Первоначально все постройки К. З. м. были деревянными. В 1625 г. в обители был возведен и 15 авг. того же года митр. Казанским Матфеем освящен одноглавый каменный Успенский собор - 1-й каменный храм в Казанской епархии, построенный после Смутного времени . При входе в собор слева находилась гробница с останками бывш. архиеп. Суздальского Иосифа (Курцевича) . 16 нояб. 1895 г. архиеп. Казанский Владимир (Петров) освятил в соборе придел во имя св. равноап. кнг. Ольги, в склепе к-рого погребены известная благотворительница генеральша О. С. Гейнс (урожд. Александрова; 1847-1927), ее отец, мать, брат и муж. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. В 1681 г. к юго-западу от Успенского собора был построен теплый храм во имя Всех святых с братскими кельями, трапезной и кладовой. После ремонта в храме был устроен и освящен 3 дек. 1829 г. архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) придел во имя апостолов Петра и Павла. К кон. XIX в. Всехсвятский храм «дал трещины» и был перестроен ( Никодим (Прелатов) . 1898. С. 18, 20), в 1912 г. обновлены его росписи. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Над вост. воротами была построена и 18 мая 1720 г. митр. Казанским Тихоном освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского,- 3-ярусный 3-апсидный храм типа «иже под колоколы» в нарышкинском стиле. После ремонта Алексиевский храм был вновь освящен 3 авг. 1830 г., но к 1898 г. обветшал и пребывал в «самом жалком виде» (Там же). Над теми же вост. воротами на верхнем этаже 25 нояб. 1828 г. была освящена еще одна церковь - в честь Виленской иконы Божией Матери (к 1900 разобрана), а на нижнем этаже - ц. во имя прп. Герасима Иорданского (время освящения неизв.). В нач. XX в. ансамбль мон-ря был обнесен стенами с бойницами и 4 круглыми угловыми башнями, включал колокольню (1897), братский корпус (1910), 2-этажный настоятельский и казначейский корпуса (1808-1809), деревянные братский корпус, флигель для насельников и наемных служителей, конюшенный двор (1806) и другие хозяйственные постройки. Территорию обители украшали вековые дубы, липы, вязы. За оградой находились кирпичный завод, монастырские баня и пристань Бакалда «для складки товаров с 30 лабазами» ( Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319824.html

17 Макринов Владимир Никитич (1794–1862), священник в Вознесенско-Георгиевской церкви Александровской слободы с. Казаки Елецкого уезда (1817–1862); женат на сестре свт. Феофана; сын священника Михаило-Архангельской церкви в с. Архангельское (Подмокрое) Никиты Васильевича (род. 1757 г.) и его жены Пелагеи Филипповны (род. 1759 г.). (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 54); отец Татьяны Владимировны Нецветаевой. 20 Видимо, речь идет об Александре Ивановне Макриновой, жене священника Николая Владимировича Макринова (15 ноября 1826, с. Казаки, Елецкий уезд, Орловская губ. – январь 1873, с. Домовин, Елецкий уезд, Орловская губ.) – сына сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Говоровой, и священника Владимира Никитича Макринова, окончившего Орловскую ДС в 1847 г.; с 1853 г. и до своей кончины – священника храма в честь Каплуновской иконы Божией Матери в с. Домовины. В 1854 г. в главной части храма были устроены с северной и южной стороны два придела – во имя свт. Тихона Задонского и во имя свт. Николая Чудотворца (видимо, по совету еп. Феофана, который нежно относился к «Николушке». См.: «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского ». Т. 1. Письмо еп. Феофана от 11 февраля 1843 г. и примеч. к нему. С. 221–222). 21 Рюрикова Александра Степановна (урожд. Мишина; род. 22 сентября 1853, с. Малиново Ливенского уезда) – племянница Татьяны Владимировны Нецветаевой. Мать – Елизавета Владимировна Мишина (урожд. Макринова), дочь Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), сестры свт. Феофана. Отец – священник Вознесенской церкви с. Малиново Ливенского уезда Стефан Стефанович Мишин. Муж – Петр Иванович Рюриков (род. 1857). С конца 1880-х гг. с мужем не жила (ГАЛО. Ф. 157. Оп.1. Д. 19 гг.]. Л. 398 об. – 399. МК). 23 Вероятно, речь идет о Татьяне Владимировне Нецветаевой, Александре Степановне Рюриковой с сыном Владимиром и Антонине Егоровне Нецветаевой. 24 Рюриков Владимир Петрович (р. 1881) – сын Александры Степановны Рюриковой (урожд. Мишиной), внучатой племянницы свт. Феофана. К поступлению в Ливенское духовное училище Владимира готовила дома в с. Казаки Серафима Петровна Рязанова. Поступил в Ливенское духовное училище летом 1892 г. В 1910 г. преподавал в школе при Троицком монастыре г. Ельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

