Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Зоровавелева) храма была выстроена мечеть; в 638-ом г. была завоевана Антиохия и вся вообще восточная область до Тавра. В 640-ом г. Египет был подчинен Омару, в 641-ом г. взята Александрия, восточные провинции были завоеваны в 642-ом г., а в 651-ом г. был положен конец персидскому царству-сассанидов. Войска Отмана (Othman, 644-650 г.) достигли новых побед в Африке и Исаврии, взяли остров Кипр и Родос, охватили со всех сторон царство греков и постепенно стесняли, сжимали его. Еще при Констансе, в 669-676 г. они угрожали Константинополю, и царь с громадною трудностью избежал опасности. При Муавии (661-680 г.) старый богатый Дамаск был сделан резиденцией калифа. При Константине Погонате сарацинский флот еще раз угрожал столице: спаслись только благодаря изобретенному Каллиником «греческому огню». В 677-678 г. был заключен у византийцев с арабами 30-тилетний мир. Страшный враг угрожал и Италии. В 652-ом и 669-ом г. предпринимались нападения на остров Сицилию. Триполи и Барих в Северной Африке были завоеваны в 675-ом г., а Карфаген в 696-ом г.; наконец в 707-ом г. была подчинена вся Северная Африка. Затем в 712-ом г. была завоевана Испания. Количество погибших христиан не подлежит учету; страдания оставшихся в живых были неимоверны, на многие столетия и до сего времени ислам остался ужаснейшим врагом христианских народов. Глава III. Церковная организация. О рганизация мировой Церкви происходила применительно к организации государства, ибо и первая также хотела обнять οικουμενη, и в дважды 40-калетний период мира (пред императором Декием и после Валериана) Церковь и государство видимо все больше и больше совпадали в своих границах. Поэтому, предварительно скажем о внутреннем гражданском разделении царства по системе Диоклетиана; в связи с ним стоит и церковное управление (К. Lübeck. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zu Ausgange des IV Jahrhunderts. 1901). Римское царство делилось на 4 префектуры с 12-ю диоцезами и с 100 (позднее более) провинциями, по следующей схеме (от 297-го г.): I. Praefectura Orientis с диоцезами: 1)  восточный , главный город Антиохия, в него входили — Аравия, Сирия, Палестина, Финикия, Киликия, Исаврия, Кипр и Египет, 2)  Понт , главный город — Кесария Каппадокийская, ему принадлежала северная, средняя, и восточная Малая Азия с Арменией; 3)  Асия , главный город Ефес, простиралась на западную Малую Азию и острова, 4)  Фракия , восточная часть Балканского полуострова, главный город Гераклея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Заседания этого бюро были нерегулярны и происходили в комнате епископа ФЕДОРА, куда доступ был очень затруднен: «строгий этикет монастыря не допускал в комнату Федора никого без предварительного разрешения». Пахомий объясняет такую строгость «этикета» тем, что «посторонним неудобно было слышать, о чем там говорят» (пок[азания] ПАХОМИЯ, л[исты] д[ела] 86, 87, т[ом] 2-й). Сам ПАХОМИЙ называет эти собрания «приемами», а епископ Парфений – «советованиями» (пок[азания] Пахомия и Парфения, л[ист] д[ела] 86, т[ом] 2-й). Иногда на них приглашались и посторонние, как напр[имер] профессор КУЗНЕЦОВ. Пахомий бывал не на всех «советованиях» (пок[азания] Пахомия, л[ист] д[ела] 86, т[ом] 2-й). В тех случаях, когда бывали посторонние, разговоры шли на частные темы: сообщалось о разных новостях церковно-общественной жизни, об арестах церковников, выслушивались повести о муках в тюрьме епископа Федора или еще кого-либо, обсуждались проповеди профессора