В середине 80-х в МДАиС случилась трагедия — пожар в общежитии, унесший жизни пятерых воспитанников. После этого Архиепископ Александр перенес инфаркт, однако нашел в себе силы и желание восстанавливать разрушенное заново, успокаивать и быть рядом с теми, кто потерял близких. Фото из книги " Господь - крепость моя " Пожалуй, лейтмотивом книги могут стать слова одного из соавторов о главном герое книги: «Сегодня владыка Александр вспоминается мне как человек искренний, посвятивший свою жизнь Церкви и много сделавший для нее. Не по тому, что он не смог, не по его ошибкам и немощам, а по тому, что он реально сделал, нужно его вспоминать, и вспоминать — с благодарностью». На презентации книги «Господь — крепость моя» в Саратове были почетные гости — архиереи, прибывшие почтить память Владыки Александра. Это Митрополит Калужский и Боровский Климент, Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, управляющий Патриаршими приходами в США, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Епископ Кузнецкий и Никольский Серафим. Некоторые из них являются соавторами сборника, они поделились своими воспоминаниями об Архиепископе Александре. Фото: Иван Привалов Так, Митрополит Климент, рассказал присутствующим о том, что Архиепископ Александр посвятил почти всю свою жизнь развитию Московских духовных школ: «Все свою жизнь он провел в духовных школах. И он не просто любил их — это была вся его жизнь». Человек Церкви, пастырь, преданно и неформально относившийся к своему служению, — вот краткая характеристика Архиепископа Александра. Митрополит Феодосий, некогда служивший у Владыки иподиаконом, в своем выступлении особенно подчеркнул педагогический талант Архиепископа Александра: «Владыка был строг, но при этом очень терпелив. Он был педагог и ректор по своему призванию». Архиепископ Юстиниан также отметил особенный подход Владыки Александра к своим обязанностям пастыря и педагога.

http://pravmir.ru/gospod-krepost-moya-kn...

В шестнадцать лет, в день своего рождения, я принял крещение , а через некоторое время стал помогать в алтаре одного из храмов. Тогда я уже учился в университете, и родители категорически запретили мне прислуживать в алтаре. Запрет не подействовал, и в целях продемонстрировать мне, что такое «реальная жизнь», мне предложили покинуть дом и поселиться в студенческом общежитии. По плану родителей я должен был найти работу. Но план сработал лишь отчасти, так как трудиться я стал чернорабочим в церкви. Когда настоятель увидел, что мое желание служить Церкви не сиюминутно, он предложил мне на постоянной основе помогать в алтаре. В университете раньше второй-третьей пары я, естественно, уже не появлялся. И тогда родители устроили мой перевод в американский университет в штате Северная Каролина. Я предполагал, что не продержусь там и более полугода, но Господь судил иначе. По окончании университета я поступил в аспирантуру, но вскоре обратился к тогдашнему архиепископу Герману, впоследствии митрополиту и Предстоятелю Православной Церкви в Америке, принять меня в Свято-Тихоновскую семинарию. По окончании ее я стал посещать Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке и рассказал о своем желании служить в священном сане и монашеском чине. Епископ Меркурий (Иванов), назначенный к тому времени управляющим Патриаршими приходами в США, по благословению тогда митрополита, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла , счел возможным совершить постриг и рукоположить меня в сан священномонаха. — Но Ваше служение с священническом сане предсказал митрополит Антоний (Блюм) , не так ли? Это уже не Америка, это Англия… Как произошла Ваша встреча на берегах Туманного Альбиона? — В Англию я поехал работать в каникулы, когда учился на втором курсе университета. Некоторое время мы с друзьями трудились, а потом я решил попутешествовать по Англии автостопом. К тому времени, когда доехал до Лондона, все деньги закончились. Из всех достопримечательностей этого прекрасного города мне больше всего хотелось посетить русский православных храм, где служил владыка Антоний, о котором я к тому времени уже слышал много доброго.

http://pravmir.ru/igumen-iosif-kryukov-m...