реликвии вошли в состав собрания Московского областного музея, разместившегося в зданиях обители. Некрополь Некрополь Н. В. м. складывался с его основания. Он неравномерно окружает Воскресенский собор с востока, юга и запада; десятки захоронений были совершены и внутри храма. Древнейшая часть, открытая при раскопках к западу - юго-западу от ротонды Воскресенского собора, связана с 1-м деревянным собором и сохранила среди почти сотни безымянных могил художественно оформленное надгробие архим. Акакию († 8 сент. 1670), 3-му настоятелю Н. В. м. (1665-1669), благодаря усилиям к-рого в мон-ре после ссылки патриарха Никона сохранились богослужебные особенности. В числе самых ранних захоронений - погребения умерших в 1665 г. патриаршего иподиак. Никиты Никитина и главного художника монастыря П. И. Заборского (их эпитафии помещены снаружи, на белокаменной плите в юж. стене собора). На нижнем ярусе колокольни, в северо-зап. углу ц. Всех святых (возможно, по аналогии с храмом Гроба Господня, где под колокольней хоронили Иерусалимских патриархов), погребены настоятели Н. В. м. архимандриты Варсонофий († 25 окт. 1680) и Герман I († 11 дек. 1682). Позже внутри собора хоронили как настоятелей (в 1771 архим. Никон (Зертис-Каменский) погребен в ц. Успения Пресв. Богородицы), так и светских лиц. В приделе во имя 12 и 70 апостолов погребены Е. М. Загряжская (урожд. кнж. Черкасская) (1782), ее муж ген.-майор Б. А. Загряжский (1809) и сестра кнж. А. М. Черкасская (1847). В 1806 г. в приделе в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» подземной ц. святых Константина и Елены была похоронена вдова генералиссимуса кн. Италийского гр. А. В. Суворова-Рымникского Варвара Ивановна (урожд. кнж. Прозоровская), в 1811 г.- их единственный сын Аркадий Александрович. Особую часть некрополя представляют захоронения в приделах в юж. стороне Воскресенского собора, под Голгофой: Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила. В первом 26 авг. 1681 г. на месте, к-рое он сам приготовил и освятил, был погребен патриарх Никон.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

