Никону об обращении на восток при чтении псалмов (не позднее июля 1652). Возможно, А. принадлежат сочинения «Поучение в неделю вторую Великого поста» на текст пс. 67, «О церкви, како молитися в церкви», «О пении церковном», «Спорные речи о единогласном пении», содержащиеся в переписанном рукой А. сборнике (РГБ. Ф. 218. 180, 1651-1652 гг.), где находится также послание к митр. Никону. А. был грекофилом, высоко ценившим авторитет греч. духовенства, в особенности афонского монашества. В вышеупомянутом сборнике он поместил проповеди и послания Гавриила , митр. Назаретского, жившего в Москве в 1650-1651 гг., и перевод грамоты К-польского Патриарха Парфения (1651). В послании к митр. Никону А. ссылается на беседы с греч. епископами, приезжавшими в Москву, упоминает службу, к-рую совершил Патриарх Паисий (очевидно, в мае 1649, перед отъездом в Иерусалим и после отъезда Никона на Новгородскую кафедру). А. был близко знаком с игуменом афонского Петропавловского мон-ря Каракал и во время пребывания его в Москве читал у него греч. грамматические сочинения. С грекофильской позицией А. связаны и его частые ссылки на украинско-белорус. церковную практику. Круг источников, используемых и упоминаемых А., свидетельствует о его широкой начитанности в рамках традиц. средневек. рус. книжности. Сочинения А., посвященные вопросам, актуальным в канун церковных реформ (см. Никон (Минов) , Патриарх Московский и всея Руси), не получили широкого распространения в рукописной традиции. По лит. «молчанию» А. в период реформ и отсутствию известий о нем можно полагать, что он скончался до их начала. Изд.: Преображенский А. Вопрос о церковном пении в Русской Церкви XVII в. СПб., 1904. (ПДПИ; Т. 155); Никольский Н. К. Послание Агафоника к кир Иакову по грамматическим вопросам (половины XVII в.)//Историко-литературный сборник: Посвящается В. И. Срезневскому. Л., 1924. С. 390-400. Лит.: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. М., 1997р. Т. 1. С. 87-92; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке.

http://pravenc.ru/text/63266.html

столица Болгарского царства; Царьград – столица Византии. 472 Ослябя – монах того же монастыря. «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что сражение началось поединком Пересвета с татарским богатырем. 473 Стр. 390. …полоняныа всти… – вести о пленении. Употребление этого оборота в «Задонщине» объясняется зависимостью плача жен в этом памятнике от плача Ярославны в «Слове о полку Игореве». 476 …Тетроевангелие (Четвероевангелие) – включает евангелия четырех авторов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 481 …церкви… Благовещения святыя богородицы… – Благовещенский собор в московском Кремле (построен в 1390-е гг., расписан фресками, не сохранившимися до наших дней, Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 г.; перестроен в конце XV в.). В иконостасе собора сохранились подлинные произведения Феофана Грека и Андрея Рублева. 482 …одну же на Москве. – Обычно под этой церковью подразумевают церковь Рождества богородицы с приделом Лазаря в московском Кремле (построена и расписана в 1390 гг. Феофаном Греком, Семеном Черным и другими мастерами). Фрески XIV в. не сохранились. 483 В Михайле святом на стене написа град… – Собор архангела Михаила, или Архангельский собор в московском Кремле (построен в 1333 г., расписан Феофаном Греком и его учениками в 1399 г.; фрески не сохранились, так как собор был перестроен в начале XVI в.). 485 …корень Иессеев… -мифическая родословная Иисуса Христа, которую возводили к отцу библейского царя Давида – Иессею. 487 Стр. 400. …великий Иустиниан царь… – Юстиниан I, византийский император (527–565 гг.), основатель и заказчик постройки Софийского собора в Константинополе. 488 …нарицаемаго Иустиниана, на коне седяща и в руце своей десницы медяно держаща яблоко… – Статуя византийского императора Юстиниана I была создана и установлена на константинопольском Ипподроме при жизни императора. Там она простояла до XVI в. 489 …написа наскоре храмовидное изображение… – Рисунок Феофана Грека с изображением Софии Константинопольской не сохранился. Возможно, в ряде русских рукописей XV – XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Причта при Городецкой Успенской церкви до 1833 г. было: священник, дьячок и пономарь, а с 1833 г., по приписании сюда причта Дремяцкого, стало здесь два причта; в 1844 г. уничтожена одна пономарская вакансия. До