М., 2009. 3 . Баракман Ф.Х. Практическая христианская теология. М., 2002. 4 . Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990. 5 . Венема К. Оценка премилленаризма [Электронный ресурс]//URL: http://www.reformed.org.ua/2/241/(Дата обращения: 09.11.2022). 6 . Верклер Г.А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии . Гранд Рапидс, Мичиган, б.г. 7 . Веселов Е., свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М., 2019. 8 . Герменевтика библейская//Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. 9 . Диалог св. Иустина Философа с Трифоном иудеем, 22, 27// Иустин Философ и мученик, св. Творения. Б.м., 1995. 10 . Ефрем Сирин , прп. Слово 96, о покаянии//Его же. Творения. М., 2014. Т. 3. 11 . Зауэр Э. Бог, человечество и вечность. Всеобщая история спасения. Киев, 1991. 12 . Иоанн Златоуст //Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. 13 . Ириней Лионский , св. Против ересей//Его же. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди . СПб., 2010. 14 . Как этот мир придет к концу//Сторожевая башня. 2012. 15 сентября. 15 . Никодим Святогорец , прп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями: В 4-х т. Т. 2. Правила Вселенских Соборов. Екатеринбург, 2019. 16 . Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет . Bielefeld, 2000. 17 . Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. 18 . Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем/Сост. М. Барсов . М., 2006. 19 . Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. 20 . Толкование новозаветных посланий и книги Откровения/Гл. ред. П. Харчлаа. Б.м., б.г. 21 . Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. 22 . Фаст Г., прот. Толкование на Апокалипсис. М., 2009. 23 . Gribben, C. Writing the rapture: prophecy fiction in evangelical America. Oxford, 2009. 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Содерж.: 1. Священное Писание и Священное Предание; 2. О каноне; 3. О церковном Предании. – 1989, 12, 67;1990, 1, 70. 2. ВОРОНОВ Л. , прот. Слово Божие в жизни Церкви. (Доклад на богословском симпозиуме в ЛДА 10 октября 1986 года). Содерж.: 1. Церковь – истинное Тело Христово; 2. Священное Писание Нового Завета в Апостольском Предании Церкви; 3. Богослужебный текст на церковнославянском языке; 4. Текст Священного Писания для домашнего чтения на русском языке; 5. Греческий традиционный текст как основа для научно-богословских исследований; 6. Выводы. – 1987, 3, 70;4, 61. 3. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. Источники христианского вероучения. (По творениям свт. Феофана Затворника ). – 1994, 1, 38. 4. ДРОНОВ М. , прот. Писание и Предание. Содерж.: 1. Старое и новое в православном понимании Предания; 2. Историческая постановка вопроса о Предании в Протестантизме; 3. Православное понимание источника и форм Откровения. – 1993, 11, 9–25. 01 Исагогика и Экзегетика Ветхого и Нового Завета 5. АВГУСТИН, архим. Синайский кодекс Библии . (История открытия). – 1987, 12, 71. 6. ЖИЛА С., прот. Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике. – 1989, 10, 71;12, 73. 7. ЗЕНЬКОВСКИЙ В., прот. Христианская вера и современное знание. Содерж.: 1. Священное Писание как источник христианской истины; 2. Основные идеи Библии о мире; 3. Различие 1-й и 2-й глав в Книге Бытия; 4. Грехопадение прародителей; 5. Поврежденность природы вследствие грехопадения прародителей. – 1991, 2, 70. 8. ИЛЬИН В. Шесть дней творения. – 1992, 9, 54. 9. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. Библия о мироздании. – 1990, 6, 74;7, 74;8, 73. 10. МАКАРИЙ (ГЛУХАРЕВ), архим. Предисловие к “Алфавиту Библии ”. – 1990, 12, 72. 11. МЕНЬ А., прот. Как читать Библию . Руководство к чтению книг Ветхого Завета. – 1991, 1, 65;2, 63;3, 67;4, 63;5, 72;6, 65;7, 59. 12. ШАДРИН В. Духовно-преобразовательный аспект 103-го псалма. – 1989, 6, 74;7, 71. 02 Аграфы, Апокрифы, Кумранистика 03 Библейская текстология (библейский текст, издания и переводы Священного Писания)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23. 414 Священный Синод 23. 414–1 Определения. Постановления, назначения 23. 414–2 Синодальные учреждения: 1. Управление делами Московской Патриархии 2. Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) 3. Отдел по религиозному образованию и катихизации 4. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) 5. Отдел по взаимодействиюс Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. 6. Миссионерский отдел 7. Издательский совет (до 1994г. Издательский отдел) 8. Хозяйственное управление (ХОЗУ) до 1997 г. 9. Учебный комитет 10. Комиссия по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты работающих в РПЦ (до 1991 г. Пенсионный комитет) 11. Богословская комиссия (до 1993 г. Комиссия по вопросам христианского единства) 12. Богослужебная комиссия 13. Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, репрессированных в советский период. 14. Комиссия по вопросам канонизации святых 15. Комиссия по вопросам издательства и церковной печати 16. Библейская комиссия 17. Комиссия по управлению и использованию конференц-центра и гостиничного комплекса 18. Комиссия по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности… 19. Комиссия по делам монастырей РПЦ. 20. Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам. 23. 415 Выдающиеся события в жизни РПЦ 1. 1000-летие Крещения Руси 2. Празднование 400-летия учреждения Патриаршества… 3. Празднование 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца… 4. Празднование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия Московского … 5. 2000-летие Рождества Христова 23. 416 Из жизни внутренних епархий Московского Патриархата 23. 416–1 Русская Православная Церковь 1. Абаканская и Кызылская… 2. Анадырская и Чукотская… 3. Архангельская и Холмогорская (Архангельская и Мурманская 1985–1995)… 4. Астраханская и Енотаевская 5. Бакинская и Прикаспийская 6. Барнаульская и Алтайская 7. Белгородская и Старооскольская… 8. Благовещенская и Тындинская

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Афродитианова повесть, 792, 797; порицается, 200, 201. Афанасия александрийского : Толкование Псалмов, 88. Послание к Антиоху см. Антиох князь; Аммону, Руфину, 205–207. Слова и отрывки, 13, 15, 87, 91, 165, 169, 185, 189, 192, 203, 204, 339, 667, 668, 732, 746, 752, 753, 757, 764, 766, 768, 770, 794, 802, 804. Житие В. Антония, 684, 763. Его житие см. Жития Святых. Афанасий, монах иерусалимский, 15, 205, 206, 224. Афанасий русин, святогорец, 746. Афанасий, поп, владелец, 350. Афонская гора, 175, 200, 686, 704, 746, 756, 757, 793. Афанасия Волховского, иером. префекта Троицкия лавры, слово, 198. Упомин. архимандритом, 457. Басманова Ивана супруга, Ирина, 76. Басов Феодор, владелец, 259, 484. Баторий см. Стефан. Батыя пленение Руси, 714, 770, убиение его, 663, 714, 805. Бенетскому архиепископу послание, 205, 206. Бердпбека, хана,ярлык, 177,765. Беседы трех святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Злат., 256, 769, 774, 778, 786. Беседовник см. Григорий. Библия. Книги В. и Н. завета: Пятокнижие Моисеево, 1, 44, 45. Иис. Навина, Судей Изр., Руфь, Есфирь, 2. Ездры 2-й кн. гл. 3 и 4, 659. Псалмы Давидовы, 3, 46–62. Псалтири следованные, 308–343. Толкования Псалмов, 85–88, 791. Притчи Соломоновы, 730, 773. Екклесиаст, 730. Песнь Песней, 730, 765, 773, с толкованием, 730. Премудрость Сирахова, 730. Пророки толковые, 63, 89–91. Выписки из книг В. Завета, 15, 205, 206, 728, 729, 731, 770, 771, 812. Четвероевангелие, 46, 66–70, по дням – апракос, 5. Толковое, 92–98, 107–115. Учительное 99–106. Деяния, и Послания Апостольские, 71–78, 783, апракос, 79–82. Толкования на них, 116–118, 150. Апокалипсис, 83, 84, 659, 710, с толкованием Андрея кесарийского , 6, 119–122, 692. Библейская история, 38, 728–731, 735, 769. Библиотеки разные см. Описание рукописей. Благовестник, книга, 107–115. Благовещеиие. Поучения на сей праздник, 11, 99–104, 106, 137, 142, 143, 150, 160, 602, 643, 675, 704, 744, 745, 753–755, 793, 796, 805. Блудного сына неделя. Поучения, 9, 11, 39, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 758, 793.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В качестве заключения хотелось бы выразить надежду, что итогом данного проекта станет не только определенный вклад в решение проблемы центра мысли и богословия апостола Павла, но и в формирование методологии исследования Священного Писания в православной библеистике на современном этапе ее развития.     