КУЗНЕЦОВА (пок[азания] Пахомия, Гурия, л[исты] д[ела] 86,102, т[ом] 2-й). Когда же посторонних не бывало, то разговор шел на специальные темы. Пахомий на некоторых таких специальных беседах присутствовал, благодаря своей особой роли примирителя противоположных мнений (пок[азания] Пахомия, л[исты] д[ела] 86, 88, т[ом] 2-й). При этом «разрешались недоумения», по словам Пахомия, а по словам Парфения «выяснялись мнения». Примерами таких специальных тем были: решение вопроса, идти или не идти в создаваемый патриархом Синод из либеральных епископов, решили не идти (пок[азания] Пахомия, л[ист] д[ела] 86, т[ом] 2-й). Вопрос о принятии митрополита Сергия (там же). Одним из наиболее важных советований было совместное совещание с митрополитом ПЕТРОМ по поводу оставления или не оставления Антония ХРАПОВИЦКОГО митрополитом Киевским (пок[азания] Пахомия, Прокопия, л[исты] д[ела] 84, 80, т[ом] 2-й). ПЕТРУ еще до этого Даниловцы дали понять, что Михаил не должен быть Киевским митрополитом и, следовательно, должен быть оставлен Антоний. Имени епископа, передавшего ему это, ПЕТР не помнит (пок[азания] Петра, л[ист] д[ела] 123, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Окончательно Тихон потерял всякий авторитет у самаринцев после выпуска своего завещания. САМАРИН ополчился на завещание за назначение следственной комиссии для расследование контрреволюционной деятельности эмигрантских попов и ни в коем случае не желал допустить суда над ними за те же преступления (см. пок[азания] САМАРИНА, л[ист] д[ела] 138, т[ом] 2-й). МАНСУРОВ заявил, что патриарх не имел права заявлять от имени всей церкви о лояльности по отношению к Соввласти и неприемлемым в завещании считал: создание новой церковной инквизиции, признание к[онтр]р[еволюционной] деятельности заграничников и суд над ними за нее (пок[азания] МАНСУРОВА, л[исты] д[ела] 215, 216, т[ом] 2-й). ИСТОМИН характеризовал завещание патриарха, как «прямо антирелигиозное» (пок[азания] ИСТОМИНА л[ист] д[ела] 57, т[ом] 2-й), а ЧЕЛИЩЕВ оценил его как «газетное» со стороны формы (пок[азания] ЧЕЛИЩЕВА, л[ист] д[ела] 164, т[ом] 2-й). Все они сошлись на том, что исполнение патриаршего завещания для церкви необязательно, так как грозит таковой серьезными последствиями. Они полагали, что ПЕТР непременно будет его проводить и потому не доверяли Петру, как местоблюстителю (пок[азания] ЧЕЛИЩЕВА и САМАРИНА, л[исты] д[ела]..., 140, т[ом] 2-й). Желая удержать Петра от действий по завещанию, самаринцы принялись за писание деклараций от имени «группы верующих», причем под этой группой, как говорит СИДОРОВ (пок[азания] СИДОРОВА, л[ист] д[ела] 62, т[ом] 2-й), и подразумевалась Сергиевская самаринская группировка. Декларация должна была требовать категорически отказа от выполнения завещания. В проектах МАНСУРОВ, СИДОРОВ и ИСТОМИН старались, главным образом, отстоять заграничников от угрожавшего последним церковного суда за политическую деятельность, а СИДОРОВ, кроме того, намеревался включить в свой проект пункт о недопустимости изгнания контрреволюции из церковно-приходских советов (пок[азания] СИДОРОВА и очная ставка с Добронравовым, л[исты] д[ела] 62, 63, т[ом] 2-й, пок[азания] Истомина, л[ист] д[ела] 57, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Также, т. е. синодом, называет его в показаниях и митрополит ПЕТР (л[ист] д[ела] 119, т[ом] 2-й). Под этим именем понималась, собственно, не братия монастыря, а группа епископов, избравших монастырь как бы центром для своего объединения. К числу этих епископов относились: