аллегорическая – 69, 120, 138, 143 библейская – 108 сакральная – 13, 101, 200 Герменевтический: максимализм – 162, 165 минимализм – 162, 165 Герметизм – 35 Гетеродоксальные учения – 61 Гипербола – 154 Гомилия – 19, 126 ,139, 140, 145, 186, 187, 191 Гомилетика – 196 Гнозис – 41, 44, 96, 99, 100, 106, 107, 114, 120, 163, 194, 195 Гносеология – 65, 99, 104, 112, 114, 156, 192 теистическая – 66, 137 Гностицизм – 15, 40–44, 46, 98, 102, 108, 130, 131, 149, 162, 175, 201 Дамба «Гептастадий» – 24 Демонология – 134 Диалектика – 87, 112, 163, 189 Дидаскалион – 32, 79, 80–83, 85, 87, 89–91, 120, 122, 183 дидаскал – 81, 83–85, 88, 91, 96, 109, 119, 123, 128, 132, 134, 135, 137, 142, 150, 152, 176, 178, 182, 199 Добротолюбие – 43 Догмат – 14, 107, 175, 184, 190, 196 Догматика – 17, 90, 164, 170, 192 Доксография – 100 Дуализм – 42, 175 Евангелие – 38, 64, 95, 104–106, 109, 133, 141, 142, 144, 155, 177, 179, 182,191, 198 Евхаристия – 195 Ересь – 96, 99, 106, 183 Жречество (жрецы) – 35 Зороастризм – 36 Идеализм – 28, 70, 114, 151, 175, 199 Идололатрия – 172 Иератическое письмо – 35 Иероглифика – 104 Инклюзивизм – 73 Интертекстуальность – 15, 141 Ипостась – 129, 171, 196 Исихия – 170 Иудаизм – 38, 39, 44, 133, 201 Иудейские школы Александрии – 56 Каббала – 38 Канон – 17, 56, 123 Каппадокийская школа – 10, 11, 191, 201 «Катехуменат» – 85 Киники – 27 Киренаики – 27 Кирилло-Мефодиевская традиция – 196 Космогония – 66, 98 Космология – 54, 123, 187 Космос – 28, 60, 61, 126, 130, 175, 188 Крещение – 39, 80, 95 Литургика – 196 " Лицо» – 14 Логология – 115 христианская – 111 Логос – 16, 40, 59, 61–64, 66, 71, 76, 84, 97, 100, 104–106, 109–111, 113–115, 126, 127, 129, 134, 142, 176, 177, 181, 182,196,197, 201 Манихейство – 35 Масоретский извод Ветхого завета – 38 Метареальность – 141 Метафизика – 197 Метафора – 14, 17, 54, 71, 72, 75, 156 Метемпсихоз – 143 Мистерии – 35 элевсинские – 95 эллинские – 123 Мистицизм – 40, 69, 124, 193 Мифология – 35, 43, 54, 59, 123, 141 Монашество – 41,42,44,45,143, 173,178, 201

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Церковная археология См. Библейская история и археология 231–239); Общая история Церкви: Археология раннего христианства 510–514); Литургика 2152–2284); Церковные искусства: Церковная археология (храмы, святыни) 2609– 2623). Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть I. «В начале сотворил Бог небо и Землю ...». Библейская онтология Глава 1. Пролог первой главы Книги Бытия. Космический аспект «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» Иов. 38:4–7 «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я». Ис. 45:12 «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел». Пс. 89:5 «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли». Пс. 103:30 1. Библейское Откровение о принципе творения Творение, как оно излагается в библейском Откровении и как оно может представляться вообще, есть акт возникновения чего-либо из небытия к бытию, то есть возникновение того, чего ранее не было совсем, не существовало даже в первоэлементах, даже в потенции. Принцип творения не допускает, таким образом, возникновения бытия из какого-либо «хаоса», то есть чего-то такого; из чего сотворенное могло бы образоваться. Этим библейская религия резко отличается от других древних религий, которые допускали существование не только многих первопричин бытия, не только говорили о некоем предсуществовании, которое можно назвать хаосом, но допускали даже возникновение из первобытного хаоса самих богов. Автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет о возникновении принципиально новой сущности. Первое бара – сотворение неба и земли. Второе бара – сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой. Третье бара – сотворение человека. Человек, будучи одним из организмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании. Личность человека, его внутреннее «я», или сознание, явно нематериальны 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

7. Четвертая глава Книги Бытия: библейская философия истории А. Откровение о начале и течении человеческой истории Четвертая глава Книги Бытия служит связующим звеном между Откровением о метаистории человечества (вторая и третья главы Книги Бытия) и текущей историей в общепринятом смысле. Ее начало примыкает к концу третьей главы, где говорилось об изгнании человека из рая, и является как бы естественным ее продолжением. Конец ее примыкает к пятой, уже вполне исторической главе, где снова упоминается о сотворении человека и о продолжении человеческого рода. Этим она связывает две разные формы Откровения: праисторическую мифологему, изложенную символическим языком, и историю в ее хронологической структуре, указывающую на события, уже происходящие в конкретное время, в конкретном месте, с конкретными