1 Во вторжении в Югославию принимали участие 34 немецких дивизии, 44 итальянских и 4 венгерских. 2 Подробно од этом см.: Мемоари Nampujapxa Српкога Гаврила. Београд, 1990. С. 166–291; Ucmopuja Српске Православнее Цркве. 3: За време Другог светског рата и после Београд, 1991. С. 23–46; Nampujapx Гаврило и доба. 2000. С. 88–99; Radi R. Verom protiv vere: drava i verske zajednice u Srbiji 1945–1953. Beograd, 1995. С. 37–41. 7 Српска Црква у Другом светском рату. Из Архива Св. Синода Српске Православне Цркве. Приредио Епископ Банатски Атанасие Э втич. Београд. 1990/91 15 Четническое движение — движение сопротивления, организованное и действовавшее под командованием офицеров Югославской армии. 16 Српска Црква у Другом светском рату… — 19 Српска Црква у Другом светском рату… — 21 Бурич Мишина В. Летопис Српске Православнее Цркве 1946–1958 године: време патри japxa Гаврила (1946–1950) и патри арха Викентия (1950–1958). Книн; Београд, 2000. С. 172–173. 24 Димитри евич М. Српска церква под бугарском окупаци joм//СПЦ 1920–1970. Београд, 1971. С. 211–222. 27 Српска Црква у Другом светском рату… 30 С. Духовни Геноцид — Указ. соч. С. 74. 34 Первоначально во вспыхнувшем в апреле 1941 года восстании участвовали представители разных политических сил от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов, но вскоре между ними произошло размежевание и возникла жестокая конфронтация, переросшая фактически в гражданскую войну. В конце 1941–начале 1942 гг. группой офицеров-роялистов было образовано “Черногорское национальное движение”, к которому примкнули все некоммунистические силы. Под понятием “националисты”, утвердившемся в современной событиям литературе, нужно понимать представителей антикоммунистичеких сил. В целом следует особо отметить, что события Второй мировой войны на территории Югославии нужно рассматривать с учетом такого существенного фактора, как жестокая и кровопролитная гражданская война, охватившая различные территории и слои населения. Достаточно сказать, что от рук партизан-коммунистов к 9 мая 1945 года погибли 150 священников СПЦ, а вскоре после освобождения эта цифра достигла 298. При этом немцами было убито 84 священника, а хорватскими усташами 171.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

352 Митрополит Сергий (Димитрий Николаевич Воскресенский; 1897–1944), рукоположен во иеромонаха в Москве в 1925 г., с 1931 г. – редактор «Журнала Московской Патриархии». В 1933 г. – епископ Коломенский, возглавил затем другие епархии. В 1937 г. – архиепископ. В 1941 г. – митрополит Виленский и Литовский. Был арестован немцами на короткое время. Организовал автономный церковный удел (в юрисдикции МП) в восточных землях, занятых немцами. Окормлял Псковскую православную миссию. Убит при невыясненных обстоятельствах в апреле 1944 г. на пути между Вильнюсом и Каунасом. 354 Князь Юрий (Георгий) Алексеевич Ширинский-Шихматов (1890–1942), штабс-капитан, военный летчик, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже – шофер такси. Евразиец. В 1930-е гг. один из руководителей идейно-политического Пореволюционного течения. Арестован немцами в 1941 г., погиб в концлагере Освенцим. 355 Петр Алексеевич Рогович (1892–1957), ротмистр л.-гв. Кавалергардского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже с 1925 г. С 1941 г. секретарь Управления делами русской эмиграции во Франции. В 1944 г. уехал в Германию. 356 Иеросхимонах Савватий ( Николай Петрович Телицын; 1879–1951), художник-декоратор. В 1938 г. пострижен в монашество митр. Евлогием, наречен Зосимой. В 1939 г. – иеромонах, настоятель Троицкой церкви в Озуар-ла-Феррьер (1940–1941). Арестован немцами в 1941 г. и заключен на несколько месяцев в лагерь в г. Компьене. В 1944 г. пострижен в великую схиму и наречен Савватием. Духовник митр. Еалогия в последнее время его жизни. После смерти митр. Евлогия перешел в юрисдикцию МП, но продолжал жить в келейке на Сергиевском подворье. В 1951 г. вернулся в юрисдикцию КП. 358 Александр Федорович Макаров (1874–1942), в С.-Петербурге присяжный поверенный. С 1935 г. секретарь Союза русских трудящихся христиан. Помощник секретаря Епархиального управления митр. Евлогия. В июне 1941 г. заключен немцами в лагерь близ г. Компьеня, скончался вскоре после освобождения. 360 Иеродиакон Серафим (Виктор Коротай; 1893–1945), послушник в Иово-Почаевском монастыре в Ладомирово (Закарпатская Русь). Поселился в скиту Всех русских святых в Мурмелоне (Франция) в 1931 г. вместе с духовным отцом о. Алексеем Киреевским. Пострижен в 1936 г., иеродиакон с 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гитлеру не удалось заставить Папу объявить радости фашистов «нашими радостями». В то же время Русской Церкви не удалось предотвратить жесточайшие в истории Церкви гонения на нее, в Германии не было ничего подобного жестокостям гонений на Церковь в России. В России произошел настоящий религиозный геноцид. Поэтому и тогда и до сих пор христиане Европы не могут искренне называть Красную армию освободительницей. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 16.11.2019 - 00:30 Главное в этой теме — ни : Главное в этой теме — ни словом не заикнуться про тогдашнего кардинала Хорватии Степинаца и про подчинённых ему хорватских католических священников, открыто одобрявших и благословлявших ужасающие зверства поставленных Гитлером во главе Хорватии нацистов-усташей над десятками тысяч православных сербов только небезызвестный палаческий " рекорд " усташа Петара Брзицы чего стоит — погуглите, кому интересно — а ведь такие " рекорды " для усташей были обычным делом: какой-то из них даже хвастался в своём письме тем, что ел " варёную сербятину " , приготовленную из убитых им сербских : и ведь все эти немыслимые ужасы и зверства совершались по благословению хорватского католического духовенства тех лет!! На фоне этих хорватских насадителей католицизма даже тогдашний униатский митрополит Шептицкий, благословлявший зверства ОУН-УПА, смотрится этаким мелким несмышлёным шалуном... 16.11.2019 - 18:09 " Эта центристская партия, : " Эта центристская партия, которая, конечно же, не принимала коммунизм как идеологию, в 1933 году поддержала нацистов при принятии законов о чрезвычайном положении, фактически обеспечив Гитлеру конституционное большинство. Но свою позицию и свой уход с политической арены партия как раз оговорила тем, что правительство обязалось подписать конкордат. " Политики, которые называли себя католиками, пустили во власть дьявола в обмен на права церкви.Эти права, по факту, оказались важнее жизней миллионов людей и жизней собственной паствы, которая гибла под бомбежками и в окопах восточного фронта.

http://radonezh.ru/2019/11/15/papstvo-i-...

Членов делегации Сербской Православной Церкви в ходе посещения Троице-Сергиевой лавры сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. Священномученик Платон, епископ Баня-Лукский (в миру Миливое Йованович), родился 29 сентября 1874 года в Белграде. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) на Московское Сербское подворье. Вскоре иеромонах Платон поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращении из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, вскоре стал доцентом в Белграде. Как профессор отец Платон работал в Алексинце и Ягодине, в то время был возведен в сан архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Некоторое время исполнял послушание администратора Охридской епархии, во время оккупации находился в Сербии и с помощью связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. В 1932-1938 годах Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором «Вестника Сербской Патриархии», в 1934-1936 годах отец Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравичским. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили Патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископ Бачский Ириней и епископ Сремский Савва, а также русские архиереи — Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года переведен в Баня-Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти «независимого государства Хорватия» приказали архиерею покинуть его епархию, так как он был серб и родом из Сербии, на что владыка ответил твердым отказом и выразил готовность оставаться со вверенной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к католическому епископу Гаричу, чтобы тот убедил ответственного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней, чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, на 5 мая, хорватские усташи схватили болевшего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня-Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

л. 18 об. пустыню помолитися“. Воутрии же той сказа намъ видние се. Мы же всеусердно общахомся чудотворцу Макарию тако сотворити. И абие отверзошася двери темничния, и приидоша посланнии слуги от началника ихъ, и, вземше, поведоша насъ из темницы. Мы же отчаяхомся жития своего, чающе усченным быти. Приведоша же насъ к началнику. Онъ же даде намъ отпустное писание, да никтоже бы насъ не ялъ и не убилъ в их литовской 402 земли, и отпустиша насъ безбдно. Мы же о семъ благодаряще Господа Бога и Пречистую Его Богоматерь и великаго заступника чюдотворца Макария, тако с миромъ приидохом в домы своя. И токмо едину нощъ обнощевахом в домхъ наших, и, паки собравшеся, приидохом смо во святую л. 19 обитель, да исправим общание чюдотворцу Макарию, яко избавилъ насъ ис плнения и от напрасныя смерти». И тако отидоша в домы своя, прославляюще везд угодника Божия чюдотворца Макария. Чюдо 10 На праздникъ честнаго преставления чюдотворца Макария прежде реченный священник Герасим поиде ис Каргополя из дому своего с женою и з дтьми своими молитися в Хергозерскую пустыню. И тогда уже дорога проложена была чрезъ блата. Съ ними же идоша и иных людей множество, градских и волостныхъ. Идущымъ же путем тм, и поповы дти, млады суще, усташа вельми от путнаго шествия далняго. Рече же попъ дтем своимъ: «Вы устали есте, останитеся л. 19 об. зд на сем мст. Аз же поиду напред васъ ко обители и испрошу лошади у настоятеля под васъ. И привезут васъ во обитель. Вы же пождите зд». Идущымъ же попу Герасиму со многими людьми ко обители, срте их тоя Хергозерския пустыни старецъ и два работника с ним. Попъ же вопроси старца, камо идутъ. Отвеща старецъ: «От манастыря нашего конского стада ушла кобылица. И видхом, яко пошла по сему пути, и слд ея узрхом, но не можемъ ея постигнути». Попъ же рече: «Мы вси идохом путем симъ и никакоже видхомъ никакия лошади». Старецъ же и с работными возвратишася с ними во обитель. Оная же кобылица прииде на мсто, идже осталися поповы дти, ждуще л. 20 себ лошади, и ста у нихъ кротко и смиренно. Людие же, оставшийся с ними на пути, посадиша ихъ на тую кобылицу и повезоша ихъ во обитель. И доидоша до пустыни, и поповыхъ дтей привезоша, ещё попу не успвшу у настоятеля лошади просити. Привесшии же сказаша все поряду, како прииде к ним кобылица на пути, яко бы от кого нарочно послана ради младыхъ поповых дтей. И вси слышавшии сие начаша глаголати: «Воистинну, сие творится дйствием чудотворца Макария». И вси прославиша Бога, и праздноваша честно во всякой духовной радости, удивляющеся чюдесем преподобнаго отца 403 Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преданность своей нации (как он понимал эту преданность) была для этого усташа чем-то смыслообразующим, чем-то безусловно более важным, чем его вечное спасение. Совершенно другой взгляд на человека мы находим в библейском Откровении. Бог творит каждого человека лично, и имеет особый о нем замысел ( Пс.138 ). Христос воплотился, умер и воскрес, не ради нации или расы, партии или государства – но ради каждого конкретного человека. Как говорит святой Апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Вечное спасение человеческой души бесконечно важнее всего мира. Как говорит Христос, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). Святитель Тихон Задонский так изъясняет эти слова: «Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; всё здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней всё, а вечная жизнь и её блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и всё богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет». В самом деле, все мы обречены утратить эту земную жизнь. Мирские цели и ценности, то, что мы считали важным, что стремились приобрести, все великие цели, которые перед собой ставили, все победы и достижения – ничего из этого мы не возьмем с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Когда с этим покончите, приходите ко мне в церковь, я вас поисповедаю, и все грехи вам простятся”. В тот день было зверски убито 5600 человек… В концлагере на горе Урха палачом был ксендз Петр Крижай. После войны председатель народного правительства Словении Борис Кидрич писал: “Я вспомнил, что за последние четыре года высшие церковные пастыри и духовники “во имя Бога и вечных начал” становились на сторону оккупанта и в самый тяжелый момент воткнули нож в спину своему народу Я вспомнил католических священников, которые в Доленском своей рукой закалывали пленных партизан и кричали: “Во имя Христовых ран да погибнет партизан”. Я вспомнил католических священников Хорватии с полными корзинами вырванных человеческих глаз. Я вспомнил католического священника-усташа, в кармане которого были найдены завернутые в шелковую бумагу голубые глаза восемнадцатилетней девушки”… В преступлениях против человечества не отставали католические монахи и монахини. Так, в детском лагере Ястребарском, созданном для перевоспитания сербских детей из православия в католичество, в августе 1942 года 400 воспитанников умерли от голода… Очевидцы устроенной усташами резни вспоминают, как по Дрине плыли тела с табличками “В Белград. Королю Петру” и отрезанные детские головы с надписями: “Мясо для белградского рынка”. Второй комендант концлагеря Ясеновац, францисканский священник Мирослав Филипович по прозвищу “отец Сатана” лично участвовал в казнях заключенных сербов. По свидетельству чудом уцелевших, он с удовольствием пил кровь своих жертв, говоря: “Дайте мне напиться коммунистической и жидовской крови”. Согласно подсчетам международной комиссии, расследующей преступления в Ясеноваце, где было убито более 100 тыс. человек, установлено, что в хорватском геноциде православных сербов принимали участие 1400 католических священников, что составило 2/3 от общего состава латинского духовенства в Хорватии. В Ясеноваце проходили соревнования по скорости убийства “сербосеком” – специальным клинком, который использовался усташами для казней, изготовленным в массовом количестве по заказу хорватского правительства Анте Павелича в Германии, чтобы палачи не уставали.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ry...

