Более точное хронологическое расположение событий вечери дает ев. Лука, излагающий это указание Господа на предателя после евхаристийной чаши. «Впрочем вот (нек. оп.) рука предающего Меня со Мною (нек. оп.) за столом (на столе), потому что (ср. к Мф. и Мк. – τι BDgr. др. και – А и мн., а нек. оп.) Сын Человеческий по определенному (по Божию определению, объяснение к Мф. и Мк.: «по написанному», – нек. приб. «Ему») идет, однако ж (не смотря на то, что это было делом божественного определения и стояло вне и выше человеческой власти) горе человеку тому, чрез кого предается. «И они начали спрашивать у себя самих (между собою) о том, кто бы из них это мог сделать». Таким образом не только устранено личное указание на Иуду, но и вопросы смутившихся учеников обращены не ко Христу, а друг к другу. Авторитетное и дополнительное пояснение к этим сообщениям дает Иоанн. Синоптическое однократное указание Господа на предателя, оказывается по Иоанну, было троекратным. Сначала, пред вечерею, при умовении ног Петра, Господь сказал: «и вы чисты, но не все». Это указание на предателя было столь прикровенно, что евангелист находит нужным сделать пояснительное к нему примечание. Потом, уже во время самой вечери («когда они возлежали и ели» ср. «ядущий со Мною»), Господь дал несколько более ясное указание. «Не о всех вас говорю Я: (др. приб. ибо) знаю, кого избрал Я (ср. 6:70). Но дабы писание исполнилось: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Пс. 40:9 , очевидно соответствует синоптическим: «один из вас, ядущий со Мною, – обмакивающий со Мною в блюдо, – рука предающего Меня со Мною за столом»). Теперь же говорю вам, прежде события (прежде, чем сбылось), дабы вы уверовали, когда будет, что это Я (о Ком говорит Писание). Верно-верно говорю вам, принимающий, кого (если) Я пошлю, Меня принимает, а Меня принимающий, принимает Пославшего Меня». Это – второе указание, во время пасхального ужина, между второю и третьего чашами. И это указание, как и первое, гораздо менее определенно и ясно, чем содержащееся у Луки и Марка, не говоря уже о Матфее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В Великий Четверг на Литургии читается длинное составное (состоящее из нескольких отрывков) Евангелие, которое повествует о событиях этого дня — здесь и планы первосвященников убить Христа, умовение Спасителем ног учеников, Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, арест Спасителя… Что из этого наиболее важное? Какие таинства Церкви устанавливает Господь в этот день? Рассказывает священник Антоний Борисов : 12 Евангелий Страстного четверга Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия. Читать далее... Евангелие Великой пятницы Страстной седмицы Литургия в этот день не совершается; обратимся к евангельским отрывкам, которые читаются на Вечерне. Евангелие от Матфея 27:1-44 1  Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,  4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5  И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6  Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.  7  Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;  8  посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10  и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

В комнате, где была приготовлена Пасха, стоял сосуд с водой для умовения ног; слуги не было, а никто из учеников не встал умыть ноги Господу и другим ученикам. Иогда Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и умыл ноги ученикам. Окончив умовение, Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Этим Иисус Христос показал пример, как надо любить друг друга, помогать друг другу и не брезговать никакой работой. Вопросы: Какое поручение дал Иисус Христос Петру и Иоанну за 2 дня до Пасхи? Что сказал Господь двум ученикам? Как исполнили ученики повеление Господа? Что сделал Господь во время вечери? Что сказал Иисус Христос, умыв ноги ученикам и что показал Он этим? После умовения ног, во время вечери, Господь беседовал с учениками о Своих страданиях и сказал при этом: «Один из вас предаст Меня». Ученики опечалились и начали спрашивать: «не я ли, Господи?» Иуда также спросил: «не я ли, Господи?» – «Да, ты», отвечал Спаситель, но другие ученики не слышали этого. Скоро Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, обратился к Нему: «Господи, кто это?» Иисус Христос отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам его». И, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде Искариотскому. Потом Иисус Христос взял хлеб, благодарил