Божьим промыслом летописцы освящают все успехи в борьбе против половцев 557 ; враждебные «самому богу» и смоленско-киевским князьям ханы Кончак и Кобяк действуют, однако, как союзники князей черниговских, и Бог помогает поразить их 558 . Впрочем, если Киев и Чернигов объединяются для похода на половцев, это тоже от Бога 559 . Митрополит Uoahh II (1080 – 1089 гг.) оставил колоритные мысли о язычниках. Он осуждает «некых, иже купять челядь», а потом продают ее «в поганые». Этого делать не следует, ибо они «гонивъше нашу веру и многы от веры в неверьство приведше». Сближение русских с язычниками происходило легко, так как простые люди на «краицех» земли далеко не всегда причащались и пост соблюдали. Осуждает митрополит и торговлю с «погаными» вообще и тех, «иже своею волею ходять к поганым купля ради и скверное едять»; если уж они «ядят с погаными не ведая», то надо хотя бы «молитвы творити на оскверненье» 560 . Жизнь была сложнее церковных доктрин. Утверждалось (устами князя-крестоотступника): «не дай Бог поганому веры яти николи же» 561 – а приходилось верить. Считалось, что «Божьим гневом» гибнут печенеги (разбитые по преданию на месте, где соорудят Софию), торки и половцы 562 . А когда в конце XII b. обнаружился неуспех в использовании торков против половцев, то при дворе смоленско-киевского великого князя Рюрика Ростиславича даже родилась мысль об его равной любви и к православным, и к «поганым»: «зане всих приимаше с любовью и хрестианыа и поганыя и не отгоняше никого же» 563 . Ничего не поделаешь – политика. Схожими мыслями пронизан и Киево-Печерский патерик. Монастырь – апологет политики вассалитета, ее ревностный идеолог. Его монахи – Христовы воины воинствующей «необоримой» церкви 564 . Они безропотно гибнут от рук «неверных», как «прьвый престолник» епископ ростовский Леонтий, как крестивший вятичей Кукша 565 . Их стойкость в вере перед лицом поганых Господь вознаграждает, увеличивая паству верующих. Тому пример – монах Никон. Попав в половецкий плен, он перенес тяжкие мучения, но не дал «искуп» поганым. И вот сам Бог освободил его. Пришед в монастырь, Никон учил «не вкусити ничтоже от поганых». Пример его и других праведников побуждал половцев к крещению – «и поганым крестишася и быша мнихи» 566 . Князья, любившие монастырь, одерживали победы над половцами, а враждебные ему терпели поражения. Князь Святополк Изяславич помирился с монахом Прохором после ссоры с монастырем из-за соли и потому одержал победу над агарянами, «взя всю землю их» 567 . Когда князья Ростислав Всеволодович и  Владимир Мономах шли в поход на половцев мимо монастыря, то первый велел утопить монаха Григория, мывшего посуду на Днепре. Тот предрек князю гибель, и Ростислав в гневе не взял благословенья в монастыре, а Мономах взял. Последствия не замедлили сказаться: Ростислав утонул у Треполя, а Мономах уцелел 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего авву (имярек). Разреши, Господи, царя нашего. Помяни, Господи, души отцов наших, рабов Твоих: аввы Матфея и сотрудников его, аввы Саламы, аввы Иакова, аввы Варфоломея, аввы Михаила, аввы Исаака, аввы Иоанна, аввы Марка. Помяни, Господи, царей Эфиопии, Авраама и Азбея, Халева, Габра-Маскала, Константина, Фрессеная, Дагна-Михаила, Навви-Христоса, Дегба-Сиона, Хамда-Сиона, Давида, Феодора, Исаака, Андрея, Хамад-Иисуса, Зара-Иакова, Беде-Мариама, Александра, Хамда-Сиона, Наода, Лебан-Данжиля. Разреши, Господи, отцов наших, авву Антония и авву Макария. Помяни, Господи, душу отца нашего, раба Твоего Текла-Хайманота, со всеми сынами его. Еще помяни, Господи, отца нашего Евстафия и всех сынов его, и весь народ 999 . Помяни их, Господи, и насади в них страх имени Твоего, и нас направь к исполнению воли Твоей; ибо Тебе принадлежит честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Рабы Твои, служащие этого дня, священник, диакон, причт и народ, и я, смиренный раб Твой, грешный и непотребный, да будут разрешены устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и