(1916); Маня, см. Богоявленская Марш Михайловна; Маргарита, см. Новикова (урожд. Толстова) Маргарита Петровна Мария Федоровна (1847–1928), российская императрица, урожденная Мария-София-Фредерика-Дагмара, дочь короля Дании Кристиана IX. Супруга (с 1866) великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), мать императора Николая II, великих княгинь Ксении и Ольги, великих князей Георгия и Михаила. С 1918 в эмиграции; Марков Алексей Владимирович (1877–1917), фольклорист, окончил историко-филологический ф-т М. у. в 1900, с 1911 преподаватель, затем декан историко-филологического ф-та Тифлисских ВЖК. Сын В. С. Маркова, двоюродный племянник М. М. Богословского ; Марков Владимир Сергеевич (1887–?), выпускник Московской духовной семинарии (1908) и МДА (1912), издатель переписки К. П. Победоносцева с Н. И. Субботиным ; Марков Николай Евгеньевич (Марков 2-й) (1866–1945), инженер, архитектор, общественный и политический деятель, депутат III и IV Государственных дум, один из руководителей Союзов Русского народа и Михаила Архангела, член Особого совещания по обороне государства (с 1915). Участник Белого движения, с 1920 в эмиграции, председатель Высшего монархического совета (1921–1931); Маркова (урожд. Богословская) Мария Ипполитовна (1853 – нач. 1920-х), дочь И. М. Богословского -Платонова, жена (с 1870) протоиерея Владимира Семеновича Маркова (?–1916), церковного деятеля, магистра богословия, почетного члена МДА, настоятеля Троицкой церкви на Арбате, затем Большого Успенского Собора в Кремле и Храма Христа Спасителя, двоюродная сестра М. М. Богословского ; Марковы, родственники Богословских, семья двоюродной сестры М. М. Богословского Марии Ипполитовны (урожденной Богословской) и протоиерея Владимира Семеновича Маркова; Маркс Карл Генрих (1818–1883), немецкий экономист и философ, основоположник научного социализма; Мартов Л. (наст. фамилия и имя Цедербаум Юлий Осипович) (1873–1923), политический и общественный деятель, публицист, историк, действ. член Социалистической академии общественных наук (1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Тимофей Федосеевич, мещанин, благотворитель — 123 Титов Владимир Павлович (1807–1891) — член Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета; воспитатель сыновей Александра II; дипломат и литератор — 103, 106, 230 Тихай Яков Дмитриевич (1840–1887) — выпускник Московской консерватории; регент хора в Хакодате и учитель пения в Японской православной Духовной миссии, где он прослужил тридцать лет; брат отца Анатолия (Тихая Александра Дмитриевича), который и позвал его в Японию — 98, 175, 181, 191, 202, 205, 208, 275, 279, 327 Тихомиров Александр Андреевич (1850–1931) — профессор и ректор Московского университета — 293 Тихон, преподобный — Тихон (Покровский Александр Павлович) (1821–1885) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1847); преподаватель (1847–1855) и смотритель (с 1869 г.) Александро–Невского Духовного училища; протоиерей (с 1865 г.), архимандрит (с 1869 г.); второй викарий (с 1869 г.) и первый викарий (с 1871 г.) Санкт–Петербургской епархии; епископ Выборгский (с 1869 г.), Ладожский (с 1871 г.), Саратовский (с 1873 г.) и Царицынский (с 1881 г.), архиепископ Волынский (с 1882 г.) — 134 Тихон Святитель — Тихон Задонский (Соколовский Тимофей Савельевич) (1724–1783) — святой; епископ Воронежской епархии (с 1763 г.), занимался благотворительной деятельностью; автор духовных сочинений и поучений; в 1861 г. состоялось открытие его мощей — 91, 205, 207, 238 Тихшенев Сергей Гаврилович, московский книгоноша — 249 Толстая Александра Андреевна (1818–1904) — графиня, камер–фрейлина императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны — 109, 145 Толстая Анна Егоровна (урожд. Грузинская) (? –1889) — графиня — 253, 256 Толстая Мария Владимировна, казанская благотворительница — 301 Толстой Александр Петрович (1801–1873) — граф; обер–прокурор Святейшего Синода — 244, 253 Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889) — граф, сенатор; обер–прокурор Святейшего Синода (1865 г. — апрель 1880 г.), министр Народного просвещения (1866–1880), член Государственного совета (с апреля 1880 г.), президент Санкт–Петербургской Академии наук (с 1882 г.), министр внутренних дел и шеф жандармов (1882–1889) — 87, 123, 162, 241

