В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии. Необходимо упомянуть также статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастыре, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 г., священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 г. на царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 г. на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 г. под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне, известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». Следует отметить статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии РПЦ, Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт-Петербургской епархии, Теребенской во имя Святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском во имя апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии РПЦ, Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской и Павлоградской епархии УПЦ, Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии, Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви, Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии, Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии Пензенской митрополии, Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии, Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешмской и Палехской епархии Ивановской митрополии, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://azbyka.ru/news/vyshel-68-j-alfavi...

К этой группе статей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во 2-й пол. XVIII в. на основе учения социниан. Интересны читателям будут статьи об архангеле Урииле и Ут-Напишти, антагонисте знаменитого урукского царя Гильгамеша, движении Фалуньгун, албанском церковном и политическом деятеле Фане (Феофане) Ноли, районе Стамбула Фанар, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, о фарисеях, католическом монастыре Фатима в Португалии, где детям (по их словам) явила себя Пресвятая Дева Мария. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Присутствует также и подробная статья об Успенском посте. Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии), Унгенском Свято Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли мои Печали» женском монастыре; Уральском Покровском женском монастыре (Уральской епархии Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан); Усольском Преображенском женском монастыре (Соликамской епархии Пермской митрополии); Успенском Аланском мужском монастыре (Владикавказской и Аланской епархии); Успенском Высоковском мужском монастыре (Городецкой епархии Нижегородской митрополии); Успенском Гремячевом женском монастыре (Калужской епархии и митрополии); Успенском женском монастыре (Бердянской епархии); Успенском женском монастыре (Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), и т.д.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре ( Сыктывкарская епархия ), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре ( Соликамская епархия ), Успенском Аланском мужском монастыре ( Владикавказская епархии ), Успенском Высоковском мужском монастыре ( Городецкая епархия ), Успенском Гремячевом женском монастыре ( Калужская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бердянская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бельцкая епархия ) и т.д. Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

Наконец для утверждения доброго порядка во всех управлениях дано было повеление, чтобы светское правительство ни под каким видом не вмешивалось в дела духовные, но всегда бы сносилось, в чем будет нужно, с преосвященным экзархом, и чтобы, во всяком случае, светская власть по требованию духовной, в делах до сей последней относящихся, немедленно оказывала своё содействие. Реформы экзарха Гавриила, направленные на пользу церкви и отечества, встретили сильный отпор со стороны греков-фанариотов, как бояр, так и высшего духовенства, особенно валахских митрополитов – сначала Досифея, а потом Игнатия – греков родом. Митр. Досифей игнорировал распоряжения экзарха Гавриила, не доставлял требуемых ведомостей о монастырях, скитах, начальствующих в них, священно- и церковнослужителях валахской митрополии, не учредил консисторий, несмотря на распоряжение экзарха, а присланного экзархом по делу об учреждении консистории протопопа Георгия Родостата не принял, сказав, что ему консистории не нужно, и протопопа тоже не нужно, так как у него есть свои люди, продолжал через титулярных (т. е. викарных) епископов поставлять священников ради корысти, чем размножил их так, что число их простиралось