«Как только я приехал, первым делом мы для подстраховки перераспределили нагрузку, чтобы колокол висел не на сгнивших балках, а на брусе, — продолжает Александр Киреев. — Наши рабочие готовили для очистки металлоконструкции и обнаружили сантиметров десять высотой птичий помет. Когда-то голосистый колокол был действующим, но по настоянию местных жителей городские власти запретили колокольный звон. И тогда тихую башню облюбовали голуби. За десятилетие соли и щелочи разъели металлические балки, на которых был закреплен колокол». Сейчас уже закончена работа по медной обшивке куполов — заменены на нержавеющие крепления, произведен ремонт насквозь проржавевших металлоконструкций куполов. «На ремонте Свято-Николаевского собора бывают заняты до пятнадцати рабочих разных национальностей ежедневно, — рассказывает представитель компании-подрядчика JSC Building Services Сергей Иванович Антонов. — Это русские, американцы, украинцы, мексиканцы, казахи, татары, немец». Сейчас идет работа над терракотовыми элементами фасада собора. Грунт и цвет нового терракотового наполнителя швов был согласован и утвержден не только управляющим Патриаршими приходами в США архиепископом Юстинианом , но и представителем Комиссии по сохранению и охране памятников Нью-Йорка, контролирующей сохранность архитектурного и ландшафтного наследия в исторических районах американского мегаполиса. А кресты, отсутствие которых вряд ли заметили прихожане, можно потрогать прямо в храме, не протягивая руки к небу. Сейчас те редкие дни, когда можно притронуться к тем самым крестам, в позолоту которых вложил свои средства царь-страстотерпец. Скоро кресты будут позолочены, вновь освящены и займут свое место на соборных куполах. Когда-то они возвышались над кварталами верхнего Манхэттена. С постройкой двух башен-близнецов соседнего госпиталя Mount Sinai они уже не выделяются видимо, а до поздней осенью и вовсе скрыты густой зеленью. Но поверните на 97-ю восточную улицу, и между Мэдисон и Пятой авеню, совсем рядом с Центральным парком вам откроется уголок Святой Руси, освященный благословением святого Иоанна Кронштадтского, трудами и молитвой святителя Тихона, новомученика Александра Хотовицкого, многих и многих неведомых тружеников нивы Христовой.

http://pravmir.ru/nikola-v-lesax-remont-...

Митрополит Иларион выразил уверенность в том, что «совершилось историческое событие» и передал в дар Блаженнейшему Митрополите Ионе частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского, в честь которого освящен один из монастырей Православной Церкви в Америке. Предстоятеля Американской Церкви и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, а также епископов Тихона и Иеронима приветствовал архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан: «Сегодня воистину великий день: в светлые дни празднования Пасхи Христовой мы имеем радость общей молитвы по случаю дня тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который собрал нас всех здесь – в Свято-Николаевском патриаршем соборе. Этот день войдет в историю наших Церквей и останется в памяти многих православных. Канонические требования, претензии одной части Православной Церкви к другой нагородили высокие заборы, разделяющие единую Церковь, и каждой стороне казалось, что она права в своих требованиях, в своем видении жизни Церкви. Но Господь судит нас по милости Своей, и от нас, в наших взаимоотношениях, хочет этого же». Мнение управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана полностью разделяют многочисленные священнослужители и прихожане, собравшиеся в торжественный день в патриаршем соборе американского мегаполиса. Стремясь к долгожданному евхаристическому единству, более года работали комиссии ПЦА и РПЦЗ, а Архиерейские соборы обеих Церквей одобрили необходимость литургического общения. Разрыв евхаристического общения между Русской Зарубежной Церковью и Православной Церковью в Америке произошел в 1946 году. О причинах разделения рассказывает старейший клирик Николаевского патриаршего собора протоиерей Александр Голубов. «Мы приехали в Америку в 1949 году. Естественно, свежа была боль от недавнего разделения, и русские люди много говорили об этом. Подобие гражданской войны, но войны церковной, внесло раскол в среду русской эмиграции в Северной Америке. А семена этого разрыва были посеяны еще во время гражданской войны. 7/20 ноября 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном и Высшим церковным советом в России был издан указ, согласно которому епархии Русской Православной Церкви, которые по причине гражданской войны не имели связи с центром, должны были управляться самостоятельно – временно, пока не будет достигнуто единство с Москвой, со Святейшим Патриархом. На основании этого указа русские архиереи в Европе установили временное самоуправление, положившее начало созданию Русской Зарубежной Церкви. Крупная еще до революции Северо-Американская митрополия также перешла на самоуправление. И на протяжении довольно долгого времени американские и европейские иерархи не могли прийти к единому мнению – кто кому будет подчиняется.