штатов причт содержался доходами от земли и платою за требы, которая была незначительна, потому что прихожане из-за неудобств сообщения чаще посещали соседние церкви, а свою только в Великий пост. Хозяйство причта стеснено тем, что с переходом сюда Дремяцкого причта усадебной и огородной земли стало слишком мало. Земли пахотной и сенокосной 36 десятин, с переходом сюда Дремяцкого причта, оттуда отчислено 107 десятин, но причт по дальности расстояния сам их не обрабатывает, а отдает крестьянам, с правом получать один сноп из 5-ти. Земля эта от Городца в 2 верстах. Причт помещается в собственных домах. Церковных зданий: две сторожки в Городце и Дремяге. До 1833 г. вместо Городецкого прихода был Дремяцкий; к нему принадлежало 32 деревни, с 1833 до 1861 гг. все они составляли Городецкий приход; в 1861 г. часть их отчислена к Смердовской церкви, а позднее часть перешла к Хвошенскому приходу. Грамотных в приходе до 500 человек. В Городце школа существовала с 1848 по 1859 гг., ныне при церкви есть сельское училище, в котором 60 учеников и 19 учениц. Прихожане к храму Божию усердны, в воскресные дни в церкви бывает до 400 человек; в большие праздники церковь бывает полна. В усадьбе Заполье есть церковь Владимирской Божией Матери, устроенная в доме помещика, генерала от инфантерии Федора Яковлевича Мирковича и освященная 1857 г. июля 21 дня. Усадьба находится при озере Мрево, в 6 верстах от Городца. Ф. Я. Миркович построил церковь по обещанию, в память Бородинской битвы, где он был тяжело ранен. Об освящении церкви записано на кресте под престолом, антиминс ее освящен митрополитом Никанором февраля 21 дня 1856 г. Кладбища находятся при Городецкой и Дремяцкой церквах. Часовен в приходе 6. Попечительство открыто в 1871 г., председателем его сперва был подполковник Владимир Петрович Петухов, с 17 мая 1874 г. председателем состоит священник Павел Барсов. К 1 января 1884 г. сумм попечительства 2 390 руб. 96 коп.

http://sobory.ru/article/?object=00847

[Нитрийский; греч. Αββς Ησαας] (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», или «Аскетикон» (Ασκητικν), фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» . В источниках имя И. С. появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); не всегда уверенно можно судить, идет ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский ( Palladius. Lausiac. 14) упоминает о некоем Исаие, к-рый с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (прп. Памва ) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (90-е гг. IV в.) этот Исаия скончался. Видимо, он вместе с Паисием упоминается в послании еп. Аммония 363 г. ( Ammonius. Ep. 35//Sancti Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). О нем, возможно, говорится в сб. Apophthegmata Patrum (Изречения египетских отцов) как о знаменитом подвижнике рядом с Памво (Apophthegmata patrum. 11//PG. 65. Col. 372). В егип. «Истории монахов» отмечено, что И. С. видел еще первых подвижников, в т. ч. прп. Павла Фивейского (Hist. mon. Aeg. 11; Rufin. Hist. mon. 10). В Apophthegmata Patrum упоминаются Исаия, ученик и секретарь прп. Макария Великого ( ок. 390), подвизавшийся в Ските (Apophthegmata patrum. 27//PG. 65. Col. 273), Исаия, ученик аввы Амоя (Ibid. 2//Ibid. Col. 125), Исаия, ученик аввы Ахилия (Ibid. 3//Ibid. Col. 124), Исаия, ученик прп. Пимена Великого († 449) (Ibid. 20//Ibid. Col. 328). В неизданной версии Апофтегм (Ath. Karakal. 251) также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (ок. 400; Draguet. 1965). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем - И. С. В таком случае И. С. в молодости вел жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть прп. Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впосл. он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал еп. Аммоний и где он нек-рое время был секретарем прп. Макария Великого. Здесь он жил еще ок. 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобная реконструкция является не более чем гипотезой и не может служить надежным основанием для воссоздания жизненного пути И. С. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, прп. Арсений Великий и прп. Иоанн Колов , однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни И. С., поскольку, за исключением 2 последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Можно лишь с уверенностью сказать, что время подвижничества И. С. скорее всего 2-я пол. IV - нач. V в.

