Но, может быть, в Белоруссии фантомные боли по поводу Вильнюса и других потерянных «этнических белорусских земель» были присущи только БНФ в 1990-е годы? Но вот в нулевые создается «Правый альянс», военизированное крыло белорусской антисистемной оппозиции, и первое же, что его активисты размещают в 2009 году в своем паблике «ВКонтакте» – это картинка «Этнические территории Белоруссии и ее нынешние границы». В комментариях обещают эти земли вернуть, а «не отдадут – сами заберем». Ладно, все-таки националисты – это лишь один из сегментов белорусского общества. Но, однако, за последние пару лет те же самые карты с потерянными белорусскими Вильнюсом, Белостоком и Смоленском замелькали и во вполне официальных научных изданиях, и даже на государственном телевидении Белоруссии. В октябре 2018 года был подписан в печать сборник статей «Славянский мир и национальная речевая культура в современной» , выпускаемый Гродненским государственным университетом (ГрГУ) имени Янки Купалы. Одной из первых статей в сборнике стоит « " Этнографическая карта белорусского племени " Евгения Карского в контексте современной теории этногенеза белорусов», написанная профессором кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ Светланой Морозовой (статья одна из немногих в сборнике – на белорусском языке). На странице 17 видим ту же самую карту «Этнические территории Белоруссии и ее нынешние границы», которую десятилетием ранее активно продвигали в соцсетях радикальные белорусские националисты. 30 декабря 2018 года в вечерний прайм-тайм на первом государственном канале белорусского телевидения «Беларусь-1» выходит передача «Точка отсчёта», где демонстрируется карта Белорусской Советской Социалистической Республики (точнее, тогда она называлась Социалистическая Советская Республика Белоруссия, а нынешнее название приобрела лишь спустя три года) 1919 года, в тех же границах, что и БНР. Просто, поскольку режим Лукашенко предпочитает эксплуатировать советские образы, решено было обратиться к той недолго существовавшей в этих границах республике, а не к любимой оппозицией БНР.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/12/razbor...

Посредством местного гражданского начальства дошло до моего сведения, что Олыкский благочинный Стефан Жирицкий не приступил ещё к устройству подведомых ему церквей по правилам Греко-восточной нашей Церкви и даже не объявил по своему благочинию данного ему по сему предмету указа. Предлагаю консистории потребовать по означенному предмету подлежащих объяснений от благочинного Жирицкого, а также забрать нужные по делам консистории справки о действиях его, благочинного, по исполнении данных ему предписаний касательно устройства Греко-униатских церквей, и обо всём донести мне в возможной скорости, а между тем сделать и от себя распоряжения, кои окажутся нужны по рассмотрении объяснения благочинного и забранных справок. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 22 сентября за 628, с просьбою о подтверждении насчёт скорейшей высылки в Жировицы священников Криницкого и Гречины, удалившихся своевольно в Подольскую губернию Осведомившись случайно, что Греко-униатские священники Андрей Криницкий и Мартин Гречина, рукоположенные к церквам по Гродненской губернии, оставили сии церкви и удалились в Подольскую губернию, первый в Литинский, а последний в Виницкий уезд, я предложил Литовской Греко-униатской консистории ещё в июне месяце прошлого 1834 года снестись с Подольским губернским правлением о высылке означенных двух священников в Жировицы, хотя бы посредством земской полиции, и возвратить их к местам, к коим они рукоположены. Священник Криницкий, вдруг после предписания, данного местному благочинному, явился было к своей церкви; но Гречина, и после сообщения по консистории в губернское правление, а также в Литинский и Брацлавский земские суды, остался в Подольской губернии и, как донёс местный благочинный, выбыл из Виницкого уезда в Брацлавский. За сим консисторией получено сведение, что и Криницкий вновь оставил своё место и проживает в Подольской губернии в Литинском уезде. Для скорейшего прекращения такового своевольства, я относился в 19 день апреля сего года к генерал-губернатору