личностями. Этим определяется и сама форма речи Откровения, связующего вневременное с текущим в обычное время. Поэтому не удивительно, что мы встретим в этом тексте чередование языка мифологем с языком исторической легенды. Что же по существу, а не по форме представляет собой вся 4 глава? Несомненно, как и все в Откровении, она имеет некую конкретную цель, ради которой она и написана. Б. Авель и Каин Глава начинается со слов: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт. 4:1, 2 ). Далее повествуется о разных судьбах братьев, причем выясняется, что они различны по натуре. Священное Писание не открывает нам тайны о причинах рождения разных по натуре детей у одних родителей. Это указывается лишь как действительность, которую приходится принимать без доказательств. «Спустя несколько времени. Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (ст. 3 и 4). Здесь прежде всего указывается на религиозность, как характерную черту первобытных людей. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (ст. 4, 5). Почему? Никаких объяснений в тексте мы пока не находим. Мы ничего не можем узнать и о состоянии духа, настроениях братьев перед тем, как они принесли жертвы Богу. Однако мы знаем, что через все Писание красной нитью проходит мысль о том, что жертва, принесенная без любви к Богу и собратьям своим, не угодна Богу. «Милости хочу, а не жертвы», – напоминает Господь слова, сказанные пророком Осией ( Ос. 6:6 ; Мф. 9:13; 12; 7 ). О том же говорит и Апостол Павел ( 1Кор. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Мы не знаем, как именно переживалось это противоречие в мысли и жизни первых преступников. Но библейская история человечества, во всяком случае, не оставляет никакого сомнения в том, что люди довольно скоро узнали о решительной невозможности для них освободиться от этого противоречия и что эта невозможность довольно скоро определила собой человеческую жизнь как историю вольного и невольного пребывания человека во тьме заблуждений. По сообщению книги Бытия 3, 22-23, в жизни первого человека было такое событие, что о нем " сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят " . Это событие, по библейскому контексту, совсем не связано с так называемым Божиим судом над людьми. После библейского сообщения о признании людей за поборников добра на земле, и о данном им обещании относительно будущей победы над злом, и о предупреждении их относительно трудов, болезней и смерти следует библейская заметка о новых отношениях мужа и жены (Быт. 3, 20) и затем еще вторая библейская заметка об одном замечательном событии в их новой жизни, что именно сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (ст. 21). Значит, люди успели уж некоторое время прожить в новых условиях жизни, и, во всяком случае, они уж успели увидеть нужду, ради сохранения своей жизни предавать смерти ни в чем не повинных пред ними животных. И вдруг после этого они были изгнаны из Едемского сада. Вполне естественно поставить вопрос: чем было вызвано это изгнание? уж не желанием ли Бога наказать людей за преступление Его заповеди? Библейский текст, в подчеркнутых нами выражениях, вполне ясно отвечает на этот вопрос. Очевидное дело, что люди готовы были забыть, что Едемский сад только был для них раем, а сам по себе он – вовсе не рай и что поэтому хотя дерево жизни и продолжало еще расти в этом саду, однако оно уж не могло более предохранять их от смерти; и в силу того, что они готовы были забыть об этом обстоятельстве, они готовы были повторить свое преступление, т.е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Но, имея в виду свою неизбеж­ную участь, они по необходимости должны были думать, что рели­гиозно-нравственное отношение к природе для них совершенно не имеет никакого значения, потому что всякое развитие жизни для них может иметь только один конец – они умрут, и всякая их де­ятельность будет окончена. Поэтому совершенно естественно, что нравственная личность, умевшая прежде подчинять себе живо­тную особь ради духовно совершенной жизни, не могла уже более подчинять её себе, когда этим подчинением требовалось совершен­ное уничтожение человека. А в силу этого совершенно естествен­но, что люди должны были оказаться в круге противоречий жизни; потому что, вынужденные жить по закону физических потребно­стей, они всё-таки должны были судить свою жизнь по нравствен­ному закону духовного совершенства. Вследствие же этого они од­новременно должны были и осуждать, и оправдывать себя, – осуждать себя за всякий поступок, который противоречил истине их предвечного назначения, и оправдывать себя в каждом поступ­ку который вполне соответствовал их действительному положению в мире. Мы не знаем, как именно переживалось это противоречие в мысли и жизни первых преступников. Но библейская история че­ловечества, во