сенокосной земли. Причт: священник, 1 псаломщик, пономарь и просфорня. Жалованья получают: свящ. – 400 р., псаломщ. – 100 р., пономарь – 70 р. и просф. – 36 р. Причт помещается в церковных домах. Приписные деревни: Крошня в 3 вер. и Корбутовка в 1 вер. Прихожан – 949 д. об. п. Настоятель –Благочинный городской округи Житом. уезда священник 59 Антоний Осипович Морачевич (с 1873 г.), псаломщик – Макарий Павлович Гвоздиковский (с 1881 г.), пономарь – Николай Стефанович Левицкий (с 1856 г.). 6. Кладбищенская церковь во имя св. апостола Иакова, брата Господня, на большой Вильской улице. Каменная, построена в 1837 году иждивением княгини Ольги Потёмкиной. Новая алтарная часть пристроена в 1866 г., а притвор пристроен в 1884 г.; каменная колокольня построена в 1882 г. Церковь состоит самостоятельной с 1869 г., а до того времени была приписана к Собору. Причт: 1 священник с жалов. 500 руб. На кладбище есть дерев. дом для сторожей. Капитал церкви: 1) пять сторублёвых 5% билетов Гос. Банка, проценты коих, по завещанию жертвователей, идут в пользу причта, именно: один выдан на имя церкви для вечного поминовения болярина Василия Покровского и рода его: иерея Павла, Дарии и Димитрия, другой – безымённый – для вечного поминовения майора Иоанна Шевякова, третий – безымённый – для вечного поминовения рода Спекторских, четвёртый и пятый – безымённые – для вечного поминовения Феодора и Елисаветы Каминских; 2) два сторублёвых, 6% билета, из коих один – Воронежского городского общ. банка, завещанный вдовой надворной советницей Татьяной Дейш для вечного поминовения её и рода её, и другой – Житом. общества взаимного кредита – для поминовения в течение 50 лет, начиная с 1880 г., статского советника Антония Стааля; и 3) один стопятидесятирублёвый 4% билет Житом. Отделения Гос. Банка для вечного поминовения Моисея, Иосифа, Владимира и Розалии, поступивший от коллежского советника Петра Теремецкого. Прихожан в городе 310 душ обоего пола, и в деревне Соколовой-Горе (в 3 вёрстах от города) – 209 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

6, т. 1, стр. 153). Затем, – под именем уже местечка Берездовского – оно упоминается в акте от 1625 года 4 июня в жалобе пана Николая Незабитовского, войта имения жены Виленского воеводы Анны-Алоизии Ходкевич м. Красного-Става на урядника имения Волынского воеводы князя Януша Жаславского Григория Мочульского, о захвате земель и уничтожении большой проезжей дороги, причём в виде угрозы для желающих ездить по этой дороге – поставлена виселица; м. Берездов указывается здесь в составе имений жены Ходкевича – Анны (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 441). Местечко Берездов было некогда владением князей Острожских, Ходкевичей, потом – одного поколения князей Любомирских, затем долго оставалось в роде кн. Яблоновских, последний потомок коих, кн. Станислав Яблоновский, распродал свои имения мелкой шляхте, a в 1831 году – лишился и Берездова, конфискованного русским правительством и отданного в 1864 году русскому чиновнику Полякову. Есть следы существования здесь древнего замка. До 1832 года здесь был р.-католич. монастырь мариянитов или францисканов. 154 Село Голавница некогда принадлежала князю Иосифу Чарторыйскому, внучка которого Терезия вышла замуж за Генриха Любомирского и Головница перешла к сыну его Юрию, о коего досталась Заленскому, которому и ныне принадлежит. 155 Село Великая Горбаша – под именем села Горбаши – упоминается в акте от 1611 года 14 января, в жалобе пана Стефана Немирича на Григория Пашкевича о том, что он – Пашкевич – грабил и производил разбои в имениях Немирича, в состав коих входило и село Горбаша (Архив, ч. 6, т. 1, стр. …). Ещё оно упоминается в акте от 1610 года 7 мая – в акте разграничения имения князя Януша Острожского – волости Вильской, от имений Стефана Немирича – волости Чернеховской, в состав которой входило и село Горбаша (а также: Ставов или Славов, Силенщина, Мокренщина и Троковичи). Архив, ч. 7, т. 1, стр. 269). Впоследствии село это перешло во владение Нулавских, затем Дубецких, потом Прушинских, а ныне ими владеют Хичевские. 156 Местечко Городница – под именем местечка – упоминается в акте от 1685 года 8 октября в свидетельстве, выданном соседями дворянину Александру Вержбовскому о том, что в его отсутствии казацкий полковник Макуха вместе с полком своим, опустошил имение его м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