http://pravenc.ru/text/674860.html

Самым выдающимся христианским поэтом своего времени, а скорее всего и византийского периода в целом, был, несомненно, св. Григорий Богослов , или Григорий Назианзин (так его именуют по названию города, недалеко от которого святитель родился и умер и где был епископом его отец). Следует сказать, что если бы он не написал ни одного стихотворения, то все равно вошел бы в историю как непревзойденный оратор, мыслитель, виднейший представитель патристики и, по сути, выразитель христианского учения о Святой Троице. Важнейшее место в наследии Григория занимают 5 Слов, или Бесед, о Богословии (27–31 из 45), посвященные догмату Троичности: собственно, они и принесли Григорию славу и имя Богослова; сохранилось по разным оценкам до 245 писем св. Григория, многие из которых представляют чрезвычайный исторический и теологический интерес. Кроме того, св. Григорий был видным церковным деятелем и занимал в течение некоторого времени столичную кафедру. И вот, как сразу обнаруживается при чтении его сочинений в оригинале, этот отец Церкви, один из столпов православия, патриарх Константинопольский, обладал весьма ярким и самобытным поэтическим дарованием. Блаженный Иероним считал св. Григория автором более 30 000 стихотворных строк. Хотя две трети поэтических сочинений святителя утрачены, тем не менее, объем сохранившегося корпуса значителен и насчитывает свыше 400 произведений. Большинство стихотворений было написано в арианзском уединении (Арианз – селение близ Назианза), где святитель жил в последние свои годы (383–390 гг.). По свидетельству самого св. Григория, он обратился к поэтическому творчеству, отчасти ища утешения в изящной словесности, которую любил в течение всей своей жизни, отчасти соревнуясь с теми авторами, сочинения которых всегда считались достоянием языческой культуры, а также ради опровержения еретиков и наставления собственной паствы (Greg. Naz. Carmina de se ipso, 39, PG 37,1331:14–1333:9). Поэзия святителя Григория продолжает античную традицию в тех жанрах, которые хорошо были известны ему со школьной скамьи. Он пишет квантитативным стихом, используя гекзаметры, элегические дистихи, ямбы, в частности, ямбические триметры, которыми непринужденно владеет, как, впрочем, и эолийскими стихотворными формами. При этом в его стихах нельзя обнаружить какого-либо сирийского влияния, которое явственно прослеживается не только у св. Ефрема, но и у св. Романа Сладкопевца и даже у св. Мефодия Олимпийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Скачать epub pdf Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Сотница о земных стезях к небесной радости 1. Святой Иоанн Кассиан Римлянин родился в Галлии (Марселе) в 350–360 гг. от знатных и богатых родителей и получил хорошее светское образование. С юных лет возлюбил богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Через два года, около 390 г., с другом своим Германом отправился в египетские монастыри поучиться славной подвижнической жизни отцов. В Нижнем и Верхнем Египте провели они семь лет, посещая монастыри и собирая, как пчелы, самое лучшее о жизни египетских (отцов) старцев. Около 400 г. в Константино­поле Иоанн Златоуст посвятил св. Кассиана в диакона. Возвратившись на родину, св. Кассиан в Марселе основал два монастыря с уставом, по которому жили и спасались монахи в восточных и особенно в египетских монастырях. Здесь преподобный Кассиан много писал, основываясь на своем духовном опыте. Святой Кассиан почил в 435 г. Греческая и Русская Церковь признает его святым и совершает память его 29 февраля. 2. Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп. 2, 13 ), – учит апостол. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у дру­гих приводит к концу дела и добродетели к совершенству, иных удерживает от близкого падения. 3. Как начало благого расположения полагается в нас особенным внушением Божиим, так и совершенство добродетелей от Бога. 4. Смиренный признает во всем свою зависимость от Бога, видит благодеяния Божии, благодарит за них, покоряется воле Божией, сознает, что разум, свобода, знание закона, промышление, защита от врагов, просвещение, сокрушение о грехах, вразумление о добром, наказание и научение – все от Бога. 5. Тот, Кто в вас (Христос), больше того, кто в мире (диавола) ( 1Ин. 4, 4 ). 6. Надо прилежно изучать на память Священное Писание . 7. По преданию, первые монахи приняли правила от евангелиста Марка, первого епи­скопа Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

