Наконец, в 335 году император Константин Великий († 337; память 21 мая) собрал Церковный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афанасия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осужден и изгнан в Галлию, в г. Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II, 337–340), который вместе с епископом Трирским Максимом принял святого изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Александрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбудили против святого Афанасия императора Констанция (337–361), правителя восточной части Византийской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, покушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341) к епископам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками. Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337–352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя западной части Византийской империи Константа (337–350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмотреть дело святителя. Опасаясь разрыва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Александрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В царствование императора Константина Великого намечается тенденция придавать решениям церковной иерархии силу государственного закона. Она окончательно оформляется при Феодосии I и закрепляется законодательством Юстиниана I , который подтвердил юридическую силу правил, принятых Никейским, Константинопольским, Эфесским и Халкидонским соборами, а также правил Поместных соборов, принятых этими Вселенскими соборами (префация к 131–й новелле) 426 . в) Правила свв. отцов. В общинах первых христиан самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты или испорчены, их записывали 427 . В канонический свод вошли правила отцов, поименованных во 2–м правиле Трулльского собора: александрийских патриархов Дионисия (ум. 265), Петра (ум. 311), Афанасия Великого (ум. 372), Кирилла (ум. 444), Тимофея (ум. 385) и Феофила (ум. 607 или 608); Григория Неокесарийского (ум. 270); Киприана Карфагенского (ок. 200–258) о перекрещивании еретиков (издано в 252 г.); Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. 389), Григория Нисского (ум. 395), Амфилохия Иконийского (ум. 395); окружные послания Геннадия Константинопольского (ум. 471) и отцов Константинопольского собора 459 г.; каноническое послание Тарасия Константинопольского (ум. 809) к папе Римскому Адриану о симонии. Посланием патриарха Тарасия завершается основной канонический свод Православной Церкви. Дополнением к нему считается «Каноникон» Иоанна Постника (ум. 595), который в позднейшей обработке Матфея Властаря стал руководством для духовников. Это руководство включено в греческие канонические сборники «Пидалион» и «Афинскую Синтагму». «Каноникон» Иоанна Постника частично послужил основанием для «Номоканона» при славянском «Большом Требнике». В «Пидалионе», «Афинской Синтагме» и «Кормчей книге» содержатся (в разном количестве) каноны патриарха Константинопольского Никифора Исповедника (ум. 818), которые также принято рассматривать как дополнение к каноническому корпусу 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понятие Богословие невероятно  многогранно полезно и дополнять его другими значениями вроде-пастырское, православное. интеллектуальное и т.д. нелепо. Получаеться как если говорить масленистое масло, влажная или мокрая вода, газообразный воздух. Богословие и есть то самое СЛОВО  из евангелия Иоанна Богослова.                    Готов ответить на ваши вопросы. Пишите.     Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 6 мая 2020 10 6 мая 2020 10 30 апреля 2020 10 5 декабря 2020 10 22 июля 2020 10 26 июня 2020 10 27 мая 2020 10 26 мая 2020 10 19 мая 2020 10 13 мая 2020 10 11 мая 2020 10 8 мая 2020 10 6 мая 2020 10 6 мая 2020 10 30 апреля 2020 10 5 декабря 2020 10 22 июля 2020 10 26 июня 2020 10 27 мая 2020 10 26 мая 2020 10 19 мая 2020 10 13 мая 2020 10 11 мая 2020 10 8 мая 2020 10 6 мая 2020 10 6 мая 2020 10 30 апреля 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/2434107

