По случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех. Но Иов молился о них Богу, и они были прощены. Всех бесед Иова с друзьями восемь: с Елифазом три, с Софаром две и с Валдадом три; затем беседы с Елиусом, сыном Варахиила, Вузитянином. Наконец Господь является Иову в буре и облаке, а Иов отвечает Господу двумя речами. Этим и оканчивается книга. Цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить тер­пению тех, которые впадают в искушения, хотя их благоче­стие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно ; и еще: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (Иов.1:21); и, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут получить награду подобно Иову. Кроме того здесь показывается, что Бог не есть виновник зла и не искушает никого, но все искушения постигают людей от злых духов по попущению Божию, к прославлению и усовершенство­ванию людей. Говорят, что эту книгу составил Соломон, если только она не есть произведение Моисея. Таково содержание этой книги, а порядок изложения следующий. В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свиде­тельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Пер­вое свидетельство Господа об Иове пред диаволом; первая клевета диавола на Иова пред Господом. Господь дает власть диаволу над всем, что было у Иова, кроме его самого. Прежде всего, диавол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Помыслы об оставленных им: супруге, родственниках и богатстве, — уже не раз волновали его душу, но, неся сии послушания, Евфимий мог утешать себя словами Спасителя: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 19:29; 10:37). Когда же Евфимию случалось принимать оскорбления и поругания, — что неразлучно было с прохождением низких послушаний, — то он безропотно и с радостью сносил их. Через такое послушание, смирение и труд, Евфимий достиг, наконец, того, что в нем умолкли все злые страсти. Укрепившись в добродетелях киновийной жизни, Евфимий решил отправиться в пустыню, чтобы там в безмолвии достигнуть еще большей близости к Богу. Оставался еще непройденным путь строгого безмолвия. Далеко в сие время разносилась слава об Афонских подвижниках, и к ним-то решил теперь отправиться Евфимий. Свое намерение он открыл одному из великих подвижников Олимпа, старцу Феодору. Благословил святой старец ревностного инока на новый путь и, зная, что старца Иоанна, от которого Евфимий восприял свое первое пострижение, уже нет в живых, облек его в великий ангельский образ [ 5 ]. Спустя восемь дней после сего Евфимий был уже готов в путь, чтобы оставить Олимп после пятнадцатилетнего пребывания на нем. Нашелся ему и спутник — инок Феостирикт, так же, как и он, жаждавший высших подвигов иночества. Путь с Олимпа на Афон проходил мимо Никомидии. Прибыв в Никомидию, Евфимий был утешен радостным известием что живы все присные его, некогда оставленные им в отчем доме. Желая облегчить их скорбь о разлуке с ним, он послал им святой крест и наказал посланному передать им, что уже нет более у них родственника Никиты, а есть инок Евфимий, который советует и им последовать его примеру. Плакали сначала родственницы, получив от него такое известие, но так как велика была любовь их к нему, то они впоследствии, укрепленные помощью свыше, решились и сами последовать примеру Евфимия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Почитайте беседу о Фоме Иоанна Златоуста , как он раскрывает это сомнение – нам бы их сомнения. Теперь четыре дня прошло. А ведь хоронят там в тот же день. По восточному обычаю в той температуре покойников не держат: это сейчас холодильники и прочее – тогда ничего этого не было и хоронили через несколько часов. В зависимости от того, кому какие средства позволяли, были мавзолеи, пирамиды всякие. Вон в каких хоронили себя пирамидах Фараоны, какие мавзолеи строились в честь Императоров, Царей! Ну а здесь также хоронили в пещерах, в склепах. Фамильные склепы – углубление в пещере, вход, и в стене отвесной делалась ниша. Вот это и было ложе для покойника. Оно замуровывалось, а когда нужно было хоронить другого, открывалась эта доска, собирались кости в плат, на то место клали покойника, на него – эти кости, и снова закрывалось. Вы были в Псково-Печерском монастыре? Были в пещерах? Вот там так хоронят монахов. Гробы на гробы, и они постепенно истлевают за столетие. Никакого не чувствуется ни запаха, ничего. Вот это поразительное дело такое. Никто в этом чуда видеть не хочет. По крайней мере из людей таких , и считают, что это объяснить можно всё климатом, температурой какой-то. Во всяком случае, за четыре дня можно представить, что там было: «Уже смердит». Что же это Он надумал сделать? – Где положили его? – Спрашивает, как человек: «Где положили его?» – Лазарь, гряди вон, – действует, как Бог. Смотрите, с 17-го стиха:] Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой [Марфа как эти поняла слова? Не так, что сейчас воскреснет, ибо:] знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день [Не допускала и мысли, что воскреснет сейчас]. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь » ( Ин. 11:17–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Поэтому и Павел говорит: " исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу " (Ефес.5:19). " Да будет приятным Богу нашему хваление! " . Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз) гово­рит: аллилуиа, потому что благо – песнь Богу (αλληλοια, δτι καλον ωδη τω Θεω). Что значит: " да будет приятным Богу нашему хваление " ? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвра­щению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов. Псалмопевец продолжает: " Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля " (ст. 2). Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик (Симмах), вместо: " зиждущий " , сказал: созиждет , а вместо: рассеяния – изгнанных (οικοδομσει… τους εζωσμνους). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собира­лись после отпуска мало-помалу. " Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их " (ст. 3). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): повреждения их (τα κατεαγμνα). Так как он не мог с дерзновением указать на жизнь свою, то опять указывает на несчастье, и на свойственные Богу действия. Богу свойственно – утешать угнетенных; это – собственно Его дело. Как Павел говорит, " блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты " (Рим.4:7), указывая на дело собственно принадлежащее Богу, так и пророк здесь говорит: " и исцеляет сокрушенных сердцем " , выражая, что, хотя бы мы были недостойны, но так как мы – Его творение, то Он не оставит Своего создания, не отступит от свойственного Ему дела. Так и Павел говорит: " как начал, так и окончил у вас и это доброе дело " (2Кор.8:6); и другой: " чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных " (Ис.57:15); и этот самый Пророк в другом месте: " сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит " (Пс.50:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Придите вы к священнику в семью как знакомый; зачастую вы просидите целый вечер и не услышите ни слова о духовном, о церкви, о небе: все те же разговоры о мирском, что и у вас. Не так у старца. Пред ним всякий человек чувствовал себя только мирянином; княжеские титулы и графские достоинства, слава и богатства, и знатности, преимущество образования, – все оставалось за порогом его кельи: все одинаково видели в нем только Христова пастыря и становились на колена. Все говорили с ним, и он всем говорил лишь о духовном; сказанное им что-либо и житейское непременно истолковывалось как речь о чем-либо духовном. Се – знак того, что тут религия понималась, как Царство Божие, как царство совести, как нечто такое, что совершенно противоположно миру. На батюшку смотрели именно, как на служителя Бога. И он властительствовал над совестью; её он врачевал. – Чем и как умел покойный пастырь всех утешать и обновлять? Страдавшим казалось, что он будто сам облегчал их скорби и печали душевные, как бы беря их на себя. Кроме личного благочестия, кроме строгого и сурового аскетизма – чего нередко можно найти и у многих из наших пастырей – почивший имел то, без чего если я говорю языками человеческими и ангельскими, то я медь звенящая, или кимвал звучащий; если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы проставлять, то я ничто; и если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение – нет мне в том никакой пользы 424 . Он имел ту высочайшую христианскую любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине 425 . Эта-то любовь, не знавшая никакого самолюбия, о которой засвидетельствуют все, кто только знал почившего, любовь, которая заставляла его сливаться своей пастырской душой с пасомыми, она-то и давала ему такую силу в области их совести. Его самоотверженную любовь нельзя иначе описать, как именно приведёнными словами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Придя к старцу, они целовали его по обычаю и, падши к ногам его, просили сказать им слово спасения. Получив большую пользу от его наставлений, они сказали ему о человеке, которого видели, идя к нему, и о том, что он велел сказать ему. Услышав то, старец узнал, кто это был, но притворился незнающим и сказал: никакой человек не живет здесь. Но они убеждали сказать им, кто был виденный ими, часто кланяясь ему и обнимая ноги его. Старец поднял их и сказал: дайте мне слово, что не будете разглашать обо мне, как о каком святом, до самой кончины моей, и я скажу вам о том. Братия обещали, и старец сказал им: тот, кого вы видели в светлом одеянии, есть Ангел Божий, и он приходит сюда утешать меня и подкреплять немощь мою. Сказав сие, блаженный старец почил, и братия похоронили его с песнями и молитвами. Потщимся и мы быть подражателями добродетелей его благодатию Господа нашего Иисуса Христа, хотящего всем... спастися, и в разум истины приити ( 1Тим. 2:4 ). 39. Два брата, согласясь между собою, сделались монахами. Приняв монашество, они построили себе две келлии на некотором расстоянии одну от другой, и каждый отшельничествовал особо ради безмолвия. Братия не виделись много лет, потому что никогда не выходили из келлий своих. Случилось одному из них заболеть, и отцы пришли посетит его. В присутствии их он погрузился как бы в сон, и, когда опять пришел в себя, отцы спросили его: что видел ты, брат? Он ответил им: я видел, что Ангелы Божии пришли и взяли меня и брата моего и понесли на небо. Нас встретили противные силы, но не сильны были против нас и только, когда мы уже миновали область их, говорили: велико дерзновение у невинности. Сказав сие, брат почил. Отцы послали известить о почившем брата его, но посланный нашел и его уже почившим. И все в удивлении прославили Бога. 40. Старец говорил: слышали мы, как некоторые из святых, имевших в себе Христа, рассказывали о взаимном согласии четырех старцев, кои дали друг другу десницы единодушно и единомудренно жить в веке сем, чтоб потом вместе быть и на небесах, веруя Владычному гласу, глаголющему: если двое из вас согласятся между собою, то, о чем ни попросите, будет вам от Отца Моего небесного ( Мф. 18:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим      Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

http://pravoslavie.ru/73463.html