99 . Кто стяжал Господа, у того в молитве Дух Сам Собою ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными ( Рим.8:26 ). 100 . Наставник доброй молитвы – Сам Бог. Он дает молитву молящемуся и благословляет лета праведных ( 1Цар.2:9 ). Плод молитвы: Воззвах всем сердцем моим, – говорит Псалмопевец ( Пс.118:145 ), то есть телом, душою, духом. Ибо идеже собрани два последние (душа, дух), то и Бог посреди их ( Мф.18:20 ). Преподобный Иоанн Кассиан Сотница о земных стезях к небесной радости 1 . Святой Иоанн Кассиан Римлянин родился в Галлии (Марселе) в 350360 гг. от знатных и богатых родителей и получил хорошее светское образование. С юных лет возлюбил богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Через два года, около 390 г., с другом своим Германом отправился в египетские монастыри поучиться славной подвижнической жизни отцов. В Нижнем и Верхнем Египте провели они семь лет, посещая монастыри и собирая, как пчелы, самое лучшее о жизни египетских (отцов) старцев. Около 400 г. в Константинополе Иоанн Златоуст посвятил св. Кассиана в диакона. Возвратившись на родину, св. Кассиан в Марселе основал два монастыря с уставом, по которому жили и спасались монахи в восточных и особенно в египетских монастырях. Здесь преподобный Кассиан много писал, основываясь на своем духовном опыте. Святой Кассиан почил в 435 г. Греческая и Русская Церковь признает его святым и совершает память его 29 февраля. 2 . Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ), – учит апостол. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела и добродетели к совершенству, иных удерживает от близкого падения. 3 . Как начало благого расположения полагается в нас особенным внушением Божиим, так и совершенство добродетелей от Бога. 4 . Смиренный признает во всем свою зависимость от Бога, видит благодеяния Божии, благодарит за них, покоряется воле Божией, сознает, что разум, свобода, знание закона, промышление, защита от врагов, просвещение, сокрушение о грехах, вразумление о добром, наказание и научение – все от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Палладий, будущий епископ Елеонополя, а затем Аспуны, родился в Галатии предположительно в 363–364 г., и, вероятно, получил в юности какое-то светское образование. Ок. 386 г. он стал монахом и прожил некоторое время в Палестине. По мнению Р. Мейера, он провел 23 года около Иерихона и подвизался вместе со священником Иннокентием, будущим папой Иннокентием I [Meyer, 1982. Р. 70]. Видимо, еще в Палестине он встретился с Руфином и Меланией младшей и, вероятно, поддавшись на их уговоры, решил посетить Египет. Сначала он провел год в Александрии возле пресвитера Исидора, который ввел его в мир египетских аскетов. Затем Палладий навестил монахов, подвизавшихся недалеко от столицы Египта: там он жил под духовным руководством пустынника Дорофея. В 390 г. Палладий посетил Нитрию и после ушел в пустыню Келлий, где прожил около 9 лет. В Келлиях он пребывал сначала со св. Макарием Александрийским , а затем с известным аскетом и духовым писателем, «философом пустыни» аввой Евагрием Понтийским . Евагрий оказал на Палладия глубокое влияние и стал его духовным наставником. Будущий епископ говорит о нем очень восторженно, и 37-я глава «Лавсаика» целиком посвящена ему 60 . Ок. 399 г., т. е. в год смерти Евагрия, Палладий заболел и, по совету своего врача, отправился в Палестину. Там он пребывал в Вифлееме с неким Посидонием. Ок. 400 г. Палладий стал епископом в Елеонополе, в Вифинии. Здесь, в Малой Азии, будущий автор «Лавсаика» попал в бурный водоворот событий, связанных с интригами против свт. Иоанна Златоуста 61 . За поддержку святителя Палладий поплатился изгнанием в Египет (предположительно, в 406–412/413 гг.) 62 , где он посетил Сиену и Антиное. С завершением гонений на свт. Иоанна, Палладий смог вернуться на свою родину, в Галатию, и вскоре после этого, согласно церковному историку Сократу (Hist. Eccles. VII, 36), он был переведен с Елеонопольской