Анна 31 мая 2011, 22:11 " никогда между добрым и злым не установится дружбы " ? Алекс из kz 29 мая 2011, 21:22 Если бы такое нам преподавали в наших школах, как преподают школьные дисциплины, возможно жизнь была бы более радостней и светлей. Спасибо за статью. Александр 27 мая 2011, 11:00 Очьнь полезная,наставляющая на светлое статья!Огромное спасибо! Катя 27 мая 2011, 01:28 Спаси Господи! Мне тоже очень понравилась статья. Очень вразумляет! Сергей 24 мая 2011, 16:52 Вавилон Великий ждет уничтожения Сергий 22 мая 2011, 13:42 Какая-то тихая, неизречённая радость от прочитанного. Спаси Господи. marija 21 мая 2011, 15:30 Христос Воскресе!Такие статьи нужны, нужны прежде всего молодёжи. Через статьи они быстрей придут к Богу. простым и доходчивым языком всем понятны истины ведущие к Богу. Молодцы просвещайте и любите нашу молодёжь. Низкий поклон за просвещение. Храни вас Господь под омофором любви. Валентина 21 мая 2011, 14:19 Спасибо, отец Давид! Очень добрые и нужные слова! Светлана 21 мая 2011, 12:29 у меня слёзы текли читая статью Спасибо. Иоанна 20 мая 2011, 22:48 Спаси Господи отце Давид! Отличная статья! Николай 20 мая 2011, 21:58 Особенно вот это: " Отнимет ли смерть у него верного сердечного друга или родственника – и тогда не теряет он голову; в небесах созерцает он Господа и вблизи Его трона видит любимого усопшего " . Слава Богу! Елена 20 мая 2011, 15:54 Спасибо за замечательную статью. Евгения 20 мая 2011, 15:07 Спаси, Господи! Очень светлая статья, поучительная и своевременная. Gor 20 мая 2011, 01:02 Очень понравилась статья, митрополит говорит о том что действительно существует на нашей земле, и об истинной любви, сокрытой в молитве Богу живому Иисусу Христу. Да святится имя Твое Господи Дмитрий 19 мая 2011, 23:16 Прекрасная статья. Присоединяюсь к сестре Анастасии - дай Боже всем, и неверующим прийти к Истине. Александр 19 мая 2011, 21:03 Спаси вас Бог. Захарий 19 мая 2011, 20:11 Замечательная статья Ludmila 19 мая 2011, 18:40 Vashe Sviateishestvo! Nizko klaniaus i blagodariu za zamechatelnuiu proniknovennuiu statiu. Molius pered ikonami Sviatoi Ravnoapostolnoi NINI i Sviatogo GEORGIA za protsvetanie Gruzii i vosstanovlenie drujbi s Rossiei. Moie serdtse ostalos na Gruzinskoi zemle.

http://pravoslavie.ru/46588.html

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В Трире (Тревах), куда св. Афанасий прибыл 6 ноября 336 г., он был встречен с большим благоволением старшим сыном императора Константином и епископом Максимином. Несмотря на громадное расстояние, св. Афанасий посредством переписки находился в постоянном общении со своими друзьями и верующими Александрии; его десятое Пасхальное послание, написанное в 337 г., до возвращения в Александрию, показывает, с каким чувством веры, нежности й христианского героизма изгнанный пастырь поддерживал свою паству. И паства оставалась верной своему законному пастырю: все усилия евсевиан ввести Ария в церковное общение в Александрии разбились об угрожающую враждебность православных в Александрии. Арий умер в Константинополе при крайне драматических обстоятельствах в 336 г. Смерть самого императора последовала 22 мая 337 г. Скоро и св. Афанасий был возвращен Константином Младшим из ссылки. Он выехал из Трира с письмом сочувствовавшего ему Константина Младшего к александрийцам, датированным 17 июня 337 г. Свое путешествие он совершил через Паннонию, в Мизии имел аудиенцию у императора Констанция, прошел через Сирию и возвратился в Александрию, при народных кликах, 23 ноября 337 г. Его отсутствие продолжалось 2 года и 4 месяца. Правитель восточной половины Констанций с самого начала своего управления подпал под влияние представителей враждебного св. Афанасию богословского направления; кроме того, такая личность, как Афанасий, на столь высоком посту, каким была епископская кафедра в Александрии, для него была сучком в глазу. На этом и утверждались враги св. Афанасия в своих дальнейших замыслах против него. Мелитиане и ариане, возбужденные энергичным образом действий св. Афанасия и ободряемые возвышением Евсевия Никомидийского на епископскую кафедру Константинополя, снова начали враждебные действия против св. Афанасия. Не довольствуясь старыми обвинениями, они выставили новые: Афанасий своим возвращением в Александрию вызвал волнения и пролитие крови, он взошел на кафедру только распоряжением императора, без постановления собора. Ариане даже посвятили нового епископа в Александрию – арианина Писта, потом они отправили посольство к римскому епископу Юлию, с целью представить ему свои обвинения против Афанасия и просить официального признания их кандидата. Но Юлий вступил в общение с обвиненным. Св. Афанасий созвал в Александрии собор, состоявший из почти ста епископов и написавший окружное послание, в котором раскрывается