окормление единственно своей души в житейских бурях, то как ты доверишь каждому встречному бразды правления столь великим народом, если только ты не хочешь потопить корабль? И в то время как трудно добыть драгоценные камни, 390. и не на всяком месте земли произрастают благовонные травы, и тогда как в дурных клячах нет недостатка повсюду, чистокровных лошадей разводят в домах богачей, – то почему предстоятеля находят с легкостью, да еще новичка, который не понес трудов. 395. О быстрая перемена нравов! О случайные повороты игры! О дело Божие, доверенное игральным костям! Или: о комическая маска, одетая неожиданно на одного из самых скверных и ничтожных людей: и вот перед нами новый блюститель благочестия! 400. Поистине велика благодать Духа, если среди пророков и дражайший Саул 52 ! Вчера ты был среди мимов и театров (а что было, кроме театров, пусть разузнает ктонибудь другой), сейчас же ты сам для нас необыкновенное зрелище. 405. Прежде ты был страстным любителем лошадей и посылал Богу пыль, как иной возносит молитвы и благочестивые мысли. Причиной этого бывали упавший возница или лошадь, которая пришла второй на бегах; тебя поражал легкий запах лошадей, 410. и ты был как сошедший с ума и неистовствующий. Сейчас ты степенен, твой взгляд наполнен только кротостью (за исключением того, что втайне ты предан старой страсти, как, думаю, искривленный побег, который уклоняется от руки, стремящейся его выпрямить, и возвращается в первоначальное положение). 415. Вчера, ораторствуя, ты продавал судебные процессы, поворачивая то в одну, то в другую сторону все, что касается законов. С помощью этого ты губил тех, кого должна была спасти справедливость, используя в качестве истинной меры большую мзду. Сейчас же ты внезапно стал мне судьей и как бы вторым Даниилом 53 . 420. Вчера, когда ты судил меня с обнаженным мечом, ты сделал суд узаконенным вертепом разбойников, крадя, чиня насилие прежде всего против законов. Сегодня как же ты кроток! Никто одежду не меняет так легко, как ты свои нравы!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Когда Кречетников был во Львове, то оказалось, что и Шептицкий пристает к конфедерации, и Кречетников сблизился и с ним, бывал у него на балу, на ужине. 390 Как ни много Репнин был предубежден против диссидентов и в особенности против православных украинцев, но русское чувство открыло ему ложь в этих известиях, и он предписал Кречетникову не употреблять против гайдамаков оружия, а послать к ним офицера и священника с убеждением расходиться по домам, так как теперь русские войска будут защищать их от насилий. 395 Этого взгляда на гайдамаков держался сначала и Кречетников, знавший о появлении их гораздо раньше. Посылая 17 июня поручика Кологривова под Умань, где было главное скопище гайдамаков и где они произвели самые страшные неистовства, он тоже приказал не употреблять оружия впредь до приказа, а убеждать расходиться по домам. 396 Он совещался с графом Апраксиным и спрашивал Репнина, как ему поступать: усмирять ли бунтовщиков, или не вмешиваться вовсе в это дело, как во внутреннее и поземельное дело поляков. 397 Репнин и Кречетников, очевидно, тогда еще не знали ни размера гайдамацкого движения, ни того, что гайдамаки совершают свои неистовства от имени Екатерины; 398 но в конце июня эти сведения стали доходить до них и совершенно изменили их взгляд на гайдамаков. Перемена эта совершалась с необычайною быстротой, захватывала одних раньше, других позже, и производила страшную путаницу. Какая-то тайная сила работала в этом направлении давно и последствия этой работы надвигались на Украину со всех сторон самым прихотливым, по-видимому, образом. 30 июня Репнин смотрел уже на гайдамаков, как на крайне опасных людей, и приказывал поступать с ними строго. 399 Кречетников, как сей час увидим, еще раньше изменяет свой прежний взгляд на гайдамаков. Кологривов еще раньше отнесся к ним враждебно. Еще на пути к Умани он уже поступал с ними, как с опасными врагами, неизвестно, по чьему приказу. Он на пути к Умани забрал шайку гайдамаков, как грабителей, а около 27 июня взял главный лагерь их у Умани, потому, доносил он, что гайдамаки оказали сопротивление. 400 Того же числа Кречетников послал ему приказ отослать русских подданных, из числа взятых гайдамаков в Киев, а польских отдать полякам. 401