12) Цезарий Стебновский , с 13 сентября 1756 г. Родился в Перемышльской епархии от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, в коллегии de propaganda fide, где и получил степень доктора богословия и охридским архиепископом Матренгой посвящен в иеромонахи; здесь он издал на русском и латинском языке сочинение под заглавием: Officia sanctorum Ruthenorum; по возвращении из Рима, был супериором Жировицкого и потом архимандритом Онуфриевского монастырей; с 1756 г. архиепископ смоленский. Умер 1762 года. 13) Ираклий Лисянский с 1763 г. Умер 1771 года. 14) Иосиф Лобкович с 1771 г. По присоединении Белоруссии к России, после первого раздела Польши в 1772 году, Смоленская униатская епархия закрыта. Лобкович после того имел пребывание в Онуфриевском монастыре, где и умер в 1778 году. Владимиро-Брестская епархия Владимиро-Брестская униатская епархия обнимала Волынское воеводство до Подолии; на северо-запад – Брестское воеводство, Подляшье и округа Бельский, Мельницкий и Дрогичинский. 1163 В течении первых девятнадцати лет, после Брестского собора, в целой Брестской епархии ни один приход и ни один священник не изменил православию. Первый переход в унию целого прихода (Сомятыч, Гродненской губернии) был в 1614 г. Православные священники Подляшья, не желая подчиниться своему епархиальному епископу, Ипатию Поцею, принявшему унию, отдались в управление слуцких архимандритов. Многие приходы, ныне сплошь католические, очень долго отстаивали православие, пока наконец насилием не были принуждены к унии. Но уже с первой половины XVII в., образовался на Подляшье центр унии во владельческом городе Беле, бывшем во власти князей Радзивилов (Несвижских). В 1628 г. Христофор Вильский Циборович, каноник и оффициал бресто-литовский, пробощь бельский, основал в Беле высшую школу для образования юношества, подчинив ее Краковской академии. Владелец места, князь Александр Лудовик Радзивил, маршалок великого княжества Литовского, снабдил ее средствами, а преемник Вильского, Мацией Дрвенский, выпросил для нее у Краковской академии важные привиллегии. 1164 Этим положено было начало полонизации Подляшья. Нападения казаков в 1648 и 1657 г. на Белу и прилегающие к ней села дали грозный урок русским, отказывавшимся от своей веры. Бельская академия была разорена. Для восстановления унии и привлечения к ней народа, Катерина Радзивил (из Собиесских), воеводина виленская, и сын ее Станислав, в 1680 г. восстановили раззоренную академию и устроили базилианский монастырь и наконец дали, будто бы, убежище в своем замке святыне униатов, мощам Иосафата Кунцевича, вынесенным из Полоцка во время нападения русских на этот город. С этих пор Бела делается центром не только для униатского Подляшья, но и для всего униатского мира, и крепостью для борьбы с православием. В 1765 году мнимые мощи Кунцевича были перенесены в новопостроенную каменную базилианскую церковь . 1165 Перед воссоединением униатов, в 1874 г., они были перенесены в склеп, под церковью, и вход к ним замурован.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С разрешения Волынского губернского исполнительного комитета 20 апреля 1921 года был составлен акт сдачи 55-ми житомирскими пехотными курсами и принятия Свято-Николаевским братством Трёхсвятительской церкви и находящегося в ней имущества 196 , среди которого были предметы, принадлежащие лично протоиерею Аркадию Остальскому . Это – одна из двух чаш, имеющиеся в единственном числе дискос и звездица, а также один из трёх малых напрестольных крестов 197 . Протоиерей Аркадий со своей матерью Софьей Павловной проживал в начале 1922 года в доме 4 по Каретному переулку 198 . Но позже в том же году они переселяются в освободившуюся комнату, которую им предоставило семейство Зыковых в доме 38 по улице Вильской, где о. Аркадий и проживал до дня своего первого ареста 199 . Штабс-капитан Сергей Александрович Зыков так вспоминал об этом: «В доме, арендуемом нами в комхозе (коммунальном хозяйстве – сост. ), освободилась комната. Остальский искал в это время жильё, и мы с женой решили сдать ему эту комнату. С момента его пребывания на квартире в нашем доме я знал хорошо священника Остальского Аркадия. Как человек, он очень хороший, добрый, отзывчивый Верующие г. Житомира, прихожане братской церкви, чуть ли не боготворили священника Остальского. Среди них он пользовался большой популярностью» 200 . Член Свято-Николаевского братства, секретарь и казначея Житомирского вегетарианского общества Евгения Юлиановна Гинце, супруга расстрелянного в 1938 году члена Свято-Николаевского братства, профессора, заведующего туберкулёзным диспансером, Виктора Викторовича Гинце, вспоминала: «Несмотря на начавшиеся гонения на Церковь , о. Аркадий со всем пылом молодой натуры устремляется на защиту веры православной, и привлекает своими проповедями огромное количество молящихся. Ежедневные утром и вечером богослужения, совершаемые о. Аркадием, и его пламенные проповеди и утешения вносили тёплую струю радости в измученные сердца людей. Гонения на Церковь с каждым годом усиливались, и работа братства проходила в чрезвычайно трудных и опасных условиях. Чека преследовало верующих, закрывались церкви, увольняли с работы за религиозные убеждения. О. Аркадий, всегда вдохновенный, горящий небесным огнём, всё более и более верующих объединял единой мыслью о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001   002