Божьим промыслом летописцы освящают все успехи в борьбе против половцев 557 ; враждебные «самому богу» и смоленско-киевским князьям ханы Кончак и Кобяк действуют, однако, как союзники князей черниговских, и Бог помогает поразить их 558 . Впрочем, если Киев и Чернигов объединяются для похода на половцев, это тоже от Бога 559 . Митрополит Uoahh II (1080 – 1089 гг.) оставил колоритные мысли о язычниках. Он осуждает «некых, иже купять челядь», а потом продают ее «в поганые». Этого делать не следует, ибо они «гонивъше нашу веру и многы от веры в неверьство приведше». Сближение русских с язычниками происходило легко, так как простые люди на «краицех» земли далеко не всегда причащались и пост соблюдали. Осуждает митрополит и торговлю с «погаными» вообще и тех, «иже своею волею ходять к поганым купля ради и скверное едять»; если уж они «ядят с погаными не ведая», то надо хотя бы «молитвы творити на оскверненье» 560 . Жизнь была сложнее церковных доктрин. Утверждалось (устами князя-крестоотступника): «не дай Бог поганому веры яти николи же» 561 – а приходилось верить. Считалось, что «Божьим гневом» гибнут печенеги (разбитые по преданию на месте, где соорудят Софию), торки и половцы 562 . А когда в конце XII b. обнаружился неуспех в использовании торков против половцев, то при дворе смоленско-киевского великого князя Рюрика Ростиславича даже родилась мысль об его равной любви и к православным, и к «поганым»: «зане всих приимаше с любовью и хрестианыа и поганыя и не отгоняше никого же» 563 . Ничего не поделаешь – политика. Схожими мыслями пронизан и Киево-Печерский патерик. Монастырь – апологет политики вассалитета, ее ревностный идеолог. Его монахи – Христовы воины воинствующей «необоримой» церкви 564 . Они безропотно гибнут от рук «неверных», как «прьвый престолник» епископ ростовский Леонтий, как крестивший вятичей Кукша 565 . Их стойкость в вере перед лицом поганых Господь вознаграждает, увеличивая паству верующих. Тому пример – монах Никон. Попав в половецкий плен, он перенес тяжкие мучения, но не дал «искуп» поганым. И вот сам Бог освободил его. Пришед в монастырь, Никон учил «не вкусити ничтоже от поганых». Пример его и других праведников побуждал половцев к крещению – «и поганым крестишася и быша мнихи» 566 . Князья, любившие монастырь, одерживали победы над половцами, а враждебные ему терпели поражения. Князь Святополк Изяславич помирился с монахом Прохором после ссоры с монастырем из-за соли и потому одержал победу над агарянами, «взя всю землю их» 567 . Когда князья Ростислав Всеволодович и  Владимир Мономах шли в поход на половцев мимо монастыря, то первый велел утопить монаха Григория, мывшего посуду на Днепре. Тот предрек князю гибель, и Ростислав в гневе не взял благословенья в монастыре, а Мономах взял. Последствия не замедлили сказаться: Ростислав утонул у Треполя, а Мономах уцелел 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...