окормление единственно своей души в житейских бурях, то как ты доверишь каждому встречному бразды правления столь великим народом, если только ты не хочешь потопить корабль? И в то время как трудно добыть драгоценные камни, 390. и не на всяком месте земли произрастают благовонные травы, и тогда как в дурных клячах нет недостатка повсюду, чистокровных лошадей разводят в домах богачей, – то почему предстоятеля находят с легкостью, да еще новичка, который не понес трудов. 395. О быстрая перемена нравов! О случайные повороты игры! О дело Божие, доверенное игральным костям! Или: о комическая маска, одетая неожиданно на одного из самых скверных и ничтожных людей: и вот перед нами новый блюститель благочестия! 400. Поистине велика благодать Духа, если среди пророков и дражайший Саул 52 ! Вчера ты был среди мимов и театров (а что было, кроме театров, пусть разузнает ктонибудь другой), сейчас же ты сам для нас необыкновенное зрелище. 405. Прежде ты был страстным любителем лошадей и посылал Богу пыль, как иной возносит молитвы и благочестивые мысли. Причиной этого бывали упавший возница или лошадь, которая пришла второй на бегах; тебя поражал легкий запах лошадей, 410. и ты был как сошедший с ума и неистовствующий. Сейчас ты степенен, твой взгляд наполнен только кротостью (за исключением того, что втайне ты предан старой страсти, как, думаю, искривленный побег, который уклоняется от руки, стремящейся его выпрямить, и возвращается в первоначальное положение). 415. Вчера, ораторствуя, ты продавал судебные процессы, поворачивая то в одну, то в другую сторону все, что касается законов. С помощью этого ты губил тех, кого должна была спасти справедливость, используя в качестве истинной меры большую мзду. Сейчас же ты внезапно стал мне судьей и как бы вторым Даниилом 53 . 420. Вчера, когда ты судил меня с обнаженным мечом, ты сделал суд узаконенным вертепом разбойников, крадя, чиня насилие прежде всего против законов. Сегодня как же ты кроток! Никто одежду не меняет так легко, как ты свои нравы! |
Когда Кречетников был во Львове, то оказалось, что и Шептицкий пристает к конфедерации, и Кречетников сблизился и с ним, бывал у него на балу, на ужине. 390 Как ни много Репнин был предубежден против диссидентов и в особенности против православных украинцев, но русское чувство открыло ему ложь в этих известиях, и он предписал Кречетникову не употреблять против гайдамаков оружия, а послать к ним офицера и священника с убеждением расходиться по домам, так как теперь русские войска будут защищать их от насилий. 395 Этого взгляда на гайдамаков держался сначала и Кречетников, знавший о появлении их гораздо раньше. Посылая 17 июня поручика Кологривова под Умань, где было главное скопище гайдамаков и где они произвели самые страшные неистовства, он тоже приказал не употреблять оружия впредь до приказа, а убеждать расходиться по домам. 396 Он совещался с графом Апраксиным и спрашивал Репнина, как ему поступать: усмирять ли бунтовщиков, или не вмешиваться вовсе в это дело, как во внутреннее и поземельное дело поляков. 397 Репнин и Кречетников, очевидно, тогда еще не знали ни размера гайдамацкого движения, ни того, что гайдамаки совершают свои неистовства от имени Екатерины; 398 но в конце июня эти сведения стали доходить до них и совершенно изменили их взгляд на гайдамаков. Перемена эта совершалась с необычайною быстротой, захватывала одних раньше, других позже, и производила страшную путаницу. Какая-то тайная сила работала в этом направлении давно и последствия этой работы надвигались на Украину со всех сторон самым прихотливым, по-видимому, образом. 30 июня Репнин смотрел уже на гайдамаков, как на крайне опасных людей, и приказывал поступать с ними строго. 399 Кречетников, как сей час увидим, еще раньше изменяет свой прежний взгляд на гайдамаков. Кологривов еще раньше отнесся к ним враждебно. Еще на пути к Умани он уже поступал с ними, как с опасными врагами, неизвестно, по чьему приказу. Он на пути к Умани забрал шайку гайдамаков, как грабителей, а около 27 июня взял главный лагерь их у Умани, потому, доносил он, что гайдамаки оказали сопротивление. 400 Того же числа Кречетников послал ему приказ отослать русских подданных, из числа взятых гайдамаков в Киев, а польских отдать полякам. 401 |