графу Левашову о предписании кому следует означенных двух священников Андрея Криницкого в Мартина Гречину, где бы они ни находились, выслать посредством местной полиции, Гродненской губернии, Слонимского уезда, в местечко Жировицы, в местопребывание Литовской Греко-униатской консистории, которая получила от меня особое о них распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Наконец, отдельное слово следует сказать о второй голове орла на белорусских землях в ту эпоху – о Православной Церкви в лице белорусского Экзархата Русской Церкви. Параллельно с общим «курсом на Запад» происходило нарастание «кризиса в отношениях государства и Церкви в Белоруссии» , усугубившегося присланным в Беларусь патриархом новым митрополитом Павлом, оказавшимся совершенно чуждым просветительскому и государственническому служению Церкви. Хуже всего, что еще на закате эпохи митрополита Филарета высшие должности в церковном руководстве заняли священники (и некоторые светские лица) с либеральными, обновленческими, прозападными, русофобско-националистическими взглядами и убеждениями, подчинив себе основные направления церковного служения. Символом и в общем-то средостением их взглядов и ориентаций стал экс-министр церковной информации русофобский клирик Сергей Лепин со всем спектром антиправославных убеждений . Тем же духом в значительной мере были пропитаны и белорусские высшие духовные учебные заведения. А Гродненская епархия вообще была превращена местным епископом в эталонный центр антиправославия и русофобии , ядро которого вообще было перенесено в Варшаву. В этих условиях государственная власть пошла на тесное сближение и даже «самоубийственный коллаборационизм» с Ватиканом и польским католическим Костелом в Беларуси, наивно надеясь, во-первых, получить через них один из «многовекторных» мостов на Запад и иезуитский лоббизм в его элитах, во-вторых, один из источников формирования «нейтрально-суверенной» (нерусской) национальной «межконфессиональной» идентичности белорусов. Этому всячески способствовал и экуменический коллаборационизм самого обновленческого церковного руководства. Осчастливленный иезуитский Костел тут же активно впрягся в «революционно-подрывную и экспансионистскую деятельность на Белой Руси» . Однако католицизмом дело не ограничилось: закономерно были предоставлены широкие свободы деятельности (и отменные площадки для грандиозных строек) на Беларуси американских протестантских сект, которые отродясь на наших землях были лишь религиозными ячейками ЦРУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/17/be...

После окончания Московской духовной академии решением Ученого Совета Академии иеродиакон Филарет был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций. В декабре 1961 года рукоположен в сан иеромонаха, в августе 1963 года - в сан игумена, в октябре того же года - в сан архимандрита. В сентябре 1963 года назначен заведующим аспирантурой при Московской духовной академии. В октябре 1965 года решением Патриарха всея Руси Алексия и Священного Синода РПЦ назначен епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. В период с 1961 по 1965 год занимал должность секретаря Комиссии по христианскому единству. 14 мая 1966 года Филарет назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии. 28 ноября 1968 года назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 9 сентября 1970 года Филарет был возведен в сан архиепископа. Ему было поручено временное управление Калининской епархией. В том же году 19 октября освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних Церковных сношений Московского Патриархата, согласно его прошению. 25 августа 1972 года освобожден от временного управления Калининской епархией. 18 апреля 1973 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. 15 апреля 1975 года Филарет был возведен в сан митрополита. 29 сентября 1978 года назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября - Патриаршим Экзархом Западной Европы. С апреля 1981 года - председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. 