АМВРОСИЙ, ПАРФЕНИЙ, ПРОКОПИЙ, ПАХОМИЙ, ИОСАФ, ГЕРМАН, ДАМАСКИН, ГУРИЙ и ДОБРОНРАВОВ (пок[азания] САМАРИНА, ПАРФЕНИЯ и ДЕГТЯРЕНКО, л[исты] д[ела] 141, 7, 77, т[ом] 2-й). Высланный за контрреволюционную деятельность главарь этой группы епископ ФЕДОР в своем письме, обнаруженном при обыске у епископа ПАРФЕНИЯ, прямо называет всю группу «мои даниловцы» и интересуется, насколько они остались стойки (см. письмо, т[ом] 3-й, л[исты] д[ела]...). Возглавляющий после ареста ФЕДОРА даниловскую группу епископов епископ АМВРОСИЙ прямо говорит, что «они представляли собою группу единомышленников» (пок[азания] Амвросия, л[ист] д[ела] 188, т[ом] 2-й). Политическая физиономия этой группы ясно очерчивается теми характеристиками, которые ей дал ряд опрошенных по этому поводу подследственных. Так, епископ НИКОН характеризует их как «правых», монах КРУТЕНЬ называет их контрреволюционерами, ПОПОВ Иван Сергеевич – объявляет их монархистами. САМАРИН – идейными монархистами, ЧЕЛИЩЕВ – черносотенцами и митрополит ПЕТР – также черносотенцами (показания] САМАРИНА, КРУТЕНЬ, ПЕТРА, ДЕГТЯРЕНКО, ПОПОВА, ЧЕЛИЩЕВА, л[исты] д[ела] 141, 93,124, 3,19,164, т[ом] 2-й). Местом, где происходили обсуждения текущих вопросов церковно-политического характера была столовая при монастыре и самые обсуждения происходили за столом (пок[азания] Парфения, л[ист] д[ела] 77, т[ом] 2-й). На этих обсуждениях и беседах присутствовали иногда и миряне, которым особенно верили, как, например, б. штабс-капитан и потомственный дворянин ТОКАРЕВСКИЙ В. П. Последний хорошо знал всех даниловцев и их секреты и прислуживал всем даниловским епископам. (л[ист] д[ела] 160, т[ом] 2-й). Обсуждались здесь вопросы о соединении церквей русской и англиканской и о последствиях его для русской церкви, о стараниях добиться его со стороны черносотенных митрополита Антония и врага Соввласти александрийского патриарха Фотия, о юбилее 1600-летия первого собора в Лондоне и об участии на этом юбилее все того же Антония (пок[азания] Прокопия, л [ист] д[ела] 81, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

(в Никее). На 1-ом соборе присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир-Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, который точно определяют Христианскую веру состоит из 12 членов и был выработан на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. На 7-ом соборе присутствовало 150 отцов. На этом соборе было утверждено употребление икон. Этот Собор был последним на котором присутствовали все Церкви и на нем развитие церковного учения было закончено. Таким образом Вселенских соборов было семь. На первых шесть главными темами соборов были личность Иисуса Христа и сущность Св. Духа. Только после шестого, все споры связанные с этими вопросами были окончательно решены. Архиепископ Аверкий (Таушев), знаменитый служитель Русской Православной Церкви Заграницей, написал в своем учебнике так: «Семь Вселенскихъ Соборовъ, после Ebahreлiя Христова, - ochobahie и ymbepждehie нашей Православно-Христианской Веры, ибо вера наша не только Апостольская, проповеданная Св. Апостолами, учениками Самого Господа Iucyca Христа, но и Отеческая, истолкованная и изъясненная Святыми Отцами, какъ законными благодатными преемниками Святыхъ Апостоловъ. Духъ Святый, noчubшiй на Св. Апостолахъ въ день Пятидесятницы, npocbemubшiй и yмyдpubшiй ихъ, почивалъ и на Святыхъ Богоносныхъ Отцахъ, просвещая и умудряя 3.6 Утверждение Священного Писания (Библии). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе). 3.7 Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви.