http://pravoslavie.ru/46741.html

Монастырь окормляет россиян, сербов, болгар, молдаван и мексиканцев. «Мы стараемся обратить в Православие инославных супругов наших прихожан, ибо нет иного способа сберечь семью, обеспечить детям воспитание в православном духе, – говорит настоятель. – Если нам удается установить тесную связь с неправославными родственниками, вовлечь их в приходскую жизнь, то мы можем блюсти целостность семьи». Будучи единственным из шести клириков Русской Зарубежной Церкви в Мексике в священном сане, игумен Свято-Троицкого монастыря отец Нектарий осуществляет пастырскую опеку над русскими общинами не только в Мехико, но и в Гвадалахаре, Сан-Луисе-Потоси, Агуаскальентес, Акапулько, Вильяэрмосе, Куэрнаваке и других городах. До недавних пор в стране отсутствовал храм Русской Церкви. Россияне либо окормлялись на греческих и антиохийских приходах, либо переходили в католицизм. По словам отца Нектария, «монастырь превратился в духовное сердце русской колонии. Мы находимся рядом с нашими прихожанами в самые важные минуты их жизненного пути, от освящения дома или первого автомобиля до повышения по службе или болезни». Монастырь ведет активную социальную деятельность: предоставляет медицинскую и психологическую помощь на русском языке жертвам алкоголя и наркотиков, женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, оказывает юридическую поддержку россиянкам в случае развода с мужьями-мексиканцами и спора о праве на воспитание ребенка, опекает безработных и малоимущих. Как видим, монахи трудятся, в первую очередь, для выходцев из России. На этом следует заострить внимание, ведь среди них нет ни одного русского, и с Россией они напрямую не связаны. Большое значение придается духовному просвещению. При монастыре создан учебный центр, в котором преподаются основы православного вероучения и история Православной Церкви. Освящение яиц и куличей на Пасху Братии Свято-Троицкого скита пришлось приложить немало усилий, чтобы сломить стену недоверия со стороны посольства России в Мексике и Поместных Церквей, не признававших обитель частью Русской Церкви. На подмогу пришли управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий (Иванов; ныне председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации и настоятель Высоко-Петровского монастыря в Москве), Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Теперь для россиян отец Нектарий стал родным человеком и духовным отцом. Он и его собратья – непременные гости мероприятий русской диаспоры. За богослужениями в монастыре молятся российские дипломаты во главе с послом Валерием Морозовым. Свято-Троицкая община живо откликается на происходящее в далекой России. Так, 19 сентября 2008 года игумен Нектарий отслужил панихиду по жертвам агрессии грузинского режима в Южной Осетии.