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Празднику злат венец, а хозяину доброе здоровье. Праздность есть мать пороков. Праздность и старых повреждает, а молодым немалый вред бывает. 375 Прасол всегда с мясом, а наши без каши. Прежде были сосуды деревянные, да попы золотые; а ныне сосуды золотые, да попы деревянные. Прежде вопроса ответ мудро. Прежде люди были пыжики, а ныне тужики. 380 Прежде невода рыбы не ловят. Прежде отца в петлю не суйся! Прежде смерти не должно умирать. Прельщается Фома, как убелится кума. Прибавь злодею села, так прибудет у него ума. 385 При брате сестра не вотчинница. Прибыль с убылью смешалась, дома ничего не осталось. Прибыль с убылью на одном живут дворе. Прибылью (не) хвались, а убыли берегись! Приведи Бог подать, а не приведи Бог примать! 390 Привыкай коровка ко ржаной соломке! Привычка вторая натура. Привычка печаль утоляет, а тягость облегчает. Пригляди за своим, а потом за чужим! Пригнала нужа к поганой луже. 395 Приговорил к себе на двор, ан вышел вор. Пригож лук стрелами, а обед пирогами. Приготовь домашним пищу, а потом давай и нищу! Пригрезился хомутик, знать-то не видать век мне лошадушки. Приданая раба запазушна змея. 400 Приданое на грядке, а урод на полу. При деньгах Памфил всем людям мил, без денег Памфил и людям скучен и сам уныл. Придет безвремянье, забудешь гулянье. Придет время, все лягут в могилку. Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины. 405 Придет нужа, увидим и того хуже. Придет старость, будет слабость. Придет тупик, некуда ступить. Придет честь и на кислую шерсть. При дороге жить, всех не угостить. 410 Приказывай слуге, да делай сам, так и делу лад. При какой реке жить, по той и слыть. При корыстех друг познавается. Приласкаешь собаку, не пойдет с тобой в драку. Приложи копейку, то купишь калач. 415 Примешь до ласки, проводи до коляски! Применил конуру к Строганову двору. Примечать всякому вольно, а говорить дурно. Приняв волк козла, употчевал без зла. Принять жене нужу, а не покориться ей мужу. 420 Припала честь, да не умеет ее снесть. Припаси посох на грязь, а слово на ответ!

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Бранит жена мужа, а бить его не нужа. Бранить, себя тешить. Бранное слово на гнев наводит. Брань на вороту не виснет. 365 Брань не запас, а без нее ни на час. Бранью праву не быть. Брань правду не любит. Брань славна лучше мира студна. Брат брату головою в уплату. 370 Брат, так брат! а не брат, отдай крест, да и к чорту в лес. Брат мой, а ум у него свой. Брат сестре не указ в стряпне. Братчина судит, как судьи. Брашно добро иметь по пашне. 375 Брови пригожи, а дровни угожи. Бритва остра, да мечу не сестра. Брито иль стрижено, а всё голо. Брось калач на лес, пойдешь, найдешь. Брось хлеб позади, а очутится напереди. 380 Брось кручину! Дурак, кто и тужит. Брюхо, как злодей , старого добра не помнит. Брюхо заболело, чужого захотело. Брюхо не зеркало, не видно, чем набито. Брюхо, что неправедный судья, и молча просит. 385 Брюхом хлеба не выносишь, а губами пива не выпьешь. Будан две деньги дань. Буде меня любишь, так и собаку мою не бей! Будет бес, что Бога у него нет. Будет и на нашей улице праздник. 390 Будет и то, что и нам не помешает никто. Будет пора, не уйдет дуда. Будет путь, да долго ждать; а к осени поберечь, чтобы волк не съел. Будешь все знать, скоро состаришься. Буди воля Божия, лише б наша была правда! 395 Будто тяп, ляп, ан изба. Буду богат, буду рогат: кого захочу, того избоду. Будь в божбе умерен, а в обязанности верен! Будь голь, да не вор, а беден, да честен! Будь друг, да без убытка! 400 Будь в голубятне корм, голуби слетятся. Будь лишь мед, мух много нальнет. Будь ниже травы и тише воды. Будь приметлив, да не будь изветлив. Буй да Кадуй чорт три года искал. 405 Бушка баран, не ходи по горам: убьют тебя, не пеняй на меня! Булат железо и кисель не режет. Бумага не купленая, а письмо домашнее. Бурого коня и за рекой примечают. Бывает и свиньям в году праздник. 410 Бывает добро, да не всякому, как Якову. Бывает простота хуже воровства. Бывает и на старуху проруха. Бывает, что и горечь приносит сладость, и после напасти случается радость. Бывала ли у тебя беда? Умирала ли у тебя жена?

