По мысли отца Иоанна, «польза Литургии, совершаемой с благоговейным вниманием, неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, – ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу и о всей вселенной; из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даруя ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку» (337, с.159). Литургия – «это рычаг всего мира, которым можно подвинуть все народы, племена и языки к Богу; ибо Агнец объемлет весь мир, Агнец, вземляй грехи мира, просвещаяй вся языки к познанию Его» (337, с.160). Он «единственный Ходатай Бога и человеков ( 1Тим.2:5 ). По Его благодати ходатайствует за нас Божия Матерь и все святые, которых мы благодарно и благоговейно вспоминаем на ней по нескольку раз; в Литургии соединяются Небо, земля и преисподняя» (337, с.160). Какой глубокий, таинственный, богословский смысл видел кронштадтский пастырь в этом поистине «неземном служении». Становится понятно, почему отец Иоанн иногда грозно обличал бесчувственное равнодушное отношение к Литургии, почему плакал вместе с кающимися при совершении таинства Покаяния, почему так глубоко переживал в своем сердце грехи паствы. «Что важнее, величественнее, чудотворнее, святее, божественнее, трогательнее Литургии? Но многие из христиан мертвы, глухи и для нее, стоят неохотно, холодно, блуждая мыслями и взорами. Отчего? От недостатка веры в Таинство и особенно от недостатка размышления о его величии, святости, животворности и его плодах – обновлении и вечной жизни. Многие глухи от привязанности сердца их к богатству временному, тленному, к наслаждениям житейским, к разным плотским похотям» (337, с.132). «Чтобы богоугодно стоять во время Литургии, – советует отец Иоанн, – надобно овладеть предметом Литургии... тогда она вполне проникнет наш ум и сердце. Кто бывает лучший знаток и мастер дела в науках и искусствах и в делах промышленных, земледельческих и других? Тот, кто вполне овладел своим предметом, изучил его всесторонне, обратил его, так сказать, в свои соки и кровь, так что он стал душой тела его. А сколько препятствий для человека – овладеть этим величайшим предметом Литургии? Надо отложить всякое житейское попечение и пристрастие и быть горе, с ангелами и святыми и с Самим Господом ангелов, надо иметь чистое сердце, надо иметь в себе Духа Святого» (337, с.156–157). «Нужно каждую секунду следить взором, слухом, мыслью, сердцем за каждым словом, действием и обрядом, чтобы ничего не проронить, не пропустить без внимания, поучения, назидания. Да, Литургия требует души любомудрой, предочищенной, не связанной житейскими пристрастиями и попечениями, устремленной горе» (337, с.144).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Дивный дух богослужения нашей Церкви! Широкий и высокий полет дает оно душам христианским», – восклицает святой пастырь! Оно – «питает и укрепляет веру, надежду и любовь в христианине» (337, с.235), «возбуждает к молитве всех и указывает предметы молитвы» (337, с.190), побуждает пастырей, церковнослужителей и мирян возвышаться «до идеала христианской молитвы, молитвы горящей, всех объемлющих любовью» (337, с.278). Кроме книг Нового Завета в церковном богослужении очень часто употребляются тексты из книг ветхозаветных. И в этом есть свой глубокий смысл. Книги ветхозаветные используются по своему учительному содержанию и для подтверждения, что Ветхий и Новый Заветы есть начало и конец одного великого дела – спасения падшего человечества. С пришествием на землю Спасителя мира исполнились многие