до 7 тысяч, причём большая часть их не умела даже читать; в Валахии не поминали Государя и Высочайшей Фамилии. Словом, митр. Досифей был ярым противником всех благодетельных реформ экзарха и отстаивал прежние, выгодные для фанариотов порядки. Такими же противниками экзарха Гавриила были и бояре-фанариоты, которые, естественно, желали возвратиться под Оттоманское правление, ибо под Российской державой им нельзя было так нагло грабить народ и обогащаться на его счёт. Составился даже заговор греков-фанариотов, имевший целью ниспровержение порядков, заведённых митр. Гавриилом, причём душой этого заговора был митр. Досифей. Экзарх должен был принять решительные меры против заговорщиков. Вследствие донесения Св. Синоду, митр. Досифей был уволен от занимаемой им должности, а на его место назначен, к сожалению, весьма неудачно, тоже грек – Игнатий. Назначение его в митрополиты Валахии было большой ошибкой самого митр. Гавриила, который, при назначении его, полагал, что хотя Игнатий родом грек, но «человек умный и Всероссийскому Двору с наилучшей стороны известный и что он не иначе будет управлять и распоряжаться делами, как по предписаниям и руководству Св. Правит. Синода». М. Игнатий не оправдал ни высокого доверия к нему русского правительства, ни надежд Гавриила. Вместо того, чтобы заниматься делами церкви и пастырского служения, он предпочёл этому политические интриги и личное обогащение, причём усердным пособником ему в последнем был его секретарь, тоже грек Мостра, который вполне поддерживал известную откупную фанариотскую систему управления. Вследствие донесения экзарха Гавриила, и Игнатий, подобно митр. Досифею, был отрешён от должности митрополита Валахии с назначением ему места жительства в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Согласно с сими преимуществами епископы отличаются особенными наименованиями. Епископ старшего в известной области или империи города пред другими городами, или по собственному личному преимуществу, называется Архиепископ (Αρχιεπισκοπος). Это наименование встречается уже в начале IV века у епископов александрийских, антиохийских, константинопольских и других 282 . В 451 году, 28 правилом халкидонского Собора, оно усвоено константинопольскому епископу, со властию поставлять областных митрополитов и епископов. Император Юстиниан, возводя епископство нового Юстинианополя (Ахриды), как своего отечественного града, на степень патриаршества, говорит: «хотим, да будет он не только митрополией, но и архиепископиею» 283 . Таким образом первоначально со властию и достоинством Архиепископа соединялись преимущества, в последствии усвоенные екзархам, митрополитам и патриархам. Ибо митрополит и патриах суть старейшие епископы или архиепископы, и к имени Архиепископ прилагалось название патриарх или митрополит 284 . Главный епископ великой области или округа издревле почтен также наименованием Экзарха (εξαπχος) – первоначальствующего, первоепископа или начальника 285 . В древних актах русских о власти и преимуществах Экзарха говорится: «дали ему старшину над всеми епископы, т. е. экзаршество, вряд старший в духовных справах: им же он имать всех епископов исправляти и порядку всякого межи ними досмотряти, яко ваш наместник» (патриарший). С именем епископа соединяется в древних бумагах и имя Экзарха 286 . Если не именем, то властию Экзарха облечены были на I вселенском Соборе епископы александрийский, римский, антиохийский и иерусалимский 287 и на 2 вселенском Соборе – епископ константинопольский 288 . Имя Экзарха, как первоепископа великой области, встречается в установлениях Церкви V века 289 . Епископы главных или столичных городов, в коих, как бы от матерей, приемлют посвящение свое архипастыри прочих Церквей, называются Митрополитами (μητροπολιτης от μητρ мать и πολις город). Звание Митрополита было в Церкви христианской с древних времен. Первый и вторый вселенские Соборы, упоминая о преимуществах чести и власти Митрополита, подтверждают оные, как древние и усвояют епископам иерусалимскому или кесарийскому, александрийскому, римскому, антиохийскому и константинопольскому 290 . По 9 правилу антиохийского собора, бывшего в 341 году, в каждой области епископам должно ведать епископа, в митрополии начальствующего и имеющего попечение о всей области. Посему рассуждено, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, по древлепринятому от отцев наших правилу и возносили имя его в молитвах: как пресвитеры – имя своего епископа. Посему звание Митрополита, яко старейшего епископа, соединяет