16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эту этническую специфику формирования белорусского этноса на основе древнерусской народности уловил  белорусский этнограф, подполковник Генерального штаба Российской империи Павел Бобровский, который в своих этнографических материалах о Гродненской губернии (1863), характеризуя белорусский язык, выводил его «из древнерусского языка, который из-за сложной исторической судьбы народа здесь как бы застыл, а поэтому сохранился неизменным» c. 97]. Территориальные же характеристики Белой Руси и Украины с течением времени были перенесены на коренное население этих земель в качестве этнических признаков. Так возникли белорусы и украинцы, которые и сегодня в наибольшей степени сохранили этнические признаки древнерусской народности. На эти исторические обстоятельства, обусловившие архаизацию древнерусской народности в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, указал академик Николай Михайлович Никольский, который писал, что «с XIV века древнерусское население, которое жило на современной территории Белоруссии, подпало под иноземное господство, сначала под власть Литовского княжества, а затем, с половины XVI века, под  власть Польского королевства» c. 12]. Самое смешное во всей этой фальсификации о белорусском этносе как основе формирования ВКЛ заключается в том, что если следовать такой логике, то надо признать, что нынешние украинцы были еще более, чем белорусы, основным этносом ВКЛ. В таком случае логично назвать ВКЛ украинским государством, а язык этого государства украинским языком, что, кстати, и делают «украинизаторы», называя литературный язык ВКЛ украинским языком. Тогда рушится вся фальсификаторская концепция официальной исторической политики в Белоруссии. Вот к какой глупости приводит отсутствие элементарной логики у фальсификаторов белорусской истории. Что касается разговоров о том, что белорусский язык был государственным языком Великого княжества Литовского и на этом основании ВКЛ аттестуется в качестве белорусского феномена, то это есть не что иное, как попытка фальсификаторов белорусской истории выдать желаемое за действительное.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/25/o_prod...

При Люблинской унии, когда и будет создана Федерация, белорусская шляхта под угрозой репрессий и конфискаций со стороны Короны, а польские войска будут контролировать наши территории, - их будет сдерживать Статут ВКЛ. А тогда королевой стала четвертая жена Ягайлы - Софья Гольшанская... Польская шляхта долго не хотела ее короновать, боясь эдакого " белорусского влияния " » (Ч.2.: 11.11). Тут и становится ясно, что и новая «белорусская шляхта» хочет сделать из своего тайного врага А.Лукашенко союзника и нового Иуду-Ягайло, прося того если не стать «королем Польским», то каким-нибудь иным путем сдав Белую Русь в руки Евросоюза и Госдепа. Не понятно только, на какой Статут надеется «белорусская шляхта» для защиты от репрессий и конфискаций и сдерживания их патронов, когда во время новой Люблинской евроассоциации польские войска будут контролировать наши территории (как ныне - украинские, которые также были оккупированы Польшей перед Унией XVI века)! Но «белорусское быдло» должно быть уверено, что, по логике Макеев-Воронецких-Якубовичей, эти репрессии и военный контроль является не чем иным, как «боязнью белорусского влияния», которую нынешние паны намереваются преодолеть решительными евроинтеграционными действиями, возможно даже, предложив А.Лукашенко почетную коронацию по типу горбачевской. Стремлением распалить тщеславие у белорусов самыми абсурдными декламациями и расположить их к отрекшейся от веры, языка и народа литвинской шляхте наполнен весь лукавый телепроект. Оказывается, «резиденции нашей белорусской аристократии - это не только пышные парки, это не только шикарные дворцы, но это - и музеи, и колоссальные собрания книг... Так что с тех времен и тянется слава про белорусов, как про самую читающую нацию. А профессиональное библиотечное дело точно своим временем зарождения может считать 1510 год - сбор Альбрехта Гаштольда, гродненские Геранёны на границе с Литвой» (Ч.3.: 7.15). Все-то думали, что начало библиотечному делу на Белой Руси положили знаменитые переписи преподобной Евфросинии Полоцкой в XII в.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/19/brut...