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Когда падает человек порочный, тогда тем паче утверждай свою ногу. А когда падает благоуспешный, крепись еще больше. Ибо если совершенные падают, то очень не легко провести жизнь, не поскользнувшись. Вся жизнь для тебя – угли под ногами, и угли горячие. 370. Всегда ступаешь ты по скрытым сетям. Боюсь, чтобы мне, положив основание жизни своей на песке, не разрушиться от дождя, рек и ветров ( Мф. 7:26–27 ); боюсь, чтобы, подобно семени, которое пало на сухую и бесплодную землю ( Мф. 13:5–6 ), и мне, скоро взойдя, еще скорее не засохнуть, 375. когда ударят в меня солнечные лучи и легкие напасти; боюсь, чтобы во время моего сна сеятель негодных плевел и завистливый враг не подмешал худого семени ( Мф. 13:24–30 ). Когда же десять чистых дев ( Мф. 25:112 ), бодрствуя, с возженными светильниками и с недремленными очами ожидают 380. вожделенного жениха – Царя Бога, чтобы им светлыми выйти во сретение приходящему с весельем; тогда не поставь меня в числе бедных умом и юродивых дев, чтобы мне уже в самое пришествие Христово, отягченными от сна очами заметив едва мерцающий блеск светильников, слишком поздно не пожелать для себя 385. капель елея светлой жизни и чтобы запертые двери не преградили мне входа на брак, где Слово, по великим уставам любви сопрягаясь с душами чистыми, дарует им сияние и славу. Вот и брачный пир ( Мф. 22:214 ), который учреждает добрый Отец, веселясь о наилучшем Сыне; 390. о если бы на этой вечери было место и мне, – и мне было место, и всякому, кто со мной единомыслен! Но вне пира останется тот, кто брачному веселью предпочитает или село, или пару новокупленных волов, или жену. Боюсь и того, чтобы среди пирующих, которые все одеты побрачному, одного меня, 395. у которого осквернены одежды, не связали по рукам и ногам и не изринули из брачного чертога далеко от друзей и от брачного пира. Когда же Царь мой, возвращаясь с брака, придет внезапно к ожидающим и к неожидающим, о если бы мне тогда оказаться в числе ожидающих и заслужить похвалу, 400. как доброму служителю, имевшему страх, снисходительному к подначальным и правдивому раздаятелю хлебов твердого слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И. Копаевичу (просившему о 100 р.), что у Высшего начальства денег взаймы нигде не берут» 378 . Для правильной организации он завёл (в сентябре 1833 г.) попечительство о бедных духовного звания 379 , воспособлял его всеми средствами 380 и всячески радел о вдовах и сиротах 381 . Что до пороков и погрешностей, то Полоцкий владыка, конечно, не щадил жезла и обнаруживал твёрдую строгость, но лишь во имя и на почве справедливости. В этих интересах преследовались наивозможная достоверность 382 и фактическая обоснованность 383 всяких сведений, почему воспрещалось доносить о слухах, сплетнях и кляузах 384 , а бумаги анонимные вообще не принимались и только иногда рассматривались ввиду особой важности 385 ; ложные доносы вызывали прещения 386 , как и медлительность разных следствий 387 . По мнению Смарагда, «исправление погрешительного действования столько же имеет права на наше уважение, сколько и самое непогрешительное действие» 388 . В виду сего такое исправление всегда встречало снисхождение, и Полоцкий архипастырь охотно облегчал 389 и сокращал 390 епитимии. При этом личные обиды устранялись из счетов. Смарагд хорошо знал своё положение и ревниво оберегал свои прерогативы 391 , но о порицаниях себе писал: «всем хулящим недостоинство моё, по примеру Христа Спасителя, Который, был злословим, не злословил взаимно, я прощаю и их благословляю» 392 . Портрет с оригинала в архиерейском доме в г. Витебске, а автограф из репорта Св. Синоду от 22 Октября 1836 года в Синодальном архиве 1453, л. 3. Упорядочивая жизнь и быт духовенства, Смарагд непосредственно 393 и со всей детальностью 394 старался 