http://zavet.ru/a/rss_1284458957.html

21 янв. Св. Стефан Савваит т.е. инок монастыря Саввы, † ок 807 г., написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 с., преп. отцами избиенным в обители св. Саввы 20 мр., св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 дек. – Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например, Феодор Сикеот еп. Анастасиопольский VIII в., Георгий, еп. Сиракузский † ок. 669 г., и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов. Размер церковной песни Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по (с. 370) особой стихотворной системе, – не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них это потому что различие между буквами по долготе и краткости из к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон, должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом, ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Напр. в кондаке Рождество Христово: παρθνος σμερον Τòν περοσιον τκτει Καì γη τò σπλαιον Τω @ προστ προσγει... в 1 и 3 стихах по 7 слогов, во 2 и 4 по 8; в 1 и 3 стихе ударения на 3 и 5 слоге, во 2 и 4 на 4 и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях ( λλà, παρà, γ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения и на первом, и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πλεμς, τπεινς. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав. «краегранесие») и рифму; например, у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σμερον рифмует со σπλαιον, δοξολογου σι с δοιπορου σι (днесь – вертеп, славословят – путешествуют) 1572 . Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны древне-классическим метром, именно ямбом, а акростихи к ним гекзаметром (последнее было особенно трудно). (с. 371) Западная гимнография Что касается запада, то здесь ввиду вышеотмеченного недоброжелательного отношения церковной власти к гимнам за богослужение, в эту эпоху появилось лишь несколько новых гимнов; авторы из или неизвестны совсем, или сомнительны (так несколько гимнов приписываются св. Григорию В.). Осмогласие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

9 марта, Георгию 23 апр., Леонтию 18 июня, Иулиану Килик. 21 июня; преподобным: Павлу Фивейскому 15 янв., Арсению 8 мая, Иоанну Колову 9 ноября, Онуфрию 8 сентября, Симеону Дивногорцу 24 мая, Максиму исповеднику 21 янв. Св. Стефан Савваит т. е. инок монастыря Саввы († ок 807 г.), написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 сентября, прп. отцам, избиенным в обители св. Саввы 20 марта, св. Варваре и Иоанну Дамаскину 4 дек. — Все эти авторы канонов писали и стихиры на некоторые памяти. От этого же периода известны и другие песнописцы, например Феодор Сикеот еп. Анастасиопольский VIII b., Георгий, еп. († ок. 669 г.), и др., оставившие после себя по несколько стихир и канонов. Размер церковной песни Греческая церковная песнь всех указанных видов (тропарь, кондак, канон, стихира) этой эпохи, как и последующей, построена по особой стихотворной системе, — не древней метрической, основанной на долготе и краткости слогов, а на так называемой ритмической, основанной на количестве слогов в стихе и месте ударений в них; это потому, что различие между буквами по долготе и краткости их к тому времени уже исчезло в разговорной речи. Один греческий грамматик (Феодосий Александрийский) говорит, что желающий составить канон, должен написать тропари, которые имели бы одинаковое число слогов и одинаковое ударение с ирмосом. Таким образом ударение играет главную роль в построении греческих песнопений. Например в кондаке Рождества Ххристова: παρθνος σμερον Τν περοσιον τκτει Κα γ τ σπλαιον Τ προστ προσγει… в 1 и 3 стихах по 7 слогов, во 2 и 4 по 8; в 1 и 3 стихе ударения на 3 и 5 слоге, во 2 и 4 на 4 и 7-м слоге. (В переводе на славянский язык, понятно, ритм не сохраняется). В целях этого ритма допускаются и грамматические вольности: так в двухсложных частицах, предлогах, местоимениях (λλ, παρ, γ) допускается перенос ударения на первый слог; трехсложные слова с ударениями на первом или последнем слоге в случае надобности признаются имеющими два ударения и на первом, и на последнем слоге (как делается и в русском стихосложении): πλεμς, τπεινς. Стихотворный размер греческих церковных песен подтверждается и тем, что многие из них имеют акростих (слав. «краегранесие») и рифму; например у св. Романа в кондаке на Рождество Христово σμερον рифмует со σπλαιον, δοξολογοσι с δοιποροσι (днесь — вертеп, славословят — путешествуют) [ 82 ]. Но надо заметить, что каноны св. Иоанна Дамаскина на Рождество Христово («Спасе люди»), Богоявление («Шествует морскую») и Пятидесятницу («Божественным покровен») написаны метром, именно ямбом, а акростихи к ним гекзаметром (последнее было особенно трудно). Западная гимнография