пророчества ветхозаветных праведников. Это «служит неопровержимым доказательством истины и спасительности нашей христианской веры и вместе вернейшим ручательством в том, что и все пророчества пророков, Самого Христа и апостолов о будущей судьбе Церкви Христовой, равно как и о втором пришествии Христовом, воскресении мертвых, Страшном Суде, вечной муке грешников и вечном блаженстве праведных, исполнятся непременно» (337, с.228). Итак, все предсказанное или исполнилось или исполнится, а это подтверждает «чудное величие Бога нашего, Его правду, верность, истину, мудрость, всемогущество» (337, с.240). По мнению отца Иоанна, богослужение напоминает христианину о вечности. «Вступив в храм Предвечного и конца не имеющего Творца твари, – говорит он, – вы как бы переступаете через порог времени и слышите непрестанно хвалу Вечному и тем угодникам Его, которые сподобились вечной жизни и сами поучаетесь не привязываться к временному и исчезающему, а стремиться к постоянному и вечному, непоколебимому, неизменному» (337, с.125). Переступив порог храма, христианин попадает в иной мир, мир любви. Здесь присутствует Бог – Источник любви, или лучше сказать, Сама Любовь. Здесь сонм святых – свидетелей любви евангельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А вот ответ и тем, кто говорит, что «священническая профессия – скучная материя: все одно и то же, одни и те же службы, одни и те же слова, обряды и прочее. Во-первых, не все одно и то же всегда, – говорит отец Иоанн, – а с каждым днем разнообразится богослужение. Таинства божественные одни и те же и совершаются всегда одинаковым способом, но и солнце одно и то же, одинаковым образом ежегодно и ежедневно является на горизонте, одинаково светит и оживляет тварей в подсолнечной, и звезды одни и те же и луна тоже. ...А предмет-то богослужения какой? – Бесконечный Бог, Его бесконечная благость, премудрость, всемогущество, правда, святыня... А дух-то богослужения? – Всеобъемлющая любовь Церкви ко всем, святыня, правда, упование на милость Божию, покаяние, чаяние вечной жизни. Идеал богослужения – всесовершенство человека, совершенное уподобление Богу чрез различные добродетели» (337, с.187–188). И вновь призывает всероссийский пастырь христиан в церковь на богослужение. «Ходите... слушайте со вниманием глубоким... песни, каноны, чтения и вы привыкните... и полюбите ее; вы увидите, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения. Сколько в ней света, силы, святыни, правды» (337, с.180). От частого посещения богослужения «ослабляется сила диавола над нами, побеждаются страсти, наклонности и поползновения греховные» (337, с.275). «Мы... более и более присвояемся Господу, Владычице, святым ангелам и святым угодникам Божиим, заимствуя от Бога и святых духовный аромат святыни и правды... всякой добродетели... очищая и укрепляя душу благодатию Христовою и примерами добродетелей святых» (337, с.281). Ощущение сладости церковной молитвы зависит полностью от самого христианина. «Вы ходите к богослужению и желаете, чтобы оно принесло существенную пользу вашей душе и было истинным подвигом и приятной Богу жертвой, – учит отец Иоанн, – для этого надобно сердечно внимать умом и сердцем ектениям, молитвам и песнопениям богослужебным» (337, с.181), нужно развить в себе духовный слух, иметь «духовный разум и сердце, очищенное покаянием от страстей житейских» (337, с.114).