Учение о третьем Лице Пресвятой Троицы с наибольшею ясностью было раскрыто в Прощальной беседе Господа со своими учениками. Никакое предубеждение не может уничтожить той ясной истины, что под Утешителем Господь разумел не какую-нибудь безличную силу Божию, а именно живое Лицо, отличное от Него и от Бога Отца как именно «Иного Утешителя». Свойство Св. Духа как живой личности сказывается и в том, что хотя слово «дух» по-гречески среднего рода (τ Πνεμα), но заменяющее его местоимение употребляется в мужском: «Он Меня прославит – κενος μ δοξσει (Ио. XVI, 14) и проч. Какую же мысль заключает в себе то наименование Утешителя, с которым впервые открыт догмат во всей его ясности? С первого взгляда может показаться, что Св. Дух будет утешать апостолов в разлуке с Иисусом Христом, но подобное толкование опровергается Его-же словами: «лучше вам, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, пришедши, обличит мир о гресе, о правде и о суде» (XVI, 7–10). Утешение в потере, очевидно, не может быть ценнее самого потерянного предмета; поэтому объяснения этого имени должно искать в словах дальнейших: Св. Дух будет утешать последователей Господа в борьбе их с миром, в ненависти к ним мира, и действительно, дальнейшая речь Господа раскрывает со всею ясностью значение этого небесного Утешителя. В то время как мир будет надмеваться над проповедниками евангелия, ненавидеть их и изгонять (XV, 17–21), и даже считать угодным Богу их убиение (XVI, 2): в это самое время Утешитель, пребывающий в апостолах, будет поддерживать бодрость в их, дотоле малодушных, сердцах, обличая в них этот страшный гордый мир в грехе неверия, наставляя их на всякую истину, напоминая и разъясняя им прежния мысли их Учителя, дотоле им непонятныя, – и раскрывая им будущия судьбы мира (XVI, 9–14). Таким образом, взамене прежнего страха пред мирскою силою и оружием, взамен скорби об уничижении Христа миром, Утешитель вложит в сердца апостолов то начало нравственного удовлетворения правдою Христовой, которое научит их торжествовать среди гонений, как это действительно и сбылось вскоре после Пятидесятницы, когда поруганные и опозоренные темничным заключением апостолы вознесли к Богу восторженную молитву, «и по молитве их, поколебалось место, где они были собраны и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением» ( Дeяh. IV, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Речь епископа Онуфрия при вступлении на кафедру Старооскольского монастыря 19/2 декабря 1929 года. Приветствую вас, возлюбленные братья и сестры, Богодарованная мне паства Старо-Оскольская, приветствую, как служитель Христов, как ваш Епископ. Призываю Божие благословение на все ваши добрые дела, слова и мысли, на всю вашу жизнь. Стою я на этом святом месте и вижу ваши взоры, устремленные на меня... Что вы ждете от меня? Что надеетесь услышать? Я думаю, не ошибусь, возлюбленные, если скажу, что больше всего вы ждете получить от меня какое-либо духовное утешение. Жизнь наша земная так печальна и так многоскорбна, мы все так исстрадались, что при всякой встрече с новым человеком мы тянемся к нему, чтобы он чем-либо нас обрадовал. И вы, возлюбленные, я вижу, спешите за нравственным подкреплением ко мне, вашему новому Епископу. Но чем утешу я вас? Думаете ли, что у меня меньше страданий, чем у вас? О, нет: служение православного пастыря, особенно епископа, — есть мученичество, как говорит Апостол о себе: “Я каждый день умираю”. Однако, вы правильно думаете, обращаясь за поддержкой духовной к нам, служителям Христовым. Мы можем и должны утешать вас, возлюбленные. Мы на то и посланы от Господа, чтобы укреплять и радовать дух ваш. Да, мы немощные, слабые, несчастные, мы позор для мира внешнего, мы терпим поношения и побои, скитаемся в изгнаниях и темницах, мы сор и прах, попираемый людьми. Но мы... посланники Божии, мы служители Христа Бога, Великого и Всемогущего Творца не только маленькой земли нашей, но и всех бесчисленных миров. Нам, православным епископам и пастырям, преемникам Апостолов, говорит Христос Богочеловек, как Он говорил Апостолам Своим: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века”. Не от себя мы будем возвещать вам, не свое учение человеческое — ограниченное и несовершенное, а будем благовествовать от имени Божия святые Богооткровенные истины. Утешать вас, долг, как об этом заповещал Господь еще ветхозаветным Своим посланникам: “Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш”. “Взойди на высокую гору, благословляющую Сион! Возвысь силою голос твой, благовествующий Иерусалим! Возвысь! Не бойся, скажи городам иудейским: вот БОГ ваш”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3773...