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Написанная и читавшаяся декларация Мансурова по показанию СИДОРОВА была настолько контрреволюционной, что сам МАНСУРОВ именно по этим соображениям не решился ее выпустить (пок[азания] СИДОРОВА, л[ист] д[ела] 64, т[ом] 2-й). МАНСУРОВ объяснил, что декларация не была послана Петру просто потому, что Петр начал вести себя так, как и было нужно, игнорируя завещание, причем прибавил, что ни в коем случае не побоялся бы послать контрреволюционный документ Петру, так как последний прочел бы его, разорвал и все было бы кончено, не имея серьезных последствий (пок[азания] МАНСУРОВА, л[ист] д[ела] 216, т[ом] 2-й). Митрополит ПЕТР не только не стал проводить суда над заграничниками, но и вообще оставил завещание патриарха в покое, за что он был немедленно признан самаринцами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом признании музейнику ВИНОГРАДОВУ сообщил его знакомый Юрий САМАРИН (сын А. Д. САМАРИНА), что «круг знакомых его отца решил признать митрополита Петра» (пок[азания] ВИНОГРАДОВА, л[исты] д[ела] 178,179, т[ом] 2-й). Окончательно же САМАРИН и его приспешники стали благоволить к митрополиту Петру с того момента, как Петр отправил через попа ШИПКОВА на утверждение САМАРИНУ свое июльское послание против обновленцев (пок[азания] ПЕТРА, ШИПКОВА, САМАРИНА, л[исты] д[ела] 117, 200, 141, т[ом] 2-й) и стал производить все свои дальнейшие действия по указке самаринцев, держа с ними связь через того же ШИПКОВА, а также «через некоторых лиц», как он сам говорит (пок[азания] Петра л[ист] д[ела] 117, т[ом] 2-й). В большинстве случаев самаринское влияние доходило до Петра через так называемый Даниловский монастырь, игравший роль оперативного штаба Сергиевской группировки. Этот монастырь, объединяя вокруг себя наиболее крупных черносотенных церковных деятелей, пользовался исключительным благоволением самаринцев, и САМАРИН был близок с настоятелем этого монастыря епископом ФЕДОРОМ (пок[азания] САМАРИНА, ЧЕЛИЩЕВА, СЕМЕНЯКО л[исты] д[ела] 67, 68, 164, 138, 141, т[ом] 2-й). Влияние монастыря было очень велико. Патриарх Тихон прямо называл монастырь Даниловским синодом и очень считался с его мнениями, часто размышляя перед тем, как принять какое-либо важное решение: «а что скажет по этому поводу Даниловский синод» (пок[азания] Деггяренко, л[ист] д[ела] 7, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

52:14 Синодальный перевод : «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!». В Великом свитке Исаии данный стих имеет важное смысловое разночтение. Рассмотрим вначале точное значение стиха по масоретскому тексту. Высказав в предыдущем стихе основную мысль, пророк раскрывает ее более подробно в 14-ом и 15-ом стихах. Слуга Ягве будет успешен в достижении Своей цели. Однако Его путь будет настолько прискорбен, что Его вид представляется пророку обезображенным сильнее, чем у кого-либо из людей, что изображает в 14-ом стихе высшую степень уничижения и страдания. Но за этим последует столь великая слава, что, как сказано в стихе 15-ом, этому будут удивляться и народы, и даже «славные земли» – цари. Согласно мнению большинства переводчиков и комментаторов книги Исаии, в стихе 14-ом первое слово «как» () соответствует не ближайшему «так» () этого же стиха, а тому «так» (), с которого начинается мысль следующего 15-го стиха. Насколько велико будет уничижение Слуги Господня – настолько великая последует за этим слава. «Картина первоначального унижения Раба Ягве на столько ясна для пророческого взора Исаии, что страждущий Мессия стоит как бы перед самыми глазами пророка и пророк обращается со своими словами непосредственно к Нему: «как многие ужасались, смотря на Тебя», – пишет И. А. Орфанитский. – По этой причине он переменяет здесь 3-е лицо на 2-ое» 104 . Некоторые комментаторы и переводчики, однако, видят в смене повествования с 3-го лица на 2-ое то, что пророк, сказав о Слуге Ягве в стихе 13-ом, в этом стихе обращается к народу Израилеву. Но у Исаии есть примеры того, как автор, повествуя об одном и том же предмете, попеременно говорит о нем то во 3-м, то в 2-ом лице (например, Ис.42:19–20 ). Учитывая, что этот прием содержится и в первой части книги Исаии (см. Ис.1:29 ), его можно считать достаточно распространенным и не несущим особой смысловой нагрузки. Тем более, что как в этом, так и в следующих стихах Исаия имеет в виду Слугу Ягве, поскольку, говоря о народе Израилевом, он употребляет местоимение «мы» (53:1–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010