Отца Небесного за то, что он послал Его спасти людей; благословил, преломил хлеб и раздал его ученикам, сказав: «Приимите, ядите сие есть тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Потом взял чашу и подал ее ученикам со словами: «Пийте от нея все, сия есть кровь Моя Новаго Завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание», т. е. делайте так в память обо Мне. Так было установлено Таинство Причащения, в котором мы принимаем истинное тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это таинство очень велико, потому мы и приготовляемся к нему постом, молитвой и покаянием во грехах, т. е. говеем. Вопросы: О чем беседовал Господь со Своими учениками во время вечери? Что сказал им Господь о том, кто Его предаст? Как подействовали слова Иисуса Христа на учеников? Как поступил Иуда? Как было установлено Иисусом Христом Таинство Причащения? Что сказал Господь при преломлении хлеба? Что сказал Господь, взявши чашу? Что мы вкушаем в Таинстве Причащения? Как мы приготовляемся к этому Таинству? Прощальные беседы Иисуса Христа с учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф. 26, 26–28 Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Версия Матфея почти полностью совпадает с версией Марка ( Мф.26:21–24 ). Однако в конце рассказа Матфей добавляет деталь, которая у Марка отсутствует: При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал ( Мф.26:25 ). Оба евангелиста свидетельствуют о том, что в трапезе принимали участие только двенадцать апостолов: не упоминаются ни какие-либо иные ученики, ни женщины, которые нередко прислуживали за столом. Вопрос учеников не я ли? отражает страх каждого из них оказаться невольным предателем. Ни один из них не имеет того намерения, которое созрело у Иуды, но они боятся не выдержать испытаний. Иисус, опуская кусок хлеба в блюдо с соусом вместе с предателем, указывает на него ученикам. При этом Он говорит страшные слова о том, что лучше было бы такому человеку вообще не родиться. Тем самым, полагает Златоуст, Учитель хотел «исправить предателя», «привести его в больший стыд и возбудить в нем доброе расположение». 199 Можно, впрочем, полагать, что слова Учителя скорее имели целью напугать предателя и тем самым остановить от совершения задуманного. У Луки предсказание о предательстве следует за рассказом о благословении Иисусом хлеба и вина. Согласно этому евангелисту, преломив хлеб и преподав ученикам чашу, Иисус затем говорит : И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. Тогда, по свидетельству евангелиста, они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает ( Лк.22:21–23 ). Наконец, наиболее подробно предсказание Иисуса о предательстве Иуды описано в Евангелии от Иоанна. Здесь наставление Иисуса после умовения ног завершается следующими словами: Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня ( Ин.13:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во время брака в Кане Христос превращает в вино В., приготовленную «[по обычаю] очищения Иудейского» (Ин 2. 6) для омовения рук и мытья сосудов, тем самым принесенное Христом спасение заменяет ритуал исполнения закона (ср.: Ин 1. 17). Рассказ об умовении ног во время Тайной вечери символически показывает, что земное служение Иисуса Христа есть служение любви (Ин 13. 1; ср.: Ин 15. 13). У колодца Иакова (Ин 4. 5-6, 12) Спаситель говорит, что принес истинную В. и Сам является источником В., текущей для вечной жизни: «...всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 13-14). Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить В. жизни - значит верить (Ин 7. 38), дарованная Им «живая» В., струящийся источник В.- это Его Слово (Ин 8. 37; 15. 7), Его Дух (Ин 7. 39; 14. 17) и Он Сам (Ин 6. 56; 14. 20; 15. 4-5). В этом смысле принесенная Господом Иисусом В. жизни толкуется евангелистом как Св. Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7. 38-39). В. в кн. Откровение Иоанна Богослова предстает как гибельная стихия и средоточие богоборческих сил. Из моря выходит зверь, получивший силу и власть от дракона (Откр 13. 1-2). «Победившие зверя и образ его» стоят без ущерба для себя на «стеклянном море, смешанном с огнем», и «поют песнь Моисея» (15. 2-4). Они являют образ древнего Израиля, к-рый прошел через уничтожившую египтян В. Чермного м. и остался невредимым. После появления нового неба и новой земли «моря больше нет» (ср.: 21. 1). Метафора потопа используется, когда говорится о драконе, к-рый пытается погубить жену, пустив ей вслед «воду как реку» (12. 