Отцы Церкви в умовении ног видят образ внутреннего очищения, необходимого для достойного приступления к Священной Трапезе... Увы! Пока мы в мире, невозможно не падать в некоторые, хотя малые прегрешения, которые омрачают красоту нашей души: итак, должно употреблять все усилия, чтобы посредством искреннего покаяния получить прощение даже в этих простительных грехах, прежде, нежели примем внутрь себя Бога, Который есть самая святость. Вечеря Господа нашего ( Матф. 26, 26 и след. Марк. 14, 22 и след. Лук. 22, 19 и след. Ин. 13, 16 и след.) Наступил торжественный час, когда Иисус Христос, установляя достопокланяемое таинство Своего Тела и Своей Крови, благоволил наконец заменить древние жертвы тою жертвою, которая долженствовала в своем единстве заступить место всех их, а по своему превосходству, бесконечно превышать их своим достоинством и силою. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и воздав хвалу, благословил его, преломил и дал ученикам Своим, говоря: Примите, идите: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся, сие творите в Моё воспоминание. Он взял также и чашу после вечери, и воздав хвалу, подал им, говоря: пейте из неё все; ибо сия есть кровь Моя, нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов... Впрочем, вот рука предающего Меня, со Мною за столом. Иисус, Который хотел научить Свою Церковь , что тайный грешник не должен быть отлучаем от общественного причащения таинств, чувствовал в Самом Себе естественный ужас того преступления, плачевные последствия которого Он уже решился испытать на Самом Себе. Он возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня. При сих словах ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит, и погружённые в глубокую печаль, начали говорить Ему один за другим: не я ли, Господи? Но Он сказал в ответ: один их двенадцати, обмакнувший со Мною в блюдо руку, сей Меня предаст. Впрочем, Сын Человеческий отходит, как писано о Нём: но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся; лучше бы не родиться тому человеку! При сем Иуда, предатель Его, вероятно опасаясь, чтоб его молчание не навлекло на него подозрения, спросил, подобно другим: Равви! Не я ли? Иисус говорит ему: ты сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Паписты утверждают, что папа есть глава всей Церкви и всех епископов, но Господь сказал Своим ученикам: все же вы – братья [ Мф. 23, 8 ], и избрал первоначально в апостолы двух братьев Андрея и Симона Петра, а потом опять двух братьев, Иакова и Иоанна, являя тем, что дух веры Его есть дух единства и братской любви. Еще Он же, Господь Иисус Христос , по случаю негодования десяти апостолов на Иакова и Иоанна за желание первенства пред прочими учениками, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом [ Мф. 20, 25 – 27 ]. Прямое отрицание мирского владычества или преобладания – а в пример смирения поставил Себя Самого, говоря: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ]. А папу боготворят. Умовение ног показывает вполне и вкратце весь дух Христова смирения и служения Его апостолов и их преемников: оно идет совершенно вразрез папскому боготворению. 11 мая Святых Кирилла и Мефодия. Вот Ты испытал меня, Господи, ранним утром, когда случился пожар в соседстве и когда позвали меня к больной, и нашел меня неверным, злонравным, зложелательным, злорадным, корыстолюбивым, нетерпеливым, неблагоохотным к служению ближним, ропотливым. Вижу злобу сердца моего, Господи, и каюсь в беззакониях моих. (Вознегодовал и на то дома, что одеяло мое подостлали под детей на окошке.) Где взять силу и способность к искреннему состраданию, сочувствию ближним в скорбях, в болезнях, в напастях, в бедах, постигающих их? Сердце мое растленно от сластолюбия, пресыщения, корыстолюбия и чуждо искренней любви. Горе мне, окаянному! Вместо того чтобы сожалеть, плакать, молиться о терпящих беду, напасти, скорбь или впавших в тяжкие грехи, я остаюсь равнодушен или веселюсь тайно о несчастии, говоря в себе: так вам и надо за ваши такие-то (а свои грехи забываю) и такие грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Под преданием же, как мне кажется, он разумеет здесь спасение верных; и Христос, когда говорит: «Все предано Мне Отцем Моим» ( Мф.11:27 ), – разумеет это же самое предание. Так точно Он и в другом месте говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне» ( Ин.17:6 ); и еще: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин.6:44 ); и: «Если не будет дано ему с неба» ( Ин.3:27 ). Итак, или это выражает, или то, что умовение ног нисколько не могло унизить, так как Он пришел от Бога и идет к Богу, и все содержит. А когда ты слышишь: предание, то не предполагай ничего человеческого. Этим показывается только уважение к Отцу и единомыслие с Ним, – потому что, как Отец предает Ему, так и Он предает Отцу, как это и показывает Павел, когда говорит: «когда предаст Царство Богу и Отцу» ( 1Кор.15:24 ). Говорит здесь об этом по-человечески, показывая Его великую заботливость об учениках и обнаруживая неизреченную любовь Его к ним, – так как Он теперь уже заботился о них, как о своих, научая их матери всех благ – смиренномудрию, которое Он назвал началом и концом добродетели. И не без причины присовокуплены слова: «от Бога исшел и к Богу отходит», но чтобы знали мы, что Он поступал достойно Того, кто пришел оттуда и туда идет, – поправ всякую гордость. И «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду» ( Ин.13:4 ). 