Празднику злат венец, а хозяину доброе здоровье. Праздность есть мать пороков. Праздность и старых повреждает, а молодым немалый вред бывает. 375 Прасол всегда с мясом, а наши без каши. Прежде были сосуды деревянные, да попы золотые; а ныне сосуды золотые, да попы деревянные. Прежде вопроса ответ мудро. Прежде люди были пыжики, а ныне тужики. 380 Прежде невода рыбы не ловят. Прежде отца в петлю не суйся! Прежде смерти не должно умирать. Прельщается Фома, как убелится кума. Прибавь злодею села, так прибудет у него ума. 385 При брате сестра не вотчинница. Прибыль с убылью смешалась, дома ничего не осталось. Прибыль с убылью на одном живут дворе. Прибылью (не) хвались, а убыли берегись! Приведи Бог подать, а не приведи Бог примать! 390 Привыкай коровка ко ржаной соломке! Привычка вторая натура. Привычка печаль утоляет, а тягость облегчает. Пригляди за своим, а потом за чужим! Пригнала нужа к поганой луже. 395 Приговорил к себе на двор, ан вышел вор. Пригож лук стрелами, а обед пирогами. Приготовь домашним пищу, а потом давай и нищу! Пригрезился хомутик, знать-то не видать век мне лошадушки. Приданая раба запазушна змея. 400 Приданое на грядке, а урод на полу. При деньгах Памфил всем людям мил, без денег Памфил и людям скучен и сам уныл. Придет безвремянье, забудешь гулянье. Придет время, все лягут в могилку. Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины. 405 Придет нужа, увидим и того хуже. Придет старость, будет слабость. Придет тупик, некуда ступить. Придет честь и на кислую шерсть. При дороге жить, всех не угостить. 410 Приказывай слуге, да делай сам, так и делу лад. При какой реке жить, по той и слыть. При корыстех друг познавается. Приласкаешь собаку, не пойдет с тобой в драку. Приложи копейку, то купишь калач. 415 Примешь до ласки, проводи до коляски! Применил конуру к Строганову двору. Примечать всякому вольно, а говорить дурно. Приняв волк козла, употчевал без зла. Принять жене нужу, а не покориться ей мужу. 420 Припала честь, да не умеет ее снесть. Припаси посох на грязь, а слово на ответ! |
Бранит жена мужа, а бить его не нужа. Бранить, себя тешить. Бранное слово на гнев наводит. Брань на вороту не виснет. 365 Брань не запас, а без нее ни на час. Бранью праву не быть. Брань правду не любит. Брань славна лучше мира студна. Брат брату головою в уплату. 370 Брат, так брат! а не брат, отдай крест, да и к чорту в лес. Брат мой, а ум у него свой. Брат сестре не указ в стряпне. Братчина судит, как судьи. Брашно добро иметь по пашне. 375 Брови пригожи, а дровни угожи. Бритва остра, да мечу не сестра. Брито иль стрижено, а всё голо. Брось калач на лес, пойдешь, найдешь. Брось хлеб позади, а очутится напереди. 380 Брось кручину! Дурак, кто и тужит. Брюхо, как злодей , старого добра не помнит. Брюхо заболело, чужого захотело. Брюхо не зеркало, не видно, чем набито. Брюхо, что неправедный судья, и молча просит. 385 Брюхом хлеба не выносишь, а губами пива не выпьешь. Будан две деньги дань. Буде меня любишь, так и собаку мою не бей! Будет бес, что Бога у него нет. Будет и на нашей улице праздник. 