Ианнуарий (Ивлиев), архим . Антропология в Новом Завете.//Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: (дата обращения: 06.10.2015).  Подробнее см.: Ириней (Пиковский), иеромон. Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви//Научный богословский портал Богослов.ру [Сайт]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2454099.html (дата обращения: 08.10.15).  Мышцын В.Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.  Подробнее см. в: Ковшов М.В. Изучение наследия св. ап. Павла в Московской духовной академии: современное состояние и перспективы развития.//Гуманитарные науки в теологическом пространстве: Взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX в. по настоящее время. Сборник статей в честь 200-летнего юбилея пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре./Отв. ред. игумен Дионисий (Шлёнов). Сергиев Посад: Учебный комитет Русской Православной Церкви; Московская духовная академия, 2015. С. 222-240.   Глубоковский Н. Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905; Кн. 2: «Евангелие» св. апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. СПб., 1910; Кн. 3: Божественность «Евангелия»Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. СПб., 1912.  См. напр. статью «Отрицательная критика библейская» в: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня. 2002. Т. 2: К—П.

http://bogoslov.ru/article/6175221

Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Михаил, архиеп. О тексте Синайской рукописи Библии. М. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Норов А. Защита Синайской рукописи Библии от нападений о. архим. Порфирия Успенского . СПб. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] О синайской рукописи Библии, изд. К Тишендорфом//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Победоносцев К. П. Тишендорф и Синайская Библия . СПб. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Порфирий (Успенский) , архим. Мнение о Синайской рукописи. СПб. 1862//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Хронология священно-церковной истории, от сотворения мире до ваших времен, составлена ее законоучителем, священником Иаковом Громовым. СПб 1859//Странник, 1860, I. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Чтение об исторических книгах Священного Писания Ветхого Завета. Сост. П. Лебедев. М. 1860//Странник, 1861, сентябрь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Шеев М. О третьей В книге Ездры, опыт исследования о книгах апокрифических. СПб, 1861//Странник, 1861, сентябрь. Архангельский В. Библейская космогония//Православный собеседник, 1889, т. II. – С. 357–408. Б Б. М. Моральный прогресс и регресс по библейским данным (Пятикнижие)//Вера и разум, 1909, Б. [Рец. на:] Фиников. Справедливо ли во имя будто бы науки отвергать сказание Библии о сотворении мира? Новгород, 1910//Странник, 1910, сентябрь. Б[агрецов]в Л. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия//Вера и разум, 1903, Багрецов Л. Плач пророка Иеремии (исагогико-экзегетический очерк)//Вера и разум, 1900, Базаров И., прот. Религия и примирение//Странник, 1877, III. Барановский С. Дни творения мира в библейском повествовании//Странник, 1889, III, декабрь. Беликов В., прот. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа в период трех царей (Саула, Давида и Соломона)//Православный собеседник, 1911, т. II, июль-октябрь. Беляев А.Д. О покое воскресного дня//Вера и разум, 1890,