именем Марии, второго неба и достопочитаемой заступницы, и устами этой Соборной и Апостольской Церкви, устами пятнадцати пророков и двенадцати сынов их, устами двенадцати апостолов и семидесяти учеников и пятисот общников их, также устами отца нашего, богоглаголивого Марка, Евангелиста, Апостола и мученика, устами святого патриарха Севера, святого Афанасия, святого Иоанна Златоуста , святого Кирилла, святого Григория, святого Василия, и устами трехсот осьмнадцати православных, собиравшихся в Никее, равно как ста пятидесяти (собиравшихся) в Константинополе и двухсот пятидесяти (собиравшихся) в Ефесе, устами патриарха нашего аввы Гавриила и митрополита нашего аввы (имярек), также и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего, да будут разрешены устами Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; ибо исполнено величия и славы имя Твое, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь 1000 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да будет дом его жилищем драконов, и да померкнет созвездие его в облаках. Да будет он предметом негодования, гнева и ярости. Да соделается труп его пищей зверей и змеи. И да возрадуются о нем его враги и ненавистники. Сребро и золото его да отдастся другим, и все дети его да просят милостыню у дверей врагов его. О дне его пусть устрашатся потомки. Да будет он проклят устами Аддирирона и Ахнариила, устами Салдалфона и Гадраниила, устами Ансисиила и Патхиила, устами Серафиила и Сагансаила, устами Михаила и Гавриила, устами Рафаила и Мешатиила. Да будет он отлучен устами Цавцавива и устами Гавгавива, который есть Бог великий, и устами семидесяти имен великого Царя, и наконец устами Цартака, великого канцлера. Да будет он поглощен, как Корей и сообщество его, со страхом и ужасом да выйдет душа его, гнев Господа да умертвит его. Да будет он повешен, как Ахитофел из-за совета своего. Да поразит его проказа, как проказа Гиезия, и да не будет никакого воскресения падению его, и в гробницах Израиля да не будет гробница его. Да будет жена его отдана другим, и по смерти его другие да склоняются над ней. В таком отлучении да будет N, сын N, и таково да будет наследие его. А надо мною и всем Израилем Господь да распрострет мир и благословение свое. Аминь». Потом приводятся также гл. Втор. 29:18–20 . Ср. Buxtorfii, Lexicon etc., и. (рр. 425–426), Mayer В., op. с., SS. 382–383. Никитин А., op. с., стр. 159–160. 297 Слово , по объяснению одних, состоит из ­ имя, т, е. Господа и пришел, таким образом значит: «Господь пришел» равнозначно «Маран-ата» ( ср. 1Кор. 16:22 ); а по объяснению, других, из (там) и (смерть), т. о. значит: «там смерть» (ср. Моэд катон 17, а). Ср. Buxtorfii, Lexicon etc. v. (р. 1226) и Mayer В. op. c., S. 380. 298 В мишне так описывается образ совершения этого наказания. Наказуемого привязывали к столбу, хаззан синагоги, где обыкновенно производили наказание (ср. Мф. 10:17 ; Деян. 22:19 ), срывал с него одежду и потом ременной плетью наносил ему изо всей силы по голому телу удары: одну треть спереди, а две трети – сзади, причем счетчик считал удары, а чтец читал слова Втор. 28:58–69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Господи Иисусе Христе Сыне единородный и Слове Бога Отца, расторгий вся узы грех наших страстию Твоею спасительною и животворящею, и дуновый в лице учеников Твоих, апостолов святых, глаголяй им: приимите Дух Свят. Им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся: Ты убо Господи чрез апостолов твоих святых избрал еси тех, иже в церкви Твоей святой священствуют, во еже прощати грехи на земли, и вязати, и решати вся узы – неправды. Просим и молим благость Твою, человеколюбие, о рабех Твоих, отцех моих и братиях моих, и о немощи моей, иже главы своя пред славою Твоею святою преклоняют: яви нам милосердие Твое и разреши вся узы грехов наших. Аще согрешихом пред тобою ведением или неведением, словом или делом, по жестокосердию или малодушию, Ты Господи, иже веси слабость человеческую, яко