Польские ксендзы и монахини не смогут служить в Белоруссии 3 октября 2006 г. 19:17 Белорусские власти не продлили разрешение на работу на следующий год для семи польских священников и пяти монахинь, которые работают в Городенской католической епархии. По этому поводу епископ Гродненский Александр Кашкевич обратился к верующим, чтобы они молились за всех священников и монахинь, которые работают в епархии. Призыв епископа общинно молиться за священников и монахинь в выходные зачитывался во всех католических церквях Гродненщины. По данным белорусской службы радио «Свободы», верующие начали собирать подписи за то, чтобы польских священники и монахини могли продолжать работу в Беларуси. В областном Комитете по делам религии и национальности так прокомментировали ситуацию: «У нас же, кроме них, еще 66 человек осталось работать в области. Епархии постоянно дают рекомендации, чтобы больше привлекались священники за счет граждан Республики Беларусь, которых выпускает семинария. Тем более, что согласно законам Республики Беларусь, иностранные граждане, которые имеют право работать на территории республики, должны владеть государственными языками». Руководитель отдела Комитета по делах религий Александр Калинин на вопросы ответил журналистов ответил: «Чтобы пригласить иностранного священника, необходимо иметь достаточную аргументацию, обоснование: приглашаются они потому, что не хватает священников. Но у епископа Кашкевича работает семинария своя, готовит кадры — и достаточно успешно. Они же там нужду в священниках анализируют: сколько надо и в какие приходы. Есть же приходы небольшие, где католического священника содержать достаточно сложно. Потому у священника может быть и два, и три небольшие приходы, если там человек пятнадцать-двадцать». Священник кафедральной католической церкви в Гродно Ян Кучынски заметил, что священники и монахини из Польши, которым не продлили разрешение на работу, имеют визы до декабря текущего года и до этого времени смогут оставаться в Беларуси. Он говорит, что некоторые из этих священников работают в приходах, где нет других священников, поэтому, когда они уедут, надо будет искать им замену. «Все эти священники понимают белорусский язык и спокойно на нем разговаривают. Если у нас недостаток священников, так откуда их возьмешь? Наилучший вариант — те же священники из Польши, так как им полегче понять верующих, чем священникам из Италии. Поэтому приглашают поляков», — сообщил священник Ян Кучынски белорусской службе радио «Свободы». Священник отметил, что выпускников Городенской семинарии пока еще не хватает для работы в приходах. Сайт Katolik.ru сообщает, что на всей территории Беларуси работают около 170 католических иностранных священников. «Царква» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/148573.htm...

Заслушав сообщение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, члены Синода также выступили с предложением епархиям Белорусской Православной Церкви оказывать финансовую поддержку Центру путем отчисления определенной суммы денег раз в год, в определенный для каждой епархии месяц. 23 декабря. ПРАВМИР. Центру реабилитации алко- и наркозависимых «Анастасис» 21 декабря постановлением Синода Белорусской Православной Церкви присвоен статус реабилитационного центра Белорусского экзархата, сообщает сайт Московского Патриархата . Заслушав сообщение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, члены Синода также выступили с предложением епархиям Белорусской Православной Церкви оказывать финансовую поддержку Центру путем отчисления определенной суммы денег раз в год, в определенный для каждой епархии месяц. Центр реабилитации алко- и наркозависимых «Анастасис» в д. Сосновка Слонимского района Гродненской области был открыт в июне 2011 года по благословению архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 сентября, 2020 5 сентября, 2020 11 февраля, 2024 11 марта, 2022 27 декабря, 2021 20 февраля, 2021 18 февраля, 2021 17 января, 2021 26 ноября, 2020 6 сентября, 2020 5 сентября, 2020 11 февраля, 2024 11 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sozdan-reabilitacionny...