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – драматург, поэт, публицист, критик, лингвист и историк. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – поэт, публицист, общественный деятель, редактор ряда журналов. Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ, писатель, публицист, общественный деятель. Кошелёв Александр Иванович (1806–1883) – помещик, издатель, общественный деятель. С. 190. «…в основании Сионской крепости». – Сион (одна из гор, на которых основан Иерусалим) святые отцы рассматривали как прообраз Церкви. … " Введение в богословие» митрополита Макария… – Имеется ввиду «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), докторская диссертация архимандрита Макария (Булгакова ; 1816–1882), впоследствии епископа (1850) и митрополита Московского (1879). Этот труд затем был дополнен автором (Православно-догматическое богословие: В 5 т. М., 1849–1853). Филарет (Гумилевский; 1805–1866) – богослов и историк Церкви; профессор, инспектор, ректор Московской духовной академии, епископ Рижский (1841), Харьковский, архиепископ Харьковский (1857), Черниговский. C. 191. «Сей день, егоже сотвори Господь»… (продолжение: «…возрадуемся и возвеселимся в онь») – библейский стих ( Пс. 117, 24 ), исполняемый в качестве припева к стихирам Пасхи. С. 192. То же в " Домашней беседе» за 1869г…. – См.: Ф е о ф а н, еп. Разрешение недоумений в защиту умной молитвы для мирян//Домашняя беседа. 1869. Вып. 44. С. 1124–1127. Мантуров Михаил Васильевич (1798–1858) – помещик; принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители преп. Серафима Саровского . Л/оотовиловНиколай Александрович (1809–1879) – помещик; духовный сын и собеседник преп. Серафима Саровского . Георгий – см. примеч. к с. 110. С. 193. «…Творец вселенной,/Услышь мольбы полнощный глас…» – Строки из стихотворения A.C. Хомякова «На сон грядущий» (1831). С. 194. Елагина Екатерина Ивановна (1818–1890) – жена историка и общественного деятеля Василия Алексеевича Елагина (1818–1879). Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова; 1789–1877), в первом браке Киреевская – хозяйка литературного салона (Москва, 1820–40-е гг.), где происходили споры западников и славянофилов. "

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

сотрудник и редактор «Церковно–общественного вестника» (с 1874 г.) и «Русского паломника» (с 1885 г.); его многочисленные статьи во французских журналах знакомили иностранцев с русской духовной литературой, а в русских — с иностранной — 236 Пороховщиков — возможно, речь идет о Пороховщикове Александре Александровиче (1834–1917) — отставном гвардейском офицере, редакторе газеты «Русская жизнь» — 258 Порфирий (Успенский Константин Александрович) (1804–1885) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1829), магистр (1831); архимандрит и настоятель одесского Успенского монастыря (с 1834 г.); ректор Херсонской семинарии (с 1838 г.); настоятель церкви при посольстве в Вене (1840–1842), инициатор, организатор и начальник Иерусалимской Духовной миссии (1847–1854); епископ Чигиринский (с 1865 г.), викарий Киевский и настоятель КиевоМихайловского Златоверхого монастыря; член московской Конторы Святейшего Синода (с 1877 г.), имеющий пребывание в Ново–Спасском монастыре; археолог, собиратель рукописных книг (см.: Порфирий. Книга бытия моего; Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. СПб., 1894–1902. Т. 1–8; Лебедев А. П. Преосвященный Порфирий Успенский. Сергиев Посад, 1904 и др.) — 258, 287 Порфирьев Иван Яковлевич (1823–1890) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1848), ординарный профессор (с 1864 г.) этой академии и помощник ректора, доктор богословия (с 1873 г.); член Казанского Комитета Духовной цензуры — 301 Посьет Константин Николаевич (1819–1899) — адмирал; в 1872 г. на фрегате «Светлана» под командованием К. Н. Посьета ряд японских портов посетил великий князь Алексей Александрович, встречавшийся с императором Мэйдзи и высшими представителями японского правительства; министр путей сообщения (1874–1888); путешественник— 88, 93, 128, 170, 193, 194 Посьет Розалия Ипполитовна (урожд. Ланг) — жена К. Н. Посьета — 134, 193 Посьеты — К. Н. и Р. И. Посьеты — 194 Потемкина С. Бор. — 131 Пошехонов Василий Макарович — иконописец, художник; оформитель интерьера православного собора в Токио и автор золоченого трехъярусного иконостаса для него — 171, 214, 216, 279