http://pravoslavie.ru/30403.html

Она: - Ой, и правда! Чей-то я заговорилась? Какой-то пост, какие-то жалобы? Учись, а там Господь Сам управит. И как-то незаметно ушла от этой темы. Об этом разговоре я вспомнил только через двадцать с лишним лет, в 1995 году. В то время я был епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США. По долгу службы мне приходилось сталкиваться с целым рядом вопросов и проблем, а посоветоваться, как лучше решить, было не с кем. Однажды, сидя в кресле своего кабинета, я рассуждал, как поступить в создавшейся ситуации. И вспомнились мне слова матушки Анастасии, к тому времени уже почившей. Давно забытое ее напутствие очень помогло мне тогда. И еще мать Анастасия мне сказала: - Да, сейчас-то ты приходишь, а вот когда будешь большим человеком, так и забудешь, и поминать меня не станешь... Я говорю: - Матушка, ну почему не стану? Так она меня упрекнула. И теперь, когда совершаю Божественную литургию и стою у жертвенника, ее слова всегда выстреливают у меня в памяти. Конечно, я всех поминаю, кого помню, с кем общался. Но надо сказать, иногда бывает такое, что стоя у жертвенника, возникает впечатление, что мне являются лица уже покойных людей. Я по лицам вспоминаю, кого встречал, с кем общался. Некоторых даже по имени не помню, только лица их являются перед моим взором. Я стою и поминаю. Так, почти дословно, исполнялись в моей жизни предсказания наших стариц. VIII Была у нас в Караганде еще очень интересная схимонахиня Ирина, с ней я встречался только однажды. В Москве отец Анатолий Просвирнин, впоследствии архимандрит Иннокентий, говорит мне как-то: - Ты знаешь, в Караганде есть такая монахиня Ирина? Я отвечаю: - Там много монахинь, но я с ними мало знаком. - Слушай, это такая интересная личность! Вот, поедешь, обязательно с ней встреться. Я ее рассказ записал... Отец Иннокентий записал ее рассказ на магнитофон, но не знаю, сохранилась ли эта запись. - Торопись, - говорит, - она уже в таком возрасте, что может скоро отойти. Приехав в Караганду, я нашел матушку Ирину. Она сразу поняла, что я студент Семинарии. Я попросил ее: «Матушка, не могли бы вы рассказать для пользы моей души о своей жизни?» И вот, она рассказала о себе такую историю.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/20/...

В остальное время года собор также полон. Несколько раз в неделю совершаются богослужения, за которыми поют архиерейский и любительский хоры. При храме действует библиотека, с прихожанами проводятся беседы на темы духовной жизни. В 2008 году в одном из помещений открылся музей собора; в 2010-м — комната для занятий детской воскресной школы. При храме располагаются рабочие кабинеты Представительства Московского Патриархата в США и Представительства Всемирного русского народного собора при ООН. Благодаря деятельности обеих организаций Патриаршие приходы в США, несмотря на свою относительно небольшую численность, играют значительную роль в жизни православия на американском континенте, а также в жизни православной диаспоры, формулируя и реализуя позицию Московского Патриархата по насущным темам церковной и общественной жизни. Одним из свидетельств растущего влияния Русской Церкви является предоставление в 2005 году Всемирному русскому народному собору специального консультативного статуса при ООН, другим — включение в 2008 году управляющего Патриаршими приходами епископа в число членов Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) — организации, до недавнего времени курировавшей межюрисдикционный диалог Православных Церквей США. В 2010 году, в соответствии с решениями IV всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария, 7–13 июня 2009 года), SCOBA была упразднена, а на ее основе возникла Епископская ассамблея Северной и Центральной Америки. Целью этой новой организации заявлено попечение о проявлении единства православия и развитии совместной деятельности представителей различных православных церковных юрисдикций, действующих на территории региона, в -сфере пастырского окормления верующих, миссионерской работы, развития богословского образования и православного свидетельства перед лицом инославия. Вице-президентом Ассамблеи, возглавляемой главой греческой Константинопольской архиепископии в Америке архиепископом Димитрием, является архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, с 2010 года управляющий Патриаршими приходами в США.

http://e-vestnik.ru/world/patriarshie_pr...