15). Однако «многие воды», на к-рых сидит властвующая над миром «блудница» (17. 1; ср.: Иер 51. 13), понимаются как подвластные ей народы (Откр 17. 15).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Во Христе Иисусе мы созерцаем этот идеал богочеловеческой любви. И прежде всего, в саможертве Божественной Любви для спасения человека и в уничижении Сына Божия во плоти, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына любви своей Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную». 189 В учении Христа мы слышим призыв этой Любви к блаженству Правды Христовой – нищенства, страданий, кротости, правдоискания, милосердия, чистоты сердца, миротворения, гонений за правду и любовь даже до смерти, – любви ко врагам и молитвы за преследователей, чтобы быть нам сынами Отца нашего Небесного, воссиявающего солнце Свое на людей хороших и плохих, – приближаться к совершенству Его и через то приобщаться к богочеловечеству Иммануила. 190 Мы созерцаем этот богочеловеческий идеал любви в делах Христа, чудных и любвеобильных, – в подвиге Его самоотверженного служения страждущему человечеству до неимения, где главы преклонить, и умовения ног Своим ученикам 191 , – в смирении и кротости Отрока Божия, возлюбленного Избранника и Носителя Духа и благоволения Божия, – Кто «возвестит суд народам, не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его, – трости надломленной не преломит и льна курящагося не угасит, доколе не доставит суду (правде) победы и на имя Его будут уповать народы». 192 Пред нами – Основатель непобедимого и всемирного царства Любви и Нового Завета, дающий новую заповедь: «да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, – пребудьте в любви Моей». 193 С благоговейным трепетом в отдалении присутствуем мы при величайшей тайне гефсиманских страданий Пастыря и Друга, полагающего душу Свою за друзей и овец Своих, – при смертельной тоске, кровавом поте и молении о чаше невинных страданий. С ужасом взираем мы на страшные муки крестных страданий Распятой Любви, но и с радостью слышим её, поистине богочеловеческую, молитву за распинателей своих: «Отче, прости им! ибо не ведают, что творят».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вообще, Петр больше других учеников нуждался в особом руководительстве Господа. Но в то же время за свою любовь к Господу, за глубокую веру в Него Петр был одним из приближенных учеников Спасителя. Только он с другими двумя учениками, Иаковом и Иоанном, сподобился видеть на горе Фавор славное Преображение Господне и слышать голос Бога Отца, с неба нисшедший к Господу. Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании ( 2Пет.2:16-18 ). На Тайной Вечери пламенная душа Петра не могла вынести мысли, что Христос, Сын Божий, будет служить ему вместо раба. «Господи, – говорил он, – Тебе ли умывать мои ноги?» – «Что Я делаю, – отвечал Господь, – теперь ты не разумеешь, а уразумеешь после». Тихая и таинственная важность этих слов требовала скорого и безусловного повиновения. Но Петр в своих действиях привык следовать больше чувству. Горячо он возражает: «Не умоешь ног моих вовек». Все движения говорящего показывали, что он готов сдержать свои слова. В другое время такое смирение, может быть, заслужило бы похвалу, но не теперь. «Если не умою тебя, – отвечал Господь, – не имеешь части со Мною». При этих хотя все еще таинственных словах нельзя уже было не понять, что дело идет более чем о чувственном умовении. Петр тотчас пробудился от сомнения, и весь пламень его обратился в другую сторону: «Твори со мной, что угодно, – подумал он, – только не лишай части с Собою». И он горячо воскликнул: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову» ( Ин.13:6-10 ). Во время прощальной беседы Иисуса Христа с учениками Петр самоуверенно заявляет свою непреклонность следовать за Господом даже до смерти. Но Господь отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как трижды отречешься от Меня». Во всех четырех Евангелиях отмечается этот эпизод и момент с трехкратным отречением прежде чем запоет петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды. Неслучайно, изображение петуха с древнейших христианских времен символически указывает на апостола Петра. Петух напоминает о предательстве и последующем покаяния апостола Петра, на это также образ воскресения, символ-напоминание о том, что христианин должен бодрствовать и молиться. Изображение этой птицы можно встретить как в Православной Церкви (например, на поклонных крестах), так и у католиков и протестантов (на церковных шпилях).