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Наконец, это правило совершенно справедливо ставит толкование Писания в зависимость от цели, контекста, аудитории: здесь речь идет о проповеди в храме, соответственно, на первое место выходят духовное и нравственное толкование. Действительно, никакой другой нравственности, никакой другой веры, кроме принятой от отцов, в Церкви нет и быть не может. Но разве означает это запрет на научные исследования библейского текста, или на художественное творчество на библейские темы? По–моему, ни в коей мере. О науке стоит поговорить особо. Сегодня существуют научные дисциплины, которых не было ни полтора, ни даже полтысячелетия назад (например, библейская археология и текстология), сегодня нам доступные материалы, о существовании которых тогда и не догадывались (например, клинописные таблички из Вавилона и Угарита). Они едва ли добавят что–то к духовному и нравственному толкованию библейских текстов, они не изменят основы церковной проповеди, но они многое в Библии помогут понять точнее и полнее. Если бы всё это существовало во времена отцов, то наверняка было бы введено ими в оборот, поскольку они достаточно свободно пользовались достижениями нехристианской культуры своего времени. Богословский язык отцов (ипостась, сущность и т. д.)— это ведь язык греческой философии, языческой по своему происхождению, а вовсе не библейского Откровения. И если мы сегодня ограничимся повторением сказанного отцами, закрывая глаза на эти новые материалы, то мы скорее как раз нарушим их традицию. Иными словами, правило не устанавливает единого образца на все времена и на случаи жизни, а скорее задает некий вектор, которому должен следовать церковный человек в своем отношении к Писанию, и требует от него оставаться внутри установленных отцами пределов в вопросах догматических и нравственных. Но и внутри этих пределов возможна немалая свобода в том, что касается частностей. И что, в самом деле, говорят отцы? Если мы хотим понять, как толкуют отцы тот или иной библейский отрывок, мы можем снять с полки нужную книгу (например, собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста) и найти по указателю толкование на соответствующее место. Казалось бы, как просто… Но что делать, если толкование не найдется? А если оно найдется, можем ли мы быть уверены, что это действительно мнение всех отцов, а не одного из них, пусть и самого авторитетного?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

487. Определение хронологии русских духовных стихов, в связи с вопросом об их происхождении. А.В. Марков. а) Стихи об Егории Храбром, об Адаме, о непрощаемом грехе, о плаче земли. 1910, II, 6, 357–367. б) Стихи о св. Пятнице и труженике, о Василии Кесарийском. 1910, II, 7–8, 415–425. в) Лирический стих «Тебя я ради, Господи». Приложение: Апокрифическое поучение против пьянства (По двум спискам). 1910, III, 10, 314–323. 488. Русская художественная литература в отношении к вопросам религии. (По поводу книги Я.Н. Ктитарева, Вопросы религии и морали в русской художественной литературе. Горки Могил. губ., 1909). Н.Д. Кузнецов. 1910, III, 10, 333–352. 489. Проф. В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. – С.И. Смирнов. 1902, II, 7–8, 616–640. 490. Первая книжка нового журнала «Новый Путь». – М.М. Тареев. 1903, I, 1, 180–184. 491. Полезное издание. Д. Д. Языков. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Выпуски 9 и 10. Москва, 1905–1907. – А.П. Лебедев. 1907, I, 1, 216–221. 492. Новые учебные пособия по истории русской словесности. I. А. Алферов и А. Грузинский, Допетровская литература и народная поэзия. Тексты, переводы, примечания, словарь. Издание 2-е исправленное и дополненное фирмы «Сотрудник Школ». Москва, 1907. – II. А. Алферов и А. Грузинский, Русская литература XVIII в. Хрестоматия. Издание фирмы «Сотрудник Школ». Москва, 1907. – С.П. Казанский. 1907, III, 9, 194–202. 493. Зоологический элемент в среде современной интеллигенции (М. Арцыбашев, Санин. Спб., 1908). – Н.А. Заозерский. 1908, I, 1, 183–190. 494. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 2-е издание Москва, 1909. – (М.М. Тареев). 1909, II, 6, 313–325. —44— 14. Библейская История и Археология 495. В стране священных воспоминаний. (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов). Составлено H. Е. Румянцевым, М.И. Сенцовым, М.В. Войцеховичем и А.И. Никольским. Издано под редакцией Еп. Арсения. 1902, I, 1, 106–155; 2, 329–347; 3, 532–561. (С рисунками в тексте и 2-мя таблицами на отдельных листах).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1901 К истории возникновения журнала и первых шести-семи лет его существования см. статью проф. В. А. Соколова , «Пять с половиною лет в должности редактора». Богосл. Вестник 1915, октябрь-ноябрь-декабрьская кн., стр. 239–276. 