Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь,- напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим». Начало Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе храма в честь Святой Софии - Премудрости Божией. С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». В этот же день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас). 19 августа - Преображение Господне Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (см.: Мф. 17, 1-6), Марка (см.: Мк. 9, 1-8), Луки (см.: Лк. 9, 28-36). В последний год Своего земного служения Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

63 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всякими животным, пресмыкающимся по всей земле». 64 Как пример можно привести текст первого тропаря девятой песни первого канона праздника Успения Пресвятой Богородицы: «Дивляхуся Ангельские силы, в Сионе смотрящие своего Владыку, женскую душу руками носящего…». 65 Эон (греч. Αν) – мир свободного духа, отождествляемый с Царством Божиим. 66 В этом контексте интересен широко распространенный в русском языке эвфемизм понятия телесного соединения – «заниматься любовью». Неуклюжее словосочетание, но сколь о много оно говорит! 67 Страшные примеры того явил нам просвещенный ХХ век в нашей православной стране: причастие вместо алкоголя, алтари вместо туалетов, иконы вместо дров…. 68 Самым распространенным явлением стала врачебная рекомендация блуда по «медицинским показателя»: одиноким женщинам настойчиво рекомендуют внебрачные половые связи для стабилизации гормонального баланса, молодым людям, даже школьникам – для снятия стресса; одному 17-летнему юноше врач посоветовал вступить с кем-либо в интимные отношения ради того, «чтобы голова не болела». Все это выдает ни что иное, как крайнюю степень духовного одичания. Ведь таковые рекомендации – все равно, что лечить головную боль убойной дозой радиации (известная шутка: более эффективным средством от насморка является гильотина – но снами-то не шутят!). Воистину, «врачу, исцелися сам». 69 В качестве примера приведем одно из сообщения СМИ. При всех издержках характерного для «желтой прессы» стиля, содержание знаменательно: «Недавно в Америке и некоторых других странах появилась «фишка»: быть девственницей теперь ультрамодно. Как на дрожжах растут «девственные комитеты», которые занимаются пропагандой целомудренного образа жизни.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