http://azbyka.ru/test/apostol-petr

Воскресенье. Обедня поздняя. В великий агонии от наветов 106 духов злобы был я сегодня во время обедни, тотчас пред великим входом, во время великого входа и после великого входа, – из-за чего же? Из-за просфоры, взятой мною на свой счет для дачи ее кому-либо из знакомых; чревоугодие, человекоугодие спутали мои духовные стопы: враг поймал меня чрез мое мирское пристрастие. Горький урок: не думать ни о чем житейском при совершении пренебесного Таинства. Едва не поглотил меня совсем враг, так страшно я смутился, уязвился, взволновался от него! Сколько раз я припадал к престолу Божию, милости и мира прося у Бога, – се, враг, как лев, терзал меня, когда не было избавляющего и спасающего [ Пс. 7, 3 ]. Но Господь, наказав, помиловал меня и даровал мир, отъяв смятение, исцелив язву, прогнав страх, уныние. Господи! Какая буря бесовская нашла! Отмстил мне враг за вчерашние мои ему ругательства! А я не остерегся: табачку вечером покурил, пива выпил. Пред обедней Господь еще спас меня от адской тесноты за озлобление мое на нищих и на родильницу за неблаговременный будто бы приход. Беседу говорил свободно и торжественно о просительной ектение! Беседы-то мои более в ярость приводят бесов. Но Господь мой всесилен. Вечерню совершал свободно; двои крестины тоже. Чрез державную власть, чрез государя, отца моего, и чрез Святейший Синод я получил неисчислимые благодеяния от Господа. Господи, спаси царя и супругу его и весь царствующий дом, спаси и помилуй, умудри, утверди Святейший Правительственный Синод. Читаю часто слово о кротости (в Евангелии), говорю и сам о кротости и смирении с церковной кафедры – и продолжаю, окаянный, оставаться, злым, нетерпеливым, раздражительным: вот за городом рассердился и раскричался (на всю окрестность) на одного нищего, подошедшего ко мне нечаянно с просьбою о милостыни. Научитесь от Меня, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. А как кроток? Не воспрекословит, не возопиет (не закричит), и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит [ Мф. 12, 19–20 ]. Как кроток и смирен? Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному [ 1Пет. 2, 23 ]. Как кроток? Так, что беспрекословно допустил связать Себя, претерпел безропотно оплевание, биения, заушения, крест и смерть. Сравни свою жизнь с жизнью сего Праведника – Иже есть нам пример для всех для подражания. Вспомни умовение Им ног учеников и самому Иуде на Тайной вечере. О, как я скор на гнев, злобу, досаду!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот оно – главное таинство церкви: мы все вместе, Христос посреди нас и питает нас Своими Телом и Кровью! И это еще страшнее, чем принять умовение ног. Когда мы приступаем к этому таинству, – что здесь: неслыханная дерзость или сверхъестественное смирение? Чтобы было второе, а не первое, Апостол предостерегает: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу сию Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Но при всем этом не отгоняет нас Апостол от Чаши, не говорит «не приступайте», мол, все равно нет у вас сверхъестественного смирения, а значит, – будет неслыханная дерзость. Приступайте. Но только будьте готовы ко всему: и к исцелению, и к усилению болезни, и к радости, и к скорби. И к самой смерти. И к тому, что будут укорять: вот, часто причащается, святой нашелся! А приступив, нельзя оглядываться назад, мол, а вдруг я причастился недостойно? Смотреть надо все время вперед. И приступая, молимся: «да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих таин» (Молитва перед причащением). И приступив, тоже – вперед: «и сподоби мя до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение» (Благодарственная молитва). И если вдруг за недостоинство все же постигнет нас нечто, то ведь для того мы только и «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Пятница. О Разбойнике и о Петре В этот день, когда Господь Иисус Христос был распят, и на утрени, и на царских часах, и на вечерне, – читаются в разном порядке Евангелия о Его Страстях. Все время перед нами крест и люди вокруг креста. Когда-то Симеон Богоприимец взял на руки младенца Иисуса и сказал: «се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле» ( Лк.2, 34 ). А из чего вообще состоит жизнь, как не из падений и восстаний? А перед Крестом – особенно. Ученики, уже делившие главные места в Царствии, в страхе бегут, оставив схваченного Царя. Палачи делят Его одежды. А те, кто были до сих пор в тени, «страха ради иудейска», вдруг разгибаются, сбрасывая страх, и дерзают идти к Пилату просить для погребения тело казненного. Сотник, который, может быть, сам вбивал гвозди в руки и ноги Иисуса, вдруг увидел, как Иисус на кресте «возгласив, испустил дух». Это так его поразило, что он «сказал: истинно Человек сей был Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010