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии. После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию. С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ). В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. 7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского. 24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в сан иеродиакона. 7 апреля 1979 года рукоположен в сан иеромонаха. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС). 14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита. 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий. 23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа. С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей. В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- А в каком это было году? - Это был 1982 год. Тогда я Святейшего попросил, чтобы меня заменили. Он сказал, что после визита рассмотрит этот вопрос. Тогда я стал архиепископом Алма-Атинским. - В Америке вы окормляли приходы и в США и в Канаде? - Да, я был управляющим патриаршими приходами в Канаде и в США. Я, допустим, месяц был в Канаде, а потом месяц в США. В Канаде было 24 прихода и четыре священника с Украины, а в Америке было 37 приходов в десяти штатах и только два было наших священника, а остальные американцы. Я американцев подбирал кандидатов на рукоположение и представлял Патриарху. Некоторых посылал на учебу в Ленинградские духовные школы. Нужно было выявить желающих, заинтересовать их, посеять зерно любви к Богу, к вере, к Церкви. - Сейчас Казахстан стал объектом прозелитизма со стороны Ватикана, каким образом там складывались отношения между католиками и православными в годы вашего служения, насколько тогда там отношения с католиками были сложными? - Когда я там служил, тогда там вообще католиков не было. Тогда не было никаких разделений. В каждой области был приход. На область приходилось один - два крупных прихода. Можно было и по два, по три священника назначать, но, к сожалению, мало было священников, верующие люди были замечательные. Владыка, сегодня на Миссионерском съезде глава Госкомрелигий Украины призывал к объединению раскольников с канонической Церковью без покаяния с их стороны, как вы относитесь к подобным высказываниям? Но я считаю что, то, что говорил председатель Госкомрелигий, очень спорно. Если бы государство в свое время, в частности Кравчук, не разделил Церковь, то не было бы сегодня никаких разделений, никаких расколов бы не было. Я был Львовским архиепископом, когда возрождались униаты. В то время можно было позволить им воссоздать свои структуры, коль уж так ставился вопрос, но в том состоянии, в котором они были до 1946 года. И не давать им права быть на одном уровне с Православной Церковью. Такого же нет ни в одной стране. Права человека - одно дело, но зачем сюда вмешивать одинаковое положение всех религиозных организаций? Возьмите Испанию - это католическая страна. Попробуйте там зарегистрировать православный приход, католики скажут: " Да, мы очень уважаем Православие, мы любим его, но вы понимаете, надо спросить окружающие общины, как они посмотрят на то, что около них будет православный приход " . И будут этот вопрос изучать год, два, пять, а то и больше и не дадут регистрации. При этом свобода, равноправие всех конфессий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Архиерейский Синод также принял Обращение к боголюбивой пастве, заявление о Тихоне Пасечнике, именующем себя «архиепископом Омским и Сибирским», и следующее особое прошение на сугубой ектеньи, которое будет возглашаться на Божественных литургиях в храмах Русской Православной Церкви Заграницей до Недели 6-й по Пасхе: «Благое намерение, Спасе, рабов твоих господина нашего Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русския Зарубежныя Церкве, со спутники его благослови, и молитву их приими, даждь им духа премудрости и разума, вложи в сердца их дух страха Твоего, дух благочестия и ревности о славе имене Твоего святаго, во еже благоугодно совершити им дело устроения единства святыя Церкве Российския, яко единаго Тела Христова, скорое и безбедное по воздуху превождение устрояя и благополучное во свояси возвращение милостивно даруя, всещедрый Господи, услыши и помилуй». В ходе этого заседания, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр и Преосвященные члены Архиерейского Синода благословили П.А. Фекулу и певчих сводного хора Русской Зарубежной Церкви, который будет участвовать в совместных богослужениях, связанных с подписанием в Москве Акта о каноническом общении. Заместители Его Высокопреосвященства: архиепископы Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и Берлинский и Германский Марк в сопровождении протоиерея Андрея Соммера и помощника Казначея Архиерейского Синода чтеца Е.И. Григоряка посетили Николаевский Патриарший собор и Представительство Московского Патриархата в США. Здесь епископ Зарайский Меркурий преподнес в дар членам Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви набор евхаристических сосудов в знак надежды на скорое преодоление восьмидесятилетнего разделения русских православных людей, а также как символ нашего чаемого единства у чаши Христовой. Со стороны Представительства Московского Патриархата в США во встрече также участвовали секретарь Представительства протоиерей Александр Абрамов и секретарь управляющего Патриаршими приходами в США иеромонах Иосиф (Крюков).

http://pravoslavie.ru/21776.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010