Житомир. Церковь Иакова, брата Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Иакова, брата Господня Год постройки:1837. Ссылки:   Адрес: Украина, Житомирская область, г. Житомир, ул. Победы, 74 Координаты: 50.270679, 28.648468 Проезд:находится на входе на территорию Вильского (Русского) православного кладбища; автобусы (102, 104, 106, 123, 147), маршрутки (1, 11, 19, 19А, 23, 33), троллейбусы (2, 3, 5А, Н5) до остановки " Улица Николая Сциборского " Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь св. Якова на кладбище на большой Вильской улице построена в 1837 г. за счёт княгини Оьги Потёмкиной. В 1866 г. пристроен новый алтарь, в 1882 г. – колокольня, в 1884 г. – притвор. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии». – Почаев: 1888 г., т. 1., перевод с украинского. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51122

Расовое разделение человечества. Тотчас же после Потопа начинается расовое разделение человечества. Ной проклинает Хама: «Раб рабов будет он у братьев своих». Потом сказал: «Благословен Господь Бог Симов» и «Да распространит Бог Иафета». С этого момента эти три основные ветви человечества приобретают каждая свои особые свойства. Потомство Хама приобретает особые наследственные черты, которых пет у потомков Сима – семитов, и потомков Иафета – иафститов. В свою очередь, и эти последние начинают коренным образом разниться друг от друга. «Благословен Господь Бог Симов», – говорит о своем старшем сыне святой и праведный Ной. В этих словах мы можем видеть пророчество об особо повышенном религиозном призвании потомства Симова. И действительно, не только избранный Богом для хранения веры в Единого Истинного Бога в ветхозаветный период истории народ является потомством Сима, но и в последующие времена носителями и распространителями веры в Единого Бога и борцами против многобожия были по преимуществу потомки Сима, евреи (ведь все апостолы, распространители веры Христовой, по преимуществу были евреями), и распространителями ислама – арабы. «Да распространит Бог Иафета». По древней традиции (впрочем, очень мало обоснованной на свидетельстве св. Библии) потомками Иафета являются индо-европейцы. Ни одно другое племя человеческое не распространилось так широко, воистину, по лицу всея земли, как именно племя индо-европейцев. Трудно протягивать соединительные нити между Бого-откровенными, вечными и неизменными истинами Св. Писания и непостоянными, все время меняющимися догадками человеческой науки. Но в данном случае хочется протянуть такую пить. По современным археологическим данным все древнейшие т.н. «культуры» древне каменного века Шельской (Аббе-вильской), Ашельской, Мустьерской эпох были совершенно одинаковы по всему лицу земли. И в Южной Африке, и в Китае, и на островах Индонезии, и в Европе люди одинаково открывали возможность применения камней для своих целей и обивая их придавали им желательную форму: т. н. каменные топоры, скребки, ножи во всех перечисленных областях были почти совсем одинаковы, свидетельствуя о единой психологии всего человечества, ну, скажем, как гнезда птиц одного вида, как строения бобров или соты пчел приблизительно одинаковы для всех местностей распространения их. Впрочем, с той глубокой разницей, что гнезда птиц и строения бобров почти не меняются и во времени, а достижения людей, оставаясь в основном одинаковыми в пространстве, совершенствовались во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

88 Местечко Пулины  упоминается под именем села Пулин  в акте от 1585 года в жалобе Звегольского наместника Василия Богдановича Ильинского и войта Корецкого Томила Манцевича на Берестейского воеводича Фридриха Тышкевича о том, что он переманивает к себе из их имения – села Пулин – крестьян на условиях 20-летней льготы от повинностей (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 145). 89 Село Селец упоминается в акте от 1595 года 7 октября, в инвентаре имений, принадлежащих панам Евстафию, Юрию, Петру и Алесандру Тышкевичам-Логойским и находящихся в Житомирском повете Киевского воеводства, с исчислением крестьян и мещан и их повинностей. Как видно из этого инвентаря, село это называлось раньше Селище, а переименовано в Селец около 1593 г. Впервые его начал заселять Половицкий – слуга помещиков Тышкевичей. (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 226). 