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Воскресения Лазаря, «друга Божия», в Иерусалиме – 343 Воскресения Христова в Иерусалиме – 79, 81, 83, 97, 194, 196, 199, 213–215, 320, 323, 327, 337, 595 Всемилостивого Спаса и Введения Пречистой Богородицы недалеко от Калуги (см. Спасо-Воротынский монастырь) Георгия Великомученика в Иерусалиме-97, 214, 337 Данилов монастырь в Москве – 563 Дашкова пустынь под Волоколамском – 389 Димитрия Великомученика в Иерусалиме – 97, 214, 337 Дмитровский монастырь в Киеве (см. Михайловский Златоверхий монастырь) Добрый монастырь недалеко от Калуги (см. Покрова Богородицы) Донской монастырь в Москве – 563 Евфимия Великого в Иерусалиме – 97, 214, 337 Иакова, брата Божия, в Иерусалиме – 79, 97, 194, 214, 320, 337, 595 Иерусалимский монастырь (Иерусалимское подворье) в Акре – 312 Иерусалимский монастырь (Иерусалимское подворье) в Константинополе – 37, 38, 51, 56, 116, 156, 157, 168, 172, 180, 234, 275, 276, 291, 297, 363, 579 Иерусалимский монастырь (Иерусалимское подворье) в Рашиде – 30, 64, 66 Иерусалимский монастырь (Иерусалимское подворье) в Яффе – 353, 497 Илии Пророка на горе Кармил – 68, 184 Илии Пророка около Иерусалима – 81, 83, 197, 198, 324, 326, 439, 598 Иоанна Предтечи в Иерусалиме – 84, 97, 199, 213, 327, 337, 600 Иосифо-Волоцкий (Волоколамский) монастырь – 388, 571 Киево-Печерский монастырь (Киево-Печерская лавра) – 19–21, 122, 123, 140, 141, 241, 242, 256, 371, 372, 398, 401, 467, 468, 476, 478, 568–572, 636 Кирилло-Белозерский монастырь – 392 Крестовоздвиженский монастырь в Иерусалиме – 83, 198, 326, 327, 400, 637 Крутицкое подворье в Москве – 564 Лаврентьев монастырь в Калуге – 398 Лаврентьевский скит на Керженце – 406 Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве – 399, 568, 569 Никольский монастырь в Иерусалиме – 97, 213, 606 Никольский монастырь в Яссах – 25, 120, 145, 262, 368, 471, 510, 575 Николы Гостунского (см. Введенская Макариева Жабынская пустынь) Новодевичий монастырь в Москве – 7, 126, 494, 563 Новоспасский монастырь в Москве – 398, 563 Оптино-Троицкий монастырь недалеко от Волхова – 482, 565

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хинолаккова обитель, в Царьграде. Стефан преп., основатель ее, в 8 веке. 14 янв. Хиос. Исидор воин, муч. при Декии. 14 мая. Мирония, мученица при Декии. 2 дек. Xo зевитская обитель, в Палестине, между Иерусалимом и Иерихоном. Иоанн преп., еп. Кесарийский, сконч. ранее 536. 3 окт. Георгий, преп. 7 века. 8 янв. Хоны. См. Колоссы. Хормв, в Аравии. Исихий блаженный, безмолвник. 3 окт. Царьград, Константинополь. (Сн. Византия, Евгениевы селения, Павлопетрие и Хинолаккова обитель). Свв. иерархи: Митрофан, ум. 325. 4 июня. Александр, ум. 340. 30 авг. Павел испов., ум. 350. 6 ноября. Григорий Богослов, 379–381. 25 янв. Нектарий, 381–397. Субб. с. Иоанн I, Златоустый, с 398, ум. 407. 14 сент. Аттик, 406–425. Субб. с. Максимиан, 431–434. 21 апр. Прокл, 434–447. 20 ноября. Флавиан испов., 447–449. 18 февр. Анатолий, 451–458. 3 июля. Геннадий, 458–471. 31 авг. Иоанн II, Каппадокианин, 517–520. 30 авг. Мина, 536–552. 25 авг. Евтихий, 552–582. 6 апр. Иоанн IV, Постник, 582–595. 2 сент. Фома, 607–610. 21 марта. Георгий, ум. 683. 18 авг. Феодор, ум. 686. 27 дек. Каллиник, с 693 года. 23 авг. Иоанн VI, 712–715. 18 авг. Герман, 715–730. 12 мая. Павел, 780–784. 30 авг. Тарасий, 781–806. 25 февр. Никифор испов., 806–815, ум. 829. 2 июня. Мефодий, 842–846. 14 июня. Игнатий, ум. 877. 23 окт. Стефан, 886–893. 17 мая. Антоний Кавлей, 893–895. 12 февр. Трифон, 928–931, ум. 933. 19 апр. Свв. цари, царицы и царевны: Елена царица, ум. ок. 326, и сын ее Константин Великий, царь равноапостольный, ум. 337. 