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

архимандрит Леонид (Кавелин) (04.03.1822–03.11.1891) Исторические описания монастырей История. Археология. Библиография архимандрит Леонид (Кавелин) Богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик, наместник Троице-Сергиевой лавры, член-корреспондент Петербургской академии наук. Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Биография В миру Лев Александрович Кавелин, родился в селе Спас-Волженское, Вяземского уезда, Смоленской губернии в семье военного. Отец — штабс-ротмистр, затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожд. Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Двоюродный брат философа К. Д. Кавелина. Учился в Московском кадетском корпусе, затем 12 лет прослужил в лейб-гвардейском полку. Сотрудничал в журналах, писал стихи, очерки. В 1847 году опубликовал, в частности, очерк о монастыре Оптина Пустынь; впоследствии очерк превратился в книгу, выдержавшую несколько изданий (4-е изд. — 1885). В 1852 году, оставив службу в армии, Кавелин стал послушником Оптиной Пустыни. Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия и старцев, Лев Александрович 7 сентября 1857 года постригся в монашество с наречением имени Леонид в честь схимника Оптинского скита Леонида, 20-го октября того же года был посвящён в иеродиакона, 29 того же октября — в иеромонаха. В ноябре того же года назначен был членом только что организованной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме вместе с о. Иувеналием (Половцевым), начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). Пробыв около двух лет в Иерусалиме, о. Леонид, по расстроенному здоровью, в 1859 году уволен был в Оптинский скит, куда и прибыл в конце этого года, посетив по пути Афон. В 1863 году возведён в сан архимандрита, назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Но в этой должности он был недолго: вследствие происшедших в миссии раздоров и столкновения его с Иерусалимским патриархом Кириллом и с представителями русского правительства в Иерусалиме возникло в начале 1865 года дело «о переустройстве» нашей миссии в Иерусалиме, которое очень озабочивало всероссийский Св. Синод и особенно митрополита Московского Филарета (Дроздова) , взявшего под свою защиту о. Леонида. Последний вышел с честью из борьбы со своими противниками: указом Св. Синода от 16 июля 1865 года он был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Константинополе. Неоднократно ездил на Балканы в славянские земли, работал в южнославянских древлехранилищах. С 1869 года — настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря, иначе называемого Новым Иерусалимом. С начала 1870-х годов состоял членом Московского архитектурного общества, где занимался вопросами сохранения памятников церковной архитектуры. С 1877 года — наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1881 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Скончался 22 октября 1891 г. Погребен отец Леонид со стороны алтаря лаврской Духовской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Христова во дворце Великой Княгини Елизаветы Федоровны (ранее князей Белосельских-Белозерских). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1810 и 1852. Архитектор:А. Штакеншнейдер Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский пр., 41. Координаты: 59.932718, 30.344685 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью У этого пышного темно-красного дворца, стоящего у Аничкова моста, довольно длинная история, восходящая к началу XVIII века. В 1797 кн. А. Г. Белосельская (урожд. Козицкая) приобрела старый двухэтажный особняк, через два года поручив Ф. И. Демерцову перестроить его в ампирном стиле. В дворовом флигеле для Евгении Ивановны, матери княгини, была в 1810 освящена круглая в плане домовая церковь. Вновь ее освятили после отделки 22 сентября 1818, приписав – хотя служили в основном иеромонахи лавры – к Владимирской церкви. В 1847 за переделку дворца в стиле „второго барокко“ взялся арх. А. И. Штакеншнейдер. Он расширил церковь и сделал эскиз нового иконостаса. В 1852 последовало еще одно освящения храма. В 1884 дворец перешел к вел. кн. Сергею Александровичу (1857–1905), брату Александра III, который жил в основном в Москве, будучи ее генерал-губернатором. В этом же году храм был перенесен на второй этаж, убран в русском стиле (вероятно, по проекту Н. В. Султанова) и освящен 20 октября придворным протопресвитером И. Л. Янышевым в присутствии членов Императорской семьи. После убийства И. П. Каляевым великого князя 4 февраля 1905, его вдова – вел. кн. Елизавета Феодоровна (1864–1918), будущая новомученица, почти не бывала во дворце, отдав его своему племяннику, вел. кн. Дмитрию Павловичу (1891–1942), который в годы войны открыл здесь лазарет. Об убранстве церкви известно мало: в ней были старинные иконы; кипарисовая, в серебряном окладе, доска с мощами; камень с изображением Преображения, привезенный с горы Фавор. Служил в храме причт соседнего Троице-Сергиева подворья. Церковь закрыта, вероятно, в 1917. Во время войны храм сильно пострадал. Ныне в здании разместились Петербургский культурный центр и Городской комитет по туризму. Авторы: Кобак Александр Валерьевич , Антонов Виктор Васильевич.  encspb.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24812

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича , мать имп. Александра III Александровича , благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича . Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак. В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» ( Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского , и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии. 5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) , крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова) . На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) . 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

http://pravenc.ru/text/2562128.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010