390 Будет и то, что и нам не помешает никто. Будет пора, не уйдет дуда. Будет путь, да долго ждать; а к осени поберечь, чтобы волк не съел. Будешь все знать, скоро состаришься. Буди воля Божия, лише б наша была правда! 395 Будто тяп, ляп, ан изба. Буду богат, буду рогат: кого захочу, того избоду. Будь в божбе умерен, а в обязанности верен! Будь голь, да не вор, а беден, да честен! Будь друг, да без убытка! 400 Будь в голубятне корм, голуби слетятся. Будь лишь мед, мух много нальнет. Будь ниже травы и тише воды. Будь приметлив, да не будь изветлив. Буй да Кадуй чорт три года искал. 405 Бушка баран, не ходи по горам: убьют тебя, не пеняй на меня! Булат железо и кисель не режет. Бумага не купленая, а письмо домашнее. Бурого коня и за рекой примечают. Бывает и свиньям в году праздник. 410 Бывает добро, да не всякому, как Якову. Бывает простота хуже воровства. Бывает и на старуху проруха. Бывает, что и горечь приносит сладость, и после напасти случается радость. Бывала ли у тебя беда? Умирала ли у тебя жена? |
Когда падает человек порочный, тогда тем паче утверждай свою ногу. А когда падает благоуспешный, крепись еще больше. Ибо если совершенные падают, то очень не легко провести жизнь, не поскользнувшись. Вся жизнь для тебя – угли под ногами, и угли горячие. 370. Всегда ступаешь ты по скрытым сетям. Боюсь, чтобы мне, положив основание жизни своей на песке, не разрушиться от дождя, рек и ветров ( Мф. 7:26–27 ); боюсь, чтобы, подобно семени, которое пало на сухую и бесплодную землю ( Мф. 13:5–6 ), и мне, скоро взойдя, еще скорее не засохнуть, 375. когда ударят в меня солнечные лучи и легкие напасти; боюсь, чтобы во время моего сна сеятель негодных плевел и завистливый враг не подмешал худого семени ( Мф. 13:24–30 ). Когда же десять чистых дев ( Мф. 25:112 ), бодрствуя, с возженными светильниками и с недремленными очами ожидают 380. вожделенного жениха – Царя Бога, чтобы им светлыми выйти во сретение приходящему с весельем; тогда не поставь меня в числе бедных умом и юродивых дев, чтобы мне уже в самое пришествие Христово, отягченными от сна очами заметив едва мерцающий блеск светильников, слишком поздно не пожелать для себя 385. капель елея светлой жизни и чтобы запертые двери не преградили мне входа на брак, где Слово, по великим уставам любви сопрягаясь с душами чистыми, дарует им сияние и славу. Вот и брачный пир ( Мф. 22:214 ), который учреждает добрый Отец, веселясь о наилучшем Сыне; 390. о если бы на этой вечери было место и мне, – и мне было место, и всякому, кто со мной единомыслен! Но вне пира останется тот, кто брачному веселью предпочитает или село, или пару новокупленных волов, или жену. Боюсь и того, чтобы среди пирующих, которые все одеты побрачному, одного меня, 395. у которого осквернены одежды, не связали по рукам и ногам и не изринули из брачного чертога далеко от друзей и от брачного пира. Когда же Царь мой, возвращаясь с брака, придет внезапно к ожидающим и к неожидающим, о если бы мне тогда оказаться в числе ожидающих и заслужить похвалу, 400. как доброму служителю, имевшему страх, снисходительному к подначальным и правдивому раздаятелю хлебов твердого слова! |
И. Копаевичу (просившему о 100 р.), что у Высшего начальства денег взаймы нигде не берут» 378 . Для правильной организации он завёл (в сентябре 1833 г.) попечительство о бедных духовного звания 379 , воспособлял его всеми средствами 380 и всячески радел о вдовах и сиротах 381 . Что до пороков и погрешностей, то Полоцкий владыка, конечно, не щадил жезла и обнаруживал твёрдую строгость, но лишь во имя и на почве справедливости. В этих интересах преследовались наивозможная достоверность 382 и фактическая обоснованность 383 всяких сведений, почему воспрещалось доносить о слухах, сплетнях и кляузах 384 , а бумаги анонимные вообще не принимались и только иногда рассматривались