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Вступление (3–11). Разъяснение причины, по какой Ап. не исполнил своего обещания прибыть в Коринф (12–24). 2Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2Кор.1:2 .  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Надписание и приветствие послания походит на надписание и приветствие первого посл. к Коринф. Вместо Сосфена приветствующим Коринфян является Тимофей, недавно побывавший в Коринфе ( 1Кор 4:17, 16:10 ). – «Со всеми святыми по всей Ахаии», т. е. с христианами, жившими в Елладе и Пелопонесе (южная Греция), которые видели в Коринфской Церкви центр религиозной жизни южно-греческого христианства. – «Благодать». Объяснение см. в толков. на посл. к Рим 1:7 . 2Кор.1:3–11 . Здесь содержится вступление в послание… Ап. благодарит Бога за то, что Он посылает ему и его спутникам утешение в скорбях, потому что это утешение дает им возможность обращаться с утешениями к другим христианам, также подвергающимся скорбям. Из скорбей своих, постигших его и его сотрудников, Ап. останавливается здесь на опасности, какой они подверглись недавно в Ефесе и от которой их избавил Бог отчасти и по молитвам коринфских христиан. 2Кор.1:3 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, «Бог и Отец Господа нашего И. Христа». Первое выражение – «Бог» – определяет отношение к Богу Христа по Его человечеству, а второе – «Отец» – по Божеству (Феофилакт Болг.). – «Отец милосердия» или, иначе, источник милостей (ср. Рим 12:1 ). – «Бог всякого утешения». Так называет здесь Ап. Бога потому, что далее намерен говорить о том, что Бог послал ему утешение в скорби. 2Кор.1:4 .  утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Нас. Ап. имеет здесь в виду Тимофея и, быть может, своих сотрудников. – «Утешающий», т. е. не один и не два раза, а постоянно посылающий нам утешения (Злат.). – «Во всякой скорби нашей» – точнее: «при всей нашей скорби». Все страдания Ап. рассматриваются здесь как одно целое. – «Чтобы и мы могли утешать». Испытавший сам на себе что-либо может понять и испытанное другими людьми. – «Находящихся во всякой скорби», т. е. удрученных всякою скорбью, со всех сторон обуреваемых напастями. – «Утешением, которым…», т. е. сообщая о тех неожиданных милостях, какие получил Ап. и его спутники от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не только освобождение — преображение Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. 8 декабря, 2014 Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон… Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. О Втором послании к Коринфянам апостола Павла, часть первая В каноне Нового Завета за Первым посланием святого апостола Павла к Коринфянам следует Второе послание, адресованное этой же христианской общине. Как известно из Первого послания, среди христиан Коринфа были разделения и споры (см.: 1 Кор. 1, 10), которые и стали причиной того, что апостол писал к ним. Первое послание произвело благотворное действие. Сподвижник апостола Павла, Тит, доставивший в Коринф Первое послание, рассказал об усердии, плаче и ревности коринфян и их готовности к исправлению (см.: 2 Кор. 7, 5-7). Но несмотря на это некоторые продолжали вносить смуту, пытаясь оспорить авторитет апостола, представив его деятельность в неблагоприятном свете. Это и стало причиной создания еще одного послания, о котором мы начинаем рассказ. В скорбях — утешение Начав с обычного приветствия (см.: 2 Кор. 1, 1–2), апостол Павел переходит к теме скорби и утешения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3–5). В этих словах содержится очень важная мысль: если Бог утешает каждого из нас в наших личных скорбях и трудностях, то каждый из нас должен утешать других. Благодать Божия не должна расцениваться нами как собственность, как то, на что мы имеем исключительное личное право. Если Бог видит нашу скорбь, то и мы должны видеть скорби других. Страдания апостола Павла и его спутников — это страдания Христовы, то есть все те скорби, лишения и трудности, перенесенные во время проповеди Евангелия. Но чем больше скорбь апостола, тем более он чувствует утешение Христово.