1903 К. М. Попов. Указатель к журналу «Богословский Вестник». Первое десятилетие (1892–1901 годы). Сергиев Посад, 1903. – Второе десятилетие (1902–1911 годы). Сергиев Посад, 1912. 1904 Ошибки о. Кузнецова исправляем по Чудов. рукописи (Ч) и по рукописи Моск. Дух. Академии 10 (96) (А). Когда обе рукописи дают одинаковое чтение, указаний на них не ставится. 1905 Ниже будет показано, что отношение двух списков сказания о блаженном Иоанне о. Кузнецов представляет едва ли правильно: первоначальный список на 815–819 лл. несколько сокращен и переделан на 289–292 об. И основном текстом надо бы было автору взять первый а не второй, из второго же указать варианты. 1906 Сознаемся, что мы не проверяли издание служб блаженным, да по отношению к службе блаженному Василию это и не представляется существенно важным: она напечатана по теперешней августовской служебной минее, из древних же рукописей взяты только варианты. 1907 Кстати сказать, автор любит цитировать старые издания при наличности новых, напр. Царственную книгу – стр. 266, Историю канонизации русских святых Голубинского I-e изд. (стр. 368), Путешествие Павла Алеппского по Чт. Общ. И. 1875 г. – 76, а не по переводу Муркоса (стр. 364). Флетчера по изданию 1867 г. (стр. 365). 1908 Наивный взгляд автор высказывает на старчество, думая, будто оно появилось ко второй половине XVIII в. на Афоне (359 стр). Между тем известно, что старчество возникло вместе и одновременно с монашеством. 1909 От сего прославнейши о блаженнем повсюду и в языцех яко ученик учителем возвещу» (стр. 44, 1–2). Не следует ли из этих слов, что списатель – близкий человек к блаженному Василию, ученик его? Ведь известно, что у блаженного Василия был учеником какой-то Московский дьякон. 1910 1. Русская гражданская история. – 2. Библейская история, в связи с историей древнего мира. – 3. Церковнославянский и русский языки с палеографией. – 4. История и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. 250 «Боже мой! Положи их, яко коло.. Ты един Вышний по всей земли». – Пс. 82:14 – 19 , «Ненавидящий Сиона да будут... усечением вечных мук». – Ср.: Пс. 128:4 – 6 . Л. 251 «Аще, – рече, – сим не накажетесь... Тогда смирится сердце непокориво». – Лев. 26:23 – 41 . «Не спасется, – рече, царь... во множестве силы своея не спасутся». – Пс. 32: 16–17 . ...яко не укрепляется муж крепостию... – Ср. Иер. 9:23 . Л. 252 «Ты еси сам, царь мой и Бог мой!.. и о имени Твоем исповемыся е век». – Пс.43:5 – 9 . Сего ради и Бог отрину и посрами тя... и быхом в притчю во языцех и покиванию в людех, – Ср.: Втор. 28:25, 31, 33, 37 . ...егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат... Дóндеже умоли Господа. – Ср. Иис. Н. 7:1, 2, 5, 20, 21. Л. 253 ...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание, и несть никово веселящася во Днех сих. – Библейская реминисценция; ср.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . ...яко бы вход великий творити во святый олтарь... – Во время литургии священники совершают два входа: малый и великий. Во время первого – на престол выносится Евангелие; во втором – Святые Дары. Перенесение Святых Даров для дальнейшей подготовки их ко святому причащению символизирует перенесение тела Христова от Голгофы до места погребения. ... святаго Петра митрополита... – Петр, митрополит всея Руси (ум. 1326 г.), первый московский епископ и первый московский святой; рукоположен в митрополита в 1308 г. константинопольским патриархом Афанасием. Л. 254 ...аще тебя не послушает, то аще кто и от нас бы явился, не послушает. – Ср.: Лк. 16:31 . ...окольничему Родиону Матфеевичю Стрешневу... – В боярских книгах Родион Матвеевич Стрешнев упоминается как стольник в 1636 г. и 1640 г., как окольничий с 1658 г., а с 1676 г. как боярин; умер в 1687 г. – Указатель 1853, 394. При царе Алексее Михайловиче Р.М. Стрешнев принимал участие в управлении несколькими приказами: в 1657 – 1663 гг. Большого прихода, в 1660 – 1662 гг. Владимирской и Галицкой четвертей; в 1663 – 1680 гг. Сибирского – Богоявленский 1946, 298 – 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010