всяком случае, не оставляет никакого сомнения в том, что люди довольно скоро узнали о решительной невозможности для них освободиться от этого противоречия и что эта невозможность довольно скоро определила собой человеческую жизнь историю вольного и невольного пребывания человека во тьме заблуждений. По сообщению книги Бытия 3:22–23, в жизни пер­вого человека было такое событие, что о нем «сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Это событие, по библейскому контексту, совсем не связано с так называемым Божиим судом над людьми. После библейского сообщения о признании людей за поборников добра на земле, и о данном им обещании относительно будущей победы над злом, и о предупреждении их относительно трудов, болезней и смерти сле­дует библейская заметка о новых отношениях мужа и жены ( Быт. 3:20 ) и затем ещё вторая библейская заметка об одном замеча­тельном событии в их новой жизни, что именно сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Опыт истолкования книги Бытия (гл. 1–5) «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин. 1:1–4 . «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ин. 8:32 . «Правда и вера – две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собой в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия...» М.В. Ломоносов Избранные философские произведения Содержание Об авторе Единство истины: откровение и наука 1. Откровение, как дар Божий 2. Наука: путь человеческого разума 3. Взаимоотношение Откровения и науки 4. Особое значение первых трех глав Книги Бытия 5. Как следует понимать символический язык Откровения Часть I. «В начале сотворил Бог небо и Землю ...». Библейская онтология Глава 1. Пролог первой главы Книги Бытия. Космический аспект 1. Библейское Откровение о принципе творения 2. «В начале» («Брешит») 3. «Небо» и «земля», как два архетипа тварного мира 4. «Небо» и «земля», как двуединство мира 5. «Земля», как символ материи: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» 6. Время и вечность: «земля же была (гаета) … » 7. Откровение о Духе Божием Животворящем: «Дух Божий носился над водою ...» Глава 2. Библейское Откровение о «днях» творения и созидания мира через изреченное Слово Божие 1. Что в книге Бытия мыслится под словом «день»? 2. Необходимый антропоморфизм библейской речи 3. Библейское Откровение о принципе становления основных форм мироздания 4. Космический план (аспект) Откровения: «дни» происхождения всего Космоса в целом 5. Планетарный аспект библейского Откровения – происхождение нашей Земли Глава 3. Сотворение человека, как венца мироздания 1. Библейские тексты о сотворении человека 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

3. Теперь про Иова. Я согласен с теми, кто считает Николая мало похожим на библейского праведника. «Левиафан» скорее античная трагедия, чем библейская. Но я не согласен с теми, кто считает его антиподом Иова, своего рода Антииовом. Не поспоришь: Иов был праведником, а Николай жил без Бога в душе. Об этом нам говорит образ разрушенного храма, куда подростки, да и сам Николай один раз, приходят вечером выпить. Разрушенный купол — вот символ души Николая. Вот потому-то Бог и не с ним. Что поделаешь… Однако, мне не близка мысль, что Бог пребывает только с праведниками, Евангелие очевидно говорит нам о другом. История Иова — о том, что праведник верен Богу не потому, что Тот щедро одаряет его за верность, как думал Сатана. А в Евангелии Бог верен человеку и любит его, даже если человек готов убить Его, или ему до Него нет дела. «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23,34). Наверное, имеет смысл напомнить, о чем же повествует библейская книга Иова. Ни в чем не повинному, непорочному человеку Бог послал для испытания его верности величайшие страдания. Иов чувствует, что невероятные испытания нельзя объяснить его грехами, что совершается что-то недоступное ему и невыносимое для него — именно по этой своей непостижимой незаслуженности. И восстает против тайны невинного страдания. «Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, — говорит он Богу. — Зачем Ты поставил меня противником Себе?» «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?». «За что Ты со мною борешься?» (Иов 7:19-20). Но не только личные невинные страдания давят своей тайной Иова. Бог «губит и непорочного, и виновного (…), Земля отдана в руки нечестивых». «Почему беззаконные живут, достигают старости (…), дети их с ними (…), дома их безопасны от страха и нет жезла Божьего на них?». «Почему (…) бедных сталкивают с дороги, все униженные земли вынуждены скрываться (…), в городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того?» (Иов 9:22,24; 21:7-9; 24:4,12). «Земля отдана в руки нечестивых» — разве это не предельно лаконичный синопсис истории, рассказанной А. Звягинцевым?