   Кроме того, жития святых Божиих, которые в вере и ее плодах преуспели, почаще прочитывать и рассматривать нужно, чтобы вере их удобнее подражать. Ибо подлинно о сем написано: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление», — говорит святой апостол Павел (Рим. 15:4). Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем и Творцу закона усердно молиться, непременно «придем все в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Аминь. Слово в тот же день (День успения Пресвятой Богородицы)     «Смотрите, поступайте осторожно» (Еф 5:15).    Представьте человека, который бы, сидя на преукрашенном престоле, имея в руках все удовольствия, видел под собой воспламеняющийся огонь, над головой преострый меч, на самой тончайшей нитке повешенный, и со всех сторон вооружающихся против него.    Рассудите, слушатели, в такой опасности, в таком ужасе, дадут ли все эти удовольствия и увеселения спокойствие этому человеку? Отовсюду смерть: сверху смерть, снизу смерть, со всех сторон смерть. Такая опасность и страх не превозмогут ли все удовольствия его?    Я, когда такое состояние человека изображаю, описываю тем состояние жития нашего. Мы все, живущие на земле, в такой же опасности находимся, в какой сей человек. Настоящее слово я предложу во славу Божию, в честь нынешнего торжества, дабы нам всем, такими опасностями окруженным, в мире сем осторожнее жить, по увещанию богомудрого учителя, Павла святого: «смотрите, поступайте осторожно».    Когда откроем умные наши очи, слушатели, и посмотрим на обстоятельства жития нашего, увидим непременно, что оно похоже на состояние того человека, и никакая красота мира сего нас увеселить не сможет.    Увидим над собою Бога, мечом правды нам грозящего. Увидим под собою ров адский, грешникам уготованный. Увидим сзади грехи наши, совестью нас непрестанно мучащие. Увидим пред собою смерть, непрестанно к нам приближающуюся. Увидим по правую и по левую сторону врагов душ наших, козни нам строящих и погибели ищущих. Бог, Который наверху, — Всемогущий, так что никто Ему противиться не может. Он есть наш Творец и Господь, Который нас, как сосуды глиняные, руками Своими сделанные, в одну минуту сокрушить может, и потому страшен. Потому и Христос нам бояться Его приказывает: «убойтесь могущего и душу, и тело в геенне погубить» (Мф 10:28). И еще Иеремия к Нему вопиет: «Кто не убоится Тебя, о Царь народов» (Иер 10:7)? Он и Всевидящий, и за всеми нашими делами, за всеми замыслами, за всеми сердечными помышления наблюдающий. Он и несоделанное наше видит: «и несоделанное мое видели очи Твои», — говорит Псаломник (Пс. 138:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А ведь какая польза душе от воздержания в пище, какую свободу чувствует человек от всяких плотских пожеланий! Но ведь пост по христианскому учению не в одной пище и кто только отказывает себе в пище, а ведет такую же жизнь, как всегда, тот пусть не думает, что он постился: истинно постящийся христианин должен посвящать это время на обсуждение своих поступков, на чтение свящ. книг, на безмолвие и сосредоточенность, а паче всего – на молитву: пост без молитвы – и не пост. Так вот теперь иные говорят, что И. Христос велел молиться не помногу, потому что не в многословии спасение. Правда, Он говорил: «Молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что значит, братья, не говорите лишнего? А то, что не следует повторять слов молитвы, не молясь в сердце. Вот язычники думают, что им довольно языком проболтать побольше слов или даже написать молитву на ремень, а потом намотать на катушку и потом развертывать его, не читая – так для их богов, это все равно, что молиться. Вот такую-то молитву и осуждает Господь, а о том, что следует постоянно молиться,  Он ясно указал в притчах. Вот, говорил Он, придет кто-нибудь к другу своему в полночь и начнет будить его, просить хлеба взаймы, чтобы угостить гостя ( Лк.9:7 ).  А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе. 8. Если же, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Из этой притчи мы видим, что Господь учит нас молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получим просимого. Не Богу, а тебе для размягчения сердца сие нужно – и святая молитва , соединенная с постом, т. е. с воздержанием на лишние слова, на пищу и питье, далеко отгонит от тебя злые страсти и пороки. Но вот иной скажет: я бы рад молиться и поститься, но для чего непременно поститься всем вместе в определенные дни года – не лучше ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположение явится, а не поневоле –  ведь И. Христос не установил, в какие именно дни надобно поститься. Дней-то Он,  разумеется, не установил, скажем мы, потому что один пост устроен в память Его смерти, другой – в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий в честь подвигов Св. Апостолов; стало быть, все события, в память которых устроены посты, были после земной жизни Спасителя. Поэтому Он, конечно, и не мог установить в память их постов – их установила св. Церковь , о которой Спаситель сказал, что ослушавшийся ее будет как язычник и мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Архив Пн Митрополит Бориспольский Антоний: «Горе тому, кто борется с Церковью» 27 августа 2019 г. 18:12 Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний выступил с комментарием по поводу захвата раскольниками Успенского храма Украинской Православной Церкви в с. Погребы (Броварской р-н Киевской обл.). — Владыко, на днях произошел захват Успенского храма в с. Погребы Броварского района Киевской области сторонниками раскольнической «ПЦУ». Прихожане Украинской Православной Церкви просили полицию опечатать храм до решения суда, но просьбу проигнорировали. Какова ситуация на сегодняшний день? Прокомментируйте, пожалуйста, как правящий архиерей данной епархии. — Храм Успения Пресвятой Богородицы уже подвергался попыткам захвата и был закрыт по договоренности сторон. Вероломный захват произошел 24 августа 2019 года в 19.00 при участии около 100 человек. Рейдеры взломали дверь и захватили церковное помещение, мотивируя это тем, что не собираются ждать решения суда о том, кому принадлежит храм. Как можно прокомментировать разбой? Мы строим, разбойники захватывают. Наши плоды — построенные храмы, отстроенные монастыри. Их неизменные плоды — завладение чужим имуществом, кощунство, ложь и побои. Они были и остаются врагами Христа и Его Церкви. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:15-18). — Владыко, сегодня сторонники «ПЦУ» борются за признание своих действий, хиротоний. Но как возможно признание и узаконивание зла, разбоя, лжи, воровства? — Никакое признание не отменяет сути. Даже если бы кто-то бы их признал, то это по факту был бы только политический ход исключительно в политической плоскости. Признание для сторонников «ПЦУ» — это политический акт, а не путь к церковному единству, удовлетворение своих амбиций и страстей, а не шаг к смирению и примирению, служение лжи, а не Богу. Признание не дает святости. Святость дают Христос и Его Истина, от которых они отреклись. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Свой выбор, к сожалению, сторонники «ПЦУ» сделали.

http://patriarchia.ru/db/text/5490817.ht...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Вдумаемся же, дорогие братия и сестры о Господе, в те немногие, но глубоко содержательные слова Апостола Павла, которые сегодня святая Православная Церковь обращает к нам, напоминая ими самую сущность благовествования Христова, того благовествования, в котором и мы, подобно коринфянам, были наставлены, которое приняли, в котором и утвердились, которым и спасаемся, если только остаемся ему непоколебимо верными, если удерживаем преподанное, если только мы не напрасно уверовали! Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Спаситель, движимый бесконечной любовью к Своему созданию, полный милости и сострадания к людям с их искалеченной грехопадением природой, «умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день». А другое апостольское чтение сегодняшнего отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы возвещает нам о тех чувствах, которые подвигнули Господа подъять на Себя тяжкий крестный подвиг, нашего ради спасения. и совершить его до конца. " Он, – говорится в послании к Филиппийцам, – будучи образом Божиим» не восхотел, подобно гордым и тщеславным искателям почестей, явиться миру в ослепительном блеске Своей славы, хотя и имел на это несомненное право, как Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, но «уничижил Себя Самого, приняв образ раба ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6–8 ). И если мы хотим, чтобы это величайшее христианское благовестие о крестном подвиге и последующем воскресении Господа нашего Иисуса Христа действительно послужило нам во спасение, то, разумеется, должны не просто принять с доверием нашим умом эту возвещенную в Божественном Откровении истину, не только исповедывать ее нашими устами, как это делаем часто, произнося слова Вселенского Символа веры , но, как решительно указывает св. апостол Павел, в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ). ... Христос умер за грехи наши! – Это значит не только то, что наши грехи, грехи всего человечества, являются причиной, вследствие которой потребовался для нашего спасения величайший подвиг земной жизни и крестной смерти нашего Господа и Искупителя; это значит и то, что самый подвиг этот состоял в великой священной непримиримой борьбе со злом и всечеловеческим грехом, в той борьбе, которую благоволил возглавить Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010