395 об устроении и умножении православных церквей повсюду 396 , а также о подведомых ему иноческих обителях 397 вблизи 398 и вдали 399 , при чём последним внушалось заботиться об увеличении экономической суммы 400 , – и в этом отношении Полоцкий владыка вникал сам во все подробности 401 , поощряя и ободряя усердных деятелей 402 . В интересах удовлетворения духовно-просветительных нужд Полоцкой епархии и для обеспечения её подготовленными к пастырству кандидатами необходимо было прочно поставить духовно-школьное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Латинские духовники обязаны во всяком случае и без всякого исключения хранить тайну или печать исповеди ненарушимо, 381 и ни в каком случае не открывать её без согласия кающегося, даже после смерти его. 382 У нас также ни в каком случае духовник не должен кому бы то ни было открывать исповеданных ему грехов, 383 но предать их вечному забвению. Если духовнику нужно бывает иногда просить совета у епископа то, по правилам латинской, 384 также как и нашей 385 Церкви повелевается описать один грех , не именуя самого лица. Верующие у латинян, 386 также как и у нас, 387 обязаны исповедоваться, по крайней мере, однажды в год (начиная у латинян 388 ab annis descretionis, т. e. с 7-го, 10-го или 14 года, у нас 389 с 7-ми летнего возраста) в продолжение своей жизни и потом при кончине (in articulo mortis). 390 Верующим позволяется у них, 391 также как и у нас, 392 исповедоваться и вне своего прихода, особенно больным, находящимся при смерти, 393 но в таком случае они обязаны представить настоятелю своего прихода свидетельство о своей исповеди. В западной Церкви миряне обязаны исполнить годичную исповедь на страстной или светлой седмице; 394 в нашей Церкви они могут исповедоваться во всякое время, особенно во дни св. постов. 395 У нас исповедуются во всякое время дня, в храме и в доме; у латинян – только в церкви, днем, а не ночью, и при народе, кроме случаев нужды, когда позволяется исповедовать в частном доме, в приличном и открытом месте. 396 Мужчины исповедуются в разных частях храма, преимущественно в ризнице, 397 женщины – пред решеткой исповедальни (confessionale), монахи непременно пред исповедальнями, и при том так, чтобы их не видел духовник, 398 и только в случае нужды в приемной комнате. 399 Во время исповеди у латинян духовник сидит, у нас, обыкновенно, стоит. Латиняне исповедуются преклонив колена (с XIII века); 400 православные – обыкновенно стоя. У нас все исповедуются пред духовником лицом к лицу, у латинян – одни мужчины, а женщины бывают отделены от духовника решеткой исповедальни. Исповедь как в восточной, 401 так и в западной 402 Церкви обыкновенно совершается устно или словесно (vocaliter, per verbum), и только немым и недужным, лишившимся голоса и языка у латинян, 403 также как и у нас, 404 дозволяется открытие тайн совести посредством знаков (или письменно). У нас верующие исповедуются почти единственно пред причащением; у латинян не только пред причащением, но весьма часто отдельно от него. Сверх сего, у латинян, также как и у нас, есть обычай исповедоваться пред отправлением в опасное плавание, пред сражением, пред родами, пред казнью, вообще в опасности смертной.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

2. Рассказ строится интересом к иному, его авторитет есть авторитет далекого и чудесного. Форма сообщения, сродственная роману, – информация о ближайшем и своем, стремящаяся к c. 390 – 391]. Книга сближается с прессой. Две типические фигуры рассказчика: оседлый земледелец и купец-мореплаватель, преобразившиеся в ремесленной мастерской в оседлого мастера и странствующего подмастерья.  3. Рассказ разворачивается вокруг событий, избегая их объяснений, которые выхолащивают их до фактов. «Уже наполовину владеет искусством повествования тот, кто способен рассказать историю, удерживаясь от c. 391]. Роман же исходит из фактов-новостей, «нашпигованных c. 392 – 393]. 