«Посадник, тысяцкий, бояре и весь Новгород благословение отца своего владыки Иоанна приняли, от Псковичей нелюбие отложили и заключили мир по старине. И бысть христианом радость и веселие, а диавол, видя христианом добро, плакашеся, видя себе побеждаема, а злодеи христианстии помрачишася» 533 , – замечает летописец. После этого и владыка Иоанн «ездил во Псков на свой подъезд». Псковитяне приняли его с большим почетом и дали ему «месячный суд по старине» 534 . Более трудный подвиг предстоял владыке в это же время помирить Новгород с в. князем. Василий Димитриевич, досадуя на Новгородцев за вторичный отказ митрополиту в судных делах и желая, вместе с тем, угодить своему тестю Витовту, а, вероятнее всего, что он искал только предлога, для исполнения своих замыслов, которые обнаружились впоследствии, прислал посольство в Новгород, с требованием, чтобы Новгородцы прекратили дружескую связь с немцами, врагами Литвы. Новгородцы с удивлением выслушали посольство Московское и Витовтово, и, видя какой громадный вред расторжение мира с немцами может нанести их торговле, которая теперь процветала более, чем когда-либо, решительно отказались исполнить волю государя Московского, а тем более Витовтову: «Господин князь великий! у нас с тобою мир, с Витовтом мир, и с немцами мир», и отпустили послов его с честью 535 . В. князь предвидел этот отказ и, обьявив войну Новгороду, отправил рать в двинские земли. Новгородцы ужаснулись: вместе с Заволочьем они лишались способа не только иметь из первых рук лучшие произведения сибирских климатов, но и выгодной торговли с немцами. В это же время митрополит Киприян прислал в Новгород стольника своего Клементия к архиепископу Иоанну с наказом, чтобы он ехал в Москву для совещания о святительских делах, а всего вероятнее, для улажения [улаживания] политических дел. Отпустив митрополичьего боярина, Иоанн и сам собрался в Москву. Провожая владыку, посадник, тысяцкий, бояре и весь Новгород умоляли его вступиться за своих детей пред великим князем и вместе с ним отправили послами посадника Богдана и житых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Во время своего хозяйничанья в деревне немцы повесили за отказ выдать местопребывание партизан 5 жителей – Зеленову Евдокию Дементьевну, 40 лет, ее сына Владимира Ивановича, 18 лет, Андреева Виктора, 17 лет, Михееву Евдокию Степановну, 50 лет, Леонова Николая Михайловича, 19 лет. В деревне Червинская Лука было 65 жилых домов, школа, здание сельсовета, магазин, красный уголок, хата-лаборатория и ряд построек подсобного характера – амбары, скотные дворы и сараи. Во время ухода немцев из села, все постройки были сожжены, и деревня представляет собой груду развалин. Весь бывший в колхозе крупный рогатый скот, лошади, мелкий скот и птица забраны немцами. Все население деревни угнано в немецкий тыл. Следуют подписи ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп.125. Д.7. Л. 254–255. Подлинник. О результатах расследования случая переговоров с немецкими солдатами на участке 288-й Дивизии ДОНЕСЕНИЕ заместителя начальника политуправления Волховского фронта 6 апреля 1942 г. Политуправление доносило 3 апреля о переговорах группы командиров и политработников с немецкими солдатами на участке 1014-го полка 288-й стрелковой дивизии. На место происшествия был командирован представитель политуправления фронта полковой комиссар Тумаков. Расследованием установлено, что донесение начальника политотдела 4-й армии полкового комиссара Емельяненко по этому вопросу правильно освещает суть происшедшего факта. Дополнительно выяснено, что 31 марта в 13.00 к месту передачи вышли комиссар полка Денисов, комиссар 2-го батальона этого полка Сухомлинов, секретарь партбюро