2. Смотри, как не умовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что, когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием. И мне кажется, что Своему предателю Он умыл ноги первому, – так как (евангелист) сказав: «И начал умывать ноги ученикам» ( Ин.13:5 ), затем продолжает: «Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: ...Тебе ли умывать мои ноги?» ( Ин.13:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прекрасное назидание помещено в Троицком слове. Выписываю его тебе: «Не берись за все горячо, но держись за то, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-либо. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые поднявшись – низко падают. От малой искры возгорается пламень». Видя сие, уклоняйся от того, что производит малый вред. Теперь вред не велик, но со временем он сделается большим. Тебе предлежит длинный путь. Представляя себе вдруг весь этот труд, не откажись от всего. И море переплывают не вдруг. Не всегда полезно бывает желание все сделать вдруг, например, уничтожить все недостатки во всем и во всех зараз, все исправить в один год. Напоминаю тебе басню о трудолюбивом медведе и присловие к ней, что дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Великий Четверток. Бывшие сегодня в храме высказывали свои впечатления при виде воспоминательного торжества умовения ног. Мысль их невольно переносилась ко временам события. Спаситель, как бы пред глазами их снимает одежду, препоясуется лентием без всякой посторонней помощи, наливает воду, переносит кувшин и таз от одного апостола к другому, плещет водой на ноги их и отирает. Весь этот умилительный обряд заканчивается трогательными словами Спасителя, обращенными к его ученикам: “Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господином, и правильно говорите, ибо Я точно – то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я сделал вам”. – Вечером в 6 12 ч. было чтение 12-ти евангелий, также – масса народа со свечами. Великий Пяток, утро. Солнышко взошло очень весело, прямо в глаза. Пишу это, имея перед глазами твои строки, о раздражении, при молчании языка. Верно не напрасно повелено во весь пост ежедневно 14 раз повторять: “Господи, дух терпения и любви даруй ми рабу Твоему”. Проси, ищи, толки, и впоследствии дан тебе будет этот великий дар кротости. Помнить надо, что учиться кротости и смирению сердца, Господь зовет к Себе, – “научитеся от Мене”. Письмо 77

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Сам г. Бутс для подтверждения истины своего учения, как мы видели в главе об учении салютистов, ссылается на места Священного Писания . Офицерам он предписывает читать Библию, стоя на коленах. 245 В то же время он отвергает существенные истины учения Господа, не взирая на их необычайную ясность. Например, Господь наш Иисус Христос так учил о таинстве святого Крещения: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие». ( Uoah. III, 5 ). Таинство Крещения, таким образом, безусловно необходимо для спасения. Г. Бутс приравнивает водное крещение к обрезанию, к пострижению волос, совершающемуся над лицами, вступающими в духовное звание, к умовению ног, т. е., к обрядам, которые не предназначались быть обязательными. О таинстве св. Причащения Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». ( Иоан. 6, 53–54 ). По слову Христа Спасителя, непричащающийся не может получить вечную жизнь. Таинство св. Причащения безусловно необходимо для получения вечной жизни. Как же смотрит г. Бутс на это таинство? «Когда церемония такого рода, говорит он, может оказать помощь вере наших солдат, мы рекомендуем обращаться к ней». По поводу таких рассуждений г. Бутса, г. пастор Лорчь замечает: невозможно было бы рассуждать более поверхностно об установлениях Спасителя, чем это делает г. Бутс. 246 Кроме того г. Бутс дает совершенно ложные толкования некоторых мест Священного Писания с тем, чтобы подтвердить свои мысли. Например, желая доказать, что форма правления армии может быть названа библейской, он рассуждает так: форма эта не противоречит никакому принципу, установленному или практикуемому в Новом Завете. По существу, своему она та же самая, какая описана или установлена в Ветхом Завете. Она оказывается такой, что правдоподобнее (?) соответствует цели того и другого. Если она не противоречит Новому Завету и если она согласуется с Ветхим и если она правдоподобно отвечает цели того и другого, то она, по необходимости, должна быть библейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

(Святой Никодим Святогорец) УДЕЛ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом его облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий Суд. В «Деяниях апостолов» рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2, 2 – 4). После проповеди Петра к апостольской церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2 – 41). Апостолы, получившие такой святой дар, решили понести Его вместе с Благой вестью о Воскресшем Христе и в другие земные пределы. Узнать же, кому куда идти, они решили с помощью жребия. Божия Матерь пришла участвовать в жеребьевке. Ее отговаривали, но она не хотела никакого особого отношения к себе и пожелала участвовать в трудах апостольских. Ей выпала Иверия. Но не успела Божия Матерь собраться в дорогу, как Божий ангел (в церковном предании архангел Благовещения Гавриил) возвестил Ей волю Божию – пребывать пока в Иерусалиме, а там Сам Господь укажет Ей страну для поучения заблудших.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=22&iid=219...