ввиду особой важности 385 ; ложные доносы вызывали прещения 386 , как и медлительность разных следствий 387 . По мнению Смарагда, «исправление погрешительного действования столько же имеет права на наше уважение, сколько и самое непогрешительное действие» 388 . В виду сего такое исправление всегда встречало снисхождение, и Полоцкий архипастырь охотно облегчал 389 и сокращал 390 епитимии. При этом личные обиды устранялись из счетов. Смарагд хорошо знал своё положение и ревниво оберегал свои прерогативы 391 , но о порицаниях себе писал: «всем хулящим недостоинство моё, по примеру Христа Спасителя, Который, был злословим, не злословил взаимно, я прощаю и их благословляю» 392 . Портрет с оригинала в архиерейском доме в г. Витебске, а автограф из репорта Св. Синоду от 22 Октября 1836 года в Синодальном архиве 1453, л. 3. Упорядочивая жизнь и быт духовенства, Смарагд непосредственно 393 и со всей детальностью 394 старался 395 об устроении и умножении православных церквей повсюду 396 , а также о подведомых ему иноческих обителях 397 вблизи 398 и вдали 399 , при чём последним внушалось заботиться об увеличении экономической суммы 400 , – и в этом отношении Полоцкий владыка вникал сам во все подробности 401 , поощряя и ободряя усердных деятелей 402 . В интересах удовлетворения духовно-просветительных нужд Полоцкой епархии и для обеспечения её подготовленными к пастырству кандидатами необходимо было прочно поставить духовно-школьное дело. |
Латинские духовники обязаны во всяком случае и без всякого исключения хранить тайну или печать исповеди ненарушимо, 381 и ни в каком случае не открывать её без согласия кающегося, даже после смерти его. 382 У нас также ни в каком случае духовник не должен кому бы то ни было открывать исповеданных ему грехов, 383 но предать их вечному забвению. Если духовнику нужно бывает иногда просить совета у епископа то, по правилам латинской, 384 также как и нашей 385 Церкви повелевается описать один грех , не именуя самого лица. Верующие у латинян, 386 также как и у нас, 387 обязаны исповедоваться, по крайней мере, однажды в год (начиная у латинян 388 ab annis descretionis, т. e. с 7-го, 10-го или 14 года, у нас 389 с 7-ми летнего возраста) в продолжение своей жизни и потом при кончине (in articulo mortis). 390 Верующим позволяется у них, 391 также как и у нас, 392 исповедоваться и вне своего прихода, особенно больным, находящимся при смерти, 393 но в таком случае они обязаны представить настоятелю своего прихода свидетельство о своей исповеди. В западной Церкви миряне обязаны исполнить годичную исповедь на страстной или светлой седмице; 394 в нашей Церкви они могут исповедоваться во всякое время, особенно во дни св. постов. 395 У нас исповедуются во всякое время дня, в храме и в доме; у латинян – только в церкви, днем, а не ночью, и при народе, кроме случаев нужды, когда позволяется исповедовать в частном доме, в приличном и открытом месте. 396 Мужчины исповедуются в разных частях храма, преимущественно в ризнице, 397 женщины – пред решеткой исповедальни (confessionale), монахи непременно пред исповедальнями, и при том так, чтобы их не видел духовник, 398 и только в случае нужды в приемной комнате. 399 Во время исповеди у латинян духовник сидит, у нас, обыкновенно, стоит. Латиняне исповедуются преклонив колена (с XIII века); 400 православные – обыкновенно стоя. У нас все исповедуются пред духовником лицом к лицу, у латинян – одни мужчины, а женщины бывают отделены от духовника решеткой исповедальни. Исповедь как в восточной, 401 так и в западной 402 Церкви обыкновенно совершается устно или словесно (vocaliter, per verbum), и только немым и недужным, лишившимся голоса и языка у латинян, 403 также как и у нас, 404 дозволяется открытие тайн совести посредством знаков (или письменно). У нас верующие исповедуются почти единственно пред причащением; у латинян не только пред причащением, но весьма часто отдельно от него. Сверх сего, у латинян, также как и у нас, есть обычай исповедоваться пред отправлением в опасное плавание, пред сражением, пред родами, пред казнью, вообще в опасности смертной. |