благ и человеколюбец Бог даруй нам оставление прегрешений наших, благослови ны и очисти ны, и разреши ны и вся люди Твоя, исполни страха Твоего и направи нас к воде Твоей святой и блазей, яко Ты еси Бог наш, и Тебе подобает слава, честь и держава со Отцем Твоим благим и Духом Твоим Святым, ныне и присно и проч. Раби Твои днесь служащии, иерей, диакон и причт, вси людие и моя немощь, да будут разрешени устами Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и устами единой, святой, соборной и апостольской церкве, и устами дванадесяти апостол, и устами видящего евангелиста Марка апостола и мученика, еще же святого патриарха Севера, и учителя нашего святого Диоскора, святого Иоанна златоустог о, святого Кирилла, святого Василия и святого Григория, еще же и устами трех сот осмнадесяти, иже в Никеи собрашася, и ста пятидесяти, иже в Константине граде, и ста иже во Ефесе: такожде и устами всечестного отца нашего архиепископа аввы (имярек), и сообщника его в служении апостольском всечестного отца епископа аввы, (имярек), и устами моего смирения, иже грешник есмь: яко благословенно и препрославленно имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва фимиама

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

То, что «близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», нужно познать не только умом, но и опытно, а опытное постижение чрезвычайно трудно и болезненно. Оно, можно даже сказать, добывается через страдание. При этом мы должны помнить слова Иисуса, сына Сирахова: «Без опыта нет знания» (см. Сир.34:10 ). Услышать от кого-то что-либо — это только начало знания, некое введение. Представьте себе, мы прочли предисловие книги и на этом остановились. Поскольку содержания самой книги мы не знаем, то у нас может сложиться превратное представление о ней. Итак, теоретическое знание, то есть вера от слышания, является началом подлинной, сердечной веры. К приобретению этой веры и призывает нас апостол Павел, когда говорит о слове веры, которое проповедует он, другие апостолы и вообще Церковь Христова. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (ст. 9). Значит, мы должны исповедовать Иисуса Господом прежде всего устами. Не думайте, что правильного образа мыслей достаточно. Жизнь — вот что необходимо! «Устами» — значит исповедовать перед другими. Не всегда следует исполнять это буквально, хотя при необходимости мы должны обязательно поступить по слову апостола. В первохристианские времена эти слова имели чрезвычайное значение. Да и у нас несколько десятилетий назад за исповедание устами можно было лишиться, как минимум, работы и влачить нищенский образ жизни. А еще раньше, во времена сталинского террора, можно было лишиться свободы и самой жизни. В особенности священнослужители нашей Церкви полагали свою жизнь за то, что исповедали Иисуса Христа устами. Называть Иисуса Господом не значит всего лишь произносить «Иисус — это Господь», но значит понимать, что Человек Иисус есть не просто исторический персонаж, пусть и чрезвычайно интересный, удивительный, гениальный, но — Господь и Бог. И это уже не одно только признание Христа как подлинного исторического лица, а духовное знание. Исповедуя Иисуса Господом устами перед другими людьми, мы должны и своей жизнью являть это исповедание.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

предвозвестил устами всех Своих пророков... говорил Бог устами всех святых Своих пророков» ( Деян.3:18,21 ). То есть, пророки говорили своими устами, но все мы понимаем, что мистически их устами говорил Сам Бог. Ап. Павел говорил так же: «уже не я живу, но живёт во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Вот так и в священстве живёт и действует (в определённом смысле) Сам Христос. Именно Он послал и поставил в Церкви священников, которых, по словам Христа и учению древней Церкви, нужно почитать и принимать как Самого Господа. Поэтому при благословении священника благословляет Сам Христос, а потому и целуется прежде всего благословляющая