http://pravmir.ru/ne-tolko-osvobozhdenie...

ПАСТЫРЬ I. ЧТО ЕСТЬ ПАСТЫРЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Пастыри – преемники Апостолов По блаженной кончине Апостолов святых учинились преемники их – святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же учения их словом церковь Христову пасут, наставляют, утверждают и предпосылают, с помощью Божиею, в небесную ограду; и сами, веру сохранившие и течение скончавшие, туда же по трудах и подвигах преселяются, – что и до конца века имеет быть, «яко врата адова не одолеют «созданной на камени веры Христовой» церкви» ( Мф. 16, 18 ) (3:133). Имя (пастырь) более всего относится к священному служителю По общему христианскому гласу епископы наипаче и пресвитеры нарицаются пастыри, и Божие Слово им титул сей приписует, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, кровию Христовою купленных (3:381). Никто без звания и избрания не может вступать в служение Без звания и избрания правильнаго никто не должен в пастырское служение вступать, якоже Апостол глаголет: «никтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон: тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Евр. 5, 4–5 ). И святый Предтеча поучает: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небес» ( Ин. 3, 27 ). Якоже убо пророки и апостоли безпосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое служение их дело, как читаем в книгах их: тако хотящим вступати в дело их надобно ожидать звания и избрания церкве и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в великое тое дело мешаться. Премудрый Сирах увещавает: «высших себе не ищи» ( Сир. 3, 21 ) (3:382). Требования к избираемому в пастыри Пастырей избирать подобает: разумных и учительных, да возмогут наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей. Добродетельных, да чему учат людей, тое сами на себе делом показывают. Такое учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям (3:382).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Георгий (Капсанис) Благодатные люди Предлагаем вам беседу отца Георгия с радиослушателями, записанную на радиостанции Элладской Церкви 14 марта 1993 года.   Архимандрит Георгий (Капсанис) Благодатные люди Архимандрит Георгий (Капсанис) Отец Константин попросил меня рассказать о благодатных людях, которые есть на Святой Горе. Прежде всего, я хотел бы сказать, что благодатны все христиане, потому что все христиане имеют благодать святого Крещения. Благодатны и монахи, потому что помимо благодати святого Крещения они имеют и благодать ангельского образа. Конечно, проблема в том, что из-за наших страстей мы утаиваем эту благодать, как таится огонь под пеплом, и его не видно. Но когда с помощью нашего покаяния, наших упражнений, нашего духовного подвига и молитвы мы постепенно изгоняем страсти, то пепел страстей потихоньку оседает, и огонь Божественной благодати, который горит внутри нас, выходит наружу. Вот в тех людях, которые подвизаются таким образом, и выходит наружу благодать Божия. Вот такие люди благодатны, и это видно. Церковь Божия всегда имела благодатных людей. Эти благодатные люди всегда были «солью земли». Они являли благодать миру. Они дарили смысл и радость и людям, и тому времени, в которое жили. Но и после своего успения они по присущей им благодати продолжают утешать людей и помогать им. Святой Григорий Палама, память которого мы сегодня празднуем, говорит, что Божественная благодать осеняет, прежде всего, души святых, а из их душ передается их телам. А когда они умирают, остается в их мощах и в их гробницах, на их иконах и в освященных в их честь храмах. Это благодать Божия жива на ликах святых и впоследствии сохраняется на всем, что с ними связано. Поэтому мы, православные, поклоняемся святым мощам, святым иконам, священным храмам, поскольку все это несет в себе благодать Божию, которую имели Божия Матерь и святые. Теперь я перейду к конкретному вопросу отца Константина о благодатных людях на Святой Горе. Я хотел рассказать вам и о своем собственном опыте, и об опыте многих паломников, посещающих Святую Гору. На Афоне мы встречаем наших благодатных братьев (и это то, что дает покой и паломникам на Святую Гору). Разумеется, под «благодатными» братьями мы не подразумеваем тех, кто совершает чудеса и знамения, но тех, кто стяжал мир в душе, любовь и смирение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2904