2. Рассказ строится интересом к иному, его авторитет есть авторитет далекого и чудесного. Форма сообщения, сродственная роману, – информация о ближайшем и своем, стремящаяся к c. 390 – 391]. Книга сближается с прессой. Две типические фигуры рассказчика: оседлый земледелец и купец-мореплаватель, преобразившиеся в ремесленной мастерской в оседлого мастера и странствующего подмастерья. 3. Рассказ разворачивается вокруг событий, избегая их объяснений, которые выхолащивают их до фактов. «Уже наполовину владеет искусством повествования тот, кто способен рассказать историю, удерживаясь от c. 391]. Роман же исходит из фактов-новостей, «нашпигованных c. 392 – 393]. 4. Рассказ возможен лишь в сообществе слушающих, которое собрано видами ремесленной деятельности, связанными со скукой. Роман расцветает в индивидуализированном обществе, в котором нет времени для скуки. 5. Рассказ связан с обществом, в котором опыт смерти публичен и пронизывает всю жизнь. Рассказ умирает в буржуазном обществе, стремящемся «огородить людей от необходимости созерцания умирающих» и вытесняющем само умирание в больницы и санатории «из поля внимания живущих». Приватизация смерти в Новое время разрушает рассказ, но питает роман, пишущийся для того, кто не знает о своей смерти. 6. Смысл рассказа в начинании, которое определяется слышанием другого рассказчика. Рассказчик всегда – не автор и не толкователь, а свидетель. В романе же смыслополагание осуществляется через его конец. Толкователь-интерпретатор приходит после конца. Если романы мы читаем, чтобы добраться до конца, движимые вопросом: «Чем все это закончилось?», то рассказ задается, по образцу Шехерезады, возможностью вопроса: «А что было дальше?». 7. Рассказ и роман по-разному связаны с истоками историографии. Если рассказ связан с историческими хроникерами и летописцами, которые описывают события, избегая их объяснения, которые на небе, то роман соотносится с историками, стремящимися доказательно объяснить события c. 400]. 8. Память романиста связана «с вечностью, в противоположность короткой памяти c. 403], которая определяется интересом слушателя к рассказчику, «связанным со стремлением запомнить рассказываемое» для того, чтобы «пересказать рассказ c. 402]. «Чем больше забывает о себе слушающий, тем глубже запечатлевается в нем услышанное» c. 394]. |
К началу 1940 года в СССР оставалось не более 30 тысяч польских военнопленных. Из них примерно 10 тысяч - офицеры. Они были распределены по специально созданным лагерям. В Козельском лагере (в 1940 году - Западная, ныне Калужская область) находилось 4500 польских военнопленных, в Осташковском (Калининская, ныне Тверская область) - 6300, и 3800 - в Старобельском лагере (Ворошиловградская, ныне Луганска я область). При этом пленные офицеры содержались в основном в Старобельском и Козельском лагерях. Осташковский был преимущественно «солдатским», офицеров - не более 400 человек. Часть поляков была в лагерях в Западной Белоруссии и Западной Украине. Это исходные цифры. - 30 июля 1941 года Кремль и правительство Сикорского подписали политическое соглашение и дополнительный протокол к нему. Он предусматривал предоставление амнистии всем польским военнопленным. Таковых якобы оказалось 391 545 человек. Как это соотносится с приведёнными вами цифрами? - Действительно, под амнистию в августе 1941 