десница Христова. Итак, целуя руку священника, прихожанин прежде всего целует руку Самого Христа. Но он, конечно же, целует и руку священника (как и устами Давида говорил не только Бог, но и сам Давид). Но и в этом нет ничего предосудительного, ибо такая честь воздаётся священнику только в связи с тем, что он совершает великие священнодействия – Таинства. Через руку священника верующие приняли Крещение и возродись к новой жизни; через руку священника Господь дарует верным Духа Своего Святого в Миропомазании; через руку священника Господь отпускает грехи в таинстве Исповеди, а главное – причащает верных Своими Телом и Кровью, как правильно говорит о том священник А. Мень: «Обычай целовать руку епископа (или священника) напоминает о том, что эта рука держала Св. Чашу Евхаристии» . Именно понимание и осознание того, что посредством руки священника Бог дарует верным такую благодать и спасение и создало обычай целования руки священника, которая почитается как святыня, как орудие нашего спасения. И если Божьим людям, пророкам и царям, и даже обычным людям в знак почтения поклонялись до земли; если женщина целовала даже ноги Христу – и Господь одобрял, а не порицал её ( Лк.7:45 ), то мы вовсе не должны считать для себя унижением поцеловать руку Божьему священнику, эту благословляющую десницу Христа. Протестанты говорят: «Иисус учил мыть ноги, а не подставлять руки для поцелуев» [ 60] .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Благодарность истинная требует не только устного исповедания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. Кто любит Меня, – говорит Христос, – тот со блюдет слово Мое ( Ин. 14, 23 ). И благодарение устное без сердечной любви не что иное, как лицемерие; о таковых Бог через пророка говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Ис. 29, 13 ). Поэтому не только устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно. Следовательно, не исполняющие этого долга христиане Богу, Благодетелю своему, неблагодарны, хотя устами своими и приближаются к Нему, ибо дела ми отрекаются от Него ( Тит 1, 16 ). А поскольку они Бога оставляют, то и сами судом праведным Им оставляются. От этого бывает, что такие люди во всякое заблуждение и от греха в грех падают. Такой человек, как без Божией благодати находящийся, подобен свирепому коню без узды, которого ожидает самовольная погибель. Отсюда для именующихся христианами нет греха – ближнего обидеть, клятву преступить, суд Божий извращать, судебное место торжищем и корчемницею делать, сироте и вдове насилие причинять, оправдать нечестивого и неповинного осуждать, лгать, обманывать, прельщать и прочие беззаконные дела, каковыми язычники гнушаются, совершать. Это истинные приметы безбожного сердца, хотя и исповедуют устами имя Его. Должен всякий христианин этого опасаться и благодарность свою любовью и послушанием оказывать Богу, чтобы не впасть в вышеуказанное заблуждение. Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство, и Божию милость, и благость, которая и недостойным блага Свои подает, как псаломник поет: исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и буду прославлять имя Твое во век. Ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего ( Пс. 85, 12–13 ). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и исповедуемся, как святой Давид делал: благо мне, Господи, что Ты смирил меня ( Пс. 118, 71 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