Когда, таким образом, действия на пользу Православной Церкви, по Греко-Российскому и Униатскому духовным ведомствам, по недостатку единства и общего направления, некоторым образом одни другими уничтожаются: истинные враги Православия – поляки и Римское духовенство, готовятся пожать плоды в этом, ненадёжном и колеблющемся положении дел. Множество уже есть примеров совращения ими в Римскую веру Униатов; множество дел о сем производится, но дела эти вовсе не могут считаться мерою действительных совращений. Доносить о них – значит подвергать себя непременному гонению, господствующей в западных губерниях, польско-католической партии; и редкий священник, даже из не благоприятствующих Римлянам, решится в подобных случаях быть верным своему долгу – а, следовательно, некоторая только часть совращений может быть известна самому епархиальному начальству. Следующее обстоятельство служит этому подтверждением. За истекший год показано число Униатов родившихся против умерших двенадцатью тысячами менее, преимущественно по губерниям, в пределах Белорусской Греко-Униатской епархии состоящим. Но по статистическим сведениям, напечатанным от министерства внутренних дел, число родившихся людей Римского исповедания показано против умерших в необыкновенной, иногда почти двойной пропорции, в тех именно местах, где оказывается убыль Униатов. Следовательно, это происшествие не случайное; но, очевидно, принята уже по Белорусской епархии система крестить детей Униатских родителей в Римскую веру – а между тем это покрыто совершенным молчанием. Разумеется, строгое исполнение законов против совратителей Униатов могло бы вскоре прекратить стремление Римского духовенства к прозелитизму; но это исполнение зависит от гражданского начальства – а отчуждённые и самим себе предоставленные Униаты не могут возбудить полного к себе участия того начальства. В бытность Муравьёва Гродненским губернатором, просителю удалось возвратить от Римлян две каменные, ими присвоенные Греко-Униатские церкви; и этому примеру защиты и строгой справедливости со стороны гражданского начальства приписывает он отчасти, что по Гродненской губернии и до сих пор не замечается важных покушений Римского духовенства к совращению Униатов. Но с того времени всякие сношения по делам подобного рода почти никакого не имеют действия. Проситель утруждал о том неоднократно и министра внутренних дел: но из шести его представлений, в 1834 и начале 1835 года пущенных, относительно забранных Римлянами церквей и совращения Униатов целыми даже приходами, получило до сих пор разрешение одно только представление, и то в совершенное ободрение Римлян к дальнейшим их посягательствам против Униатов. После сего, просителю осталось только продолжать дела о совращаемых Униатах бесполезною перепиской, от себя или через консистории, с местными гражданскими начальствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В привлечении новых членов и распространении идей Муна в Белоруссии принимали активное участие миссионеры из США, Кореи, Японии, Австрии, Хорватии, которые, периодически сменяя друг друга, посещали страну. Судя по тому, что работа ведется по хорошо отработанным технологиям, миссионеры – профессионалы в своем деле. Круг тех, которые привлекают внимание активистов «C.A.R.P.», очень широк, и распространение влияния на молодежь ведется через целый ряд гуманитарных программ, которые на первый взгляд вызывают полное и безоговорочное доверие. Это программа «Чистая любовь» по профилактике СПИДа, в том числе и при поддержке республиканского, центра профилактики СПИДа. Внутри СА действуют комитеты «Чистая любовь», «Добровольная помощь», «Воскресный семейный университет», «Образовательный комитет», «Комитет по общественным связям и делопроизводству». В 1997 году СА стало одной из организаций-учредителей белорусского национального совета молодежных и детских организаций. Гродненская областная первичная организация СА стала членом «Рады –23». 499 Указанные организации являются дочерними «Ассоциации Святого Духа по объединению всемирного христианства» («Церкви Объединения»). «Движение Объединения», кроме Минска, имеет свои зарегистрированные в отделах юстиции облисполкомов представительства в Бресте, Гомеле и Гродно. Активно действует «C.A.R.P.» в Витебске и Молодечно. Руководители «Движения Объединения» внешне высказываются за необходимость соблюдения существующих в республике законов. Последователям вероучения Муна не запрещено состоять в каких-либо политических партиях или общественных объединениях. 500 Некоторые сведения из практики мунистов в Белоруссии сообщались в местной печати. Вот некоторые сообщения из мунистской газеты «Направление» («Вестник Белорусского Движения Объединения») за апрель 1999 года. В рубрике «Вести из городов» отмечалось: «Минск. Федерация Семей провела в прошлом месяце четыре встречи в рамках «Клуба 1». Программы были посвящены здоровому образу жизни, а также обсуждалась тема духовности человека. Гродно

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010