в себе преимущества архиепископа и экзарха. И как к имени архиепископа присоединялось древле наименование Митрополит: так с именем Митрополита в древних писаниях соединяется часто и наименование экзарх 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Поэтому когда пошло дело о применении его к княжеству болгарскому, эта партия сочла своим долгом переделать его по своим атеистическим вкусам и властолюбивым вожделениям. Экзарх нашёл проект исправлений устава невозможным к принятию, и князь Александр отказался дать согласие на представление этого проекта от имени правительства. Цанков, однако же, не послушал ни вразумлений экзарха, ни отказа князя. Он самовольно, „в качестве начальника болгарской церкви», препроводил самочинно составленные правила церковного управления к епископам княжества, как бы к подчинённым себе чиновникам, с предписанием ввести эти правила в действие. Этого мало. Цанков «в качестве главы церкви» предписал светским властям княжества отменить крещение и браки мусульманских девиц, вышедших замуж за христиан. Епископы отказались исполнять незаконные распоряжения министра и уведомили о них экзарха. Экзарх писал министру исповеданий, что он узнал об его распоряжениях с тем большим сожалением, что намажет понять повода, побуждающего министра действовать без всякого законного основания. Министерство не имеет права издавать правил для управления церковного без ведома и согласия Синода экзархии, как высшей власти в болгарской церкви, и не может принуждать архиереев исполнять распоряжения по церковным делам, состоявшиеся без ведома экзарха. Полномочия Синода и экзарха признаны конституцией княжества (§39. 42). Поэтому экзарх предписал архиереям не исполнять временных министерских правил, а для выработки постоянных правил предложил созвать собор. Цапков в своём ответе оправдывался тем, что его временные правила вовсе не касались духовных дел церкви, a имели в виду лишь улучшение материального быта низшего духовенства, а потому не нуждались в предварительном согласии Синода и могли быть изданы народным собранием, как законодательной властью. Экзарх отвечал, что нет таких церковных дел, которые могли бы быть решены без Синода или экзарха. Чисто духовные дела решаются Синодом, смешанные – Синодом и Советом вместе, и наконец, есть такие дела, которые рассматриваются одним Советом под председательством экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

2) Духовные дела греко-униатского исповедания составляли в министерстве внутренних дел часть предметов 1-го отделения департамента духовных дел иностранных исповеданий, кроме производившихся, по роду своему, в судном отделении и в секретарском столе того же департамента. Сии дела, вместе с конченными делами того же исповедания и потому хранящимися в архиве, должны все поступить в ведение обер-прокурора св. синода, что, равно как и разбор дел сложных или общих сему и римско-католическому исповеданию, составит предмет моих сношений с министерством внутренних дел. Для производства всех сих дел представляется необходимость учредить при обер-прокуроре св. синода отделение духовных дел греко-униатского исповедания, которое, для сбережения издержек, можно будет поместить, лишь только откроется к тому возможность, в доме комиссии духовных училищ, вместе с канцелярией обер-прокурора и отделением духовных дел православного исповедания». 208 Протасов в своих действиях по униатским делам остался верен той программе, которую он изложил в вышеприведенном нами докладе. Первым делом его было привести в полное действие закон о запрещении римским священникам крестить детей униатов 209 и рукополагать во иереи тех униатских духовных, которых жены римского исповедания. 210 Потом собраны сведения о пространстве каждой униатской епархии и штатах консистории, составлены именные списки всем благочиниям и ведомости униатским церквам, 211 сделано подтверждение не обучать в светских училищах детей униатского духовенства 212 и введен в греко-униатских консисториях порядок делопроизводства на основании Свода законов. 