За это пророк и высказывает такую угрозу: «худыми устами (худостию устен) и иным языком будут говорить с этими людьми (т. е. иудеями) после того, как говорили им теперь (рекуше, λγοντες, букв. говорящие): вот это (сей) успокоение (покой) для алчущего, а это погибель (сокрушение σντριμμα), но они и тогда не захотят слушать» (12 ст.). Это значит, что впоследствии Бог станет вразумлять иудеев не устами пророков, а рукою враждебных им народов или вообще бедствиями (ср. Иов. 33:14–29 ) за то, что они не только не внимали проповеди пророков, но даже глумились над нею (как сказано выше). Начало исполнения этой угрозы можно видеть в опустошительных нашествиях на иудею вавилонского царя Навуходоносора. Эти то опустошительные действия Навуходоносора, служившего орудием гнева Божия на иудеев, и названы у пророка «худыми устами», вразумлявшими иудеев. Помимо такого значения, настоящие слова пророка (11 ст.) можно понимать еще так: «для вразумления и убеждения тех, которые с недоверием относятся к проповеди пророков, будут некогда говорить на разных языках, чтобы этим поразительным чудом сильнее расположить их к вере. Но они и такой проповеди не будут внимать». Такую именно мысль словам пророка (11 ст.) дает ап. Павел в послании к Коринфянам, где, приводя эти слова, присовокупляет, что дар говорения на разных языках нужен, как доказательство (знамение) истинности Христовой веры не для верующих, а только для неверующих ( 1Кор. 14:21–22 ). Худостию устен (δι φαυλισμν χειλων, русск. – лепечущими устами), худыми устами – в параллельном месте Нового Завета передано – устны иными ( 1Кор. 14:21 ). – И не восхотеша слышати – эти слова можно относить к ближайшим к ним: рекуще им: сей покой алчному... и к раннейшим: языком иным возглаголют к людем сим. Если относить к последним, то употребленную пророком прошедшую форму: не восхотеша, в соответствие к сказанному раньше: возглаголют, нужно понимать, как прошедшее пророчественное в значении будущего, как и читаем мы у ап. Павла: иными языки и устны иными возглавлю людем сим, и не тако послушают Мене, глаголет Господь ( 1Кор. 14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» ( 1Цар.28:7 ). Он делается вторым Адамом , обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» ( 1Цар.28:8 ); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18 )? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 )? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «по едающие народ Мой, как едят хлеб?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

« Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» (Ис. 6: 1–4). Обратите внимание, что Бог открывается пророку в храме. Мы видели, что Господь требует от людей правды, милосердия, снисхождения к вдове и сироте. У таких пророков, как Амос и Осия, это является центром проповеди. В какой-то момент даже складывается такое ощущение, что Господь есть Бог социальной справедливости, что Он занят только решением каких-то человеческих проблем, разбором неправд и так далее. Отсюда иногда вытекает наивный (и богословски безграмотный) вопрос: «Что же делал Бог до того, как сотворил мир?» И вот масштабы видений пророка Исаии совершенно не дают нам сделать такой ошибки. Исполнение неба и земли славой Божией, служение Ему серафимов и херувимов показывают божественное всемогущество, невместимость и непостижимость миром Бога, невозможность к Нему даже приблизиться. Когда Исаия видит это, он восклицает: « горе мне, погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5). «Пророк называет себя « окаянным», сначала со стороны своей природы, говоря: « о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый», а потом со стороны душевного состояния: « с нечистыми устами». Он назвал свои уста нечистыми, как я думаю, в противоположность с теми огненными устами чистых сил, с их совершеннейшим служением. Не останавливаясь на этом, он произносит исповедание и за весь народ, присовокупляя: « и живу среди народа также с нечистыми устами». Почему же он осуждает здесь свои уста? Он выражает свою нерешительность. Так и три отрока, находясь в пещи, говорили почти то же самое: « несть нам отверзти уст» (Дан. 3: 33). И теперь, когда было время песнопения и славословия, и когда пророк видел горние силы делавшими это, он справедливо обращает слово к устам, которые призваны особенно к такому служению. По этой причине он назвал нечистыми свои уста, но уста народа – не по этому, а потому, что иудеи были исполнены беззакония» т. 6, с. 79].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010