http://pravmir.ru/kozlinaya-pesn-ot-andr...

5. Сотворение Евы – матери всех живущих. Замысел Божий о сотворении женщины О сотворении женщины в Книге Бытия говорится три раза: в главах первой, второй и пятой, о соотношении которых и взаимосвязи мы уже говорили выше. В 1 главе о сотворении женщины говорится одновременно с сотворением человека вообще: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... " (ст. 26–28). В 5-ой главе, в которой дается Откровение о начале истории человечества, читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, муж чину и ж енщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек в день сотворения их» ( Быт. 5:1–2 ). Следует отметить, что в 1-ой главе стоят слова: захар, означающее особь мужского пола, и нкева, означающее особь женского пола. Эти слова могут быть применены к любым существам мужского и женского пола. Буквально их можно перевести даже, как самец и самка. Но в смысловом переводе, поскольку речь идет о человеке, эти грубые слова должны быть заменены на мужеский пол и женский пол. Семьдесят толковников эти слова переведели, как арсен и фили, что также означает особей мужского и женского полов, то есть мужское и женское начало в природе. Славянский перевод, следуя греческому, также ставит муж и жена – но не в смысле супружеских отношений, а как обозначение особенностей природы, то есть именно в смысле сотворения мужского и женского полов. Это, между прочим, отразилось в тексте молитвы, творимой священником при бракосочетании: «Ты бо из начала создал ecu мужеский пол и женский, и от Тебе сочетавается мужу жена». Как видим, здесь различаются два понятия: понятие пола и понятие супружества. Смысл здесь тот, что создание мужского пола и женского идет от начала, а в человеческой жизни, уже на этой основе, сочетавается мужу жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Авенир Авенир (отец света) ( I Цap. XIV, 50, 51 ) – сын Нира, дяди Саулова, известный и верный начальник его войска. В первый раз мы встречаем его имя в I кн. Цар. ( I Цap.XVII, 57 ), когда Давид возвращался после поражения Филистимлянина Голиафа, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его. Вследствие недостатка бдительности со стороны Авенира жизнь Саула находилась во власти Давида в пустыне Зиф ( I Цap. XXVI ). После помазания Давида царем над домом Иудиным Авенир воцарил над одиннадцатью коленами Израиля Иевосфея, сына Саулова. Через несколько времени после того войско Давида под начальством Иоава и войско израильское под начальством Авенира расположились одно против другого на обеих сторонах Гаваонского пруда, и битву начали по 12 юношей с той и другой стороны; затем последовало общее сражение, кончившееся полным поражением Авенира. Он бежал, но был преследуем Асаилом, братом Иоава, который был легок на ноги, как серна в поле ( II Цap. II, 18 ). Когда в пылу преследования Авенир советовал ему отстать от него и угрожал в противном случае смертью и когда Асаил не послушал его, то он, поворотивши копье, поразил его в живот и Асаил умер на месте ( II Цap. II, 23 ). Иоав и Авесса также преследовали Авенира, но по его увещанию оставили преследование, и сражение прекратилось. Вследствие ссоры с Иевосфеем Авенир перешел на сторону Давида ( II Цap. II, 12, III, 12 ). Давид согласился на свидание с Авениром и отпустил его с миром, возвративши через него свою жену Мелхолу, отнятую у него ее отцом, Саулом. Вскоре после того возвратился Иоав, и, когда ему рассказали о случившемся, он, без ведома Давида, приказал тотчас же воротить Авенира и по его приходе изменнически умертвил его внутри ворот города Хеврона, в отмщение за смерть брата своего Асаила. И погребли его с почестями в Хевроне. Царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ. И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день во Израиле? Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство; а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его ( II Цap. III, 38–39 ). За смертью Авенира вскоре последовало убийство Иевосфея и падение его царства. Иаасил, сын Авенира, при Давиде был главным начальником колена Вениаминова ( I Nap. XXVII, 21 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010