полная несостоятельность обвинений и невиновность св. Афанасия (Apol. contra Arianos 3–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сенат К-поля был сенатом императора, его население, не обладавшее древними привилегиями рим. граждан, было связано с имп. Константином личностными отношениями. Те благодеяния и привилегии, к-рые он предоставил городу, были в большей степени его милостью сенату и жителям столицы, чем правом сената и народа. Вместе с тем император заботился и о придании столице христ. облика: при нем были основаны храм Св. Софии, храм св. Апостолов, ставший с тех пор усыпальницей визант. императоров, и др. Стараниями св. равноап. царицы Елены в 326 г. было положено начало собиранию важнейших христ. святынь (были обретены Честной Животворящий Крест Господень и гвозди). Город стремительно расширялся, его население увеличивалось. Имп. Константин заботился об обеспечении новой столицы хлебом из Египта, бесплатно распределявшимся среди 80 тыс. чел. Управление городом было возложено на проконсула К-поля, с 359 г. он получил статус префекта города. К-поль стал местом пребывания высших должностных лиц, таких как префект претория Востока, магистр оффиций, квестор священного дворца, 2 комита финансов. Св. царица Елена обретает истинный Крест Господень. Миниатюра из сборника гомилий свт. Григория Богослова (BNF. Ms. gr. 510) Св. царица Елена обретает истинный Крест Господень. Миниатюра из сборника гомилий свт. Григория Богослова (BNF. Ms. gr. 510) 22 мая 337 г. имп. Константин Великий умер, оставив 3 сыновей, между ними осенью того же года произошел раздел империи: старший, Константин II (337-340), получил Галлию, Констанций II (337-361) - Восток, Констант (337-350) - Италию и Африку. Проч. родственники имп. Константина Великого, к-рые могли претендовать на власть, были перебиты по приказу Констанция; чудом остались живы лишь племянники усопшего императора - Юлиан и Галл. Вскоре между сыновьями Константина Великого началась борьба за власть в империи. Она получила религ. окраску: Констанций II придерживался умеренного арианства, Констант разделял никейское вероисповедание. После гибели Константина II могущество Константа возросло, и Констанцию пришлось ослабить преследования никейцев.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феодор Тирон, великомуч. Амасийский, ок. 306 года. 17 февр. Феодор, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодор, еп. Киринейский, муч. при Диоклетиане. 4 июля. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, из Кандавал, мучч. при Максимиане. 4 сент. Феодор Стратилат, великомуч., пострадавший в Ираклее Понт. при Ликинии, в 319 году. 8 февр. (Перенесение мощей его в Евхаиты 8 июня). Феодор, муч. Антиохийский при Иулиане. 23 ноября. Феодор, муч. Александрийский. 12 сент. Феодор, муч. Цареградский при Валенте, с Урваном и др. 5 сент. Феодор муч., с Серапионом Египтянином, 24 мая. Феодор Освященный, преп. Фиваидский, ученик Пахомия Великого , ум. 368. 16 мая. Феодор Эннатский, преп. Египетский. В субб. с. Феодор Фермский, преп. 4 в. В субб. сырн. Феодор, архиеп. Александрийский. муч. ок. 609 года. 3 дек. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский, ум. 613. 22 апр. и 15 июня (Перенесение мощей). Феодор, архиепископ Цареградский, ум. ок. 686. 27 дек. Феодор, преп. Студийский, ум. 826. 11 ноября, и 26 янв. (Перенесение мощей его). Феодор Кратер, протосиафарий, из 42 Амморейских мучч. ок. 840. 6 марта. Феодор преп., начертанный, исповедник, ум. 840. 27 дек. Феодор, еп. Едсский 9 в. 9 июля. Феодор преп., Трихина. 20 апр. Феодор преп., чудотворец. 5 июня. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские в 983 году. 12 июля. Феодор и Василий, препп. Печерские, ум. 1091. 11 авг. Феодор Ярославич, благоверный князь, ум. 1233. 5 июня. Феодор, князь Смоленский, ум. 1299, и чада его Давид и КонстантИн.19 сент. и 5 марта. (Перенесение мощей). Феодор, князь Муромский 13 века, с Константином, своим отцом. 21 мая. Феодор, боярин Черниговский, муч. от Батыя в 1245 г , с Михаилом князем. 20 сентября. Феодосий, преп. Антиохийский, ум. ок. 412. 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. ум. 529. 11 янв. Феодосий муч., с Мануилом. 27 марта. Феодосий, столпник Едесский 9 в., с Феодором, еп. Едесским. 9 июля. Феодосий преп., игумен Печерский, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей в 1091).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010