Великое и тяжелое гонение началось против Евангелия, и Коринфяне терпели скорбь по силам своим, а Апостол свыше сил своих. Не смотря на то Апостол, пренебрегая бедствиями, окружавшими его со стороны Асийцев, спешил послать Тита для утешения и укрепления Коринфян. И когда он возвратился от них и сообщил ему о терпении их в перенесении бедствия, он возрадовался и возвеселился, и написал к ним о бедствии их ради Аполлоса: дабы, благодаря гораздо сильнейшим страданиям, кои они усматривали в нем, более легкими оказались - бы в глазах их те сравнительно умеренные страдания, коим подверглись сами они. Кроме того написал, чтобы, при получении этого второго послания, простили и оказали милосердие к тому, кого подверг наказанию сам Апостол в первом своем послании; так как он доказал твердость и непоколебимость веры своей в перенесенных им страданиях, в сердечном сокрушении и в тех бедствиях, кои постигли Коринфян. Итак, в виду раскаяния его и твердости во время гонения, Апостол написал, чтобы оказали ему снисхождение, впрочем отнюдь не принуждая их к тому, а только прося и умоляя. 1. Павел Апостол, не чрез Иисуса Христа, но Иисуса Христа чрез волю Бога, (говорит так), дабы выразить свою близость (ко Христу) и устранить мысль о том, что он чужой Ему. И Тимофей брат: унизил себя, так что свое имя написал рядом с братом в послании к гонимым Коринфянам. Церкви Божией, сущей в Коринфе, которая подверглась бедствию, и святым, сущим в странах Ахаии, переносящим страдание и гонение в терпении. 2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, Который соделал вас достойными усыновления Ему, и (от) Господа нашего Иисуса Христа, Который соделал вас ближними Своими и сонаследниками Своими. 3. Благословен Бог Иисуса, ради плоти, и Отец милосердия, ради усыновления. В словах: мир вам от Бога Отца нашего Иисуса Христа, - как бы содержится разъяснение того, что говорит теперь: Бог Иисуса Христа. 4. Утешающий нас во всех скорбях наших, - или посредством учеников, кои умножались у них, - или посредством сил и чудес, кои совершал чрез них: дабы нам прочих, находящихся в скорби, утешать словом, которое слышат от нас, и терпением в страданиях, которое видят в нас, - теми молитвами, то есть: ради тех молений, кои мы воссылаем Богу за вас, дабы вы в состоянии были терпеть, как и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

Глава вторая. Служение Иоанна Златоуста в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.) Приняв священный чин диаконства, Иоанн опять возвратился в мир, но уже не как раб его, а как Деятель в нем. Во дни своей юности он увлекался разными прелестями и удовольствиями обыденной мирской жизни; теперь он как служитель Церкви выступил на борьбу с этими прелестями и, исполненный духовного мужества, начал с ревностью исполнять свое служение. Обязанности диакона в то время были весьма сложны. Кроме исполнения поручений епископа и служения в церкви, он должен был особенно заботиться о разных нуждах немощных и бедных христиан. Ему приходилось посещать больных и утешать умирающих, помогать бедным и изыскивать средства на их содержание. Должность трудная, требовавшая полного самоотвержения и любви, но вместе с тем она была и превосходной школой для приготовления к высшему пастырскому служению. В пустыне Иоанн, заботясь о спасении своей собственной души и не видя всех немощей и бедствий, удручающих страждущее человечество, мог ослабеть в своем человеколюбии, так как, не видя пред собою несчастных, нетрудно и совсем забыть о них. Теперешнее служение вновь поставило его в среду действительной жизни и открыло пред его глазами весь этот мир, полный слез и страданий. И раньше, будучи адвокатом, он мог знакомиться с оборотного стороною мирской жизни; но там самое его занятие побуждало его становиться на сторону сильных и богатых в их тяжбах со слабыми и бедными; теперь же он выступил непреоборимым защитником этих последних, и ему часто приходилось бороться с жадностью богачей, укрощать их хищные посягательства на тощую казну бедняков, защищать обездоленных от притеснений алчных и бессердечных чиновников и таким образом, по возможности, облегчать жизнь тех труждающихся и обремененных, которых особенно призывал к себе и Спаситель Христос. Таким образом Иоанн принял двойное воспитание: воспитание в пустыне, укрепившее в нем дух и очистившее в нем сердце до способности созерцания Божества, и воспитание в общественной жизни, которая показывает людей в их немощах, бедствиях, неправдах и пороках. Картина печальная, но знакомство с ней было необходимо для него в предстоявшем ему служении, и именно она сделала из него того истинного пастыря и благотворителя страждущих, каким он стал впоследствии. Первое серебро, которое он отдал бедным, было его собственное, и с этого времени до самой смерти он ничего не называл своим и все, что имел, считал принадлежностью бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