Следственно, худо делают те, которые без такого избрания вступают в это; хуже того, которые через мзду или ходатайство вельмож и князей этого домогаются. Не знают они, чего ищут... Тем показывают, что или мнят себя достойными для такого великого и трудного дела, то есть стадо Христово пасти и хранить от диавольских нападений, а это высокоумие, – или пастись больше, нежели пасти, хотят. Надобно им опасаться, чтобы к ним не относилось следующее Христово слово: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Ин. 10, 1, 10 ). Пастырей избирать подобает: 1 . Разумных и учительных, дабы могли наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей. 2 . Добродетельных, дабы чему людей учат, то и сами на себе делом показывали. Так учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям. Этих свойств в пастыре требует апостол: епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учите лен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий до мом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ( 1Тим. 3, 2–4 ). И в другом месте: епископ должен быть непорочен. Как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать ( Тит. 1, 7–9 )… Примечай здесь, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами, и пресвитеры епископами назывались. Епископ есть имя греческое и значит по-нашему «надзиратель», и пресвитер также есть имя греческое и значит «старший» или «старец». Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть – значит над другими быть надзирателем, и старшим так же – над другими старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тот, за кого заступаются, сам не должен оставлять своего заступника, Тот, кому помогают, обязан помогать другим, Тот, кого утешают, обязан утешать других. 18. «… (Он) извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 32:3). Выбирай лучшее Если знать, что болото глубокое, то лучше туда не ходить, Если идти, то лучше не провалиться в трясину, Если провалиться, то лучше сразу выбраться, Если нельзя выбраться, то лучше не шевелиться, может быть, найдется выход. 19. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7). Каменная плита с непонятным узором Компания друзей нашла в горах старинную каменную плиту с непонятным узором. На плите была высечена надпись: «Кто разгадает тайну этого узора, станет невидим, а узор изменится». Они рассмеялись, увидев в надписи чью-то шутку. Но один из юношей уселся возле плиты, заявив, что не уйдет отсюда, пока не разгадает тайну узора. Друзья пытались уговорить его бросить эту неразумную затею, но их товарищ не поддавался на уговоры. Они ушли, а юноша остался и поселился возле плиты. Иногда друзья приносили ему еду и уходили, так как их друг был погружен в глубокую задумчивость и не разговаривал с ними. Он исхудал и зарос волосами, его одежда износилась. Однажды, спустя много лет друзья не нашли своего товарища у плиты. Когда они взглянули на каменной узор, то заметили, что он изменился. 20. «…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13). Разговор теней Отец с мальчиком шел по улице и им повстречался давний знакомый. Мужчины разговорились, оживленно жестикулируя. Мальчик, скучая, посмотрел вниз и увидел, что тени взрослых повторяют их жесты. Он потянул отца за руку, показал на тени и спросил: «Папа, а они тоже разговаривают?» 21. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7:6). Выступление на ученом симпозиуме

http://isihazm.ru/1/?id=107

Чем объяснить столь легкомысленное суждение многих людей, их мечты о будущем с забвением, что будущее во власти одного Бога? Ничем иным, как только пристрастием к земным благам. Они, не довольствуясь тем, что имеют, строят планы об умножении своих сокровищ: жажда корысти до того овладела ими, что им не сидится дома, они задумывают перебраться куда-нибудь подальше, чтобы обогатиться торговлею и пожить там год, хотя не могут ручаться, доживут ли до завтрашнего дня. Поистине мечтание их безумно. Подобных мечтателей Господь Иисус Христос обличает в притче о богаче, который, по случаю хорошего урожая в поле, вместо того, чтобы благодарить Господа за милость Его и свою благодарность ознаменовать делами милосердия к нуждающимся ближним, стал думать только о том, куда бы поместить хлеб свой и все добро свое, которого, по его словам, достанет на многие годы. Мечтал он о многих годах, но Бог сказал ему: «безумный! в сию нощь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:15–20 ). Свою притчу Христос предварил словами: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (ст. 15). Почему не зависит? Потому что она скоротечна. Нельзя уверить себя, что могу долгое время пользоваться и наслаждаться обилием земных благ, ибо нельзя уверить себя, что я долго проживу на свете и завтра же не умру. – Итак, что же нужно делать? Если мы веруем в существование загробной жизни и воздаяние за гробом, каждому по делам его, то прежде и наипаче должно заботиться не об умножении земных благ, а о преуспеянии в благочестии, чтобы за упражнение в подвигах благочестия стяжать вечные блага. Что же касается земных благ, то ненадобно забывать того, что они скоротечны, что не пойдут с нами в жизнь вечную, что грешно заботиться о них с забвением царствия Божия и правды его, что искать их позволительно настолько, насколько это не препятствует трудам искания царствия Божия, что к текущему богатству не надо прилагать сердца; если же убегает оно, не надо приходить в уныние и в отчаяние, а утешать себя тем, что земные блага, как бы ни были многочисленны и драгоценны, ничего не стоят в сравнении с вечным блаженством, уготованным для всех, бескорыстно любящих Господа, как такое благо, выше которого ничего не может быть ни на небе, ни на земле. О таинстве миропомазания по учению апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010