4. Рассказ возможен лишь в сообществе слушающих, которое собрано видами ремесленной деятельности, связанными со скукой. Роман расцветает в индивидуализированном обществе, в котором нет времени для скуки. 5. Рассказ связан с обществом, в котором опыт смерти публичен и пронизывает всю жизнь. Рассказ умирает в буржуазном обществе, стремящемся «огородить людей от необходимости созерцания умирающих» и вытесняющем само умирание в больницы и санатории «из поля внимания живущих». Приватизация смерти  в Новое время разрушает рассказ, но питает роман, пишущийся для того, кто не знает о своей смерти. 6. Смысл рассказа в начинании, которое определяется слышанием другого рассказчика. Рассказчик всегда – не автор и не толкователь, а свидетель. В романе же смыслополагание осуществляется через его конец. Толкователь-интерпретатор приходит после конца. Если романы мы читаем, чтобы добраться до конца, движимые вопросом: «Чем все это закончилось?», то рассказ задается, по образцу Шехерезады, возможностью вопроса: «А что было дальше?». 7. Рассказ и роман по-разному связаны с истоками историографии. Если рассказ связан с историческими хроникерами и летописцами, которые описывают события, избегая их объяснения, которые на небе, то роман соотносится с историками, стремящимися доказательно объяснить события c. 400]. 8. Память романиста связана «с вечностью, в противоположность короткой памяти c. 403], которая определяется интересом слушателя к рассказчику, «связанным со стремлением запомнить рассказываемое» для того, чтобы «пересказать рассказ c. 402]. «Чем больше забывает о себе слушающий, тем глубже запечатлевается в нем услышанное» c. 394].

http://bogoslov.ru/article/1246617

К началу 1940 года в СССР оставалось не более 30 тысяч польских военнопленных. Из них примерно 10 тысяч - офицеры. Они были распределены по специально созданным лагерям. В Козельском лагере (в 1940 году - Западная, ныне Калужская область) находилось 4500 польских военнопленных, в Осташковском (Калининская, ныне Тверская область) - 6300, и 3800 - в Старобельском лагере (Ворошиловградская, ныне Луганска я область). При этом пленные офицеры содержались в основном в Старобельском и Козельском лагерях. Осташковский был преимущественно «солдатским», офицеров - не более 400 человек. Часть поляков была в лагерях в Западной Белоруссии и Западной Украине. Это исходные цифры. - 30 июля 1941 года Кремль и правительство Сикорского подписали политическое соглашение и дополнительный протокол к нему. Он преду­сматривал предоставление амнистии всем польским военнопленным. Таковых якобы оказалось 391 545 человек. Как это соотносится с приведёнными вами цифрами? - Действительно, под амнистию в августе 1941 года попало около 390 тысяч поляков. Здесь нет противоречия, поскольку наряду с военнопленными в 1939-1940 годах интернировались и гражданские лица. Это отдельная тема. Мы же говорим о военнопленных - бывших польских военнослужащих Войска Польского. - Где и сколько, кроме Катыни, в годы Великой Отечественной войны расстреливали польских военнопленных? - Точно вряд ли кто-то назовёт. Хотя бы потому, что часть архивных документов до сих пор засекречена. Скажу лишь о двух захоронениях неподалёку от Катыни (Козьих Гор). Первое находилось в Серебрянке (Дубровенке) недалеко от Красного Бора, второе - пока документально не подтверждённое - к западу от посёлка Катынь. Информация о нём содержится в воспоминаниях дочери одного из погибших поляков Щирадловской-Пецы. - Ваши оппоненты утверждают, что польских военнопленных в Катыни расстреляли по приказу Сталина. Почему вы с ними не согласны? - Сторонники польской (честнее будет сказать - геббельсовской) версии не объясняют, а игнорируют или откровенно замалчивают неудобные для себя факты.