213 В 1839 году совершилось окончательно то важное событие, о котором мы будем говорить подробнее в другом месте: греко-униатская церковь поступила в нераздельный состав церкви всероссийской. В синодальном акте об этом событии, между прочим, было положено: «Греко-униатскую духовную коллегию поставить, в отношении к св. синоду, на степень московской и грузино-имеретинской св. синода контор и именоваться белорусско-литовскою духовною коллегией; Иосифу, епископу литовскому, быть председателем белорусско-литовской духовной коллегии, с возведением его в сан архиепископа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. как населенных, так и ненаселенных, с тем: 1) чтобы взамен их доставлялось ежегодно от казны в синодальную грузинскую контору никак не менее той суммы, какая по последнему бюджету доходов исчислена, т. е. 72.055 р. 51½ к. сер.; 2) чтобы прибыток и увеличение доходов с церковных имуществ, в первые три года после передачи вполне, а в последующие за ними девять лет в половинной сумме, были употребляемы на улучшение этих имений и составление запасного капитала, по истечении же 12 лет весь излишек обращать в распоряжение духовного начальства; 3) чтобы эти суммы употреблять в расход по взаимному соглашению главного духовного и гражданского начальств за Кавказом; дома же, занимаемые лицами духовного ведомства, оставить за ними, и, сверх того, архиерейские дома, монастыри и церкви снабдить землями и другими угодьями. 170 Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия В 1839 году явилось, с правами синодальных контор, новое местное духовное управление: Белорусско-литовская духовная коллегия, которая потом, в продолжение своего существования, подвергалась неоднократным изменениям и реформам, состояла под управлением разных ведомств и даже несколько раз меняла свое имя. Так как прежняя судьба коллегии тесно связана с последующею, то мы считаем нужным представить здесь предварительно краткую её историю. У нас долго господствовал довольно оригинальный, чтобы не сказать странный, взгляд на греко-униатов и их церковь . Обыкновенно считали это исповедание каким-то неестественным явлением и от униатов требовали, чтобы они были или католиками, или православными. Поэтому, при учреждении главного духовного управления делами католическими и униатскими, 171 известного под именем католического департамента юстиц-коллегии, все должности в нем были предоставлены только католикам, а униаты из его состава исключены, на том основании, как сказано в указе, что они «как присоединенные или к нам, или к католикам, а не сами по себе, членов не могут иметь». В первый год царствования Императора Александра I католический департамент юстиц-коллегии переименован был в Главную духовную консисторию или римско-католическую духовную коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лавров Дмитр. Васильев., смотр. Починк. дух. учил. Ласточкин Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев Ал-ий. Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев Иоан. Матвеев., прот. Моск. Лучинин Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов Никол. Александр. свящ. Моск. Ленивов Никол. Александр. Лямина Елизав. Сем., вдова действ. стат. совет. Лямин Сергей Ив., пот. поч. гражд. Малютина И. с-вей Т-во Марков Клавдий Семеон., свящ. Моск. Марков Конст. Мих., свящ. Моск. Марков Серг. Мих., свящ. Моск. Минервин Ник. Степ., препод. Лысковск. дух. уч. Михайлов Алексей Михайлов Макс. Дим., Моск. куп. Михайлова Над. Мих. Михайлова Над. Мих. —20— Модестов Ал-др Иван., свящ. Моск. Модестов Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов Мих. Вас., прот. Моск. Модестов Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов Ал-др Илар., свящ. Моск. Муретов Митроф. Димит., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мячин Ник. Иван., свящ. Моск. Найденов Пав. Степанов. Найденов Мих. Степ . Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. Мон. Недумов Ник. Семен., священ. Моск. Неокладнов Ал-др Борисов., Моск. куп. Никитин Ал-ей Иван., Москов. куп. Обидина Клав. Ник. Орлов Ал-ей Филипп. Орлов Ник. Дим., свящ. законоуч. Холмск. Мариинск. епарх. учил. Осипов Констан. Викторов, пот. поч. гр. Островский Дим., Олонец. Епарх. Миссион. Павлов Ив. Ив., пом. смотрит. Витебск. дух. уч. Павлов Ив. Михайлович. Павлов Тих. Ив. Парусников Ал-ий Серг., свящ. Моск. Петропавловский Иоанн Дм., прот. Моск. —21— Покровский Иоанн Иосиф., свящ. Моск. Полотебнов Ан-др. Григорьев., прот. Моск. Поляков Ал-др. Яковлев., потом. поч. гр. Поляков Ив. Андреевич, Моск. куп. Пономарев Ив. Антон., Ком. Сов. Попов Ив. Вас., проф. М. Д. А. Попов Конст. Мих., библиотек. Моск. Дух. Акад. Попов Серг. Григ., Моск. свящ. Поройков Ал-др. Павл., свящ. Моск. Портнов Валент. Петр. Поспелов Ник. Александр., Моск. свящ. Потапов Ал-др. Николаев., свящ. Моск. Постников Петр Никиф., учит. Волок. Д. Учил. Постников Вас. Иоанн., Москов. Свящ. Преображенский Феод. Петрович, свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010