21 мая. Пулхерия царица, супруга Маркиана, ум. 453. 10 сент. Сосипатра царевна, дочь Маврикия, преп. 6 века. 9 ноября. Анфуса преп., дочь Константина Копронима. 12 апр. Феодора царица, супруга Феофила, ум. ок. 815. 11 февр. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 10 дек. Мученики и преподобномученики: Мартиан и Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, от ариан в 355. 25 окт. Урван, Феодор, Медимн и проч., до 70. при Валенте. 5 и 29 сент. Тигрий пресв. и Евтропий чтец из клира Иоанна Златоуста . 5 века. 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Коневец, остров на Ладожском озере с обителью. Празднование Коневской иконе Пресв. Богородицы, принесенной с Афона в 1393. 10 июля. Арсений преп., ум. 1444. 12 июня. Комельская обитель , в Вологодской губ. Павел преп., основатель Обнорского монастыря, ум. 1429. 10 янв. Корнилий преп., игумен Волог. Корнилиева монастыря, 1537. 19 мая. Арсений преп., основатель Арсениева монастыря, ум. 1550. 24 авг. Кострома . Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии, Феодоровской, в 1239 году. 14 марта. Геннадий преп., ум. 1565. 23 янв. Куштский монастырь , на реке Куште, вт. Вологодской губ. Александр преп., ум. 1439. 9 июня. Литва. Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. в 1317 году. 14 апр. Луховская обитель. Тихон, преп. ум. 1492. 16 июня. Махрищская обитель , на реке Махрище, в Московской губ. Стефан преп., ум. 1106. 14 июля. Москва. Святители : Петр, ум. 1326. 21 дек. Феогност, ум. 1353. 11 марта. Алексий, ум. 1378. 12 февр. Киприан, ум. 1406. 16 сент. Фотий, ум. 1431. 2 июля и 27 мая. (Обретения мощей его в 1472 году). Иона, ум. 1161. 31 марта. Филипп, ум. 1570. 9 янв. и 3 июля. (Перенесение мощей его в 1652 году). Князья и княгини : Даниил, ум. 1303. 4 марта и 30 авг. (Обретение мощей его). Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня, супруга Димитрия Иоанн. Донского, ум. 1407. 7 июля. Блаженные юродивые : Максим, ум. 1434. Обретение мощей его: 13 авг. Василий, ум. 1552. 2 авг. События Перенесение мощей Михаила, князя Черниговского в Москву в 13 веке. 14 февр. Перенесение иконы Пресв. Богородицы из Владимира в Москву, в 1395 году. 26 авг. Празднество Пресв. Богородице, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя, Владимирской Ее иконой, устан. 1480 года. 23 июня. Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы в 1514 году. 21 мая. Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы, в 1525 году. 28 июля. Празднество Пресв. Богородице ради милосердия от Донской иконы Ее в 1591 году. 19авг. Празднество Пресв. Богородице, ради избавления Москвы от ляхов в 1612 году. 22 окт. Перенесение честной ризы Господней из Персиды в Москву, в 1623 году. 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Аноним (Х в.). Житие Михаила Малеина (Х в.) СимеонМетафраст (ум. ок. 987). Жития: Николая, архиепископа Мир в Ликии (IV в.) Спиридона Тримифунского (ум. 348) Ефрема Сирина (306–378) Амфилохия, епископа Иконийского (ум. 394) Анронина и Афанасия (379–395) Иоанна Хрисостома (341/7–407) Арсения Великого (кон. IV – нач. V вв.) Евфросинии Александрийской (ум. 470) Аполлинарии (ум. 470) Маркиана Эконома (ум. 473) Евфимия Великого (377–473) Авксентия(ок. 408–474) Евсевии (Ксении) Миласской (ум. 475) Феодоры Александрийской (ум. 480) Даниила Столпника (409–493) Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.) Сампсона Ксенодоха (ум. 530) Ксенофонта и Марии (VI в.) Авраамия