90 Село Сколобов упоминается в акте от 1605 года 11 июня, по делу об опустошении с. Мотовиловского, сожжении хуторов, истязании и ограблении крестьян, причём деятельное участие в этом опустошении принимали жители с. Сколобова по распоряжению Грижанского старосты пана Мартина Миховского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 309). Ещё оно упоминается – под именем с. Сколобовец – в акте от 1700 года 9 сентября в инвентаре м. Горошков и принадлежащих к нему сёл, с исчислением количества крестьян, количества барщины и даней и с оценкой этих повинностей. По этому инвентарю, в селе этом находились четыре данника, из которых каждый в пользу местечка платил 50 грибов, одну курицу, три вязки льна, в каждом по 8 пучков, и – кроме того – работал ещё натурою один день (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 3). 91 Деревни Мокренщина и Сплянщина – под именем сёл волости Черниховской – упоминаются в акте от 1640 года 7 мая – в акте разграничения имения князя Януша Острожского – волости Вильской (обнимающей тогда сёла Ивановичи, Грушки, Новополь и Зороков), от имений Стефана Немирича – волости Черниховской, в состав которой входили сёла Ставов (ныне с. Славов), Силенщина, Мокренщина Горбаша и Триковичи (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 269).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Местечко Киликиев – под именем имения Киликиевского, принадлежащего князю Янушу Фёдоровичу Корецкому – упоминается в акте от 1579 года 21 июня в завещании князя Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Браславского и Винницкого, в котором он все свои имения, в том числе и Киликиевское, завещает сыну своему князю Иоахиму, а, за несовершеннолетием его, назначает опекуна над ним в лице родственника своего, князя Михаила Александровича Чарторыйского (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 102). Ещё оно – как имение князя Иоахима Богушевича Корецкого – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского, князя Иоахима Богушевича Корецкого на войта и урядника имения Вильска, принадлежащего князю Константину Острожскому, о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали через Вильско бежавших от Корецкого, между прочим и из имения его Киликиева, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник с Вильскими мещанами перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, – находившееся же при них оружие и лошади были ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 152–154). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 11 декабря в заявлении пана Юрия Тристенецского о невыдаче ему королевскими бирчими расписки в получении подымного с Корецких, Межирицких и Киликиевских имений Луцкого старосты князя Богуша Корецкого, вследствие ошибки в расписке, выданной ими в получении этой подати в первую половину года, тогда как ошибка могла быть исправлена доплатой князем Корецким 4 коп грошей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 37, п. 438). Местечко Киликиев расположено на равнине, некогда принадлежало князьям Острожским. В дельчем листе между Янушем и Александром кн. Острожскими в 1602 году оно названо уже местечком; затем оно перешло к кн. Яблоновским, потом – чрез заклад – к Стецким, кои и ныне владеют. В 1834 году оно было конфисковано в казну и земли розданы крестьянам, а в 1860 году возвращены прежнему владельцу. К юго-востоку от Киликиева есть скалы красного гранита. Некогда был здесь большой став. Рассказывают, что в 1831 году мятежник польский Карл Ружицкий со своим отрядом проходил чрез Киликиев и здесь имел стоянку, причём тут же он ограбил русский транспорт пороху и пуль. Порох он взял себе, а пули затопил в ставе. Впоследствии став спустили, высушили и пули вынули. Поэтому и става ныне нет. В 7 вёрстах к западу от Киликиева в течение нескольких лет находилась почтовая станция Выгода (почтового тракта в Корец); около неё при тракте есть много могил, которые народ называет могилами казаков банды Кривоноса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

