея создания Великих Четьих Миней могла возникнуть у святителя уже в Можайске. Благодаря опубл. выпискам Д. из несохранившейся к 2007 г. монастырской вкладной книги удалось установить мирское имя свт. Макария - Михаил. Нек-рые труды Д. не были опубликованы. В 1881 г. он составил для гр. С. Д. Шереметева рукописную кн. «Фотографические снимки с некоторых ризничих предметов Лужецкого монастыря». Фотографии были «сделаны в самом монастыре проезжим фотографом на счет архимандрита Дионисия и даны вкладом в Лужецкий монастырь» (Краткая летопись. С. 93). Др. комплект фотографий был подарен графу Шереметеву. Под 7-м номером он описал в ней напрестольное Евангелие 1681 г.- вклад в Лужецкую обитель Патриарха Иоакима на вечное поминание о своих родителях. Утраченное в связи с закрытием мон-ря после революции ценное Евангелие вернулось в обитель в день памяти свт. Макария в 2000 г. и ныне хранится в Лужецком мон-ре ( Борис (Петрухин). С. 262-263).

http://pravenc.ru/text/178371.html

Почувствовав приближение смерти, Е. назначил преемником прп. Вальдеберта. Святой был похоронен в Луксовии, впосл. его мощи хранились в монастырской церкви (утрачены после закрытия мон-ря в 1790). К Е. обращались с молитвами об исцелении душевнобольных и бесноватых. Память Е. упоминается в Мартирологе свт. Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 243) и в более поздних церковных календарях, в т. ч. в Римском Мартирологе. В 966 г. гр. Сигерих основал в сел. Вергавиль (совр. деп. Мозель) жен. мон-рь Пресв. Богородицы и св. апостолов, впосл. получивший имя Е. Из Люксёя в мон-рь была перенесена часть мощей святого, многочисленные паломники посещали святыню (в 1670 мощи исчезли из мон-ря). Во время Французской революции 1789-1799 гг. мон-рь был закрыт и разорен. В приходской церкви в Вергавиле сохранилась каменная статуя Е., выполненная на рубеже XIII и XIV вв. Ист.: BHL, N 2773-2774; Ionas. Vita Columbani abbatis et discipulorumque eius//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 61-152; ActaSS. Mart. T. 3. Col. 784-790; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. IV 44//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 142-143; Vita S. Amati. 5//Ibid. T. 4. P. 217; Vita S. Romarici. 4//Ibid. P. 222; Vita S. Sadalbergae. 2-3, 6-8//Ibid. T. 5. P. 51-54; Vita S. Faronis episcopi Meldensis//Ibid. P. 186; Vita S. Audomari. 3//Ibid. P. 754-755; MartRom. Comment. P. 116-117. Лит.: Peruy G. La vie de S. Eustase, deuxième abbé de Luxeuil et patron de l " abbaye de Vergaville. Metz, 1645; Stokes M. Three Months in the Forests of France: A Pilgrimage in Search of Vestiges of the Irish Saints in France. L., 1895. P. 54-69; MacLaughlin T. Le très ancien droit monastique de l " Occident. Ligugé; P., 1935; Viard P. Eustasio//BiblSS. Vol. 5. Col. 294-295; Morembert T., de. Eustase//DHGE. T. 16. Col. 12; Parat H. L " abbaye de Luxeuil. Luxeuil-les-Bains, 1994; Les moines irlandais dans la Lorraine médiévale/Éd. F. Kurzawa. Metz, 1999; Moyse G. L " essaimage colombanien: Un moment de l " histoire monastique européenne//Actes colombaniens. Luxeuil-les-Bains, 2000. P. 39-74; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Германские земли II/III - сер. XI в. СПб., 2001. С. 101-108, 138-139; Stancliffe C. Jonas " Life of Columbanus and His Disciples//Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars/Ed. J. Carey, M. Herbert, P. Ó Riain. Dublin, 2001. P. 189-220; Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001; Cugnier G. Histoire du monastère de Luxeuil à travers ses abbés: 590-1790. Langres, 2003-2005. 3 vol.

http://pravenc.ru/text/187404.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010