года попало около 390 тысяч поляков. Здесь нет противоречия, поскольку наряду с военнопленными в 1939-1940 годах интернировались и гражданские лица. Это отдельная тема. Мы же говорим о военнопленных - бывших польских военнослужащих Войска Польского. - Где и сколько, кроме Катыни, в годы Великой Отечественной войны расстреливали польских военнопленных? - Точно вряд ли кто-то назовёт. Хотя бы потому, что часть архивных документов до сих пор засекречена. Скажу лишь о двух захоронениях неподалёку от Катыни (Козьих Гор). Первое находилось в Серебрянке (Дубровенке) недалеко от Красного Бора, второе - пока документально не подтверждённое - к западу от посёлка Катынь. Информация о нём содержится в воспоминаниях дочери одного из погибших поляков Щирадловской-Пецы. - Ваши оппоненты утверждают, что польских военнопленных в Катыни расстреляли по приказу Сталина. Почему вы с ними не согласны? - Сторонники польской (честнее будет сказать - геббельсовской) версии не объясняют, а игнорируют или откровенно замалчивают неудобные для себя факты. |
Всечестной отец Александр! В одной из своих книг " былинок " я привожу стихотворение о ТОМ ПОКОЛЕНИИ: КРАСИВЫЕ ЛЮДИ Они проходят в наших судьбах, как корабли,сверкнув бортом, обдав улыбкой! И, по сути, мызнаем их всегда - потом... Потом, когда на волнах жизни растает их и свет, и след. И только тот - нетленный - признак ещё сквозит, хоть плоти нет. Чтоб воссиять - исчезнуть нужно. Пройдёт корабль,отголосив, и мир очнётся: " Это - Пушкин! Он гениален! Он - красив! " Они проносятся, блистая, и нет движеньюих конца... И оседает красота их в чертахроссийского лица. Глеб Горбовский, СПб Вечная память! Александр Раков 401. Ответ на 392., Александр Б.: Уважаемый Александр Григорьевич!Все ли Ваши прежние московские монастыри-подписчики оформили ВНОВЬ подписку на Вашу газету в наступившем году?(специально не называю конкретного адресата-подписчика)Мое частное мнение о стихотворении " Мятеж и смирение " : ОЧЕНЬ неудачное!Хотя мы с Вами лично не знакомы (к моему сожалению), всё же дерзаю просить Вас показать непременно это стихотворение о. Иоанну: оно может некоторых ввести в сильное искушение.Простите. Брат Александр! Я не могу ответить на ваш вопрос конкретно: мы получаем ежемесячно заявку, в которой указано как общее количество подписчиков, так и города и веси, куда должны поездом направляться газеты. Общее количество по сравнению с прошлым годом увеличилось, и это будет продолжаться всю подписную кампанию. Только что минут 30 разговаривал с батюшкой. Тему стихов мы не затрагивали. Они могут нравиться или нет. Выбираю быстро - иногда промахиваюсь. Но это не беда. Вы пытаетесб мне на что-то намекнуть? Да не стоит: газета - движущийся поезд, в который то и дело то входят, то выходят пассажиры. Ещё звонок: Миссионерский отдел епархии попросил принести им 60 экз. Надо бы поработать в периодике, чтобы понимать её специфику. Александр Раков. 400. 390. Александр Раков Да, дорогой Александр Григорьевич! Наши родители и деды были из стали. Интернациональная сволочь оккупировала нашу Родину потому, что постарело и стало уходить из жизни фронтовое поколение. Мало осталось верных сынов и дочерей Русского Отечества. Измельчали современные люди. По статьям и комментариям на РНЛ это отчетливо видно. На молодежь вообще больно смотреть. О какой защите чести и достоинства других людей может идти речь, если сопляки даже не понимают, что, например, в общественном транспорте следует уступать место старшим, инвалидам, беременным, женщинам с маленькими детьми. Сколько раз мне приходилось конфликтовать на этой почве. Пока не повысишь голос, никто даже не шелохнется. О рабе Божием Григории помолюсь. С любовью во Христе, прот. А. Васькин. |
| |