«Соколова гора», на р. Каменке, а две – при сел. «Жердели», на р. Гуйве – все три поступили в надел соборному причту в 1876 г. от правительства; 3) четыре участка сенокосной земли в бывшем Вильском казённом имении Житомирского уезда в 83 десятины – с кустарниками. Как мельницы, так и земельные участки отдаются в аренду. При самом Соборе: каменный домик для соборной прислуги, и три деревянных дома для двух священников, 1 диакона и церковнослужителей, а кафедральный протоиерей и прочие священно и церковнослужители, не имея церковных помещений, получают квартирное пособие от Собора. Церкви принадлежат завещанные разными лицами неприкосновенные денежные капиталы, проценты с коих идут: 1) в пользу церкви – от 4% непрерывно доходного билета Государственной Комиссии погашения долгов за 24494 на 1500 руб. и от 5% облигации восточного займа на 50 руб., и 2) в пользу причта – от того же билета на 1500 руб.; от двух билетов той же Комиссии за 23,999 и 114,587 – всего на 650 руб., от 5% билета Государственного Банка за 265,846 на 100 руб., и от трёх 5% облигаций восточного займа 1-го выпуска за и 446,276 – в обоих вместе на 200 руб. и за ?? на 50 руб., всего в пользу причта процентных билетов – на 2,500 руб. Причт: 1 протоиерей с жалованием 1,000 руб., ключарь с жалованием 700 руб., 2 священника с жалованием каждому по 500 руб., 1 протодиакон – 500 руб., 2 диакона с жалованием каждому по 400 руб., 2 иподиакона с жалованием каждому по 350 руб., 2 псаломщика с жалованием каждому по 250 руб., пономарям и церковной прислуге – всем вместе 800 руб. Кроме того в пользу причта идут: одна половина аренды с оброчных статей (сенокоса и мельницы) и проценты с неприкосновенных капиталов причта. Копии метрических книг хранятся с 1798 года, а исповедные ведомости с 1801 года. Опись церковного имущества имеется за 1845 год. Дворов – 389½, прихожан – 3,295 душ обоего пола. Кафедральный протоиерей 56  – магистр богословия Адриан Романов. Пуриевич (с 1884 г. в настоящей должности, а на службе с 1849 г.), ключарь – священник, магистр богословия Николай Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

73 Гута – на местном наречии – значит стеклянный завод; часто также называется поселение, где прежде находился такой завод. 74 Село Буки упоминается в акте от 1728 года 26 февраля, как имение, принадлежащее Киевскому каштеляну Казимиру-Станиславу Стецкому (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 55). 75 Село Вильск – под именем местечка Вильска – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого на войта Прокопа Лианского и урядника (Криштофа Винарского) имения Вильска, принадлежащего князю Константину Константиновичу Острожскому воеводе Киевскому о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез местечко Вильско бежавших, от Корецкого в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник, вместе с Вильскими мещанами, перебили, изувечили и даже утопили некоторых из этих бояр и слуг Корецкого (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). Ещё – под именем местечка – оно упоминается в акте от 1650 года 7 января – в жалобе от имени жены Виленского воеводы Анны-Алоизии Ходкевичевой (урождён. княгини Острожской) на арендного владельца её имения – местечка Вильска – пана Александра Цоклинского и на слугу его Яна Белецкого об увозе из её имений нескольких сот крестьян, которые и были потом совершенно ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 558–559) Ещё оно упоминается в акте от 1714 года 5 мая  в письме мечника – региментаря польских войск Ивана Галецкого к скарбнику – регенту Овручскому Левковскому – содержащем упрёки шляхтичам воеводства Киевского за то, что они распределили квартиры для войска в совершенно опустевшей Украине, между прочим, в Вильске, где было всего три крестьянина, помещены были 25 кавалеристов, – и только меньшую часть войска поместили в заселённом Полесье (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 776). 76 Местечко Горошки, как полают, было до 15 века городом Гороховым. Под именем местечка упоминается в акте от 1650 года 6 мая в жалобе пана Вацлава Юрьевича на крестьян, а также мещан м. Горошек – подданных Киевского подкомория Юрия Немирича, ограбивших во время казацкого восстания, имение жалобщика Зарубинцы (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Эта двойная субъективность (свой, а не общий для всех мир, и с ударением не на нём самом, а на том, как он увиден) приближает книгу, при всём различии опыта, письма и чувства жизни, к «Поискам потерянного времени». Да и вся эта субъективизация повествовательных форм, к которой Бунин пришел во второй половине жизни, ставит его в непосредственное соседство с такими западными современниками его, как прежде всего Пруст, а затем Свево, Музиль, Вирджиния Вульф, отчасти и Джойс. По намерениям он несравненно