Сердцеведец видел все, что происходило в душе сына погибельного – как иссякла последняя капля добра, как дьявол овладел самым основанием жизни духовной; – и Иисус не захотел более принуждать Себя к бесплодному перенесению присутствия предателя. «Что делаешь, делай скорее», сказал Он ему, готовому уже и без того идти вон. Сим давался ему благовидный предлог оставить уже оконченную вечерю, не обращая на себя чрез то подозрения учеников. Иуда вышел – была уже ночь. Никто из прочих Апостолов не мог и помыслить, что он с пасхальной вечери – после умовения ног учителем – пошел прямо к Каиафе за сребренниками и стражею, но скорее готовы были поверить всякой догадке и думать, что он или послан купить что-нибудь на праздник, или раздать для праздника милостыню нищим 12 ( Ин.13:28–30 ). XLII. Тайная вечеря Наступил час прейти Сыну Божию от мира сего к Отцу и явить делом, что возлюбив своих сущих в мире, Он возлюбил их до конца. ( Ин.13:1 ). И вот он, все Божественное о нас смотрение исполнив, готовый изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ту ночь, в которую был предан, или лучше Сам Себя предал за живот мира, – взяв хлеб в Святые Свои и пречистые и непорочные руки, показал Богу и Отцу, возблагодарил Его и благословив, освятив, преломил хлеб сей, дал святым Своим ученикам и Апостолам, рек: приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобным образом и чашу от плода лозного, взяв, растворив, благодарив, благословив, освятив, дал святым Своим ученикам и Апостолам, рек: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая, во оставление грехов (Литургия И. Зл. и В. Вел.). Ученики в безмолвии вкусили преподанного под видом хлеба тела Учителя, и Господа, и потом, приняв чашу, причастились крови Его. Сие творите, сказал Господь в заключение священнодействия, в мое воспоминание. XLIII. Прощальная беседа Господа с апостолами После сего Господь в последней Своей беседе с учениками говорил: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Заповедь ноую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между Собою ( Ин.13:33–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf Глава 10. Пшеничное зерно Рассказ евангелиста Иоанна о воскрешении Лазаря (Ин., гл. 11), следующий непосредственно за повествованием о пребывании Иисуса в Иерусалиме на празднике обновления, был рассмотрен нами в книге о чудесах Иисуса 352 . За ним следует несколько эпизодов, которые будут рассмотрены совместно с повествованиями синоптиков о последних днях земной жизни Иисуса: вечеря в Вифании ( Ин.12:1–11 ), Его торжественный вход в Иерусалим ( Ин.12:12–19 ), умовение ног ученикам на Тайной Вечере ( Ин.13:1–20 ) и предательство Иуды ( Ин.13:21–30 ). В настоящей главе нам предстоит рассмотреть эпизод, не имеющий прямых параллелей у синоптиков. Он помещен в Евангелии от Иоанна сразу после рассказа о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. 1. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет…» Эпизод начинается с обращения Еллинов к апостолам с просьбой организовать их встречу с Иисусом: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: Господин! Нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин.12:20–24 ). Филипп не впервые появляется в Евангелии от Иоанна в паре с Андреем 353 . В рассказе о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами Иисус спрашивал у Филиппа: Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Первый ответ пришел от Филиппа, второй – от Андрея ( Ин.6:5–9 ). Тот факт, что Филипп в рассматриваемом эпизоде не обращается к Иисусу напрямую, а сообщает ему о просьбе Еллинов через Андрея, может объясняться близостью этих учеников, происходивших из одного города – Вифсаиды Галилейской ( Ин.1:44 ). По другому объяснению, Филипп обращается к Андрею, потому что тот был старше (по возрасту или по времени призвания) 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 12. Прощальная беседа с учениками Мы подошли к тому разделу Евангелия от Иоанна, который содержит самую продолжительную речь Иисуса из всех приведенных в нем. По объему она сопоставима