Китаин, уполномоченный особого отдела Ермаков, помощник командира 2-го батальона Сигалов, командир 5-й роты Трифанов и переводчик Стрегалов. В это время в соседних блиндажах находилось 8 красноармейцев. Все переговоры, которые командиры и политработники вели с немцами, слышали бойцы 1-го и 2-го батальонов 1014-го полка, находящиеся в блиндажах. От них о переговорах узнали и бойцы всех подразделений части. Военком полка Денисов и остальная группа командно-политического состава указывают, что переговоры с немцами велись для того, чтобы сагитировать их перейти на нашу сторону. Основная [же] масса бойцов правильно оценила происшедший случай. Красноармеец 7-й роты Бычков сказал: «На немецкую провокацию мы не поддадимся. Немцы зовут нас к себе, а сколько они замучили наших людей?». Некоторые бойцы поняли происходящее как братание с немцами (связист роты автоматчиков Петухов). Политрук роты автоматчиков т. Дробат категорически запретил вести разговоры о братании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобная же неблагоприятная ситуация для возрождения церковной жизни, ввиду близости фронта и противодействия оккупантов, существовала и в других южных пригородах Ленинграда. Так, настоятель Никольской церкви г. Колпино протоиерей Димитрий Осьминский, оказавшись в сентябре 1941 г. на оккупированной территории, первоначально стал служить в Троицкой церкви пос. Самопомощь на ст. Поповка (ныне пос. Красный Бор), о. Димитрий уже был настоятелем этого храма с июня 1935 до его закрытия весной 1941 г. Теперь батюшка снова возродил церковь , но уже в ноябре 1941 г., ввиду выселения немцами жителей прифронтовой полосы, был вынужден бежать в Оредежский район. Там он с 19 декабря 1941 г. служил священником в церквах сел Загородицы, Ям-Тесово и Перечицы. Весной 1943 г. о, Д. Осьминский был зарегистрирован благочинным Псковской Миссии свящ. Иаковым Начисом, и с этого времени служил в церкви св. Флора и Лавра с. Загородицы. После эвакуации немцами жителей Оредежского района в Латвию о. Димитрий б декабря 1943 г. был назначен епископом Рижским Иоанном в церковь на ст. Алоя для обслуживания нужд православных беженцев. В июне 1945 г. протоиерей вернулся на родину и до своей кончины (в 1952 г.) служил настоятелем Никольской церкви на ст. Саблино Тосненского района. Храм же в Самопомощи сгорел в 1942 г. 9 Настоятель Преображенской церкви в г. Урицке прот. Иоанн Чудович 19 сентября 1941 г. был выслан немцами в пос. Тайцы, и богослужения в храме прекратились, а сам храм в дальнейшем был разрушен. Неудачей закончилась попытка иосифлянского иеромонаха Тихона (Зорина) возродить церковь св. Андрея Критского на ст. Володарская. Он смог получить разрешение лишь на открытие привокзальной часовни, в которой в январе 1942 г. устроил церковь . Однако она действовала меньше трех месяцев, 23 марта оккупанты в принудительном порядке вывезли всех жителей пристанционного поселка в Волосовский район. Лишь престарелый священник Иоанн Пиркин, служивший в 1930-е гг. в Красном Селе, сумел возродить несколько храмов. Сначала, 30 ноября 1941 г., он открыл Покровскую церковь в Мариенбурге (ныне часть Гатчины), где служил до 1 марта 1942 г. Затем, в феврале 1942 г., о. Иоанн освятил Троицкую церковь в Красном Селе. Некоторое время в 1942 г. священник, очевидно, обслуживал и Троицкий храм в Самопомощи, а также возобновленную Никольскую церковь в пос. Ям-Ижора. о. Иоанн служил в Красном Селе почти два года, молясь, по свидетельству прихожан, «за страну родную, за наших бойцов Красной Армии» и о даровании скорой победы над гитлеровцами. В конце 1943 г. священник был угнан немцами в Литву, где вскоре скончался 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010