            Итак, Лазарь был болен. Христос знал его болезни, не спешил его исцелять, не спешил туда, где он болел. И потом, когда уже знал, что Лазарь умер, Господь Христос говорит ученикам Своим: «Друг наш уснул, Я иду разбудить его». Ученики говорят: «Господи, если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что об обыкновенном сне. Христос намеренно медлит на месте, поскольку прежние воскресения, которые Он совершил, были совершены в тот же день, когда человек умер. Сын наинской вдовицы был воскрешён в день погребения, а день погребения у евреев — это день смерти. Его несли уже на погребение, — он сегодня умер, сегодня его и хоронят, — Христос поспешил туда, остановил процессию, сказал: «Юноша, тебе говорю: встань». Так же и дочка начальника синагоги Иаира: она только что умерла, Христос пришёл и говорит: «Девица не умерла, но спит». Все ругались на Него, усмехались, зная, что она умерла, но Он взял её за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань (Талифа-куми)». Она поднимается. Здесь же Христос намеренно делает большую паузу для того, чтобы прийти к четверодневному мёртвому человеку, чтобы доказать Свою власть над смертью не только в день смерти, но и потом, когда уже смерть разъедает человека. В этом смысле уместно будет вспомнить тропарь Праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Христос возвещает общее воскресение прежде Своей смерти, Он показывает до Своей собственной смерти, что может воскресить человека, которого уже разъедает гниль, поедает тление. Он вместе с учениками идёт в Вифанию, причём это было опасное путешествие, потому что иудеи хотели Его убить. И Фома, решаясь идти с Христом, говорит: «Пойдём и мы умрём с Ним». Мы в прошлый раз говорили о том, что это касается не Лазаря, а Христа, потому что евреи много раз хватались за камни, чтобы убить Христа. Вифания была недалека от Иерусалима, стадиях в пятнадцати. Это примерно три километра, если за стадий брать греческий стадий. Многие из иудеев пришли к Марии и Марфе, утешать их в печали по брату их. Вспоминаем Евангелие о пребывании Христа в доме Марфы и Марии: Марфа занимается хозяйством и готовит угощение Иисусу, а Мария, младшая сестра, при ногах сидит и слушает слово Его. И там диалог такой, что Марфа обижается на Марию. Христос говорит, что Мария благую часть избрала, это не отнимется от неё, а ты «печешися и молвиши о мнозе». Первой к гробу своего брата пришла Марфа, по дороге к гробу повстречала Христа и говорит Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Заметим эти слова, потому что мы потом ещё раз их прочитаем, уже сказанные Марией.

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

архим. Кирилл (Павлов) О уповании на промысл Божий. Слово на акафисте преподобному Сергию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте их вере ( Евр. 13:7 ), – говорит в своем послании христианам святой апостол Павел. И, действительно, подражать святым угодникам, учиться у них всему потребному ко спасению души весьма необходимо и полезно для каждого христианина, потому что у святых угодников Божиих и мысли, и чувствования, и поступки – все свято и весьма назидательно для хотящих спасения. Из жизнеописания Преподобного особенно обращают на себя внимание его твердое упование и вера в Бога. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, преподобный Сергий оставался непоколебимым в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердою верою преодолевал он все искушения. Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр. 11:6 ). Вера... есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого ( Евр.11:1 ), – говорит он же. Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи и т. д. ( Евр.11:33–34 ). А в Новом Завете Спаситель дал верующим еще большие обетования, говоря, что все возможно человеку, если будет просить с верою ( Мф. 21:22 ). И святой апостол Иаков пишет: Да просит (всякий) с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями, – не тверд во всех путях своих ( Иак. 1:6–8 ). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии. В житии преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания, братия пришла в сильное смущение и негодование. Надо добавить, что по уставу монастыря братия не должна была даже и в случае нужды выходить в близлежащие селения для испрашивания подаяния и милостыни, но должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что обитель очень часто терпела недостаток в потребном. И вот так случилось однажды, что нужда была особенно острой, братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из обители, но преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, убеждая возложить все упование на Бога, ибо Он не оставит места сего без пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010