консервативнее их, но по результатам он к ним ближе, чем какой-либо из поэтов, писавших прозу, в лагере ему враждебном, за исключением Андрея Белого. «Описательство» было только началом, и как удивились бы в «Весах» или «Аполлоне», если бы кто-нибудь высказал догадку о том, куда оно может привести! Эти слова о своей молодости мог бы написать и Пруст. «Жизнь Арсеньева», откуда они взяты, на его книгу похожа еще и тем, что она – пронизанное воображением воспоминанье не только о жизни, но и о претворении ее в словесную, образную ткань. Юного Марселя мучит та же потребность и та же недостижимость выражения, что и сверстника его Арсеньева, и он мог бы повторить за ним: «Выйдя на балкон, я каждый раз снова, до недоумения, даже до некоторой муки, дивился на красоту ночи: что же это такое и что с этим делать!» Разве это не похоже на знаменитое «zut! zut! zut! zut!» Пруста, на его незнание, как выразить то, что он чувствует при виде мартэн-вильской колокольни, на такое же его недоумение перед нетронутой, сияющей пеленою мира, за которой таится что-то, чего нельзя уловить иначе, чем в творческом акте, создающем художественное произведение. «Я чувствовал, — читаем мы него, — что еще не дохожу до самой глубины моего впечатления, что есть что-то, за этим движением, за этим светом, что-то, что как будто и заключается в них и прячется за ними». Разве это не родственно тому, что Арсеньев говорит Лике: «Есть чувства, которым я совершенно не могу противиться: иногда какое-нибудь мое представление о чём-нибудь вызывает во мне такое мучительное стремление туда, где мне что-нибудь представилось, то есть к чему-то тому, что за этим представлением, понимаешь: за! — что не могу тебе выразить!» Внимание одного писателя направлено не на ту же сторону мира, что внимание другого, но свою писательскую задачу они понимают одинаково, и с одинаковой неизбежностью, хоть и совсем по-разному, подчиняют ей свою живую жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

6, т. 1, стр. 153). Затем, – под именем уже местечка Берездовского – оно упоминается в акте от 1625 года 4 июня в жалобе пана Николая Незабитовского, войта имения жены Виленского воеводы Анны-Алоизии Ходкевич м. Красного-Става на урядника имения Волынского воеводы князя Януша Жаславского Григория Мочульского, о захвате земель и уничтожении большой проезжей дороги, причём в виде угрозы для желающих ездить по этой дороге – поставлена виселица; м. Берездов указывается здесь в составе имений жены Ходкевича – Анны (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 441). Местечко Берездов было некогда владением князей Острожских, Ходкевичей, потом – одного поколения князей Любомирских, затем долго оставалось в роде кн. Яблоновских, последний потомок коих, кн. Станислав Яблоновский, распродал свои имения мелкой шляхте, a в 1831 году – лишился и Берездова, конфискованного русским правительством и отданного в 1864 году русскому чиновнику Полякову. Есть следы существования здесь древнего замка. До 1832 года здесь был р.-католич. монастырь мариянитов или францисканов. 154 Село Голавница некогда принадлежала князю Иосифу Чарторыйскому, внучка которого Терезия вышла замуж за Генриха Любомирского и Головница перешла к сыну его Юрию, о коего досталась Заленскому, которому и ныне принадлежит. 155 Село Великая Горбаша – под именем села Горбаши – упоминается в акте от 1611 года 14 января, в жалобе пана Стефана Немирича на Григория Пашкевича о том, что он – Пашкевич – грабил и производил разбои в имениях Немирича, в состав коих входило и село Горбаша (Архив, ч. 6, т. 1, стр. …). Ещё оно упоминается в акте от 1610 года 7 мая – в акте разграничения имения князя Януша Острожского – волости Вильской, от имений Стефана Немирича – волости Чернеховской, в состав которой входило и село Горбаша (а также: Ставов или Славов, Силенщина, Мокренщина и Троковичи). Архив, ч. 7, т. 1, стр. 269). Впоследствии село это перешло во владение Нулавских, затем Дубецких, потом Прушинских, а ныне ими владеют Хичевские. 