Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры 29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого отрока. Когда ученики спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17.19), Сын Божий ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20). Слова эти часто звучат в нашем сердце, и мы спрашиваем себя: а как же возможно человеку иметь такую веру, чтобы она двигала горами? И почему, когда мы молимся и о чем-то просим, мы не получаем этого? Потому ли, что у нас слабая вера? Или потому, что Бог не хочет нам дать просимое? Или по каким-то иным причинам? Если у человека сильная вера, то самая главная молитва, которую он произносит – это молитва, которой нас научил Господь Иисус Христос: да будет воля Твоя. Сам Христос явил именно такой образ молитвы, когда перед Своим крестным страданием, зная, что в эту ночь Он будет предан на смерть, молился в Гефсиманском саду Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Это были слова Человека, Который страшился смерти, как страшатся ее все земные люди, но в то же время в этой молитве Сын Божий вверял Себя Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 41). Это была молитва Человека, Который всю Свою волю всецело соединил с волей Небесного Отца. Это была молитва Богочеловека, Который пришел спасти людей от всякого греха. И эта молитва научает нас тому, как мы должны молиться, и какую мы призваны иметь веру.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

прот. Константин Буфеев 2. О заботливом отношении Святых к животным 2.1. Пастушество «Праведный Авель». Фрагмент фрески «Жертвоприношение». Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Москва. Современный мастер Священное Писание свидетельствует, что пастушеское занятие является древнейшим на земле. Уже в первом поколении от Адама был известен этот благородный род деятельности: И был Авель пастырь овец , а Каин был земледелец ( Быт.4:2 ). Многие праведники Ветхого Завета – праотцы, пророки, цари подолгу занимались пастушеским ремеслом, проводя время со стадами в дикой пустынной земле. Двадцать лет ( Быт.31:41 ) пас стада своего тестя Лавана патриарх Иаков (Израиль). Бытие, гл. 30 29. Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене ; 30. мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество; и благослови тя Господь пришествием моим. 29. И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне ; 30. ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим. Сорок лет пас овец своего тестя Иофора пророк и боговидец Моисей – пока не явился ему Бог при купине и не призвал его на служение своему народу. Исход, гл. 3 1. Моисей же бягие пасый овцы Иофора тестя своего, священника Мадиамска. И гнаше овцы в пустыню , и прииде в гору Божию Хорив. 2. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. 1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. 2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Псалмопевец Давид прежде своего помазания на царство в Израиле пас стада отца своего Иессея. 1 книга Царств, гл. 16 11. И рече Самуил ко Иессею: не достало ли уже детей? И рече Иессей: еще есть един мал, и сей пасет на пажити. Ирече Самуил ко Иессею: посли и приведи его, яко не возляжем, дóндеже приидет той семо. 12. И посла, и введе его. И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Радуйтесь, Я всегда с вами». «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это было сказано на третий день после Успения Божией Матери. Это повторяется почти две тысячи лет, и это будет повторяться, пока не придёт во славе Своей судить живых и мёртвых Сын Её и Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь. 28 августа 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда совершается таинство Евхаристии, на Престоле стоит дискос, на котором Агнец, а рядом частицы, знаменующие собой Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, а с другой стороны частицы – пророки, апостолы, мученики, мученицы, бессребреники, святые угодники Божии. А вот частицы, вынутые из поданных просфор. Это всё люди, это всё души живых и мёртвых. Какие здесь тяжкие грехи, какие здесь скорби, какие здесь немощи! Никому никогда не каялась: в молодости родила младенца и задушила его... А этот всё пьёт, и не может отстать от греха своего, и впадает в блуд, в мерзость и скверну. А у этого гордыня, а у этого тщеславие, а у этого повседневные, но засасывающие духовную жизнь грехи... Всё люди, всё люди... И за умерших здесь вынуты частицы из просфор... Давно лежащие в земле, давно погребённые люди, а сколько унесено ими туда грехов.. и все скорби, все грехи, все немощи наши... И чувствуешь, и веруешь, что здесь, вокруг Святого Агнца, в жертву ныне приносимого, стоящего вместе с Пресвятой Владычицей, святыми мучениками и угодниками Божиими, эти грешные живущие и отошедшие души получат прощение, освобождение от грехов Кровию Святою Господа Иисуса Христа. И веруешь так потому, что даже и в своём немощном сердце, когда ты любишь близких тебе людей, находишь любовь для прощения. Разве ты не простишь сына своего, что бы он ни сделал? Разве ты не пожалеешь его, в какой бы грех он ни впал? А здесь сама жертвенная, голгофская любовь Господа... И когда будешь ты погружать все эти частицы в потир и произносить слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», они покроются истинною Кровию Спасителя и будут напоены Ею, и это таинственно и невидимо омоет грехи зде поминавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Речи и гадания – в контексте содержания ирмоса, речи – это прямые, ясно выраженные пророчества о воплощении Сына Божия, а гадания, (по-гречески – энигмата) – провозвестия Его пришествия, скрытые в их загадочных видениях и образах. Само выражение заимствовано из книги Притчей Соломоновых (1, 6). Свет блистания Твоего. – Здесь перифразированы слова Песни пророка Аввакума: " В свет стрелы Твоя пойдут, в блистании молнии оружии Твоих. Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси» (Аввакум, 3, 11–13). Изречения пророка, которые, по обычному иудейскому восприятию, грозили гневом Божиим и бедствиями врагам Израиля, новозаветная Церковь осмыслила более широко. Она увидела в них прикровенное свидетельство о пришествии Господа ради спасения людей и о проповеди Евангелия по всей земле. В частности, «стрелы» и «молнии», согласно этому новому пониманию – это апостолы, облетевшие весь мир, и поразившие евангельским словом сердца народов. Свет, на основании слов Христа: «Аз есмь свет миру» (Иоанн, 8, 12; 9, 5), означает просвещение людей познанием Бога, Отца небесного, через веру в Его Сына, пришедшего для их спасения. Слово «блистание» заимствовано прп. Козмою у пророка Аввакума не только ради поэтической красоты. Блистание, т. е. сияние ослепительного, нестерпимого для глаз света, дважды упоминается в Евангелии. Первый раз – в описании Преображения Господа на Фаворе, когда Он явил ученикам славу Своего Божества. Второй раз – когда в белом блистающем одеянии предстал перед женами-мироносицами Ангел, возвестивший им радость Воскресения Христова. Итак, под «светом блистания» можно понимать проповедь народам земли о воплощении Бога-Слова и о Воскресении Его из мертвых. Во свет языком. – Древним пророкам, жившим во времена, когда вера в Единого Бога была достоянием только одного Израиля, было открыто, что в будущем истинное богопознание будет даровано всем народам, и что это исполнит ожидаемый ими Помазанник Божий – Мессия. Особенно ясно об этом говорит Исаия: «Я, Господь, призвал Тебя в правду... и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия, 42, 6). Исполнение пророчества Исаии увидел праведный Симеон Богоприимец, принявший на свои старческие руки Младенца Христа, принесенного в Иеросалимский храм Мариею и Иосифом: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лука, 2, 29–32). Этими словами Симеон ясно исповедал Младенца Исуса предреченным у пророков Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Русские должны знать свою русскую национальную идею, свое предназначение, возложенное на русский народ Богом. Рассмотрим предлагаемые нами основные положения Русской Национальной Идеи. Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом Ищите же прежде Царства Божия И правды Его, и это все приложится вам. (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 31-33) II . Русская национальная идея Основные положения русской национальной идеи. 1. Русский народ - народ Богоносец. Русский народ относится к народам православной мировоззренческой цивилизации. Генотип Русских сформировался на базе многовекового воспитания христианских духовных ценностей с устойчивым православным мировоззрением. При этом русские люди стремились к святости, к жизни по заповедям Божиим, в сердцах своих и умах носили имя Божие. Русь стала называться Святой Русью, а русский народ - народом Богоносцем. Россия после гибели Византии стала системообразующим государством православной цивилизации. Попытки навязать русскому народу мировоззрения иных цивилизаций, попытки изменить его генетический тип, изменить и разрушить его этнопсихологический склад (менталитет), например, насаждением либеральной идеологии стран Запада во главе с США неизбежно будут приводить к деградации и вырождению русской нации. 2. Россия - Дом Пресвятой Богородицы «Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной», - пишет протоиерей Лев Лебедев. Один из самых любимых церковных праздников в русском народе - это Покров Божией Матери. Пресвятая Богородица покрывает русский народ от врагов видимых и невидимых, Она усердно заступается и ходатайствует за нас пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Как пишет схиигумен Савва: «На всем земном шаре в обширном христианском мире нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред святой Девою. Но ни одна христианская страна и ни один христианский народ не преисполнен столь чудными знамениями Ее милости, как наше Отечество, русский народ, или, лучше сказать, Православная Русь».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

С чего начинается зло? Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, 30 августа, 2015 Пусть казнь имеет свое оправдание, но не может иметь оправдания патетическое философствование о казни, На следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы Церковь вспоминает перенесения Нерукотворного Образа спасителя из Эдессы в Константинополь. За Литургией в этот день положено чтение 48 зачала Евангелия от Луки. Почему именно этот отрывок приходится на этот день мне не очень понятно, но место это из IX главы Евангелия от Луки очень важное. Евангелист рассказывает о том, что «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.» (Лk. IX 51-56). Можно представить себе эту картину. Усталые путники, идущие из Галилеи в Иерусалим присели отдохнуть недалеко от Самарянского селения. Они, конечно, знали, что самаряне не общались с иудеями, но закон гостеприимства, восходящий у этих народов к посещению тремя ангелами праотца Авраама у дубравы Мамре, должен быть выше этой многолетней вражды. Не принять путника, тем более паломника под свой кров, считалось тогда на Востоке особым нечестием, сродни богохульству. А заповедь принимать гостей выше, чем прямой разговор с Богом. Мудрецы говорили: «Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы денно и нощно стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге». И наверняка эту мудрость знали, и ученики Иисуса и жители этого Самарянского села. Тогда понятно такое возмущение двух братьев, Иакова и Иоанна, сынов грома, как их прозвал Христос, за их горячий темперамент, когда они получили отказ в приюте.