http://ruskline.ru/opp/2015/sentyabr/3/k...

Всечестной отец Александр! В одной из своих книг " былинок " я привожу стихотворение о ТОМ ПОКОЛЕНИИ: КРАСИВЫЕ ЛЮДИ Они проходят в наших судьбах, как корабли,сверкнув бортом, обдав улыбкой! И, по сути, мызнаем их всегда - потом... Потом, когда на волнах жизни растает их и свет, и след. И только тот - нетленный - признак ещё сквозит, хоть плоти нет. Чтоб воссиять - исчезнуть нужно. Пройдёт корабль,отголосив, и мир очнётся: " Это - Пушкин! Он гениален! Он - красив! " Они проносятся, блистая, и нет движеньюих конца... И оседает красота их в чертахроссийского лица. Глеб Горбовский, СПб Вечная память! Александр Раков 401. Ответ на 392., Александр Б.: Уважаемый Александр Григорьевич!Все ли Ваши прежние московские монастыри-подписчики оформили ВНОВЬ подписку на Вашу газету в наступившем году?(специально не называю конкретного адресата-подписчика)Мое частное мнение о стихотворении " Мятеж и смирение " : ОЧЕНЬ неудачное!Хотя мы с Вами лично не знакомы (к моему сожалению), всё же дерзаю просить Вас показать непременно это стихотворение о. Иоанну: оно может некоторых ввести в сильное искушение.Простите. Брат Александр! Я не могу ответить на ваш вопрос конкретно: мы получаем ежемесячно заявку, в которой указано как общее количество подписчиков, так и города и веси, куда должны поездом направляться газеты. Общее количество по сравнению с прошлым годом увеличилось, и это будет продолжаться всю подписную кампанию. Только что минут 30 разговаривал с батюшкой. Тему стихов мы не затрагивали. Они могут нравиться или нет. Выбираю быстро - иногда промахиваюсь. Но это не беда. Вы пытаетесб мне на что-то намекнуть? Да не стоит: газета - движущийся поезд, в который то и дело то входят, то выходят пассажиры. Ещё звонок: Миссионерский отдел епархии попросил принести им 60 экз. Надо бы поработать в периодике, чтобы понимать её специфику. Александр Раков. 400. 390. Александр Раков Да, дорогой Александр Григорьевич! Наши родители и деды были из стали. Интернациональная сволочь оккупировала нашу Родину потому, что постарело и стало уходить из жизни фронтовое поколение. Мало осталось верных сынов и дочерей Русского Отечества. Измельчали современные люди. По статьям и комментариям на РНЛ это отчетливо видно. На молодежь вообще больно смотреть. О какой защите чести и достоинства других людей может идти речь, если сопляки даже не понимают, что, например, в общественном транспорте следует уступать место старшим, инвалидам, беременным, женщинам с маленькими детьми. Сколько раз мне приходилось конфликтовать на этой почве. Пока не повысишь голос, никто даже не шелохнется. О рабе Божием Григории помолюсь. С любовью во Христе, прот. А. Васькин.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/li...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010