с Нагорной проповедью из Евангелия от Матфея (Мф., гл. 5–7). Как и Нагорная проповедь, она адресована ученикам, однако произносится не в присутствии народа. Тайная Вечеря – не обычный ужин, а пасхальная и одновременно прощальная трапеза. То, что говорит на ней Иисус, является Его завещанием 386 . Подробное описание Тайной Вечери содержится в синоптических Евангелиях. Все они свидетельствуют о том, что эта Вечеря была приготовлена по пасхальному обычаю и что, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:26–29 ; Мк.14:22–25 ; Лк.22:14–20 ). Этот эпизод у Иоанна отсутствует. Однако он повествует о том, о чем умолчали синоптики: об умовении ног ученикам и поучении, которое последовало за этим символическим действием ( Ин.13:1–20 ). Вслед за синоптиками ( Мф.26:21–25 ; Мк.14:18–21 ; Лк.22:21–23 ) Иоанн повествует, как Иисус предсказал, что один из учеников предаст его ( Ин.13:21–30 ). Повествования евангелистов о Тайной Вечере мы рассмотрим вместе с другими эпизодами, составляющими историю Страстей Христовых 387 . В настоящей книге мы рассмотрим беседу Иисуса на Тайной Вечере, представляющую собой оригинальный материал Евангелия от Иоанна. В этой беседе, с одной стороны, Иисус развивает некоторые темы, затронутые ранее в полемике с иудеями. С другой – многое из того, что Он говорит, относится исключительно к членам созданной Им общины учеников. Тональность беседы радикально отличается от той, в которой Иисус общался со Своими оппонентами. Здесь Иисус находится в окружении «сынов света» – тех, которые последовали за Ним и кому Он передаст Свое дело после смерти и воскресения. Прощаясь с ними, Он раскрывает перед ними смысл того, что ранее было от них сокрыто и что навсегда останется сокрыто от «сынов века сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава XIII Ин.13:1 .  Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,... Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу,... После Своей смерти и Воскресения Он действительно перешел с земли на небо. Ин.13:1 .  ...явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. ...возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их. «Своими» евангелист называет здесь учеников Иисуса Христа, которые были для Него Своими, так как были совершенно покорны Ему. Своими Иисуса Христа назывались также и все иудеи, как единоплеменники Его, и даже все люди, как сотворенные Им. Присоединено – «сущыя в мире», потому что Свои были Иисусу Христу и скончавшиеся уже в добродетели, Авраам, Исаак и Иаков и другие, бывшие после них, праведники. Итак, евангелист говорит: любя учеников и до сего времени, в это время Иисус Христос возлюбил их особенно сильно (слово – «до конца» здесь значит – «сильно»). Так как Иисус Христос должен был вскоре уже умереть и оставить Своих учеников, то теперь Он усиливает Свою любовь к ним, чтобы оставить в них более прочную память о Себе. Знаком усиления этой любви служило умовение ученикам ног, потому что тот, кто сильно любит кого-либо, не откажет ему и в унизительной для себя услуге. Ин.13:2 .  И во время вечери,... И вечери бывшей,... в доме некоего человека, где была убрана горница; во время этой вечери, как сказал евангелист Матфей, Иисус Христос возлежал со Своими двенадцатью учениками. Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея это изречение ( Мф.26:20 ) и прочитай все толкование его. Ин.13:2 .  ...когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, ...диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст,... Диавол вложил в сердце Иуды это намерение тогда, когда одна женщина вылила на голову Иисусу Христу миро, о чем повествует Матфей. Поэтому найди в двадцать шестой главе его Евангелия то место, где говорится: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире» и т.д. ( Мф.26:13 ) и прочитай конец предложенного на это место толкования. Замечание это евангелист Иоанн вставил для того, чтобы выразить свое удивление пред необыкновенным незлобием Спасителя, так как Он умыл ноги даже тому, который уже решился предать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010