http://pravmir.ru/s-chego-nachinaetsya-z...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Символом апостольского неверия стала реакция ап. Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20: 25 ). Вошло в привычку порицательное отношение к неверию Фомы как некой духовной слабости; любой скептик – это «Фома неверующий». Но богослужение Фоминой недели (антипасхи) неожиданно называет неверие Фомы благим 472 . Благость не в самом упрямстве Фомы, а в его последствиях. Для нас, верующих по слову апостолов, их сомнения и недоверие являются надежнейшим доказательством Воскресения. «Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась… Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Сомнение препятствовало признанию. Но когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Христос… Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и воскресший Христос – это одна и та же личность» 473 . Воскресение Христово отличается от прочих известных воскресений своей необратимостью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6: 9 ). Для остального человечества такая окончательная победа над смертью является делом будущего, но, как уже отмечалось, Евангелия говорят о воскресении некоторых праведников в день воскресения Христа, что понимается как приобщение избранных праведников к этой окончательной победе над смертью – как окончательное воскресение. 474 По церковному Преданию, отраженному в содержании праздника Успения Божией Матери, Пресвятая Богородица также одной из первых вкусила плоды этой победы, предупредив всеобщее воскресение мертвых. Завершая часть о воскресении, напомним песнопение, которое поется на каждом всенощном бдении и в пасхальный период: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» В нем мы говорим, что, увидев воскресение Христа, поклоняемся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

События дня Успения следующие: 1) собрание апостолов в Иерусалиме; 2) последняя беседа их с Божией Матерью и Ее молитва о них; 3) преставление и погребение Богоматери; 4) явление Ее апостолам на третий день после погребения. В день кончины Пресвятой Девы апостолы из разных стран земли, где они проповедовали Христа, были чудесно перенесены в Иерусалим Божией силой. Церковное предание свидетельствует о том, что кроме святых апостолов из числа 12-и, в Иерусалиме в день кончины Божией Матери оказались Тимофей, Дионисий Ареопагит и Иерофей из числа 70-и. Среди же двенадцати апостолов недоставало апостола Фомы, который Божиим Промыслом остался там, где и был. Узнав о причине своего сверхъестественного собрания, апостолы чрезвычайно опечалились, но Пресвятая Богородица, утешая их, сказала: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси». Настал третий по еврейскому счислению час, и в тот же момент потолок помещения, в котором находилась Божия Матерь и все остальные, исчез в лучах вышеестественного Света. К Своей Матери сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов и Архангелов. По преданию, с Ним были и праведные души праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Божия Матерь поднялась навстречу Своему Божественному Сыну и Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Тогда началось Ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» 46 . Но и в час своей телесной смерти Всенепорочная думала не о Себе, а о тех, кто был с Нею. Поэтому ее последняя земная молитва к Своему Сыну была о них: «Сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне» и тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» митрополита Волоколамского Илариона Москва, 16 июня 2016 г.      19 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Съемки проходили в России, Израиле и Египте, сообщает сайт Отдела внешних церковных связей . Начало показа – в 8:00, повтор в 22:00. Фильмом «Троица» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 1-4). В праздник Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы, Православная Церковь прославляет чудо, которое Господь явил миру. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг., и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей. Далее в нынешнем году зрители смогут увидеть фильмы о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Фильм «Троица» доступен для онлайн-просмотра . 16 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010