и Марии (VI в.) Потапия (VI в.) Марина (Марии) и Евгения (VI в.) Анастасия Перса (ум. 628) Стефана Нового (ум. 764/765) Андрея, погребенного в Суде (en krisei) (ум. 767) Феофана (ум. 841) и Феодора Начертанных (ум. 844) Иоанникия Великого (754–846) Феоктисты Паросской (IX в.) Галактиона и Епистимии XI-XIV века Аноним (между 965–1037 гг.). Житие Нифонта Констанцского Аноним (нач. XI в.). Житие Афанасия Афонского (ум. ок. 1000 г.) Иаков Монах (XI в.?). Житие блаженного Владимира (ум. 1015) Варфоломей (ум. ок. 1065). Житие Нила из Рессано (Калаврийского) (910–1005) Чудеса иконы Св. Марии Римской (Римской Богородицы) (ок. 860–1060 гг.) Георгий (вторая пол. XI в.). Житие Лазаря Галесиота (Галесийского) (ок. 9671054) Феодор Продром (первая noлobuhaXII в.). Житие Мелетия Младшего Аноним (cepeдuhaXII в.). Житие Никона Метаноите (ум. 998) Григорий Кипрский (XIIIb.). Похвальное слово епископу Евфимию Мадитскому (ум. ок. 990) Максим Диакон (ок. 1300 г.). Чудеса муч. Косьмы и Дамиана Никифор Каллист Ксанфопул (ок. 1300 г.). Житие Евфросиньи Новой (854–922) Никифор Каллист Ксанфопул (1308–1312 гг.). Чудеса константинопольского монастыря Пиги Феоктист Студит (1330-е гг.). Чудеса Патриарха Афанасия I (после 1311 г.) Константин Лукит (ок. 1298–1330 гг.). Энкомий Св. Евгению [Трапезундско- му] (первая пол. XIII в.) Иоанн Лазаропул (ок. 1340–1364 гг.). Синопсис чудес Св. Евгения (первая пол. XIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этим прошением Святая Церковь призывает нас «осуществить делом свою преданность Христу Богу во всех обстоятельствах жизни и не полагаться только на себя, на свой ум, на свое положение, состояние, на связи, на богатство и прочее» (324, с.342). «Со времени воплощения Сына Божия, Приснодева Богородица стала Начальницей всего наздания, или Церкви Божией, и покровом христиан, стеной их необоримой, прибежищем и предстательством» (399, с.278). «Возглашайте же немолчно и усердно, иереи и диаконы Православной Церкви, имя Преблагословенной Владычицы нашей во всеуслышание, в похвалу и умилостивление о нас, грешных и недостойных рабах Ее, да заступит нас всегда пред Владыкой живота нашего, Господом Иисусом Христом, и купно пред Троицей Пресвятой» (337, с.333). Ответные слова этого прошения: «Тебе, Господи», – «внушают нам всегдашнюю и совершенную преданность Иисусу Христу во всей жизни нашей, во всех нуждах, искушениях, лишениях, обидах от людей» (337, с.241). Цепь молитвенных прошений завершается славословием Пресвятой Троице: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». «Кратки, но знаменательны возгласы, возглашающие славу и великолепие Пресвятой Троицы, – говорит отец Иоанн. – Эти возгласы проповедуют о вечности Существа Ее и о страшном и неприступном великолепии Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа» (410, с.1). Возглас после великой ектении внушает нам «высокие помыслы о бесконечном могуществе и величии Божием, о бесконечной благости и милости Божией и о вечном Царстве Божием» (337, с.282). Итак, великая ектения – божественная ектения, в ней «дышит любовь чистая, святая, всеобъемлющая, разум Божий» (337, с.197), в ней «обозначены все наши действительные нужды, все прошения обо всех и обо всем, все благодарные чувства» (337, с.197). Наши нужды, наши прошения – следствие грехопадения, и потому они обращают мысль человека к этому страшному событию, но вместе с тем – и к великой благочестия тайне, явлению Бога во плоти ( 1Тим3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010