156 Местечко Городница – под именем местечка – упоминается в акте от 1685 года 8 октября в свидетельстве, выданном соседями дворянину Александру Вержбовскому о том, что в его отсутствии казацкий полковник Макуха вместе с полком своим, опустошил имение его м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Прошло время пребывания Аркадия и Владимира Остальских в тесном семейном кругу. Настало время учёбы. Дети духовенства в то время, как правило, оканчивали духовные училище и семинарию. Не стали исключением и дети иерея Иосифа Остальского. Летом 1899 года десятилетний Аркадий с девятилетним Владимиром были приняты в приготовительный класс Житомирского духовного училища 22 . Прошли пять лет учёбы, и в 1904 году братья окончили курс обучения в духовном училище. Аркадий – по первому разряду, а Владимир – по второму 23 . В том же 1904 году Аркадий, после поверочных испытаний, продолжил обучение в Волынской духовной семинарии 24 . А Владимир поступил в семинарию в 1905 году 25 . Во время обучения в духовной семинарии Аркадий Остальский очень любил богословские беседы, которые устраивались по инициативе управляющего тогда епархией Епископа (с 1906 года Архиепископа) Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) в большом зале Епархиального дома, который помещался на Вильской улице (сейчас улица Победы) рядом с усадьбой духовной семинарии, и посещать эти беседы семинаристам было очень удобно. По воспоминаниям посещавших эти лекции «слушателей на всех беседах было так много, что многим за неимением места приходилось стоять в проходе и даже во дворе» 26 . И это притом, что вместимость зала была до 1000 человек. Слушателями были духовенство, семинаристы, которые принимали участие и в устройстве самих лекций, воспитанники церковно-учительской школы и городское население – представители интеллигенции и мещане. В собраниях также участвовали церковные хоры Преображенского кафедрального собора и городских церквей. Поднятые лектором вопросы, тут же, в зале, широко обсуждались слушателями. Темами бесед были лекции на религиозно-нравственные темы и диспуты по миссионерским вопросам. Лекторами были многие выдающие личности, из которых некоторые в последующем просияли в лике священномучеников. Иногда выступал и сам владыка Антоний. Более других по душе семинаристу Аркадию были лекции и диспуты по миссионерским вопросам, которые проводил епархиальный миссионер Николай Иванович Абрамов (в декабре 1907 года пострижен в монашество с именем Митрофан и рукоположен в сан иеромонаха, в сентябре 1910 года возведён во архимандрита). По окончании Аркадием Остальским семинарии он станет его мудрым наставником.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В 1796 году Волынское наместничество было переименовано в Волынскую губернию, причём Житомир оставался ещё уездным городом. В 1802 году Высочайше повелено было – взамен уступленного навсегда казне графом Ильинским города Житомира – удовлетворить его восьмилетним доходом с города. В 1804 году Житомир назначен был губернским городом Волынской губернии во внимание к тому, что в нём помещаются уже губернские присутственные места, имеются постройки, сделанные частными людьми, и хозяйственные заведения губернских чиновников 55 . Почва г. Житомира песчано-глиниста и несмотря на возвышенное своё положение, – болотиста. Причиной нахождения здесь болот считают глинистый грунт земли, не пропускающий внутрь себя осадочной влаги, а также дурной скат её в речные бассейны. Поэтому в Житомире среди городского даже рынка (на Житнем торгу) существуют болотные озёра. Высота местности, занимаемой Житомиром, составляет около 750 футов над уровнем воды в океане. Со всех сторон город окружён лесами, площадь которых равняется – с лишком 60 кв. вёрстам. С 1865 г. в Житомире учреждены три десятидневных ярмарки – 1 июня, 1 августа и 1 сентября. В г. Житомире имеются следующие церкви: 1. Волынский кафедральный Собор во имя Преображения Господня, на большой Вильской улице. Построен в 1874 году на средства Государственной казны. Каменный, с такою же колокольнею. Здание имеет форму креста, с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания лабрадорными шлифованными плитами и такими же поясками, и карнизом (лабрадор – особый род гранита – добыт в Житомирском уезде у берегов р. Быстриевки). Наружный вид храма представляет пропорциональные, постепенно к середине возвышающиеся массы средних и угловых выступов с пилястрами, колоннами и порталами, увенчанные пятью куполами. Архитектурный стиль Собора – русско-византийский, соединяющий в себе характеристические черты древнерусского христианского зодчества и византийской архитектуры 7–9 вв. Длина собора с наружными стенами и колокольней, без главного крыльца – 25 сажень.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002