кафедры в Аспуну. Во время этого последнего периода своей жизни (419–420) Палладий, как предполагают, и написал «Лавсаик». Точная дата его смерти не известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого и стал называться монастырь. Кончина преподобного Исаакия последовала в 383 году (по другим источникам, между 390–400 гг.). Мощи его вначале были положены в храме святого Стефана, располагавшагося неподалеку от Далматского монастыря, а впоследствии перенесены в храм Всех святых. Святая Церковь празднует память святого Исаакия 30 мая и 22 марта. Известно, что во имя преподобного Исаакия Далматского император Петр I построил известный Исаакиевский собор в Петербурге, так как Петр I родился 30 мая – в день памяти преподобного Исаакия. Литература: 1 . Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Т. 9. М., 1908. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью. Май. СПб., 1885. 3 . Бахметева А. Н. Избранные жития святых. Т. 9. Май. М., 1859. 4 . Дестунис С. Жития святых. Май. СПб., 1892. 5 . Гурьев В. , священник. Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года. Март, апрель, май. М., 1896. 6 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Пренесение мощей от земных недр в церковь Преображения Господня иже во святых отца нашего и исповедника Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Руси НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесным светлолитием озаряемь,/боговиденьми достойно сияя,/священства саном почтен, Богомудре,/и Божественнаго сподоблен блаженства,/не престай моляся Христу/о чтущих святую память твою. Небеснаго веселия сопричастник,/мысленых сил зритель быв, отче,/зарю Божественную прият чудес дарований,/тя обогащающу,/не престай моляся Христу/о чтущих святую память твою. Небесныя радости присно наслаждаяся,/Богомудре святителю Филиппе,/неприкосновеннаго Света лучами Божественными сияя,/не престай моляся Христу/о чтущих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

389 Ты, человек, не знаешь, когда тебя застигнет смерть. Если к этому моменту ты покаешься в грехах, примет тебя Бог , «а если же тя в грехох застанет, в злых справах – злым соудом тя осудит». ( Там же. Л. 150 об.). 390 Автор приписывает Христу такие слова: «Звяжете грешным людем рукы и ногы, и въвръзете их до пекла вечного, отколе юж на векы вечный не выйдоут. Наш милосердьный Господи Боже, заховай нас от такового поволаня ту на тум свете… але юж там жадного ратоунку не найдешь». ( Там же. Л. 150об.–151). 391 «Не едно жидов ознаймует то та приповесть, але и нам, христианом, которыи преступают заповедь Божию, про то, яко приидет въ второе страшное пришествие судити всемъ садитель винограда Господь, а злых зле погубит, и пошлет въ огнистый оген неоугасающий, где мовит там будет плачь и скрежетаня зубом. Протож, християньскый человече, спомни собе каждый на слова Сына Божия, яко мовит до оучеников своих. Всякое древо, которое не чинит плоду доброго, вырубано будет и до огня оувръжено ( Мф.7:19 ), то есть вытята будет душа з грешного человека, и оувръжена будет до пекла вечнаго». (Там же. Л. 160). 394 См.: Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII века. М.: ИФРАН, 1999; Delumeau J. Le péché et la peur. Paris, 1983; Delumeau J. La peur en Occident (XIVe – XVIIIe Siècle). Paris, 1978. 400 «И рекл през ангела, повежте учеником его и Петрови, иж встал Христос от мертвых. Прото абы юж в роспач не приходиль. И так вшитци пошли, никому ничь не мовили о воскресении, бо ся бояли барзо. Ту заправды мают ся чим тешити оный святыи невесты и по днешнии часы имают ся щого веселитис, але юж теразь немного такых, котории бы мали хуть досконале служити и за ним ходити яко то ты святыи а зацъныи пани, опустивши домы и маетности свои наследовали его з Галилеи. И з власного именя своего додовали ему потребь всяких и учеником немалый працы и наклады поднимали». (Там же. Л. 80). Читать далее Источник: Между Римом и Царьградом : генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг./М.В. Дмитриев. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2003. - 320 с. (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 22; Сер. И, Исторические исследования: 7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010